Научная статья на тему 'Методическая подготовка курсантов вузов МВД России при изучении дисциплины "Огневая подготовка"'

Методическая подготовка курсантов вузов МВД России при изучении дисциплины "Огневая подготовка" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIRE ARMS TRAINING / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SYLLABUS / INSTRUCTIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Ольга Анатольевна

В статье описаны современное состояние методической подготовки курсантов вузов МВД России при изучении дисциплины "Огневая подготовка", существующие подходы к организации и проведению таких занятий, изложена авторская точка зрения на решение существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADETS'' INSTRUCTIONAL TECHNOLOGY FOR STUDYING THE SUBJECT "FIRE ARMS TRAINING" IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes modern state of cadets1 instructional technology for studying such subject as "Fire arms training" in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author analyzes existing approaches for organizing classes of fire arms training. The author's point of view for solving the existing problems is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка курсантов вузов МВД России при изучении дисциплины "Огневая подготовка"»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -

УДК355/359:37.035

w J**

I

Ольга Анатольевна ЮСУПОВА,

начальник кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

[email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА"

CADETS' INSTRUCTIONAL TECHNOLOGY FOR STUDYING THE SUBJECT "FIRE ARMS TRAINING" IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE

RUSSIAN FEDERATION

В статье описаны современное состояние методической подготовки курсантов вузов МВД России при изучении дисциплины "Огневая подготовка ", существующие подходы к организации и проведению таких занятий, изложена авторская точка зрения на решение существующих проблем.

The article describes modern state of cadets1 instructional technology for studying such subject as "Fire arms training" in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author analyzes existing approaches for organizing classes of fire arms training. The author's point of view for solving the existing problems is demonstrated.

Ключевые слова: курсанты вузов МВД России, огневая подготовка, рабочая программа учебной дисциплины, методическая подготовка.

Keywords: cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, fire arms training, syllabus, instructional technology.

Современные условия осуществления служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов предъявляют повышенные требования к их профессиональной подготовке, одним из элементов которой является огневая подготовка.

Цели и содержание дисциплины "Огневая подготовка" определяются требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для вузов МВД России к формированию профессиональных компетенций выпускника, а также Примерной программой по дисциплине "Огневая подготовка".

Департаментом государственной службы и кадров МВД России в 2013 г. утверждена новая Примерная программа учебной дисциплины "Огневая подготовка" для образовательных учреждений МВД Рос-

сии [1], в соответствии с которой одной из задач обучения является формирование у курсантов знаний по основам методики проведения практических стрельб из боевого оружия в подразделениях МВД России.

Целью обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке должна быть подготовка сотрудника, твердо знающего основы и правила стрельбы, материальную часть стрелкового оружия, его боевые свойства, правила хранения и применения оружия в боевой обстановке при выполнении оперативно-служебных задач, а также способного методически грамотно обучать подчиненных огневому мастерству и соблюдению мер безопасности при обращении с оружием.

Содержание темы "Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях МВД России"

¡Алгоритмы высшей школы

предполагает изучение курсантами нормативных правовых актов, регламентирующих проведение занятий по огневой подготовке в подразделениях МВД России, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами, основных педагогических принципов и методов обучения, средств огневой подготовки, форм обучения и др.

Анализируя рабочие учебные программы дисциплины "'Огневая подготовка" вузов МВД России, мы установили, что в Московском университете МВД России и Восточно-Сибирском институте МВД России на изучение курсантами вопросов методики огневой подготовки отводится 4 часа (2 часа лекционное занятие и 2 часа семинарское занятие), в Волгоградской академии МВД России - 4 часа практических занятий, а в Дальневосточном институте МВД России - 2 часа практических занятий.

Таким образом, анализ программ учебной дисциплины "Огневая подготовка" образовательных учреждений МВД России показал, что проблема методической подготовки обучающихся пока не нашла окончательного решения. В настоящее время нет единого мнения специалистов огневой подготовки относительно объема и содержания темы "Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях ОВД".

Педагогическое наблюдение и результаты анкетирования выпускников Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) позволили сделать вывод о том, что 4-х часов теоретических занятий на изучение основ методики огневой подготовки сотрудников ОВД недостаточно для формирования у обучающихся необходимых умений по организации огневой подготовки, составлению необходимой документации, эффективному использованию средств обучения и организации соревнований по стрельбе.

Существует необходимость в разработке подходов, средств и методов формирования методических умений у курсантов вузов МВД России. С этой целью нами были

проанализированы существующие методики, которые успешно применялись для подготовки инструкторов-общественников по стрельбе в организациях "Динамо", ДОСААФ и спортивных школах, методики подготовки тренеров по пулевой стрельбе в институтах физической культуры и инструкторского состава в военных институтах. [2; 3]

В связи с тем, что теоретической и научно-методической базой огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел служат основные положения общей педагогики, современные теории и концепции обучения, принципы обучения и воспитания, в процессе обучения курсантов по дисциплине "Огневая подготовка" в полной мере применимы педагогические закономерности, общие для обучения и воспитания.

По нашему мнению, нет необходимости в разработке принципиально новых подходов к формированию методических навыков у выпускников образовательных учреждений МВД России. Анализ ранее разработанных методик подготовки инструкторов (тренеров) по стрельбе позволяет определить содержание темы "Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях МВД России" рабочих программ учебной дисциплины "Огневая подготовка" образовательных учреждений МВД России.

Эффективные программы подготовки инструкторов-общественников по пулевой стрельбе были разработаны еще в советское время. В 60-80 годы XX века массовая подготовка инструкторов-общественников по стрелковому спорту проводилась в ДОСААФ. Единая программа подготовки инструкторов предусматривала формирование необходимых для инструктора умений и навыков по стрельбе и методических навыков в организации занятий и стрелковых тренировок. Целью обучения ставилась подготовка инструкторов к проведению занятий по начальной подготовке стрелков. В соответствии с программой всего на подготовку предусматривался 51 учебный час, из них на методическую подготовку отводилось 13 учебных часов. Та-

Ш Вестник Сибирского юридического ^ института ФСКН России— ;

кого объема учебной нагрузки было достаточно для подготовки инструктора, владеющего знаниями по подготовке стрелка III разряда. Методическая часть подготовки включала в себя следующие темы:

"Организация и методика проведения занятий по материальной части оружия" (1 час);

"Методика обучения изготовкам к стрельбе. Дыхание. Прицеливание, спуск курка" (1 час);

"Методика проведения занятий по основам стрельбы" (1 час);

"Краткий обзор основ анатомии и физиологии человека" (2 часа);

"Основы системы спортивной подготовки. Навыки и их образование. Обучение и тренировка. Основные принципы педагогики и их приложение к подготовке стрелка" (2 часа);

"Организация и проведение соревнований" (6 часов).

Необходимо отметить, что созданная в нашей стране система детско-юношеских школ и школ (училищ) олимпийского резерва также предусматривала формирование у спортсменов методических умений и навыков. Программный материал для групп спортивного совершенствования включал в себя основы методики обучения и тренировки стрелков. Причем объем и содержание такой подготовки различались в зависимости от подготовленности обучаемых. Так, для спортсменов групп спортивного совершенствования первого года обучения предусмотрено 9 учебных часов на теоретические занятия в рамках методической подготовки ("Краткие сведения о строении и функциях организма человека", "Физиологические основы спортивной тренировки", "Основы методики обучения и тренировки") и 20 часов на практические занятия ("Инструкторская и судейская практика"). На втором году количество теоретических занятий составляло 9 часов, практических - 24 часа (тематика занятий сохраняется). Третий и последующие годы обучения предусматривали 7 часов теоретических и 36 часов практических занятий по методике организации и проведения занятий по стрельбе.

Таким образом, эти программы, включающие в себя теоретические и практические занятия, позволяли эффективно формировать у обучаемых достаточные методические умения и навыки. Данные программы могут быть взяты за основу при разработке содержания темы "Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях ОВД" в вузе МВД России и переработаны с учетом специфики обучения сотрудников органов внутренних дел обращению с табельным оружием.

Для уточнения требований к содержанию огневой, теоретической и организатор-ско-методической подготовки курсантов вузов МВД России нами были опрошены преподаватели огневой подготовки и сотрудники, занимающие штатные и внештатные должности инструкторов огневой подготовки подразделений ОВД. Результаты анкетирования убедительно показали, что при разработке содержания темы "Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях ОВД" необходимо включать практические занятия для формирования у курсантов организаторско-методических умений, что подтвердило наши предположения относительно содержания и форм занятий при обучении курсантов по данной теме.

Количество часов, отведенных на изучение основ методики огневой подготовки в рабочих учебных программах учебной дисциплины "Огневая подготовка" образовательных учреждений МВД России, не обеспечивает должного уровня подготовленности выпускников. В связи с этим существует потребность в разработке конкретных рекомендаций по комплексному использованию современных педагогических методов и средств методической подготовки курсантов. [4]

Инструкторы и преподаватели огневой подготовки считают, что для организации занятий по огневой подготовке с сотрудниками необходимо обладать высоким уровнем теоретической подготовки, умениями и навыками по обращению с оружием, обязательны и методические умения.

¡Алгоритмы высшей школы

У курсантов и слушателей вузов МВД России необходимо формировать методические умения, достаточные для организации и самостоятельного проведения огневой подготовки в подразделениях ОВД, целью которых является поддержание уровня огневой подготовленности сотрудников на должном уровне. Выпускник вуза МВД должен уметь планировать огневую подготовку в подразделении, уметь составлять документы, необходимые для организации и проведения стрельб и соревнований, оценивать огневую подготовленность сотрудников и подразделения в целом.

Считаем целесообразным кроме теоретических (лекционных и семинарских) занятий по теме "Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях МВД России" проведение практических занятий, в ходе которых курсанты получили бы возможность закрепить полученные знания при составлении планов-конспектов занятий, самостоятельном проведении занятий, организации и судействе соревнований.

Выработка методических умений и командных качеств у курсантов должна осуществляться в ходе учебного процесса по дисциплине "Огневая подготовка", т.к. это следует рассматривать как единый процесс формирования руководителя. При самостоятельном проведении занятий на учебных местах обучаемые учатся командовать, ста-

вить задачи, правильно оценивать результаты стрельбы, делать разбор занятия, уметь подмечать недостатки, ошибки и добиваться их устранения. Привлечение курсантов к организации и судейству соревнований по стрельбе также будет способствовать выработке необходимых методических умений.

Методическая подготовленность выпускника вуза МВД России невозможна без овладения методами обучения упражнениям стрельб, к которым относятся показ и объяснение техники выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок у занимающихся при овладении ими двигательными действиями, выявление ошибок и помощь в их устранении, оценка выполнения упражнений, применение методов обучения и руководство обучаемыми.

Основой методической подготовленности является знание педагогических принципов, средств и методов обучения, умение доходчиво рассказать, образцово показать, продемонстрировать приемы, действия с оружием, так как формирование методических умений происходит в результате выполнения самостоятельных действий по организации и проведению учебных занятий. Методические умения у курсантов возможно сформировать только путем заранее спроектированного педагогического процесса, последовательно и систематично воплощенного на практике.

Библиографический список

1. Огневая подготовка : примерная программа для направления подготовки (специальности) 031001.65 Правоохранительная деятельность (специализации: "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел"; "Административная деятельность органов внутренних дел"; квалификация (степень) выпускника: специалист). - М.: ДГСК МВД России, 2013. - 20 с.

2. Программа дисциплины "Пулевая стрельба" / С.В. Кочеткова, В.Н. Федорин. -Краснодар: Кубанская государственная академия физической культуры, 2002.

3. Пулевая стрельба : поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.Д. Ратников [и др.]. - М., 1985.

4. Чудинова, О.А. Содержание экспериментальной методики, направленной на повышение уровня профессиональной подготовленности выпускников вузов МВД России / О.А. Чудинова, Г.Г. Дмитриев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур : научно-рецензируемый журнал. Ч. 2 дсп. - СПб.: ВИФК, 2009. Вып. 1. - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.