Давиденко Алла Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Ключевые проблемы огневой подготовки
В огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел существует ряд проблем и ключевых вопросов, решение которых позволит сформировать единый подход к обучению, формированию стрелковых навыков, тем самым уменьшить риск несчастных случаев при обращении с оружием и боеприпасами.
Ключевые слова: обучение стрельбе, практические умения, навыки стрельбы, этапность обучения, методика обучения, планирование, контроль знаний, кадровый подбор, материально-техническое обеспечение.
A.I. Davidenko, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Key issues of fire training
The fire training of police officers has a number of problems and key issues and their desicion will help to form a unified approach to learning, formation of shooting skills, thereby reducing the risk of accidents when handling the weapons and ammunition.
Key words: shooting training, practical skills, shooting skills, stages of education, methods of teaching, planning, control of knowledge, personnel selection, material and technical support.
Подготовленность специалиста к профессиональной деятельности должна быть обусловлена факторами, отражающими его способность квалифицированно действовать на службе и существовать в предъявляемых ему жизненных ситуациях. Небрежность в обучении огневой подготовке, неграмотные действия сотрудников ОВД и отсутствие у них стойких знаний и умений при действиях с оружием во время несения службы и на практических занятиях показывает неутешительная статистика гибели сотрудников от несчастных случаев.
Огневая подготовленность сотрудников ОВД в процессе профессионального роста и увеличения опыта должна соответственно улучшаться, а знания и умения совершенствоваться в стойкие навыки владения оружием и техникой стрельбы. В большинстве случаев это так и происходит, но существуют проблемы, которые замедляют этот процесс, требуя значительных затрат.
Огневая подготовка как дисциплина не может допускать разногласий по большинству вопросов. Однако тенденции современной жизни заставляют искать новые формы и подходы к обучению, которые не всегда соответствуют необходимым требованиям, заставляя преподавателя тратить время и силы на различные околонаучные рассуждения о проблеме подготовки сотрудников ОВД. Как следствие, возникают противоречия, которые негативно
сказываются на основных фундаментальных принципах огневой подготовки в целом.
Рассмотрим эти проблемы.
1. Проблема единого подхода к обучению.
Что есть единый подход к обучению? Коротко - это единая линия и стратегия в обучении, сопровождаемая определенными учебными материалами и методиками.
Несомненно, основным документом, регламентирующим огневую подготовку в системе МВД России, является приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Из последней его редакции был исключен раздел примерной методики обучения упражнениям Курса стрельб. В связи с этим наличие единого учебника или учебно-методического пособия имеет особое значение в обучении огневой подготовке. Очень важно, чтобы материал предусматривал этапность обучения, возможность выработки фундаментальных основ огневой подготовленности, развития определенных психофизических качеств, а также возможность совершенствования навыков до уровня спортивного мастерства. Этапность обучения должна сохраняться не только в учебных заведениях, но и в подразделениях ОВД, только тогда будет возможно определить уровень огневой подготовленности сотрудника и методически грамотно повышать ее степень на занятиях.
257
2. Проблема выработки единой методики для первоначального базового этапа обучения.
В последнее время широко распространились всевозможные инновации в преподавании различных дисциплин в учебных заведениях. Обязательным компонентом стали частные методики преподавания, которые не всегда уместны для данного предмета, поскольку не несут нового в обучении, а имеют лишь некоторые элементы новизны.
В некоторых случаях, не изложив обучаемому основ и четкого понимания сути вопроса, преподаватель вынужден в погоне за мнимой новизной отходить от фундаментальных принципов.
На первое место должна выходить задача получения сотрудником необходимого объема учебно-практического материала за короткий срок и с наименьшими затратами, для чего необходимо выработать единый алгоритм формирования основ стрелковой техники и практических навыков на первоначальном этапе обучения с возможностью их дальнейшего совершенствования.
Подходы к формированию навыков умелого обращения с оружием и получению основ правильного выстрела не должны различаться.
Важно определить единые базовые упражнения для обучения сотрудников правильному выстрелу, взяв за основу спортивную стрелковую технику и методику тренировки [1], отбросив влияние иностранных методик стрельбы на коротких расстояниях. Заложить правильное понимание выстрела, а также выявить и показать ошибки стрелка можно только в условиях медленной стрельбы на расстоянии 25 метров. Увлекаясь стрельбой на дистанциях 5-10 метров, сотрудник, не обладающий правильной техникой, все равно попадает в край мишени, отсюда создается ощущение простоты и неправильная трактовка им своего результата. Сотрудник, умеющий поражать далеко расположенные цели, будет с легкостью поражать их и на близком расстоянии, но не наоборот.
3. Проблема планирования занятий.
Всем известно, что для выработки навыка необходимо соблюдать принципы систематичности и последовательности в обучении.
Физиология человеческого организма устроена таким образом, что при выработке техники и навыка физического движения, адаптации организма к определенной нагрузке положительный эффект может быть достигнут только при условии целенаправленного воздействия на организм систематическими занятиями, которые необходимо проводить не реже 3 раз в неделю [2].
Представьте, что вы купили абонемент на занятия в фитнес-центре и посещаете его 1 раз в 2-5 недель. Какого эффекта тренировки можно добиться в этом случае? Что можно выработать? Какие навыки и какие качества можно натренировать? Каждый понимает, что если требуется натренировать выносливость в беге для сдачи норматива по физической подготовке, то нужно бегать каждый день не менее 40 минут.
Для стрельбы важны автоматизация движений, определенное взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в результате неоднократно и в определенном порядке повторяющихся раздражений, поступающих в кору головного мозга для образования прочной системы нейронных связей, что ведет к выработке динамического стереотипа (И.П. Павлов).
Занятия с периодичностью 1 -2 раза в месяц можно проводить только в том случае, если требуется поддержание устойчивого навыка. Стрельба - это специфическая деятельность, на первый взгляд, кажущаяся простой, с небольшим мышечным статическим напряжением, но сложная по координации и психологическим процессам в организме. Это не тот вид занятия, который можно натренировать самостоятельно дома.
4. Проблема оценки и контроля знаний.
В различных учебных заведениях системы МВД, а также подразделениях ОВД для проведения контроля знаний по теоретической части дисциплины «Огневая подготовка» используются разные по тематике тестовые задания. В них включены вопросы, которые не выявляют качества знаний, а способны только запутать сотрудника. Например, вопрос: «Что такое нутация?» или «Сколько литров газа выделяется при сгорании порохового заряда у 9 мм патрона ПМ?». Что дает сотруднику знание ответов на такие вопросы, какова практическая их значимость, и где эти знания могут применяться?
Часто встречаются некорректно сформулированные вопросы или варианты ответов на них, когда текстовая часть ответов занимает по объему целую станицу, - в таком случае можно говорить о компетентности того, кто составляет и проверяет такие тестовые задания.
В связи с этим определение ряда тем и разработка вопросов остаются актуальной проблемой.
5. Проблема материально-технического обеспечения.
258
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 3 (33)
Эта проблема намного глобальнее, чем просто отсутствие того или иного оборудования. Отсутствие тиров и стрельбищ вообще, определенных по метражу стрелковых галерей, устройство пулеприемников, низкая пропускная способность тиров негативно сказываются на всем процессе обучения огневой подготовке. В связи с этим преподаватели огневой подготовки не имеют возможности обучать сотрудников необходимым видам стрельбы, а вынуждены, исходя из имеющихся условий, модифицировать упражнения и использовать имеющиеся виды вооружения.
Отдельной проблемой остается вопрос обеспечения подразделений боеприпасами, который является самым главным. На занятии по огневой подготовке сотрудник 1 раз в месяц в среднем делает 4 выстрела, но даже хорошо подготовленному человеку этого недостаточно. В данном случае выработка единого подхода к методике обучения огневой подготовке поможет в некоторой степени преодолеть эту проблему.
6. Проблема подбора кадров.
Данная проблема актуальна при подборе сотрудников на должности преподавателей, инструкторов огневой подготовки, инспекторов по боевой и физической подготовке и других лиц, в служебные обязанности которых входит не только разбираться в вопросах огневой подготовки, но и непосредственно принимать участие в процессе обучения стрелковым навыкам.
1. Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. М, 1973.
2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. 5-е изд., перераб. и доп. М, 1985.
Всем известен тот факт, что огневой подготовкой занимаются бывшие и действующие спортсмены, тренеры, инструкторы, являющиеся профессионалами и фанатами своего дела, зачастую в ущерб своему личному времени, по причине любви к стрелковому спорту и оружию. Их стрелковая подготовленность никогда не вызывает сомнений, и при любой возможности они могут показать отличную стрельбу своим личным примером в любом упражнении.
С каждым годом таких людей становится все меньше и меньше. Подбор сотрудников не должен быть случайным, а только по принципу наличия у них стрелковых и профессиональных качеств, необходимых в огневой подготовке.
В связи с этим необходимо в качестве кандидатов на должность преподавателя по огневой подготовке в первую очередь рассматривать выпускников учебных заведений, которые имеют разряды и спортивные звания в стрелковом спорте.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что грамотный подбор кадров, планирование занятий и наличие единого подхода к методике обучения огневой подготовке во всей системе МВД позволят уменьшить риск несчастных случаев при обращении с оружием и боеприпасами у сотрудников ОВД, а также в целом повысить их профессионализм.
1. Yuryev A.A. Bullet shooting. Moscow, 1973.
2. Ivanitsky M.F. Human anatomy (the basics of dynamic and sports morphology): study aid for institutes of physical culture / ed. by B.A. Nikityuk, A.A. Gladysheva, F.V. Sudzilovsky. 5th ed., rev. and augm. Moscow, 1985.
259