УДК: 37.02:37.013.77
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ
ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Васенина Наталия Леонидовна, аспирант
Сургутский государственный университет (628406, Россия, Сургут, ул. Университетская, ул. Ленина, д.1, e-mail: vaseninanatalya@mail.ru)
Аннотация. В российском образовании сегодня осуществляются системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия запросам общества. Изменения в школе в разной степени уже появились, педагоги находятся на различных стадиях освоения требований стандартов - на стадии осмысления, апробации и системной реализации. В настоящее время актуальной задачей становится развитие методических компетенций педагога, обладающего готовностью к совершенствованию профессионализма в соответствии с происходящими в системе образования изменениями. В данной статье в сравнительном анализе психолого-педагогической литературы раскрываются понятия «готовность», «готовность к деятельности», «профессиональная готовность», «методическая готовность». Даётся авторское определение понятия «готовность к педагогической деятельности», «методическая готовность учителя технологии». В статье определены структурно-содержательные компоненты методической готовности учителя технологии в ходе организации проектной деятельности учащихся в условиях обновления образования (познавательный, практический, эмоционально-ценностностный). Кроме того, показывается необходимость совершенствования методической готовности учителя технологии в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обеспечения успешности проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, методическая готовность, Федеральные государственные образовательные стандарты, метод проектов, технологическое образование.
METHODICAL PREPAREDNESS OF THE TEACHER AS A CONDITION FOR THE SUCCESS OF THE PROJECT ACTIVITIES OF PUPILS AT LESSONS OF TECHNOLOGY IN A RENEWAL OF EDUCATION
© 2017
Vasenina Nataliya Leonidovna, postgraduate student
Surgut State University (628406, Russian Federation, Surgut, 1, Lenina St., e-mail:. vaseninanatalya@mail.ru)
Abstract. The system changes are implemented in Russian education today. They ensure to provide the requirements of the society. Changes has emerged in schools in varying degrees. Teachers are at the different stages of the development of standards: at the stage of understanding, testing and system realization. Currently, the development of methodical competence of the teacher is the actual task. Teacher who has the readiness to improve professionalism in accordance with changes that are happening in the educational system. This article reveals the concepts of "readiness", "willingness to activities", "professional readiness", "the methodical readiness" in the comparative analysis of psychological and pedagogical literature. It gives the author's definition of the following terms: "the readiness for pedagogical activity" and "the methodical readiness of the teacher of technology". The article identifies the structural components of methodical readiness of the teacher of technology during the organization of project activities of students in terms of updating the education (cognitive, practical, emotional and evaluative). Besides, this work reveals the necessity of improvement of methodical readiness of the teacher of technology in accordance with the requirements of Federal state educational standard to ensure the success of project activities of students.
Keywords: readiness, professional readiness, methodical readiness, federal state educational standards, method of projects, technological education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В Российском образовании осуществляются системные изменения. Это обусловливает поиски повышения эффективности деятельности основных социальных институтов страны, среди которых важное место занимает система школьного образования. В настоящее время актуальной задачей становится развитие методических компетенций педагога, обладающего готовностью к совершенствованию профессионализма в соответствии с происходящими в системе образования изменениями.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» рядом учёных рассматривается как сложное личностное образование. Оно имеет ряд интерпретаций: определённое функциональное состояние (Е.С. Кузьмин, В.А. Ядов); установка на активные и целесообразные действия (М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович); фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (А.Г. Асмолов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); психическое состояние личности (К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский и др.); качество, определяющее установки на решение профессиональных ситуаций и задач (Д.Н.Узнадзе).
В толковом словаре Ожегова понятие «готовность»
определяется, как согласие сделать что-нибудь или как состояние, при котором всё сделано, всё готово для че-го-нибудь[1].
Несмотря на различные подходы в определении понятия «готовность», в каждом из них присутствуют компоненты, указывающие на связь готовности с будущими действиями, деятельностью. Это подразумевает, что готовность - необходимое условие успешной деятельности личности, в том числе и профессиональной.
Изучение психолого-педагогической литературы помогло определить два основных направления в трактовке понятия «готовность к деятельности»: функциональный (Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов) и личностный (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин). Функциональное направление рассматривает готовность в связи с психическими функциями, формирование которых считает необходимым условием для обеспечения результативности профессиональной деятельности [2]. Сторонники личностного подхода подразумевают под готовностью устойчивую характеристику личности (подготовленность, устойчивая готовность). Они считают готовность интегральным свойством личности, определяющим ее годность к деятельности и включающим в себя активное, положительное отношение к деятельности, некоторый опыт (знания, умения, навыки), умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также видеть пер-
спективы развития.
Несмотря на различные позиции, исследователи едины в том, что готовность - необходимое условие деятельности личности, в том числе и профессиональной. Начиная с 70-х годов, в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются различные аспекты профессиональной готовности.
Мы разделяем мнение Л. Г. Семушиной, понимающей готовность к профессиональной деятельности как психическое состояние человека, которое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть вероятность достижения результатов
[3].
Ю.Т. Русаков выделяет следующие функции готовности к профессиональной деятельности: гностическую, которая обеспечивает качественную образовательную подготовку; интегративную, связанную с установлением процессуального единства между целью и действием; прогностическую, отражающую результат деятельности; ценностно-ориентировочную, связанную с осмыслением значимости профессиональной деятельности [4].
Основываясь на теоретических положениях и подходах к проблеме развития профессиональной готовности к деятельности, согласимся с мнением С. А. Бондаренко, который определяет профессиональную готовность как сложное явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [5].
Ф.Д. Рассказов считает, что именно в поствузовском этапе профессионального образования в процессе самостоятельной практической деятельности совершенствуется профессиональная готовность учителя [6].
Опираясь на исследования профессиональной готовности К.М. Дурай-Новаковой, А.И. Тимонина, В.А. Сластёнина, мы можем определить готовность к педагогической деятельности как интегративное качество личности, сформированное в результате профессиональной подготовки: профессионального образования, воспитания и самовоспитания, которое позволяет осуществлять педагогическую деятельность.
Для более точного определения сущности понятия «методическая готовность к профессиональной деятельности» нам представляется важной точка зрения А. А. Деркача, который исследовал вопрос готовности к педагогической деятельности и определил готовность как целостное проявление свойств личности [7].
Наряду с этим, Уматалиева К.Т. определяет методическую компетенцию как способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов) [8]. В научных трудах так же рассматривается понятие «готовность к методической деятельности». Так, Оськина М.Н. считает, что «готовность к методической деятельности - это специфическое состояние преподавателя, обеспечивающее осуществление учебно-методической, научно-методической, организационно-методической и экспертно-методической работы» [9].
Рассматривая данные выше определения, можно отметить, то, что их объединяет, - это интегративный характер и составляющие (методические знания и умения, личностные характеристики педагога).
Формирование целей статьи (постановка задания). В современной педагогике широко представлены работы, посвященные специфике методической деятельности, однако число исследований, связанных непосредственно с готовностью работников образования к методической деятельности, очень незначительно. Кроме того, не определены структурно-содержательные ком-
поненты методической готовности учителя технологии. Устранение данного противоречия является целью этой статьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опираясь на имеющиеся в психолого-педагогической литературе определения понятий, как «методическая готовность к профессиональной деятельности», «методическая компетенция», в исследовании мы предлагаем свою трактовку понятия «методическая готовность учителя технологии».
По нашему мнению, методическая готовность учителя технологии - это интегративное качество личности, определяющее его личностную готовность и функциональную способность эффективно решать методическими средствами профессиональные задачи технологического образования школьников.
В определении методическая готовность - это качество личности, интегративный характер которого говорит о том, что оно состоит из составляющих, которые присущи личности педагога. Это такие качества личности, как: целеустремлённость, любознательность, стремление осваивать и применять новую информацию, инициативность, ответственность, самообладание, настойчивость, организованность, критичность мышления, творческое воображение.
Под методическими средствами мы понимаем педагогические технологии, методы, приёмы, которые педагог применяет в ходе организации проектной деятельности учащихся. Например, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), метод проектов, технология развития критического мышления (ЧПКМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы: поисковые, исследовательские дискуссионные методы обучения, инструктаж, объяснение, практическая работа и др. Приёмы: мозговой штурм (ТРИЗ), составление кластера (ЧПКМ), составление дизайн-спецификации (метод проектов), использование УМК в электронном виде (ИКТ). Методические средства, перечисленные выше, применяются с целью повышения эффективности обучения на занятиях проектирования и позволяют улучшить в целом технологическую подготовку школьников. Освоение содержания предмета «Технология» обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой труда. Это является важным аспектом в процессе обучения учащихся в современной школе. Применение метода проектов позволяет решать задачи технологического образования школьников комплексно и эффективно, поскольку процесс создания проекта включает в себя все этапы технологического производства, начиная с целеполагания, определения вариантов решения проблемы, реализации замысла до рефлексии. Практический опыт применения метода сегодня показывает, что изменения, происходящие в современной системе образования, определяют необходимость совершенствования методической готовности учителя к организации проектной деятельности школьников. Это обусловлено:
— возрастанием роли метода проектов в новых федеральных государственных образовательных стандартах и в методической системе современного школьного курса предмета «Технология»;
— потребностью современной школы в учителе технологии, владеющим методическими и предметными компетенциями организации проектной деятельности школьников;
— признанием необходимости совершенствования методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности учащихся в современных условиях образования.
Для более глубокого рассмотрения понятия методическая готовность к педагогической деятельности нам представляется необходимым выделить структурные
компоненты этой деятельности.
Обратившись к новому словарю русского языка Ефремовой Т.Ф., мы видим, что слово «структура» там определяется, как: 1) взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-л.; строение. 2) устройство, организация [10].
В научном издании «Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики» дается следующее определение: «Структура - это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах»[11].
Так, например, А.Г. Мороз структуру готовности к педагогической деятельности представил в виде совокупности следующих компонентов: психологическая готовность (потребность в педагогической деятельность, внутреннее восприятие требований деятельности, осознанная мотивация личных стремлений к данной специальности); теоретическая подготовленность к педагогической деятельности (наличие глубоких знаний основных наук, определенного уровня развития, владения знаниями и методами постоянного пополнения знаний); практическая готовность (умение планировать и организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися, умение применять ранее полученные знания, умения и навыки на практике; формирование новых умений и навыков); идейно-политическая подготовка, мировоззрение, общая культура; необходимый уровень развития педагогических способностей (педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, педагогический такт, организаторские способности [12,13].
С.А. Манукова, раскрывая понимание готовности как новообразования личности педагога, характеризующее субъективное отношение личности к педагогической деятельности, идейную и практическую готовность к ее осуществлению, внутренне подкрепленную значимыми нравственными мотивами, доказывает, что такая готовность имеет определенную структуру. Ее составляющими являются мировоззренческий, когнитивный, мо-тивационный, эмоционально-волевой и операционально-поведенческий компоненты [14].
А.И. Тимонин выделяет у феномена наличия у будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности следующие структурные компоненты: когнитивный, процессуальный, деятельностный, эмоциональный и мотива-ционно-ценностный[15].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в основном позиции исследователей созвучны в том, что все они выделяют три компонента, названия у них разные, но содержание, в основном, одинаковые. По мнению одних (А.Г. Мороз) - это сочетание психологического, теоретического и практического компонентов. По мнению других (А. А. Деркач) - познавательный, эмоциональный, мотивационный. По мнению третьих (Е.В. Бурькова, Э.Ф. Насырова, Е.А. Садовская и др.) - сочетание гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов [16].
Мы разделяем позицию В.А. Сластёнина [17], в том, что он выделяет теоретическую и практическую составляющие в понятии «готовность учителя», однако считаем, что, учитывая современные требования к личности учителя, его профессиональным качествам, необходимо добавить мотивационную составляющую. В таком ключе термин «готовность учителя» близок по смыслу к категории «компетентность», что более точно отвечает особенностям современной образовательной среды.
В современных условиях изменений, происходящих в системе школьного образования, развитие методиче-
ской готовности учителя технологии является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной готовности и обусловлено синтезом знаний (познавательный компонент), умений (практический компонент) и ценностных отношений (эмоционально-ценностный компонент). Методическая готовность учителя к организации проектной деятельности учащихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) является частным проявлением его целостной готовности к методической деятельности, поэтому для ее характеристики мы использовали ту же трехкомпонентную структуру.
При этом содержание компонентов определяется так:
1. Познавательный компонент - знание содержания решаемых профессиональных методических задач по организации процесса проектирования, содержания профессиональной деятельности в сфере различных технологий производства; поиск информации, ее переработка и принятие решений; знания о системе оценки результатов проектирования и уровня сформированности УУД у учащихся.
2. Практический компонент - навыки подготовки и проведения учебных занятий, осуществления функции мониторинга; эффективной организации с методической точки зрения процесса обучения школьников проектированию; умения по изготовлению изделий в различных техниках; действия (технологические, коммуникативные, информационные), опыт.
3. Эмоционально-ценностный компонент - ценности и ценностные ориентации в процессе организации и проведения учебных занятий; мотивы профессиональной деятельности; психологическая готовность к действиям по организации процесса обучения школьников проектированию и оценке этого процесса; способности к самообразованию; профессионально важные качества личности.
Исходя из такого определения «структуры», как целостной системы, мы рассмотрим содержание структурных компонентов методической готовности учителя технологии: познавательный, практический, эмоционально-ценностный (рисунок 1).
Структурно-содержательные компоненты методической готовности учителя технологии при организации проектной деятельности учащихся в •условиях обновления образования -----■ 1 ■-----
Познавательный компонент (знания) (умения, навыки) Эмоционально-ценностный (отношение, ценности!
+
М етоднч е ские организации пра
1 организации к проведения учебных занятий предмета «Технологии»
Знания в сфере ра^ технологий производства с учётом с, эргономических,
Навьп результатов оора; процесса в
спецификой предмета _«Технология»_
Ценностные отношения к педагогической деятельности сфере технологического
Знания о способах поиска и прием информации, ее переработки и
Хр!
Навыки обучения проектированию с применением современных педагогических методик
Мотивы учебной и
деятельности _т_
Лнчност
организации прое деятельности учащихся и оценке её результатов
Знания о системе оценки результатов пр оектирования и уровня сформированности УУД у учащихся
Навыки и умения изготовления
Спо. само обр
Исследовательские и проектные
Проф.
качества личности
Функциональный аспект "--^
Я7
Познавательный компонент методической готовности учителя технологии в основном формируется в процессе профессионального образования и самообразования и представляет собой развитые до определенного уровня знания в сфере технологического образования.
Познавательный компонент методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности учащихся включает в себя:
- наличие знаний о содержании и методике организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии;
- наличие знаний о структуре, технологии и спец-
ифике проектирования в образовательной области Технология;
- способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие организацию проектной деятельности, а так же знать методику их создания;
- способность выделять методические проблемы, связанные организацией проектной деятельности на уроках технологии, анализировать и решать их;
- наличие знаний о способах оценки результатов проектирования и уровня сформированности УУД у учащихся, а так же достижения метапредметных результатов обучения в ходе проектной деятельности;
- наличие знаний о способах производства изделий при помощи различных технологий с учётом технологических, эргономических, эстетических, экономических показателей;
- наличие знаний о правилах техники безопасности при их изготовлении изделий.
Практический компонент методической готовности учителя технологии включает в себя умения и навыки профессиональной педагогической деятельности в предмете «Технология», которые заключаются в следующем:
- наличие умений, навыков по организации учебных занятий предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС;
- наличие компетенций по оценке результатов проектирования и уровня сформированности УУД у учащихся, а также достижения метапредметных результатов обучения в ходе проектной деятельности;
- владение активными методами и формами деятельности по организации процесса проектирования учащихся в разных направлениях технологической подготовки;
- наличие компетенций по созданию учебно-методических пособий для организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии;
- наличие умений и навыков изготовления изделий в различных техниках с учётом технических, эстетических, экономических требований и правил техники безопасности;
- владение информационными технологиями для осуществления поиска информации, оформления результатов проектирования, а так же их представления с позиции социальной значимости, экологической безопасности и экономической выгоды;
- коммуникативные навыки взаимодействия с участниками образовательного процесса в ходе организации проектной деятельности учащихся.
Эмоционально-ценностный компонент методической готовности учителя технологии отражает в себе ценностное отношение к профессиональной деятельности учителя. Применительно к деятельности по организации проектирования учащихся это означает:
- осознание ценности и эффективности метода проектов в освоении содержания предмета «Технология» и достижения метапредметных результатов образования в соответствии с ФГОС;
- постановка и осознание целей методической деятельности, посвященной организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология»;
- внутренняя мотивация к организации процесса проектирования школьников;
- наличие мотива достижения учащимися метапред-метных результатов образования в ходе проектной деятельности;
- интерес к методической работе, посвященной организации проектирования школьниками на уроках технологии;
- личностная готовность к организации процесса проектирования и оценке его результатов при помощи различных методов;
- наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе подготовки и реализации
проектирования школьниками.
- признание приоритетности субъект-субъектных отношений в процессе организации проектной деятельности школьников.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог, можно отметить, что методическая готовность учителя технологии, будучи сложным, многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную структуру. А сущность методической готовности учителя технологии заключается в наличии интегратив-ных качеств личности, определяющих её личностную готовность и функциональную способность эффективно решать методическими средствами профессиональные задачи в процессе технологического образования школьников на современном этапе развития системы образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
2. Смирнова, М. С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М. С. Смирнова ; - Кострома, 1993. -184 с.
3. Инженерная педагогика [Текст]: сб. ст. Вып. 4. -М. : Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. - 300 с.
4. Русаков, Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст]:
автореф. дис....канд. пед. наук: / Ю. Т. Русакова ; -
Магнитогорск, 2006. - 40 с.
5. Бондаренко, С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста [Текст] / С. А. Бондаренко // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул : Изд-во ААЭП. - 2004. - Ч.1. - 188 с.
6. Рассказов, Ф. Д. Становление педагогического профессионализма учителя в системе педвузовско-го образования [Текст]/ Ф.Д. Рассказов, М.В. Отс // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 66 — 69
7. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: НПОМОДЭК, 2004. 752 с. - (Сер. : «Психологи Отечества»).
8. Уматалиева, К. Т. Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения [Текст] / К. Т. Уматалиева // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 419-423.
9. Оськина, М. Н. Формирование готовности к методической деятельности преподавателей технических вузов в системе повышения квалификации : на примере учреждений ВПО железнодорожного транспорта [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / М. Н. Оськина - Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 26 с.
10. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М. : Русский язык, 2000.
11. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] — М. : НМЦСПО. С.М. Вишнякова. -1999.
12. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа [Текст]: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: / А. Г. Мороз. - Киев, 1983. - 460 с.
13. Мороз, А. Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у молодых учителей. В сб.: Психолого-педагогические основы совершенствования подготовки специалистов в университете [Текст] / А. Г. Мороз. - Днепропетровск; ДГУ, 1980, С.71-75.
14. Манукова, С. А. Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. А. Манукова. - Ростов-на-Дону, 1988.
15. Тимонин, А. И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства [Текст]: дис. . канд. пед. наук [Текст]/ А. И. Тимонин. — Ярославль, 1995.
16. Насырова, Э. Ф. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки [Текст]: дисс .канд. пед. наук / Э. Ф. Насырова. - Сургут, 2007. - 191 с.
17. Сластёнин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластёнин. - М. : Просвещение, 1976.