педагогическиеi
технологии!
1УДК 378:004.9.1:371.3 ББК 74.489с51
РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. А. Десятирикова, А. В. Василенко, Н. Г. Клемес
Аннотация. В данной статье дается определение понятия готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности, определяется ряд личностных характеристик будущих бакалавров педагогического образования, обеспечивающих готовность к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности, рассмотрены организационно-педагогические условия формирования готовности к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности. Опираясь на исследования, проведенные в рамках подготовки будущих бакалавров педагогического образования, авторы предлагают пример комплексной реализации организационно-педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: готовность, формирование готовности, критерии готовности, готовность к использованию компьютерных средств, педагогические условия формирования готовности, интеграция образовательных задач.
IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING FUTURE TEACHERS' READINESS TO USE COMPUTER TOOLS IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES
L. A. Desiatirikova, A. V. Vasilenko, N. G. Clemes
Abstract. The article defines the concept of readiness of future bachelors of pedagogical education for the use of computer tools in professional activities, identifies a number of personal characteristics of future bachelors of pedagogical education that provide readiness for the use of computer tools in professional activities, consider the organizational and pedagogical conditions for preparing readiness for the use of computer facilities in professional activity. Based on the research conducted in the framework of the preparation of future bachelors of pedagogical education, the authors offer an example of a comprehensive realization of the organizational and pedagogical conditions for forming the readiness of future bachelors of pedagogical education to use computer tools in professional activities.
Keywords: readiness, readiness formation, readiness criteria, readiness to use computer tools, pedagogical conditions of readiness formation, integration of educational tasks.
Формирование готовности будущего учителя математики к использованию компьютерных средств мы рассматриваем через готовность к преподавательской деятельности. В трудах В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина и др. [1-5] представлен теоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается учеными как комплексный показатель результата обучения будущего педагога в высшем учебном заведении. Будучи сложным и целостным личностным образованием, готовность к преподаванию данного предмета обеспечивается теоретическими знаниями, методическими умениями и навыками по использованию компьютерных средств.
Формирование готовности будущих бакалавров к обучению математике, которые основываются на использовании компьютерных средств, заключается в формировании специальных компетенций. Будущий бакалавр, в соответствии с требованиями ФГОС ВО и стандарта «Педагог», должен уметь: реализовывать как базовые, так и вариативные учебные программы в разных образовательных учреждениях; применять современные методики и технологии, используя компьютерные средства для обеспечения качества учебного процесса на данной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения, используя возможности образовательного учреждения; применять теоретические знания и технологии математического образования в процессе учебной деятельности; использовать различные методы развития и возможности образовательной среды, которые основываются на использовании компьютерных средств; сформировать умения и навыки учеников по использованию компьютерных технологий при обучении математике; воспитывать у учащихся потребность в изучении математики и желание использовать математические знания на практике.
Под готовностью будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности мы понимаем «способность бакалавра осознавать роль компьютерных средств в повышении эффективности процесса обуче-
ния и естественным образом включать их в свою будущую профессиональную деятельность наряду с другими средствами обучения» [6, с. 96]. Эта способность представляет собой интегративную характеристику личности, включающую компоненты: мотивационный (интерес к профессиональной деятельности по использованию компьютерных средств), когнитивный (сформированная система знаний принципов использования компьютерных средств в образовательном процессе, образовательных возможностей цифровых образовательных ресурсов и приемов их использования), технологический (достаточный уровень владения компьютерными средствами и целесообразным их применением в профессиональной деятельности), рефлексивный (способность осуществлять анализ собственной профессиональной деятельности и деятельности учащихся, совершенствовать свою методику обучения). Формирование готовности к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности заключается в подготовке бакалавра по направлениям, заданным вышеперечисленными компонентами [6, с. 96].
Процесс обучения в высшем учебном заведении приходится на период становления ценностного осознания молодых педагогов, а также их моральных и ценностных установок, профессиональных качеств. Можно сделать вывод, что именно здесь есть возможность оказывать влияние на формирование общекультурных и социально-личностных компетенций у будущих бакалавров. Допускаем, что именно от таких компетенций зависит степень творческого потенциала личности, реализация человека в его личных установках, его профессионального развития. Современные условия вузовского образования определяют качество обучения будущего специалиста в русле современных требований и реализации стандартов и могут быть обеспечены информационной средой высшего учебного заведения, в соответствии с современными требованиями к педагогу. Стоит отметить, что условия эти должны способствовать успешному формированию готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности в целом и к использованию компьютерных средств в учебном процессе в частности.
Педагогические условия представляют собой внешние обстоятельства образовательного процесса, оказывающие существенное влияние на эффективность педагогического процесса.
Под организационно-педагогическими условиями рассматриваются педагогические условия, основанные на определенных видах деятельности по их осуществлению.
Организационно-педагогическими условиями формирования готовности будущих педагогов к использованию компьютерных средств в образовательной деятельности, на наш взгляд, являются:
• ориентация на применение будущими бакалаврами интерактивных форм организации процесса обучения математике в общеобразовательной школе;
• интеграция образовательных задач, ведущих к формированию профессиональных компетенций, связанных с использованием компьютерных средств при реализации программ обучения различным дисциплинам блоков «математика», «информатика», «методика обучения математике», организации учебной и производственной практик, специально разработанной дисциплины по выбору;
• вовлечение будущих бакалавров в самостоятельную и проектно-исследовательскую деятельность по разработке и применению компьютерных средств в профессиональной образовательной деятельности;
• совершенствование компетентности преподавателей в области подготовки будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности [6, с. 96].
Осуществление данных условий возможно в процессе усвоения бакалаврами таких дисциплин, как «Математика», «Методика обучения математики», «Информационные технологии», в ходе прохождения производственных и учебных практик, а также в процессе сотрудничества студентов с преподавателями и учащимися.
Описанные выше организационно-педагогические условия связаны между собой, поэтому их комплексная реализация позволит сформировать готовность будущих бакалавров к использованию компьютерных средств. Эти условия реализуются в ходе образовательного процесса и
написания курсовых, выпускных работ, педагогической практики, вне учебной деятельности.
Для лучшего понимания реализации каждого процесса необходимо рассмотреть их по отдельности.
Если будут использоваться современные информационные технологии в ходе подготовки будущих бакалавров, то такое обучение будет четко соответствовать основным задачам обучения в вузе.
Использовать интерактивные формы (информационно-коммуникационные технологии, дистантные технологии, интерактивные технологии квазипрофессиональной деятельности, кейс-технологии, интегративные и т. п.) будущим бакалаврам необходимо на каждом этапе профессиональной подготовки, в ходе учебного процесса, учебной и производственной практики, а также в процессе участия обучающегося во внеаудиторной деятельности.
Мы считаем целесообразным использовать проблемные занятия, деловые игры и другие формы организации деятельности будущих учителей математики, в основе которых лежат компьютерные технологии. Особое значение имеет вовлечение студентов к созданию дидактических материалов для таких занятий.
Выполнение первого условия формирования готовности будущих учителей математики к использованию компьютерных средств желательно на базе использования различных форм обучения. Рабочими программами и фондами оценочных средств дисциплин, благоприятствующими формированию готовности к использованию компьютерных средств, предусмотрено проведение пресс-конференций, проблемных лекций, дискуссий, кейс-технологий, тренингов и т. д.
Это условие реализуется благодаря привлечению будущих бакалавров в интерактивную деятельность.
При использовании интерактивной модели обучения невозможно преимущество какой-либо идеи над другими.
Главными интерактивными формами организации процесса обучения будущих бакалавров являются учебно-исследовательские практические и лабораторные работы, проблемные лекции, проектная работа по созданию электронной предметной коллекции цифровых образовательных ресурсов, моделирование пе-
дагогических ситуаций и др. Их организация возможна путем соединения различных форм организации деятельности: коллективной, фронтальной, индивидуальной, групповой.
Интерактивное обучение может помочь нам в решении следующих задач:
• развитие общих учебных навыков и умений (синтез, анализ, постановка цели);
• формирование коммуникативных умений и навыков, умения устанавливать эмоциональный контакт;
• развитие умения прислушиваться к чужому мнению, умения работать в команде.
• обеспечение будущих бакалавров необходимой информацией, которая требуется для реализации их совместной деятельности.
Для того чтобы подготовить будущих бакалавров педагогического образования к работе с компьютерными средствами, мы пользуемся разработанной В. А. Трайневым и И. В. Трайне-вым «моделью специалиста - учителя математики с использованием компьютерных средств» [7], на основе которой мы организуем различные деловые учебные игры для студентов.
Эти деловые игры имеют свои достоинства и недостатки, а также определенные области применения. Такая форма обучения будет уместной для решения следующих педагогических задач:
• формирование у студентов полного представления о профессиональной деятельности в целом и ее динамике;
• развитие практического и теоретического мышления в данной профессиональной сфере;
• формирование у будущих бакалавров познавательной мотивации, обеспечение необходимых условий для появления у них профессиональной мотивации;
• приобретение социального и проблемно-профессионального опыта у обучающихся, обеспечение условий для формирования умения принимать как индивидуальные, так и коллективные решения.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что игровое моделирование уместно употреблять не для любого содержания профессиональной деятельности, а лишь для содержащего в себе какую-либо проблемность.
В модернизации обучения игровые методы оказывают определенную помощь. Студенты педагогического вуза выступают с докладами
перед преподавателями и сокурсниками, учатся выбираться из тяжелой стрессовой ситуации, активизировать мыслительный процесс. К началу прохождения педагогической практики студент должен быть подготовлен к работе с коллективом учащихся. Будущий учитель не имеет достаточного опыта деятельности в коллективе, он еще недостаточно испытал формальные и неформальные (межличностные) отношения. Если, будучи студентом, он имел возможность выполнять должностные роли кандидата на должность руководителя нового объекта, школьного педагога, классного руководителя, то процесс адаптации к коллективу с началом профессиональной педагогической деятельности облегчится.
В обсуждаемой деловой игре под производством подразумевается школа. Целью данной деловой игры является построить модель специалиста - учителя математики, использующего компьютерные средства в процессе обучения. А задача - вызвать у студентов интерес к будущей профессии, заставить их думать о том, с какими знаниями, умениями и навыками они выйдут, завершив учебу в высшем учебном заведении.
Занимаясь профессиональной подготовкой будущих учителей, мы создаем специальную интерактивную информационную среду, где студенты в процессе обучения учатся применять методы и приемы, которые затем им придется применять уже в школе для решения новых образовательных задач. Также мы помещаем студентов в процессе обучения в такие условия, которые они самими будут создавать для учащихся на практике и работе в школе.
Для проведения интерактивных лекций разрабатываются и внедряются специальные рабочие тетради, в которых представлена часть информации в готовом виде, а часть его требует обсуждения и заполнения в ходе занятия. Студентам заранее сообщается, какой теме будет посвящена следующая лекция, и у них есть возможность заранее познакомиться с имеющимся материалом, подготовится к обсуждению вопросов, которые происходят в форме диалога или полилога при коллективной или групповой работе.
Следующее условие - интеграция учебных задач, нацеленная на формирование готовности привлекать компьютерные технологии в про-
фессиональной сфере, реализуется в ходе организации и проведения различных дисциплин математического, естественнонаучного и профессионального циклов, организации производственной и учебной практик, а также разработанной дисциплины по выбору и т. д., которая представляет собой взаимопроникновение образовательных задач и намеченных итогов. Говоря об интеграции образовательных задач, немаловажно выделить, что в ходе подготовки будущих бакалавров педагогического образования интегрирование реализуется:
• интегрирование «школа - вуз»;
• междисциплинарное интегрирование.
С целью подготовки профессионала, обладающего возможностью без проблем трудиться в условиях современных учебных заведений, является необходимой интеграция «педагогический вуз - школа». Одно из главных направлений в осуществлении данного условия - предоставление возможности организации и реализации занятий с учащимися общеобразовательных учреждений будущими специалистами в ходе прохождения учебной и производственной практик с целью формирования готовности к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности.
Педагогическая практика - это особая часть образовательного процесса вуза, целью которой является формирование профессиональных педагогических умений и навыков самостоятельной организации учебно-воспитательного процесса. Во время педагогической практики происходит расширение и укрепление теоретических знаний,умений и навыков студентов по различным дисциплинам, включающим как общие, так и узкоспециальные.
Педагогическая практика проводится на базе общеобразовательных учреждений. В результате студент будет уметь решать следующие профессиональные задачи:
• формировать навыки анализа образовательной среды и проектирования педагогического процесса;
• применять теоретические знания, которые были получены в вузе для учебно-воспитательной работы с учащимися;
• совершенствовать умения систематизировать и дифференцировать различную информацию с помощью компьютерных средств;
• развивать умения самостоятельно проводить учебную и внеурочную работу различными методами, которые активизируют познавательную деятельность учащихся;
• анализировать и обобщать передовой педагогический опыт специалистов, которые используют компьютерные средства для собственной педагогической работы;
• развить умения научно-исследовательской работы в педагогике и методике преподавания, психологии развития школьников.
Формированию готовности использовать компьютерные средства в профессиональной деятельности способствует взаимодействие и сотрудничество школьных учителей и преподавателей вуза при отборе содержания учебных дисциплин и разработке различных заданий, таким образом происходит интеграция образовательных задач, предусматривающих решение профессиональных задач учителя математики с использованием компьютерных средств.
Студенты вовлекаются в разработку различных заданий, для решения которых необходимо использовать компьютерные средства, необходим учет возрастных особенностей школьников, влияния на учащегося цвета при создании компьютерных средств (психические свойства цвета); создавая цифровые дидактические материалы, будущий учитель во многом опирается на опыт учителей и преподавателей, практикующих использование и создание информационной образовательной среды.
Обучая дисциплинам предметного блока, преподаватели должны подчеркивать дидактическую значимость использования компьютерных средств при обучении математике в школе. Для того чтобы будущие бакалавры педагогического образования испытывали естественную потребность в использовании компьютерных средств в своей профессиональной деятельности, необходимо осуществлять интеграцию образовательных задач внутри дисциплин профессионального цикла.
Формирование готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности осуществлялось через изучение технологий создания компьютерных средств в рамках дисциплин информационной направленности и использование отто-
ченных умений в рамках выполнения профессиональной подготовки, а также на учебной и педагогической практике.
Есть потребность в формировании готовности бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности, в основе которой лежит комплекс знаний, умений и навыков самостоятельного изучения и освоения новых программных средств.
Выполнение студентами самостоятельной проектно-исследовательской работы способствует:
• формированию навыков организации и проведения исследования;
• развитию учебных навыков;
• самостоятельному решению учебных задач;
• познанию радости открытий, самостоятельных побед;
• проведению самоанализа: определению получаемых результатов, переопределению целей дальнейшей работы.
То, что для преподавателя является средством обучения, для студента будет являться средством учения. Поэтому, выбирая средство обучения при организации самостоятельной и проектно-исследовательской работы студентов, нужно найти такое, которое соответствовало бы не только современным требованиям стандартов основного общего и высшего профессионального образования, но и подходило бы запросам обучающегося и обучающего. По нашему мнению, одним из эффективных средств построения самостоятельной и проектно-исследо-вательской работы студентов могут быть электронные образовательные ресурсы, такие как, например, платформа ЬМБ МООЭЬБ.
Преподаватели видят следующие положительные аспекты организации учебной работы в данной системе. При помощи такого средства обучения работу с обучающимися легко построить, нужно лишь издать нужную для изучения информацию в системе. При такой форме самостоятельной работы будущих бакалавров у преподавателей не появляется проблем с проверкой тестовых заданий и контролем выполнения такого вида работы. Это осуществляется автоматически. К тому же преподаватели могут проводить дистанционные консультации
со студентами по возникающим вопросам. По завершении решения контрольных заданий как обучающийся, так и обучающий могут сразу же узнать результат выполненной работы. В осуществлении быстрой обратной связи заинтересованы обе стороны - и контролирующая, и контролируемая.
Для студентов использование электронных образовательных ресурсов удобно тем, что весь нужный теоретический материал находится в одном месте и на поиск информации не уходит большого количества времени. Также немаловажно и то, что информация доступна студенту - будущий бакалавр может начать ее изучение в любое удобное для него время. Самостоятельная работа не будет ограничена режимом работы читального зала.
Реализация четвертого условия проходит в рамках программы информатизации нашего учебного заведения с целью подготовки и переподготовки преподавателей к организации учебного процесса по формированию у будущих учителей специальных профессиональных компетенций. Авторами «был создан и внедрен в программу дисциплины "Некоторые вопросы общей и частной методики и технологий обучения математике в условиях внедрения новых ФГОС" интерактивный модуль для обучения будущих бакалавров педагогического образования; для повышения уровня компьютерной грамотности преподавателей создан и внедрен модуль "Использование компьютерных средств в профессиональной деятельности". Работа по данным модулям ориентирована на подготовку будущих учителей математики к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности» [6, с. 11].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование готовности будущих бакалавров возможно только в условиях реализации всех четырех представленных условий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Обновление процесса подготовки бакалавров педагогического направления на основе моделирования профессиональной деятельности: мо-ногр. - Красноярск: КГПУ, 2005. - 213 с.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
4. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя // Сов. педагогика. - 1990. - № 8. - С. 82-88.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
6. Десятирикова Л. А. Формирование готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности (на примере подготовки к обучению математике): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти, 2015. - 180 с.
7. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). - М.: Дашков и Ко, 2006. - 282 с.
REFERENCES
1. Adolf V. A., Stepanova I. Yu. Obnovlenie pro-tsessa podgotovki bakalavrov pedagogichesk-
ogo napravleniya na osnove modelirovaniya professionalnoy deyatelnosti: monogr. Krasnoyarsk: KGPU, 2005. 213 p.
2. Zagvyazinskiy V. I. Teoriya obucheniya: Sovre-mennaya interpretatsiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2004. 192 p.
3. Kuzmina N. V. Professionalizm prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moscow: Vyssh. shk., 1990. 119 p.
4. Markova A. K. Psikhologicheskiy analiz professionalnoy kompetentsii uchitelya. Sov. peda-gogika. 1990, No. 8, pp. 82-88.
5. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Ped-agogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2002. 576 p.
6. Desyatirikova L. A. Formirovanie gotovnosti bu-dushchikh bakalavrov pedagogicheskogo obra-zovaniya k ispolzovaniyu kompyuternykh sred-stv v professionalnoy deyatelnosti (na primere podgotovki k obucheniyu matematike). PhD dissertation (Education). Tolyatti, 2015. 180 p.
7. Traynev V. A., Traynev I. V. Intensivnye peda-gogicheskie igrovye tekhnologii v gumanitar-nom obrazovanii (metodologiya i praktika). Moscow: Dashkov i Ko, 2006. 282 p.
Десятирикова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»
e-mail: desiati@mail.ru
Desiatirikova Ludmila A., PhD in Education, Associate professor, Informatics and methods of teaching computer science Department, Blagoveshchensk state pedagogical university e-mail: desiati@mail.ru
Василенко Алевтина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, декан физико-математического факультета ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» e-mail: vasilenkoalvi@yandex.ru
Vasilenko Alevtina V., PhD in Education, Associate professor, Dean, Physics and mathematics faculty, Blagoveshchensk state pedagogical university e-mail: vasilenkoalvi@yandex.ru
Клемес Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» e-mail: klemes@list.ru
Clemes Natalia G., PhD in Education, Associate professor, Informatics and methods of teaching computer science Department, Blagoveshchensk state pedagogical university e-mail: klemes@list.ru