Научная статья на тему 'Прием анализа текста через диалог с автором'

Прием анализа текста через диалог с автором Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3481
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА / ДИАЛОГ С АВТОРОМ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ЗАКЛАДКА ДЛЯ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова О. Н.

Многих современных педагогов начальной школы волнует проблема перехода от чтения к пониманию, осмыслению прочитанного. Как научить начинающего читателя понимать текст? Обучение приемам работы с текстом закладывает основу умения учиться, формирует навык самостоятельной учебной работы. Это одна из самых актуальных дидактических задач современной школы. Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен. В него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психологических особенностей читателей. Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения. По ходу чтения он активно осмысливает, переживает прочитанное и продолжает размышлять после чтения. Такое возможно лишь в процессе медленного неторопливого чтения, чтобы не попустить важные слова, вдуматься в их смысл контекстуальный и подтекстовый. Внимание к слову создает основу понимания. Вычерпывая информацию из каждой единицы текста, читатель задает себе вопросы, прогнозирует дальнейший ход событий, сверяет свои размышления с позицией автора. Такое чтение похоже на беседу, диалог с автором. Включение активного воображения помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное. Читателю необходимо удержать в памяти информацию; сравнить ее с уже известной, выяснив подобное и отличия. Чтобы визуализировать информацию и облегчить начинающему читателю дальнейшую работу с текстом, можно зафиксировать работу во время диалога с автором на специальной закладке. Это позволит заострить внимание к заданному вопросу, удерживать в памяти свое предположение и подвести итог в ходе корректировки своего мнения с авторским. Записанное ключевое слово позволяет продолжить работу после чтения, например, составляя различные виды планов текста, при составлении сводных таблиц и т.д. Использование закладки позволяет учителю проследить за самостоятельным ведением диалога с автором, а ученику помогает проконтролировать себя в последовательности действий, перечитать текст, используя прием комментированного чтения, проанализировать и понять содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прием анализа текста через диалог с автором»

Основные моменты системы критериального оценивания рассмотрены и обсуждены в Инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Кроме этого, в каждом управлении/отделе образования города/района и школе назначены ответственные лица, координирующие процесс внедрения системы критериального оценивания. Региональные координаторы определены из числа методистов городских/районных отделов образования, школьные - из числа заместителей директоров общеобразовательных школ, прошедших соответствующие курсы. Именно от компетентности подготовленных педагогических кадров и их согласованной деятельности зависит эффективность внедрения критериального оценивания в казахстанских школах, и прежде всего, позитивное отношение учителей, учащихся и родителей к проводимой образовательной реформе.

Следует отметить, что в условиях обновления содержания образования вносятся изменения в фунционирование школы: изменяется сам способ включения личности в учебный процесс: на смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым приходят субъектно-субъектные, при которых оба участника учебного процесса активны, равноправны во взаимодействии и уважают друг друга. Учебные достижения приобретают продуктивный характер, ученик становится субъектом познания, а учитель выступает инициатором, организатором, консультантом познавательной деятельности учащихся. Педагогический аспект обновленной программы начального образования проявляется в том, что цели обучения становятся общими для учителя и учащихся. Каждый учитель начинает вместе с учащимися учиться обучать по-новому, что отражает социальный аспект процесса обновления. Поэтому 2016-2017 учебный год по праву начинает новый этап в истории развития казахстанского образования.

Список литературы:

1. Абдильдина Ж. Обновление - для эффективного и качественного образования. // Бiлiмдi ел. Образованная страна. № 15 (52)16 августа 2016 г. // www.bilimdinews.kz

2. Трансформация образования, оценка и преподавание навыков, необходимых в XXI веке: призыв к действию (группа образования Intel, Microsoft и Cisco, 1 сентября 2008 года) // http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2009/011409d.html

3. Руководство для учителя. «Эффективное обучение». ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». - Астана, 2016.

4. Глоссарий понятий и категорий программ повышения квалификации, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Учебно-методическое пособие. 2-издание, ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». -Астана, 2013.

УДК 37

ПРИЕМ АНАЛИЗА ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С АВТОРОМ

Ефремова О.Н., 2017

учитель начальных классов, ГБОУ школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: многих современных педагогов начальной школы волнует проблема перехода от чтения к пониманию, осмыслению прочитанного. Как научить начинающего читателя понимать текст? Обучение приемам работы с текстом закладывает основу умения учиться, формирует навык самостоятельной учебной работы. Это одна из самых актуальных дидактических задач современной школы. Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен. В него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психологических особенностей читателей. Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения. По ходу чтения он активно осмысливает, переживает прочитанное и продолжает размышлять после чтения. Такое возможно лишь в процессе медленного неторопливого чтения, чтобы не попустить важные слова, вдуматься в их смысл контекстуальный и подтекстовый. Внимание к слову создает основу

понимания. Вычерпывая информацию из каждой единицы текста, читатель задает себе вопросы, прогнозирует дальнейший ход событий, сверяет свои размышления с позицией автора. Такое чтение похоже на беседу, диалог с автором. Включение активного воображения помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное. Читателю необходимо удержать в памяти информацию; сравнить ее с уже известной, выяснив подобное и отличия. Чтобы визуализировать информацию и облегчить начинающему читателю дальнейшую работу с текстом, можно зафиксировать работу во время диалога с автором на специальной закладке. Это позволит заострить внимание к заданному вопросу, удерживать в памяти свое предположение и подвести итог в ходе корректировки своего мнения с авторским. Записанное ключевое слово позволяет продолжить работу после чтения, например, составляя различные виды планов текста, при составлении сводных таблиц и т.д. Использование закладки позволяет учителю проследить за самостоятельным ведением диалога с автором, а ученику помогает проконтролировать себя в последовательности действий, перечитать текст, используя прием комментированного чтения, проанализировать и понять содержание.

Ключевые слова: проблема понимания и осмысления текста, диалог с автором, визуализация информации, закладка для текста.

1.Актуальность. Задавались ли вы вопросом: сколько шагов должен сделать читатель от чтения текста до его понимания и осмысления? Рассмотрим этот вопрос в контексте литературного чтения. Ученым-филологом и автором многочисленных методических и учебных пособий Марией Александровной Рыбниковой определены следующие подходы к литературному чтению:

1) обязательная опора на литературоведение;

2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст;

3) установление связей с жизненным опытом ребенка;

4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Применимые не только в литературном чтении, но и на других учебных предметах, связанных

с пониманием текста (т.е. универсальных) - это пункты № 3,4

Какой подход будет наиболее продуктивным и обязательным? (№4)

Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет об элементах анализа текста, то в 3-4-м классах - о собственно анализе.

Цель анализа текста на этом, первом этапе - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом

Современная методика предлагает множество приемов анализа текста. Один из них - диалог с автором.

Цель использования приема. Освоенный прием диалога с автором помогает ребенку увидеть в тексте автора, понять его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность». Это возможно лишь в ходе вдумчивого (медленного, изучающего) чтения. Очевидна также направленность данного приема на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Что такое диалог с автором?

Это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу.

Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Психологи говорят о том, что для этого необходимо вычитывать информацию из каждой единицы текста.

Задавать вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, что с точки зрения психологов является естественной потребностью человека в вероятном прогнозировании. Проверять совпадают ли они с замыслом автора, а это развитие самоконтроля. Формирование навыка ведения диалога с автором возможно лишь в процессе совместного чтения текста с учителем. Этапы работы.

Начинаем с чтения-слушания. Учитель читаем, задает вопрос, высказывает предположение, сравнивает свой ответ с авторским.

Проводим вводный (постановочный) урок, где отвечаем на проблемный вопросб можно ли вести диалог с автором? Знакомим детей с алгоритмом действий, маркировкой текста. Отрабатываем навык

Учим видеть в тексте авторские вопросы прямые и скрытые

Включаем творческое воображение учащихся. По слову, детали, иной свернутой информации читатель прогнозирует, что случится дальше

Учим задавать свои вопросы к автору. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Чем это можно объяснить7 Что из этого следует? Почему? Для чего? Помогаем самостоятельно вести диалог с автором с опорой на маркированный текст. Выходим на результат - самостоятельное ведение диалога с автором без опоры на маркировку. Пример маркировки текста В - вопрос П - предположение О - ответ автора ( ) - подумай над словом

Для визуализации информации и дальнейшего анализа текста через составление различных видов плана, выделение микротем, определения главой мысли автора, составления сводной таблицы по содержанию, характеристике героев и т.п. работу во время диалога с втором можно зафиксировать на специальной закладке.

Задавая вопрос, выдвигая предположение - обводим соответствующую букву. Между П и О ставим сигнал корректировки: «+» мое мнение и мнение автора совпали «-» мнения разошлись

«?» текст не дает ответа на поставленный вопрос

Вписываем ключевое слово смыслового отрезка текста. Выбор ключевого слова зависит от цели дальнейшего использования закладки, от задание после чтения. Это может быть слово-настроение, слово-вывод, слово-ассоциация, цитата, короткий вопрос. Использование закладки позволяет учителю проследить за самостоятельным ведением диалога с автором. Ученику помогает проконтролировать себя в последовательности действий, перечитать текст, используя прием комментированного чтения, проанализировать и понять содержание.

В

Список литературы:

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. - М.,1995, 2006.

3. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: В 4-х кн. - М., 1998; СПб., 2003.

4. http://school2100.com/upload/iblock/994/994fd00796202a54192fc321693f8bfa.pdf

УДК 37

МЕТОД СОЗДАНИЯ ПЛАНА ТЕКСТА

Чибитько А.С., 2017

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

Аннотация: статья посвящена инновационному методу создания плана текста. В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности. В статье уделяется особое внимание познавательным УУД, которые включают в себя работу с информацией. Ребенок, выпускаясь с начальной школы, должен уметь работать и правильно использовать информацию. Вы наверняка замечали, что работая с текстом, дети не читают, не понимают о чем текст. Работая над изложением текста, ребята неточно передают суть текста, не могут передать основную идею текста. В данной статье я вам предлагаю универсальным метод-помощник, который поможет нашим ребятам выбирать из текста важную для них информацию.

Ключевые слова: информация, метод, план, текст.

Многие ученики школ не умеют логично структурировать текст, правильно передавать информацию, прочитанную из источников.

Цель использования метода - построение плана при работе с текстом, с информацией.

Условия использования - Распечатки текста, пенал с принадлежностями, документ-камера.

Описание метода

Ребята получили текст, в котором должны выделить маркером, основные слова (существительные) которыми они будут оперировать.

Выделив все существительные, дети должны выписать их в строчку.

Ребята берут карандаш и выделяют (цифрами над словами 1-2-3) что для нас самое главное в тексте (1), что будет дополнением (2), что будет завершением (3).

Подписав цифры, ребятам будет легче излагать свою мысль по этому плану, так как они сами выделили, с чего они начнут, чем продолжат и чем закончат.

При помощи этого плана можно и устно рассказать самое основное из текста и написать сам

текст.

Данный вид плана очень помогает на уроках окружающего мира, где ребятам предложено много текста для чтения. Выбрав фрагмент, ребята сами для себя, при помощи плана, выделяют, что для них интересно и чем они будут готовы поделиться. На уроках русского языка, ведь на этом уроке работа с текстом это один из основных элементов. На уроках математики при работе с задачами. Выделять где тут условие, где вопрос. Про что говориться в задаче, что известно, как найти.

Данный вид плана универсален.

Урок: Окружающий мир

Применение метода на уроке

Тема: Органы чувств Класс: 3 класс

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.