вание в детском возрасте. М., 1968.
4. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2.М.: Педагогика, 1984.
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
9. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
10. Занков Л. В. Развитие и обучение. М.: Педагогика, 1962.
11. Каминская М.В. Исследование освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения как проблема теории и практики (на материале школ экспериментальных площадок) / Материалы III городских педагогических чтений «Школа развития личности «. Иваново, 1998.
12. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных клас-
сов. Томск, 1993-
13. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Москва, 1996.
14. Скок Г. Б. Как пранализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для преподавателей/ Отв. Ред. А.Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000.
15.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: изд-во Пеленг, 1996.
16. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?// Вопросы психологии. 1998. №5. С. 68-81.
17. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
18. Чарнецкая Р.Т. Формирование стратегических тенденция при решении конструктивно-технических задач младшими школьниками / Психологическая наука: проблемы и перспективы. Киев, 1990.
19. ФГОС: начальное общее образование. М.,2010.
20.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
УД к’ 371.3
М.В. Рублева Метод
социальных проектов как инструмент создания социальнокультурной среды подростков
Аннотация: В данной статье описывается модель социально-значимой деятельности подростка, где доминирующее положение занимает особая микросреда, в которой подросток может апробировать свои действия, проверить себя, собственные силы и возможности, выбрать индивидуальную среду для самореализации и самоутверждения.
Ключевые слова: деятельностный подход, субъектность, толерантность, социальное проектирование, социум, разновозрастное сотрудничество.
Одной из главных задач работы и классного руководителя, и учителя - предметника является подготовка ученика, способного самостоятельно и активно действовать, принимать решения, адаптироваться в обществе, быть толерантным.
Как, каким способом научить этому школьника?
Какой подход в обучении и воспитании выбрать?
В первую очередь, это должен быть деятельностный подход, т.к. все качества человека становятся очевидными для окружающих и самого человека только в деятельности.
Далее, этот подход должен быть личност-но-ориентированным, обеспечивающим субъективность ученика в процессе воспитания.
Этот подход должен быть дифференцированным (по способу деятельности, уровню затратности, по способу сложности и разнообразию решенных задач).
Каждый раз, когда ко мне приходит новый класс, я убеждаюсь, что выпуск за выпуском дети значительно меняются: мои нынешние питомцы - совсем не те, что были десять или
© Рублева М.В., 2011
даже пять лет назад. Современные школьники чрезвычайно информированы. Они получают гораздо больший объем информации: в школе на уроке, в семье, в общении со сверстниками^ СМИ, в Интернете. Часто эта информация является противоречивой, бессистемной, школьники бывают просто перегружены ею; когда возникает необходимость самостоятельной деятельности, ребенок не знает, как это делать,как применить накопленные знания на практике, не имеет навыка поэтапно выстраивать свою работу, соотносить свою деятельность с деятельностью школьного коллектива.
Отсюда возникает чувство некомфортно-сти ученика в классе, неудовлетворенность тем, что знания, которые школьник считает значимыми, в классе не востребованы, возрастает тревожность, и как результат ученик теряет мотивацию учебной деятельности.
Поэтому учитель в современных условиях должен выступать не только в роли очередного, пусть и значимого для ребенка источника информации, но и помощника в процессе самоопределения, наставника, сопровождающего своего питомца на протяжении всего процесса усвоения системы ценностей и норм, определения собственной позиции, соотнесения ее с деятельностью общества, освоения системы отношений с людьми, т.е. на всем процессе социализации. Создать особую микросреду, в которой подросток может апробировать свои действия, проверить себя, собственные силы и возможности, выбрать индивидуальную среду для самореализации и самоутверждения.
Метод проектов, по моему мнению, является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности,круг общения).
Метод касается принципиально разнообразных форм индивидуальной и групповой работы в классе. Учащийся или коллектив учащихся самостоятельно планируют, организуют и выполняют определенные действия, а затем сами оценивают результат. Лучше,если источником проекта будет мир обыденной жизни, а конечным результатом - «широко» понимаемый продукт.
В первую очередь, я поставила перед собой задачу: определить,чем же метод проектов отличается от других методов воспитания. За основу взяла ряд положений Мирослава Шиманьски.
Учитель в проектной деятельности - не только специалист в какой-то области, но и
рулевой, сопровождающий учащихся в процессе деятельности (может встать во главе, являться центром или наблюдателем, осуществляющим корректировку деятельности).
Проект направлен на развитие субъектно-сти учащегося: каждый этап проекта связан с интересами, способностями, стремлениями и потребностями ученика (причем,важен не сам продукт, а процесс работы над проектом, где осваиваются знания и сотрудничество, приобретается самостоятельность, ответственность); проект способствует сглаживанию граней школьной и внешкольной жизни; исключает традиционную оценку.
Практика организации проектной деятельности в классе показала, что выдвигает и конструирует проект классный руководитель, исходя из воспитательных задач, стоящих перед ними и особенностей классного коллектива.
Постараюсь проследить поэтапную деятельность внедрения метода проектирования в организацию воспитательной работы в моем классе (сейчас это семиклассники).
1 этап: наблюдение за коллективом класса, определение интересов, возможностей, способностей, степени активности, проведение классных мероприятий, где школьники раскрывают мир своих увлечений.
На этом этапе проводились диагностики:
• обобщенных смысловых установок;
• успешности;
• самооценки;
• праздники знаний, конкурсы,игры;
•классные часы «Мои четвероногие друзья», «Мои увлечения»;
• ежедневные пятиминутки «Я хочу вам рассказать».
2 этап: определение, классификация по группам в зависимости от степени уровня ценностной ориентации (в основе классификации - мотивационная направленность):
• группа: учащиеся с высокой познавательной мотивацией («Мне интересно все»), таких ребят в моем классе - 3 человека;
• группа: учащиеся с эвристической мотивацией (интерес к решению нестандартных вопросов, задач ситуаций) - 3 ученика;
• группа: учащиеся с высокой познавательной мотивации в отдельной области - 8 учеников;
• группа: учащиеся с мотивацией социального самоутверждения (лидерство) - 5 учеников;
• группа: учащиеся с мотивацией на формальную оценку деятельности - 3 ученика;
• группа: учащиеся, для которых деятельность в классе не представляет ценности - 6 учеников.
3 этап: определение задачи педагогического руководства проектной деятельностью учащихся (закрепление и развитие мотивационной деятельности, переход учащихся в более высокуюмотивационнуюгруппу; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в классе, создание условий самореализации учащихся).
4 этап: направление деятельности и определение тематики проектов. На этом этапе проводится обсуждение основного направления работы коллектива. Учащиеся с классным руководителем и родителями вырабатывают стратегию деятельности. В нашем классе в качестве основного направления деятельности была выбрана туристско-краевед-ческая работа и принято решение разработать коллективный проект «Вместе по родному краю» (многоцелевой, рассчитанный на время обучения в основной школе). Обязательными направлениями деятельности коллектива определили спортивно-оздоровительную (предложен индивидуальный проект «Аэробика на летней площадке»); трудовую (проект «Герань на подоконнике»), гражданско-патриотическую (проект «Символы России»); культурно-массовую (проект праздника «Новогодние посиделки», коллективный ).
5 этап: определение условий деятельности и правил выполнения проекта путем обсуждения, дискуссии. На этом этапе развиваются различные функции деятельности школьника:
• коммуникативная (умение слушать, оппонировать, дискутировать, приспосабливать собственную точку зрения к другим);
• предметная (осознание проблематики);
• мотивационная (в процессе обсуждения учащиеся мотивируют друг друга).
6 этап: разработка плана деятельности:
а) организационные вопросы (образование групп,распределение ролей, определение сроков деятельности);
б) определение круга задействованных материалов;
в) определение финансовых средств, затрат;
г) предположение идеального результата.
7 этап: выполнение и корректировка проекта.
8 этап: оформление результатов деятельности .
9 этап: совместная оценка конечного результата. Если конечный результат не был достигнут, проводится анализ работы с выявлением этапов, на которых произошел сбой в выполнении проекта, выявляются причины сбоя и предлагается следующее: либо повторить проект, либо отложить на время с тем, чтобы привлечь к осуществлению проекта новые знания и средства, более широкий круг исполнителей, либо отказаться от выполнения.
10 этап: презентация проекта. Оформленные социальные проекты и отзыв деятельности ученика по реализации проекта вносятся в «личный портфель» школьника, являясь определенным результатом роста личности.
На проходящей в нашей школе ярмарке проектов наш класс представил 4 проекта, в осуществлении которых приняли участие 12 семиклассников. Все они получили высокую оценку. Признание значимости деятельности ребят на школьном уровне явилось стимулом к дальнейшей деятельности и толчком к повышению социальной активности школьников.
Деятельность, осуществляемая подростками, возникает во взаимодействии с другими людьми. Чтобы утвердиться в позиции самостоятельной активной личности, чтобы стать созидателем,учителем самого себя,школьнику нужно побыть в позиции учителя по отношению к другому человеку; позиция ведущего, учителя, предполагает субъективность ученика в процессе деятельности, помогает самостоятельно выбирать или изобретать способ деятельности, определить уровень сложности.
Разновозрастное сотрудничество, где подростку предоставляется возможность играть иную роль в системе внутришкольных отношений, может стать одним из существенных моментов в решении вопроса его социализации. Разновозрастное сотрудничество младших и старших подростков решает две задачи:
1. Служит мерой профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях.
2. Помогает формировать самостоятельность школьников, основанную на освоении
роли ведущего.
Младшие подростки, в свою очередь, получают опыт обучения с партнером значительно старше себя. Этим снимаются некоторые возрастные барьеры, которые существуют между учащимися. А это, в свою очередь, способствует возникновению мотивации успеха деятельности.
Младшим подросткам интересно попробовать себя в новой системе отношений,увидеть себя в будущем (когда они тоже будут старшими подростками).
В нашей школе опыт разновозрастного сотрудничества в учебной и внеклассной работе практикуется с 2005 года.
Все началось с проведения разновозрастных уроков младших школьников и младших подростков.
А в 2006 году мы начали осуществлять сотрудничество классов во второй ступени. Были определены два класса: 5В и 9В. Выбор этот был обусловлен тем,что в начальной школе эти дети обучались у одного учителя, и в процессе предшествующего обучения находились в относительном взаимодействии.
Работа по осуществлению сотрудничества складывалась из нескольких этапов.
Подготовка учащихся II ступени. Ученикам 8 класса было предложено обсудить, сможем ли мы принять в свой коллектив будущих пятиклассников. Мотивированы подростки были тем, что мы, педагоги и младшие подростки, нуждаемся в их помощи для безболезненной адаптации пятиклассников в школе II ступени. Мнения восьмиклассников разделились:
• Безусловно, да.
• Интересно попробовать.
• А вдруг не получится.
• Безусловно, нет.
Поскольку большинство учащихся в той или иной степени были позитивно настроены начать работу с пятиклассниками, мы перешли ко второму этапу.
Знакомство с классом, сопровождение и планирование работы; посещение внеклассных мероприятий, проведение встреч. Восьмиклассники презентовали пятиклассникам свои ценности и наметили задачу приобщить их к этим ценностям.
Особо значимыми делами для старшей группы была реализация проектов «Вместе по родному краю» и «Ветеран живет рядом».
Планируя работу, мы решили,что осуществлять сотрудничество будем поэтапно. Сначала создадим группу ребят, которые пожелали участвовать в разработке и проведение различных дел: классных часов, экскурсий, встреч, спортивных соревнований, трудовых акций.
Вторым шагом будет привлечение более широкого круга старшеклассников и наиболее активных пятиклассников к этой работе.
Третий шаг заключается в создании разновозрастных групп, работающих в разных направлениях: учебная деятельность, художественное творчество,трудовые акции,спорт, проектная деятельность.
Этап осуществления деятельности. В 8 классе образовали группы по направлениям. Разрабатывали тематику классных часов для пятых классов и проводили их. Приглашали пятиклассников к участию в экскурсиях, походах, встречах. Постепенно у младших подростков начала формироваться группа ребят, которая приняла сотрудничество и стала предлагать свои варианты работы. Так у нас появилась идея заняться поисковой деятельностью. Младшие школьники выступили с идеей проектов «Уходили на фронт молодыми», «Не смейте забывать учителей»,реализовывать которые они стали через год сотрудничества, причем старшие уже выступали в роли помощников и сопровождающих, а основную работу выполняли младшие.
Осуществлялось сотрудничество в учебной деятельности: совместная подготовка учебнопознавательных проектов, помощь при затруднении в учении, взаимоконтроль за ведением учебной документации (дневников).
Этап «замещения». В 2012 году ребята, начинавшие работу, заканчивают 11 класс. Большая часть времени сегодня, естественно, уходит на учение, и в роли инициаторов, разработчиков и активных участников большинства классных дел выступают уже младшие. Старшеклассники же помогают им и советуют.
По завершении цикла сотрудничества раз-
новозрастных классов можно сделать определенные выводы о:
• разновозрастном сотрудничестве;
• развитии самостоятельности в проектировании своей деятельности;
• развитии коммуникативных способностей , навыков взаимопомощи;
• развитии чувства ответственности за других;
• возможности смены роли «ведомый-ве-дущий»,и наоборот.
Опыт социального проектирования и разновозрастного сотрудничества у нас еще небольшой, но уже сейчас видно, что организация такой деятельности дает больше возможностей для становления индивидуального действия учащихся,помогает организовать самостоятельное движение ученика в пространстве школьного социума, способствует снижению конфликтов в коллективе.
Библиографический список
/. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2008.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании//Школьные технологии. 1997. №1. С.3-11.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // [Электронный ресурс].
5. Олейникова О. Н. Образование в течение всей жизни. М.: Национальная обсерватория образования, 2002.
6. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под редакцией В.А.Караковского. М., 1999.
7. ФГОС: начальное общее образование. 2010.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ М.: Сентябрь,2000.
Раздел IV Красных О. А., Шихова Т.Я. Тьюторское сопровождение курсовой подготовки.
ЗДК 371.14
О.А. Красных,
Т.Я. Шихова Тьюторское сопровождение курсовой подготовки слушателей ЦИО
Аннотация: Статья поднимает
проблемы тъюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки, новой педагогической позиции педагога - позиции тьютора. Представлен опыт образовательного учреждения по тъюторско-му сопровождению учащихся и педагогов, описывается механизм тъюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки. Представлен список проектов для разработки. Описаны цели и задачи лаборатории по освоению тъюторской позиции учителя, преподавателя, администратора школы.
Ключевые слова: тьютор, тьютор-ская позиция, индивидуальный образовательный путь, институт тьюторства, технологии открытого образования, индивидуализация образования, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, лаборатория тъюторского сопровождения в образовании, тезаурус тъюторской деятельности.
Профилизация общеобразовательной школы на старшей ступени, предусмотренная концепцией модернизации РФ на период до 2020 года, призвана обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения за счет изменения структуры,содержания, технологий.
Профилизация школы делает для старшеклассников острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения и приобретает массовый характер. Однако профессиональный выбор подростка неустойчивее определен, изменчив. Встает проблема осознанного выбора своего жизненного пути, навыков аналитической деятельности,которая
© Красных О.А.,Шихова Т.Я., 2011
приводит к необходимости особого педагогического сопровождения в осуществлении выбора старшеклассником профиля дальнейшего обучения.
В связи с этим в образовательном пространстве школы возникают новые педагогические роли и позиции, которые меняют отношение между учителем и учеником. На наш взгляд, потенциал тьюторской позиции может успешно решить проблемы профильного обучения, обеспечить дифференциацию, индивидуальный подход,полнее использовать ресурсы ученика и ресурс образовательного учреждения.
Для успешности реализации идей профильного обучения педагоги должны быть готовы изменить традиционные позиции на новые - позиции тьюторского сопровождения. Тьютор - это специалист, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащегося, способный оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компетентностей выпускника. Это особая педагогическая позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на собственный выбор, самостоятельность, индивидуальность. В отличие от учителя, занимающегося учеб-но-воспитательным процессом, для тьютора первостепенной является задача оказания старшекласснику помощи в построении индивидуального образовательного пути,своего образа.
В понимании и реализации тьюторской позиции,подготовке педагогов - тьюторов возникают следующие проблемы:
• Отсутствие четкого представления о роли тьютора в условиях профильного обучения. Многообразие толкования термина «тьютор».
• Неподготовленность педагогов к принятию и пониманию новой социальной позиции тьютора.
• Отсутствие практики обучения педагогов формированию тьюторской позиции.
• Проблема сложности введения тьюторской позиции педагога.
• Недостаточная мотивация педагогов к восприятию нововведения.
Дефицит кадровых ресурсов, способных обеспечить процессы изменений в старшей школе,требует от ОУ специального организованного обучения педагогов.
Управленческая, педагогическая деятель-