способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориенти-рованного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика, он незаменим на уроке и может использоваться на любом его этапе. Презентация способна сделать урок ярким и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенным. Умелый учитель может превратить ее в важный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой и обеспечить возможность расширения образовательного пространства урока. Бесспорно, что она способствует концентрации внимания ученика, включению всех его видов памяти (зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной), повышению интереса к изучению предмета, возрастанию мотивации к учебной деятельности, созданию условий для творческой самореализации личности ребенка, следовательно, развитию всех образовательных компетенций.
Таким образом, использование вышеперечисленных видов и форм деятельности на уроке русского языка создает необходимые условия для формирования и развития ме-тапредметных и предметных образовательных компетенций учеников, что способствует успешной реализации компетентностного подхода в обучении,а значит, достижениюком-петентностных результатов.
Русский язык как предмет учебного плана можно с полной уверенностью назвать главным ресурсом формирования, развития и совершенствования компетентной личности учащегося. Эта мысль подтверждается и программой нового поколения: «Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем - на качество овладения профессиональными навыками» (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык, 2010: 5). В качестве достаточно веских
аргументов ведущей роли лингвистики можно привести также следующие:
• язык как средство познания окружающего мира способствует формированию и развитию мышления, воображения, когнитивных, творческих и оргдеятельностных качеств личности, овладение которыми реализует требования к уровню подготовки выпускников школы;
• язык - это важнейшее средство формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности ученика, которое позволяет ей добиваться успеха во всех сферах современной жизни;
• язык как средство коммуникации определяет достижения человека во всех сферах жизни,способствует его успешной социальной адаптации к постоянно изменяющимся условиям современного мира;
• язык как часть духовной культуры русского народа и средство приобщения к ее-богатствам обеспечивает общекультурный и нравственный уровень человека, воспитывает компетентного гражданина и патриота страны, формирует убеждения и мировоззрение.
Библиографический список
/. Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2001.
2. Пахнова Т. М. Слово. Текст. Речевая среда (Работа с текстом при изучении русского языка). М.: Вербум,2008.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010.
4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 ~ 9 классы: проект. - 2-ое изд. М.: Просвещение,2010.
5. Фирюлина Н.В. Построение модели личностно-ориентированного урока//Физика в школе. 2007. №6. С. 23 - 29.
УД к’ 37.047
А.А. Иванова Формирование проектной компетенции как условие готовности личности школьника к самоопределению
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации учебно-вос-питательного процесса, направленного на формирование проектной компетенции учащегося. Представлен опыт образовательного учреждения по реализации в воспитательной системе школы органи-зационно-педагогических условий формирования проектной компетенции обучающихся.
Ключевые слова: проектная компетенция, личностное самоопределение, тьютор, компетентностная неделя, личная книжка учащегося.
В современных условиях ключевым в воспитании и образовании в старшей школе становится создание максимально благоприятных условий для организации процесса самоопределения подростка по отношению к динамичному характеру современного общества, формирования у него собственной картины мира и представления о целях и значимости будущей жизнедеятельности. Предполагаемым результатом включения подростков старшей школы в вышеобозначенные процессы явится развитие необходимых качеств современного человека, к которым относятся следующие:
- образовательная мобильность;
- способность к инновационной организации деятельности;
- способность к мобилизации различных ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей;
- способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
- способность к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми, разными по ста-
© Иванова А. А. ,2011
ту су и профессиональной принадлежности.
Наличие проектной компетенции позволяет школьнику занять ответственную позицию, сделать самостоятельный выбор пути личностного развития. При этом учащиеся ставятся в условия вариативности сценариев личностного выбора и ответственности за реализацию этого выбора.
Анализ сформированности у учащихся представлений о своем индивидуальном пути развития показал, что у большинства отсутствует четкая логика выстраивания своей жизненной и профессиональной траектории (82% учащихся 8-9 классов). Сложившаяся ситуация говорит о том, что учащиеся не заинтересованы в раннем выборе и раннем самоопределении. Во многом это происходит по причине отсутствия комплексной системы подготовки педагогов, недостаточной реализации идей компетентностного подхода в учебной деятельности и несовершенства концептуальных оснований построения воспитательной системы.
Сформулируем ряд проблем в этом направлении:
- недостаточная выстроенность учебного и внеучебного процесса, направленного на создание условий для самореализации школьников;
- недостаточная разработанность вопроса о критериях оценки сформированности умений у школьников в рамках формирования проектной компетенции;
- новизна технологий воспитательной системы, где предоставление учащимся максимального выбора для самореализации - главное содержание;
- недостаточная эффективность работы тьюторов по формированию проектной компетенции как условия для самореализации школьников.
Для решения поставленных проблем школой вводится в практику работа с личной книжкой учащегося классными руководителями с 1 по 11 классы, что позволяет формировать рефлексивные умения: анализировать свою жизненную ситуацию, выделяя ситуацию успеха, анализируя причины успешности, выявляя проблемы.
Работа с портфолио выпускников 4-х, 9-х, 11-х классов и учащихся промежуточных классов 1-3 ,7-8, 10 позволяет научить детей отслеживать этапы своего развития и обуча-
ет анализировать собственное продвижение (либо его отсутствие).
На данном этапе в МАОУ «СОШ №100» предполагается развитие института тьютор-ства в 8-9 классах основной школы и в 10-11 классах. Предполагается также разработка образовательных проектов как средства реализации образовательного запроса и развития познавательного интереса, организация совместной деятельности школьников со своими сверстниками из других образовательных учреждений, выпускниками школы, наиболее успешными в проектировании своей профессиональной и личной жизненной стратегии, проведение социально-значимых акций для жителей микрорайона школы.
Учеными, занимающимися вопросами формирования компетенций у школьников в рамках воспитательной системы школы, сравнительно недавно стала выделяться проектная компетенция как одна из ключевых в процессе самоопределения. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №100» работает в этом направлении уже не первый год. К числу совершенно новых форм работы с учащимися в данном направлении можно отнести «Компетентностную неделю», «День выпускника», «День организации», реализацию социально-значимых проектов, проведение НПК (специальная секция, начавшая работу в 2009 году,- «Мой жизненный путь»).
Образовательные проекты разрабатываются в рамках реализации требований к образовательной подготовке учащихся. Они разрабатываются в ходе изучения программного материала, где дети получают первичные представления о проекте как специфическом виде человеческой деятельности и формируются навыки реализации проектов. В циклограмму школы вводится компетентностная неделя - последняя учебная неделя года - в течение которой учащимся предоставляется возможность продемонстрировать сформированные умения проектирования, выбирая образовательную область, тьютора, формулируя тему итогового проекта. Последний день компетентностной недели - защита и презентация разработанных проектов. Приведем пример программы такой компетентностной недели:
Компетентностная неделя в 5-8 классах проводится под общей идеей:
«Разные стороны моего Я»
5 классы
Темы проектов: «Спорт и Я». Руководитель - Е.А.Юшков.
25-26 мая ~ сбор и оформление материалов в виртуальный музей школы:
5 «а» класс Классный руководитель -Ф.В. Шмырина «Спортсмены нашей школы за 20 лет»;
5 «б» класс Классный руководитель -С.Н. Мурина «Мы любим эти виды спорта»;
5 «в» класс Классный руководитель -В.Н. Кайго-родова «Год 20-ый - спортивные рекорды».
27 мая ~ подготовка к конкурсу народных игр. Каждый класс демонстрирует не менее 10 народных игр.
28 мая ~ защита своих народных игр -5 «а, б, в» классы.
Жюри: Е.А. Юшков и лучшие спортсмены школы.
6 классы
Тема проектов: «О русском великом замолвим мы слово» (роль эпистолярного жанра в жизни России и нашей школы)
25 мая ~ презентации идеи проекта классными руководителями в классах,составление программы работы.
26-27 мая ~ написание писем в рамках проекта, представление лучших писем членам жюри на конкурс.
28 мая ~ подведение итогов,награждение.
Председатель жюри: Раиса Григорьевна Ведерникова.
7 классы
Тема проектов: «России и Перми я гражданин».
Цель проекта: погрузиться в культурное наследие Пермского края и представить его ученическому сообществу школы.
Реализация проекта 25-27 мая: экскурсии по Пермскому краю
• Село Вильва (Б.Пастернак);
• Село Ильинское (поместье Строгановых);
• Город Оса (пугачевские места);
• Город Кунгур (купеческий город);
• Поселок Суксун (достопримечательности края);
• Поселок Троица (поэт В.Каменский).
28 мая, 12.00, актовый зал - презентации по итогам поездок.
Ответственный: А.А.Иванова, заместитель директора ВР.
8 классы
Тема проектов: «Кто я сегодня и завтра?» 25 мая, 9.00, актовый зал - установочная конференция.
Ответственный: Е. Э. Киркина, заместитель директора УВР.
25-26 мая ~ работа в индивидуальном и групповом режиме с классными руководителями.
27 мая ~ предварительная защита проектов в классах.
28 мая, 10-12.00, актовый зал - итоговая конференция (защита 2-3 лучших проектов от класса).
Руководители: А.А.Иванова, Е.Э.Киркина, Т.С. Аликина.
Учащимся третьей ступени предлагается в течение учебного года самостоятельно продумывать тему проекта, с реализацией которого они выступают в период работы профильного лагеря - первая неделя июня. Защита проекта и его реализация по Положению о профильном лагере для учащихся 10-х классов является обязательной. Тема проекта может быть как в сфере предметного содержания, так и касаться оздоровительной деятельности, досуговой, социально-значимой, трудовой. В течение учебного года разрабатываются и реализуются проекты, которые прошли обсуждение на Школьной Думе, получили санкцию на реализацию. Ход и результаты проектов отслеживаются депутатами Большого Совета Школьной Думы.
Школа - это не только оптимальная среда для становления учебной и трудовой деятельности, но и площадка для реализации творческих идей, место, где дети имеют возможность приобрести демократические навыки, где они учатся понимать и принимать других людей, место формирования и проявления их гражданской позиции. Школа - часть общества, удовлетворяющая познавательные,творческие потребности подрастающего поколения, способная моделировать реальные социальные процессы. Первый опыт реальной жизненной
практики юноши и девушки приобретают через умение организации учебной деятельности, воспитательных мероприятий, участие в самоуправлении,в управлении школой.
Проектирование - это особый вид деятельности, в ходе которого формируются и развиваются управленческие способности ребенка, без которых немыслим современный человек, способный генерировать идеи и реализовывать их.
Формирование проектной компетенции школьников тесно связано с формированием и развитием предметных и надпредметных компетенций:
- формирование предметных компетентностей старшеклассника - базы для дальнейшего профессионального образования - согласно образовательным запросам учащегося и его планам на будущее;
- формирование управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество); оформления продуктов деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
- формирование социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества.
При этом важным для учащихся становится приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:
- управление собственной деятельностью, владение мышлением,чувствами,поведением;
- управление коммуникацией: способность видеть, слышать и понимать людей, владеть организационной культурой;
- умение строить свой имидж, знать способы влияния на общественное мнение, умение соотносить нормы своей деятельности с общепринятыми.
В условиях формирования проектной компетенции школьников в корне меняется и роль педагогов, исполнявших ранее функции классных руководителей.
Воспитание - духовно-практическая деятельность, связывающая педагога с учеником.
К сожалению, большинство функций по воспитанию учитель пытается брать на себя, не обращая внимания на активную жизненную позицию самого учащегося. Задача педагога в условиях формирования проектной компетенции школьника - поддержать инициативы ученика, замотивировать его на плодотворную творческую деятельность, раскрыть способности ученика. Принятие решения о создании проекта по определенному направлению становится отправной точкой к творческому развитию, самореализации, выражению своих идей и интересов. Учитель выступает в роли тьютора. Школа предоставляет ребенку возможность выбора тьютора. Тьюторское сопровождение как процесс поддержки индивидуального развития ребенка может быть выражено в следующих формах, успешно реализуемых в данный момент в нашей школе:
- тьюторские часы - консультации;
- совместная разработка проектов (и больших^ малых как по времени их реализации, так и по масштабам целей);
- совместное представление проектов;
- совместная рефлексия тьютора и ребенка результатов и форм работы,условий достижения поставленных целей.
Для реализации тьюторского сопровождения школьников необходимы следующие педагогические условия:
- внесение в учебный план школы новых возможностей для осуществления ситуации образовательного выбора для учащихся на ступени начального образования,5-7 классов;
- внесение корректив в календарно-темати-ческое планирование по программам возможных образовательных проектов, разрабатываемых учащимися;
- дальнейшая проработка модели предпро-фильного обучения в 8-9 классах;
- продолжение работы по внедрению муниципальной модели профильного обучения на третьей ступени;
- проведение семинаров с тьюторами о содержании и способах осуществления деятельности;
- проведение конференций по обмену опытом внутри школы и изучение опыта других школ по данному направлению;
- использование новых информационных технологий как современного средства управления решением поставленных задач;
- развитие школьного самоуправления че-
рез постепенную передачу отдельных функций и ответственности учащимся.
Создавая данные педагогические условия, образовательное учреждение сможет отработать механизм тьюторского сопровождения по направлениям: «Проектирование как осознание самого себя»,«Проектирование как способ включения в социально-значимую деятельность» .
Процесс создания проекта на этапе замысла сопровождается поддержкой со стороны педагога, который выступает в качестве тьютора. Взаимодействие между школьниками и педагогами в разных формах в период разработки и реализации проектов должно лечь в основу новых подходов к функционированию и развитию воспитательной системы в старшей школе.
В своей деятельности тьютор опирается на следующие принципы:
- использование деятельностного подхода, личностно-ориентированной технологии;
- актуализации личностного потенциала;
- индивидуальности;
- свободы выбора;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки;
- демократизации отношений субъектов образовательного процесса;
- ответственности перед собой и другими;
- открытости.
Проблема состоит в том, чтобы все педагоги школы (или большинство) могли использовать различные формы деятельности, опираясь на заявленные принципы, и четко представляли свою роль в сопровождении личностного развития ребенка.
Формирование готовности личности к са-моопределениювозможно в условиях интеграции учебного процесса и внеучебной деятельности школьников. В условиях реализации муниципальной модели профильного обучения в школе созданы условия для индивидуального самоопределения учащихся в основной учебной деятельности через:
- индивидуальные образовательные траектории;
- выбор формы получения образования (очная, очно-заочная, индивидуальное обучение,экстернат и др.);
- реализацию индивидуального образовательного запроса на внеучебную развивающую деятельность;
- создание условий для творческого развития личности.
Проектирование как одно из направлений внеучебной деятельности дает возможность включения обучающихся в процесс разработки плана своей личной жизнедеятельности на ценностной основе и управления своей жизнедеятельностью на основе осознанности и значимости своего участия в реализации проекта. Проекты позволяют ребенку включиться в реальную социально-востребованную деятельность, приобрести необходимый социальный опыт, сформировать гражданскую готовность к творческой социально-созидательной деятельности, развить лидерский потенциал, расширить сферу общения,что,в конечном счете,способствует успешной социализации учащегося.
Библиографический список
/. Буданова Г. П. Тьютору о тьютор-стве // Завуч. 2007. N 4. С. 30-59.
2. Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога// Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. N 6. С. 32-37.
3. Ефремова О. И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. 2010. N 1. С. 21-26.
4. Иванов А. В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика // Школьные технологии. 2009. N 3. С. 109-116.
5. Канунникова Т. Г. Тьюторская функция классного руководителя// Классный руководитель. 2009. N8. С. 126-131.