ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Метод расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава
Битенов Е. Н.1, Джузбаева Б. Г.2
'Битенов Ербол Нурланулы / Bitenov Yerbol Nurlanuly — магистрант;
2Джузбаева Бахыт Габидуллаевна /Dzhuzbayeva Bakhyt Gabidullayevna — кандидат технических наук, кафедра вычислительной техники и программного обеспечения, факультет информационных технологий, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: в работе рассматриваются методы, средства разработки и модели выполнения транзакций для системы управления нагрузкой преподавательского состава. Разработана и формализована модель базы данных, обеспечивающая анализ, обработку и выполнение транзакции для удаленных пользователей.
Ключевые слова: база данных, домен, реляционная алгебра, транзакция.
Расчет учебной нагрузки ППС происходит благодаря совокупности учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работ. К учебной работе относятся все виды и формы аудиторных занятий, консультаций и контроля знаний учащихся, а также руководство выпускными квалификационными работами, предусмотренные соответствующими учебными планами и программами, научное руководство аспирантами и соискателями, экспертизы диссертационных исследований и рефератов, руководство кафедрой/магистерской программой [1, с. 2].
Исходя из расчета совокупности всех этих работ, создается учебный план ППС и составляется бюджет учебного заведения.
Для разработки системы необходимы следующие шаги [2, с. 26]:
- анализ бизнес-процессов, связанных с расчетом учебной нагрузки и бюджета кафедры;
- разработка модели данных информационной системы;
- разработка структуры базы данных на СУБД;
- разработка функциональной структуры пользовательских интерфейсов для CMS (система управления контентом);
- разработка программного кода пользовательских интерфейсов.
Запишем формализованную модель базы данных R ={Ri = <Aij, Fi > / (i=1:5), Aij £ Dij}, где R -схема базы данных, состоящая из множества объектов Ri, с атрибутами Aij и множеством функциональных связей Fi. Множество значений атрибута Aij определяется собственным доменом Dij .
Для расчета нагрузки преподавателей приведем нормализованные данные схемы базы данных, формализованная модель таблицы 1:
Gj, G5 = {gi /D(a)} gi £ DOM (Gij) (i=i:5, j=1:nj)
здесь D - домен столбца таблицы, i - количество столбцов в таблице, j - количество кортежей таблицы.
По 1-й таблице: G5 = {gi /D(g)} gi £ DOM (Gij) (i=1,5; j=1,nj)
По 2-й таблице: M9 = {mi /D(m)} mi £ DOM (Mij) (i=1,9; j=1,nj)
По 3-й таблице: T5 = {ti /D(t)} ti £ DOM (Tij) (i=1,5; j=1,nj)
По 4-й таблице: S8 = {s8/D(s)} si £ DOM (Sij) (i=1,8 ; i=1,nj)
Таблица '. GROUP (G: < G5, F > (i='))
Kod_gr Name_gr Cours Quantum Language
14 МВТиПО-11 21
15 МВТиПО-11 25
Рис. 1. Диаграмма реляционной базы данных Таблица 2. MEP (M: < M8, F > (i=1))
Kod_Subject Name subject Credits Semestr Lecture IWS Laborator Practic Course
1 История и философия науки 2 1 1 2 1 1
2 Прогр. обесп. для реал. выч. алг. 3 2 1 2 1 2
Таблица 3. TEACHERS (T: < T8, F > (i=1))
Kod_Teacher Name_Teacher Facultet Kafedra Language
1 Аскаров Б.В. Философия Философия Казахский
2 Грачевский И.К. Фит ВтиПО Русский
Таблица 4. SUBJECT (S: < S7, F > (i=1,3))
Name_subject Id_group Lecture IWS Laboratory Practical course
История и философия МВТиПО- 1 1 2 1 1
науки 11
Прогр. обесп. для реал. выч. алг. МВТиПО-11 2 1 2 1 2
Три базовые таблицы GROUP, MEP (Modular Education Program), и TEACHERS формируют вычисляемые таблицы SUBJECT и LOAD.
В таблице (LOAD) по алгоритму помещаются данные по каждому преподавателю согласно количеству студентов по подгруппам, группам и потоку, с которой будет автоматически
подсчитываться нагрузка преподавателя. Инфологическая модель предметной области позволяет извлекать информацию как в разрезе кафедры по дисциплинам, так и по группам, преподавателям и предусматривает при необходимости по специальности. Для определения списка дисциплин по выбранной группе необходимо выполнить запрос для таблицы SUBJECT :
УЮ _ group=Ngr (jKod _ subject))
Где У - операция селекции по условию _ group — Ngr по таблице SUBJECT (S), J
Kod subject - выбираем проекцию столбца код предмета для этой же таблицы. Аналогично
можно описать все необходимые выполняемые требования пользователей системы. Рассмотренный объектно- ориентированный подход формального описания синтеза процессов системы обеспечивает целостность, надежность и безопасность хранимых данных. Позволяет эффективно эксплуатировать систему в условиях динамики развития систем высшего образования.
Литература
1. РГП «Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова». Положение. Планирование учебной работы и педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава.
2. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++/ 2-е изд. // Пер. с англ. М.: «Издательство Бином». СПб: «Невский диалект», 1998. 560 с.
Концепция реализации подсистемы мероприятий в рамках интернет-представительства образовательной организации Мекшенева А. А.1, Каменев А. В.2, Акинчев А. И.3, Шестопалова А. Ю.4, Артемов А. В.5, Новиков С. В.6
'Мекшенева Алена Алексеевна /Meksheneva Alena Alekseevna — студент;
2Каменев Александр Владимирович /Kamenev Aleksandr Vladimirovich — студент магистратуры;
3Акинчев Андрей Игоревич / Akinchev Andrej Igorevich — студент; 4Шестопалова ААлина Юрьевна /Shestopalova Alina Jur'evna — студент магистратуры;
5Артемов Андрей Владимирович / Artemov Andrej Vladimirovich — кандидат технических наук, доцент,
кафедра программной инженерии;
6Новиков Сергей Владимирович /Novikov Sergey Vladimirovich — кандидат технических наук, доцент,
кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье анализируется предметная область информационной подсистемы мероприятий образовательной организации, рассматриваются основные преимущества внедрения информационной подсистемы мероприятий. Приведены основные функциональные возможности информационной подсистемы и возможные варианты их расширения.
Ключевые слова: мероприятие, событие, информационная подсистема, интернет-представительство, интернет-ресурс, образовательная организация.
В современном образовательном учреждении, стремящемся к развитию и самосовершенствованию, как правило, организуются и проводятся различные виды мероприятий, связанных как с социокультурной сферой жизни, так и с научной, исследовательской или международной деятельностью. Наличие большого количества разнообразных мероприятий внутри образовательной организации приводит к необходимости их анонсирования, освещения и предоставления отчётов. Немаловажным фактором также является доступность данной информации, лёгкость получения сведений о мероприятиях различными участниками образовательной организации, а также её полнота и достоверность.
Под мероприятием в данном контексте понимается организованное действие или совокупность действий, событие, проводящееся с определённой целью либо имеющее некоторый повод к проведению, в котором предполагается наличие участников [1].