В цилиндрово-поршневой паре при упругом следящем контакте плотно прилегающих друг к другу трущихся поверхностей в цилиндре насоса с эластичным поршнем с твердыми частицами между ними в среде жидкости, служит главной причиной отказа насосов. Поскольку практически доступными методами не достигается полной очистки циркулирующей в насосно-циркуляционном комплексе буровой установки промывочной жидкости от взвешенных твердых частиц горной породы, они проникают вместе с жидкостью на поверхность трения, перекатываются по ней или шаржируют поверхность эластичных поршневых колец и интенсифицируют изнашивание цилиндра бурового насоса при прямолинейном реверсивном движении в нем поршня.
Литература
1. АбубакировВ. Ф. и др. Буровое оборудование. Справочник в 2-х томах. М.: Недра, 2000.
2. Баграмов Р. А. Буровые машины и комплексы. М.: Недра, 1988.
3. Караев М. А. Гидравлика буровых насосов. М.: Недра, 1983.
4. Обзорная информация. Основания модернизации насосного комплекса буровой установки. М.: ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1990.
DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEM OF APPLICANTS SUPPORT FOR THE PREPARATORY DEPARTMENT OF THE
UNIVERSITY
Kamenev A.1, Meksheneva A.2, Akinchev A.3, Shestopalova A.4, Artemov A.5, Novikov S.6 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ АБИТУРИЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА Каменев А. В.1, Мекшенева А. А.2, Акинчев А. И.3, Шестопалова А. Ю.4, Артемов А. В.5, Новиков С. В.6
'Каменев Александр Владимирович /Kamenev Aleksandr — студент-магистр; Мекшенева Алена Алексеевна /Meksheneva Alena — студент-магистр;
3Акинчев Андрей Игоревич / Akinchev Andrej — студент; 4Шестопалова Алина Юрьевна / Shestopalova Alina — студент-магистр; 5Артемов Андрей Владимирович / Artemov Andrej — кандидат технических наук, доцент,
кафедра программной инженерии; 6Новиков Сергей Владимирович /Novikov Sergey — кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье описаны основные задачи подготовительного отделения вуза, рассмотрены основные функции и пользователи информационной системы поддержки абитуриентов. Для удобства пользования система разбивается на отдельные модули, каждый из которых отвечает конкретному функциональному требованию. В статье приводятся внутренние принципы организации таких модулей, а также описывается внешний вид пользовательского интерфейса. Для реализации информационной системы поддержки абитуриентов планируется использовать web-интерфейс, который обеспечивает удаленный доступ к ней.
Abstract: article describes the main tasks of the preparatory department of the university, the basic functions and users of information systems of applicants support. For convenience, the system is divided into separate modules, each of which meets specific functional requirements. The article presents the internal principles of the organization of such modules, and describes the appearance of the user interface. To implement of information system of applicants support plan to use web-based interface that provides remote access to it.
Ключевые слова: абитуриенты, вуз, информационная система. Keywords: applicants, university, information system.
Работа с абитуриентами является неотъемлемой частью деятельности большинства вузов. Образовательные организации проводят подготовку абитуриентов по различным дисциплинам
с помощью специальных курсов, где ученики могут укрепить свои знания и подготовиться к сдаче государственных экзаменов. Такие курсы организуются с целью реализации краткосрочных программ обучения для подготовки абитуриентов к поступлению в университет. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
1) разработка инновационных методик и программ довузовской подготовки, направленных на совершенствование технологий обучения;
2) повышение уровня общеобразовательной подготовки, достаточной для успешной сдачи ОГЭ, ЕГЭ, внутривузовских вступительных испытаний;
3) организация и обеспечение на высоком уровне учебной и учебно-методической работы по подготовке абитуриентов к поступлению в университет;
4) формирование у абитуриентов навыков и умений самостоятельной работы с целью закрепления полученных знаний [1].
В связи с активным внедрением в учебный процесс информационных систем и технологий, для решения поставленных задач необходимо внедрение системы поддержки абитуриентов, которая позволила бы усовершенствовать работу подготовительного отделения вуза и сделать процесс обучения и преподавания максимально удобным.
Основными пользователями информационной системы поддержки абитуриентов являются преподаватели и учащиеся, а также администратор системы, который будет вносить необходимую информацию и контролировать процесс обучения. Очевидно, что необходима реализация удаленного доступа к информационной системе, ведь учащиеся и преподаватели должны иметь к ней доступ вне занятия. Исходя из этого, наиболее удобным способом реализации такой системы является создание ^'еЬ-приложения.
Функциональные требования к информационной системе поддержки абитуриентов можно рассматривать с различных точек зрения, соответствующих основным её пользователям. Таким образом, с точки зрения учащегося, в системе должен быть реализован следующий функционал:
1) авторизация пользователей;
2) просмотр расписания занятий;
3) просмотр электронного журнала;
4) просмотр учебно-методических материалов.
5) просмотр домашних заданий;
6) отправка сообщений, просмотр входящих и исходящих сообщений.
С точки зрения преподавателя, функционал не будет сильно отличаться, за исключением того, что преподаватели могут редактировать многую информацию, а именно: заносить информацию об оценках и посещаемости в электронный журнал, добавлять домашние задания, отправлять и читать сообщения, публиковать учебно-методические материалы.
С целью разграничения прав доступа к информационной системе поддержки абитуриентов, необходима реализация модуля авторизации пользователей. Как уже было сказано, в системе выделяются 3 основные категории пользователей: преподаватель, учащийся, администратор. Однако, в связи с тем, что для администраторов целесообразно разработать отдельную систему, функционирующую в локальной сети подготовительного отделения, рассматривать данную категорию пользователей в рамках информационной системы поддержки абитуриентов не имеет смысла. Таким образом, необходимо, чтобы в системе могли авторизоваться преподаватели и учащиеся.
Что касается расписания занятий, его составляет администратор системы в соответствии с учебной нагрузкой [2]. Администратор также занимается заполнением раздела с новостями подготовительного отделения, что является неотъемлемой частью информационной системы поддержки абитуриентов, так как имеется необходимость в своевременном оповещении преподавателей и студентов обо всех изменениях и корректировках, возникающих при работе подготовительного отделения.
В личных кабинетах учащегося и преподавателя расписание занятий представляется одинаково -в табличном виде с указанием даты занятия, времени, дисциплины, номера аудитории и, в зависимости от точки зрения (учащийся или преподаватель), группы или ФИО преподавателя.
Просмотр электронного журнала и его ведение также является немаловажной особенностью информационной системы поддержки абитуриентов. Учащиеся должны своевременно получать информацию об оценках за контрольные работы и иные аттестационные мероприятия.
Особое место в системе занимает возможность просмотра добавленных материалов. К ним могут относиться методические указания, контрольные работы и прочие документы, которые преподаватели предоставляют учащимся и которые необходимы для организации процесса
обучения. Добавленные материалы загружаются преподавателями и имеют привязку к дисциплине. Кроме того, преподаватель указывает тему, которой тот или иной документ соответствует.
Кроме добавления материалов преподаватели должны иметь возможность добавлять домашние задания для учащихся, причем они могут быть представлены как в текстовом виде, так и в виде файлов. По внешнему виду интерфейс загрузки и просмотра домашних заданий не будет сильно отличаться от добавленных материалов. Домашние задания также имеют привязку к дисциплине и теме занятия. Однако выделение их в отдельный модуль необходимо для упрощения взаимодействия пользователей с системой.
В связи с необходимостью наличия обратной связи между преподавателями и слушателями подготовительных курсов, в информационной системе поддержки абитуриентов должен быть реализован механизм отправки сообщений [3]. С его помощью учащиеся смогут отправлять решенные задания преподавателю на проверку, задавать различные вопросы по пройденному материалу и вопросы, возникающие в процессе решения заданий, вне занятия. Преподаватели, в свою очередь, смогут отвечать на вопросы учеников, распространять необходимую информацию как среди групп, так и среди отдельных студентов. Для этого необходим механизм, который позволял бы преподавателям осуществлять массовую рассылку и персонализированную отправку сообщений соответственно.
Исходя из того, что к письму может быть прикреплен файл, в форме должно быть доступно соответствующее поле, где пользователь может выбрать документ в файловой системе своего компьютера для последующей его загрузки на сервер. Помимо этого, должны быть доступны для заполнения поля с темой и, непосредственно, текстом сообщения.
Наконец, модуль обратной связи должен предоставлять возможность пользователям просматривать отправленные и входящие сообщения.
Литература
1. Цели и задачи ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева». [Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://oreluniver.ru/preparatory/goals/ (дата обращения: 17.01.2017).
2. Каменев А. В., Акинчев А. И., Мекшенева А. А., Шестопалова А. Ю., Артемов А. В., Новиков С. В. Концепция представления расписания занятий в официальном интернет-представительстве вуза // Вестник науки и образования, 2016. № 11 (23). С. 18-20.
3. Акинчев А. И., Шестопалова А. Ю., Каменев А. В., Мекшенева А. А., Артемов А. В., Новиков С. В. Обратная связь как инструмент повышения эффективности работы университета в рамках официального Интернет-представительства // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 37 (79). С. 34-36.