Научная статья на тему 'Метод проектов в учреждениях муниципальной социальной службы как эффективный инструмент социально-педагогического сопровождения'

Метод проектов в учреждениях муниципальной социальной службы как эффективный инструмент социально-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / CITY SOCIAL NETWORK / MUNICIPAL SOCIAL SERVICES / PROJECT / DESIGN / PROJECT ACTIVITIES / PREVENTION / SOCIOPEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SOCIO-PEDAGOGICAL DESIGN / INSTITUTIONS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданов Вячеслав Александрович

Рассматривается целесообразность применения метода проектов в учреждениях муниципальной социальной службы, исходя из особенностей различных групп населения, нуждающихся в социальном обслуживании, анализируются проблемы организационного, кадрового, методического и материального обеспечения проектной деятельности, приводятся позитивные стороны использования проектного метода в работе учреждений социального обслуживания населения с лицами и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Описывается работа специалистов учреждений муниципальной социальной службы с детьми и семьями по решению проблем их социализации, которая осуществляется путем социально-педагогического сопровождения заинтересованных граждан и предоставления им социально-педагогических услуг. Дано определение муниципальной социальной службы, под которой понимается сеть государственных и муниципальных учреждений, расположенных на территории муниципального образования и занимающихся социальным обслуживанием граждан в соответствии с действующим законодательством. Представлена характеристика социально-педагогической деятельности специалистов учреждений муниципальной социальной службы как одного из основных инструментов взаимодействия с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Указаны основные противоречия использования этого инструмента в практической деятельности: ликвидация института социальных педагогов в учреждениях социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством о социальном обслуживании граждан в РФ, а также отсутствие нормативно закрепленной технологии социально-педагогической работы в данной отрасли. Показана целесообразность использования метода социально-педагогического проектирования в решении проблем социально уязвимых слоев населения. Основным объектом этой работы является разработка и реализация мероприятий профилактической работы в сфере жестокого обращения с детьми и нарушения их прав, всех видов насилия над личностью, вредных привычек и социально опасных заболеваний, а также развития общего кругозора, организации досуга и проведения здоровьесберегающих мероприятий, что будет способствовать существенному увеличению числа профессиональных идей и общественных инициатив, направленных на улучшение деятельности учреждений муниципальной социальной службы по предоставлению социальных услуг заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PROJECTS IN THE MUNICIPAL INSTITUTIONS OF SOCIAL SERVICE AS AN EFFECTIVE INSTRUMENT OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT

The article examines the feasibility of applying the project method in institutions of the municipal social services, based on the characteristics of the various population groups in need of social services, analyzes the problems of organizational, personnel, methodological and material support of project activities, presents the positive aspects of using the project method in the work of institutions of social service of the population with individuals and families in difficult life situations. Describes the work of the specialists of municipal institutions of social service with children and families to solve their socialization problems, which is carried out through socio-pedagogical support of concerned citizens and providing them with socio-educational services. Presents the definition of municipal social services, which is understood as the network of state and municipal institutions located in the territory of the municipality and are engaged in social service of citizens in accordance with applicable law. Presents characteristics of socialpedagogical activity of the specialists of municipal institutions of social service as one of the main tools of interaction with minors and families in difficult life situations. Specifies the main contradiction of using this tool in practice: elimination of the institute of social pedagogues in institutions of social protection in accordance with applicable legislation on social services for citizens of the Russian Federation, as well as the lack of normative embodied technologies of socio-pedagogical work in the area. Shows the expediency of the use of the method of sociopedagogical design in solving problems of socially vulnerable layers of the population. The main object of this work is the development and implementation of preventive work in the sphere of ill-treatment of children and violations of their rights, all forms of violence against the person, bad habits and socially dangerous diseases and the development of the overall outlook, the organization of leisure and health activities that will lead to a significant increase in the number of professional ideas and public initiatives to improve the activities of municipal institutions of social service to provide social services to the interested persons.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в учреждениях муниципальной социальной службы как эффективный инструмент социально-педагогического сопровождения»

УДК 364

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-150-155

МЕТОД ПРОЕКТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В. А. Богданов

Омский государственный педагогический университет, Омск

Рассматривается целесообразность применения метода проектов в учреждениях муниципальной социальной службы, исходя из особенностей различных групп населения, нуждающихся в социальном обслуживании, анализируются проблемы организационного, кадрового, методического и материального обеспечения проектной деятельности, приводятся позитивные стороны использования проектного метода в работе учреждений социального обслуживания населения с лицами и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Описывается работа специалистов учреждений муниципальной социальной службы с детьми и семьями по решению проблем их социализации, которая осуществляется путем социально-педагогического сопровождения заинтересованных граждан и предоставления им социально-педагогических услуг. Дано определение муниципальной социальной службы, под которой понимается сеть государственных и муниципальных учреждений, расположенных на территории муниципального образования и занимающихся социальным обслуживанием граждан в соответствии с действующим законодательством. Представлена характеристика социально-педагогической деятельности специалистов учреждений муниципальной социальной службы как одного из основных инструментов взаимодействия с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Указаны основные противоречия использования этого инструмента в практической деятельности: ликвидация института социальных педагогов в учреждениях социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством о социальном обслуживании граждан в РФ, а также отсутствие нормативно закрепленной технологии социально-педагогической работы в данной отрасли. Показана целесообразность использования метода социально-педагогического проектирования в решении проблем социально уязвимых слоев населения. Основным объектом этой работы является разработка и реализация мероприятий профилактической работы в сфере жестокого обращения с детьми и нарушения их прав, всех видов насилия над личностью, вредных привычек и социально опасных заболеваний, а также развития общего кругозора, организации досуга и проведения здоровьесберегающих мероприятий, что будет способствовать существенному увеличению числа профессиональных идей и общественных инициатив, направленных на улучшение деятельности учреждений муниципальной социальной службы по предоставлению социальных услуг заинтересованным лицам.

Ключевые слова: городская социальная сеть, муниципальная социальная служба, проект, проектирование, проектная деятельность, профилактика, социально-педагогическая технология, социально-педагогическое проектирование, учреждения социальной защиты населения.

Вновь появившийся интерес к социально-педагогическому проектированию как эффективной технологии успешной социализации человека, несмотря на разные исходные условия его жизни, сегодня набирает все большую силу, поскольку применение этого метода позволяет решать широкий круг педагогических и социально-педагогических задач. Имея вековую историю, социально-педагогическое проектирование выступает тем не менее инновационным инструментом в деятельности учреждений социальной защиты населения.

Одним из направлений работы этих организаций является работа с детьми и семьями по решению проблем их социализации, которая осуществляется путем социально-педагогического сопровождения заинтересованных граждан и предоставления им социально-педагогических услуг. Это предполагает наличие социально-педагогической функции в деятельности учреждений социального обслуживания населения (как и в образовательных

организациях), а также наличие специалистов, осуществляющих эту работу.

В настоящее время институт социальных педагогов в территориальных организациях муниципальной социальной службы (под которой понимается сеть государственных и муниципальных учреждений, расположенных на территории муниципального образования и занимающихся социальным обслуживанием граждан в соответствии с действующим законодательством) ликвидирован в соответствии с действующим законодательством о социальном обслуживании граждан в РФ [1]. Тем не менее социально-педагогическая функция проявляется в действиях по социальному патронажу, оздоровлению и творческому развитию детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, должностные обязанности социального педагога в учреждениях социального обслуживания населения фактически сохранены и переложены на специалистов.

Отсюда можно сделать вывод, что социально-педагогическая деятельность является одним из основных инструментов взаимодействия с обслуживаемым контингентом, а специалисты, осуществляющие эту работу, выступают в роли «скрытых» социальных педагогов. Следовательно, учреждения муниципальной социальной службы следует рассматривать как организации не только социальной, но и педагогической страты общества, а значит, использование в данных учреждениях социально-педагогических методов работы не только оправдано, но и уместно с позиций норм действующего законодательства о социальном обслуживании граждан в РФ. Это напрямую относится и к социально-педагогическому проектированию.

В настоящее время социально-педагогическое проектирование в деятельности учреждений социального обслуживания населения можно определить как потенциальную возможность повышения эффективности работы данных организаций как за счет реализации творческих идей их сотрудников, так и в плане накопления и использования различных ресурсов. Однако на практике проектный метод в условиях функционирования муниципальной социальной службы сегодня пока не получил широкого распространения в силу отсутствия как необходимого опыта у сотрудников, так и методической базы для осуществления проектной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения. Недостаточна и мотивация сотрудников к этой деятельности. Так, проведенный опрос 50 сотрудников комплексных центров социального обслуживания населения г. Омска показал, что только 24,0 % опрошенных считают проектирование востребованным в деятельности своих учреждений, в то время как 76,0 % сотрудников считают, что этот метод не играет особой роли в данной работе.

Более того, использование метода проектов в работе с населением «сверху» не рекомендовано и не регламентировано, хотя требуемые от специалистов результаты могут быть напрямую связаны с проектной деятельностью (написание программ по отдельным направлениям деятельности, соискание грантовой поддержки). Эти сведения находят подтверждение как в положениях об отделениях комплексных центров социального обслуживания населения г. Омска, так и в должностных инструкциях специалистов, работающих в этих отделениях.

Такая ситуация связана с неоднозначностью представлений руководства региональных органов социальной защиты населения и сотрудников, непосредственно оказывающих социальные услуги, о способах и методах осуществления социально-педагогического сопровождения обслуживаемых лиц. Если специалисты, работающие на местах, четко представляют себе проблемы обслуживае-

мого контингента, их запросы и ожидания, условия взаимодействия с клиентами и возможности эффективного воздействия на них, то представители административно-управленческих структур в значительно большей степени заняты организационной работой, составлением и предоставлением отчетности, что исключает непосредственное общение не только с получателями социальных услуг, но и с работниками подведомственных учреждений.

Для преодоления этого противоречия целесообразной видится конкретизация технологии социально-педагогической деятельности сотрудников учреждений муниципальной социальной службы, в том числе ее организационно-методической составляющей, которая должна быть одобрена и ясна на всех уровнях функционирования региональных органов социальной защиты населения. Это напрямую связано и с применением метода проектов в рамках технологии социально-педагогического сопровождения, используемой в учреждениях муниципальной социальной службы.

Социально-педагогическая технология - один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата, как целесообразная, оптимальная последовательность действий, направленных на достижение определенной социально-педагогической цели [2].

В. А. Титов понимает социально-педагогическую технологию как совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения. Детализирует суть понятия и трактовку его как способа осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения [3].

Таким образом, приведенные определения представляют социально-педагогическую технологию как отработанный методический процесс, который способствует позитивным качественным изменениям в личности человека и его успешной социализации.

Социально-педагогическое проектирование обычно рассматривается в рамках объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного и субъек-тно-ориентированного (тезаурусного) подходов.

В отечественной науке наиболее распространен объектно-ориентированный подход, основными разработчиками которого были Г. А. Антонюк, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко и др. С позиции данного подхода целью социально-педагогического проекта является создание нового или реконструкция имеющегося объекта (школы, культурно-досугового или спортивного центра, социальных связей или отношений и т. д.), выполняющего важную социокультурную функцию [4]. Социально-педагогическое проектирование в этом случае выступает как специфическая плановая деятельность, суть которой состоит в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов. Диапазон социально-педагогических проектов полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений, предъявляемые к ним требования: конкретность, научная обоснованность, прямая связь с управлением обществом.

Для проблемно-ориентированного подхода в социально-педагогическом проектировании (Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий и др.) характерны:

1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;

2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;

3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения.

Эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной (целевой, прогнозной) ориентации.

Разработка вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социально-педагогического проектирования, принцип социального участия («участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него все большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки социальной ситуации и социально значимых решений») [5] выступают важнейшими аспектами социально-проектной деятельности в рамках данного подхода.

В отличие от вышепредставленных подходов, ориентированных на реализацию крупных проектов, субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход в большей степени направлен на осуществление малых и микропроектов. В нем использован механизм социальной и культурной ориента-

ции, основанный на различии и сходстве тезаурусов (систематизированных составов информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющих в ней ориентироваться) людей. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию базируется на признании знаний и умений создателя проекта основным источником проектной идеи. Такая позиция наряду с объективными факторами разработки и осуществления проекта (общественно значимой проблемой, спросом на разные услуги и т. д.) выступает ведущим обстоятельством возникновения нового или трансформирования имевшегося социального объекта в результате проектной деятельности [6].

Сегодня работа учреждений социального обслуживания населения направлена предоставление социальных услуг их получателям. Под получателями социальных услуг, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [7], понимаются граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги. Среди получателей социальных услуг учреждений социального обслуживания населения наиболее востребованными являются социальные, педагогические и психологические услуги по содействию в трудоустройстве несовершеннолетних, оздоровлению, физическому и нравственному развитию и дополнительному образованию, психологической поддержке, юридической помощи, организации досуга и развитию общекультурного кругозора и т. д.

Если содействие в трудоустройстве и оздоровлении строится на планово-бюджетной основе в рамках взаимодействия с органами службы занятости и молодежной политики, то остальные социально-педагогические услуги, предоставляемые сотрудниками муниципальной социальной службы, могут быть организованы в виде специализированных проектов. Это позволит придать работе с разными категориями населения системность и целенаправленность и, как следствие, повысить ее результативность. С этим утверждением согласны и 74 % опрошенных нами сотрудников.

Именно с этих позиций видят работу по социально-педагогическому сопровождению представители проблемных категорий населения, однако в силу объективных причин в работе органов муниципальной социальной службы используются лишь отдельные элементы проектного метода. Это обусловлено:

- количественной формой оценки эффективности деятельности органов муниципальной социальной службы;

- отсутствием, наряду с этим, качественных индикаторов результативности работы с конкрет-

ными потребителями социально-педагогических услуг;

- единичностью предоставления социально-педагогических услуг заинтересованным лицам и, как следствие, недостаточной удовлетворенностью последних результативностью этих услуг.

Проведенный анализ показывает, что наиболее крупным мероприятием, в котором используются элементы социально-педагогического проектирования, является организация и функционирование ежегодных детских оздоровительных лагерей и площадок при учреждениях муниципальной социальной службы. Данный вид деятельности регламентирован в уставах большинства учреждений социального обслуживания населения, что позволяет требовать от сотрудников исполнения в летний каникулярный период педагогических функций.

Основным же объектом проектирования в работе специалистов органов социального обслуживания населения является разработка и реализация программ по различным направлениям деятельности в рамках должностных обязанностей. Наиболее востребованными являются программы профилактической работы в сфере жестокого обращения с детьми и нарушения их прав, всех видов насилия над личностью, вредных привычек и социально опасных заболеваний, а также развития общего кругозора, организации досуга и проведения здоровьесберегающих мероприятий.

Следует отметить, что эффективность реализации вышеназванных программ, а значит, и их востребованность среди граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в среднем составляет 20 %. По мнению сотрудников, это обусловлено такими причинами, как инертность целевых групп, дублирование наряду с учебными заведениями профилактической функции. Готовность работников муниципальной социальной службы к осуществлению проектной деятельности также достаточно низка. Так, 56,0 % участвовавших в опросе вообще не имеют опыта участия в социальных проектах, а 62,0 % сотрудников не владеют необходимыми знаниями, приемами и методами проектной работы. Более того, владение проектным методом не входит в круг их профессиональных компетенций. Наряду с этим, большинство сотрудников не имеет педагогического образования, что также затрудняет использование метода проектов в их работе. Затруднения в применении проектного метода связаны и с функциональной неопределенностью специалистов в осуществлении социально-педагогической деятельности, что ведет к неисполнению этой работы или перекладыванию обязанностей на других работников.

Отсутствие устойчивых партнерских связей с учреждениями образования и молодежной полити-

ки выступает еще одной причиной, не позволяющей на регулярной основе привлекать к реализации проектов команды студентов-волонтеров, что способствовало бы выходу проектной деятельности в органах муниципальной социальной службы на более высокий уровень.

Не менее важной причиной низкой результативности проектной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения является контингент обслуживаемых лиц (инвалиды, лица и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации). Проблема организации взаимодействия с представителями разных социальных групп, в том числе несовершеннолетними гражданами, для учреждений социального обслуживания и реабилитации всегда была острой. Это связано с падением нравственных устоев многих семей и материальной необеспеченностью, равнодушием со стороны родителей, инфантильностью детей и взрослых, ограниченными в силу разных причин финансовыми возможностями. Все перечисленные трудности выступают факторами, снижающими продуктивность взаимодействия органов социальной защиты с лицами из социально уязвимых категорий населения, в том числе при осуществлении их социально-педагогического сопровождения.

Грамотное использование проектирования позволяет достичь более значимых по сравнению с программно-целевым методом результатов [8] как для участников, так и для организаторов этой работы. Комплексный подход к организации проектов делает возможным включение в их проведение не только главных субъектов - поставщиков и получателей социальных услуг, но и целый ряд социальных партнеров - организаций разной формы собственности [9]. Это делает проект более содержательным, масштабным и вариативным инструментом работы с населением, который позволит создавать инновационный социально-педагогический продукт, с успехом используемый в долгосрочной перспективе. Наряду с этим будет создана обстановка, способствующая повышению профессиональных компетенций организаторов проектной деятельности, а также значительно расширятся ресурсные возможности организаций муниципальной социальной службы. Кроме того, становясь участниками социально-педагогических проектов, семьи получают возможность для повышения своего воспитательного потенциала, что и является конечной целью проектной деятельности.

Организация летней досуговой площадки для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проведение для них цикла новогодних праздничных мероприятий на базе комплексного центра социального обслуживания населения «Любава» Советского административного округа г. Омска являются примерами успешного

применения проектного метода в учреждениях му- рои должна заключаться не столько во введении и

ниципальной социальной службы. Наряду со спе- соблюдении строгих рамок функционирования,

циалистами равноправными партнерами в этой де- сколько в юридически оформленной возможности

ятельности стали практиканты и волонтеры омских вариативного реагирования на изменение обстанов-

вузов - педагогического и технического универси- ки в сфере социально-педагогической работы. тетов. Результатом проведенных ими мероприятий Таким образом, для широкомасштабного ис-

стало привлечение к участию в означенных проек- пользования метода проектов в условиях город-

тах около 100 школьников, проживающих в Совет- ской социальной сети (учреждениях социальной

ском административном округе г. Омска. защиты населения, культуры, здравоохранения, об-

На основании этого можно предположить, что разования, молодежной политики, физкультуры и

применение проектной деятельности в качестве спорта) необходимы не только соответствующая

одного из основных инструментов социально-пе- материально-техническая база и организационно-

дагогической работы с населением приведет к су- методические условия, но и большое количество

щественному увеличению числа профессиональных работников, компетентных в осуществлении про-

идей и общественных инициатив [10], направлен- ектной деятельности, а также достаточно широкий

ных на улучшение деятельности учреждений социо- круг социально активных людей, желающих при-

культурной сферы по предоставлению социальных нять в этой деятельности участие, в том числе ини-

услуг заинтересованным лицам. Более того, это бу- циируя свежие идеи, направленные на улучшение

дет способствовать увеличению самого числа соци- социального климата на территории муниципали-

ально активных работников, готовых использовать тета. Комплексный подход к проектной деятель-

свои знания и опыт на благо общества. ности, когда все элементы проектирования являют-

Систематизация проектной деятельности смо- ся полноценными структурами, позволит достичь

жет повысить эффективность работы как городской высокой продуктивности при достижении конеч-

социальной сети в целом, так и каждого отдельного ного результата социально-педагогического сопро-

учреждения. Целесообразно строить эту работу на вождения лиц, нуждающихся в социальном обслу-

необходимой нормативно-правовой базе, суть кото- живании.

Список литературы

1. Мануйлова Л . М . , Богданов В . А. Технология социально-педагогического проектирования . Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016 . 128 с.

2 . Мардахаев Л . В . Методика и технологии работы социального педагога . М . : Академия, 2002 . 192 с .

3 . Титов В . А. Социально-педагогические технологии . URL: www. univer5 .ru (дата обращения: 22 . 10 .2016) .

4 . Луков В . А. Социальное проектирование: учебное пособие . 7-е изд . М . : Изд-во Московского гуманитарного ун-та: Флинта, 2007 . 240 с.

5 . Сибирская М . П . Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование . СПб. : ЦИПК ПО, 1998. 354 с.

6 . Коротов В . М . Введение в педагогику . М .: Изд-во УРАО, 1999 . С . 149-180 .

7 . Федеральный закон от 28. 12 .2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . URL: www.

consultant, ru (дата обращения: 22 . 10 .2016) .

8 . Бурков В . Н . Как управлять проектами . М .: СИНТЕГ-ГЕО, 1997 . 188 с.

9 . Дикарев С . Н . Планирование и проектирование в социальных службах . Барнаул, 2005. 88 с .

10 . Новикова Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М . : ACADEMIA: АПК и ПРО, 2002 . 111 с .

Богданов Вячеслав Александрович, ассистент, Омский государственный педагогический университет (ул. Коммунальная, 15, Омск, Россия, 644083). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 20.01.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-150-155

METHOD OF PROJECTS IN THE MUNICIPAL INSTITUTIONS OF SOCIAL SERVICE AS AN EFFECTIVE INSTRUMENT OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT

V A. Bogdanov

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

The article examines the feasibility of applying the project method in institutions of the municipal social services, based on the characteristics of the various population groups in need of social services, analyzes the problems of organizational, personnel, methodological and material support of project activities, presents the positive aspects of

using the project method in the work of institutions of social service of the population with individuals and families in difficult life situations. Describes the work of the specialists of municipal institutions of social service with children and families to solve their socialization problems, which is carried out through socio-pedagogical support of concerned citizens and providing them with socio-educational services. Presents the definition of municipal social services, which is understood as the network of state and municipal institutions located in the territory of the municipality and are engaged in social service of citizens in accordance with applicable law. Presents characteristics of social-pedagogical activity of the specialists of municipal institutions of social service as one of the main tools of interaction with minors and families in difficult life situations. Specifies the main contradiction of using this tool in practice: elimination of the institute of social pedagogues in institutions of social protection in accordance with applicable legislation on social services for citizens of the Russian Federation, as well as the lack of normative embodied technologies of socio-pedagogical work in the area. Shows the expediency of the use of the method of socio-pedagogical design in solving problems of socially vulnerable layers of the population. The main object of this work is the development and implementation of preventive work in the sphere of ill-treatment of children and violations of their rights, all forms of violence against the person, bad habits and socially dangerous diseases and the development of the overall outlook, the organization of leisure and health activities that will lead to a significant increase in the number of professional ideas and public initiatives to improve the activities of municipal institutions of social service to provide social services to the interested persons.

Key words: city social network; municipal social services; project; design; project activities; prevention; socio-pedagogical technology; socio-pedagogical design; institutions of social protection of the population.

References

1. Manuylova L . M ., Bogdanov V. A . Tekhnologiya sotsial'no-pedagogicheskogo proektirovaniya [Technology of socio-pedagogical design] . Omsk, OmSPU Publ. , 2016 . 128 p . (in Russian) .

2 . Mardakhaev L . V. Metodika i tekhnologii raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and techniques of work of a social pedagogue] . Moscow,

Akademiya Publ . , 2002 . 192 p . (in Russian) .

3 . Titov V. A. Sotsial'no-pedagogicheskiye tekhnologii [The Socio-pedagogical technologies] (in Russian) . URL: http://www. univer5 . ru/ (accessed:

22 October 2016) .

4 . Lukov V. A. Sotsial'noye proektirovaniye: uchebnoye posobiye. 7-e izdaniye [Social engineering: textbook . 7th edition] . Moscow, Moscow

University for the Humanities: Flinta Publ ., 2007 . 240 p . (in Russian) .

5 . Sibirskaya M . P. Pedagogicheskiye tekhnologii: teoreticheskiye osnovy i proyektirovaniye [Educational technology: theoretical foundations and

design] . Saint Petersburg, TslPK PO Publ . , 1998. 354 p . (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 . Korotov V. M . Vvedeniye v pedagogiku [Introduction to pedagogy] . Moscow, URAO Publ ., 1999 . 180 p . (in Russian) .

7 . Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2013 № 442-FZ «Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» [The Federal

law from 28 December 2013 № 442-FZ «About the bases of social service of citizens in the Russian Federation»] . URL: http://www. consultant . ru/ (accessed 22 October 2016) (in Russian) .

8 . Burkov V. N . Kak upravlyat'proyektami [How to manage projects] . Moscow, SINTEG-GEO Publ . , 1997 . 188 p . (in Russian) .

9 . Dikarev S . N . Planirovaniye i proyektirovaniye v sotsial'nykh sluzhbakh [Planning and design in the social services] . Barnaul Publ ., 2005. 88 p .

(in Russian)

10 . Novikova T. G . Proyektirovaniye eksperimenta v obrazovatel'nykh sistemakh [Design of experiment in educational systems] . Moscow, ACADEMIA:

APK i PRO Publ . , 2002 . 111 p . (in Russian) .

Bogdanov V. A., Omsk State Pedagogical University (ul. Kommunal'naya, 15, Omsk, Russian Federation, 644083). E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.