РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.147.88 Б01 10.17238^^998-5320.2017.27.82
С. Н. Рягин, И. А. Костюк, Омская гуманитарная академия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Подготовка бакалавров по направлению «социальная работа» в современных условиях осуществляется в соответствии с требованиями профессионального стандарта «социальная работа» и действующего федерального закона, закрепившего принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Механизмом реализации такой модели социального обслуживания стала система подготовки работников социальной сферы на уровне профессионального, высшего и послевузовского образования, осуществляемая в Омской гуманитарной академии. Содержится осмысление инструментария, позволяющего отследить становление обучаемого как профессионала по направлению подготовки «социальная работа».
Ключевые слова: компоненты подготовки социальных работников, социально-психологическая компетентность как значимое профессиональное качество социального работника, проектная деятельность.
Последнее десятилетие прошлого века - это период реформирования всех общественных сфер, а значит, появления значительного числа людей, не вписавшихся в ритм общественных трансформаций. Данный процесс осуществлялся на фоне всё возраставшего влияния постмодернизма, когда нормативное право модерна не располагает реальным ресурсом для осуществления реального воздействия на аудиторию: интерпретирующий разум отказывается от услуг законодательного разума и признаёт равноправным существование любых ценностных позиций. Именно обыденный опыт становится реально значимой жизненной ценностью. В это время происходило становление новой профессии - социальная работа. Работники этой сферы в решении конкретных задач использовали имеющийся опыт и технологии зарубежных стран с учётом российской ментальности.
Е. Г. Студенова отмечает, что основным противоречием современной концепции социальной работы в России является «опережающее развитие практики социальной работы, которая лишь в последнее время в связи с активным развитием гражданского общества начала использовать потенциал негосударственных и смешанных форм помощи и поддержки нуждающихся людей и групп населения в решении их проблем» [1, с. 38], в чём с автором нельзя не согласиться. Социальная защита всё более теснится социальной поддержкой и помощью в самопомощи. В подтверждении сказанного достаточно назвать ряд документов:
- Профессиональный стандарт «Социальный работник», утверждённый Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 №677н [2], в котором оговорены трудовые действия, а также необходимые знания и умения для их осуществления;
- ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [3], в котором акцент сделан на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, а также предлагается социальное сопровождение, когда гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.
И если профессиональный стандарт - это документ, устанавливающий требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения социальным работником своих профессиональных обязанностей, то федеральный закон закрепляет принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах.
Механизмом реализации такой модели социального обслуживания должна стать система подготовки работников социальной сферы на уровне профессионального, высшего и послевузовского образования, которая ведётся в Омской гуманитарной академии.
Качество подготовки обучаемых по направлению «социальная работа» в вузе может быть оценено в соответствии с критериями - это количество времени, в течение которого выпускник будет адаптироваться на рабочем месте, а также количество смежных специальностей, которыми при необходимости может овладеть без значительных затрат времени и усилий на их освоение. А вот осмысление инструментария, который позволяет отследить становление обучаемого как профессионала в процессе обучения по направлению подготовки, и стало главной целью статьи, решение которой видится в анализе опыта работы кафедры педагогики, психологии и социальной работы.
Деятельность социальных работников предполагает непосредственный контакт с получателями социальных услуг на дому, в отделении социальной помощи, центре реабилитации, социальном приюте, детском доме, медико-психологической консультации, центре занятости и трудоустройства и т. п. Из перечня названных учреждений становится очевидным, что лица принадлежат к различным возрастным категориям и забота о них предполагает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций личности, семьи и общества. Поэтому одним из важнейших результатов в подготовке специалистов социономического типа в соответствии с классификацией Е. А. Климова является социально-психологическая компетентность. Как отмечает С. А. Мельниченко, «часто социальный работник оказывается в ситуации, которая выходит за рамки установленных норм и предписаний» [4, с. 155]. Такая ситуация предполагает творческое решение проблемы, а значит, социально-психологической компетентности, умения регулировать свои действия с учётом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей [5]. Отсюда действия социального работника должны быть детерминированы качествами его личности - это совесть, объективность, тактичность, справедливость и терпение, что в итоге позволяет относиться к другому как значимому. Для формирования этих качеств необходимо при обучении использовать гуманитарно-технологические стратегии жизнедеятельности человека, в их числе технологии нравственно-этического отношения и соотнесения себя в жизни и технологии творческого развития и творческой самореализации. Суть этих технологий состоит в том, что они помогают обучающимся выявить отношение к себе и своей миссии, отношение к другим людям, к реальному миру. С помощью этих технологий закрепляются устойчивые нормы поведения, когда осознанность в выборе убеждений, установок и ценностей формирует мотивы личности [6].
Так, социально-психологическая компетентность выступает базой и фундаментом, на котором выстраиваются значимые профессиональные качества социального работника, развивать которые позволяет включение в учебный процесс таких составляющих, как приобретение знаний, умений и навыков; овладение социально-психологическими технологиями; ролевая адекватность и адаптивность; профессионализм.
Приобретённые знания позволяют обучающимся по направлению «социальная работа» не просто ориентироваться в сложных ситуациях, но уметь определять личные особенности и эмоциональные состояния других людей, а значит, и реализовывать на практике ожидаемые способы взаимодействия с получателями социальных услуг, их родственниками и коллегами по работе. Для работников этой сферы важно овладеть индивидуальными средствами эмоциональной защиты, а также способами психологической профилактики стрессов, тревоги и других негативных эмоциональных
состояний. Эти, на первый взгляд, разные по целенаправленности формы социально-психологической подготовки в конечном итоге, дополняя друг друга, формируют целостную личность профессионала, которая способна подтвердить свою состоятельность в конкурентоспособности. Итак, конкурентоспособность социальных работников в условиях рынка достигается за счёт повышения их профессиональной компетентности, качества и системности, усвоенных ими знаний, успешности их применения.
В процессе подготовки специалистов социальной работы необходимо создавать условия, при которых процесс усвоения знаний будет максимально качественным. На протяжении последних десяти лет в Омской гуманитарной академии осуществляется научно-педагогическое сопровождение образовательного процесса [7]. Что позволяет, во-первых, максимально использовать научный потенциал вуза, во-вторых, сопровождение деятельности каждого компонента, уровня, направления и субъекта образовательного процесса создаёт действенный структурный механизм в подготовке обучающихся к самостоятельному осуществлению в будущем эмпирических исследований, начало которым положено в проектах [8].
Возникнув как средство для эффективного обучения за счёт активизации личного участия обучаемого, проекты стали одной из форм, позволившей успешно решать производственные задачи, ведь ценность их состоит в том, что «заданием» для их написания выступают конкретные нерешённые проблемы реальных структур и получателей социальных услуг. Например, действительность в организации деятельности приёмных семей для одиноких или одинокопроживающих граждан пожилого возраста, инвалидов и совершеннолетних недееспособных граждан в Москаленском районе Омской области - это четыре семьи, что составляет 1,5 % от численности данной категории семей Омской области - 265 в 2016 г.
Согласно постановлению Правительства Омской области от 5 июня 2013 года № 123-п размер ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, составляет 12 774 р., за остальными гражданами - 9580 р. в месяц. Расходы на данную выплату составили 28,4 млн р. Институт приёмной семьи - один из проектов решения этой проблемы. Проекты, подобные омскому, работают более чем в 10 регионах страны. Для сравнения - все семьи, за исключением двух, созданы сельскими жителями. Появление Программы «Школа приёмных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов» позволит и подопечным, и помощникам сократить период адаптации, менее болезненно преодолеть вероятные сложности и противоречия.
Стремясь решать производственные проблемы, обучающиеся по направлению «социальная работа» разрабатывают Программы для лиц пожилого возраста, например, для маломобильных граждан «Сила слова» в БУ «КЦСОН Калачинского района», «Светлица» в БУ «КЦСОН Усть-Ишимского района» и др. Использование краеведческого компонента позволяет повысить интерес к организованным встречам - ведь события твоей молодости, а также жизни района и села переплелись в памяти, составив череду значимых приятных воспоминаний, способных и утешить, и окрылить в старости, придав смысл прожитой жизни. Цикл монографий - «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона» [9], «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь» [10], «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь» [11] - содержит как материал истории районов Омской области, так и информацию и статистику по современным событиям. Уважая возраст и делая акцент на зрелость, социальные работники стремятся с почтением воспринимать данную категорию граждан, руководствуясь указаниями, что «истинным разумом, направленным на постижение жизни и сопроникнутым с верой» [12], можно достичь положительного результата.
Среди проектов значительная часть посвящена как исследованию синдрома эмоционального выгорания среди социальных работников с целью разработки комплекса мероприятий по его профилактике, так и созданию реабилитационных рекомендаций для получателей социальных услуг. Все проблемы, затрагиваемые в проектах, освещаются на ежегодных конференциях, где предоставляются промежуточные отчёты по результатам исследований, дальнейшее исследование будет продолжено в процессе работы над ВКР [12].
Численность публикаций - подтверждение их заинтересованности в дальнейшем продолжении работы над темой, ведь работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально значимой проблемы.
Численность публикаций студентов и магистрантов в сборниках «Студенческая весна» (2014-2016 гг.)
Название секции Количество публикаций
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Актуальные проблемы педагогики, психологии и социальной работы 50 104 130
Таблица составлена авторами по материалам: Студенческая весна - 2014 : сборник статей / Научный ред. А. Э. Еремеев, отв. ред. С. М. Ильченко. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2014; Студенческая весна - 2015: XI Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов : сборник статей под ред. А. Э. Еремеева : в 2 ч. - Омск : Изд-во ОмГА, 2015. Студенческая весна - 2016. XII Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов : сборник статей под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева : в 3 ч. - Омск : Изд-во ОмГА, 2016.
Итак, социальная работа как специальная область познания и практической деятельности отражает многомерный и противоречивый характер социокультурных процессов жизнедеятельности человека в современных непредсказуемых условиях. А значит, социально-психологическая подготовка как слагаемое профессионализма должна быть раскрыта посредством культуры мышления, реализованной в проекте, который в свою очередь содержит реальный механизм решения актуальных проблем социальной работы на уровне муниципальных образований.
Библиографический список
1. Студёнова, Е. Г. Социальная работа в России - путь к постмодерну / Е. Г. Студенова // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - № 1. - С. 36-40.
2. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс
4. Мельниченко, С. А. Базисная социально-психологическая подготовка социальных работников / С. А. Мельниченко // Наука и общество: проблемы современных исследований. IX Международная научно-практическая конференция : сборник статей ; под ред. А. Э. Еремеева. - Омск: изд-во ОмГА, 2015. - С. 155-160.
5. Костюк, И. А. Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенческой преемственности / И. А. Костюк, О. В. Попова // X Международная научно-практическая конференция «Наука и общество: проблемы современных исследований» : сборник статей в 2 ч. - Ч. 2 ; под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. - Омск : Изд-во ОмГА, 2016. - С. 82-87.
6. Рягин, С. Н. Гражданственность, нравственность и профессионализм как содержательная сторона подготовки будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования в России / С. Н. Рягин, И. А. Костюк // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 4 (26). - С. 144-149.
7. Еремеев, А. Э. Научно-исследовательская деятельность гуманитарного вуза: проблемы и решения / А. Э. Еремеев, О. В. Волох, В. И. Трушляков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2008. - № 2. - С. 99-103.
8. Мжельская, О. К. Развитие критического мышления и письменной речи (на примере проектной деятельности) / О. К. Мжельская // Университеты в системах развития и интеграции России: материалы всерос. конф. посвящённой 40-летию Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2015. - С.176-178.
9. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона : монография / Л. В. Азарова [и др.] ; редкол.: Л. В. Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. - Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 446 с.
10. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь : монография / Л. В. Азарова [и др.] ; редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. - Омск : Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2010. - 590 с.
11. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь : монография / Л. В. Азарова [и др.]; редкол. : Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. - Омск : Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2012. - 529 с.
12. Рягин, С. Н. Выпускная квалификационная работа: методика написания, правила оформления и порядок защиты : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» / С. Н. Рягин, С. А. Мельниченко. - Омск : Изд-во ОмГА, 2015. - 46 с.
S. N. Riagin, I. A. Kostyuk, Omsk humanitarian Academy
THE USE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE PREPARATION OF BACHELORS IN «SOCIAL WORK» IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS
Preparation of bachelors in "social work" in modern conditions is carried out in accordance with the requirements of the professional standard in social work and current Federal law enshrining the principle of implementation of social services based on individual needs in social services. Mechanism for the implementation of this model of social service was the training of social workers at the level of professional, higher and postgraduate education, carried out in the Omsk humanitarian Academy. The article contains the interpretation tools to track the development of the student as a professional in the direction of training "social work".
Keywords: components of training social workers, socio-psychological competence as a significant professional as a social worker, project activities.
References
1. Studenova E. G. Social work in Russia - a way to postmodernism. Otechestven-nyy zhurnal sotsial'noy raboty, 2016, No. 1, рр. 36-40.
2. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2013 N 677n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Sotsial'nyy rabotnik» [The order of the Ministry of Russia dated 18.11.2013 677n N "On approval of professional standard "Social worker"] Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
3. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2013 g. N 442-FZ «Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazh-dan v Rossiyskoy Federatsii» [The Federal law from December 28, 2013 No. 442-FZ "About bases of social service of citizens in the Russian Federation"] Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
4. Melnichenko S. A. Basic socio-psychological training of social workers. Nauka i obshchestvo: problemy sovremennykh issledovaniy. IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Omsk, Omsk Humanitarian Academy publ., 2015. рр. 155-160.
5. Kostyuk I. A., Popova O. V. Valuable orientations of student's youth as a result of intergenerational continuity. X Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauka i obshchestvo: problemy sovremennykh issledovaniy». Omsk, Omsk Humanitarian Academy publ., 2016. рр. 82-87.
6. Ryagin S. N., Kostyuk I. A. Citizenship, morality and professionalism as the substantive aspect of training of future teacher in the conditions of modernization of pedagogical education in Russia. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016. no 4 (26). рр. 144-149.
7. Eremeev A. E., Volokh O. V., Trushlyakov V. I. Research activity in humanitarian University: problems and solutions. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2008. No. 2. рр. 99-103.
8. Mzhel'skaya O. K. Development of critical thinking and writing (for example, project activities) Universitety v sistemakh razvitiya i integratsii Rossii: materialy vseros. konf. posvyashchennoy posvyashchennaya 40-letiyu Omskogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. M. Dostoevskogо. Omsk, Publishing house of Om.State.University press, 2015. рр. 176-178.
9. Azarovа L. V. [et al.] Noveyshaya istoriya sotsial'no-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Stepnaya zona : monografiya [The recent history of socio-economic and political development of districts of Omsk region. Steppe zone: monograph]. Omsk, publishing house of FGOU VPO OmGau, 2008. 446 p.
10. Azarovа L. V. [et al.] Noveyshaya istoriya sotsial'no-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Yuzhnaya lesostep': monografiya [The recent history of socio-economic and political development of districts of Omsk region. Southern forest-steppe: monograph]. Omsk, publishing house IPK of Makcheeva, 2010. 590 p.
11. Azarovа L. V. [et al.] Noveyshaya istoriya sotsial'no-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Severnaya lesostep': monografiya [The recent history of socio-economic and political development of districts of Omsk region. Northern forest steppe: monograph]. Omsk : publishing house IPK of Makcheeva, 2012. 529 p.
12. Ryagin S. N., Melnichenko S. A. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota: metodika napisaniya, pravila oformleniya i poryadok zashchity: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov spetsial'nosti «Sotsial'naya rabota» [Graduation thesis: methods of writing, design rules and order of protection. Textbook for students of specialty "Social work"]. Omsk, Omsk State University publ., 2015. 46 p.
© С. Н. Рягин, И. А. Костюк, 2017
Авторы статьи:
Сергей Николаевич Рягин, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, проректор по дополнительному образованию, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Ирина Александровна Костюк, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник, Омская гуманитарная академия.
Рецензенты:
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. Е. П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
УДК 159.973 БМ 10.17238/188п1998-5320.2017.27.87
Е. А. Стебляк, Омская гуманитарная академия, Омский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Рассматриваются пути включения в коррекционно-развивающую работу с умственно отсталыми обучающимися проблем социальных объектов, явлений и феноменов внутреннего мира человека. Проводится анализ программно-методического оснащения вопросов формирования социальных представлений умственно отсталых обучающихся на примере представлений о романтической любви и дружбе. Рекомендуются учебные действия, направленные на формирование данных представлений, апробированные в ходе экспериментального социально-психологического обучения умственно отсталых старшеклассников.
Ключевые слова: умственная отсталость, социальные компетенции, социальное познание, внутренний мир, учебные действия, межличностные отношения.
Выстраивание психолого-педагогического подхода к достижению умственно отсталыми (УО) обучающимися личностных результатов в освоении социальных компетенций осуществимо при условии критического анализа и обобщения имеющегося в распоряжении педагогов и психологов специального образования методического опыта [1; 2]. Анализируя социокультурный потенциал специальной педагогики, исследователи неоднократно отмечали сосредоточенность её содержания на объектах и явлениях предметной среды в ущерб познанию социальных объектов, явлений и феноменов внутреннего мира человека [3; 4; 5]. Преодоление этого дисбаланса выводит на первый план проблему формирования и оценки представлений о нематериальных образованиях психической жизни человека, таких как отношения, эмоции, чувства, ценности, цели, мечты, планы, когнитивные стратегии принятия решения и другие идеаторные феномены.
Один из первых опытов проектирования и апробации программы формирования психологических представлений обучающихся с ОВЗ инициирован О. И. Кукушкиной и Е. Л. Гончаровой. Исследователями было предложено сделать объектом познавательной деятельности обучающихся с нарушениями развития, в т. ч. УО, такие явления и феномены, как отношение к людям, чувства, мотивы, последствия своих и чужих поступков, характер человека, взаимосвязь между его внутренним миром и судьбой [3; 4]. Основополагающим принципом отбора познавательных обобщений, к которым рекомендовалось подводить обучающихся, стало акцентирование в их содержании взаимосвязи наблюдаемых поведенческих проявлений, с одной стороны, и ненаблюдаемых психических феноменов, с другой, т. е. взаимосвязи событий и эмоций, поступков и отношений к ним разных людей,