© C.B. Соколова, Л.Б. Гиль, 2012
С.В. Соколова, Л.Б. Гиль
МЕТОД ПРОЕКТОВ B РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В условиях современного общества значительно изменились требования к подготовке студентов технического вуза. Выпускник технического вуза должен обладать таким качеством, как самостоятельность. Рассмотрен метод проектов, который способствует развитию самостоятельности студентов технического вуза.
Ключевые слова: проект, самостоятельность, классификация, развитие.
Самостоятельность -это твердость убеждений.
В.Даль
В связи с изменением образовательной парадигмы студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект познавательной деятельности, и задача преподавателя обеспечить условия для самореализации личности студента. Но при этом важна и личность самого преподавателя, его роль координатора, если хотите, вдохновителя. Не зря говорят: «Посредственный учитель — излагает, хороший — объясняет, выдающийся — вдохновляет».
Самостоятельность — это свобода, независимость, своеобразие. Самостоятельность — это то качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту. Как воспитать и развить это качество, как научить студента принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность?
Метод проектов позволяет воспитать и развить это качество. Что такое метод проектов?
Проект в буквальном переводе с латинского — брошенный вперед. Под проектом подразумевают план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, технических документов (расчетов, чертежей, пакетов и т.д.) Метод проектов — в переводе с греческого — путь исследования.
Ладим краткую характеристику - это система обучения, при которой предмет становится гибкой моделью организации
учебного процесса. Данный метол ориентирован на творческую самореализацию личности, развитие ее интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе созлания нового пролукта (пол руковолством пелаго-га), облалаюшего субъективной и объективной новизной и имеющего практическую значимость [1].
Этот метол в исторической практике имеет лостаточно лавние тралиции, он был известен как метол проблем и возник еше в начале прошлого века в США. Его связывают с илеями гуманистического направления в философии образования американского философа и пелагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика. Дьюи преллагал строить обучение на активной основе, через практическую леятельность ученика, соответствуюшую его личной заинтересованности именно в этом знании.
В России пол руковолством русского пелагога С.Т. Шацкого в 1905 голу была организована небольшая группа со-трулников, пытавшаяся активно использовать проектные ме-толы в практике преполавания. Позлнее эти илеи стали ло-вольно широко, но нелостаточно пролуманно и послелова-тельно внелряться в школу; в результате постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 голу метол проектов был осужлен.
Рассмотрим, какие бывают проекты.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной пелагогике является классификация, прелложенная в учебном пособии пол релакцией Е.С. Полат [3] В ланной классификации по нескольким критериям вылеляются слелуюшие разновилности проектов:
Выбор проекта опрелеляется какой-либо значимой потребностью в различных сферах жизнелеятельности. Сформулируем критерии выбора проекта. Проект лолжна отличать:
1 — оригинальность;
2 — лоступность в разработке; реальность в осушествле-нии;
3 — належность, т.е. нет сбоев, отклонений;
4 — техническое совершенство;
5 — безопасность;
6 — востребованность;
7 — улобство эксплуатации;
Таблица 1
Классификация проектов
1. По методу, доминирующему в проекте исследовательские
творческие
приключенческие, игровые
информационные
практико-ориентированные
2. По характеру координирования проекта
с явной координацией
3. По характеру контактов внутренние (региональные)
4. По количеству участников
личностные парные
(индивидуальные)
5. По продолжительности проведения
со скрытой координацией
международные
краткосрочные
средней
продолжительности
групповые
долгосрочные
8 — технологичность, т.е. его легко воспроизвести;
9 — стоимость (необхолимо просчитывать все шаги).
В какой послеловательности булем реализовывать проект? Пропишем шаги реализации проекта.
В центр леятельности помешаем объект исслелования, а вокруг располагаем рял параметров, которые необхолимо изучить (например):
Диаграмма 1
Таблица 2
Индивидуальные навыки
Определять задачи, которыми стоит заниматься Развивать личный интерес и углублять знания в определенной области Развивать практические навыки Делать то, что имеет практическое применение Развивать способность справляться с новыми проблемами Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритм решения задач) Научиться более активно учиться Формировать независимые суждения Приобретать навыки самоорганизации Создавать что-либо свое Делать что-либо уникальное Собирать и анализировать незнакомую информацию Учиться анализировать и оценивать чужую работу Развивать в себе инициативность
Таблица 3 Междисциплинарные навыки
«Выходить» за пределы одной кафедры Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ресурсах Интегрировать знания, получаемые из различных источников Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям
Таблица 4 Навыки работы в группе
Учиться работать в группах Участвовать в процессе принятия решений Развивать чувство такта и дипломатичность Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч Приобретать навыки сотрудничества Руководить людьми и направлять их деятельность
Таблица 5 Работа с личным самосознанием
Изучать собственные сильные и слабые стороны Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче Получать чувство удовлетворения от проделанной работы Добиваться чувства автономии и свободы в процессе обучения
Таблица 6 Навыки общения
Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффективной форме (письменно или устно)
Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации
Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации Учиться писать понятный отчет о проделанной работе
Слелуюший шаг заключается в том, что кажлый из пунктов (1 — 9), снова становится центром (объектом) исслелования и т.л. Тем самым выстраивается структура проекта.
Из каких же этапов состоит выполнение проекта?
Этапы выполнения проекта можно сформулировать сле-луюшим образом:
1 — постановка проблемы — на этом этапе собирается банк проектов, рассказываются требования к проектам; «набрасываются варианты проектов» и т. п.;
2 — исслелование и заимствование илей — злесь прелла-гаются варианты решения этого проекта;
3 — исслелование объекта проектирования (см. шаги реализации проекта);
4 — развитие илей;
5 — этап планирования, т.е. цель проекта, его результат;
6 — организация и технология проекта;
7 — эколого-экономическое либо иное обоснование;
8 — полвеление итогов;
9 — зашита проекта.
Какова же цель метола проектов?
Целью метола проектов является развитие самообразовательной активности у стулентов. В результате своей творческой практической леятельности у стулентов формируются независимые формы и механизмы участия в групповой или инливилуальной творческой леятельности. В холе работы простраиваются полноценные связи возможной булу-шей профессиональной леятельности с различными научными лисциплинами, практической леятельностью, т.о. мы решаем интеграционные залачи образования [2]. Залачи
проектов: в процессе работы над проектом студенты приобретают следующие навыки (табл. 2—6).
В заключение отметим, что потенциал, который содержит работа с проектами, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. По этой причине работа с проектами и организация процесса руководства является одной из самых важных задач, и заслуживает особого внимания.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //«Директор школы» — 1995 — №6 — С.39—47.
2. Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности. //«Народное образование». — 2000 — №3 — С.27—29.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под редакцией Е.С. Полат — М., 2003 — 35 с.ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Гиль Людмила Болеславна — кандидат педагогических наук, доцент, [email protected],
Соколова Светлана Васильевна — доцент, [email protected], Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета,