© Е.В. Меркель, Н.В. Чаунина, 2012
Е.В. Меркель, Н.В. Чаунина
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассмотрены основные формы организации процесса формирования речевой компетенции у студентов-инженеров
Ключевые слова: речевая компетенция, курс «Русский язык и культура речи», балльно-рейтинговая система.
Современное профессиональное образование выхолит на новый, более высокий уровень полготовки специалистов за счет компетентностного полхола. В соответствии с законами Российской Фелерации о высшем профессиональном образовании, Фелеральными госуларствен-ными образовательными станлартами третьего поколения основной залачей вуза становится полготовка конкурентоспособного специалиста, влалеюшего опрелеленной системой общекультурных, профессиональных, вузовских компетенций. Таким образом, речь илет о полготовке специалиста-практика, готового осушествлять профессиональную лея-тельность.
Профессиональная успешность специалиста во многом зависит от сформированности обшекультурных компетенций, в особенности — речевых.
Как показывает практика, стуленты инженерных специальностей испытывают трулности в осушествлении как устной, так и письменной речевой леятельности при выполнении учебных залач, направленных на обработку и фиксацию информации, организацию профессионального обше-ния, полготовку выступлений на научную или профессиональную тему, составление нормативной и отчетной локу-ментации и т. л.
На решение ланной проблемы нацелен курс «Русский язык и культура речи». К сожалению, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО ланный курс не является обязательным лля полготовки специалистов/бакалавров.
Следовательно, включение данной дисциплины в учебный план зависит от установок заведующего выпускающей кафедрой, от его представления о способах формирования общекультурных компетенций выпускника. С целью заинтересовать руководство выпускающих кафедр, сформировать у него осознание необходимости в введении дисциплин, направленных на выработку навыков общения в различных речевых условиях, предлагается на выбор ряд дисциплин, среди которых «Русский язык и культура речи», «Русский язык как язык делового общение», «Основы работы с информацией» и др.
Все эти курсы помогают сформировать сознательное отношение к использованию в речевой практике языковых средств в соответствии с речевыми задачами, способствуют формированию навыков отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения.
Курс нацелен на формирование таких компетенций,
как:
• способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики;
• способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами;
• способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики;
• способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией;
• готовностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.
Перечисленные выше курсы рассчитаны на 1 семестр, форма итогового контроля — зачет. Аудиторные занятия проводятся как в традиционной форме (академическая лек-
ция), так и в интерактивной: круглый стол (тема «Современная речевая ситуация и культура речи»); «мозговой штурм» (тема «Устные жанры официально-делового стиля»); учебные групповые дискуссии, дебаты (при изучении темы «Основы эристики»); деловые, ролевые игры; case-study (тема «Деловая коммуникация как вид профессиональной деятельности»); тренинги (одна из тем — «Ораторская речь. Основы эристики») и т. д.
В целях организации систематической и всесторонней подготовки студентов к практическим занятиям было разработано учебно-методическое пособие «Русский язык и культура речи» в 2 частях (часть 1 «Учение о культуре речи. Нормы современного русского языка» и часть 2 «Функциональная стилистика. Основы ораторского мастерства»).
В пособии отражены все дидактические единицы, ле-жашие в основе предусмотренных ФГОС направлений подготовки бакалавров/специалистов: подробно рассмотрено учение о риторике в историко-культурном аспекте, дана классификация и характеристика видов ораторского искусства, теория и практические рекомендации по речевой культуре и технике речи; в содержание курса включен национально-региональный компонент (раздел «Русский язык на территории Республики Саха (Якутия)»); предлагаемые практические задания рассчитаны студентов инженерных специальностей.
Приведенный теоретический материал содержит минимум знаний, необходимых студенту для освоения дисциплины. В зависимости от объема часов, отведенного для изучения данной дисциплины, преподаватель имеет возможность выбрать темы, которые необходимо вынести на занятия.
В пособие включены задания репродуктивного, поискового характера, а также комбинированные (сочетаюшие и тот и другой вид учебной деятельности). Например, задание типа: Понаблюдайте за речью окружаюших людей. Встречаются ли в их речи элементы просторечия? Какие? или Составьте текст «Один день нашего института» в форме интервью, очерка, воспоминаний выпускника.
Практический материал извлекался из сборников упражнений, курсовых и липломных работ стулентов, из пе-риолической печати, ралиоперелач и лругих источников.
К некоторым упражнениям привелены образцы их выполнения, опрелеляюшие форму ответов на поставленные в залании вопросы.
Количество упражнений позволяет выбрать те из них, выполнение которых целесообразно в конкретной стулен-ческой группе.
Кажлая тема практического занятия сопровожлается указанием на источники, в которых наиболее улачно осве-шен материал. В конце пособия привелен обший список литературы по прелмету, словарей и справочников.
Завершают учебно-метолическую разработку приложения, в которых приволится акцентологический минимум; конструкции со словами, близкими по значению или олно-коренными, в которых часто нарушаются правила управления, приволятся планы анализа функциональных стилей, образцы локументации, алгоритмы составления некоторых вилов локументов.
Таким образом, ланное учебно-метолическое пособие позволяет стулентам всесторонне полготовиться, в том числе и самостоятельно, к различным формам контроля знаний по курсу.
В качестве «срезовой» работы стулентам преллагается написать эссе на самостоятельно выбранную тему (например, «Какие навыки профессионального обшения необхо-лимо формировать лично Вам?», «Какое место занимает русский язык в профессиональной леятельности» и лр.).
Промежуточный контроль осушествляется в форме компьютерного тестирования. Стулентам преллагается ответить на вопросы как открытой, так и закрытой формы, сложность вопросов варьируется, выбор тем осушествляет-ся преполавателем, что позволяет опрелелить уровень освоения отлельных тем и разлелов курса.
В качестве оценочной системы на занятиях используется балльно-рейтинговая система оценки знаний стулентов (ла-лее — БРС). Кажлый вил леятельности оценивается в пре-
делах от 1 до 30 баллов. Например, работа на семинарах
— 1 балл, написание эссе — 10 баллов, выполнение теста
— 30 баллов. В результате, за время обучения студент может набрать необходимое количество баллов (от 50 до 100) для получения «автоматической» оценки (зачет). БРС позволяет отслеживать качество и своевременность выполнения студентом учебных задач. Студент может заработать бонусные баллы за выполнение индивидуального задания. В результате мы получаем активного, заинтересованного в результате своей учебной деятельности, студента.
На наш взгляд, подобный, комплексный подход к разработке курсов, направленных на выработку навыков общения в различных условиях, позволит сформировать обозначенные выше общекультурные и профессиональные компетенции специалистов или бакалавров-инженеров в области речевой деятельности, что в свою очередь гарантирует востребованность на рынке труда, гатш
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Меркель Елена Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, [email protected]
Чаунина Наталья Владимировна — кандидат филологических наук, [email protected],
Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, [email protected].