Научная статья на тему 'Формирование речевой компетенции у студентов инженерных специальностей'

Формирование речевой компетенции у студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SPEECH COMPETENCE / КУРС "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" / THE COURSE "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / POINT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркель Елена Владимировна, Чаунина Наталья Владимировна

Рассмотрены основные формы организации процесса формирования речевой компетенции у студентов-инженеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркель Елена Владимировна, Чаунина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of SPEAKING competence of STUDENTS OF technical PROFESSIONS

The main forms of organization of the process of the formation of the competence for students-engineers

Текст научной работы на тему «Формирование речевой компетенции у студентов инженерных специальностей»

© Е.В. Меркель, Н.В. Чаунина, 2012

Е.В. Меркель, Н.В. Чаунина

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассмотрены основные формы организации процесса формирования речевой компетенции у студентов-инженеров

Ключевые слова: речевая компетенция, курс «Русский язык и культура речи», балльно-рейтинговая система.

Современное профессиональное образование выхолит на новый, более высокий уровень полготовки специалистов за счет компетентностного полхола. В соответствии с законами Российской Фелерации о высшем профессиональном образовании, Фелеральными госуларствен-ными образовательными станлартами третьего поколения основной залачей вуза становится полготовка конкурентоспособного специалиста, влалеюшего опрелеленной системой общекультурных, профессиональных, вузовских компетенций. Таким образом, речь илет о полготовке специалиста-практика, готового осушествлять профессиональную лея-тельность.

Профессиональная успешность специалиста во многом зависит от сформированности обшекультурных компетенций, в особенности — речевых.

Как показывает практика, стуленты инженерных специальностей испытывают трулности в осушествлении как устной, так и письменной речевой леятельности при выполнении учебных залач, направленных на обработку и фиксацию информации, организацию профессионального обше-ния, полготовку выступлений на научную или профессиональную тему, составление нормативной и отчетной локу-ментации и т. л.

На решение ланной проблемы нацелен курс «Русский язык и культура речи». К сожалению, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО ланный курс не является обязательным лля полготовки специалистов/бакалавров.

Следовательно, включение данной дисциплины в учебный план зависит от установок заведующего выпускающей кафедрой, от его представления о способах формирования общекультурных компетенций выпускника. С целью заинтересовать руководство выпускающих кафедр, сформировать у него осознание необходимости в введении дисциплин, направленных на выработку навыков общения в различных речевых условиях, предлагается на выбор ряд дисциплин, среди которых «Русский язык и культура речи», «Русский язык как язык делового общение», «Основы работы с информацией» и др.

Все эти курсы помогают сформировать сознательное отношение к использованию в речевой практике языковых средств в соответствии с речевыми задачами, способствуют формированию навыков отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения.

Курс нацелен на формирование таких компетенций,

как:

• способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики;

• способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами;

• способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики;

• способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией;

• готовностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.

Перечисленные выше курсы рассчитаны на 1 семестр, форма итогового контроля — зачет. Аудиторные занятия проводятся как в традиционной форме (академическая лек-

ция), так и в интерактивной: круглый стол (тема «Современная речевая ситуация и культура речи»); «мозговой штурм» (тема «Устные жанры официально-делового стиля»); учебные групповые дискуссии, дебаты (при изучении темы «Основы эристики»); деловые, ролевые игры; case-study (тема «Деловая коммуникация как вид профессиональной деятельности»); тренинги (одна из тем — «Ораторская речь. Основы эристики») и т. д.

В целях организации систематической и всесторонней подготовки студентов к практическим занятиям было разработано учебно-методическое пособие «Русский язык и культура речи» в 2 частях (часть 1 «Учение о культуре речи. Нормы современного русского языка» и часть 2 «Функциональная стилистика. Основы ораторского мастерства»).

В пособии отражены все дидактические единицы, ле-жашие в основе предусмотренных ФГОС направлений подготовки бакалавров/специалистов: подробно рассмотрено учение о риторике в историко-культурном аспекте, дана классификация и характеристика видов ораторского искусства, теория и практические рекомендации по речевой культуре и технике речи; в содержание курса включен национально-региональный компонент (раздел «Русский язык на территории Республики Саха (Якутия)»); предлагаемые практические задания рассчитаны студентов инженерных специальностей.

Приведенный теоретический материал содержит минимум знаний, необходимых студенту для освоения дисциплины. В зависимости от объема часов, отведенного для изучения данной дисциплины, преподаватель имеет возможность выбрать темы, которые необходимо вынести на занятия.

В пособие включены задания репродуктивного, поискового характера, а также комбинированные (сочетаюшие и тот и другой вид учебной деятельности). Например, задание типа: Понаблюдайте за речью окружаюших людей. Встречаются ли в их речи элементы просторечия? Какие? или Составьте текст «Один день нашего института» в форме интервью, очерка, воспоминаний выпускника.

Практический материал извлекался из сборников упражнений, курсовых и липломных работ стулентов, из пе-риолической печати, ралиоперелач и лругих источников.

К некоторым упражнениям привелены образцы их выполнения, опрелеляюшие форму ответов на поставленные в залании вопросы.

Количество упражнений позволяет выбрать те из них, выполнение которых целесообразно в конкретной стулен-ческой группе.

Кажлая тема практического занятия сопровожлается указанием на источники, в которых наиболее улачно осве-шен материал. В конце пособия привелен обший список литературы по прелмету, словарей и справочников.

Завершают учебно-метолическую разработку приложения, в которых приволится акцентологический минимум; конструкции со словами, близкими по значению или олно-коренными, в которых часто нарушаются правила управления, приволятся планы анализа функциональных стилей, образцы локументации, алгоритмы составления некоторых вилов локументов.

Таким образом, ланное учебно-метолическое пособие позволяет стулентам всесторонне полготовиться, в том числе и самостоятельно, к различным формам контроля знаний по курсу.

В качестве «срезовой» работы стулентам преллагается написать эссе на самостоятельно выбранную тему (например, «Какие навыки профессионального обшения необхо-лимо формировать лично Вам?», «Какое место занимает русский язык в профессиональной леятельности» и лр.).

Промежуточный контроль осушествляется в форме компьютерного тестирования. Стулентам преллагается ответить на вопросы как открытой, так и закрытой формы, сложность вопросов варьируется, выбор тем осушествляет-ся преполавателем, что позволяет опрелелить уровень освоения отлельных тем и разлелов курса.

В качестве оценочной системы на занятиях используется балльно-рейтинговая система оценки знаний стулентов (ла-лее — БРС). Кажлый вил леятельности оценивается в пре-

делах от 1 до 30 баллов. Например, работа на семинарах

— 1 балл, написание эссе — 10 баллов, выполнение теста

— 30 баллов. В результате, за время обучения студент может набрать необходимое количество баллов (от 50 до 100) для получения «автоматической» оценки (зачет). БРС позволяет отслеживать качество и своевременность выполнения студентом учебных задач. Студент может заработать бонусные баллы за выполнение индивидуального задания. В результате мы получаем активного, заинтересованного в результате своей учебной деятельности, студента.

На наш взгляд, подобный, комплексный подход к разработке курсов, направленных на выработку навыков общения в различных условиях, позволит сформировать обозначенные выше общекультурные и профессиональные компетенции специалистов или бакалавров-инженеров в области речевой деятельности, что в свою очередь гарантирует востребованность на рынке труда, гатш

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Меркель Елена Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, [email protected]

Чаунина Наталья Владимировна — кандидат филологических наук, [email protected],

Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.