- © А.Ф. Голобородов, В.А. Голобородова,
2012
А.Ф. Голобородов, В.А. Голобородова
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Раскрываются направления реализации инновационного потенциала, стратегия и тактика инновационного развития через систему программного обеспечения последовательного внедрения инновационные элементов в практику работы Института менеджмента, экономики и инноваций. Ключевые слова: непрерывное многоуровневое образование, технологии использования инновационные возможностей, принципыI, методы, средства технологии реализации инновационного потенциала вуза,
Мы активно работаем нал реализацией нашего инновационного потенциала вуза, постоянно и послело-вательно реализуем разработанную в вузе стратегию инновационного развития через систему программного обеспечения послеловательного внелрения инновационных элементов в практику работы Института менелжмента, экономики и инноваций.
В результате, на сеголняшний момент, мы имеем разработанную и поэтапно внелряемую Концепцию инновационного развития вуза, Долгосрочную и Срелнесрочную Программы реализации основных стратегических целей и залач, заложенных Концепции, и Краткосрочную программу практических лействий, конкретизирующую принципы, метолы, срелства, технологии использования инновационных возможностей в развитии непрерывного многоуровневого образования.
Итак, пол инновацией понимается процесс изменения, связанный с созланием, признанием или внелрением новых элементов (молелей) материальной или нематериальной культур в опрелеленной социальной системе.(5).
Пол тралиционными процессами мы понимаем сохранение лучших тралиций отечественного и зарубежного образования, способных в новых условиях инновационной стратегии стать основой лля качественного обновления системы многоуровневого профессионального образования.
Общеизвестно, что инновационные процессы не возникают на пустом месте. Они исторически обусловлены, но история не раз доказывала, что перенос чужого опыта не эффективен и ожидаемых результатов не дает. Введение инноваций — это сложный психологический процесс совмещения культур, осмысления последствий нововведений. Их внедрение, развитие и будущее напрямую и непосредственно связано с политическими и социально-экономическими аспектами социума. Традиции и инновации тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Требуется критическое осмысление вводимых инноваций на основе единства общемирового и национального наследия.
Под инновационными процессами мы понимаем целенаправленные процессы, позволяющие создать принципиально новые концепции развития образования, а в нашем институте конкретное приложение имеют задачи усовершенствовать содержание, формы, методы обучения и воспитания, технологии организации учебно-воспитательного процесса и управления всей системой.
Инновационные процессы должны способствовать качественному обновлению всех компонентов системы образования, управление которой строится на основе рациональных и общечеловеческих подходов.
В целях оптимального взаимодействия вуза, его филиалов, представительств, для оптимизации деятельности организационно-правовых аспектов управления образованием нам представляется целесообразным обозначить приоритетные направления реализации Стратегии инновационного развития Института менеджмента, экономики и инноваций:
1. Провести четкое разграничение функций и полномочий в управлении образовательным процессом. В рамках Долгосрочной программы инновационного развития вуза подготовлено и внедрено экономико-правовое обоснование направлений инновационного развития вуза.
Развитие процессов образования должно идти в режиме плодотворного диалога всех субъектов образовательной политики, стратегии и практики, четкого распределения и координации их полномочий и ответственности. Смыслом управленческой деятельности в образовании обоих уровней становится
создание комфортных условий для реализации прав граждан на образование и эффективной образовательной и воспитательной деятельности, для решения возникающих проблем субъектов образования.
2. Обеспечить соответствие организационной структуры управления инновационным процессам, протекающим в образовательной практике, и всем объектам управления функционированием и развитием структур. В этом направлении в Институте осуществлено обоснование новой организационной структуры вуза.
В нашем случае, изменения организационной структуры вуза и оптимизация управления должны способствовать повышению процесса управляемости в учреждениях региональных представительств вуза, не нарушая их самостоятельности и автономности.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений построения инновационной системы образования — совершенствование существующей отраслевой модели управления системой. В современных условиях управление образованием — это, прежде всего управление процессом его развития, а не только учреждениями и людьми.
3. Провести адаптацию федеральной нормативной правовой базы как основы к региональным условиям, постоянно оптимизировать нормативно-правовое регулирование деятельности.
Мы полагаем, что первостепенным в сложившихся условиях является создание и совершенствование нормативной правовой основы и локальных актов, способствующих развитию нашего вуза. Вследствие чего необходимо перейти от административных рычагов управления образовательными учреждениями к нормативным и экономическим методам. В данном направлении проводится постоянная и регулярная комплексная работа. В вузе подготовлен комплекс Положений, локальных актов, инструкций и т.п., регламентирующих деятельность всех структурных подразделений в направлении научной, инновационной, методической, учебной, воспитательной и др. видов работ.
4. Осуществить разработку и внедрение программ краткосрочного развития структурных подразделений на основе Фе-
леральной программы развития образования. Для нас важно, чтобы кажлая программа развития стала составляющей частью Фелеральной программы и отдельных фелеральных целевых программ, неотъемлемой составляющей вошла в организационную основу госуларственной политики области в сфере образования, а также выступала бы компонентом комплексной региональной программы экономического и социального развития, опрелелив мероприятия, позволяющие осуществить пе-рехол к обновленному состоянию всей системы образования. В вузе разработана и лействует система планирования и коорли-национного центра, регулирующего оптимальные срелства взаимолействий всех полразлелений.
5. Опрелелить систему мер, направленных на прелотвра-щение леструктивных тенленций и процессов в системе образования, прежле всего, в отношении региональных прелстави-тельств и филиалов.
Реализация ланного аспекта прелполагает наличие лосто-верной информации о своевременности организационно-управленческих процессов в региональных прелставительст-вах; состоянии материально-технической базы учрежлений и т. л.; внелрение механизмов оказания организационно-метолической помощи в рамках системы прелставительств региона, гарантирующих максимально необхолимый уровень информационно-технологического обеспечения, расхолов на образовательные услуги и заинтересованность территорий в привлечении максимально оптимального количества стулен-тов и слушателей, повышении их эффективности в практической образовательной леятельности. Оказание организационной и метолической поллержки в наших условиях носит целевой характер.
6. Обеспечить информационное и инновационное развитие образовательного пространства вуза, в том числе в региональных прелставительствах, информационно-аналитическое сопровожление леятельности по реализации инновационного потенциала вуза, обеспечивающих алекватность реакции на изменения, происхолящие во внешней образовательной среле.
Пути решения ланной проблемы вилятся нам не только через формирование механизмов сбора, хранения и перелачи информации, налаженные коммуникационные каналы взаимо-
действий, но и через создание дистанционного центра «Интернет — образования» с использованием ДОТ, ресурсного центра, общедоступной электронной библиотеки, в том числе в рамках федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды».
Мы понимаем сложность реализуемых мер и наряду с формированием положительного общественного мнения к изменениям, происходящим в многоуровневой системе образования, обеспечиваем требуемую поддержку инновационной деятельности в области технологий дистанционного обучения посредством финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов во взаимодействии с региональными представительствами.
7. Разработать систему мер по обеспечению и созданию системы непрерывного образования, включая дополнительное образование: повышение квалификации, переподготовку и послевузовское образование.
Прежде всего, мы ведём опережающую подготовку высокопрофессиональных кадров по остродефицитным специальностям, увеличиваем объемы и наметили систему комплексных мероприятий по повышению квалификации и переподготовки кадров, в том числе военнослужащих и членов их семей для прорывных направлений экономики, способных обеспечить качественные изменения в организации инновационных процессов, в том числе программы повышения квалификации для оптимизации учебно-воспитательного процесса в представительствах, включая формирование региональной сети повышения квалификации. Мы обеспечиваем, тем самым, повышение уровня профессиональной компетентности управленческих и руководящих кадров. Для изменения, как содержания, так и технологии обучения, в основу повышения квалификации и переподготовки мы внедряем компетентностный подход, стимулирующий овладение руководителями технологиями стратегического планирования и управления персоналом, инновационного и стратегического менеджмента. Учебный процесс выстраивается на основе анализа и диагностики образовательных потребностей обучающихся, затруднений в профессиональной деятельности, передовом научно-педагогическом опыте. Речь идет о формировании положи-
тельного имилжа института посрелством качества прелос-тавляемых образовательных услуг.
Общеизвестный факт, что в большинстве своем негосулар-ственные образовательные учрежления выступают в роли мо-лернизаторов системы образования, активизирующих преобразования. Инновационные по своей сути, реализующие новый способ прелоставления образовательных услуг, как правило, имеющие лучшее по сравнению с госуларственными образовательными учрежлениями ресурсное обеспечение.
Потому мы, как негосуларственное образовательное учреж-ление, рассматриваем инновационную леятельность в качестве основной составляющей в функционировании, развитии инновационного стратегического планирования и менелжмента.
8. Вести работу по ввелению госуларственных образовательных станлартов третьего поколения, разработке и принятию национально-региональных компонентов госуларственных образовательных станлартов (ФГОС). Ключевая проблема лля нашего вуза — разработка программы управления качеством образования. Мы осуществляем финансовую поллержку про-велению инновационной и экспериментальной работы в направлении повышения качества образования.
В рамках нашего вуза разрабатываются Примерные образовательные Программы по всем направлениям согласно ак-крелитованным, реализующие концептуальные принципы ФГОС, а также критерии оценки образовательных программ и учебно-метолических материалов. Мы проволим экспертизу новых проектов, программ, обеспечиваем их научное и мето-лическое сопровожление и консультирование в процессе вне-лрения. Наиболее значимые проекты нахолят поллержку (информационную, ресурсную) на всех уровнях управления образовательным процессом. Со временем они могут стать своеобразными «точками прорыва» в развитии солержания образовательного процесса, управления качеством образования, распространении перелового экономического, пелагогического или управленческого опыта, способствовать изменению межличностных отношений в системе субъектообразующей образовательной леятельности.
Мы учитываем тот факт, что станларт лолжен обеспечить сохранение елиного образовательного пространства с олной
стороны, а с другой — вариативность и право на самостоятельное творчество каждого образовательного учреждения.
9. Создать систему социальной поддержки и адаптации, единое адаптационное, реабилитационное пространство средствами образования.
В условиях нашего вуза необходимость создания такой системы определяется на основе международных нормативных правовых норм. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми. Мы реализуем государственную политику в области специального образования людей с ограниченными возможностями, являющейся составной частью профессиональной системы образования. Кроме того, участвуем в обеспечении и выполнении целевых программ, как федеральных, так и региональных, направленных на социальную поддержку, адаптацию и реабилитацию категорий граждан, нуждающихся в помощи и защите государства.
10. Обеспечить реализацию конституционных прав граждан на образование. Для нас, прежде всего, — это система мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа к качественному образованию различных категорий населения. Мы создаем и совершенствуем необходимые и безопасные условия учебы, труда, и отдыха обучающихся и слушателей; обеспечивая, тем самым, охрану их здоровья. Проводим систематическую и целенаправленную работу по обеспечению условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья студентов и слушателей, обеспечения их психологического комфорта. В рамках нашего вуза выстроена деятельность психологической службы поддержки сотрудников и студентов, действует кабинет психологической разгрузки, используются инновационные методы арттерапии, музы-котерапии для создания оптимальных возможностей раскрытия креативного потенциала преподавателей и сотрудников. Активно развивает свою деятельность Интернет-радио «Диалог», проводя большую и содержательную воспитательную, просветительскую, пропагандистскую работу в области профессионального образования.
11. Постоянно осуществлять коорлинацию планирования головного вуза и его региональных прелставительств как органов местного управления.
Мы считаем, что планирование — непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития образовательной системы вуза в целом и кажлой структурной елиницы в отлельности, опрелеления срелств их лос-тижения, сроков и послеловательности реализации, распре-леления управленческих ресурсов. С помощью стратегического, тактического и оперативного планирования вуз и региональные прелставительства, управляющая и управляемая полсистемы обеспечивают елиное направление усилий всех участников к лостижению общих целей.
12. Повысить роль лополнительного образования, структуры ВЦПО, как структурного полразлеления вуза, с использованием инновационных технологий лополнительного образования и социального воспитания в формировании образовательной политики, направленной на развитие всей системы лополнительного образования.
Данное структурное полразлеление совместно с головным органом управления лолжны правильно анализировать ситуацию в системе образования, вилеть возникающие проблемы и опрелелять перспективы в их решении на высоком технологическом уровне. Мы наметили и разработали Программу лействий в направлении обеспечения организации взаимолействия веломств, работолателей, общественных организаций по развитию нашего лополнительного образования, преололению межвеломственной разобщенности.
Необхолимо поллерживать совместную леятельность образовательных учрежлений по лополнительному образованию, общественности по отработке механизмов, способных влиять на учебно-воспитательный процесс и его результаты; разработать научно-обоснованный мониторинг общественного мнения; развивать систему социального партнерства, включая в нее не только учрежления профессионального, но и лополнительного образования.
Эти меры направлены на улучшение возможностей лля внелрения и реализации инноваций, укрепление существующих и ввеление новых форм отношений межлу уровнями
образования. В условиях постоянного дефицита средств важно привлечение также дополнительных ресурсов.
13. Оказывать содействие развитию системе государственно-общественного управления.
Для нас принципиальным является создание условий для сочетания государственных и общественных форм управления в системе вуза, расширять активное участие общественности в работе Попечительского совета Института на каждом уровне управления. Необходимо четко выделить и согласовать общественную составляющую в деятельности всех управленческих структур вуза, определить компетенцию общественного и экспертного советов, обеспечить гласность обсуждения и принятия управленческих решений. Такой подход сделает не только необратимыми уже происшедшие инновационные преобразования, но и будет в целом способствовать становлению гражданского общества, консолидации различных общественных сил вокруг решения проблем системы многоуровневого профессионального образования.
14. Создавать условия для повышения социального статуса воспитания, в том числе и такого важнейшего его составляющего, как патриотическое воспитание, в системе многоуровневого профессионального образования, укрепления и развития воспитательных функций образовательных учреждений, сотрудничества институтов образования и социума в целом.
У выпускника нашего вуза воспитывается потребность к здоровому образу жизни, способность противостоять вредным привычкам и асоциальным явлениям. Мы считаем, что наряду с высоким профессиональным компетентностным уровнем, выпускник нашего вуза должен обладать навыками самодеятельности, саморазвития, творчества, способностью к самореализации, самосовершенствованию, активной гражданской, патриотической позицией.
15. Осуществлять мониторинг проблем и трудностей, возникающих в процессе взаимодействия региональных представительств и головного вуза в системе управления.
Региональный орган управления представительства должен обеспечить координацию деятельности местных структур управления, взаимодействие с органами управления го-
ловного вуза. Организуя взаимолействие управляющей и управляемой полсистем, мы обеспечиваем целенаправленность и интегрированность процессов, происхолящих в инновационной системе.1
Данные положения разработанных нами программ лол-госрочного и срелнесрочного развития вуза объелиняют в елиный комплекс развитие солержания и повышение качества многоуровневого профессионального образования, совершенствование механизма финансирования и управления системы региональных прелставительств, хотя не претенлуют на полноту и не носят исчерпывающий характер.
Безусловно, созлание оптимальной системы взаимолей-ствия всех структур образовательных систем и социальных институтов — требование времени. Как важнейшая орга-низационно-пелагогическая, экономико-управленческая
проблема она требует лальнейшей проработки и серьёзной опытно-экспериментальной проверки. Необхолимо также отметить, что потребность управления развитием вуза как системы приволит к необхолимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением важнейшей социальной функции образования.
Во-первых, это цели формирования елиного образовательного и информационного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев, категорий и групп населения.
Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания полрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей отечественной национальной культуры.
В-третьих, это цели превращения образования в инновационную систему, развивающую и развивающуюся, способную обеспечивать развитие личности на протяжении всей её жизни и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимолействия межлу всеми социальными институтами.
1 См. также: Реализация нового хозяйственного механизма в муниципальной образовательной системе. //Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. научно-методических материалов. Вып. 4(12)/Под ред. С.А. Репина, Г.Н. Серикова. -М., 2009.-С. 52-55
Инновационная система профессионального образования нашего вуза — это новое содержание, вариативные программы и новые технологии, мощный информационный и телекоммуникационный ресурс обучения, воспитания и управления, новые функции, реализуемые в рамках учебного заведения, принципиально новые механизмы экономики, социального партнерства, ориентация качества обучения на внешнюю среду, на потребности экономики и на рынок труда. гатш
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Голобородов А.Ф. — профессор, ректор, [email protected], Голобородова В.А. — кандидат педагогических наук, доцент, главный психолог службы управления персоналом, [email protected], Институт менеджмента, экономики и инноваций.