М.Г. Магомедов Р.В. Магомедов
УДК 351.759.6
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы обоснована технология формирования безопасного поведения личности как важное условие приобретения практических умений и навыков, развития мыслительных способностей в экстремальных ситуациях. Кроме того, представлена структура технологии формирования безопасного поведения личности.
Ключевые слова: безопасное поведение, технология, ресурсное обеспечение, экстремальные ситуации, ситуационная задача.
Magomed Magomedov Rustam Magomedov
TECHNOLOGY TO PROMOTE SAFER BEHAVIOR OF THE PERSON
Annotation. Based on analysis of psychological and pedagogical literature and substantiated technology of safe behavior of the person, as an essential condition for the acquisition of practical skills, the development of cognitive abilities in extreme situations. In addition, the structure of forming technology security strength of individual behavior.
Keywords: safe behavior, technology, resource provision, emergencies, situational problems.
Результативность обучения зависит от педагогического воздействия, представляющего собой особый вид деятельности педагога, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ученика как субъекта обучения. При этом педагогическое воздействие предполагает получение учащимся знания о способах действий в той или иной ситуации, формирование умений по выбору варианта в силу своих физических и психических особенностей, а в условиях потенциальных экстремальных ситуаций, умение самостоятельно осуществлять выбор действий, не подвергаясь воздействию паники, действиям поражающих факторов и т.д.
По мнению В.Ю. Питюкова, задачей педагогического воздействия выступает активизация внимания учащихся на способы совершения деятельности и стимулирование индивидуального выбора с позиций инициирования активности, поскольку активное взаимодействие обеспечивает развитие личности. С этих позиций важное место в педагогическом взаимодействии занимает активизация внимания учащихся, помогающая овладению способами практической деятельности, обучению учащихся различным вариантам действий, чтобы в конкретной ситуации они могли проявить свою активность [4].
Важное место в активизации внимания учащихся занимают различные средства и приемы, вызывающие эмоциональную реакцию, сопереживание, стремление к обсуждению различных позиций и возражений. При этом инициированию активности учащихся способствуют видеосюжеты, фрагменты произведений и кино, когда материал преподносят, чтобы обыденное знание стало востребованным, присутствует удивительный факт, который будет открыт на уроке при работе над учебным материалом.
Следовательно, в рамках практикума изучение тем разделено на пять уровней, где первый направлен на активизацию познавательного интереса, объяснение значимости получаемых знаний, где педагог представляет избыточную информацию, используя научно-популярную лекцию, диспут, загадку, кроссворд. При этом форма подачи носит занимательный характер с использованием народной мудрости, шуточной картины, макета, муляжа, аудио- и видеозаписей [3].
В рамках изучения темы «Защита в местах проживания» студенты знакомятся с понятием опасность и его многообразием: опасными ситуациями в жилище (пожар, затопление, поражение
© Магомедов М.Г., Магомедов Р.В., 2014
электрическим током, средства бытовой химии), на дорогах (при пользовании автомобильным, водным, авиационным, железнодорожным транспортом), опасностями криминального характера в жилище и на улице. При этом используются ситуационные задачи, ориентированные на формирование умений по определению и анализу опасности, а также на безопасное поведение в ситуациях криминального характера в жилище и на улице. Приведенные задачи решаются на практических занятиях, связанных с действиями по сигналу «Внимание всем!», изучением путей эвакуации из здания, приведением в действие огнетушителя, игрой по правилам дорожного движения на макете, безопасным положением при аварии автомобиля, самолета, надеванием спасательного жилета и т.д.
При изучении темы «Защита в природных условиях» студенты знакомятся с автономным существованием человека в природных условиях, для чего используются ситуационные задачи, ориентированные на определение сторон горизонта по компасу, солнцу и часам, по лесным квартальным столбам, по природным приметам, а также задачи, решаемые на практических занятиях, связанных с простейшими способами релаксации, ориентированием по компасу и заданным азимутам, способами добывания огня, постройкой временного жилья, сложением различных видов костров и т.д.
В рамках изучения темы «Защита в чрезвычайных ситуациях природного характера» студентов знакомят с землетрясением, оползнем, обвалом, тропическим циклоном, ураганом, наводнением, лесным пожаром, для чего используются ситуационные задачи, ориентированные на определение вида стихийного бедствия, типа ветра по признакам с помощью шкалы Бофорта. Следует отметить, что приведенные задачи решаются на практических занятиях, связанных с использованием игры «Стихия», практических работ с моделированием чрезвычайных ситуаций, характерных для региона.
При изучении темы «Защита в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» студенты знакомятся с производственными авариями и катастрофами (пожары и взрывы, аварии с выбросом химически опасных веществ и радиоактивных веществ, гидродинамические аварии), для чего используются ситуационные задачи, ориентированные на формирование умений по распознаванию аварийных химически опасных веществ и выбору средств защиты, вычислению дозы радиации, определению направления выхода из зоны заражения [2].
Приведенные задачи решаются на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ «Измерение ионизирующих излучений», «Измерение содержания нитратов в овощах», в игре «Защита» (действия при аварии на атомной электростанции), «Глобальные проблемы общества», где моделируются практические действия в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
В рамках изучения темы «Ожоги, травмы рук, суставов, связок, ушибы, кровотечения» студенты знакомятся с оказанием первой медицинской помощи при ожогах, травмах, переломах, ушибах, при наружных кровотечениях; техникой наложения стерильных повязок на голову, грудь, конечности. При этом используются ситуационные задачи, ориентированные на формирование умений по оказанию первой медицинской помощи, определению вида травм, решаемые на практических занятиях, где моделируются способы обездвиживания при травмах, остановки кровотечения, наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки) и бинтовых повязок, переноски пострадавших.
В рамках изучения темы «Отравления аварийными химически опасными веществами; воздействие радиации; состояния, угрожающие жизни человека» студенты знакомятся с порядком оказания первой медицинской помощи при отравлениях аварийными химически опасными веществами, экстремальной помощи пострадавшему в состоянии комы, при утоплении, при поражении электрическим током, в случае черепно-мозговой травмы. При этом используются ситуационные задачи, ориентированные на определение вида поражения и состояния, пострадавшего; оказание экстренной помощи при утоплении; заражении инфекционными заболеваниями; острой сердечной недостаточности, решаемые на практических занятиях, с использованием аптечки АИ-2; применением противохи-
мического пакета ИПП-8; переводом пострадавшего в «безопасное» положение; проведением комплекса сердечно-легочной реанимации [3].
В рамках изучения темы, студенты знакомятся с приемами физической, тактической огневой и строевой подготовки, что актуально для поведения при изучении чрезвычайных ситуаций гидрологического характера (наводнения, половодья, паводки, заторы, ветровые нагоны).
Обучение способам деятельности (см. рис.) включает апробацию способов действий по предупреждению и защите в наиболее вероятных экстремальных ситуациях, для чего используются практические занятия, где приобретаются умения и навыки действий в экстремальных ситуациях, осуществляется выбор действий, который зависит от большого количества факторов, в связи с чем готовых рецептов безопасного поведения может и не быть.
Рис. Структура технологии формирования безопасного поведения
При этом в совокупности используются методы, формы и средства, поскольку отдельно один метод не может обеспечить достижения цели обучения, вследствие чего необходимо их сочетание. Средства обучения производны от выбранных методов, в связи с чем при организации используются эвристические (поисковые) задачи. Выбор необходимых технических и натуральных средств обучения также зависит от используемых форм (рассказ, беседа, лекция и др.) реализации практикума [1].
Таким образом, студенты, определяя возможную логику действий при смене условий в экстремальной ситуации, на втором этапе выполняют различные действия, работая в парах или в малых
группах, которые получают разные задания в рамках изучаемой темы. На данном этапе возможен промежуточный контроль, цель которого - выявление правильности логических действий и успешность безопасного поведения в экстремальной ситуации.
Логические действия являются необходимыми, но не всегда достаточными для решения задач, поскольку нередко возникают задачи, которые не могут быть решены чисто логическим, выводным путем. При решении таких задач кроме логических действий необходимо применить так называемые поисковые эвристические действия, которые направлены на снятие «барьеров» прошлого опыта, пополнение знаниями не путем их логического выведения из уже имеющихся, а посредством дополнительного изучения ситуации, анализа ее с новых сторон.
Следовательно, ситуационные задачи третьего (повышенного) уровня предназначены для формирования умений и навыков выбора средств и способов защиты, прогнозирования последствий и вариантов развития экстремальных ситуаций, предвидения последствий ошибочных действий. С учетом сказанного задачи повышенного уровня решают учащиеся, справившиеся с базовыми задачами, для чего преподаватель организует работу индивидуально, в парах, в малых группах. При этом контроль предполагает проверку правильности действий и владение двигательными навыками, для чего используется практические задания.
Таким образом, предлагаемая технология направлена на формирование практических умений и навыков поведения, развитие мыслительных способностей в экстремальных ситуациях. При этом выбор вида практических занятий определяется ведущими содержательными линиями курса, спецификой изучаемого материала, уровнем профессиональной подготовки педагога, а также ресурсным обеспечением образовательного процесса.
Библиографический список
1. Билалов М.К. Продуктивная образовательная среда формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1. - С. 28-32.
2. Исмаилов Ш.О., Билалов М.К. Образовательная среда подготовки будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения школьников // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 18. - С. 246-252.
3. Лукьянов Е.А. Сборник вопросов и задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Е.А. Лукьянов. - СПб.: ГУПМ, 1998. - 80 с.
4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. - М.: Гном и Д, 2001. - 192 с.