Библиографический список
1. Yasin R. 5 ways to use social media for better emergency response. Available at: https://gcn.com/articles/2010/09/06/social-media-emergency-management.aspx
2. Booth M. & Esposito A. Mentoring 2.0 - High tech/high touch approaches to Foster student support and development in higher education. 2011.
3. Mattson E., & Barnes N.G. 2009. Social Media and College Admissions: The First Longitudinal Study. Retrieved January 12, 2010, from University of Massachusetts Dartmouth. Available at: http://www.umassd.edu/cmr/studiesresearch/mediaandadmissions.cfm
4. Smith S.D., Salaway G., & Caruso J.B. The ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology, 2009. Retrieved December
2009, from EDUCAUSE Center for Applied Research. Available at: http://www.educause.edu/ecar
5. Коханова Л.А., Штепа В.И. Медиа в учебном процессе как инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/media-v-uchebnom-protsesse-kak-innovatsionnye-tehnologii-v-vysshem-i-professionalnom-obrazovanii
6. Rinaldo, Shannon B.; Tapp, Suzanne; Laverie, Debra A. Learning by Tweeting: Using Twitter as a Pedagogical Tool. Journal of Marketing Education. 33, 2011: 193 - 203.
7. Shen J., & Eder L.B. Intentions to Use Virtual Worlds for Education. Journal of Information Systems Education.
8. Ras E., & Rech J. (2009). Using Wikis to support the Net Generation in improving knowledge acquisition incapstone projects. The Journal of Systems and Software. 2009.
9. Setzer V. Electronic media and education: television, video game and computer, University of Sao Paulo, Brazil, 2001. Available at: https:// www.ime.usp.br/~vwsetzer/electr-media.html
10. Davis C., Deil-Amen R., Rios-Aguilar C., Canche M: Social Media in Higher Education: A literature review and research directions. 2010. Available at: https://works.bepress.com/hfdavis/
11. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012.
12. Интернет СМИ: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией М.М. Лукиной. Москва: Аспект Пресс,
2010.
13. Available at: http://vernsky.ru
14. Засурский И. Мы имеем дело с непознанным - интервью порталу «Media crowd». Available at: http://mediacrowd.org/text/interview-ivan-zasurskiy/
15. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Москва: Академический проект; Киров: Константа, 2013.
16. Сводка медиаметрических данных о портале Vernsky.ru. Available at: https://metrika.yandex.ru/dashboard?group=day&period=2013-12-14%3A2016-06-01&id=23337748
References
1. Yasin R. 5 ways to use social media for better emergency response. Available at: https://gcn.com/articles/2010/09/06/social-media-emergency-management.aspx
2. Booth M. & Esposito A. Mentoring 2.0 - High tech/high touch approaches to Foster student support and development in higher education. 2011.
3. Mattson E., & Barnes N.G. 2009. Social Media and College Admissions: The First Longitudinal Study. Retrieved January 12, 2010, from University of Massachusetts Dartmouth. Available at: http://www.umassd.edu/cmr/studiesresearch/mediaandadmissions.cfm
4. Smith S.D., Salaway G., & Caruso J.B. The ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology, 2009. Retrieved December 2009, from EDUCAUSE Center for Applied Research. Available at: http://www.educause.edu/ecar
5. Kohanova L.A., Shtepa V.I. Media v uchebnom processe kak innovacionnye tehnologii v vysshem i professional'nom obrazovanii. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/media-v-uchebnom-protsesse-kak-innovatsionnye-tehnologii-v-vysshem-i-professionalnom-obrazovanii
6. Rinaldo, Shannon B.; Tapp, Suzanne; Laverie, Debra A. Learning by Tweeting: Using Twitter as a Pedagogical Tool. Journal of Marketing Education. 33, 2011: 193 - 203.
7. Shen J., & Eder L.B. Intentions to Use Virtual Worlds for Education. Journal of Information Systems Education.
8. Ras E., & Rech J. (2009). Using Wikis to support the Net Generation in improving knowledge acquisition incapstone projects. The Journal of Systems and Software. 2009.
9. Setzer V. Electronic media and education: television, video game and computer, University of Sao Paulo, Brazil, 2001. Available at: https:// www.ime.usp.br/~vwsetzer/electr-media.html
10. Davis C., Deil-Amen R., Rios-Aguilar C., Canche M: Social Media in Higher Education: A literature review and research directions. 2010. Available at: https://works.bepress.com/hfdavis/
11. Teoriya ipraktika obrazovaniya vsovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). Sankt-Peterburg: Renome, 2012.
12. Internet SMI: Teoriya ipraktika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Pod redakciej M.M. Lukinoi. Moskva: Aspekt Press, 2010.
13. Available at: http://vernsky.ru
14. Zasurskij I. My imeem delo s nepoznannym - interv'yu portalu «Media crowd». Available at: http://mediacrowd.org/text/interview-ivan-zasurskiy/
15. Vernadskij V.I. Filosofskie mysli naturalista. Moskva: Akademicheskij proekt; Kirov: Konstanta, 2013.
16. Svodka mediametricheskih dannyh o portale Vernsky.ru. Available at: https://metrika.yandex.ru/dashboard?group=day&period=2013-12-14%3A2016-06-01&id=23337748
Статья поступила в редакцию 18.07.16
УДК 378
Akavova A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Philology Department, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ismailov Sh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Faculty of Physical Education and Life Safety, Department of Combat
Sports, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov M.G., postgraduate, Department of Theory and Methods of Professional Education, senior teacher, Department of
Combat Sports, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
A STUDENT-CENTERED APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING SAFETY IN EXTREME SITUATIONS TO FUTURE TEACHERS. The article deals with the main approaches, principles and conditions of vocational training health and safety in extreme situations to future teachers and settles a student-centered approach of future teachers of safety and life. The article reveals problems in organization of an educational process on the basis of a student-centered approach, which involves personal, professional and social development of the immediate environment of life. The researchers also consider the educational environment as an opportunity to free choice of activity, which would enable a student to achieve greater success.
Key words: extreme situation, safe behavior, personality-oriented approach, training teachers.
А.И. Акавова, канд. филол. наук, доц. каф. английской филологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.О. Исмаилов, канд. пед. наук, доц. каф. спортивных единоборств, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Г. Магомедов, соискатель каф. теории и методики профессионального образования, ст. преп. каф. спортивных единоборств, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассматриваются основные подходы, принципы и условия профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности в экстремальных ситуациях и обосновывается личностно-ориентированный подход будущего учителя безопасности и жизнедеятельности. Раскрываются проблемы организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает личностное, профессиональное и социальное развитие. Также рассматривается образовательная среда как возможность свободы выбора вида деятельности, которая позволила бы студенту достичь наибольшего успеха.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, безопасное поведение, личностно-ориентированный подход, профессиональная подготовка учителя.
В современных социально-экономических условиях развитие образования про-исходит в направлении сближения профессий и специальностей, что актуализирует вопросы обновления теоретических основ и совершенствование содержания подготовки будущего учителя.
В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность выпускника среднего профессионального образования, его конкурентоспособность, социальная активность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.
В образовательном процессе существует ряд особенностей, которые негативно влияют на процесс профессиональной подготовки и профессиональной адаптации студентов: недостаточная информированность о требованиях к современному специалисту; неспособность к совершению самостоятельного выбора; неуверенность в собственных силах; неспособность видеть различные возможности, предоставляемые рынком труда. Всё это требует поиска новых педагогических подходов для развития профессиональной подготовки студентов и формирования у них необходимых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих им высокий уровень профессиональной готовности.
Развитие профессиональной готовности осуществляется при реализации в образовательном процессе личностно-ориен-тированного и средового подходов.
Личностно-ориентированный подход предполагает опору в образовании на индивидуальные особенности и субъективный опыт обучающегося, на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки. Использование данного подхода позволяет каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаеёт обстановку для естественного его самовыражения, способствует развитию профессиональной адаптации студентов от пассивного уровня к активному.
Организация образовательного процесса на основе лич-ностно-ориентированного подхода предполагает зависимость индивидуального, личностного, профессионального и социального развития от непосредственной среды его жизнедеятельности. Образовательная среда также рассматривается как место, где реализуют себя студенты. Социально-образовательная среда предоставляет студентам возможность свободы выбора вида деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения, построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп, более интенсивное проживание различных ролей (студент, практикант, специалист) и др. Данные подходы реализуются в образовательном процессе через совокупность частных принципов:
• принцип мобильности направлен на формирование компетенций (социальной, профессиональной и др.), которые являются одними из показателей профессиональной адаптации
студентов среднего профессионального образования; постоянное обновление содержания профессионального обучения и воспитания; совершенствование знаний и умений по мере необходимости, в связи с изменениями на рынке труда;
• принцип индивидуализации, который позволяет выбирать адекватные виды деятельности студентов в согласии с его индивидуальными особенностями, субъективным опытом, открывает перспективу реальной корректировки образования в соответствии с социальными претензиями и реальными способностями обучающегося, что способствует развитию профессиональной адаптации студентов;
• принцип интеграции, как сочетание и интегрирование на одном занятии не только знаний из различных дисциплин, а также деятельности, методов, технологий обучения и воспитания.
Следовательно, личностно-ориентированный подход предполагает организацию опыта переживаний ученика, обеспечение эмоционально-ценностного отношения к миру через овладение опытом творческой деятельности, опору на самостоятельность учащихся в достижении целей обучения, стимулирование поиска обучаемыми новых знаний, способов их усвоения, ориентацию на «зону ближайшего развития» и «индивидуальные особенности личности»; гуманистический характер педагогического взаимодействия [1].
Следует отметить, что в современном образовании на первый план выходят антропологические, экзистенциальные и личностно-ориентированные программы, которые положены в основу обновления образовательных систем, сущность которых выражается во взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях переосмысления роли и места предметной подготовки в образовании, владении предметом преподавания как инструментом реализации целей, связанных с обеспечением развития ребёнка. В этих условиях личностно-ориентированный подход рассматривается, как система факторов, определяющих новообразования в личностной сфере учащихся (Н.А. Алексеев, Е.В Бондаревская, В.И. Данилюк, В.В. Сериков, В.М. Симонов, Е.Н. Шиянов, В.В. Зайцев и др.), сущность которой сводится к созданию условий, обеспечивающих развитие обучаемых [2; 3; 4; 5].
С этих позиций, личностно-ориентированный подход и стратегия педагогического взаимодействия возникли на базе психологических, психолого-педагогических положений А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.В. Талызиной, А.К. Марковой и многих других исследователей. В то же время осознание его необходимости было подготовлено сложившейся во всем образовании ситуации, в которой появились новые тенденции, реализация которых требовала нового мышления - это тенденция перехода от «школы памяти» к «школе мышления», от активной деятельности только педагога (учителя) к активности самого ученика, точнее учеников и др. [6].
В основу модели личностно-ориентированного подхода, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна,
согласно которой сущность личности проявляется в её способности занимать определённую позицию. По мнению В.В. Серикова, «личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития личностных функций воспитанников» [6].
Основой личностно-ориентированного образования выступает интеллектуальное развитие учащихся и студентов; формирование психологических новообразований через учебную деятельность, открытость учителя в общении с учащимися, оформленность межличностных отношений, организованность, самостоятельность и умение отстаивать свою позицию.
С этих позиций развития системы профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности характеризуется обращенностью к личностно-ориентированной парадигме в педагогическом образовании, повышением требований к личности педагога. При этом особая роль в профессиональной подготовке отводится обеспечению качества образования, обеспечению компетентного воздействия педагога на школьника, в связи с чем личностно-ориентированное обучение педагогического образования реализуется в трёх взаимосвязанных взаимодополняющих аспектах: переосмысления роли и места предметной подготовки в педагогическом образовании, где владение предметом преподавания перестает быть центральной задачей, становится инструментом реализации цели, связанной с обеспечением развития личности; нахождения путей преодоления противоречий между осуществлением учебной деятельности и становлением личностной педагогической позиции (педагогического кредо) студента, для чего используются различные формы рефлексии, конструирования учебных форм, связывающих в одно целое образовательный процесс (учебная деятельность) и исследовательская деятельность обучаемого; изменение позиций обучаемого, учащегося и учащего, где изменения состоят в создании психолого-педагогических условий для развития личности, через организацию совместной деятельности по формированию педагогических умений, обеспечение позиции «консультанта», совместно со студентом проектирующего будущую профессиональную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что из приведённых аспектов более других воспринят первый, практическое воплощение, получившее существенном увеличении объёма подготовки по психолого-педагогическим дисциплинам. Вместе с тем технологии подготовки и формы организации затронуты в незначительной степени, которое привело к тому, что фактически не принят и не реализуется в практике педагогического образования второй аспект, а третий реального влияния на изменение содержания педагогического образования не оказывает.
Следовательно, личностно-ориентированное обучение рассматриваемое как система условий, определяющих новообразования в личностной сфере студента, должна обеспечивать проявление и развитие личностной позиции переживание студентом ситуации успеха; проявления эмоционально-ценностного отношения к миру, организации продуктивной деятельности в обучении, самостоятельности в достижении цели обучения [6].
С этих позиций содержание подготовки будущего учителя безопасности жизне-деятельности через личностно-ориентиро-
Библиографический список
ванное обучение построено через определение деятельностных, когнитивных и личностных характеристик, рассматриваемых в современности как требование к специалисту. При этом в концепции выделяются три организационно-структурных компонента реализации модели педагогического образования (моноуров-невая, многоступенчатая и многоуровневая) каждая из которых рассматривается как целостная система, связанная с конкретной культурно-экономической ситуацией.
Следовательно, изменение структуры педагогического образования, переход на разноуровневую подготовку учителя жизнедеятельности в обучении предполагает разноуровневую квалификацию:
• общую функциональную нацеленность содержания на подготовку специалиста педагогической квалификации, способного обеспечивать учебно-воспитательный процесс вполне определённой предметной направленности и отличие конкретных форм его реализации, позволяющая формировать разноуровневые знания, умения и ценностные установки;
• неоднородность содержания образования, путём выделения в нём относительно взаимосвязанных сторон опыта деятельности в ситуациях;
• вариативность содержания с возможностью альтернативных решений задач профессиональной подготовки будущих учителей;
• обеспечение принципов дидактики, в первую очередь, доступности и систематичности, сознательности и активности, связи теории с практикой, воспитывающего характера обучения научности;
• преемственность учебных программ на разных этапах реализации содержания образования.
Таким образом, готовность будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях реализации идей личностно ориентированного подхода базируется на ряде основополагающих компонентов:
• создание комфортных условий для самореализации и самосовершенствования личности;
• создание ситуаций успеха, свободы выбора, диалога, рефлексии, состязательности, творческого поиска; создание образовательно-развивающей среды для самопроявления и раскрытия личностного потенциала обучаемых, творческого обогащения субъектного опыта;
• выработка личностного смысла учения, личностной позиции, индивидуального стиля и манеры поведения, мышления, отношений, деятельности;
• взаимосвязь теории и практики при ориентации студентов на мышление и действия творческого характера, самостоятельность в познании;
• развитие способности к саморегуляции и самоуправлению;
• совместное составление индивидуально-коррекцион-ных программ саморазвития и самореализации воспитанников с определением границ ближайшей и отдаленной перспектив роста и развития каждого.
В заключение следует сказать, что предлагаемую модель личностно-ориентированного обучения целесообразно использовать в системе профессионально-педагогического образования, поскольку в ней учитывается специфика деятельности учителя безопасности жизнедеятельности.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 1996.
3. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. Школа Духовности. 1999.
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.
5. Якиманская И.С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы. 1998.
6. Леонтьева А.Н. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации. Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 декабря 1996 г. Кемерово, 1996.
References
1. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo processa. Minsk, 1990.
2. Alekseev N.A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 1996.
3. Bondarevskaya E.V. Koncepcii lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya i celostnaya pedagogicheskaya teoriya. Shkola Duhovnosti. 1999.
4. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya ped. sistem. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.
5. Yakimanskaya I.S., Yakunina O.S. Lichnostno-orientirovannyj urok: planirovanie i tehnologiya provedeniya. Direktor shkoly. 199В.
6. Leont'eva A.N. Lichnostno-orientirovannyj podhod v sisteme povysheniya kvalifikacii. Povyshenie kvalifikacii i perepodgotovka kadrov kak faktorrazvitiya obscheobrazovatel'nojshkoly: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 1В-19 dekabrya 1996 g. Kemerovo, 1996.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 378
Amirova Z.B., senior teacher, Department of Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Agamuradova R.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ragimkhanova L.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES. The article emphasizes that a contemporary teacher raises a problem to look for new educational technologies for the development of motivation at English lessons, which takes into account the most serious interest and schools. The paper defines and describes characteristics of educational technology in vocational education institutions, where along with the higher educational schools training foreign language teachers for primary and basic schools is conducted. The use of modern educational technologies of formation of communicative culture of the teacher of a foreign language is an issue little understood and requires further research. Key words: culture, communicative culture, teacher, technology, educational technology, teacher of foreign languages.
З.Б. Амирова, ст. преп. каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.Ш. Агамурадова, канд. филол. наук, доц., каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.К. Рагимханова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье подчёркивается, что перед современным преподавателем поднимается проблема поиска новых образовательных технологий для развития мотивации на уроках английского языка, который бы учитывал большую и серьезную заинтересованность учащихся школ. Выделяются и описываются характерные особенности образовательных технологии в учреждениях профессионального образования, где наряду с высшими учебным заведениям осуществляет подготовка учителей иностранного языка для начальной и основной школы. Использование современных образовательных технологии формирования коммуникативной культуры учителя иностранного языка проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: культура, коммуникативная культура, учитель, технология, образовательные технология, учитель иностранного языка.
В последние годы перед российским образованием поднимается вопрос о качество подготовки специалистов, применения новых форм и методов преподавания иностранного языка, новый подход к процессу обучения, использования новых информационных технологий в средней школе. Важнейшей целью учителя иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Также необходимо заметить, что ввиду перехода российской высшей школы на уровневую систему высшего образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты, количество аудиторных часов на изучение иностранного языка на неязыковых специальностях резко сокращается. Соответственно, для сохранения качества обучения иностранному языку необходимо использовать такие методы и технологии обучения, которые могут дать положительные результаты за сравнительно короткий период обучения.
Основным задачей учителя иностранного языка состоит в том, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать новые образовательные технология, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество.
В решении этого вопроса мы ориентируемся на общемировые тенденции, мировые стандарты качества, обуславливающие необходимость изменений в образовательной системе и расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что требует наличия таких качеств, как коммуникабельность и толерантность.
Коммуникабельность ориентирована с умением общаться, умением прогнозировать поведение собеседника и извлекать необходимую информацию для эффективного образования и
воспитания квалифицированного, конкурентоспособного, творческого и при этом высоконравственного специалиста в педагогической сфере становится коммуникативная культура личности.
Основную роль в процессе формирования коммуникативной культуры учителя играют изучение языков и освоение иноязычных культур, на сегодняшний день в условиях информатизации, когда общество стало мобильным, коммуникативный, культурологический и личностно ориентированный подходы к изучению иностранного языка становятся очевидными. В современных условиях на плечи учителя ложится необходимость обучать различным категориям учащихся в контексте диалога культур и цивилизаций современного мира и самому владеть нормами профессионального общения и адаптироваться в новой образовательной среде.
Понятие «коммуникативная культура» ряд учёных рассматривают как совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.
Коммуникативная культура связывают с понятием «общение» на обеспечение благоприятного эмоционального климата, максимального использования личностных особенностей учителя и учеников, развитие мотивации последних и творческого характера учебной деятельности [1].
Авторы И.Я. Лернер, А. Сластенин, А.В. Мудрик, Е.В. Бонда-ревская в рамках педагогических исследований рассматривают коммуникативную культуру как основу профессиональной деятельности педагога, как показатель профессиональных и базовых качеств личности, как вид профессионально-педагогической культуры [2].