Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., Т. 5 Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - 1983. - 369 с.
2. Медведева, Е. А. Образовательное пространство «Полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития / Е. А. Медведева // Коррекционная педагогика. - 2007 г. -№ 3 (21). - С. 15-26.
3. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстет, воспитания. Кн. для учителя/ Б. М. Неменский, - М.: Просвещение, 1981 .-191с.
4. Селянина, Н. А. Художественная среда как явление / Н. А, Селянина// Человек и среда, — Свердловск: Уральский ун-т, 1975. - С. 23-28.
УДК 357.01
Ф. Р. Фахретдинова
МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ -ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Исследовательский подход в обучении помогает учащимся увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г. И. Щукиной, Ю. К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования. Всякого рода ученические исследования включают ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие.
1. Определение темы исследования, ее формулировка,
2. Выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему.
3. Составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению.
МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ...
4. Изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий).
5. Сбор фактического материала.
Прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности.
Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приема при решении задач исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных видов. Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.
Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся адаптации к жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.
Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.
Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход, является научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее.
Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых: явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.
Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован прием переноса знаний в новую ситуацию,
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или научных объединений учащихся (НОУ), предоставляющих им возможность выбора не только направлений исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в познании предмета. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работ}' поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через свободное включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя М. Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».
Распространенной формой включения учащихся в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом по защите своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, качественно углублять свои знания и выявить свои возможности в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы, социально-значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
В школах, где не применяются указанные выше формы обучения, для одаренных детей являются целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня» (математического, историко-археологического, философско-лингвистического и иного профиля), которая обеспечивает им общение с талантливыми специалистами-профессионалами, включает их в серьёзную научно-исследовательскую работу и т. д. Центром выявления и развития одаренности Башкирского института развития образования (БИРО) ежегодно оказывается существенная методическая и практическая помощь педагогам в подготовке исследовательских работ, организации и проведении научно-практических конференций для учащихся на экспериментальных площадках гимназии г. Агидель, МСОШ № 3 с. Кармаскалы Кармаска-
МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ- ОСНОВА РАЗВИТИЯ...
линского района, гимназии-интерната п. Красноусольск Гафурийского, района и др.
Данная форма сотрудничества является хорошей традицией для взаимного общения одаренных детей экспериментальных площадок, которые представляют отдаленные друг от друга районы республики. Так, например, на научно-практической конференции гимназии-интерната п. Красноусольск Гафурийского района выступают приглашенные учащиеся МСОШ № 3 с. Кармаскалы; гимназии с. Толбазы Аургазинского района. Итогом плодотворной исследовательской деятельности учащихся школ экспериментальных площадок БИРО в течение 3 лет стала республиканская научнопрактическая конференция для юных исследователей школ республики на базе МСОШ № 3 Кармаскалинского района (22 апреля 2005 г.).
Сеть творческих объединений (НОУ, межшкольные научные общества, малая академия наук (МАН) школьников) позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету Межкласеные объединения - секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой дает возможность одаренным детям, двигаться вперед с резким опережением, оставаясь тем не менее среди сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа с учителем ставит ученика на уровень сотрудничества. Достижение одаренного ученика оказывает положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но имеет и прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него чувство ответственности за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избегать ранние специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осуществляться как в рамках специального обучения в шестой (развивающий ) день, так и во время факультативных занятий.
Толчком к воспитанию одаренного ребенка, становится создание НОУ во многих образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Начало НОУ в лицеях и гимназиях берет с 2003 г. Успешно работает система НОУ в Алынеевском районе, (руководитель методист РОО Ахметкиреева Г. А). Ежегодно проводится научно-практическая конференция «Шаг в Буду-
щее». Проведенный республиканский мониторинг по работе с одаренными детьми показал, что целенаправленная работа в данном направлении успешно ведется также в Кургазинском, Федоровском, Благовещенском, Мия-кинском и др. районах.
Участники межрегиональной научно-практической конференции «Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно — ориентированного образовательного процесса», состоявшейся 20 мая 2005 г., рассмотрели уникальный опыт, накопленный в Республике Башкортостан и в регионах Российской Федерации в сфере удовлетворения интересов, возможностей и потребностей одаренных детей как результата взаимодействия дошкольных, школьных и средних специальных учреждений, а также муниципальных, государственных органов, общественных организаций по реализации целевой подпрограммы «Одаренные дети». В работе конференции, кроме педагогов школ, выступили с приветствием и участвовали в мастер-классе «Юные исследователи» более 120 детей из Красноусольс-кой гимназии-интернат, гимназии № 84 г. Уфы, лицея-интернат г. Белорец-ка, МСОШ № 3 с. Кармаскалы Кармаскалинского района, Республиканского экономического лицея-интерната и др.
УДК 33.005
А. С. Ульянова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И СЕМЬИ ПОДРОСТКА
Целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности подростка обеспечивает научно-организованное взаимодействие с учителем или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть взаимодействие, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности подростков, используются положительные влияния общественной и природной среды, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, подросток раньше оказывается способным к самовоспитанию.
В ходе исследования проблемы нами было выделено три подхода к взаимодействию учителя, подростка и его семьи: воспитательно-просветительский подход, социально-ориентированный подход, системно-комплексный подход.
По исследуемой проблеме отражается становление воспитательно-про-