Таблица 1
Распределение респондентов по частоте участия в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года
Частота Отношение к Родине
Считают себя патриотами,% Не считают себя патриотами,% Хотели бы родиться и жить России,% Не хотели бы родиться и жить России,%
Довольно часто или регулярно 84 16 81 26
Неоднократно 3 42 11 26
Очень редко 10 58 7 48
Не участвовал 3 - - -
Таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод, что важной особенностью проявления патриотизма у современной студенческой молодежи, является следующее: категория патриотично настроенных студентов более толерантна и терпима к промахам и недостаткам своей Родины; в то же время эти студенты сами регулярно участвуют в мероприятиях патриотического
Библиографический список
характера, а также на первый план они выдвигают заботу о патриотическом воспитании подрастающих поколений.
В целом, вызывает оптимизм, что все-таки большая часть студентов настроена патриотически, и они готовы работать на благо своей страны, поднимая уровень своей жизни и престиж нашей Родины в целом.
1. Белозерцев Е.П. Триединство русского образования: опыт историко-культурного анализа. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: МГУ 2000. Ч. 1: 14 - 17.
2. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаул, 2004.
3. Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Педагогика. 2009; 10: 36 - 46.
4. Встреча с активом Клуба лидеров. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51263
5. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. Психологический журнал. 2005; 4: 89 - 98.
6. Таранцова А.В. Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы и перспективы. Молодой учёный. 2016; 5.1: 28-30. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26311/
7. Анкета «Патриотизм сегодня». Available at: https://www.survio.eom/survey/d/N2F6G5K9J7V7M1Q6T
References
1. Belozercev E.P. Triedinstvo russkogo obrazovaniya: opyt istoriko-kul'turnogo analiza. Cennostnye prioritety obschego i professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGU, 2000. Ch. 1: 14 - 17.
2. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei: monografiya. Barnaul, 2004.
3. Galickaya I.A. Ponyatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike. Pedagogika. 2009; 10: 36 - 46.
4. Vstrecha s aktivom Kluba liderov. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51263
5. Kol'cova V.A., Sosnin V.A. Social'no-psihologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossijskom obschestve. Psihologicheskij zhurnal. 2005; 4: 89 - 98.
6. Tarancova A.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v vuze: problemy i perspektivy. Molodoj uchenyj. 2016; 5.1: 28-30. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26311/
7. Anketa «Patriotizm segodnya». Available at: https://www.survio.com/survey/d/N2F6G5K9J7V7M1Q6T
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 374.034
Nakhaeva T.P., postgraduate, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: tamaro4kan@mail.ru
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS IN SUNDAY SCHOOL. The article presents a theoretical analysis of the basics of spiritual and moral education, highlights the indicators and features of its organization in the Sunday School. The experiment was aimed at confirming the theoretical substantiations of the pedagogical conditions of the spiritual and moral education of adolescents in the system of additional education. In organizing the experimental work, we relied on a phased program of preparation and conduct of the experiment, which includes the following steps: diagnostic, prognostic, organizational, practical and generalizing. The proposed indicators of spiritual and moral education for the study: attitude to the policy of the state, to the motherland, other states, confessions, to work, to the public domain and material values, to people, to themselves. Experimental work is carried out on the basis of the Irkutsk Sunday School.
Key words: indicators of spiritual and moral education, additional education, Sunday school.
Т.П. Нахаева, аспирант Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: tamaro4kan@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен теоретический анализ сущности духовно-нравственного воспитания, выделены показатели и особенности его организации в Воскресной школе. Эксперимент был направлен на подтверждение теоретических обоснований педагогических условий духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования. При организации экспериментальной работы мы опирались на поэтапную программу подготовки и проведения эксперимента, который включает в себя следующие этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий. Предложены показатели духовно-нравственного воспитания для исследования: отношение к политике государства, к Родине, другим государствам, конфессиям, к труду, к общественному достоянию и материальным ценностям, к людям, к себе. Экспериментальные работы проводились на базе Воскресной школы г Иркутска.
Ключевые слова: показатели духовно-нравственного воспитания, дополнительное образование, воскресная школа.
Проблема воспитания детей в настоящее время выдвигается на первый план. Над ней задумываются психологи, педагоги, философы. Особенно остро стоит вопрос выбора форм и методов обучения и воспитания, которые приведут детей к познанию мира и истины [1]. Проблеме духовно-нравственного воспитания были уделены исследования как мировой, так и отечественной педагогики [2].
Духовность, несомненно, является весьма сложным феноменом, научное исследование которого требует выделения четких единиц анализа. Обращение к психолого-педагогической литературе свидетельствует о том, что проблеме воспитания такого качества уделено немало внимания. Корни соответствующих исследований являются весьма глубокими, о чем свидетельствуют труды педа-
готов прошлого Я. Коменского, Г Песталоцци, В. Сухомлинскога [3; 4; 5]. Они, в частности, выделили главные факторы, которые влияют на духовное воспитание учащихся, - это труд, семья, школа, учитель.
На наш взгляд, повышение уровня духовно-нравственной воспитанности подростков, связано с мотивацией и развитием системного, целостного мышления, видения в глобальном аспекте связей и отношений природы, человека, космоса. Это, на наш взгляд, определяющее условие, которое оздоравливающе действуют как на человека, так и окружающий его мир. Духовно-нравственное воспитание представляет собой организованный процесс поэтапного освоения подростками внешнего и внутреннего мира посредством эмоциональной регуляции, общения, общественно полезной деятельности, самоопределения. Суть этого процесса сводится к интеграции в единую систему своей личностной позиции, волевой саморегуляции поведения, его критической оценки, осознанного переживания своего практического опыта.
Отсутствие духовно-нравственной составляющей в мировоззрении обучающегося, целостного и системного видения мира порождает неверие в возможность устремления к Истине, то есть к справедливости, совести, доброте, нравственности. В результате жизнь реализуется как блуждание во мгле, бесперспективности, отчаянии, ощущается пустота жизни, как следствие, ненужность учёбы, школы, образования.
В нашем понимании духовно-нравственное воспитание - это воспитание физически, нравственно и психически здорового человека, обладающего системным, целостным мышлением и использующего системный и целостный подход в творческом решении учебных, жизненных, производственных задач.
Исходя из определения понятия «духовно-нравственное воспитание», нами были выбраны и предложены показатели оценки духовно-нравственного воспитания: отношение к политике государства, к Родине, другим государствам и конфессиям, к труду, к общественному достоянию и материальным ценностям, к людям, к себе. Для каждого показателя были разработаны уровни сформи-рованности. На диагностическом этапе, была проведена комплексная оценка структуры и содержания воспитательной работы в Воскресной школе. Кроме того, была диагностирована социальная среда воскресной школы, состав семей учащихся на основе социального паспорта, был определен исходный уровень духовно-нравственного воспитания подростков.
На прогностической стадии мы разработали экспериментальную программу, которая включает в себя:
- постановку цели, разложение ее на задачи;
- подготовку диагностического материала для анализа исходного уровня исследуемого качества;
- спецификацию объекта и предмета;
- определение гипотезы;
- прогноз ожидаемых положительных результатов;
- выбор методов исследования;
- определение этапов и временных рамок эксперимента.
Организационный этап предполагал создание всех необходимых условий
для обеспечения освоения программы духовно-нравственного воспитания учащихся на основе православной культуры в Воскресной школе.
В число условий успешного эксперимента входят:
- материально-техническое оснащение (помещения, оборудование, мебель, учебные пособия, база для организации внеклассной работы и т. д.);
- персонал (подбор кадров, расстановка и специальная методическая работа);
- научно-методические материалы (разработки педагогов, подбор и приобретение материалов по содержанию курсов, дидактических материалов, подбор методик, анкет, и т. д.);
- мотивационные средства, методы и приемы (работа по формированию мотивационной готовности учителей, их заинтересованности в инновационной работе, созданию благоприятного морально-психологического климата для этой работы, создание условий по стремлению самих учащихся участвовать в интересных формах воспитательной работы);
- мобильная организация самого воспитательного процесса (создание при необходимости новых структур, внедрение новых предметов, гибкая корректировка управления, четкое распределение функциональных обязанностей между всеми участниками эксперимента, приглашение научного консультанта, других специалистов и т. д.).
С учетом представленных условий, мы разделили организационный этап на три уровня, каждый из которых имел свои цели, задачи и формы внедрения в воспитательную работу, а именно:
1) фиксация исходного состояния объекта эксперимента;
2) реализация программы духовно-нравственного воспитания;
3) отслеживание процесса и результатов, корректировка технологий, контроль.
Организационный этап был посвящен следующим мероприятиям:
- обработать данные исследований исходного состояния проблемы;
- согласовать результаты этих исследований с поставленной целью;
- провести корректировку гипотезы в соответствии с результатами исследований;
- разработать соответствующие курсы, определить методики отслеживания результатов разработанной программы в воскресной школе.
Теперь подробнее остановимся на описании реализации программы экспериментальной работы.
На диагностическом этапе в качестве объекта исследования мы определили педагогическое пространство воскресной школы в городе Иркутске. Предметом исследования мы определили организацию воспитательной работы с учащимися.
Мы определили методы психолого-педагогической диагностики, построение которых осуществлялось по следующим принципам:
- комплексный и системный подход;
- учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков,
- учёт специфики социально-педагогической системы воспитания подростков;
- опора на педагогов высокой профессиональной компетентности и четкое разделение функций между участниками диагностического процесса;
- опора на позитив в личности подростка и сосредоточение на решении проблемы его духовно-нравственного воспитания.
В то же время диагностическая работа проводилась по трем основным направлениям: учащийся, его семья и школа. Набор диагностических материалов экспериментальной работы, отвечающий требованиям практической реализации, включал в себя следующие оценки:
1. Знание учащихся о православной культуре (познавательный компонент);
2. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к православной культуре (аксиологический компонент);
3. Использование ценностей православной культуры в различных видах деятельности (поведенческий компонент): отношение к политике государства, к Родине, другим государствам конфессиям, к труду, к общественному достоянию и материальным ценностям, к людям, к себе.
Когнитивный компонент предполагал определение уровня знаний учащихся о ценностях православной культуры (нравственной, идеологической, исторической, национальной, общечеловеческой).
Аксиологическая составляющая предполагала уровень отношения учащихся к православной культуре, мотивационные аспекты изучения религии, отношения, оценки принятия и отказа. Изменения в поведении определяли то, как учащиеся формируют свои знания и реализуют их в различных видах деятельности.
Большое значение при организации эксперимента было уделено подготовке учителей. Работы проводились по следующим направлениям:
1. Ознакомление с теорией и методологией использования православной культуры в образовательном процессе (сущность, ее функции, место в содержании образования; методики; образовательные возможности).
2. Разработка дидактического материала, просветительской деятельности с учётом ценностей православной культуры, внесение предложений и комментариев в программу.
3. Подготовка необходимого дидактического и методического обеспечения разработанной программы. Чаще всего это экспериментальные материалы (задания, сборники материалов, средства диагностики, индивидуальные раздаточные материалы, учебная творческая лаборатория и т. д.)
Такая работа проводилась в форме семинаров, консультаций и открытых мероприятий.
Временные рамки эксперимента были распределены на 2017 - 2018 учебные годы. На организационном этапе большое внимание уделялось созданию условий (материальных, кадровых, научных, методологических, финансовых, организационных) для успешного эксперимента. Руководители класса, заместители директоров и учителя присоединились к экспериментальной работе, предварительно ознакомившись с условиями её проведения, методическими рекомендациями по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В школе создан Координационный центр, который являлся структурно-функциональной моделью управления. Его возглавляет директор. В состав КЦ входят заместители директора, психолог, учителя, родительское сообщество.
Таким образом, на организационном этапе была:
- сформирована мотивационная готовность учителей к работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- определены место и время проведения эксперимента;
- разработаны принципы построения методов педагогической диагностики и определены эти методы;
- определены прогнозируемые результаты эксперимента.
Православная культура по содержанию образовательного процесса в высшем руководстве действует на уровне идеологических, концептуальных подходов. Учащиеся проявляют интерес к истории религий, формируется их отношение к историческому наследию и национальным ценностям. Учащиеся развивают мотивацию выбора мировоззрения и отношения к религиозному сознанию.
Следовательно, технология экспериментального исследования и ее верификация должны быть тщательно продуманы, чтобы она не вызывала негативной реакции у респондентов и их родителей и позволяла более правильно оценить эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
Таблица 1
Диагностическая карта оценки духовно-нравственного воспитания учащихся Воскресной школы
Показатели Уровни
Низкий Средний высокий оптимальный
Отношение к политике государства Не интересуется политической системой государства, не осознает моральные ценности Иногда проявляет интерес к политической жизни страны Часто проявляет интерес к политической жизни страны, понимает духовные и моральные ценности Понимает ход мирового развития, интересуется политической жизнью государства, понимает и принимает духовные и моральные ценности
Отношение к Родине, другим государствам конфессиям Агрессивно настроен по отношению к другим странами и конфессиям Никак не проявляет свое отношение к другим странам и конфессиям Проявляет толерантность к другим странам и конфессиям Показывает доброжелательность к другим странам и конфессиям, нетерпимость к расовой и национальной неприязни
Отношение к труду Не трудится, нарушает дис-циплинутруда Трудится не по собственной инициативе, нарушает дисциплину труда Трудится, иногда нарушает дисциплину труда Трудится, в том числе и по собственной инициативе, соблюдает дисциплину труда
Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям Не заботится об общественном достоянии, причиняет вред природе Редко проявляет бережливость к природе и материальным ценностям Старается проявлять бережливость к природе и материальным ценностям Бережно охраняет природу, заботится об охране общественного достояния
Отношение к людям Преобладают качества эгоизма, жадности, неуважения к другим, не принимает участие в делах коллектива Редко принимает участие в делах коллектива, помогает другим В большей мере проявляет человеколюбие и сочувствие, принимает участие в делах коллектива Обладает качествами коллективизма, взаимопомощи, гуманности, уважения к людям
Отношение к себе Отсутствует понятие гражданского долга, преобладают качества лживости, лицемерия, нарушает общественный порядок Иногда проявляет лживость, лицемерие, нарушает общественный порядок По большей части проявляет скромность, нетерпимость к нарушению общественного порядка Присутствует осознание гражданского долга, честность, скромность, соблюдение общественного порядка
Методологическим ориентиром работы были следующие положения.
- Развитие целостного мышления через объединение познавательных, личных, социальных аспектов самореализации детей в содержании программ дополнительного образования.
- Развитие способности соотнести свою жизнь с духовно-нравственными тенденциями развития мира и понять свое место в этом развитии через реализацию культурно-образовательных, духовно-просветительских, социально-благотворительных задач.
- Создание нравственно-эмоциональной атмосферы свободного выбора в процессе взаимодействия детей и педагогов.
Работа на практическом этапе проводилась на трех взаимосвязанных уровнях. Мы раскроем основные направления работы по каждому из них. На первом уровне была проведена общая выборка, содержание которой выявило уровень формирования знаний учащихся, их отношение к православной культуре и уровень педагогических навыков учителя.
Задачи этого уровня:
- выявление объективной картины использования православной культуры в образовательном процессе, уровня знаний православной культуры учащимися;
- выявление организационных и управленческих технологий использования православной культуры в образовательном процессе.
Полученные результаты были использованы в качестве исходной информации для определения стратегии педагогического воздействия в эксперименте.
На втором уровне был определен набор форм для осуществления педагогического воздействия, была выбрана выборка из последовательности мероприятий, определяющих содержание начальной фазы эксперимента. Задачи уровня:
- проверка правильности выбора организационных форм;
- формирование знаний и отношений в области православной культуры;
- выявление изменений.
В ходе эксперимента произошла реализация комплексных целенаправленных педагогических воздействий. Оценка мотивации учащихся к реализуемой
Библиографический список
программе проводилась, прежде всего, на основе формирования тех качеств личности, которые обеспечивают духовно-нравственное воспитание.
На 3-м уровне, наиболее сложном с организационной точки зрения, осуществлялось формирование опыта использования интегративного материала с ценностями православной культуры. Средствами педагогического воздействия были элементы православной культуры, несущие как формирующую, так и диагностическую нагрузку. Полученная таким образом информация была использована в дальнейшем для определения эффективности формирующего эксперимента.
Оценка духовно-нравственного воспитания учащихся Воскресной школы проводилась с использованием диагностических карточек. Диагностическая карта представляет собой таблицу (табл. 1), содержащую показатели и уровни духовно-нравственного воспитания учащегося.
Статистическая обработка полученных экспериментальных данных проводилась по методике О.С. Гребёнюк [6].
При сопоставлении результатов эксперимента с поставленными нами целями, прежде всего, мы руководствовались следующими положениями:
- являются ли различия в качественных характеристиках групп в начале и в конце эксперимента результатом реализации программы или влияют другие факторы;
- есть ли тенденция к увеличению уровня духовно-нравственного воспитания подростков в ходе эксперимента.
Таким образом, для исследования сформированности духовно-нравственного воспитания подростков в Воскресной школе г Иркутска были предложены специальные показатели и уровни их сформированности. Разработана диагностическая карта оценки духовно-нравственного воспитания учащихся Воскресной школы, в результате чего были получены выводы о состоянии духовно-нравственного воспитания учащихся.
При сопоставлении результатов нашего эксперимента с поставленными целями, была отмечена положительная динамика увеличения уровня роста духовно-нравственного воспитания подростков в Воскресной школе г. Иркутска.
1. Василенко В.Н., Иманов ГМ. Ноосферная футурология: учебное пособие. Ноосфера. Общество. Человек. 2012; 4.
2. Данилюк А.Я., Тишков В.А., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2014.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие. Сост. О.В. Сухомлинская. Москва: Педагогика, 1990.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1982.
5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г Педагогическое наследие. Москва: Педагогика, 1989 г
6. Гребёнюк О.С., Гребёнюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. Калининград: Калинингр. ун-т, 2000.
References
1. Vasilenko V.N., Imanov G.M. Noosfernaya futurologiya: uchebnoe posobie. Noosfera. Obschestvo. Chelovek. 2012; 4.
2. Danilyuk A.Ya., Tishkov V.A., Kondakov A.M. Koncepciya duhovno-nravstvennogorazvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2014.
3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastoyaschego cheloveka: pedagogicheskoe nasledie. Sost. O.V. Suhomlinskaya. Moskva: Pedagogika, 1990.
4. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 2-h t. T. 1. Moskva: Pedagogika, 1982.
5. Komenskij Ya.A., Lokk D., Russo Zh.Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie. Moskva: Pedagogika, 1989 g.
6. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Osnovypedagogikiindividual'nosti: uchebnoe posobie. Kaliningrad: Kaliningr. un-t, 2000.
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 374
Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: psv1148@mail.ru
Kvashina S.Yu., 2nd year MA student, Department of Pedagogy, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: threemeters641@gmail.ru
PREVIOUSLY VOCATIONAL GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN OF YAKUTIA. The article reflects one of the most important components of modern vocational guidance for young people, as earlier career guidance. Based on theoretical analysis, early vocational guidance is considered as a flexible form of early acquaintance of schoolchildren with the world of work and professions, the willingness of forming professional interests and the knowledge of their personal and professional self-determination capabilities. The paper presents the experience of the organization of early vocational guidance of schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) through a variety of formats (championship JuniorSkills, project "Ticket to the Future", etc.). Promising areas for improving the quality of career guidance work with schoolchildren are the improvement of the content of career guidance formats; development and implementation of effective technologies, innovative methods and forms of modern practice-oriented vocational guidance.
Key words: vocational guidance, previously vocational guidance.
С.В. Панина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: psv1148@mail.ru
С.Ю. Квашина, магистрант 2 курса каф. педагогики, ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,
г. Якутск, E-mail: threemeters641@gmail.ru
РАНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЯКУТИИ
В статье отражён один из важнейших компонентов современной профориентации молодёжи - раннее профориентирование. Исходя из теоретического анализа, ранняя профориентация рассматривается как гибкая форма раннего знакомства школьников с миром труда и профессий, готовностью формирования профессиональных интересов и познания своих возможностей личностно-профессионального самоопределения. Представлен опыт организации ранней профориентации обучающихся Республики Саха (Якутия) через разнообразные форматы (чемпионат JuniorSkills, Проект «Билет в будущее» и др.). Перспективными направлениями повышения качества профориентационной работы со школьниками выступает совершенствование содержания профо-риентационных форматов; разработка и внедрение эффективных технологий, инновационных методик и форм современной практико-ориентированной профессиональной ориентации.
Ключевые слова: профориентация, ранняя профориентация, информационно-ресурсный подход, развивающе-игровой подход, активизирующий подход, детский технопарк.
В Российской Федерации заметно актуализируется проблема профессиональной ориентации, что отражает возрастающую потребность страны в квалифицированных кадрах для креативной и цифровой экономики, общее стремление обеспечить достойное будущее нового поколения, что неразрывно связано с успешностью профессионально-трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация и приоритеты государственной политики чётко отражены в Национальном проекте «Образование» в федеральных проектах «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Успех каждого ребёнка», «Современная школа», «Социальная активность»; планах мероприятий по Программам «Кадры» и «Цифровая экономика» и др.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 отмечено, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху»
Согласно статическим данным, практически каждый россиян в течение своей жизни три или четыре раза меняет профессию, в будущем это смена будет вдвое чаще, это свидетельствует о том, часто знакомить детей с профессиями необходимо как можно раньше. Требования ФГОС общего образования определяет, что уже в начальных классах для младших школьников требуется обеспечить получение первоначальных представлений о нравственном и созидательном значении труда в жизни человека и общества, важности и правильности выбора будущей профессии, о мире профессий.
В современных исследованиях, отмечено, что профориентация - это процесс формирования и развития, который должен облегчить школьникам приобретение будущих профессиональных навыков, знаний и отношений [1]. Перед подрастающим поколением ставятся определенные задачи, форсирующие процесс их личностно-профессионального самоопределения и подталкивающие их к раннему выбору профессии. Как отмечают исследователи, специалист будущего должен быть кросс-функциональным (работать на стыке нескольких профессий); уметь работать удалённо, уметь собирать и распоряжаться большим объемом информации, уметь самобучаться, уметь творчески мыслить, обладать soft skills (доброжелательно, мягко и терпеливо добиваться цели), быть готовым переобучаться всю жизнь и др.
В настоящее время рассматриваются подходы к организации ранней профориентации, как: информационно-ресурсный (организация образовательных выставок, встречи в учебных заведениях профессионального образования, видеоматериалы, мультики о профессиях и т. д.); развивающе-игровой (формирование и развитие компетенций «Future Skills» и др.); активизирующий (формирование и развитие внутренней готовности школьника к самостоятельному и осознанному построению будущего жизненного пути); диагностический (оценка индивидуально-психологических особенностей обучающихся).
Понятие «ранней профориентации» в контексте раннего выбора на практике актуализирует целый ряд рисков, как психологические риски (отсутствие объективных психологических предпосылок для самостоятельного образовательно-профессионального выбора у школьников ранних возрастов; мотивы выбора выступают ситуативными); этические риски (распространение манипулятивных технологий профориентации) [2].
Как отмечают В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др. [3 - 5], ранняя профориентация может пониматься, как пропедевтическая профориентационная работа со школьниками в целом; обеспечение раннего профессионального выбора школьников (в старшем или младшем подростковом возрасте); особый этап сопровождения личностно-профессио-нального самоопределения дошкольников, обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Получая знания о профессиях, у ребёнка, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; раннее проявление интересов и склонностей к конкретной профессии (табл. 1).
Таким образом, данный процесс носит непрерывный характер и является перспективным для развития современной практики профессиональной ориентации. Знакомство детей с миром профессий и с конкретными профессиями предполагает формирование готовности ребёнка к вхождению в самостоятельную жизнь, выбрать будущую профессию, самостоятельно анализировать, проектировать и осуществлять свой профессиональный маршрут.
Анализ теоретических источников и обобщение профориентационной практики позволили определить основные векторы развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия), как системность в управлении профориентацией (организация, координация всех субъектов профориента-ционной деятельности); ориентация на формирование профессионального самоопределения подрастающей личности как системы основополагающих отношений человека к профессии и труду; активизация социального партнерства;