ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Образование - школа жизни, духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность,
гуманно-личностный подход, интерактивный режим, образовательное пространство, игра,
метод проекта, мозговой штурм.
В условиях динамичного развития общества особое внимание уделяется модернизации всех его сфер: политической, экономической, социальной, образовательной и др. Неоднократно на государственном уровне руководители страны говорили о необходимости накопления ресурсного потенциала сообщества людей, который определяется высоким уровнем нравственного самосознания, выраженной базовой системой ценностей, способностью ощущать в себе российскую идентичность, любить свою Родину, выстраивать отношения на основе гражданской ответственности и диалога культур. Развитие человека признаётся ими и как цель, и как долгосрочная перспектива. В связи с этим в образовательные нормативные документы вносятся существенные изменения в определение самого понятия «образование». Выступая с инициативой «Наша новая школа», президент конструктивно говорит о том, что оно должно являться одним из решающих факторов индивидуальной успешности, инициативности, нравственности личности и соответствовать целям опережающего развития [Послание..., 2008]. Реализация ключевых параметров данной инициативы предусмотрена и Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы.
Смена приоритетов обусловлена, как отмечают многие исследователи, наличием общенациональных вызовов: духовно-нравственной дезориентацией, размытостью смысложизненных ориентиров, утверждением ложных ценностей и др. Сегодня разъедают человека гедонизм, цинизм, излишняя расчётливость и практицизм, потребительское отношение к жизни, безнравственный карьеризм. В связи с обозначимыми общенациональными вызовами весьма актуальным становится духовно-нравственное воспитание человека. Не случайно духовно-нравственное воспитание актуализируется на государственном уровне. Так, в перечне поручений Президента Российской Федерации правительству РФ предлагается внести в Стратегию государственной молодежной политики изменения, направленные на совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности [Перечень..., 2001]. Следует отметить, что необходимость духовно-нравственного воспитания в системе образования впервые за последние десятилетия была закреплена законодательно. В п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» в редакции от 01. 12. 2007 указывается: «Основные общеобразовательные программы ... должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов... и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
В складывающейся принципиально новой образовательной атмосфере, которая наиболее полно отвечает задачам формирования нового поколения в духе общечеловеческих ценностей, образование понимают не как рынок образовательных услуг, а как школу жизни. Приоритет отдаётся такой модели обучения и воспитания, в рамках которой ребёнок смог бы укрепляться в нравственности, обогащаться духовно и развивать в себе способности принимать и присваивать ценности. В новой редакции закона (2010) в качестве главной образовательной задачи определяется необходимость обеспечения духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Важным для нашего исследования является то, что в нормативных документах определено назначение духовно-нравственного воспитания. Это воспитание высоко нравственной, творческой, компетентной, рефлексивно ответственной личности, укоренённой в духовных и культурных традициях. Оно направлено на расширение её ценностной и социально-нормативной сферы, которая может быть усвоена в процессе учебной и внеучебной деятельности. В исследованиях выделяют следующие его дефиниции: воспитание, духовное воспитание и нравственное воспитание. Воспитание рассматривают как специально организованный процесс по гармонизации системы отношений человека через постижение им законов мироздания и актуализацию его ду-ховно-нравственных начал. Духовное воспитание связывают с созданием условий, обеспечивающих формирование у ребёнка стремление к самосовершенствованию. Важной составляющей духовного воспитания авторы называют формирование личностного самосознания, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, себе, природе, другому человеку и приобщение воспитанников к духовной культуре.
Существует различное понимание духовности. Словарный анализ и теоретические исследования показывают, что это не что-то чуждое нам. Это наше мышление, сознание — весь тот континуум, который составляет особенность нашей целостности. Понятие «духовность» существует в двух смыслах: В первом оно связано с чем-то лучшим, светлым и возвышенным, что есть в человеке и обнаруживается в его обращённости к высшим ценностям, к идеалу, проявляется в сознательной устремлённости к совершенству и противопоставляется всему недуховному, грубому, тёмному, злому. Второй смысл «Духовности» раскрывается через связь человека с Богом и Божественным миром. В данном контексте под «духовностью» подразумевают неосязаемость, нематериальность, невещественность, безвидность души, а сущностными её свойствами называют свободную волю и разумность.
Анализ работ философов, психолого-педагогический анализ проблемы в контексте прошлого и настоящего приводят нас к выводу о том, что духовность всегда конкретна и личностна. На это указывал ещё в своё время И.А. Ильин. Он говорил, что это живое чувство ответственности, воля к совершенству, стремление к позитивному изменению чего-либо в самом себе, в своих деяниях, в своих отношениях с внешним миром. Это свобода и сила личного самоуправления, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению Отечеству [Ильин, 1998]. Как видим, духовность всегда созидательна. Осознание сущностной характеристики производных от духовности понятий: «душевный», «душевность», «бездушность», «бездуховность» позволили сделать вывод о том, что душевность означает искреннее дружелюбие, социальную потребность жить и действовать для других, тогда как бездушность характеризуется отсутствием сочувствия ко всему живому, природе, человеку, а бездуховность всегда деструктивна, разрушительна и толкает личность к самоуничтожению.
К сожалению, как отмечают многие исследователи, не всегда цели духовного воспитания определяются достаточно полно. Это объясняется, во-первых, узким пониманием духовного воспитания. Чаще всего, к сожалению, в его организации ограничиваются необходимостью формирования у человека глубоких знаний, широкой эрудиции в области искусства, литературы и живописи, а также умений оценивать эстетическую сторону произведений, проникать в их сущность, проникаться их настроением, понимать творческий замысел. В таком случае цель духовного воспитания подменяется целями этического совершенствования, культурологического просвещения, что не всегда способствует эффективному решению проблемы бездуховности подрастающего поколения. Во-вторых, происходит подмена целей духовного воспитания целями нравственного. Объясняется это тем, что в теоретических исследованиях духовное воспитание чаще всего связывают с нравственным. И это справедливо, поскольку духовность рассматривают как первооснову и источник нравственности. Духовная сфера человека — это исключительно сфера нравственных чувств. И если мы говорим о человеке высокой духовности, то мы прежде всего говорим о том, что он различает доб-
ро и зло, ориентирован на позитивное. Его отличает нравственное поведение. Нравственным называют человека, который усвоил совокупность нравственных норм и способен к самопринуждению, творить добро и конкретные нравственные поступки. А духовным — способного постигать жизненные смыслы в процессе обретения совести, свободной воли и ответственности. Нравственное воспитание направлено на создание условий для усвоения ребёнком моральных ценностей и выработки у себя нравственных качеств. Оно призвано развивать у него способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам и правилам морали. Отсюда следует, что задача педагога - обеспечивание ситуаций, позволяющих ребёнку его убеждения и представления о должном, формирование которых является прерогативой духовного воспитания, воплотить в реальные поступки и поведение. Как видим, задачи духовного и нравственного воспитания разнятся и при организации данных процессов их следует разводить и конкретизировать.
В целом отмечаем, что в организации духовно-нравственного воспитания для педагога функционально значимой является задача создания пространства самовоспитания ребёнка. В контексте этого утверждения важным является умение педагога насыщать все программы, все сферы деятельности духовно-нравственным основанием и в рамках своей дисциплины, общения с воспитанником в учебном и внеучебном процессах сопровождать ребёнка в его духовно-нравственном становлении. Это означает содействовать, сочувствовать, сотрудничать, сопереживать, обеспечивать педагогическую поддержку в его личностном развитии, самоопределении и социализации. Важно помочь ребёнку осознавать приоритетность духовно-нравственных ценностей, включать их в собственную ценностную систему и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности. При этом отмечаем, что организация духовно-нравственного воспитания должна безусловно проводиться с учётом психологических и возрастных особенностей ребёнка. Оно ориентирует личность на необходимость непрерывного восхождения к высшим ценностям человеческого бытия.
Таким образом, анализируя концептуальные основы духовно-нравственного воспитания, разработанные такими исследователями, как О.В. Барканова [2011], Т.П. Власова [2008], А.Я. Данилюк [2008], А.М. Кондаков [2008], А.Я. Лихачев [2001] и другие, мы пришли к выводу, что базовыми характеристиками духовности являются: стремление к постижению иерархии ценностей, проявление способности отличать истину от лжи, прекрасное от безобразного, умение определять резерв собственных духовнонравственных сил. Процесс духовно-нравственного становления ребенка может успешно осуществляться в образовательном пространстве школы. При этом важное значение приобретает позиция педагога-воспитателя. Действуя в традиционной образовательной парадигме, педагог стремился обеспечить процесс нравственного становления школьника как движение к заранее запрограммированному, смоделированному результату. В контексте гуманно-личностного подхода позиция педагога принципиально меняется: он продвигается по пути бесконечного самосовершенствования и поиска жизненных смыслов вместе с ребенком. Соответственно, должны измениться и используемые педагогом воспитательные средства. К тому же следует отметить, что воспитание духовности и нравственности должно ориентировать ребенка на постижение своей индивидуальности, то есть гармонизации ума, чувств, воли, поступка. Однако известно, что индивидуальное самосовершенствование вне коллективного (коммуникативной и коллективной мыследеятельности) невозможно. На наш взгляд, задачи духовно-нравственного становления личности будут наиболее успешно решаться при реализации в ходе образовательного процесса интерактивного взаимодействия.
В целях дальнейшего исследования понадобилось уточнение отдельных понятий. «Интерактив» в переводе с английского языка означает «взаимодействие, воздействие друг на друга». Таким образом, интерактивный режим — это особая форма организации образовательной деятельности. Его специфика состоит в том, что все субъекты образовательного процесса вовлечены в активное взаимодействие, имея при этом воз-
можность качественно осваивать разнообразную информацию, общаться и рефлексировать. Взаимодействие предполагает, что каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад в решение общей проблемы, идет активный обмен знаниями, идеями, способами действия, эмоциями. Особо необходимо отметить, что это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки и кооперации. При этом педагог отказывается от позиции главного носителя информации, он, наряду со школьниками, становится одним из информационных источников, сопровождая прохождение информационных потоков между участниками взаимодействия. Так и возникает интерактивный режим с хорошо организованной обратной связью субъектов образовательного процесса, с многосторонним обменом информацией между ними. Это уже не монолог и даже не диалог — это полилог, при котором актуализируются сотрудничество, взаимодействие обучающихся друг с другом и с воспитателем.
Такой режим неотъемлем при реализации технологий самостоятельной деятельности, автодидактики, самовоспитания и саморазвития. При этом грамотно реализуются следующие целевые ориентиры: активизация индивидуальных умственных процессов, возникновение внутреннего и внешнего диалога, глубина и полнота освоения информации, становление субъективной позиции обучающихся, их качественное развитие (активность, креативность, коммуникативность, ответственность и др.) и, конечно, обретение нравственных смыслов.
В современной педагогике выделяются следующие основания организации образовательных пространств в интерактивном режиме:
а) основой усвоения информации является активная позиция участников образовательного процесса, что подразумевает использование игровых технологий, проектных методик, решение конкретных ситуаций и т. п.;
б) интеракция способствует интеллектуальному, деятельностно-волевому и творческому становлению личности;
в) происходит постоянная смена позиций «отправитель» и «получатель» информации, то есть смена коммуникативных ролей;
г) многосторонний обмен информацией, хотя и протекает медленнее, но является более глобальным.
Основными принципами реализации интерактивной образовательной стратегии являются следующие.
Принцип проблемности. Проблема, по сути своей, - ядро всех методов интерактивного обучения и воспитания. Работа в проблемном поле подразумевает реализацию приемов учения и преподавания, воспитания и самовоспитания с учетом логики мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) и закономерностей поисковой деятельности (наличие проблемной ситуации, познавательного интереса и др.). При этом обеспечивается не только развитие мыслительных способностей личности, но и ее качественное становление.
Принцип мотивации активности позиции участника ОП. Для его реализации особое значение приобретает выбор учителем стимулов эффективной организации мыследеятельности и взаимодействия школьников. Таким стимулом могут стать: социальная значимость, творческий характер деятельности, состязательность, использование игровых технологий, создание благоприятного эмоционального фона.
Принцип инициирования креативности. В соответствии с ним каждый участник образовательного процесса не просто проявляет активность, но и выступает творцом новых идей. Один из распространенных приемов реализации данного принципа — работа в малых творческих группах, где каждый может и должен проявить себя.
Педагог становится фасилитатором, главная задача которого — обеспечить поддержку и помощь учащимся в процессе самопознания и самостановления. В этой связи особое значение приобретает его позиция «позитивного оценивания», при которой педагог изначально не определяет, насколько действия учеников соответствуют его ожиданиям [Селевко, 2006]. К сожалению, российской системе образования исторически
свойственна критичность оценивания, что зачастую вызывает страх, тормозит творчество, активность, искренность детской аудитории. А ведь некоторые ошибки могут дорогого стоить, так как в процессе их осмысления и происходит как минимум более глубокое понимание проблемы, а как максимум — творческий прорыв в ее решении.
Среди богатейшего арсенала методов, реализующих интерактивную образовательную стратегию, остановимся подробнее на игре, методе проекта и мозговом штурме.
Игра все шире применяется в практике обучения и воспитания. К ее характерным особенностям относятся: системное содержание осмысленного материала, воссоздание структуры определенной деятельности в игровой модели, приближение обстановки учебно-воспитательного процесса к реальным условиям, совокупный поучающий и воспитывающий эффект, обеспечение перехода от организации и регуляции деятельности учащихся педагогом к их самоорганизации. Исходя из этих особенностей, целесообразно выделить развивающую, коммуникативную, активизирующую и информационную функции педагогической игры.
В образовательной практике наиболее часто применяются следующие виды деловых игр:
— блиц-игры эффективны для решения конкретных, частных задач обучения и воспитания; они просты, не требуют больших энергетических и временных затрат;
— ролевые игры предусматривают наличие ролей, исполняя которые, участники имитируют определенную деятельность. Основными признаками ролевой игры являются: наличие модели (игрового комплекса), включенной в конкретную социально-экономическую систему либо культурологическую; наличие общей цели у всего ролевого коллектива; наличие и взаимодействие ролей, ролевых установок участников игры; существование альтернативных, многовариантных решений; наличие системы группового и индивидуального взаимодействия;
— имитационные игры, в отличие от ролевых, моделируют в первую очередь не деятельность, а определенную среду, принципы ее существования и развития. В этих играх может отсутствовать альтернатива (один из важнейших признаков ролевой игры), при этом от участников требуются лишь четкое соблюдение инструкций и согласованность действий;
— организационно-деятельностная игра является сложным и энергоемким методом. В образовательном процессе ее целесообразно применять при наличии реально существующей, а не искусственно созданной (как в деловой игре) сложной проблемы, для решения которой необходимы объединенные усилия участников. При этом они испытывают определенные затруднения в решении стоящих перед ними задач, причем и методологи, и игротехники понимают, что аналогов решения в реальной практике просто нет, что необходимо отказаться от стандартного мышления, выйти на его качественно новый уровень. Роли в данном классе игр по преимуществу коллективные и условные.
Метод проектов трактуется как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы работы, исследовательские, презентативные и рефлексивные методики. Принципиальными при этом являются следующие положения: обучение и воспитание осуществляются в процессе деятельности и кооперации субъектов образовательного процесса; в основе каждого проекта лежит определенная проблема; очень важной становится личностная заинтересованность участников в получении результата.
Интерактивный режим также является непосредственным признаком организации проектной деятельности, реализуясь уже на этапе погружения в проект, когда педагог очерчивает проблемное поле, в котором учащийся выделяет ряд подпроблем, формулирует цель и задачи будущей работы. Этап организации деятельности предполагает создание творческих групп и планирование действий по решению задач проекта. В ходе осуществления намеченных действий идет активное взаимодействие внутри проектных групп и между ними. Наконец, на завершающем этапе осуществляется
презентация результатов и продуктов проектной деятельности. Результатом работы над проектом является найденный способ решения изучаемой проблемы.
Проект тем и отличается от коллективно подготовленного дела, что на заключительном его этапе должен быть продемонстрирован главный результат — анализ деятельности групп и предъявление способа решения. Продуктом же проектной деятельности является то, что участники приготовили к презентации, то есть наглядное проявление способа решения проблемы: рисунки, макеты, фильмы, слайд-шоу и др. В этой связи теоретики проектной деятельности трактуют обшую цель любого проекта как создание продукта (услуги), обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.
Мозговой штурм предполагает разделение во времени основных этапов процесса решения проблемы, то есть этапов генерации идей и их конструктивной проработки. Интерактивный режим организации работы над проблемой предполагает следующую методику проведения мозгового штурма: целесообразно начать с тестирования, определяющего доминирующий тип мышления участников: если доминирует правое (художественное) полушарие — это будущие «генераторы идей», а если левое (логическое) — скорее «аналитики». На следующем этапе происходят выдвижение проблемы, активизация творческой деятельности, деление на группы в соответствии с результатами тестирования. Перед этапом генерации идей целесообразно провести интеллектуальную разминку, включающую решение шуточных задач, загадок. На этап генерации идей отводится не более 20 минут, при этом ведущий добивается краткости и четкости формулировок. При этом критика и обсуждение идей не допускаются, так как это будет происходить во время работы группы аналитиков. Завершается мозговой штурм коллективным подведением итогов и рефлексией.
Таким образом, анализируя возможности интерактивного субъектного взаимодействия в процессе образовательной практики, можем отметить, что каждая из названных форм обеспечивает интерактивный режим общения, организация которого неизбежно требует от субъектов общения установления обратной связи в виде информационной и смысловой дополнительности. Кроме того, они позволяют ввести воспитанников в диалогичное пространство, позитивное сотрудничество и актуализируют необходимость проявления духовности и нравственности как от педагога, так и от воспитанника.
Библиографический список
1. Барканова О.В. Формирование духовных ценностей личности в юношеском возрасте // Психология обучения. 2011. № 1. С. 66—72.
2. Власова Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслами жизни // Педагогика. 2008. № 9. С. 108—113.
3. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9. С. 88-92.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: соч. М.: ЭКОМО-Пресс, 1998.
5. Иоффе А.Н. Методика гражданского образования: теоретические аспекты и практические рекомендации. Брянск, 2007. С. 33—40.
6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения в педагогике. Минск, 2004.
7. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 13—19.
8. Лихачев А.Е. Воспитанность и духовность // Педагогика. 2001. № 3. С. 33—36.
9. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совмествного заседания президиума Государственного совета РФ и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ от 11 марта 2009.
10. Послание Федеральному собранию РФ от 5 ноября 2008. Москва БКД Президентская инициатива «Наша новая школа» // Российская газета. 2008. 6 ноябр. № 4787.
11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Ч. I, гл. 5. С. 194—198.
12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2004. С. 9—13.