Научная статья на тему 'Интерактивный режим организации образовательного пространства как средство духовно-нравственного становления личности школьника'

Интерактивный режим организации образовательного пространства как средство духовно-нравственного становления личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛА ЖИЗНИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРА / МЕТОД ПРОЕКТА / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / EDUCATION AS A SCHOOL OF LIFE / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / SPIRITUALITY / MORALITY / HUMANE AND PERSONAL APPROACH / INTERACTIVE MODE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PLAY / PROJECT METHOD / BRAINSTORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эверт Надежда Александровна, Михалева Лариса Петровна, Журавлева Ольга Петровна

В статье рассматриваются концептуальные основы организации воспитательного процесса, направленного на духовно-нравственное становление личности. Сделана попытка определить философско-педагогические смыслы категорий «духовность» и «нравственность». Рассматривается специфика интерактивной образовательной стратегии в контексте духовно-нравственного воспитания, а также приводятся наиболее популярные в настоящее время методы активизации субъектной позиции школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эверт Надежда Александровна, Михалева Лариса Петровна, Журавлева Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive mode of organization of educational environment as a means of spiritual and moral formation of schoolchildren

The basis concepts of organization of the educational process that is aimed at spiritual and moral formation of a person are considered in this article. The attempt to determine philosophical and pedagogical meanings of the categories «spiritual» and «moral» was made. The specific character of interactive educational strategy is examined in the context of spiritual and moral upbringing. Besides, the most popular modern methods of activizing the subject position of schoolchildren are described.

Текст научной работы на тему «Интерактивный режим организации образовательного пространства как средство духовно-нравственного становления личности школьника»

ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Образование - школа жизни, духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность,

гуманно-личностный подход, интерактивный режим, образовательное пространство, игра,

метод проекта, мозговой штурм.

В условиях динамичного развития общества особое внимание уделяется модернизации всех его сфер: политической, экономической, социальной, образовательной и др. Неоднократно на государственном уровне руководители страны говорили о необходимости накопления ресурсного потенциала сообщества людей, который определяется высоким уровнем нравственного самосознания, выраженной базовой системой ценностей, способностью ощущать в себе российскую идентичность, любить свою Родину, выстраивать отношения на основе гражданской ответственности и диалога культур. Развитие человека признаётся ими и как цель, и как долгосрочная перспектива. В связи с этим в образовательные нормативные документы вносятся существенные изменения в определение самого понятия «образование». Выступая с инициативой «Наша новая школа», президент конструктивно говорит о том, что оно должно являться одним из решающих факторов индивидуальной успешности, инициативности, нравственности личности и соответствовать целям опережающего развития [Послание..., 2008]. Реализация ключевых параметров данной инициативы предусмотрена и Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы.

Смена приоритетов обусловлена, как отмечают многие исследователи, наличием общенациональных вызовов: духовно-нравственной дезориентацией, размытостью смысложизненных ориентиров, утверждением ложных ценностей и др. Сегодня разъедают человека гедонизм, цинизм, излишняя расчётливость и практицизм, потребительское отношение к жизни, безнравственный карьеризм. В связи с обозначимыми общенациональными вызовами весьма актуальным становится духовно-нравственное воспитание человека. Не случайно духовно-нравственное воспитание актуализируется на государственном уровне. Так, в перечне поручений Президента Российской Федерации правительству РФ предлагается внести в Стратегию государственной молодежной политики изменения, направленные на совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности [Перечень..., 2001]. Следует отметить, что необходимость духовно-нравственного воспитания в системе образования впервые за последние десятилетия была закреплена законодательно. В п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» в редакции от 01. 12. 2007 указывается: «Основные общеобразовательные программы ... должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов... и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

В складывающейся принципиально новой образовательной атмосфере, которая наиболее полно отвечает задачам формирования нового поколения в духе общечеловеческих ценностей, образование понимают не как рынок образовательных услуг, а как школу жизни. Приоритет отдаётся такой модели обучения и воспитания, в рамках которой ребёнок смог бы укрепляться в нравственности, обогащаться духовно и развивать в себе способности принимать и присваивать ценности. В новой редакции закона (2010) в качестве главной образовательной задачи определяется необходимость обеспечения духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Важным для нашего исследования является то, что в нормативных документах определено назначение духовно-нравственного воспитания. Это воспитание высоко нравственной, творческой, компетентной, рефлексивно ответственной личности, укоренённой в духовных и культурных традициях. Оно направлено на расширение её ценностной и социально-нормативной сферы, которая может быть усвоена в процессе учебной и внеучебной деятельности. В исследованиях выделяют следующие его дефиниции: воспитание, духовное воспитание и нравственное воспитание. Воспитание рассматривают как специально организованный процесс по гармонизации системы отношений человека через постижение им законов мироздания и актуализацию его ду-ховно-нравственных начал. Духовное воспитание связывают с созданием условий, обеспечивающих формирование у ребёнка стремление к самосовершенствованию. Важной составляющей духовного воспитания авторы называют формирование личностного самосознания, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, себе, природе, другому человеку и приобщение воспитанников к духовной культуре.

Существует различное понимание духовности. Словарный анализ и теоретические исследования показывают, что это не что-то чуждое нам. Это наше мышление, сознание — весь тот континуум, который составляет особенность нашей целостности. Понятие «духовность» существует в двух смыслах: В первом оно связано с чем-то лучшим, светлым и возвышенным, что есть в человеке и обнаруживается в его обращённости к высшим ценностям, к идеалу, проявляется в сознательной устремлённости к совершенству и противопоставляется всему недуховному, грубому, тёмному, злому. Второй смысл «Духовности» раскрывается через связь человека с Богом и Божественным миром. В данном контексте под «духовностью» подразумевают неосязаемость, нематериальность, невещественность, безвидность души, а сущностными её свойствами называют свободную волю и разумность.

Анализ работ философов, психолого-педагогический анализ проблемы в контексте прошлого и настоящего приводят нас к выводу о том, что духовность всегда конкретна и личностна. На это указывал ещё в своё время И.А. Ильин. Он говорил, что это живое чувство ответственности, воля к совершенству, стремление к позитивному изменению чего-либо в самом себе, в своих деяниях, в своих отношениях с внешним миром. Это свобода и сила личного самоуправления, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению Отечеству [Ильин, 1998]. Как видим, духовность всегда созидательна. Осознание сущностной характеристики производных от духовности понятий: «душевный», «душевность», «бездушность», «бездуховность» позволили сделать вывод о том, что душевность означает искреннее дружелюбие, социальную потребность жить и действовать для других, тогда как бездушность характеризуется отсутствием сочувствия ко всему живому, природе, человеку, а бездуховность всегда деструктивна, разрушительна и толкает личность к самоуничтожению.

К сожалению, как отмечают многие исследователи, не всегда цели духовного воспитания определяются достаточно полно. Это объясняется, во-первых, узким пониманием духовного воспитания. Чаще всего, к сожалению, в его организации ограничиваются необходимостью формирования у человека глубоких знаний, широкой эрудиции в области искусства, литературы и живописи, а также умений оценивать эстетическую сторону произведений, проникать в их сущность, проникаться их настроением, понимать творческий замысел. В таком случае цель духовного воспитания подменяется целями этического совершенствования, культурологического просвещения, что не всегда способствует эффективному решению проблемы бездуховности подрастающего поколения. Во-вторых, происходит подмена целей духовного воспитания целями нравственного. Объясняется это тем, что в теоретических исследованиях духовное воспитание чаще всего связывают с нравственным. И это справедливо, поскольку духовность рассматривают как первооснову и источник нравственности. Духовная сфера человека — это исключительно сфера нравственных чувств. И если мы говорим о человеке высокой духовности, то мы прежде всего говорим о том, что он различает доб-

ро и зло, ориентирован на позитивное. Его отличает нравственное поведение. Нравственным называют человека, который усвоил совокупность нравственных норм и способен к самопринуждению, творить добро и конкретные нравственные поступки. А духовным — способного постигать жизненные смыслы в процессе обретения совести, свободной воли и ответственности. Нравственное воспитание направлено на создание условий для усвоения ребёнком моральных ценностей и выработки у себя нравственных качеств. Оно призвано развивать у него способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам и правилам морали. Отсюда следует, что задача педагога - обеспечивание ситуаций, позволяющих ребёнку его убеждения и представления о должном, формирование которых является прерогативой духовного воспитания, воплотить в реальные поступки и поведение. Как видим, задачи духовного и нравственного воспитания разнятся и при организации данных процессов их следует разводить и конкретизировать.

В целом отмечаем, что в организации духовно-нравственного воспитания для педагога функционально значимой является задача создания пространства самовоспитания ребёнка. В контексте этого утверждения важным является умение педагога насыщать все программы, все сферы деятельности духовно-нравственным основанием и в рамках своей дисциплины, общения с воспитанником в учебном и внеучебном процессах сопровождать ребёнка в его духовно-нравственном становлении. Это означает содействовать, сочувствовать, сотрудничать, сопереживать, обеспечивать педагогическую поддержку в его личностном развитии, самоопределении и социализации. Важно помочь ребёнку осознавать приоритетность духовно-нравственных ценностей, включать их в собственную ценностную систему и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности. При этом отмечаем, что организация духовно-нравственного воспитания должна безусловно проводиться с учётом психологических и возрастных особенностей ребёнка. Оно ориентирует личность на необходимость непрерывного восхождения к высшим ценностям человеческого бытия.

Таким образом, анализируя концептуальные основы духовно-нравственного воспитания, разработанные такими исследователями, как О.В. Барканова [2011], Т.П. Власова [2008], А.Я. Данилюк [2008], А.М. Кондаков [2008], А.Я. Лихачев [2001] и другие, мы пришли к выводу, что базовыми характеристиками духовности являются: стремление к постижению иерархии ценностей, проявление способности отличать истину от лжи, прекрасное от безобразного, умение определять резерв собственных духовнонравственных сил. Процесс духовно-нравственного становления ребенка может успешно осуществляться в образовательном пространстве школы. При этом важное значение приобретает позиция педагога-воспитателя. Действуя в традиционной образовательной парадигме, педагог стремился обеспечить процесс нравственного становления школьника как движение к заранее запрограммированному, смоделированному результату. В контексте гуманно-личностного подхода позиция педагога принципиально меняется: он продвигается по пути бесконечного самосовершенствования и поиска жизненных смыслов вместе с ребенком. Соответственно, должны измениться и используемые педагогом воспитательные средства. К тому же следует отметить, что воспитание духовности и нравственности должно ориентировать ребенка на постижение своей индивидуальности, то есть гармонизации ума, чувств, воли, поступка. Однако известно, что индивидуальное самосовершенствование вне коллективного (коммуникативной и коллективной мыследеятельности) невозможно. На наш взгляд, задачи духовно-нравственного становления личности будут наиболее успешно решаться при реализации в ходе образовательного процесса интерактивного взаимодействия.

В целях дальнейшего исследования понадобилось уточнение отдельных понятий. «Интерактив» в переводе с английского языка означает «взаимодействие, воздействие друг на друга». Таким образом, интерактивный режим — это особая форма организации образовательной деятельности. Его специфика состоит в том, что все субъекты образовательного процесса вовлечены в активное взаимодействие, имея при этом воз-

можность качественно осваивать разнообразную информацию, общаться и рефлексировать. Взаимодействие предполагает, что каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад в решение общей проблемы, идет активный обмен знаниями, идеями, способами действия, эмоциями. Особо необходимо отметить, что это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки и кооперации. При этом педагог отказывается от позиции главного носителя информации, он, наряду со школьниками, становится одним из информационных источников, сопровождая прохождение информационных потоков между участниками взаимодействия. Так и возникает интерактивный режим с хорошо организованной обратной связью субъектов образовательного процесса, с многосторонним обменом информацией между ними. Это уже не монолог и даже не диалог — это полилог, при котором актуализируются сотрудничество, взаимодействие обучающихся друг с другом и с воспитателем.

Такой режим неотъемлем при реализации технологий самостоятельной деятельности, автодидактики, самовоспитания и саморазвития. При этом грамотно реализуются следующие целевые ориентиры: активизация индивидуальных умственных процессов, возникновение внутреннего и внешнего диалога, глубина и полнота освоения информации, становление субъективной позиции обучающихся, их качественное развитие (активность, креативность, коммуникативность, ответственность и др.) и, конечно, обретение нравственных смыслов.

В современной педагогике выделяются следующие основания организации образовательных пространств в интерактивном режиме:

а) основой усвоения информации является активная позиция участников образовательного процесса, что подразумевает использование игровых технологий, проектных методик, решение конкретных ситуаций и т. п.;

б) интеракция способствует интеллектуальному, деятельностно-волевому и творческому становлению личности;

в) происходит постоянная смена позиций «отправитель» и «получатель» информации, то есть смена коммуникативных ролей;

г) многосторонний обмен информацией, хотя и протекает медленнее, но является более глобальным.

Основными принципами реализации интерактивной образовательной стратегии являются следующие.

Принцип проблемности. Проблема, по сути своей, - ядро всех методов интерактивного обучения и воспитания. Работа в проблемном поле подразумевает реализацию приемов учения и преподавания, воспитания и самовоспитания с учетом логики мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) и закономерностей поисковой деятельности (наличие проблемной ситуации, познавательного интереса и др.). При этом обеспечивается не только развитие мыслительных способностей личности, но и ее качественное становление.

Принцип мотивации активности позиции участника ОП. Для его реализации особое значение приобретает выбор учителем стимулов эффективной организации мыследеятельности и взаимодействия школьников. Таким стимулом могут стать: социальная значимость, творческий характер деятельности, состязательность, использование игровых технологий, создание благоприятного эмоционального фона.

Принцип инициирования креативности. В соответствии с ним каждый участник образовательного процесса не просто проявляет активность, но и выступает творцом новых идей. Один из распространенных приемов реализации данного принципа — работа в малых творческих группах, где каждый может и должен проявить себя.

Педагог становится фасилитатором, главная задача которого — обеспечить поддержку и помощь учащимся в процессе самопознания и самостановления. В этой связи особое значение приобретает его позиция «позитивного оценивания», при которой педагог изначально не определяет, насколько действия учеников соответствуют его ожиданиям [Селевко, 2006]. К сожалению, российской системе образования исторически

свойственна критичность оценивания, что зачастую вызывает страх, тормозит творчество, активность, искренность детской аудитории. А ведь некоторые ошибки могут дорогого стоить, так как в процессе их осмысления и происходит как минимум более глубокое понимание проблемы, а как максимум — творческий прорыв в ее решении.

Среди богатейшего арсенала методов, реализующих интерактивную образовательную стратегию, остановимся подробнее на игре, методе проекта и мозговом штурме.

Игра все шире применяется в практике обучения и воспитания. К ее характерным особенностям относятся: системное содержание осмысленного материала, воссоздание структуры определенной деятельности в игровой модели, приближение обстановки учебно-воспитательного процесса к реальным условиям, совокупный поучающий и воспитывающий эффект, обеспечение перехода от организации и регуляции деятельности учащихся педагогом к их самоорганизации. Исходя из этих особенностей, целесообразно выделить развивающую, коммуникативную, активизирующую и информационную функции педагогической игры.

В образовательной практике наиболее часто применяются следующие виды деловых игр:

— блиц-игры эффективны для решения конкретных, частных задач обучения и воспитания; они просты, не требуют больших энергетических и временных затрат;

— ролевые игры предусматривают наличие ролей, исполняя которые, участники имитируют определенную деятельность. Основными признаками ролевой игры являются: наличие модели (игрового комплекса), включенной в конкретную социально-экономическую систему либо культурологическую; наличие общей цели у всего ролевого коллектива; наличие и взаимодействие ролей, ролевых установок участников игры; существование альтернативных, многовариантных решений; наличие системы группового и индивидуального взаимодействия;

— имитационные игры, в отличие от ролевых, моделируют в первую очередь не деятельность, а определенную среду, принципы ее существования и развития. В этих играх может отсутствовать альтернатива (один из важнейших признаков ролевой игры), при этом от участников требуются лишь четкое соблюдение инструкций и согласованность действий;

— организационно-деятельностная игра является сложным и энергоемким методом. В образовательном процессе ее целесообразно применять при наличии реально существующей, а не искусственно созданной (как в деловой игре) сложной проблемы, для решения которой необходимы объединенные усилия участников. При этом они испытывают определенные затруднения в решении стоящих перед ними задач, причем и методологи, и игротехники понимают, что аналогов решения в реальной практике просто нет, что необходимо отказаться от стандартного мышления, выйти на его качественно новый уровень. Роли в данном классе игр по преимуществу коллективные и условные.

Метод проектов трактуется как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы работы, исследовательские, презентативные и рефлексивные методики. Принципиальными при этом являются следующие положения: обучение и воспитание осуществляются в процессе деятельности и кооперации субъектов образовательного процесса; в основе каждого проекта лежит определенная проблема; очень важной становится личностная заинтересованность участников в получении результата.

Интерактивный режим также является непосредственным признаком организации проектной деятельности, реализуясь уже на этапе погружения в проект, когда педагог очерчивает проблемное поле, в котором учащийся выделяет ряд подпроблем, формулирует цель и задачи будущей работы. Этап организации деятельности предполагает создание творческих групп и планирование действий по решению задач проекта. В ходе осуществления намеченных действий идет активное взаимодействие внутри проектных групп и между ними. Наконец, на завершающем этапе осуществляется

презентация результатов и продуктов проектной деятельности. Результатом работы над проектом является найденный способ решения изучаемой проблемы.

Проект тем и отличается от коллективно подготовленного дела, что на заключительном его этапе должен быть продемонстрирован главный результат — анализ деятельности групп и предъявление способа решения. Продуктом же проектной деятельности является то, что участники приготовили к презентации, то есть наглядное проявление способа решения проблемы: рисунки, макеты, фильмы, слайд-шоу и др. В этой связи теоретики проектной деятельности трактуют обшую цель любого проекта как создание продукта (услуги), обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.

Мозговой штурм предполагает разделение во времени основных этапов процесса решения проблемы, то есть этапов генерации идей и их конструктивной проработки. Интерактивный режим организации работы над проблемой предполагает следующую методику проведения мозгового штурма: целесообразно начать с тестирования, определяющего доминирующий тип мышления участников: если доминирует правое (художественное) полушарие — это будущие «генераторы идей», а если левое (логическое) — скорее «аналитики». На следующем этапе происходят выдвижение проблемы, активизация творческой деятельности, деление на группы в соответствии с результатами тестирования. Перед этапом генерации идей целесообразно провести интеллектуальную разминку, включающую решение шуточных задач, загадок. На этап генерации идей отводится не более 20 минут, при этом ведущий добивается краткости и четкости формулировок. При этом критика и обсуждение идей не допускаются, так как это будет происходить во время работы группы аналитиков. Завершается мозговой штурм коллективным подведением итогов и рефлексией.

Таким образом, анализируя возможности интерактивного субъектного взаимодействия в процессе образовательной практики, можем отметить, что каждая из названных форм обеспечивает интерактивный режим общения, организация которого неизбежно требует от субъектов общения установления обратной связи в виде информационной и смысловой дополнительности. Кроме того, они позволяют ввести воспитанников в диалогичное пространство, позитивное сотрудничество и актуализируют необходимость проявления духовности и нравственности как от педагога, так и от воспитанника.

Библиографический список

1. Барканова О.В. Формирование духовных ценностей личности в юношеском возрасте // Психология обучения. 2011. № 1. С. 66—72.

2. Власова Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслами жизни // Педагогика. 2008. № 9. С. 108—113.

3. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9. С. 88-92.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: соч. М.: ЭКОМО-Пресс, 1998.

5. Иоффе А.Н. Методика гражданского образования: теоретические аспекты и практические рекомендации. Брянск, 2007. С. 33—40.

6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения в педагогике. Минск, 2004.

7. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 13—19.

8. Лихачев А.Е. Воспитанность и духовность // Педагогика. 2001. № 3. С. 33—36.

9. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совмествного заседания президиума Государственного совета РФ и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ от 11 марта 2009.

10. Послание Федеральному собранию РФ от 5 ноября 2008. Москва БКД Президентская инициатива «Наша новая школа» // Российская газета. 2008. 6 ноябр. № 4787.

11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Ч. I, гл. 5. С. 194—198.

12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2004. С. 9—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.