https: //sites. google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-1 /standarty-vtoro go-pokolenia-naidi-pat-otlicii (дата обращения: 2.12.2012).
10. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина [Текст]. - М. : Русский язык, 1998.
11. Ушева, Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся [Текст] : метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 92 с.
12. Философский словарь [Электронный ресурс]. - URL : http://www.philosophydic.ru/metafizika (дата обращения: 1.12.2012).
13. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)_[Электронный ресурс] // Эйдос : Интернет-журнал / А. В. Хуторской. -2012. - № 1. - URL : http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. (дата обращения: 20.11.2012).
14. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности [Электронный ресурс] // Персональный сайт / А. В. Хуторской. - 2012. - URL : http://khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm (дата обращения: 21.11.2012).
Почерней Ирина Николаевна
Преподаватель английского языка МОУ СОШ № 9, г. Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.00
«МЕТАУМЕНИЕ» КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕЗАУРУСА (ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ)
В данной статье исследуется сущность категории «метаумения» через ряд понятий и терминов, имеющих аналогичную приставку «мета». Цель исследования - на основании рассмотренных трактовок выявить оптимально соответствующее определение категории «метаумения» и ее роль в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова: метаумения; Международная программа PISA; мета-предметный подход; метапредмет; интеграция; метапредметное содержание; метапредметные результаты.
“METACOMPETENCE” AS A CATEGORY OF THE PEDAGOGICAL THESAURUS (DEFINITION EXPERIENCE)
The article explores the nature of the category “metacompetence” through a number of concepts and terms having a similar prefix “meta” The aim of the research is to find an appropriate definition of the category “metacompetence” on the basis of considered interpretations and its role in the modern educational space.
Key words: metacompetence; International program PISA; metaconcrete approach; metasubject; integration; metaconcrete content; metaconcrete results.
За последнее время в научной и методической литературе в области образования стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метаумения, метапредметность, метапредметный подход и др. Связано это в первую очередь с тем, что во ФГОС делается акцент на то, что результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и в метапредметном. В нашей статье мы обращаемся к категории «метаумения».
Говоря об актуальности рассматриваемой категории, нам следует упомянуть о Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся - PISA. Неутешительные результаты по трём основным направлениям (грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность) определяют уровень российских школьников и их умение применять знания на практике ниже среднего. А ведь именно умение пользоваться полученными знаниями необходимо для успешного функционирования в обществе, что является основополагающим фактором наличия метаумений.
На сегодняшний день на рынке труда, от работников, претендующих на успешность, требуется, прежде всего, обладать не только конкретным набором навыков и умений, а непосредственно метаумениями. Важнейшие из них - способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной среды и эффективное самообразование. О.Ф. Чупрова рассматривает такие критерии конкурентоспособной личности, как потенциал в интеллектуальном развитии, самоактуализации, самообучении, коммуникабельности, интерналь-ности, способности принимать ответственные решения, ценностноориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению [Чупрова, 2012]. Предлагается своего рода дополнительный психологический контракт на карьеру, в котором пункты взаимных ожиданий работника и работодателя носят зачастую имплицитный характер.
Рассмотрим ряд понятий и явлений, имеющих аналогичную приставку «мета», историю их возникновения и существования, всего метапредметного пространства в целом.
Современные ученые, разрабатывающие основы метапредметного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и др.), считают, что метапредметный подход в образовании и, как следствие, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности и оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, соответственно, учебных предметов. Под метапредметным подходом Ю.В. Громыко понимает «междисциплинарное взаимодействие, позволяющее сохранять и отстаивать в социуме культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения» [Громыко, 2001, с. 34].
Учитывая значение «мета» - «за», «через», «над», можно считать, что в узком смысле, метапредмет - это надпредмет. Рассмотрим именно этот термин для полноценного представления всего метапредметного пространства. Метапредметы - это своего рода новая образовательная модель, которая существует поверх традиционных учебных предметов.
Из истории: родоначальником метапредметов является «Метафизика» Аристотеля, что в переводе с древнегреческого означает «то, что после физики». Термин был введен Андроником Родосским, который собрал труды учёного. Примечательно, что термин «метафизика» использовалась им для обозначения философских работ мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия. С того времени суть термина радикально изменилась, и под «метафизикой» стали понимать учение о началах всего сущего.
Метафизика в её различных толкованиях стала областью изучения как зарубежных философов - Хайдеггера, Фомы Аквинского, Канта, а также отечественных учёных - С. Булгакова, Вл. Соловьёва, Д. Андреева, П. Флоренского. Например, Вл. Соловьёв исследовал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства наиважнейших ценностей - добра, истины и красоты [Хуторской, 2012, с. 7].
По мнению Н.В. Громыко и М.В. Половковой, метапредметы соединяют в себе концепт предметности и в то же время надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности [Громыко, 2001, с. 35]. Это значит, что если обычно учащийся, работая с материалом, запоминает важные дефиниции понятий, то на занятиях, которые построены на основе метапредметности обучающийся работает по-другому. Он не запоминает, но осмысливает, прослеживает происхождение наиважнейших понятий, которые определяют исследуемое предметное поле знаний. В подобном процессе перед ним предстаёт картина возникновения понятия, он «переоткрывает» уже сделанное в истории открытие, возрождает и выделяет истоки существования настоящего знания.
Суть метапредметного подхода состоит в том, что в качестве транслируемого содержания образования выступают культурные техники, а также способы мышления и деятельности. Таким образом, основной принцип метапредметного подхода будет заключаться в обучении общим приемам, схемам, техникам и образцам мыслительной деятельности, которые находятся над предметами, но воспроизводимые во время работы с произвольным предметным материалом.
В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании стали интенсивно развиваться различные течения интегративной работы, появилось многочисленное количество разных видов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги-практики приступили к активным поискам того, как преодолеть взаимную отчужденность учебных предметов. Одним из путей решения стал метапред-метный тип интеграции, направленный в первую очередь на внедрение инновационного содержания образования.
В результате этого тенденция на усовершенствование у учащихся таких базовых способностей, как воображение, мышление, сравнительная способность, способность целеполагания или самоопределения, является основным показателем качества образовательной работы, что определяет специфику метапред-метного содержания. Тем самым Т.В. Живокоренцева определяет качество образовательных результатов через освоенные способы взаимодействия с миром в различных, а не только учебных ситуациях, в том числе оперирование знаниями (получение, хранение, применение, поиск и создание новых), необходимыми
для решения разнообразных проблем (познавательных, практических, личных, коммуникативных и др.) [Живокоренцева, 2012].
Первое исследование метапредметного содержания, проходящее ещё в 80-х гг. прошлого века, посвящено фундаментальным константам, традиционно распределённым по учебным предметам - физическим, математическим, химическим и астрономическим постоянным. Выяснилось, что такие константы, как скорость света в вакууме, заряд электрона, постоянная Планка, число «пи», гравитационная постоянная и другие несут в себе смысл, распространяющийся не только на области применения законов и формул, в которые они входят, но и за пределы соответствующих научных областей и учебных предметов. Понятия слова, числа, буквы, знака, звука; золотое сечение в литературе и искусстве; первостепенные процессы - происхождение, рождение, движение, развитие; категории мира, пространства, времени, человека - всё это примеры метапред-метного содержания, которое хотя и относится к определённой науке или учебному предмету, но освобождает человека от границ неких первоединых основ. Когда ученик начинает познавать и осмысливать суть мировых констант, он двигается к метапредметным основам бытия.
Например, Л.А. Чижевский выявил закономерность между историческими и физическими процессами, между революциями на Земле и активностью Солнца. Монолитные принципы зарождения и развития языков также свидетельствуют о том, что разные явления и предметы имеют универсальные метаосновы [Хуторской, 2012, с. 37].
Результаты исследований российских учёных (А.В. Хуторской, Г.П. Щедро-вицкий, Ю.В. Скрипкина и др.) подтверждают тот факт, что метапредметное содержание образовательных стандартов должно состоять из общекультурных знаний об изучаемой действительности, в том числе фундаментальных проблем, реальных объектов изучаемой действительности, не исключая фундаментальных образовательных объектов, метапредметных (общеучебных) навыков, умений, обобщённых способов деятельности, метапредменых (ключевых) образовательных компетенций [Щедровицкий, 1997].
В итоге, обозначенное метапредметное содержание будет прослеживаться сквозной направленностью через все учебные предметы и образовательные области, обретая каждый раз особое преломление и объединяя их в единый концепт.
Составляющие метапредметного содержания определят системообразующую базу общего образования как по вертикальной шкале отдельных ступеней обучения, так и по горизонтали межпредметных связей. Исходя из этого, мета-предметное содержание образования должно стать неотъемлемым компонентом образовательного стандарта.
Говоря о метапредметной сути образования, мы в первую очередь говорим о введённом принципе человекосообразности, по которому не кто иной как человек и есть главный субъект своего образования. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается посредством деятельности, относящейся к фундаментальным и существенным базисам мира и челове-
ка. Она понимается дословно: как образовывание человека - разработка им образовательных продуктов, как внешних, так и внутренних. Цель образования -создание, произведение образовательного результата, имеющего значимость не только для учащихся, но и для окружающего его общества, мира, человечества [Еремина, 2012]. Отталкиваясь от данной позиции, мы можем сделать вывод, что смысл образования заключается в обнаружении и осуществлении скрытого потенциала человека касательно себя и внешнего мира.
Современный вид Федеральных государственных образовательных стандартов содержит в качестве необходимого требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. К метапред-метным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые во время учебной предметной деятельности в пределах образовательного процесса, однако одновременно применяемые в реальных бытовых ситуациях: умения организовывать свой досуг, выявлять его цели и задачи, подбирать средства осуществления цели и применять их на практике, расценивать полученные данные; умения самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, преобразовывать её, сохранять, передавать и представлять с помощью современных технических средств и информационных технологий; организовывать свою жизнь в рамках с социально существенными взглядами о здоровом образе жизни, правах и обязанностях граждан, ценностях культуры, общественного взаимодействия; умение оценивать с точки зрения социальных норм личные поступки и поступки окружающих; умения работать с людьми, взаимодействовать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, презентовать себя, дискутировать, писать официальные бумаги и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения [Там же].
Охарактеризуем необходимый компонент метапредметного содержания образовательных стандартов: метапредметные (общеучебные) умения, навыки и способы деятельности, которые должны стать деятельностным осуществлением исследуемых объектов и знаний, компонентами общего механизма взаимодействия учащегося с общественным опытом человечества. Результаты научных и практико-ориентированных исследований российских ученых (В.В. Краев-ский, М.Л. Прокопенко, А.В. Хуторской) позволили сгруппировать мета-предметные умения, навыки и способы деятельности в виде блоков личностных качеств, подлежащих диагностике, оценке и развитию: когнитивные (познавательные) качества - умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, чувствовать окружающий мир, обозначать своё видение проблемы; креативные (творческие) качества - вдохновлённость, фантазия, чуткость к противоречиям, гибкость ума; раскованность чувств, мыслей, движений; критичность; прогно-стичность; наличие своего мнения; оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознавать цели учебной деятельности, умение их разъяснять; поставить цель и создать условия для её достижения; способность к законотворчеству; к рефлексивному мышлению, самоанализу и самооценке; коммуникативные качества - взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение находить, преобра-
зовывать и передавать информацию; реализовывать различные социальные роли в коллективе и группе, пользоваться современными телекоммуникационными технологиями (Интернет-ресурсами); мировоззренческие качества - эмоционально-ценностные установки учащегося, его умение к самодвижению и самопознанию, способность обозначать своё место и роль в окружающем мире, в государстве, в семье, в коллективе и природе; обозначать свои общечеловеческие и национальные устремления, толерантные и патриотические качества личности [Краевский, 2003, с. 5].
Перечень этих качеств в соответствии с идеологией человекосообразности основывается на целостном представлении об учащемся как человеке с физической, эмоциональной и интеллектуальной составляющей, а также с ценностной, духовно-нравственной основой жизнедеятельности. Эти качества личности есть сквозные по отношению к указанным их группам. Именно они составляют педагогическое основание для проектирования в стандартах метапредметных и предметных образовательных результатов.
Понимая под «умением» освоенный человеком прием осуществления действий, обеспеченный некоторой совокупностью знаний, принимаем, что умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. Г оворя о «метаумениях», заключаем, что это присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные навыки и умения. Они имеют универсальный характер и являются неотъемлемым условием успешного формирования других видов умений. К ним причисляют: теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, аргументация, оценка, умение скомпоновать информацию); критическое мышление (умения устанавливать совпадения заявления фактам, отличать факты от субъективных мнений, достоверность источника, различать двусмысленность заявления, пристрастность и т.п.); творческое мышление (видение нового назначения, видение проблемы в обыденной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, использование нестандартных способов деятельности, перенос); регулятивные умения (определение целей, формулировка вопросов, гипотез, планирование, выбор тактики, анализ, контроль, коррекция собственной деятельности); качество мышления (диалектич-ность, гибкость, антиконформизм и т. п.) [Прокопенко, 2003].
Характеризуя «метаумения» с точки зрения вышеупомянутых понятий, мы не можем обойти стороной ту сферу, где применение данных умений является одним из явных преимуществ - это коммуникация. Проанализировав имеющиеся сведения, мы можем сделать следующий вывод: под коммуникативными умениями понимается владение умственными и практическими операциями, направленными на установление и сохранение целесообразных взаимоотношений с людьми как в процессе учебной, так и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и социума.
Таким образом, проанализировав и охарактеризовав понятия и термины, связанные с «мета», мы делаем вывод, что это означает «за», «через», «над» и
как часть слова, используется для обозначения таких систем, которые служат для описания или исследования других систем. Относительно категории «метаумения» мы выяснили, что непосредственно они составляют педагогическое основание для проектирования в стандартах метапредметных и предметных образовательных результатов. Г оворя о «метаумениях», мы также определяем их как присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпред-метные) познавательные навыки и умения, имеющие универсальный характер и являющиеся неотъемлемым условием успешного формирования других видов умений. Использование метаумений в повседневной жизни даёт своему обладателю способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной среды, быть конкурентоспособным, мобильным и готовым к эффективному самообразованию.
Библиографический список
1. Громыко, Н. В. Метапредмет «Знание» [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Громыко. - М. : Пушкинский институт, 2001. - 34 с.
2. Еремина, Е. И. Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации к реализации метапредметного подхода в образовании [Текст] / Е. И. Еремина, Т. К. Щербакова. - Ставрополь : Вестник Ставропольского государственного университета. - 2012. - № 2.
3. Живокоренцева, Т. В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири : сетевой журн. / Т. В. Живокоренцева. - 2012. - URL : http:// http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhivokorenceva_variativnost_0.pdf (дата обращения: 14.02.2013).
4. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В. В. Краевский // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.
5. Прокопенко, М .Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе [Текст] / М. Л. Прокопенко. - Черноголовка, 2003.
6. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении [Текст] : научнометодическое пособие / А. В. Хуторской. - М. :Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2012. -227 с.
7. Чупрова, О. Ф. Содержание экспертно-аналитической деятельности по
оценке качества конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] // О.Ф. Чупрова, Т.А. Жданко // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири : сетевой журн. / О. Ф. Чупрова, Т. А. Жданко. - 2012. - URL : http://
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chuprova_o.f._zhdanko_t.a._0.pdf (дата обращения: 13.02.2013).
8. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология [Текст] / Г. П. Щедровицкий. - М. : Шк. культ. политики. - 1997.