Научная статья на тему 'Феномен метапредметности в современном образовании'

Феномен метапредметности в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1485
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / META-DISCIPLINE CONTENT OF EDUCATION / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES' DEVELOPMENT / SYSTEM AND ACTIVITY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются основные идеи реализации ФГОС, развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самостоятельности, готовности к сотрудничеству. Исследуется феномен метапредметности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomena of ‘‘Metasubject’’ in Modern Education

The paper considers the main ideas of implementation of Federal State Educational Standard, schoolchildren’s abilities to self-organizing and autonomy in learning, their readiness for cooperation. The phenomenon of metasubject approach is researched.

Текст научной работы на тему «Феномен метапредметности в современном образовании»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 37.026

Феномен метапредметности в современном

образовании

Н. В. Храмцова

Институт развития образования Забайкальского края, г. Чита

АннотациЯ. в статье рассматриваются основные идеи реализации

ФГОС, развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самостоятельности, готовности к сотрудничеству. Исследуется феномен метапредметности.

Ключевые

слова: метапредметность, метапредметное содержание образова-

ния, развитие универсальных учебных действий, системно-де-ятельностный подход.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нормирует все направления деятельности образовательного учреждения и, прежде всего, ориентирован на современные требования, выдвигаемые социально-экономическими факторами развития общества и государства. Так, приоритетами сегодня являются развитие у обучающихся способности к самоорганизации и самостоятельности, готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, искать и находить компромиссы, развитие способностей к созидательной деятельности, а в итоге, приобретение учеником опыта жизнедеятельности или «готовности к жизни в динамическом мире, в XXI веке». Данное положение зафиксировано в стандарте в качестве «ориентации на результаты образования как системообразующего компонента Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования» [6, с. 4]. Поэтому современная школа, наряду с когнитивной стороной развития ребёнка, должна ориентироваться на формирование у ученика умения учиться, что является метапредметной деятельностью.

Определение сущности метапредметности в образовании ещё только разрабатывается в педагогической практике и научных исследованиях. Вместе с тем справедливо мнение Н. В. Громыко, которая подчёркивает, что обращение к метапредметности предполагает необходимость «начать культивировать другой тип сознания учащегося и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает со взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин» [3]. В результате подобной деятельности и происходит формирование у учащихся метапред-метных умений, которые, на наш взгляд, являются универсаль-

ным ресурсом содержания образования.

По мнению А. В. Хуторского, метапредметное содержание образования -одно из центральных педагогических понятий, не менее, а даже более важное, чем «предметное содержание образования». Оно несёт в себе допредметную, общепредметную инструментальную функцию.

Рассматривая проблему метапредметности в образовании, обратимся к этимологии данного термина.

«Мета» (от греч. «мета» - то, что стоит «за», «через», «над») - часть слова, используемая при объяснении всеобщего, интегрирующего. Впервые частица «мета» прозвучала в названии учения о первоосновах бытия («Метафизика»), которое сформулировал Андроник Родосский, систематизируя труды Аристотеля. Само понятие «метафизика» переводится как после «физики» или «природы», т. е. метафизика своего рода рассуждение о первопричинах бытия, учение о началах всего общего.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю. В. Громыко, А. В. Хуторского и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет его единого толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Исследуя феномен метапредметности в образовании, необходимо подчеркнуть, что учёными используется комплекс понятий, рамочно определяющих границы рассмотрения метапредметности в образовании. Это «метапредмет», «метадеятельность», «метазнание», «метаумение (метаспособ)». Обратимся к их определению в контексте современных научных исследований.

Метапредметность рассматривается учёными (Н. В. Громыко, Л. Г. Петерсон, А. В. Хуторской и др.) в учебном процессе как деятельность ученика при работе с особым содержанием образования. По мнению учёных, метапредмет - это не особый, деятельностный «срез» предмета, а именно основосоздающая часть предмета. При этом метапредмет понимается как особая учебная дисциплина, в которой группируется ряд «первосмыслов», названных фундаментальными образовательными объектами. Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Таким образом, учёными предлагается рассматривать метапредметность содержания образования не только в деятельностной форме организации процесса образования, но и в содержании отдельных учебных предметов (метапредметов) и метапредметных тем.

В основе такого подхода к определению метапредметности, по мнению А. В. Хуторского, лежит принцип человекосообразности, смысл которого заключается в том, что образование является процессом «выявления и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальными узловыми основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования» [8]. Исходя из этой теории, человек становится субъектом собственного образования, основной целью которого, согласно теории А. В. Хуторского, является самореализация человека при достижении продуктивных результатов.

В рамках идеологии человекосообразного образования метапредметное содержание состоит из следующих элементов (А. В. Громыко):

- реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаменталь-

ные образовательные объекты;

- общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;

- общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;

- ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.

Таким образом, А. В. Хуторской, Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко и др. рассматривают элементы метапредметного содержания как системообразующую основу общего образования, призванную объединять «по вертикали отдельные ступени обучения» и «на уровне горизонтали межпредметные связи». Поэтому метапредметное содержание образования должно стать обязательным компонентом общего образования.

Для целостного понимания сущности метапредметного содержания образования необходимо обращение к понятию «метадеятельность».

По мнению современных исследователей, метадеятельность является «над-предметной» и носит универсальный характер, при этом она присутствует в любой предметной деятельности: планировании, организации, выборе цели и гипотезы, непосредственной деятельности, рефлексии. Так, В. В. Сериков описывает метадеятельность как «личностное "функционирование" индивида», так как сама по себе такая деятельность не является чисто предметной деятельностью. «Подобно тому, как человек в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом "быть личностью", т. е. опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.)».

Таким образом, данная позиция позволяет сделать вывод о том, что метаде-ятельность - это деятельность, имеющая универсальный характер по способам её реализации и выполняемым действиям.

Метадеятельность человека определяется уровнем владения метазнаниями и метаспособами.

Метазнания, или знания о знаниях, непременный атрибут познавательных процессов. В искусственных системах они в том или ином виде присутствовали всегда (например, в виде схем баз данных в базах данных или в виде стратегий управления в продукционных системах) [6]. В образовании под метазнаниями понимаются «знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним» (Т. И. Фисенко). По мнению исследователей М. П. Горева и В. В. Утёмова, метазнания - «узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них» [5, с. 31]. Обобщая высказанные позиции, можно сделать вывод, что метазнания являются основой развития человека, т. к. в их развитии лежит, прежде всего, формирование целостной картины мира, воспитание «думающего» человека.

Метаспособами исследователи называют способы применения знаний, которые носят универсальный характер и при помощи которых человек «решает задачи, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач» [4]. Ю. В. Громыко описывает метаспособы как один из способов мышления на теоретическом, критическом, творческом или образном уровне с интеграцией регулятивных и информационных умений. Присвоенные метаспособы, общеучебные, надпредметные умения и навыки являются метаумениями, которые носят универсальный характер по отношению к

содержанию образования. В современной науке к ним относят:

- теоретическое мышление на уровне обобщения, систематизации, определения понятий, классификации, доказательства и т. п. (Л. В. Занков);

- критическое мышление, состоящее из умений анализа, выдвижения гипотезы, формулировки вывода, установления аналогий, причинно-следственных связей, анализа значимости, сравнения, сопоставления, противопоставления, применения в реальных условиях, контраргументации, оценки и достоверности (Д. Халперн);

- творческое мышление с присущими ему оригинальностью, нетривиальностью, необычностью высказываемых идей, ярко выраженному стремлению к интеллектуальной новизне, отличному от других решению (А. Маслоу);

- качества мышления (быстрота, гибкость, глубина и т. д.);

- навыки работы с информацией (поиск, анализ, переработка; интерпретация, оценка, хранение и предъявление);

- регулятивные умения (владение способами (приёмами, действиями) применения знаний о деятельности, целеполагание, планирование, прогнозирование результата, процесса и условий, самоконтроль, самокоррекция, самооценка).

Обобщая научные положения, раскрывающие сущность метадеятельности и её компонентов - метазнаний, метаспособов, метаумений, следует подчеркнуть, что методологической основой их обоснования как самостоятельных феноменов образования стали культурно-историческая теория Л. С. Выготского и си-стемно-деятельностный подход в образовании (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.), рассматривающие основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

Исследования учёных, по мнению А. Г. Асмолова, позволили выделить в качестве главных результатов обучения и воспитания универсальные учебные действия (далее - УУД) как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способности и готовности к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию [1, с. 26].

Формирование метапредметных способов действий, или «универсальных учебных действий», является одним из целевых ориентиров ФГОС общего образования.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Караба-новой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. Назначение концепции - обновить содержание образования и конкретизировать результаты образования посредством выделения метапредметных результатов, включающих определённый уровень развития у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

По мнению авторов концепции, универсальный характер УУД проявляется том, что они носят метапредметный характер, т. к. реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Системообразующим компонентом такого образования является деятельность, согласно В. В. Давыдову, Л. Г. Петерсон - учебная деятельность, Ю. В. Громыко - мыследеятельность.

Обобщая позиции учёных в обосновании отдельных характеристик мета-предметности в образовании, определим авторский взгляд на данную проблему. Несмотря на неоднозначность взглядов учёных, могут быть выделены общие феноменологические характеристики метапредметности в образовании:

1. Область познания задаётся на основе выделения и интеграции фундаментальных объектов образовательных областей, являющихся культурно-историческим опытом человечества; благодаря им происходит конструирование системы метазнаний как «узловых точек» основных образовательных областей, которые могут быть объединены в метапредмет.

2. Деятельность обучающегося - мыследеятельность; её основу образуют метаспособы - способы мышления на теоретическом, критическом, творческом или образном уровне с интеграцией регулятивных и информационных умений. Присвоенные метаспособы для обучающегося становятся метаумениями, носящими универсальный характер по отношению к содержанию образования.

3. Достижение обучающегося - метапредметный результат, интегрирующий в себе интериоризированные способы деятельности и присвоенные личностью ценности, нормы, опыт культуры, воспроизводимые в системе социальных отношений.

Таким образом, метапредметность в современном образовании становится универсальным ресурсом обновления содержания образования и понимается как совокупность фундаментальных объектов образовательных областей, включая базовые ценности культуры, научные идеи, принципы, знания, способы мышления, метазнания и метаумения.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов. - М. : ФГАГУ ФИРО, 2011. - 73 с.

2. Валькман, Ю. Р. Данные, информация, знания в проектировании сложных объектов: трансформация и жизненные циклы / Ю. Р. Валькман, В. И. Скурихин // Сб. докладов 5-й Международ. конф. «Автоматизация конструирования в техн. процессе машиностр.». - Пловдив : НРБ, 1988. - С.58-63.

3. Громыко, Н. В. Обновление знаний в образовании - одно из главных направлений поиска мыследеятельностной педагогики // Сборник материалов III Межрегиональной конференции «Мыследеятельностная практика образования - создание новой Российской педагогики». - Ярославль : ООО «Найс», 2011. - С. 95-101.

4. Кулюткин, Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулют-кин, И. В. Муштавинская. — СПб. : СПбГУПМ, 2002. - 48 с.

5. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС) : Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. П. М. Горев, В. В. Утёмов. - Киров : Изд-во МЦИТО, 2015. - 275 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2010. - 31 с.

7. Фисенко, Т. И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения [Электронный ресурс] / Т. И. Фисенко. - Режим доступа: Ы1р://сооЬ^ега1сот/157204(ИпГ (дата обращения: 28.01.2013)

8. Хуторской, А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2013. - № 4. - С. 157-163.

The Phenomena of "Metasubject" in Modern Education N. V. Khramtsova

Institute of Education Development of Zabaykalsky Krai, Chita

Abstract. The paper considers the main ideas of implementation of Federal State Educational Standard, schoolchildren's abilities to self-organizing and autonomy in learning, their readiness for cooperation. The phenomenon of metasubject approach is researched.

Keywords: meta-discipline content of education, universal learning activities' development, system and activity-based approach.

Храмцова Наталья Викторовна Khramtsova Natalia Viktorovna

декан факультета дошкольного и на- Dean of Preschool and Elementary school чального общего образования Faculty

Институт развития образования За- Institute of Education Development of

байкальского края Zabaykalsky Krai

672007, Чита, ул. Красной Звезды, 51-А 51-A Krasnoy Zvezdy St, Chita, 672007

тел.: 8(3022)454850 tel.: 8(3022)454850

e-mail: fdnozab@mail.ru e-mail: fdnozab@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.