Научная статья на тему 'Метафорический конструктор: работа с метафорой на сцене'

Метафорический конструктор: работа с метафорой на сцене Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
444
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОПЛОЩЁННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧАМЕТАФОРА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЕРБАЛЬНЫЙ И ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗЫ СВОЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EMBODIED THINKING / PERSONALITY-DEVELOPING TRAINING / ARTISTIC TASK-METAPHOR IN THE LESSON AND AFTER-HOUR ACTIVITY / VERBAL AND PLASTIC IMAGES OF ONE'S EXPERIENCE / EMOTIONAL-VALUE COMPONENT OF THE CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макмак Лора Владимировна

Автор предлагает технологическое решение интерактивного прочтения текста, в процессе которого разум, эмоция, тело равномощные «инструменты» проживания изучаемого материала. Основа такого рода прочтения: художественная задача-метафора, погружающая учителя-ученика и в образную систему произведения, и в собственное личностно-эмоционально-смысловое его переживание, и в телесно (пластически) осознанное воплощение в образе. Ключевые черты этого подхода: эмоционально-телесное погружение, диалог, сотворчество педагога и ученика, авторство. Результат рождение образа нового знания (артефакта), авторской позиции, моделирование образной реальности в классе и на сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL DESIGNER: WORKING WITH METAPHOR ON STAGE

The author offers a technological solution for an interactive reading of the text, in the process of which the mind, emotion, body are the equipotent «tools» of the studied material. The basis for this kind of reading: an artistic task, a metaphor that immerses the teacher-student and into the figurative system of the work, and into his own personal-emotional-semantic experience, and into a bodily (plastically) realized embodiment in the image. Key features of this approach: emotional-bodily immersion, dialogue, co-creation of the teacher and student, authorship. The result the birth of the image of new knowledge (artifact), the author’s position, the modeling of imagery in the classroom and on the stage.

Текст научной работы на тему «Метафорический конструктор: работа с метафорой на сцене»

Вникни И шшм

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ НА СЦЕНЕ

Макмак Лора Владимировна,

кандидат педагогических наук, преподаватель литературы, театральный педагог школы №1241 г. Москвы, [email protected]

АВТОР ПРЕДЛАГАЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО РАЗУМ, ЭМОЦИЯ, ТЕЛО - РАВНОМОЩНЫЕ «ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОЖИВАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА. ОСНОВА ТАКОГО РОДА ПРОЧТЕНИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА-МЕТАФОРА, ПОГРУЖАЮЩАЯ УЧИТЕЛЯ-УЧЕНИКА И В ОБРАЗНУЮ СИСТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, И В СОБСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЕ, И В ТЕЛЕСНО (ПЛАСТИЧЕСКИ) ОСОЗНАННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ОБРАЗЕ. КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЭТОГО ПОДХОДА: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТЕЛЕСНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ, ДИАЛОГ, СОТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА, АВТОРСТВО. РЕЗУЛЬТАТ - РОЖДЕНИЕ ОБРАЗА НОВОГО ЗНАНИЯ (АРТЕФАКТА), АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КЛАССЕ И НА СЦЕНЕ.

• воплощённое мышление • личностно-развивающее обучение • художественная задача-метафора в урочной и внеурочной деятельности • вербальный и пластический образы своего переживания • эмоционально-ценностный компонент содержания образования

Разумным решением стало школьное разделение деятельностей на урочную (где ученик всё время должен, не всегда может и часто не хочет) и внеурочную (где и желание, и деяние, и ожидаемые результаты как-то совпадают и продуктивны). Но если представить, что учитель учит ученика не для того, чтобы он узнал и знал, а для того, чтобы умел жить интересно и самому себе был в этой своей жизнедеятельности интересен [5]? Тогда можно подумать и о расширении «полномочий» внеурочки: не такое уж оно и дополнительное, это «дополнительное» образование. И не такое уж бесспорное -«основное»...

Как может выглядеть обычный учебный предмет (например, русская литература) в аспекте эмоционального, интеллектуального, телесного, личностного проживания и в классе, и на сцене [2]? Или (иными словами): как может выглядеть образное исследование изучаемого материала в новом «урочно-внеурочном» формате [3]?

Предлагаю вариант такого интерактивного сотрудничества учителя и ученика друг с другом и с текстами. Технологический ключ такого сотрудничества - художественная задача-метафора, которая строится на знании (о «чужом мире») и воображении («мире присвоенном»), сведённых в целое.

Почему задача художественная? - потому что она выстраивается по законам образного познания мира, обеспечивая сжатие учебного материала в «фокус» - точку преломления смыслов, проживаемых и учителем (придумывание задачи), и учеником (её решение).

Таким образом, функцией этого методического приёма является вхождение в образ через образ, запущенный в текст по ассоциации с тем переживанием, которое он проецирует (провоцирует).

Итог такого переживания-проживания - игровое импровизационное пространство, в котором рождаются и образ нового знания, и образ моего «Я-автора» [1].

Преамбула

Игровая неуёмность - это органика детей, изобретательных фантазёров и великих «обманщиков». В их цепких ручках метафора внятна, естественна и виртуозна. Пока не приходит пора заучивания этого определения с поиском правильно подобранных примеров в изучаемом тексте.

Эмоционально отчуждённом, а значит, уже не органичном. Поэтому в него трудно иг-

рать «по правде». Даже в чтении по ролям, даже в школьной постановке литературного произведения. Потому что и в этом эксклюзиве инициатива и интонирование игрового процесса, как правило, исходят не от детей.

Результат? - нарушение баланса между культурой природно-фантазийной и культурой «дискурсивной».

Результат результата? - «недети», которые «ничего не хотят» или «чего им не хватает» и т.д.

Возможный выход из тупика (или, если угодно, педагогическая задача): пересечься в точке метафорического преображения вещей, смыслов, себя, лишь форматируя содержание, но не задавая его, - то есть не вести за собой, а работать вместе. И не на «образец», а на образ.

Это творчество. Игра, которая, по Альберту Эйнштейну, - есть «высшая форма исследования». Потому что не жмёт, не стесняет, увлекает разум и будоражит чувства; свободна для эмоций и открытий.

Художественное пространство текста не двух- или трёх-, оно много-мерно. И каждая из мер в такой игре с ним - проекция жизни.

Не абстрактно чужой, втиснутой в плоскость вербального анализа, а конкретно «моей»: мой поэт, моя музыка, мой мир.

Её можно проиграть, переиграть, доиграть, «визуализируя» на сцене своё внутреннее пространство, моделируя своё «Я» и познавая его грани.

Это грандиозное явление инстинкта театральности (в логике Николая Евреинова [4]), которая, как и богатая палитра метафоричности, также органична для детей, если им не мешать... разве что вместе с ними быть - в диалоге и самим собой.

Итак, рассмотрим два занятия театральной мастерской, в которых подробно прописан весь путь от вербальной проработки текста до его сценической (телесно-образной) версии: гоголевский «Ревизор» и сонеты У. Шекспира.

Учебные тексты, как можно заметить, совершенно разные, но методический ход один - конструирование задачи-метафоры по алгоритму:

1. Вчитаться в текст графически (прочерчивание смыслов, выражение их в различных образах-фигурах).

2. Выйти на осознание-чувствование графической модели через метафору (эмоция, настроение, атмосфера, переживание, рождение «лица»).

3. Понять телом созданную модель-образ и прожить её в своём перевоплощении на сцене.

4. Рефлексия приобретённого опыта.

Часть 1

«Взятка». философский этюд по мотивам комедии Н. Гоголя «Ревизор»

Почему «Взятка»? И почему «по мотивам»? Казалось бы, ничто не мешает сразу же и приступить к застольному периоду чтения произведения, чтобы, разобравшись с исходным событием, сквозным действием, предлагаемыми обстоятельствами, персонажами-характерами и пр., осуществить сценическую постановку уже готовой пьесы. Зачем же мудрствовать? - читай и делай!

Но уже сам «застольный период», при всей его реальной необходимости, - предприятие рискованное, потому что его участники - не профессиональные актёры, а актёры-семиклассники, попросту дети.

И риск, собственно, в том, чтобы не перестараться с диктатом истолкований, «не переобъяснить», лишь по мере востребования комментируя непонятные реалии и стилистику.

И уж никоим образом не предлагать свой вариант сценической постановки, то есть категорически не впускать в процесс собственные режиссёрские амбиции, инициативы или даже инстинкты.

В общем, смириться с тем, что гоголевская комедия, коль она назначена к изучению в школьной программе по литературе, - это уже пространство не нашей взрослой игры, а игры детей.

МАКМАК Л.В. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ НА СЦЕНЕ

Скучное оно или смешное - не очень понятно, но совершенно очевидно, что оно пока явно далёкое, чужое.

Проработка замысла

.Ну вот и отстранимся от такого неприсво-енного «Ревизора», ограничившись только признанием факта его присутствия в репертуаре современных театров и вопросом: как? - до сих пор?!

Начнём же знакомство с пьесой исподволь, через «посредника». И этот посредник -сам драматург, зачем-то вернувшийся к своему творению в неожиданном формате подслушанных Автором зрительских оценок.

Да, это «Театральный разъезд». Сочинение Н. Гоголя.

Что это: переоценка? ностальгия? подсказка? ожидание? «вопль»? или.

Ну и просто залп противоречий!

Пробуем сложить контрастную мозаику, осмыслить её и войти в пьесу с определённым решением этих самых противоречий, чтобы текст потом не просто читать, а решать, как задачу с ответом, - в виде проработанной сценической авторской версии комедии, уже по-своему близкой, «обжитой».

Работаем группами. Как обычно, бурно, непредсказуемо, самостоятельно.

Вот, например, одна из таких мозаичных подборок (кстати, вполне типичная, потому что контрасты хоть и разбросаны, но вертятся в основном по оси «да!-живость, наблюдение» - «нет!-вздор, фарс»):

- .Вот, наконец, и крики, и рукоплесканья! Весь театр гремит!.. Вот и слава! .Нет, не рукоплесканий я бы теперь желал. О, как бы хотел я, чтобы каждый указал мне мои недостатки и пороки!..

- .Пьеса смешна, доставила удовольствие.

- Да и не смешна. Помилуйте, что ж тут смешного и в чём удовольствие?

- .отвратительная пьеса, грязная, грязная пьеса! Нет ни одного лица истинного. Говорят: живость, наблюдение... да ведь это всё вздор. Просто друзья и приятели захвалили его не в меру, так вот он уж теперь, чай, думает о себе, что он чуть-чуть не Шекспир.

- Вы не хотите знать того, что без глубокой сердечной исповеди, без христианского сознания грехов своих, без преувеличения их в собственных глазах наших, не в силах мы возвыситься над ними, не в силах взлететь душой превыше презренного в жизни ...

Переводим «мозаику» в собственные впечатления: каковы они?

- Ну, может, Автор разочаровался в публике. Не понимают его. Или не так понимают, как ему хочется.

- Но вот есть же и понимающие, те, кому было смешно, кто остался доволен! Хотя то, как они это говорят, что-то не очень греет! Не все, правда.

- И всё равно он как-то сомневается в себе, будто бы и в самом деле написал карикатуру, вздор.

- Хочет чего-то большего, чем слава, поэтому как бы «опускает» себя, типа, подумаешь? - «чуть ли не Шекспир».

- Он повзрослел. Не суетится больше, как раньше. Был бы юнцом, его бы рукоплесканья, восторги там всякие вполне бы устроили. А теперь ему искренний разговор нужен. О нём самом?

- Какой-то правды ищет, вот - очищения от пороков или недостатков.

- Не какой-то, а «глубокой сердечной исповеди».

- Мне кажется, что есть связь между ожиданиями Автора и словами господина Б.

- Ну да. Это же у него как раз про исповедь. И ещё вот о грехах сказано, что надо их осознавать, выпутываться из них.

- Взлетать душой. Это ведь о Боге, наверное.

- Нам надо свой спектакль с этого «Разъезда» и начинать. Чтобы зрителя затянуть в разгадку!

- Ага! Только хорошо бы ещё загадку самим понять! Придумал уже?

- Думаю. Давайте по векторам пройдёмся. Что получается, в итоге-то?

Смешно

Не смешно

Живые наблюдения -►

Карикатуры

Слава

Исповедь

Презренная жизнь -►

Светлое очищение от грехов

- Они все, эти векторы, должны пересечься в какой-то точке. Из неё пусть расходятся «колесом». Точка - смысл исходный. Что это может быть? - Смысл, получается, за текстом. Тайный. Вот она и загадка: как-то надо из текста выйти с точкой этой, с какой-то высокой идеей. Ну, например, идеей «превыше презренного в жизни». Да!

ки ломает». Или дрожа всем телом, теряя соображение, заикаясь. Или дрожа с «перебоями» в радость (как в замечаниях для господ актёров обозначено).

Работали. Думали.

- Что в центре «колеса»?

- Не знаю, но у этих чиновников, да и у Хлестакова, кстати, вся жизнь на вранье построена. Может, обман в центре?

- Да обман-то от чего-то идёт? Чего им не хватает? Денег?

- Пусть Автор руководит смыслом на сцене. Ну или запускает его как-то... Выйдет параллель: «они» и «он», и у каждого свой план игры, своя задача.

- Но точка-то одна!

- Да врут всё, потому что рыло у каждого в пуху. Обман сплошной!

- Власти хотят. Просто у каждого свои виды на неё, возможности не у всех одинаковые, ещё масштабы запросов.

- Читать надо, короче, причём с пристрастием!

- Про Хлестакова не знаем. Он защищается, тюрьмы боится.

- Давай. Читаем.

Пусковой механизм сработал: начали читать, но не просто, а действительно с пристрастием, расспрашивая про богоугодные заведения, про трактиры, про коллежского асессора, титулярных советников, бонтон и пр. Много говорили о самом писателе, его странно-трагической судьбе. И хохотали, вскакивали, чтобы попробовать ритм движений: как это? - походить так, что «колен-

- Вот и они боятся, что делишки выплывут, место жирненькое потеряют. Тоже защищаются.

- Не защищаются, а спа-са-ют-ся. От проверки ревизорской. Все их дворцы благополучия полетят, если, вообще-то, ещё на свободе останутся. Городничий этот, например!

- А Хлестаков, между прочим, очень даже способный мальчик, растёт быстро!

- Нет, не обман! СТРАХ в центре. Он производное от обмана! Я понял. Смотрите: страх ломает человека, корёжит. И это очень смешно, если повод мелкий!

- Ничего себе, повод «мелкий»! - должность или имущество потерять можно! Считай, жизнь под откос пойдёт! .А вот смешно же! Ну по-че-му?!

- Так потому что НАМ смешно, а не ИМ. Им-то как раз не до смеха!

- Ого! Конечно, это ведь МЫ знаем, что Хлестаков - запущенная «утка»! Он же не тот, кого ждут! Вот нам и смешно, потому что народ из себя выпрыгивает от ужаса, а г-н «Ужас» сам от ужаса с ума сходит!

- Все герои очень натурально волнуются, естественно, потому что боятся за себя по-настоящему, но смотрятся при этом как марионетки на верёвочках - на страхе своём «висят»! А он на пустом месте выстроен!

- Да, все работают «на нуле». В бессмыслице. И с таким драйвом при этом!

- Подожди. А если страх перед грехом? Он другой. Страшно с ним жить дальше.

- Ну, это уже дело совести - жить, как жил, или раскаяться!

- Это светлый страх перед Правдой, людьми. Пусть даже его и ненавидят, но скажут правду - про это же Автор и говорит!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ну да. Тогда и слава не нужна. Это внешнее всё, не вечное. А вечное - чистота души.

- Стыдно перед Богом тоже, мне кажется. Высокий страх.

- Стоп. А ещё есть страх за другого или за другое. Может, комедия нужна, чтоб Россию вытащить как-то!

- Вот что: надо из текста выходить. С Автором одну линию вести. Он это и делает в «Театральном разъезде»: смотрит на «Ревизора» изнутри себя, с другой надеждой! Вот и мы тут как раз со своей идеей раскаяния на месте будем. Настаиваю.

- Что, два центра, что ли, делать?

- Откуда два? Один, конечно, только с перерождением. С переходом одного в другое. От страха потерять презренное: персонажи. К страху потерять свою душу: Автор.

- Давайте «колесо» рисовать с точкой-центром. Что решаем?

- Страх-совесть (стыд). Поднимай теперь за центр всё «колесо». Вытягивай! Видишь?

- пирамида выходит!

- Класс!! То, что нужно: начнём из плоского, пошлого или вообще карикатуры, а закончим объёмной фигурой со своей вершиной! Эх, трудно же как!

- Здорово!..

- Точно! Зритель бы ещё понял всю эту заморочку!

Остановились на этом решении: впустить Автора на сцену, и уже от него вести сквозное действие - к возрождающейся Совести (Раскаянию).

.Не гоголевская ли идея о России, заливающейся покаянными слезами, рухнувшей, как один человек, на колени, в жажде мгновенного перерождения! .

Следующий этап - воплощение замысла.

«Сцена - своё пространство» (эскиз поиска)

Поместить зрителя между карикатурой (персонажи) и «живым уроком» (Автор).

Развести границы действия: сцена (отрывки из комедии), авансцена (отрывки из «Театрального разъезда»).

Связать два плана метафорой, удобной для игры и читаемой по смыслу («чтобы зритель понял»): это большой клубок из узкой красной ленты - символ власти (клубок -проекция бывшего «колеса»: вид сверху). Его вбрасывает Автор, запуская линию гротеска и пустоты (тщетности); его же и отбирает Автор, в финале останавливая действие, взывая к Покаянию.

И оба гибко им манипулируют, «жестикулируя» трепетными, вибрирующими смыслами своего шокового состояния, - в гротескном «Танго страха».

Изначально ведёт Городничий, обречённый риском глобальных потерь на упорство и натиск утопающего:

Найденная метафора очерчивает пространство игры: там, где клубок, там и личная «клетка» - смысл жизни.

Вокруг - пустота.

И на сцене - пусто, только причудливо и произвольно вьётся распущенная лента.

Каждый готов за клубок биться.

Каждый к нему по-своему руки тянет и в уме держит.

И каждый может «выбить» его у соседа «присвоить» и пользоваться.

Зыбко, чревато, страшно.

Подхватывает Хлестаков, демонстрируя динамику своего стремительного «карьерного роста».

Из ведомого он превращается в ведущего -прочного «держателя» игрушки-метафоры, ярко-наглядной и «лёгкой в эксплуатации»:

Городничий-Хлестаков абсурда с клубком:

один его с трудом отдаёт (хочется ве рить, что временно), предлагая посе литься в своём доме;

другой - тоже с трудом, недоверчиво, с подозрением его же и принимает, замирая от предощущения кажущейся грядущей тюрьмы.

Финал материализует начало действа: виртуальная, точнее, гипотетическая власть ожидаемого Ревизора над уездными обитателями становится видимой, смоделированной ими же беспощадной реальностью.

Они с их собственной подачи ею и опутаны:

- проданы (собой);

- куплены («ревизором»).

Клубок в «распущенных» руках Хлестакова окончательно раскручивается в длинную красную ленту, которая захватывает всех, связывая их жёсткой сетью зависимостей (красный - в этом контексте - цвет «кровоточащей раны», боли и стыда за ближнего своего).

И, наконец, о «взятке».

Она является своеобразной реперной точкой спектакля.

И задаёт его ритмы.

Складывается взятка всего из двух операций: «дать» и «взять».

И обе сопряжены с двумя же состояниями: «испуг» и «облегчение».

Если перевести в музыкальный счёт, то это: И-раз. И-два.

Но эмоциональные погружения в эти состояния у каждого из героев разные, как и ответная на эмоцию пластическая реакция тела.

Поэтому также ответно меняется и музыкальный размер: вальс, полонез, марш, фокстрот, полька, танго, да ещё плюс изломы синкоп и пр.

То есть: каждый работает в своём «танце», очень неудобно подстраивая его под «дать/ взять».

Отсюда - обусловленная неловкость поз и жестов «невпопад», «диссонансы» в движениях рук-ног-головы и пр. - «карикатурность», которая озвучена «Собачьим вальсом» (с переключением регистров и

ритмов - под характер сценического образа).

А в целом нервическая слаженность аккуратного, выверенного «попадания» взятки в цель (у всех - на музыкальной паузе): удержаться! Во что бы то ни стало. Тут уж «промазать» никак нельзя - ритмический сбой исключён!

Взятка - акцент, поддерживающий метафору: власть, оказывается, можно купить-продать.

И себя, продажно-покупного, можно также растратить в жизни презренной.

«Взяточный капитал» на сцене принципиально подан без всякой денежной маркировки. Это откровенно обычная, ещё и не совсем ровно нарезанная бумага - как очередная бессмыслица, иллюзия стабильности и силы, «пустышка». Ложная ценность. Обман.

И страшно от того, что человек всерьёз живёт впустую.

«Немая сцена»

Автор прекращает игру клубка. Гневным и отчаянным жестом гонит прочь от него всех, к нему причастных.

Воцаряется молчание.

Долгая пауза постепенно наполняется молитвой: .Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. (Мужской хор Сретенского монастыря) - она едва-едва слышима, без пафоса и ажитации, для себя, «шёпотом».

На этом мягком фоне Автор читает три строфы.

В конце первой строфы - оживают застывшие персонажи.

Каждый - в своём ритме просыпающейся (зарождающейся?) Совести.

Мой глаз гравёром стал и образ твой Запечатлел в груди моей правдиво. С тех пор служу я рамою живой, А лучшее в искусстве - перспектива. Сквозь мастера смотри на мастерство. Чтоб свой портрет увидеть в этой раме. Мои глаза с твоими так дружны. Моими я тебя в душе рисую, Через твои с небесной вышины Заглядывает солнце в мастерскую. Увы, моим глазам через окно Твоё увидеть сердце не дано1.

С начала второй строфы персонажи-карикатуры уходят из действия. Эхом звучит втор - в согласии хора и не поющих, прерывистых детских голосов.

С третьей строфы мальчики начинают подниматься, напряжённо всматриваясь в открытую ими глубину или высоту, - в пьесе, в себе.

Спектакль играли два года, на разных площадках, как и всегда, обстоятельно, увлечённо, неизменно пробирая зрителей естественной правдой своей работы.

И, как и всегда, совсем не желая специально «произвесть электрическое впечатление», его всё-таки производили, по-честному стремясь - каждый - к своей вершине в своей же авторской «объёмной фигуре», названной «Взятка».

Часть 2.

«Страстный пилигрим»

Театральная импровизация по мотивам поэзии Джона Китса и Уильяма Шекспира

Идея спектакля по сонетам Шекспира родилась в процессе погружения в один из них (обсуждали со старшеклассниками парадоксы герменевтики):

1 Здесь и далее сонеты У. Шекспира в переводе С. Маршака.

Очень много работали с «формой»: рама-портрет-мастерская-окно, с «содержанием»: глаз-глаза-вышина-солнце-душа. Рисовали «звёзды, розы и квадраты» художественного переживания, то есть занимались графикой, уже не ограничиваясь только одним текстом: искали тайну Женщины, сердце которой так и осталось загадкой для Мастера, - почему так?

В результате (в диалоге, коллективно) вышли на метафорическую модель «любовь-призма»: чувство даёт сильное искажение, как кривое зеркало, хотя даже если оно и обычное, вопрос тоже возникает: кто в нём отражается - не сам ли очарованный влюблённый? Сквозь призму этого своеобразного «чувственного» преломления рождаются неожиданные и парадоксальные смыслы («рикошеты»). Они запутывают и заглубляют отношения, ускользая и возвращаясь, как бы «кружась».

Круг это или спираль - не очень понятно.

Понятно только то, что любовь очевидна, но, как ни крути, - бесконечно многогранна в оттенках (призма же всё-таки!). С каждым новым сонетом - она как будто бы другая.

Может быть, потому что рамка, заданная антитезами «люблю - ненавижу» и «ненавижу - люблю», вроде и не меняясь, трещит по швам от напора самого лирического «Я»: на разные лады вновь и вновь ОН видит, слышит, чувствует ЕЁ, ненавистную или желанную, но навсегда - возлюбленную («Тебе ль меня придётся хоронить иль мне тебя.»).

«Навсегда» - «точка схода» противоположно направленных смыслов. Это примирение, приятие, согласие. Ну а согласие -

«стрела, которая летит вечно, - стрела, попавшая в цель». Вот она и перспектива («лучшее в искусстве»).

Поэт высекает образ из реальной истории и воображения, из обрывков снов, живой памяти, мечтаний, порывов страсти или ярости, нежности, то наделяя женщину всеми совершенствами, то проклиная за изначальную порочность («Ты мой грех и ты мой вечный ад.»; «Но красоту в пороках не сберечь. Ржавея, остроту теряет меч.»).

Всецело пленённый («И бедный раб.», «Что хочешь делай, я лишился зренья, И нет во мне ни тени подозренья.»), он властен над ней, как властен Пигмалион над Галатеей, потому что Дама Поэта в нём самом, в его поэзии, в каждом стихе о ней -уже не свободна, уже «сквозь мастера». Это - «моно». Не диалог. Не дуэт.

И тем не менее возникает эффект «стерео» - слышатся два равносильно звучащих голоса Любви. ОНА ведёт ЕГО, находясь «в неволе», - в подтексте. Подтекст аккуратно и точно выверяет её портрет («смуглый облик твой»), характер («откуда столько силы ты берёшь, чтоб властвовать в бессилье надо мной?»), подсказывает «ответы», которые могут слетать с её уст. Например:

Поэт: Ты прихоти полна и любишь власть! Дама (в пылу самозащиты): Подобно всем

красавицам надменным! Поэт (с горечью): Ты знаешь, что моя слепая страсть Тебя считает.

Дама (подхватывая и как бы предупреждая возможный негатив с его стороны): ДАРОМ драгоценным!..

И вот в этот момент обсуждения прозвучала неожиданная реплика: «А что если дать Женщине собственный голос? - ну пусть говорит! Можно же как-то попробовать перевести монолог в драматургию? или нет?»

Задача увлекла. Ребята сгруппировались вокруг сонетов, которые им были интересны.

Получилось три наброска. Обыгрывать решили цветок (самая простая метафора любви).

1. «Кокетство-симпатия»

Встреча, возможно, в каком-нибудь загородном саду или на пикнике, но обязательно среди цветов. Он срывает цветок и преподносит Даме.

Поэт: Фиалке ранней бросил я упрёк:

Лукавая, крадёт свой запах сладкий Из уст твоих, и каждый лепесток Свой бархат у тебя берёт украдкой.

(Цветок, как мячик, перебрасывают друг другу с каждым вопросом-ответом. Дама испытывает Поэта на «изобретательность».)

Дама: У лилий?

Поэт: Белизна твоей руки.

Дама: Мой тёмный локон?

Поэт: В почках майорана.

Дама: У белой розы?

Поэт: Цвет твоей щеки!

Дама: У красной розы?

Поэт: Твой огонь румяный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дама: У третьей розы - белой, точно снег,

И красной, как заря?

Поэт: Твоё дыханье!!

(Цветок у обоих, руки соприкасаются: между ними «искра». Дама в смущении резко отворачивается. Поэт шутливо, пытаясь взять Её в кольцо рук.)

Но дерзкий вор возмездья не избег: Его червяк съедает в наказанье.

Дама (игриво, лукаво отводя его руки):

Каких цветов в саду весеннем нет! Поэт (горячо, азартно):

И все крадут твой запах или цвет!!!

(Дама, смеясь, убегает.)

2. Продолжение: «Ещё одна попытка»

Он: Мой глаз гравёром стал и образ твой Запечатлел в груди моей правдиво. С тех пор служу я (с поклоном вручает цветок) Она (поигрывая стебельком, кокетливо):

рамою живой? Он (соглашаясь): Рамою живой. Она (подбрасывая цветок):

А лучшее в искусстве - перспектива! Он (ловит и снова протягивает ей):

Сквозь мастера смотри на мастерство!

Она (трогая лепестки, вдыхая аромат): Чтоб свой портрет увидеть в этой раме?

Он (игра цветка и рук):

Та мастерская, что хранит его, Застеклена любимыми глазами.

(Пауза: глаза-руки-почти объятие)

Она (как будто признаваясь в ответной симпатии):

.любимыми глазами.

Мои глаза с твоими так дружны!

Он (воодушевлён, горячо):

Моими я тебя в душе рисую.

Она (на его волне):

Через твои с небесной вышины.

Он (перебивая):

Через твои с небесной вышины Заглядывает солнце в мастерскую.

(Пытается обнять, напорист.)

Дама (настойчиво перебивая): госпожа своей судьбе. Поэт: И,

Дама: провинившись пред собой, Поэт: ты вправе

Дама: Свою вину прощать самой себе!! Поэт: В часы твоих забот иль наслажденья Я жду тебя в тоске, без осужденья...

Читали по ролям, менялись партиями и текстами, импровизировали с предметом (цветком) и ритмом. А потом, на обычный вопрос «Зачем мы это делали?», вдруг предложили написать сценарий, чтобы репетировать спектакль о поисках счастья в любви.

- Не факт, что мы разгадаем тайну счастливой любви, но факт, что хоть поразгады-ваем.

Она (выскальзывая из кольца его рук):

Солнце? В мастерскую? Он (раздосадован - его оттолкнули!): Увы, моим глазам через окно Твоё увидеть сердце не дано. Она (обиженно, бросая в него цветок): Твоё увидеть сердце не дано!

3. «Ссора-смирение»

- Вообще, в жизни пригодится вот именно такая высокая культура отношений между мужчиной и женщиной.

- Красиво очень потому что.

- А я, например, может, пойму, почему меня моя девчонка бросила. Всё вроде хорошо было.

Эта сцена о последствиях Его ревности. Она злится на Него за его недоверие, подозрительность, отстаивает своё право на свободу. Он пытается это понять и принять. Цветок валяется на полу. Взгляд Поэта падает на него, потом он смотрит на Даму. Она отворачивается, но искоса наблюдает за ним. Он аккуратно поднимает цветок и бережно его укладывает (куда-нибудь).

Поэт: Избави Бог, меня лишивший воли, Чтоб я посмел твой проверять досуг, Считать часы и спрашивать: доколе? Дама: В дела господ не посвящают слуг!! Поэт: Зови меня! Дама: Когда? Поэт: Тебе угодно! Дама: А до того? Поэт: Я буду терпелив.

Удел мой -Дама: ждать!

Поэт: Пока ты не свободна!!! Дама: И сдерживать упрёк или порыв!! Поэт: Ты предаешься ль делу иль забаве, -Сама ты

- Ну да. А мои родители вот развелись, а теперь начали мило общаться.

- Классно. Тебе повезло. Мой папа уехал, так я теперь его почти и не вижу .

Процесс воссоздания истории любви из сонетов (только из них, без включения каких бы то ни было биографических, историографических или других аналогий) стартовал.

Его продуктом стала театральная импровизация о Страннике, который в диалоге с собой и со своей возлюбленной ищет согласия (гармонии) в любви.

Премьера спектакля «Страстный пилигрим» (по мотивам поэзии Джона Китса и Уильяма Шекспира) состоялась в актовом зале школы № 1247 - 10 июня 2010 года (и это в «антракте» между выпускными экзаменами!).

Первыми исполнителями были Диана Азбу-кявичюте и Тимур Юлдашев (хореография Вадима Викторовича Дорофеева). Играли

во всю силу своих возможностей, увлечённо, ярко, понимая, что второго прогона не будет - выпуск.

.И вот что удивительно: ни одна работа театра-студии (ни до ни после) не вызывала столь разноречивых, спорных впечатлений, суждений, отзывов. Дело не в том, понравилось или нет, оставило ли равнодушным и пр. Речь идёт именно о поразительной разноголосице - как будто зрители были на разных спектаклях с разными исполнителями... This is the question!

- Самая сложная ваша программа! О вечном! Так тонко и глубоко!

- Безобразие! Такое нельзя показывать! Я просто смеялся, еле сдерживался! Ни на одном фестивале это не прокатит!

- Этот спектакль надо обязательно показывать и показывать детям, на фестиваль вывозить!

- У детей период полового созревания, и оно опережает духовное развитие. Они ещё не могут передать такие чувства. У Дианы просто звучала фальшь!

- Откуда в детях такие чувства?! И как они всё это передать смогли! Потрясающе!

- Тимур - ну, это вообще! Бесподобно! Как в нём такое открылось?! Какие чувства! Мощно!

- Диана - великолепна! Сколько в ней игры, кокетства, женственности! Тимур только потом разыгрался.

- Тимур!.. Просто слов нет! Переиграл Диану!

- Эта девочка с хорошим актёрским нутром! Очень театральная!

- Мальчик зажат! Что-то с руками надо делать! И потом - голову надо помыть (!?).

- Очень грамотная композиция. Дети естественны, органичны, необыкновенно глубокая даже не игра, а проживание! Без «актёрства»!

- Девочку вообще надо заменить! С голосом нужно что-то делать - режет слух!

- Как только она заговорила, я потряслась -какой удивительный голос!

- Прерывистость голоса надо оставить -как волнение, как детскость, пусть будет!

- Этот юноша вышел, сладко потягиваясь. Ну и начал что-то вещать с придыханием! А потом девушка - тоже с придыханием.

- Замечательный спектакль будет, если детей поменять на актёров!

- Нормально. Интересно. Зацепило. Своё вспоминал.

- Слушаю я вас тут всех, слушаю. А мне очень понравилось всё! Какая Диана!.. И ведь эротично! И красиво! Как же красиво!..

- А она чуть с каталки («каталка» - диск на роликах, полутораметровый в диаметре) не свалилась!

- Я в конце даже расплакалась. не знаю почему. от красоты, наверное!

- Это чудо! Смотрела на одном дыхании! Молодцы! Просто молодцы!

- Я еле высидел! Это что - о любви что-то, что ли?.. Давайте посидим, покумекаем, может, из этого можно что-то сделать?

- Взрослые т а к не сыграют. Чистоту сыграть нельзя! Здорово! очень!

- Как можно после этого чем-то заниматься, ехать в метро, погружаться в суету?!

- Тимур всё одеяло на себя перетянул!!! Дуэта не было.

- Такой замечательный дуэт! Как всё слажено, гармонично! Жесты, движения! Музыка!

Гости-зрители разошлись, кажется, весьма впечатлённые. А вот коллеги-педагоги всё спорили и спорили, подчас чуть не ссорились.

И каждый приводил примеры из собственного личного опыта - веский аргумент в пользу того, что исполнители не «выпендривались», а играли Правду, или наоборот.

И про нынешнюю молодёжь было, которая вообще не про ЭТО, они-де прагматики, мышление-де «тестовое» (правильно-неправильно).

И про возраст «настоящей», ещё неведомой им, детям, любви.

«Браво!» этих зрителей, сердечность и точность их восприятия, отзывов бесценны:

- Я в шоке! Так красиво!

- Вы мне всю душу перевернули! Любить надо, любить и всё!

И про то, что влюбляйся - да хоть в детском садике! Если способен, конечно. К этому ведь тоже талант надо иметь, а количество нажитых лет тут абсолютно ни при чём.

В общем, «театральный разъезд по Шекспиру» продолжался долго. Что-то, видимо, очень сущностное затронула наша сценическая постановка, иначе никак не объяснить такую полярность впечатлений от неё. Но как же её всё-таки объяснить? Вопрос так и завис.

Через 7 лет (2 апреля 2017 года) «Страстному пилигриму» суждено было повториться.

«Эстафету» подхватили другие ребята - тоже выпускники школы и театральной студии: Таня Любарская и Максим Брезгин (хореография Арины Львовны Петровой).

Шли, что называется, по проторённой дорожке, совсем немного корректируя текст, рисунок мизансцен, характеры, пластику.

Но энергия, сила отдачи, глубина погружения и соучастия детей позволили увидеть в старом сценарии огромный ресурс обновления. И родилось новое, совсем другое, вполне авторское звучание.

Премьеру играли в актовом зале школы № 1241, а потом и на сценах в Калуге, Московской области, в Москве, конечно, - во Дворце пионеров на Воробьёвых, в молодёжном театре «Экспромт», в Марьинском интернате для детей-инвалидов.

- Да! Не спрашивать, не ругаться, а просто любить!..

Наверное, это лаконичное резюме можно было бы сделать эпиграфом к спектаклю: «просто любить» или «любить просто».

Как раз эта идея и задавала планку всем мыслимым и немыслимым перипетиям страсти, в нём проживаемой: зачарован-ность красотой, игра-кокетство, флирт, ревность, ложь. «гроздья гнева», борьба самолюбий, отказ от борьбы. Поражение. Радость. Прощение. Мольба. Восторг. Гармония.

Импульсом к запуску всех этих смыслов стала любовная записка, которая случайно попадает в руки Поэту. Записка адресована не ему, а Даме. Но тем не менее он её читает и.

Лёгкая многообещающая встреча превращается в муки и радости рождения глубокого настоящего чувства.

Строки «служу я рамою живой» подсказали режиссёрский ход и сценографию: театральные ширмы (две рамки-тройки) создают особое поэтическое пространство - пустое, «призрачное».

Они свободны в перемещениях (на роликах), поэтому легко управляемы (как и воспоминание, в которое мы пускаемся, не ведая границ, но по маршрутам, им же и очерченным). Сквозь них, как «сквозь мастера», - видится Она.

МАКМАК Л.В. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ НА СЦЕНЕ

Сонет Джона Китса «оправдал» общую картину действия внутри оживающей памяти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

День отошёл, и всё с собой унёс: Влюблённость, нежность, губы, руки, взоры, Тепло дыханья, тёмный плен волос, Смех, шёпот, шутки, игры, ласки, споры... Весь часослов любви прочёл я днём. И вновь молю - войди же, Сон, в мой дом!2

Стоит тронуть рамки - и они совсем откроют Её.

...А стоит коснуться Её - зазвучит музыка любви и стиха, оживут ритмы счастья-игры-страсти:

С улыбкой нимфы, голову склоня, Ты взглядываешь искоса, украдкой. В какой небесный миг своей повадкой Ты обольстительнее для меня? Уйдя ли в лабиринт беседы сладкой Иль светлых дум? Встречая ль проблеск дня, Когда танцуешь меж цветов, с оглядкой, Чтоб их не смяла узкая ступня? Ты создана столь сладостно...3

ОН касается венка. ОНА оживает.

Поэт и Дама ушли из текста, уступив место немаркированным героям: мужчина и женщина (Он и Она) - «.и роковое их слиянье, И. поединок роковой.» (Ф. Тютчев).

Он: Мои глаза в тебя не влюблены!

Они твои пороки видят ясно! Она (горько): А сердце?! Он: А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами несогласно!.. Ушей твоя не услаждает речь! Твой голос, взор и рук твоих касанье, Прельщая, не могли меня увлечь На праздник слуха, зренья, осязанья! (Уходит)

Она (с болью, пытаясь вернуть Его):

И всё же внешним чувствам не дано -Ни всем пяти, ни каждому отдельно -Уверить сердце бедное одно,

Что это рабство -

для него 2 Перевод В. Левика.

смертельно! 3 Перевод В. Потаповой.

Он: Откуда столько силы ты берёшь, Чтоб властвовать в бессилье надо мной? Я собственным глазам внушаю ложь, Клянусь им, что не светел свет дневной. Она (непримиримо, иронично): Так бесконечно обаянье зла, Уверенность и власть греховных сил, Он: что я,

Она: прощая чёрные дела, Он: твой грех,

Она: как добродетель, полюбил!!

Он (защищаясь, оправдываясь):

Всё, что вражду питало бы в другом,

Питает нежность у меня в груди.

Люблю я то,

Она (взрываясь):

что все клянут кругом!!

Он: Но ты меня со всеми не суди.

Она (с издевкой):

Особенной любви достоин тот,

Кто недостойной душу отдаёт!!

Она: Не знает юность совести упрёков, Как и любовь, хоть совесть - дочь любви. И ты не обличай моих пороков Или себя к ответу призови!

Он: Люблю, -Она: но реже говори об этом! Он: Люблю нежней, -Она: но не для многих глаз!

Торгует чувством тот, что перед светом Всю душу выставляет напоказ. Он: Тебя встречал я песней, как приветом, Она: Когда любовь нова была для нас.

Так соловей гремит в полночный час Весной, но флейту забывает летом! Он: Ночь не лишится прелести своей,

Когда его умолкнут излиянья. Она: Но музыка, звуча со всех ветвей,

Обычной став, теряет обаянье. Он: И я умолк подобно соловью:

Своё пропел и больше не пою. Любовь - мой грех, и гнев твой справедлив. Ты не прощаешь моего порока.

Он: Ты от меня не можешь ускользнуть. Моей ты будешь до последних дней. С любовью связан жизненный мой путь, И кончиться он должен вместе с ней. Зачем же мне бояться худших бед, Когда мне смертью меньшая грозит? И у меня зависимости нет От прихотей твоих или обид. Не опасаюсь я твоих измен.

МАКМАК Л.В. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ НА СЦЕНЕ

Как приходит метафора? - совершенно необъяснимо, но именно от неё исходит будущая целостность. В какой-то момент вдохновенной и мучительной проработки текста она вдруг выталкивается им, становясь «солнечным модулем» спектакля, его искрой, сутью. и всякий раз, меняя свою роль, вплетает в текст ассоциации, из которых рождаются всё новые и новые смыслы:

- венок - венец поэта (сонетов, терновый);

- незатейливый девичий (из полевых цветов);

- сплетенья цветов, рук, ощущений, чувств;

- хитросплетения любви;

- кольцо; замкнутый круг (совершенная форма - красота);

- судьба; канон (ссылка на «Авоську»).

Она: .Чтобы любовь была нам дорога, Пусть океаном будет час разлуки, Пусть двое, выходя на берега, Один к другому простирают руки. Пусть зимней стужей будет этот час, Чтобы весна теплей пригрела нас!

Цветок, который был рабочей деталью исходного обсуждения, превратился в венок -живое кольцо из живых цветов, стеблей, листьев. Это образ - «макет» кружения-ускользания влюблённых, которые, сближаясь и отталкиваясь, неуклонно (или фатально?) стремятся друг к другу - к полноте единения Мужчины и Женщины.

Герои окольцованы венком: он кружит по сцене, переходя от одного к другому, падая, поднимаясь, задавая тон сценическому действию, очерчивая его графику.

И уже не герои, а сам венок играет ими и с ними, вовлекая их в свой круг-объятие. Влюблённые жаждут его, но оно их смущает.

Нет, сближает. Или отталкивает?

Они вырываются из него, чтобы вернуться к нему вновь. не касаясь друг друга. с чувством беспредельной нежности, когда, ещё не встретившись, уже в отчаянии от грядущей разлуки.

Она: Тебе ль меня придётся хоронить?

Иль мне тебя? Он: Не знаю, друг мой милый.

Но пусть судьбы ТВОЕЙ прервётся нить, Твой образ Она: ТВОЙ образ не исчезнет за могилой.

Ты сохранишь Он: ТЫ сохранишь и жизнь, и красоту,

А от меня ничто. Она: А от МЕНЯ ничто не сохранится. На кладбище покой я обрету, А ТВОЙ приют...

Он: На кладбище покой Я обрету, А ТВОЙ приют - открытая гробница. Твой памятник - восторженный мой стих. Кто не рождён ещё, его услышит. Она: И мир повторит повесть дней ТВОИХ Он: И мир повторит повесть дней ТВОИХ,

Когда умрут все те, кто ныне дышит. Она: ТЫ будешь жить . Он: ТЫ будешь жить, земной покинув прах, Там, где живёт дыханье, - на устах! Она: .дыханье... на устах!

В финале действие, свершая круг, как будто бы и возвращается в своё начало, но не «смыкается» до конца, оставляя поэтическую Мастерскую открытой.

ОН и ОНА в стремительном течении спрессованной драмы (35 минут) проживают свой круг: Жизнь - до Смерти, вернее, до бессмертия. Потому что в этом круге земного и чувственного они, юные и красивые, врезаются в драматическое и вечное противостояние мужского и женского, постигая таинство высокого и волнующего чувства Любви, даруя зрителям свой солнечный модуль - ВЕНОК.

В память о поэтическом откровении.

И в память о сокровенном, у каждого -своём, рождённом в живом диалоге.

Резюме

В предложенных разработках художественных текстов очевидны точки пересечения разных предметов (и не только предметов).

В самом деле.

Призма, отражения, векторы, плоскость, сфера, проекции. Расчёты ритмов, музыка. Историографические реминисценции (реалии прошлого).

Опыты «взаимодействия» различных психологических типов личности, просто опыт взаимоотношений друг с другом (проигранные, переигранные несколько раз).

Пластические воплощения через шаг, жест, ТЕЛО - через решения образа его действий, по сути - многогранных образов «Я».

Не говоря уж о самооценке.

Создаваемые в обучении метафорические контексты позволяют не только интегрировать учебные дисциплины (разные) в единое «входящее в душу» впечатление, но и возрождают в нас, взрослых, дар играть, рождаясь в каждом образе вновь и вновь...

Это рождение-развитие может бесконечно продолжаться, если мой «Я-автор» не только способен к образному осознанию-воплощению, но и умеет это делать.

Делать для того, что быть в этой жизни -для жизни [5].

Любому школьному сообществу (учителей, учеников, родителей) вполне под силу работать на эти вне- или надпредметные -увлекательные и продуктивные - «не ожидаемые» результаты образного познания мира. □

Литература

1. Кларин М.В., Макмак Л.В. Технология моделирования художественной реальности в обучении // Школьные технологии. - 2018 - № 1 - С. 59-65.

2. Князева Е.Н. Мудрость среды: идеи Ф. де Соссюра, Ф. Гваттари, Р. Тома в контексте развития биосемиотики // Философские науки. - 2016. - № 9. - С. 61-76.

3. Макмак Л.В. О неуроках литературы в школе / Л.В. Макмак; коммент. М.В. Кларина // Литературная учёба. -2016 - № 1. - С. 174-188.

4. Тайные пружины искусства. Статьи по философии искусства, этике и культурологи. 1920-1950 гг. (сборник). Н.Н. Евреинов. - 2004. - URL: Livelib/ru: https://www.livelib.ru/author/300695/ series-nikolaj-evreinov.

5. Э. Фромм. Искусство быть. - Издательство: АСТ, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.