П.А. ЛЕКАНТ
(Московский государственный областной университет г. Москва, Россия)
УДК 82.161.1.1( Лермонтов М. Ю.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,444
МЕТАФОРА И СИМВОЛ В ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Аннотация: Традиционные метафоры и символы в поэзии Лермонтова украшаются эпитетами, а индивидуальные метафоры реализуют главные свойства - яркость и неожиданность.
Ключевые слова: ораторский стиль, метафора, слово-символ, субъективность, экспрессия, оценка.
Метафора - перенос значения сова из сферы номинации (названия) в сферу характеризации, образного употребления - в языке Лермонтова является одним из самых ярких, многогранных, многоцветных поэтических средств. По словам В.В. Виноградова, «Лермонтов придаёт лирическому стилю необыкновенную эмоциональную силу и ораторское напряжение, превращая лирику в патетическую исповедь» [Виноградов 1938: 44]. Этот вывод Виноградов иллюстрирует текстом «Демона»:
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы...
- вот они метафоры!
Свойственные русскому языку формы и контексты употребления метафоры Лермонтов обогащает, расширяет за счёт иных приёмов, тропов и пр., представляет читателю самый главный признак метафоры - неожиданность. Надо сказать, что он отдаёт должное традиционным поэтическим метафорам, основанным на словах-символах океан, ковёр, туман, дым, хрусталь, чаша и пр., которые употреблены в строго определённой форме словосочетания с родительным падежом характеризуемого существительного: дым славы («Он некрасив.»); Мы пьём из чаши бытия С закрытыми глазами (Чаша жизни). Такую элементарную форму метафоры Лермонтов расширяет и дополняет
другими образными средствами - сравнениями, эпитетами, -создавая сложную, выразительную картину. Например: И солнце сквозь хрусталь волны Сияло сладостней луны (Мцыри); Вечерней мглы покров воздушный Уж холмы Грузии одел (Демон). Невероятная сила и глубина образа-символа кинжал получила завершение в яркой оценочной метафоре классической формы: Проснёшься ль ты, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? (Поэт). Эту метафору невозможно отделить от текста стиха. В другом контексте кинжал символизирует любви залог немой: Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза - жемчужина страданья (Кинжал).
Выразительная поэтическая сила метафоры может принадлежать собственно образцу, идеальной форме: бремя познанья, яд ненависти, караваны светил и под. Но и эти устоявшиеся метафорические смыслы Лермонтов расширяет, уточняет, углубляет. Например: Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил, Кочующие караваны В пространство брошенных светил (Демон); Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно (Дума); И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд (Демон). По Виноградову, в ораторском стиле Лермонтова «главная экспрессивная роль поручена эпитетам» [Виноградов 1982: 307]. Включение эпитета в метафорическую структуру характерно для поэтического языка Лермонтова: Забытой тайною хранима, Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой (Ветка Палестины); Но злобы мрачные забавы Недолго нравилися мне (Демон).
Убийственным сарказмом звучат метафорические комплексы в риторическом высказывании: Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья (Смерть поэта). Л.А. Новиков добавляет к ораторскому стилю Лермонтова форму «декламационного стиха» [Новиков 1963: 22].
Опытный Лермонтов, в расцвете творческих сил, создавал сложные метафорические картины с участием излюбленных
слов-символов океан, пустыня, облака, звёзды, хоры; неуловимый, воздушный, волшебный и др. Например: На воздушном океане, Без руля и без ветрил, Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил; Средь полей необозримых В небе ходят без следа Облаков неуловимых Волокнистые стада (Демон); Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит («Выхожу один я на дорогу.») - всё есть в этих картинах: великое, возвышенное, божественное.
Метафора, сама основанная на сравнении, в поэзии Лермонтова укладывается в образных картинах с формами сравнения, расшитая золотыми нитями эпитетов. Например: Да будет дух его спокоен И в правде твёрд, Как божий херувим, Пускай не знает он до срока Ни мук любви, ни славы жадных дум («Ребёнка милого рожденье...»).
Эпитет обычно содержит оценку - положительную или отрицательную, - которую автор «предлагает» читателю. У Лермонтова она нередко носит характер самооценки, раскрывающей душу лирического героя. Например: И в этот миг таинственной отрады Душа моя мятежная полна (Сосед). Любитель и мастер антитезы, Лермонтов «сталкивает» в контексте эпитеты с кричаще противоположной оценкой. Например: И знаю: молодость адень иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе (Отчего).
Слова-символы (собственно символы) немногочисленны в русском языке. Они представляют некие общехудожественные, даже общекультурные понятия-олицетворения, например: камень - крепость, несокрушимость; туман - вечность, бесконечность, неизвестность; море - воля, свобода; океан - мощь, могущество; птица - воля, свобода; пустыня - одиночество. Эти общие смыслы слов-символов в поэтическом языке Лермонтова детализируются и обретают образную силу.
В юные годы Лермонтов отдал должное поэтике моря, как символу свободы, воли, простора; волнам, ветру. Например: Для чего я не родился Этой синею волной? Как бы шумно я катился Под серебряной луной («Для чего я не родился. »); Мир небывалый, но живой, Блестящий вместе и туманный Тогда открылся предо мной... И в море каждая волна Была душой одарена (Мо-
ряк). Спокойные, идиллические картины сменяются бурными, мятежными: Играют волны, ветер свищет... (Парус); является мотив бури, рядом с символом моря встаёт океан: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? («Я жить хочу.»).
В зрелые годы поэт открывает новые образные грани символа море - волны: сила их не беспредельна. Например: Укор невежд, укор людей Души высокой не печалит; Пускай шумит волна морей - Утёс гранитный не повалит... («Я не хочу, чтоб свет узнал.»); здесь утёс - символ непобедимости, стойкости, гордый символ величия.
В этот период расширяется образный диапазон символа буря. Метафорический смысл его обращается на выражение страстей, переживаний. Например: Любил я и в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы И бури тайные страстей («Любил я и в былые годы.»); Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостной сомнений и страстей («Как часто пёстрою толпою окружён.»). В поэтическом контексте образ-символ буря приобретает оттенки грусти, сожаления, разочарования - увяла, тайные, тягостных, что в целом характерно для стиля Лермонтова. Лермонтову удалось создать «оригинальный стиль эмоциональной исповеди» [Виноградов 1982: 299].
Туман, символ вечности, бесконечности, - один из «заветных» образов поэта, характеризующих его мироощущение, настроение. Юношеский бесподобный «Парус», как будто сплетённый из слов-символов, открывается туманом: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом - бесконечность светлая, радующая ожиданием свободы, воли, и сам, скажем, «лирический герой» - мятежный.
Через десятилетие зрелый, мудрый поэт обращается к туману-символу: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит... («Выхожу один я на дорогу.»). Мотив вечности, полноты жизни (навеки!) выходит на первый план: Жду ль чего? жалею ли о чём?
К туману-символу Лермонтов обращался нечасто. Две грани символического смысла: вечность и бесконечность - сливаются в «Демоне»: Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он
следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил... <... > Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил (Демон). По мнению Д.Н. Шмелёва, «ораторский пафос сочетается, а иногда чередуется с плавностью ритмикоинтонационного движения стиха» [Шмелёв 1964: 10].
Одним из главных природных символов является камень. Он олицетворяет надёжность, прочность, несокрушимость. Камень
- символ бытия. Образный смысл слова-символа камень у Лермонтова расчленён. Образ несокрушимости - упомянутый выше утёс гранитный: ... волна морей утёс гранитный не повалит («Я не хочу, чтоб свет узнал.»). Автор посвятил утёсу отдельное стихотворение; особый, неожиданный образ: Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне (Утёс); великан несокрушимый наделён человеческими качествами - нежностью, грустью одиночества.
Другое содержание образа-символа камень - неволя, забвение, тяжесть. Например: Есть остров на том океане - Пустынный и мрачный гранит; На острове том есть могила, А в ней император зарыт (Воздушный корабль); Надежда есть -ждёт правый суд: Простить он может, хоть осудит! Моя ж печаль бессменно тут, И ей конца, как мне, не будет; И не вздремнуть в, могиле ей! Она то ластится, как змей, То жжёт и плещет, будто пламень, То давит мысль мою, как камень -Надежд погибших и страстей несокрушимый мавзолей!.. (Демон) [см.: Лекант 2013: 27].
Слова-символы живой природы Лермонтов употребляет широко, разнообразно: это названия деревьев, птиц, зверей. Не всегда за этими словами закреплён устойчивый образный смысл, каковы орёл, змея; например: Уж проходят караваны Через те скалы, Где носились лишь туманы Да цари-орлы (Спор); Прочь, прочь, слеза позорная, Кипи, душа моя! Твоя измена чёрная Понятна мне, змея! (Свиданье).
Имена деревьев, как правило, не имеют символического смысла и получают образное содержание в контексте произведения. Деревья красивы по-разному - скромно, или пышно, или
роскошно, гордо. В образном строе стиха красота получает разную оценку: проникновенное, грустное любование («На севере диком стоит одиноко.»); горечь от страшной расправы над гордыми пальмами и осуждение их: И стали три пальмы на Бога роптать... (Три пальмы); резкое отрицание гордыни и самолюбования: - На что мне тебя? - отвечает младая чинара. -Ты пылен и жёлт - и сынам моим свежим не пара. Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю! Я солнцем любима; цвету для него и блистаю. (Листок).
Особое, можно сказать, заветное, звучание находит у Лермонтова слово-символ дуб: мощь, защита, вечность: Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел («Выхожу один я на дорогу.»). Этот образ «не мелькает» в языке Лермонтова; поэт словно берёг его для своеобразного завещания.
Мотив воли, свободы у Лермонтова не мог пройти мимо образа-символа птицы. Юный поэт провозглашает этот мотив со страстью, с оттенком грусти: Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? (Желание) - а зрелый награждает образ-символ орла титулом царя: . где носились лишь туманы Да цари-орлы (Спор). Образ-символ орла Лермонтов включает в контекст картины вольной жизни: . в тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы (Мцыри).
Кроме рассмотренного арсенала слов-символов, имеющих так или иначе общий образный смысл, Лермонтов выбрал собственный любимый символ - кинжал, упомянутый выше; (он же булат, клинок); он олицетворяет надёжность, твёрдость, верность. Например: Да, я не изменюсь и буду твёрд душой, Как ты, как ты, мой друг железный (Кинжал); За твой единый взгляд Я рад отдать красавца сечи, Грузинский мой булат («Как небеса твой взор блистает.»). Образ разящей, неотвратимой силы представлен в структуре сравнения: Могучий взор смотрел ей в очи! Он жёг её. Во мраке ночи Над нею прямо он сверкал, Неотразимый, как кинжал (Демон).
Мы видим, что метафора и символ, как образные средства, предельно близки. Хотя мы рассмотрели лишь некий фрагмент поэтического языка Лермонтова, можно полагать, что эти на-
блюдения соответствуют выводу В.В. Виноградова: «В лермонтовском языке художественная сила и выразительность сочетаются с предельной смысловой глубиной» [Виноградов 1982: 327].
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка ХУП-Х1Х веков. - М., 1982.
Виноградов В.В. Язык Лермонтова // Русский язык в школе. - 1938. № 3.
Лекант П. А. Образные средства экспрессии и эмоциональности в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник МГОУ. - Серия «Русская филология». - 2013. № 6.
Новиков Л.А. Лингвистическое толкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» // Русский язык в школе. - 1963. №6
Шмелёв Д.Н. О поэтическом языке Лермонтова // Русский язык в национальной школе. - 1964. №6.
© Лекант П. А., 2014