значения ф*эмп.=2,83 (при 2,31 (р<0,01), 1,64 (р<0,05)). Следует отметить, что выбор нейтрально окрашенных понятий в обеих группах представлен равномерно.
Обнаружено и признано достоверным доминирование действенности, направленной на зарабатывание и накопление денег (конативный компонент), у группы студентов-заочников («работа», «зарплата», «банк», «карточка», «отложить», «заработок», «премия», «мои») по сравнению с представителями очного отделения. Данный ряд представлен соответственно 41 и 14 обозначениями. При определении критерия углового преобразования Фишера получаем ф*эмп.=3,32 (при 2,31 (р<0,01), 1,64 (р<0,05)). При этом интересно заметить, что немногочисленные понятия, связанные с действенным компонентом в отношении денег у студентов очной формы обучения, представлены преимущественно косвенными формами заработка («родители», «перевод», «стипендия», «дадут», «мама», «пенсия», «кредит», «чужие», «офис»).
При этом не обнаружено достоверных различий в определении денег как средственного компонента жизненных ценностей при характеристике ситуативно-потребностного отношения к ним («магазин», «платье», «ноутбук», «путешествия», «заграница», «покупки», «тратить», «еда», «клуб», «достаток»). В группе студентов очного отделения 87 понятий, а в группе студентов-заочников 112. При определении критерия углового преобразования Фишера получаем ф*эмп = 1,77 (при 2,31 (р<0,01), 1,64 (р<0,05)).
Таким образом, гипотеза, сформулированная нами ранее как предположение о наличии различий в мотивации студентов различных форм обучения, подтвердилась. Однако хочется отметить, что в нашем исследовании на данном этапе не затронуты еще аспекты гендерных различий в мотивации студентов, не проведен, но планируется сравнительный анализ студентов с работающими в профессии людьми, находящимися на разных этапах профессионального становления.
Результаты исследования расширяют область существующих теоретических представлений о содержании и характеристиках мотивационной сферы студенческого возраста. Полученные данные о характеристиках ценностно-смысловых отношений у представителей социономических профессий могут быть рекомендованы для использования в педагогической деятельности преподавателей высшей школы, в психологии личности, в психологическом консультировании, в практике проведения тренингов по осознанию субъектами отношений к действительности, в практике психологической работы с представителями социономических профессий по вопросам оптимизации их отношений к деньгам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб., 2000.
2. Крылов, А.А. Психология: учебник / А.А. Крылов. - М.: Проспект, 2000.
3. Психология личности в трудах отечественных психологов / под ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001.
4. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. - Ижевск, 1994.
5. Психодиагностика личности / под ред. Н.И. Непомнящей. - М., 2001.
6. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб., 2007.
7. Махрина, Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Махрина. - Ростов н/Д., 2006. - 159 с.
8. Махрина, Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Махрина. - Ростов н/Д., 2006. - 26 с.
УДК 159.99 ББК 88.8
В.И. Мищенко
МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье освещаются направления и перспективы психологического сопровождения воспитательной работы вуза, рассматриваются возможные пути сотрудничества психологической службы и учебных подразделений, а также описывается практический опыт автора статьи в данной области.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, воспитательная работа, воспитание, студенты, сотрудничество.
V.I. Mishchenko
PLACE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK
HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract. The article highlights the trends and prospects of psychological support of the educational work of the University, discusses the possible ways of cooperation of psychological services and training units, and describes the practical experience of the author in this area.
Key words: psychological support, educational work, education, students, cooperation.
Современный выпускник высшего учебного заведения - это не только конкурентоспособный востребованный социумом профессионал, но и личность, обладающая социальными компетенциями, творческим мышлением, системой ценностных ориентаций и гражданской позицией, способная отвечать на вызовы времени и мобильно реагировать на изменения. Как отмечают В.И. Байденко и др., «в перечень требуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность; способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность» [1, 19].
Поэтому в вузе наряду с процессом обучения такое же место по степени важности занимает система воспитательной работы.
Специалистам, осуществляющим воспитательную работу в высшем учебном заведении, необходимо знать, что одна из сложнейших задач - это обеспечение социализации студентов, создание позитивного морально-психологического климата в коллективе и условий для проявления активной жизненной позиции, инициативы, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни.
В связи с этим среди многочисленных аспектов учета индивидуальных особенностей в организации учебно-воспитательного процесса один приобретает главное значение - индивидуализация содержания образования в соответствии с возможностями человека. Только при разрешении данной проблемы можно создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого и избежать фрустрирующих ситуаций, деформирующих личность, порождающих неверие в собственные силы и агрессию по отношению к внешнему миру. Решение подобных задач невозможно без участия специалистов-психологов.
Поэтому в нашей статье мы остановимся на направлениях и перспективах психологического сопровождения воспитательной работы вуза.
Воспитательной работе современного вуза посвящены труды Т.П. Бугаевой, Н.В. Гафуро-вой, С.А. Довбыш, О. Гришаева, Л.В. Лобановой, В.А. Масленникова, Н.А. Нефедовой, Т.А. Олей-ник, Г.В. Оствальд, М.Г. Резниченко, Е.Н. Степанова, Е.В. Щекотина и др. На необходимость психологического обеспечения профессионального образования и потребность в психологической службе в вузе отечественные психологи указывали достаточно давно. Отметим, что изучению проблемы развития психологической службы уделяется все больше внимания, особенно в последнее время. Изучению различных аспектов деятельности психологической службы вуза, проблемам ее организации и развития, анализу опыта работы в отдельных вузах посвящены работы A.A. Бо-далева, A.A. Захарова, Н.М. Пейсахова, С.М. Глушаковой, П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, В.А. Те-рехина, Л.В. Меньшиковой, Г.Б. Скок, К.А. Абульхановой, Б.Б. Коссова, Ю.Б. Пиковского, М.В. Латинской, Т.Н. Мартыновой, И.Е. Лилиенталь, О.В. Соколовой, C.B. Недбаевой, Н.Г. Щербаневой, В.В. Рубцова, Е.И. Метельковой, Т.Н. Арсеньевой, Т.И. Чирковой, Ю.В. Суховейшиной, В.В. Жидковой, Н.В. Володько, Е.С. Глуховой, A^. Холмогоровой, В.А. Кручинина и др.
Мы разделяем взгляд на психологическое сопровождение Е.И. Пилюгиной, которая определяет его как «системно организованную и постоянно выполняемую работу психологической службы, направленную на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии» [2, 289].
В соответствии с основными взаимосвязанными направлениями воспитательной работы (профессионально-трудовое, приобщение к научно-исследовательской работе, культурно-нравственное воспитание и воспитание гражданина-патриота) планируются мероприятия по психологическому сопровождению каждого из них.
В настоящее время практическая психология располагает психодиагностическим инструментарием и комплексом методов индивидуальной и групповой работы, которые являются достаточными для сопровождения воспитательной работы на уровне учебных подразделений и вуза в целом. Ранее нами были обозначены основные направления профессиональной деятельности психолога в вузе: психологическая диагностика, психологические консультации, психологическая профилактика и психологическое просвещение[2, 267]. Все они последовательно применяются в решении воспитательных задач по каждому направлению на всех этапах обучения. Так, мероприя-
тия первого года (особенно первого семестра) посвящены адаптации студентов к обучению в вузе. На данном этапе является желательным тесное сотрудничество кураторов учебных групп с психологами, занимающимися сопровождением учебно-воспитательной деятельности вуза. Чтобы адаптация каждого студента прошла успешно, для начала необходимо получить достоверную информацию о его личности, об особенностях деятельности, а также для получения сведений с целью выявления «групп риска» по различным направлениям (зависимости, повышенная тревожность, недостаточность познавательных процессов, личностные проблемы). Эту задачу решают такие методы, как опрос (анкетирование) и входное тестирование. В рамках работы лаборатории практической и экспериментальной психологии подготовлены материалы для диагностики первокурсников (сопроводительные документы (письменное согласие на участие в диагностическом обследовании), составлена тестовая батарея: в бланковом варианте готовы к использованию следующие: Самооценка реализации жизненных целей личности (Н.Р. Молочников), диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса), «Дом-дерево-человек», «Конструктивный рисунок человека», Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.), Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шми-шека-Леонгарда), опросник AVEM, опросник Басса-Дарки, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши, опросник Стреляу, опросник Шутца, Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.), Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности, Тест мотивации достижения (М.Ш. Магомед-Эминов), тест Равена, Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера, Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина), Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Ре-ан, В.А. Якунин)).
Самыми востребованными из личностных тестов в нашей работе с первокурсниками оказались Методика акцентуации характера и темперамента (опросник Шмишека-Леонгарда), опросник Басса-Дарки (где нас интересуют прежде всего индекс враждебности и индекс агрессивности), Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина (для исследования уровня реактивной и личностной тревожности). На последнем остановимся подробнее.
Как выяснила в своем исследовании Е.Г. Петрова, «уровень тревожности студентов I курса немногим выше, по сравнению со вторым, третьим и четвертым, но ниже, по сравнению с пятым. Этот результат объясняется тем, что студенты I курса обычно опасаются быть отчисленными, дорожат своим поступлением, настороженно ведут себя в неизвестной обстановке. На II курсе уровень осведомленности повышается и тревожность снижается. Наиболее высокий уровень тревожности у студентов выпускного курса, а у студентов 1 и 2 курса - умеренный уровень тревожности, что является оптимальным для человека» [3, 156]. Как можно заметить, «правильный» уровень тревожности повышает не только интеллектуальные усилия, но и позволяет быстрее и эффективней адаптироваться к новым условиям, проверить свой уровень притязаний и найти свое место в студенческом коллективе.
Однако при возникновении личностных проблем студенты зачастую не знают, куда обращаться за помощью. В этот период студентам необходимо обеспечить самый тесный контакт с куратором своей учебной группы, который должен стать посредником между студентом, нуждающимся в помощи, и психологом. Поэтому, получив заключение психолога о степени уровня тревожности студентов своей группы (факультета), куратор (заместитель декана по воспитательной работе) должны не просто ознакомиться с результатами, а и предусмотреть участие первокурсников в мероприятиях, направленных на снижение уровня тревожности (таких, как, например, разработанный нами тренинг «Моя первая сессия», который в прошлом году успешно прошли 210 студентов института).
Кроме экзаменационного стресса у первокурсников могут быть и другие трудности. Так, Ляпунов Д.Ю. и Салогуб Н.В. [5] к таковым относят: «Неспособность определиться в новых условиях; идеализированные представления об учебе в вузе; трудность в общении с новыми людьми; неготовность к самостоятельной жизни; различные негативные переживания, которые приводят к общему упадку сил, снижению внимания, потере интереса к учебе». Эти сведения психолог может получить также от кураторов групп. Проведенное нами в 2013 г. анкетирование кураторов групп I курса ТГПИ имени А.П. Чехова, выявило наличие таких проблем, как низкая сплоченность студенческой группы; высокий уровень конфликтности; асоциальное поведение отдельных студентов; пассивность студентов, отсутствие мотивации к участию во внеаудиторной деятельности; несамостоятельность; инфантильность; отсутствие навыков общения. Желательно, чтобы за подобной информацией следовали запросы на проведение психологических конультаций, тренинговых занятий, психокоррекционной работы. Кроме того, психолог может помочь в разработке анкет, подборе диагностических методик, которые кураторы смогут использовать самостоятельно в работе со студентами. С целью повышения эффективности работы института кураторства и повышения психологической компетентности кураторов целесообразно проведение круглых столов,
мастер-классов, методических семинаров, индивидуальных консультаций по вопросам оптимизации работы института кураторства.
Другим направлением, в котором сотрудничество уже оправдало себя, является психологическое сопровождение работы студенческого самоуправления. Регулярно проводящиеся тренинги для координаторов факультетов, старост групп, студенческого актива дают положительные результаты: участники отрабатывают навыки эффективного лидерства, обогащают свой коммуникативный арсенал, приобретают качества, помогающие улучшить внутригрупповое и межличностное взаимодействие. В качестве примера приведем цикл тренингов по тайм-менеджменту - одной из актуальных проблем современного человека., проведенный в 2013-2014 уч. г. (в тренингах принял участие 71 студент разных факультетов). Предварительная диагностика выявила, что 50 % пришедшим на тренинг студентам было необходимо овладеть техниками тайм-менеджмента, а у 4% респондентов организация жизненных событий полностью вышла из-под контроля. Основные причины - неумение расставлять приоритеты и ставить дальние и ближние цели. Из-за этого много времени тратилось нерационально. Самыми распространенными «поглотителями» времени у студентов оказались социальные сети (80 %), синдром «откладывания на потом» (62 %) и неумение отстаивать свое время от посягательств на него посторонних (56 %). Также отмечалось плохое планирование рабочего дня, незапланированные посетители или телефонные звонки, внешние отвлекающие факторы и другие причины. Интересно отметить, что жалобы на нехватку времени соседствуют с неумением его организовывать: свободное время 26 % готовы потратить только на сон. Тренинги были построены с учетом специфики каждого факультета и включали тестирование, пошаговый инструктаж по устранению причин слабого временного контроля и отработку техник тайм-менеджмента. Наибольший интерес вызвали вопросы постановки жизненных целей и приобретения навыков уверенного поведения.
На наш взгляд, перспективным будет работа с представителями научного студенческого сообщества, а также с творческой молодежью вуза (развитие у них навыков публичного выступления, уверенного поведения, преодоления страха сцены, выработку стрессоустойчивости и других качеств). Также важно вовремя выявить интересы и склонности студентов, чтобы он мог правильно организовывать свой досуг и участвовать в тех мероприятиях факультета и института, которые в наибольшей мере будут способствовать его самореализации.
Актуальным направлением воспитательной работы и психологического сопровождения развития студентов является сохранение и укрепление здоровья. Ключевыми задачами работы в данном направлении являются: формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика вредных привычек (алкоголизм, наркомания, психологические аддикции). Здесь будет уместно участие специалистов-психологов в подготовке общеинститутских мероприятий («Веревочный курс», «День здоровья», викторины и дебаты на тему здорового образа жизни).
Что касается гражданско-патриотического воспитания, то специальные тренинги помогут в развитии таких качеств молодых людей как толерантность, ответственность в принятии решений, умение противостоять манипуляциям, сформируют систему ценностных ориентаций. Для этого, в частности, подготовлен тренинг в рамках профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде.
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения молодого человека с сообществом сверстников. На сегодняшний день установлена корреляция между социально-эмоциональным благополучием в сообществе, в учебном коллективе и успешностью в учебной и внеаудиторной деятельности.
Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением сообществом, например, из-за социальных, этнических различий, особенностей внешности и др. В свете этого особое внимание должно уделяться проведению коррекционной работы со студентами, проживающими в общежитии (профилактика конфликтов, консультации по вопросам, связанным с адаптацией и жизнью в общежитии).
Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением студента по преодолению у сверстников негативных проявлений, стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим студентом, по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.
Это пригодится студенту на выпускном курсе, когда станет актуальным вопрос будущего трудоустройства. Многолетний опыт проведения тренингов по основам трудоустройства и планирования карьеры позволяет нам говорить, что у выпускников очень востребована информация о процедуре прохождения собеседования, ее психологических особенностях, о навыках грамотной самопрезентации.
Эффективность воспитательной работы учебного заведения зависит от уровня развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. Поэтому с педагогическим кол-
лективом тоже должна проводиться работа по развитию психологической компетенции педагогов и формированию у них потребности в психологических знаниях. Для этого подойдут психолого-педагогические семинары и практикумы на интересующие их темы.
Итак, мы рассмотрели ряд направлений воспитательной работы, по которым происходит тесное взаимодействие ее субъектов, но которыми она не ограничивается, а также те из них, которые требуют включенности психолога и расширения возможностей сотрудничества на разных этапах и уровнях воспитательной работы, обозначили перспективы дальнейшей работы. В заключение отметим, что целенаправленная и планомерная деятельность по оказанию всесторонней психологической поддержки и обеспечению психологического сопровождения, бесспорно, даст положительные результаты в реализации программы воспитательной работы, и поможет студентам на протяжении всего периода обучения накапливать не только багаж профессиональных знаний, но и находить новые возможности для самореализации посредством активного включения в разнообразную внеаудиторную деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Байденко, В.И. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий / В.И. Байденко, Джерри ванн Зан-творт, Бианка Енеке. - ТАСИС, проект ДЕЛФИ. Доклад 4, апрель, 2001.
2. Мищенко, В.И. Психологическое сопровождение студентов в процессе внеаудиторной деятельности // Вестник ТГПИ имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2014. - Специальный выпуск № 2. - С. 263-268.
3. Петрова, Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2010. - Специальный выпуск № 2. - С. 152-158.
4. Пилюгина, Е.И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза / Е.И. Пилюгина, О.В. Бережнова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 289-291.
5. Режим доступа: http://portal.tpu.ru/departments/centre/csr/inst kur/probl/Tab.
УДК 1:316 ББК 60.0
Е.А. Першонкова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЭКОЛОГИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме информационно-психологической безопасности в аспекте возможности сохранения внутреннего мира человека, самоидентичности личности в условиях нарастающей информатизации общества. Исследования в области психотехнологий рассматриваются как одновременно способствующие решению этой проблемы и усугубляющие ее.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, психоэкология, психотехнологии, самоидентичность личности, экзистенциал, экзистенциально-социальный диалог, эмоционально-образное принятие.
E.A. Pershonkova
INFORMATION - PSYCHOLOGICAL SAFETY AND PSYCHO-ECOLOGY: THE POSSIBILITY OF PRESERVING THE SELF-IDENTITY OF THE INDIVIDUAL
Abstract. The article devoted to the problem of information-psychological security in terms of the possibility of preservation of man's inner world, the self-identity of the individual in the context of growing information society. Research in the field of psycho considered as simultaneously help solve this problem and exacerbate it.
Key words: Information and psychological security, psycho-ecology, psycho, self-identity of the person, existential, existential-social dialogue, emotionally-shaped adoption.
В современном мире образ жизни людей, их мировоззрение все больше определяются средствами массовой коммуникации и сложными информационными технологиями, манипулирующими человеческим сознанием. Возможности воздействия на подсознание интересовали как прогрессивных мыслителей-теоретиков, так и разного рода мошенников на протяжении тысячелетий. В настоящее время эти возможности многократно усиливаются в информационном обществе западного образца, ориентированном на неразборчивое потребление любой продукции масс-медиа. В потоке информации и событий уникальная человеческая сущность теряется, растворяется среди общепринятых образцов мышления и поведения.