Научная статья на тему 'Социально-психологическое и медико-профилактическое сопровождение студентов в условиях свободного времени'

Социально-психологическое и медико-профилактическое сопровождение студентов в условиях свободного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MEDICAL-PROPHYLACTIC SUPPORT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INDEPENDENT WORK / STUDENT YOUTH / FREE TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткина О. В., Калимуллина О. А.

Статья посвящена рассмотрению вопроса организации социально-психологического и медико-профилактического сопровождения студентов в условиях свободного времени, возможных форм и методов работы преподавателей и специалистов, занимающихся данными направлениями, освещает практический опыт деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сироткина О. В., Калимуллина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND MEDICAL-PROPHYLACTIC SUPPORT OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF FREE TIME

The article is devoted to the consideration of the organization of socio-psychological and medical-prophylactic support of students in the conditions of free time, the possible forms and methods of work of teachers and specialists involved in these areas, highlights practical experience of the activity

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое и медико-профилактическое сопровождение студентов в условиях свободного времени»

нию подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень магистратуры) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 1468). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/7/1649

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.06.1 Культурология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2014 г. N 1038). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/6/442

16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=

17. LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.487870S0078863836#008397626320349638

References

1. Aktual'nye problemy issledovaniya social'nogo zdorov'ya: opyt sociologo-filosofskogo analiza. CH. 1 /pod red. R.A. Zobova, A.A. Kozlova. - SPb.: Himizdat, 2004. - 168 s.

2. Bajtemirova M.D. Professional'nye kompetencii bibliotechnogo specialista: tradicii i novye trebovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 201S. - № 2 (64). - S. 192-19S.

3. Bibliotekovedenie: obshchij kurs: uchebnik /S.A. Basov i dr.; nauch. red. A.N. Vaneev, M.N. Ko-lesnikova. - Sankt-Peterburg: Professiya, 2013. - 240 s.

4. Bibliotechnaya ehnciklopediya / Ros. gos. b-ka. - Moskva: Pashkov dom, 2007. - 1300 s.

5. Berngardt T.V., Germizeeva A.YU. Professional'naya kompetentnost' bibliotekarya-bibliografa vysshej kvalifikacii (po rezul'tatam sociologicheskogo issledovaniya) // Dinamika sis-tem, mekhanizmov i mashin. -2012. - № 4. - S. 200-203.

6. Glikman I.Z. Vospitanie, formirovanie i obuchenie: o sootnoshenii osnovnyh pedagogiche-skih kategorij //Innovacii v obrazovanii. - 2008. - № 7. - S. 4-10.

7. Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i social'no-professional'naya kompetentnost' cheloveka [Electronic resource] // Internet-zhurnal «EHjdos» - 2006. - 4 maya. - Access: //http://www.eidos.ru/journal/2006/0S04.htm. - V nadzag: Centr distancionnogo obrazovaniya «EHjdos», email: [email protected].

8. Kalegina O.A. Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie v kontekste mirovyh tendencij: teoretiko-metodologicheskij aspekt: monografiya / O.A. Kalegina. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2006. - 2S6 s.

9. Klyuev V.K. Professional'naya pedagogicheskaya podgotovka studentov, obuchayushchihsya po na-pravleniyu «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'»: kompetentnostej podhod k profilizacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. - № 1 (75). - S. 142-1S1.

10. Kunicina V.N. Social'nyj intellekt i social'naya kompetentnost' //B.G. Anan'ev i le-ningradskaya shkola v razvitii sovremennoj psihologii: tez. nauch.-prakt. konf. - SPb.: S.-Peterb.GU, 199S. - S. 34 - 36.

11. Osnovy duhovnoj kul'tury (ehnciklopedicheskij slovar' pedagoga). [Electronic resource]. - Access: https: / / spiritual_culture.academic.ru/

12. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike-[Electronic resource]. Access : http:/ / didacts.ru/termin/obrazovatelnyi-process.html

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgo-tovki S1.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2016 g. N 1001). [Electronic resource]. Access : http://fgosvo.ru/news/1/1923

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgo-tovki S1.04.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost' (uroven' magistratury) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 dekabrya 201S g. N 1468). [Electronic resource]. Access : http://fgosvo.ru/news/7/1649

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgo-tovki S1.06.1 Kul'turologiya (uroven' podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 avgusta 2014 g. N 1038). [Electronic resource]. Access : http://fgosvo.ru/news/6/442

16. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Electronic resource]. Access : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=

17. LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.487870S0078863836#008397626320349638

УДК 378.18:159.9

О.В.Сироткина,О.А.Калимуллина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Статья посвящена рассмотрению вопроса организации социально-психологического и медико-профилактического сопровождения студентов в условиях свободного времени, возможных форм и методов работы преподавателей и специалистов, занимающихся данными направлениями, освещает практический опыт деятельности.

Ключевые слова: социально-психологическое сопровождение, медико-профилактическоесопро-вождение, внеаудиторная деятельность, самостоятельная работа, студенческая молодежь, свободное время.

Olga V.Sirotkina, Olga A.Kalimullina SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND MEDICAL-PROPHYLACTIC SUPPORT OF STUDENTS lN THE CONDlTlONS OF FREE TlME. The article is devoted to the consideration of the organization of socio-psychological and medical-prophylactic support of students in the conditions of free time, the possible forms and methods of work of teachers and specialists involved in these areas, highlights practical experience of the activity.

Keywords: socio-psychological support, medical-prophylactic support, extracurricular activities, independent work, student youth, free time.

Сегодня, когда современная студенческая аудитория, только переступив порог высшего учебного заведения, неизбежно сталкивается с целым комплексом проблем как бытового, так и социального, психологического и адаптационного характера. В систему высшего образования прочно входит особый вид социально-психологической и медико-профилактической поддержки студентов в учебно-воспитательном процессе - центры и отделы по данным направлениям. Данные структуры несут серьезную смысловую нагрузку, но при этом не всегда по своей значимости бывают оценены по достоинству. И только в экстренных ситуациях, которые возникают в связи с внешними рисками и внутренними противоречиями в студенческой аудитории, важность данных структур становится бесспорной. Необходимо отметить, что, проведя системный анализ по наличию данных структур в вузах России, авторы пришли к выводу, что данные структуры разрозненны, имеют несистемный характер, где-то вопросы по данным направлениям закрываются приглашением внештатных сотрудников из частных психологических центров, медицинских учреждений. На наш взгляд, данная работа должна быть максимально системной, что приведет к серьезным положительным результатам и позволит студентам в первые годы обучения в вузе быть более защищенными от внешних негативных воздействий и проблем.

Изучая с научной точки зрения понятия «социально-психологическое» и «медико-профилактическое» сопровождение, опираясь на научный труд Е.И. Пилюгиной, мы рассматриваем необходимые понятия как «системно организованную и постоянно выполняемую работу... , направленную на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии» [5]. На необходимость социально-психологического и медико-профилактического обеспечения профессионального образования и потребность в функционировании данных служб в вузе отечественные педагоги и ученые указывали достаточно давно. Следует отметить, что изучению проблем различных аспектов деятельности социально-психологической, медико-профилактической служб вуза, проблемам ее организации и развития, анализу опыта работы в отдельных вузах посвящены работы A.A. Бо-далева, Ю.М. Забродина, A.A. Захарова, Н.М. Пейсахова, С.М. Глушаковой, П.Н. Ермакова, B.A. Лабунской, B.A. Терехина, Л.В. Меньшиковой, Г.Б. Скок, K.A. Aбульхановой, O.A. ^лимулли-ной, Б.Б. ^ссова, Ю.Б. Пиковского, М.В. Латинской, Т.Н. Мартыновой, И.Е. Ленталь, О.В. Соколовой, C.B. Недбаевой, Н.Г. Щербаневой, В.В. Рубцова, Е.И. Метельковой, Т.Н. Aрсенье-вой, Т.И. Чирковой, Ю.В. Суховейшиной, В.В. Жидковой, Н.В. Володько, Е.С. Глуховой, A^. Холмогоровой, ВА ^учинина и др.

^оме того, в рамках изучения теории социокультурного развития личности студенческой молодежи, были изучены труды A^. Жаркова, A.A. Жарковой, М.И. Долженковой, O.A. ^лимуллиной; широко известны теории социокультурной активности личности A^. Сапронова, АВ. Малышева, Г.Х. Файзрахмановой, П.П. Терехова, Д.В. Шамсутдиновой.

Системная планомерная работа в этом направлении важна как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности студентов, в условиях свободного времени. Важно отметить, что именно в свободное время студенты наиболее уязвимы, подвержены негатив-

ным течениям современного мира, нуждаются в помощи специалистов. Также она включает организацию работы с администрацией вуза, руководителями подразделений и преподавателями.

Достижение высокого качества обучения не ограничивается только набором необходимых компетенций, но связывается с понятием «качество жизни», включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, самореализации, сохранения и укрепления здоровья. Реализация личностно-ориентированного подхода к содержанию образования, обозна-ченность ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в образовательном процессе, в системе психологического сопровождения должна подкрепляться технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности, обучения жизненным навыкам. Все эти задачи реализуются в более широком образовательном контексте, в процессе интеграции образовательного процесса с работой служб, формирующих нормальную, здоровую личность в условиях свободного времени студентов.

Российский психолог Б.С Братусь в своей монографии «Аномалии личности» делает вывод, что «нормальной, здоровой» личности должны быть присущи:

«- творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;

- возможность самопроектирования будущего, вера в осуществимость намеченного;

- потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению;

- стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни;

- отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»;

- способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;

- ответственность перед собой, перед другими людьми, прошлыми и будущими поколениями» [1].

В данной статье рассмотрены задачи социально-психологического и медицинско-профилактического сопровождения студентов в процессе внеаудиторной деятельности, в условиях свободного времени.

Трудности студентов, возникающие в процессе обучения, имеют специфику на разных этапах обучения. Для первокурсников это, прежде всего, трудности связанные с процессом адаптации в вузе - установление межличностных взаимоотношений в группе, приспособление к новым требованиям, условиям. Для студентов 2-3 курсов поводом для обращения к психологам могут стать разочарование, потеря интереса к учебе, снижение учебной мотивации. Для студентов, приближающихся к завершению обучения в вузе (4-5 курсы) актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии. Вместе с тем, есть и общие проблемы, возникающие у студентов независимо от срока обучения («личные проблемы», «личные переживания»), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения.

Свободное время занимает определенное количество времени, которое студент должен уметь организовать самостоятельно. Зачастую это происходит неэффективно в силу ряда причин (недостаточное умение распределять свободное время, отсутствием мотивации, неуверенностью в себе и др.).

Концепция стандартов третьего поколения основывается на необходимости организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов как фактора, определяющего условия формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Без устойчивых навыков к самостоятельному выполнению учебных заданий у выпускника вряд ли смогут сформироваться навыки самоорганизации, планомерной, системной деятельности и продуктивного социального взаимодействия.

Самостоятельной работе в учебном процессе всегда уделялось большое внимание. Этот вопрос рассматривали в своих трудах Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Современный студент должен обладать умением самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, уметь с ним работать. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозмож-

ным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей студентов. Поэтому личность, после надлежащего обучения, должна стать способной к быстрому и наиболее рациональному решению жизненных задач, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, акцентирования внимания преподавателя на задаче развития навыков самостоятельной работы у студентов.

Мы согласны с мнением ученого Л.И. Шумской, которая в своем научном исследовании говорит, что «вузу необходимо разрабатывать также учебно-планирующую документацию по воспитательным аспектам психологической переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, проводить пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами» [6].

Необходимость организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением. Изучив научные труды Т.Н. Масаниной, можно согласиться, что «Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций [3]:

• выработка способности работать самостоятельно;

• развитие познавательной активности;

• стимулирование творческого мышления;

• повышение культуры умственного труда, интереса к работе;

• осмысление приобретенных знаний («что сделано самим, лучше запоминается»);

• формирование умения планировать время;

• выработка ответственности и инициативности».

При выполнении любого вида самостоятельной работы студент, по мнению Т.Н. Ма-саниной, должен пройти следующие этапы:

«• определение цели самостоятельной работы;

• конкретизация познавательной (проблемной практической) задачи;

• самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной выбранной задачи;

• выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

• планирование (самостоятельно с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

• реализация программы выполнения самостоятельной работы;

• осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин» [3].

В процессе работы мы провод плановые анкетирования среди студентов Казанского государственного института культуры и Казанского национального исследовательского технологического университета.

По нашим наблюдениям, наибольшие трудности возникают у студентов (особенно первого года обучения) при подготовке к сессии, при знакомстве с группой, при возникновении бытовых проблем в общежитии. Именно здесь им требуется психологическое сопровождение и в плане развития навыков самостоятельной работы при подготовке к экзаменам, и в плане обучения техникам борьбы с проявлениями экзаменационного стресса.

Итогом такого ежегодного анкетирования в вузах мы получ среднюю картину, подтверждающую на практике, все вышесказанное в статье:

1. 80% опрошенных студентов считают, что в данном вузе учиться престижно, психологический климат в вузе скорее благоприятный;

54% считают, что морально-нравственная атмосфера в вузе позитивная,

40% - нейтральная,

6% - негативная;

2. 91% опрошенных считают, что отношения между студентами доброжелательные, между преподавателями и студентами - скорее доброжелательные, чем-нет;

3. Основные проблемы, выделенные опрошенными студентами КазГИК и КНИТУ:

на 1 месте (почти 80%) - высокие цены в столовой и буфетах; также страх перед предстоящей сессией;

на 2 месте - послевузовское трудоустройство и поиск будущего места работы во время обучения (60%);

на 3 месте - неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам (20%);

40% студентов, проживающих в общежитии, недовольны бытовыми условиями;

4% студентов ответ, что их волнует недопонимание сокурсников в вузе и общежитии;

95% студентов довольны, что проходят в начале года медицинский осмотр у специалистов через медицинско-профилактическую службу вуза;

76% помогли тренинги и индивидуальные консультации, проводимые специалистами социально-психологической службы вузов.

Из опыта практической деятельности отметим, что оправдал себя цикл тренингов для первокурсников «Моя первая сессия». Он проводится психологами вузов в рамках мероприятий, направленных на социально-психологическую адаптацию студентов 1 курса и включению их в вузовскую жизнь. Во время проведения медико-профилактических осмотров студентов 1 и 3 курсов специалистами профилактических служб вуза и поликлиники проводятся рекомендательные беседы по использованию приемов активизации и тренировки процессов памяти, читаются лекции о здоровом образе жизни.

Еще одной стороной психологического и профилактического сопровождения является индивидуальная помощь студентам, желающим самореализовать свой потенциал в условиях свободного времени: научной, общественной, культурной, спортивной, но в силу личностных причин испытывающих в этом определенные трудности. А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, чертой, потенциально присутствующей во всех людях от рождения. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения [4].

Необходимо отметить, что и социально-психологические, и медико-профилактические службы вузов направлены, в конечном счете, на реализацию одной важной задачи - формирование грамотного, конкурентоспособного, профессионального специалиста, обладающего необходимым набором качеств, знаний, с серьезной гражданской позицией.

В своем исследовании О.А. Калимуллина утверждает, что «это придает особую актуальность проблеме формирования творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности, стимулирует поиски новых методологических подходов и уровень научного осмысления этого процесса. Новизна методологических идей сегодня обусловлена необходимостью поисков интегративных подходов к социально-культурной деятельности, ибо в структуре досуговой деятельности студенческой молодежи функционируют две подсистемы. Это: общественно-коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых; любительские объединения, клубы по интересам, культурно-досуговые программы и лично регулируемое -индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях» [2]. Мы полностью согласны с позицией О.А. Калимуллиной и уверены,, что формирование такого специалиста возможно только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной, является личность преподавателя, куратора и педагога-психолога, организующего еще на первых курсах школы психологического мастерства, тренинги эффективного взаимодействия, которые проводятся в свободное от учебы время. Также проводятся тренинги эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, включающие в свою работу инновационные методы обучения, тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения. Итак, совершенно ясно, что современное высшее образование невозможно представить без всестороннего внимания к личности студента, помощи в раскрытии его потенциала. Этому и призвано служить социально-психологическое и медико-профилактическое сопровождение в современном вузе.

Литература

1.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

2. Калимуллина О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход: дис. д-ра пед. наук / О.А Калимуллина. - Казань., 2015 -488 с.

3. Масанина, Т.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по математике / Т. Н. Масани-на. - Сургут, 2012. - С. 3-16.

4. Маслоу А. Психология бытия / Абрахам Маслоу. - М.; Педагогика, 1997. - 304 с.

5. Пилюгина, Е.И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза / Е.И. Пилюгина, О.В. Бережнова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 289-291.

6. Шумская Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 окт. 2000 г. / под ред. Н.А. Березовина : в 2 ч. Минск : БГУ, 2000. Ч. 1. С. 189-192

Resources

1. Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. - M.: Mysl', 1988. - 301 s.

2. Kalimullina OA. Formirovanie tvorcheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi v usloviyah dosugovoj deyatel'nosti: sinergeticheskij podhod: dis. d-ra ped nauk / O.A Kalimullina. - Kazan'., 2015 - 488 s.

3. Masanina, T.N. Organizaciya vneauditornoj samostoyatel'noj raboty po matematike / T. N. Masani-na. - Surgut, 2012. - S. 3-16.

4. Maslou A. Psihologiya bytiya / Abraham Maslou - M.: Pedagogika, 1997. - 304 s.

5. Pilyugina, E.I. Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya studenta vuza / E.I. Pi-lyugina, O.V. Berezhnova // Molodoj uchenyj. - 2012. - № 10. - S. 289-291.

6. Shumskaya L.I. Pedagogicheskoe obespechenie studencheskogo samoupravleniya / / Pedagogicheskoe obrazo-vanie v klassicheskom universitete: problemy i perspektivy : materialy mezhdunar. nauch.-prakt konf., 12 okt 2000 g. / pod red N.A Berezovina : v 2 ch. Minsk : BGU, 2000. CH. 1. S. 189-192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 379.8

Р.И.Турханова

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья раскрывает формы социальной направленности коммуникативной функции социально-культурной деятельности; сущность и структуру коммуникативной функции социально-культурной деятельности; выявляются новые культурные инновационные каналы, направленные на удовлетворение потребности личности в общении. В статье отражены современные системы социально-культурной деятельности в условиях новых методологических связей; обоснованы позиции автора в обосновании культурного потенциала общества на основе новых социальных установок. Коммуникационная функция социально-культурной деятельности рассмотрена в системе социального развития человека; изучены направления реализации коммуникативной функции в условиях социально-культурной деятельности; выявлены теоретико-методические ресурсы социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: функция, социально-культурная деятельность, коммуникативная функция, творчество, социальное развитие личности.

Raihana I.Turkhanova THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article reveals the forms of social orientation of the communicative function of socio-cultural activities; expands ideas about the boundaries of the use of communicative connections in the system of social processes; considers the essence and structure of the communicative function of socio-cultural activities; new cultural innovation channels are used to meet the needs of the individual in communication. The article reflects the modern system of socio-cultural activities in terms of new methodological links; justifies the author's position in substantiating the cultural potential of society based on new social attitudes; uses methodological relationships between communication, the environment and the individual. The communication function of socio-cultural activities in the system of human social development is considered; the direction of the implementation of the communicative function in terms of socio-cultural activities is studied; theoretical and methodological resources of socio-cultural activities are revealed.

Key words: function, socio-cultural activities, communicative function, creativity, social development of the individual.

Социально-культурная деятельность на современном этапе переживает ряд новых изменений в аспекте новых коммуникативных институтов общества, которые трансформируются сегодня в сторону новых идеологических позиций личности. Важно принять те коммуникаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.