МЕСТО И РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Т.О. Толстых, д-р. экон. наук, профессор, Н.М. Круцкая, аспирант,
Е.Н.Черткова, магистрант
Понятие инновационности для российских предприятий становится еще более актуальным в период кризиса и санкций, когда создание и продвижение нового становится единственной возможностью выжить и остаться конкурентоспособным. В статье рассматривается инновационный потенциал предприятия с применением системного подхода
Понятие инновационности для российских предприятий становится еще более актуальным в период кризиса и санкций, когда создание и продвижение нового становится единственной возможностью выжить и остаться конкурентоспособным. Инновационность и предпринимательство, по сути, - это синонимы современного бизнеса. Способность почувствовать и «увидеть» новое во всех сферах предпринимательства, умение эффективно организовать новые проекты, довести их до реализации - становится основным фактором успеха предприятия любой сферы бизнеса.
Хотя понятия инновации и потенциала достаточно часто и широко обсуждаются в научной литературе, однозначности в понятийном аппарате они не получили. Будем понимать под инновационностью в предпринимательстве способность реализовать новый проект в любой функциональной области данного предприятия, которое принесет или уже приносит некую добавленную стоимость в виде финансового, имиджевого, мотивационного, социального, технологического, организационного или другого эффекта. Тогда, под инновационным потенциалом предприятия будем понимать совокупность его ресурсов, интеллектуальных и материальных возможностей, позволяющих обеспечивать устойчивое и сбалансированное развитие с целью укрепления позиций на рынке и формированию стратегий конкурентоспособности[1,2].
В рамках настоящего исследования представляется возможным охарактеризовать инновационный потенциал предприятия с применением системного подхода[1,3]. Для последнего характерно перенесение акцента с элементов изучаемого объекта на связи и отношения, причем особое внимание необходимо обратить на системообразующие связи, которые в первую очередь ответственны за целостность изучаемого объекта или явления. Это особенно важно, когда число элементов, образующих систему, велико, а сами элементы разнообразны и качественно неоднозначны. Современное предприятие - сложившийся комплекс технических, организационных и социально - экономических факторов, оказывающих совокупное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Инновационный потенциал - это сложная система, состоящая из целого ряда подсистем (см. рис.), каждая из которых также является сложной системой [1]. Эмерджентность такой системы достигается только при оптимальной сбалансированности всех элементов, что возможно только при умелом и эффективном менеджменте. Поэтому, ключевым параметром в получении синергетичес-кого эффекта, безусловно, является инновационный потенциал управленческого звена.
Другим важнейшим и ситемообразующим элементом инновационного потенциала можно назвать инфраструктуру предприятия. Высокоразвитая инфраструктура предприятия - это безусловный фактор повышения эффективности производства, без которой в общественном производстве любой процесс становится невозможным. Сформированная с позиции оптимальности и инновационности инфраструктура обеспечивает внутреннее единство и скоординированность действий различных служб предприятия, как на микро, так и на макро уровнях. При этом, роль элементов сводится к обеспечению функционирования целого. Инновационность инфраструктуры предприятия заключается в такой организации бизнес-процессов, которая способ-ствует дальнейшему развитию всех функциона-льных элементов системы и самого предприятия в целом. Другими словами, предприятие получает конкурентные преимущества за счет синергетического эффекта всех составляющих инновацион-ного потен-циала[4].
Безусловно, инновационный потенциал — это еще не гарантия эффективности предприятия, но его отсутствие делает невозможным реализации стратегий, ориентированных на инновации, инвестиции и развитие. К сожалению, формирование инновационного потенциала сдерживается различными причинами объективного и субъективного характера.
В заключении стоит отметить, что в последние годы вследствие глобализации во многих странах мира происходят процессы, приводящие к обострению конкуренции как в мировой экономике в целом, так и на уровне национальных экономических систем и на уровне отдельных отраслей.
Влияние экономического кризиса ухудшило данную ситуацию, поставив под угрозу существование даже вполне успешных предприятий. В первую очередь пострадали малые и средние предприятия. В этих условиях повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, за счет понимания необходимости формирования инновационного потенциала, становится важнейшим фактором позитивного социально - экономического развития нашей страны. Сложное выживание на отечествен-ных рынках требуют от предприятий мобилизации всех усилий по внедрению и реализации инновационных проектов на любых уровнях и в каждой функциональной структуре, что является важнейшей стратегической задачей менеджмента коммерческого предприятия.
Литература
1. Толстых Т.О. Стратегическая модель управления маркетинговым потенциалом рег-иона/Т.О. Толстых, Д.В. Толстых//Экономика и менеджмент систем управления.2011.Т.2.№2. С. 149-159.
2. Толстых Т.О. Формирование инновационной стратегии развития экономического клас-тера/Т.О. Толстых, Н.Г. Аснина //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).2009.№7. С.81-87.
3. Толстых Т.О. Формирование инфраструктуры для создания инновационных кластеров как инструмент конкурентоспособности промышленных предприятий/Т.О. Толстых// Организатор производства.2011. Т.51.№4, с86-91
4. Толстых Т.О. Подходы к формированию инновационной инфраструктуры для промышленных предприятий/ Т.О. Толстых, Н.А. Пахомова//Экономинфо.2013. № 20. С.59-62.
E-mail: [email protected]
[email protected] el-chertk@yandex. ru
Ключевые слова: инновации, потенциал, инновационность, инновационный потенциал, инфраструктура