Научная статья на тему 'Оценка уровня инновационного потенциала реального бизнеса региона'

Оценка уровня инновационного потенциала реального бизнеса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / REGION / THE INNOVATIVE POTENTIAL / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликова Диляра Мансуровна

Рассматриваются проблемы формирования инновационного механизма и потенциала предприятий малого и среднего бизнеса. Малый инновационный бизнес представляет собой механизм, ориентированный на продвижение научных нововведений на основе маркетинговой стратегии индивидуализированного производства. Дана оценка государственной поддержки малого предпринимательства в решении вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности продукции региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the level for innovative potential of the real regional business

The article is devoted to the problems arising in the formation of innovative mechanisms and capacities of the enterprises of small and average business. Small innovative business is a mechanism that focuses on the promotion of scientific innovations on the basis of the marketing strategy of an individualized production. The state support for small business in the decision of the issues connected with the increase of the competitiveness of the region is evaluated in this paper.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня инновационного потенциала реального бизнеса региона»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

33

УДК 332.1 Д.М. Маликова

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛЬНОГО БИЗНЕСА РЕГИОНА

Рассматриваются проблемы формирования инновационного механизма и потенциала предприятий малого и среднего бизнеса. Малый инновационный бизнес представляет собой механизм, ориентированный на продвижение научных нововведений на основе маркетинговой стратегии индивидуализированного производства. Дана оценка государственной поддержки малого предпринимательства в решении вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности продукции региона.

Ключевые слова: регион, инновационный потенциал, малый и средний бизнес, конкурентоспособность.

Сфера малого бизнеса в Удмуртской Республике является важнейшим сектором экономики. Стимулирование частного предпринимательства помогает активизировать социально-экономическое развитие региона. В общем объеме ВРП Удмуртской Республики доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в 2011 г. составила 8,9% (вместо запланированного уровня в 4,9%), в 2010 г. эта доля составляла 11,6% при запланированном уровне в 4,8%.

Отметим, что товарооборот малых предприятий ежегодно увеличивается, соответственно возрастает их значимость в формировании местного, регионального и федерального бюджетов. В 2009 г. темп роста товарооборота составил 42,8%, в 2011 г. 42,3% к уровню в 2008 г. и 2010 г. соответственно. По данным ФНС по Удмуртской Республике, в 2010 г. налоговых поступлений в региональный бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса поступило 1380 млн. руб., в 2011 г. - 1585,6 млн. руб., то есть рост налоговых поступлений в этот период составил 14,9%.

Развитие малого бизнеса увеличивает число рабочих мест, что сдерживает рост безработицы, а это дает возможность снижения расходов регионального бюджета по выплате пособий по безработице. Так, в 2010 г. по уровню безработицы Удмуртская Республика заняла 2-е место среди регионов Приволжского федерального округа. По данным Управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы и состоящих на учёте на конец 2011 г., составила 15,1 тыс. человек, в том числе 14,1 тыс. человек - официальные безработные, из них получают пособие по безработице 12,2 тыс. человек. Следовательно, развитие малого и среднего бизнеса является дополнительной возможностью снижения расходов регионального бюджета по выплате пособий по безработице, учитывая, что удельный вес работников малых предприятий в общей численности занятых в Удмуртской Республике в 2010 г. составил 14,8%. Такие действия, как снижение дефицита бюджета, повышение уровня занятости в регионе, являются приоритетными в экономической политике; органы власти заинтересованы в устойчивости развития малого предпринимательства, поэтому на практике создаются благоприятные условия для его функционирования.

Реализация государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и республиканскими целевыми программами развития малого предпринимательства. В настоящее время действует Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 гг. В рамках республиканской целевой программы развития малого предпринимательства функционируют основные элементы инфраструктуры стимулирования развития малого предпринимательства - Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, АУ Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор», АНО «Технопарк «Удмуртия», ЗАО «Удмуртская лизинговая компания», НП «Лига общественных объединений предпринимательства Удмуртской Республики» и другие организации.

Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства в 2010 г. профинансировал 151 проект по займам и лизингу на сумму 202,343 млн. рублей. На профинансированных предприятиях было создано 68 новых рабочих мест и 1903 рабочих места сохранено.

2013. Вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В рамках республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства в 2010 г. 46 заявителей получили субсидии в объеме 9,839 млн. рублей на возмещение части затрат по договорам поручительства, кредитным договорам и договорам лизинга.

За последние годы Удмуртия активно участвовала в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России, на право получения федеральных субсидий для финансирования мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса. В 2010 г. Удмуртская Республика получила федеральную субсидию на развитие малого и среднего бизнеса в размере 80,8 млн. рублей.

Важная проблема, которую может решить малое предпринимательство - это повышение конкурентоспособности продукции региона. Существенное конкурентное преимущество - уровень развития науки и интеллектуальная продукция; в связи с этим возникает такой феномен, как инновационное предпринимательство.

Малое инновационное предприятие выступает важным компонентом инновационной системы региона, поскольку является связующим звеном между наукой и производством. Малый бизнес превращается в специализированный сектор экономики, обладающий инновационной направленностью и играющий важную роль в экономическом развитии. Малый инновационный бизнес представляет собой механизм, ориентированный на продвижение научных нововведений на основе маркетинговой стратегии индивидуализированного производства, организующего изготовление нового продукта с использованием соответствующих знаний, с учетом потребностей и пожеланий конкретной группы потребителей или отдельных клиентов.

Таким образом, инновационная составляющая любого предприятия является основным фактором успешного функционирования в современных рыночных условиях. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном функционировать в условиях жёсткой конкуренции. Любое конкурентное преимущество позволяет предпринимателю получить дополнительную прибыль и иметь другие конкурирующие преференции. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала. Основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, и сами процессы выступают как средство решения производственных и коммерческих задач компании для получения высокой нормы прибыли.

Основная проблема формирования инновационного механизма заключается в создании благоприятных условий, способствующих стимулированию инновационной активности в рыночной среде. Решение данной проблемы находит отражение в построении инновационных механизмов на региональном уровне.

Каждый регион имеет свою специфическую воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, однако общее для всех субъектов РФ - высокая степень потенциальных возможностей инновационного развития малого предпринимательства, которую можно реализовать на практике. Соответственно, региональная политика инновационного развития малого предпринимательства нацелена на обеспечение комплексного и системного решения проблем в области приращения и эффективного использования инновационного потенциала малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в интересах социально-экономического развития региона.

Определение перспектив развития экономики страны и ее регионов предполагает оценку инновационного потенциала. Инновационный потенциал - это совокупность компонентов: субъектов, генерирующих инновации, инновационных посредников и потребителей инноваций.

Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим региону оценить возможности его инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, вследствие чего необходима его комплексная оценка.

При этом оценивать инновационный потенциал региона можно путем рассмотрения, во-первых, инновационной активности региона и, во-вторых, его инновационной восприимчивости.

На практике для оценки изменений инновационных явлений широко используются индексы и другие статистические показатели.

Оценим инновационную активность Удмуртской Республики. Для этого обратимся к итогам Рейтинга инновационной активности регионов за 2010 г., определенного Национальной ассоциацией инно-

ваций и информационных технологий. В исследовании приняли участие 83 субъекта РФ. Безусловным лидером рейтинга, как и в 2009 г., стала Москва, обеспечив себе значительный отрыв от других участников. Второе место заняла Московская область, в 2009 г. второе место занял г. Санкт-Петербург [2].

Обратимся к позиции инновационной активности Удмуртской Республики относительно других регионов страны. В Рейтинге инновационной активности регионов за 2010 г. Удмуртия заняла 29-ю позицию и относилась к регионам, характеризующимся умеренной инновационной активностью. В 2009 г. Удмуртия занимала 20-ю позицию, следовательно, инновационная активность в регионе снизилась. Из этого можно заключить, что эффективность региональной инновационной системы Удмуртской Республики по показателю инновационной активности в 2010 г. убавилась.

В Удмуртской Республике региональными органами власти проводится работа по стимулированию инновационной деятельности. В 2004 г. была принята Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы». За время ее реализации созданы следующие элементы республиканской инновационной инфраструктуры: автономная некоммерческая организация «Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики», государственное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор», автономная некоммерческая организация «Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики», 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях. С 2005 по 2007 г. из бюджета Удмуртской Республики на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов на три года под 7% годовых. С 2007 г. в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы «Десять лучших инновационных идей» и конкурс поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации Программы проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 г. Удмуртская Республика была представлена на 17 выставках-форумах, где приняли участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 г. Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям в г. Москве, на котором были представлены 6 проектов 10 организаций республики. В целом инновационная деятельность Удмуртии активизируется: с 2004 по 2010 г. число предприятий, выполнявших научные исследования и разработки, увеличилось с 19 до 22.

Экономика Удмуртской Республики имеет ярко выраженную промышленную направленность. Ведущее место занимают предприятия, производящие продукцию, предназначенную для экспорта, наукоемкой продукции выпускается пока недостаточно. Доля инновационных товаров в ВРП в 2000 г. составляла 3,1%, к 2010 г. - 3,4%.

Согласно исследованию, проведенному Росстатом в 2010 г., инновационная активность организаций Удмуртской Республики ежегодно возрастает. Если в 2005 г. инновационная активность предприятий составляла 8,3%, то в 2010 г. - 11,6%, то есть рост составил 3,3 процентных пункта (рис.) [1].

16,0% 14.0% 12,0% 10,0% 8,0% 6,0% 4,0% 2,0% 0,0%

2 00.

1 2/ X 11 4°/ > /о

0 г 1%

8,1 % 7 8° /о Ш

У = 3,0 05 8х + ),0 63 2

и,1

Инновационная активность организаций

Прогноз инновационной активности предприятий

2000 200120022003 2004 2005 2006 2007 2008 20092010 Годы

Рис. Динамика инновационной активности предприятий Удмуртской Республики

2013. Вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

На рис. построена линия тренда инновационной активности предприятий с учетом ретроспективной динамики, из чего следует, что в последующие годы этот показатель будет расти. В 2011 г. инновационная активность организаций составила 12,7%, в 2012 г. - 13,3%.

Расчетный «индекс инновативности» Удмуртской Республики, который отражает готовность социально-экономической среды к инновациям, определяется показателем индекса инновационности, который учитывает [3]:

- численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей численности занятых в экономике;

- численность студентов вузов, на 10 тыс. чел. населения;

- количество зарегистрированных патентов, на 1000 чел. занятых в экономике;

- затраты на технологические инновации, руб./чел.;

- уровень интернетизации, %.

Инновационная составляющая Удмуртской Республики в 2006 и 2010 гг. в сравнении с уровнем инновационности Республики Татарстан, представлена в табл.

Субиндексы и индекс инновативности

Индекс 2006 г. 2010 г.

Республика Татарстан Удмуртская Республика Республика Татарстан Удмуртская Республика

Субиндекс доли персонала, занятого в науке (% от занятых в экономике) 0,167 0,052 0,193 0,053

Субиндекс числа студентов государственных вузов на 10 тыс. населения 0,449 0,359 0,60 0,618

Субиндекс количества зарегистрированных патентов на 1000 занятых в экономике 0,416 0,226 0,330 0,196

Субиндекс доли затрат на инновации в ВРП 0,337 0,207 0,233 0,18

Субиндекс интернетизации 0,217 0,126 0,250 0,195

Индекс инновативности 0,317 0,194 0,321 0,248

Республика Татарстан обладает большим потенциалом инновационности, следовательно, более открыта для реализации возможностей инновационной деятельности, способна к созданию инноваций и готова к внедрению результатов в экономику. Удмуртская Республика значительно повысила свой статус инновационной восприимчивости и открытости. Рост индекса составил 28%. Значение индекса инновационности Республики Татарстан превышает в 1,3 раза этот показатель Удмуртской Республики в 2010 г. (в 2006 г. различия составляли 1,63 раза). В обоих регионах ПФО значения индекса выросли. Татарстан и Удмуртия по-прежнему остались в своих группах с показателями «высокой инновативности» и «средней инновационной активности». При этом самая обширная группа представлена регионами со значениями индекса инновативности от 0,135 до 0,250 «средняя инновационная активность», куда относится Удмуртская Республика.

Таким образом, анализ инновационного потенциала Удмуртской Республики позволяет сделать вывод, что она относится к группе регионов с инновационным потенциалом выше среднего. Она готова к инновациям, органы власти поддерживают инновационное предпринимательство и реализуют программы поддержки. При этом основной целью проведения комплексной оценки инновационного потенциала Удмуртии является обоснование рекомендаций по стимулированию инновационной активности региона. Для перехода к инновационному типу развития экономики, активизации инновационной деятельности необходимо преодолеть невостребованность науки, создать механизм ориентации проектов и программ НИР, основанный на нормативных прогнозах, разработать и освоить новые технологии управления инновациями, создать условия для распространения форм поддержки инновационной деятельности.

* * *

1. Регионы России. Социально-экономические показатели 2011 г.: стат.сб. / Росстат. М., 2011. 983 с.

2. URL: http://www.allmedia.ru/headlineitem.asp?id=727299

3. URL:http://atlas.socpol.ru

Поступила в редакцию 12.09.12

D.M. Malikova

Assessment of the level for innovative potential of the real regional business

The article is devoted to the problems arising in the formation of innovative mechanisms and capacities of the enterprises of small and average business. Small innovative business is a mechanism that focuses on the promotion of scientific innovations on the basis of the marketing strategy of an individualized production. The state support for small business in the decision of the issues connected with the increase of the competitiveness of the region is evaluated in this paper.

Keywords: region, the innovative potential, small and medium business, competitiveness.

Маликова Диляра Мансуровна, Malikova D.M.,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник candidate of economics, senior researcher

Удмуртский филиала Института экономики УрО РАН Udmurt branch of Economics Institute URO RAS

426000, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 426000, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.