Место и роль эндаумент-фондов и фандрайзинга в системе подготовки специалистов для транспортной отрасли РФ
The place and role of the endowment funds and fundraising in the system of training specialists for transport industry of the Russian Federation
Попов Вячеслав Александрович
Соискатель кафедры экономики
Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации
196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38
E-mail: [email protected]
Popov Viacheslav Aleksandrovich
Applicant of Department of Economics Saint-Petersburg state University of civil aviation 196210, Saint-Petersburg, street of Pilots, d. 38
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрено влияние активных социальных, экономических и демографических процессов на систему финансирования отраслевого высшего образования, и, как следствие, качества подготовки квалифицированных специалистов, в том числе для транспортной отрасли Российской Федерации. Выделены и проанализированы проблемы развития системы отраслевого высшего образования в стране и представлены инструменты совершенствования существующей модели финансирования российских отраслевых вузов через систему эндаумент-фондов и фандрайзинга
Ключевые слова: инвестиции, эндаумент-фонд, отраслевой университет, фандрайзинг
Abstract
The article considers the influence of active social, economic and demo-graphic processes in the system of financing the industry of higher education, and as a result, the quality of training of qualified specialists, including for the transport industry of the Russian Federation. А problems of development of branch system of higher education in the country identified and analyzed and provides tools to improve the existing funding model Russian industry universities through the endowment funds and fundraising
Key words: investments, endowment Fund, industry, University, fundraising
Введение
В условиях развития инновационной экономики современная образовательная система в Российской Федерации претерпевает значительные изменения. Перечислим основные факторы внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на процесс функционирования российских вузов, это:
- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг,
- сокращение бюджетных расходов на поддержку университетов,
- повышение требований к эффективности функционирования вузов,
- изменение законодательной базы,
- реализация федеральных проектов по модернизации образования (в т.ч. переход на Болонскую систему),
- сокращение общего числа вузов, студентов и преподавателей,
- реорганизация неэффективных в своей деятельности вузов посредством их слияния или присоединения.
В настоящее время на рынке труда транспортной отрасли существует определенный дисбаланс: по оценкам Министерства транспорта РФ общий объем незаполненных квалифицированными работниками вакансий составляет порядка 40 тыс. человек по отрасли. Кроме лиц, непосредственно работающих в транспортных организациях, здесь необходимо учитывать и специалистов других отраслей, связанных с выполнением профессиональных функций в сфере логистики и инфраструктуры транспорта.
В России подготовку специалистов для транспортной отрасли ведут отраслевые вузы МИНТРАНСа, а также и другие вузы, например МАДИ и СибАДИ (ведомственная принадлежность - МОН РФ), ряд университетов (технические: направления подготовки: логистика, транспортные системы; юридические: транспортное право) и т.п. При этом, в условиях активных социальных, экономических и демографических совершенствование системы финансирования отраслевого высшего профессионального образования с целью обеспечения доступности получения качественного образования для всего населения страны приобретают все большую актуальность [1].
Основной раздел
При этом в настоящее время российские транспортные вузы практически не имеют возможности осуществлять ощутимые инвестиции в развитие, например, инновационной деятельности и производства и накопления интеллектуального капитала; при том, что эти инвестиции являются стратегическими и окупаются в долгосрочном плане развития отрасли [2].
На развитие ресурсного потенциала транспортных вузов, на повышение доступности и качества образования нацелена потребность совершенствования финансовых механизмов формирования и накопления целевых капиталов вузов транспортной отрасли РФ.
Как следствие: приоритетными источниками дополнительного финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг в вузах транспортной отрасли являются средства, поступающие от физических и юридических лиц в качестве спонсорских благотворительных пожертвований; эти средства и формируют целевой капитал [3]. В мировой практике существует институт работы с подобными целевыми капиталами - через систему эндаумент-фондов.
Эндаумент-фонд - юридическое лицо, созданное для накопления целевого финансирования, которое поступает от физических или юридических лиц на расчетный счет фонда для реализации конкретных целей.
На сегодняшний день тема благотворительности занимает все больше места в публичном пространстве большинства стран. Можно констатировать, что мода на благотворительность сформирована. Об этом свидетельствует стремление публичных фигур ассоциироваться с благотворительными организациями или отдельными благотворительными инициативами; высоко внимание к данной теме со стороны СМИ.
Мировой рейтинг объемов инвестиций, отпущенных на благотворительность 2014 г. показал, что по сравнению с 2013 г. доля людей, занимающихся благотворительной деятельностью, выросла за счет распространения волонтерства при снижении сумм денежных пожертвований. При этом следует отметить, что наиболее интенсивный рост благотворительности отмечен в Азии, а самая «щедрая» страна в мире - США. В рейтинге стран Россия переместилась на 126 место - с 138 в 2010 г [5].
Фандрайзинг - изначально понятие, олицетворяющее сбор уличных пожертвований; со временем понятие фандрайзинг стало означать поиск, привлечение, сбор добровольных пожертвований в денежной или иной форме, на цели, которые не связаны с извлечением прибыли.
Количество фондов целевого капитала и их размеры растут значительно медленнее, чем ожидалось. В этом секторе все еще наблюдается значительная нехватка компетентных специалистов в сфере фандрайзинга, поэтому задача обучения персонала стоит достаточно остро, а конкуренция за человеческие ресурсы проходит также сильнее, как за деньги доноров.
Первые эндаумент-фонды появились в Соединенных штатах Америки, и сегодня они владеют общим сформированным капиталом, который можно сравнить со статьями федерального бюджета этой страны.
Например, в поддержку Гарвардского университета эндаумент-фонд был впервые создан в 1949 году; а одним из крупнейших эндаумент-фондов на сегодняшний день является Нобелевский фонд.
Преимущество таких фондов: прозрачность характера деятельности и направленности движения капитала. Пожертвования передаются благотворителями в фонд целевого капитала, затем средства переходят в управляющую компанию, доход направляется на финансирование некоммерческих организаций одной или нескольких.
Сегодня крупнейший университетский эндаумент-фонд принадлежит Гарварду, на втором месте выступает эндаумент Йельского университета (таблица 1).
Таблица 1. Крупнейшие эндаумент - фонды университетов США и динамика их прироста
2013, в тыс. 2014, в тыс. Темп
$ $ прироста
Гарвардский университет 30 435 375 32 334 293 6,2%
Йельский университет 19 345 000 20 780 000 7,4%
Стэнфордский университет 18 263 850 18 688 868 2,3%
Принстонский университет 16 954 128 18 200 433 7,4%
Массачусетский технологический
институт 10 308 274 11 005 932 6,8%
Университет Техассистемы 7 638 555 8 732 010 14,3%
Принятие российского Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» стало правовой предпосылкой для создания фондов целевого капитала. Как результат: объекты социальной инфраструктуры, образовательные и научно-исследовательские учреждения сегодня поддерживаются региональными благотворительными фондами, что дает возможность им стать «точками роста» в своих отраслях [6].
Очевидно, что целесообразность создания эндаумент-фондов в нашей стране не подлежит сомнению. Но существует ряд сдерживающих факторов развития данной системы, а именно:
> отсутствие доверия к организациям, занимающимся благотворительностью;
> отсутствие традиции к благотворительной деятельности и созданию эффективных механизмов её осуществления ввиду существования привычных систем получения образования и услуг здравоохранения.
Вышеперечисленные факторы в значительной степени делают проблематичным процесс поиска и привлечения средств инвесторов к формированию благотворительных фондов поддержки образовательных учреждений [7]. Тем не менее, в Российской Федерации на 30 мая 2014 года в России существовало 132 эндаумент-фонда. Топ наиболее крупных российских эндаументов представлен в таблице 2
Табл. 2 - Топ наиболее крупных российских эндаументов
Объем, Кол-во целевых
Наименование фонда млрд.руб. капиталов
"УРАЛ-ИНВЕСТ ПЛЮС" 13,15 1
ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ СКОЛТЕХ 4,28 2
ФОНД ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1,21 4
ФОНД РАЗВИТИЯ МГИМО 1,21 1
ФОНД РАЗВИТИЯ СПб Государственного
университета 1,16 1
ФОРСЭНО 0,39 1
"ИСТОКИ" 0,36 1
ЭНДАУМЕНТ-ФОНД "ТРАНССОЮЗ" 0,41 1
ФОНД ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА РЭШ 0,34 1
ФОНД ЕГОРА ГАЙДАРА 0,33 2
ФОНД ПОМОЩИ ХОСПИСАМ "ВЕРА" 0,21 5
ЭНДАУМЕНТ-ФОНД ЭРМИТАЖА 0,19 1
Ниже на рисунке 3 будет представлена сегментация эндаумент-фондов по целям вложения, что позволит понять направления деятельности, финансируемые, в том числе и целевыми капиталами.
На графике рисунка 2 и круговой диаграмме рисунка 3 представлены динамика роста количества целевых капиталов в период с 2007 года по 2014 и структура рынка российских эндаументов по итогам 2014 года.
На графике рисунка 1 прослеживается постоянный рост, что означает, что целевые капиталы пользуются все большим доверием со стороны инвесторов; кроме того, привлеченные средства находят своего «нуждающегося».
На сегодняшний день, одним из основных опасений отечественных вузов является вопрос наполнения фонда целевого капитала. На рисунке 2 представлен рынок, сегментированный по направленности целевого капитала России, диаграмма рисунка 2 показывает, что наибольшая часть эндаумент-фондов поддерживает образование, на втором месте - здравоохранение и социальная поддержка. При этом, основное количество эндаумент-фондов создано именно в системе высшего образования страны (удельный вес доли - 63%).
■ Образование ■ Здравоохранение и соцподдержка ■ Культура и искусство ■ Спорт
Рисунок 2. Структура рынка российских эндаументов по итогам 2014 года (%)
Для повышения эффективности работы с эндаумент-фондами необходимо отслеживать и последний зарубежный опыт привлечения капитала в свои фонды.
На графике рисунка 3 представлена динамика роста объема капиталов эндаумент-фондов в России по состоянию на 30.06.2014 по годам.
При этом процесс создания и развития эндаументов в транспортных вузах будет осложняться рядом сопутствующих проблем, а именно:
- создание новой структуры - эндаумент-фондов - будет сопровождаться расходованием дополнительных ресурсов (финансовых, временных и физических);
- в настоящее время еще существуют некоторые нерешенные вопросы урегулирования российского законодательства в области деятельности эндаумент-фондов.
Особенностью, характерной лишь для эндаумент-фондов при вузах, являются наличие определенного круга потенциальных жертвователей среди выпускников данного ВУЗа, что упрощает поиск источников дополнительного привлечения средств в фонд целевого капитала.
Кроме того, и практика показывает, что эндаумент-фонды пополняются благодаря пожертвованиям бывших выпускников, а также иных физических и юридических лиц.
В нашей стране по экспертным оценкам на начало 2015 г. порядка 10% российских вузов организовали собственные эндаумент-фонды. В транспортной отрасли первый и пока единственный эндаумент-фонд создан при Петербургском государственном университете путей сообщения (основной донор - ОАО «РЖД»)
Вузы транспортной отрасли в этом отношении находятся, на первый взгляд, в более выгодном положении ввиду наличия большого числа транспортных гигантов, имеющих все возможности оказания спонсорской благотворительной помощи отраслевым университетам [4].
Мы считаем, что в России перед сектором целевых капиталов в целом остро стоит общая задача популяризации идеи эндаументов, проработки и донесения до общества и доноров всех ее конкурентных преимуществ.
В то же время становиться очевидным, что необходимо проводить более активную политику по привлечению денежных и иных средств для инвестирования образовательных учреждений, осуществляющих подготовку приоритетных по направлению для отраслевых экономик кадров (например, специалисты системы управления полетами в гражданской авиации), в том числе и в рамках данной программы [9]. Средства из таких фондов направляются на поддержку
финансирования отраслевого образования: дополнительные гранты для одаренных студентов транспортных вузов и финансирование стипендий, проведение исследовательских и образовательных программ, повышение качества образования в области транспорта, доступности, поддержки отраслевых стандартов. Схема финансирования отраслевых научных разработок через гранты посредством института эндаумента представлена на рисунке 4. На схеме рисунка 4 также раскрыта классификация источников поступления целевых средств в адрес получателя грантов.
Рисунок 4 Место эндаумент-фонда в системе финансирования научных разработок, проводимых в отраслевом вузе
Заключение
В заключении считаем важным отметить, что инвесторы эндаументов, создаваемых на базе отраслевых транспортных вузов, должны видеть ряд
преимуществ, которыми обладают данные фонды по сравнению с традиционными благотворительными фондами , а именно:
- привлекаемые капиталы имеют целевой характер и конкретные направления использования;
- федеральным законодательством предусмотрены налоговые льготы в части расходования привлекаемых денежных средств, что повышает эффективность их использования;
- при формировании и функционировании эндаумент-фондов финансовые риски распределяются между всеми участниками;
- в рамках функционирования эндаументов определены конкретные инструменты инвестирования и расходования, что значительно повышает прозрачность и надежность целевого вложения целевых средств ;
Отраслевые вузы, с другой стороны получают при организации эндаумент-фондов относительную независимость от дополнительно привлекаемых разовых пожертвований в фонд развития интеллектуального капитала отрасли .
А общество в целом, реализовывая стратегию и основные цели развития эндаумент-фондов получает возможность решать не только чисто прагматические задачи, но и осуществить переход на новый социальный уровень взаимодействия с окружающим миром, учитывая отраслевую специфику: ведь каждое транспортное средство - это источник повышенной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды [8].
Библиографический список
1. Gubenko A.V., Ksenofontova T.Y. STRATEGY TO INCREASE THE STATE'S ROLE IN THE BUSINESS PROCESS MANAGEMENT ON THE AIRPORT SERVICE MARKET/Journal of Internet Banking and Commerce. 2015. Т. 2015. № S1. С. 005
2. Ксенофонтова Т.Ю. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА/
Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4 (24). С. 33
3. Ксенофонтова Т.Ю . К ВОПРОСУ О ПОЛУЧЕНИИ НЕОБХОДИМЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ КУРСОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ/ Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 141-142
4. Ксенофонтова Т. Ю. Проблемы привлечения инвестиций в транспортные вузы РФ, в том числе через систему эндаумент-фондов и фандрайзинга [Текст] / Т. Ю. Ксенофонтова, В. А. Попов // Образование и наука: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 5-22. — (Серия "Научно-методическая библиотека"). — ISBN 978-5-9908090-4-8.
5. Мировой рейтинг благотворительности: Россия — 126-я/ФИЛАНТРОП ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, Рубрика: АНАЛИЗ, СОБЫТИЯ 18.11.2014. . Режим доступа: http://philanthropy.rU/analysis/2014/11/18/18828/#.V8_r6VuLRMw
6. Осипова И.М., Ксенофонтова Т.Ю.. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 6 (77). С. 219-223.
7. ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ/ Голубцов В.Г., Тюлькин А.А., Сятчихин А.В., Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В., Климова Т.В., Заславская С.В., Ксенофонтова Т.Ю., Победоносцева Г.М., Победоносцева В.В. St. Louis, 2013
8. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА/ Ермолина М.А., Кирьянов И.В., Кочегарова Е.Д., Ксенофонтова Т.Ю., Лысоченко А.А., Мингалева Ж.А., Клочко Е.Н., Новиков В.С., Данилов Г.В., Рочев К.В. St. Louis, 2013
9. Smurov M.Yu, Gubenko A.V., Ksenofontova T.Yu .INTERRELATION OF THE PROBLEMS OF THE AIRCRAFT FLEET DEVELOPMENT AND THE IMPROVEMENT OF THE AIR TRAFFIC CONTROL SYSTEM/Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 21. № S4. С. 15