УДК 336.763.311
Привлечение внебюджетных средств в высшее образование. новые финансовые инструменты
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования методов финансовой инженерии для внебюджетного финансирования высшего образования. В статье предлагаются новые финансовые инструменты, такие как объединенный срочный фонд целевого капитала и облигации социального воздействия (SIB). Объединенный фонд целевого капитала рассматривается как инструмент формирования индивидуальных капиталов для участников фонда. В статье проанализированы проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются вузы, формируя свои эндаумент-фонды. В качестве инструмента решения данных проблем предлагается объединенный срочный фонд целевого капитала, использование которого позволит значительно ускорить процесс развития этого сегмента финансового рынка. Облигации социального воздействия, которые также описаны в статье, совсем недавно стали применяться в англо-саксонской практике для финансирования социальных проектов. Данная статья позволяет познакомиться с этим новым финансовым инструментом, его структурой и возможностями. По мнению автора, SIB также могут стать важным инструментом внебюджетного финансирования высшего образования.
Ключевые слова: благотворительность; внебюджетное финансирование; высшее образование; новый финансовый инструмент; облигации социального воздействия (SIB); социальный проект; фандрайзинг; филантропическое сообщество; финансовая инженерия; фонд целевого капитала; частно-государственное партнерство.
Abstract. The article is dedicated to use of financial engineering methods for extrabudgetary funding of higher education. In the article, it are proposed new financial instruments such as united term endowment and social impact bonds (SIB). Considering united term endowment as the formation instrument of individual capital for participants of endowment, in the article, it is given an analysis of the problems that are faced by universities, forming their own endowments at present. United term endowment is offered as the instrument to solve these problems, use of which will allow to accelerate process of development of this segment of the financial market. Social impact bonds (SIB), which are also described in this article, have been used quite recently in the Anglo-Saxon practice for financing of social projects. This article allows to get acquainted with this new financial instrument, its structure and possibilities. This type of bonds can also become the important instrument for extrabudgetary funding of higher education.
Keywords: charity; extrabudgetary funding; higher education; new financial instrument; social impact bonds (SIB); social project; fundraising; philanthropic community; financial engineering; endowment; private-public partnership.
Кафанова А.В.,
студентка магистратуры Финансового университета H [email protected]
Современный этап развития высшего образования России требует от руководства высших учебных заведений все больше внимания уделять привлечению дополнительных внебюджетных средств для финансирования учебного процесса. Без них российские уни-
верситеты не смогут эффективно конкурировать на рынке образовательных услуг, который в последнее время все больше приобретает глобальный характер. В современном мире обучение в течение всей жизни становится нормой, а способность к постоянному обучению, приобретению новых знаний и умений рассматривается как самая важная характеристика качества рабочей силы.
Переход к массовому высшему образованию наряду с усилением требований быстрого обновления знаний неизбежно вызывает необходимость изменения прежних методов финансирования, которые в новых условиях оказываются не в состоянии обеспечить масштабную подготовку специалистов
Научный руководитель: Миркин Я.М., доктор экономических наук, профессор.
Рис. 1. Динамика создания фондов целевого капитала и роста объема привлеченных средств [1]
на высоком уровне. Это ставит перед системой высшего образования проблему создания таких механизмов финансирования, которые позволят эффективно обеспечивать расширяющееся производство кадров высшей квалификации при оптимальном использовании ресурсов.
Перед вузами в настоящее время стоит ряд проблем. В их числе:
• недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса и прогрессирующий износ основных фондов;
• снижение социального статуса преподавателя и престижа научно-педагогической работы;
• критическое состояние вузовской науки, прежде всего фундаментальных исследований, и др.
Проблемы современной российской высшей школы приводят к возрастанию потребности в привлечении дополнительных внебюджетных средств. Ситуация предполагает уход от остаточного принципа финансирования в пользу инвестирования образования. В данной статье мы рассмотрим два новых финансовых инструмента, которые могут серьезно изменить ситуацию, способствуя росту объема привлеченных денежных средств в систему высшего образования. Это объединенный срочный фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) и SIB (Social Impact Bonds) — облигации социального воз-
действия. Рассмотрим подробнее каждый из инструментов.
Эндаумент-фонд (от англ. endowment - вклад, дар, пожертвование) — это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, общественно значимые. Эндаумент-фонд создается за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц и состоит из неприкосновенной части, которая инвестируется в финансовые активы и является гарантией наличия денежных средств в будущем, а также расходуемых доходов от инвестирования основной суммы целевого капитала.
Эндаумент-фонды в российском варианте — фонды целевого капитала, уже имеющие богатую историю. Первый аналог современных эндаументов появился в 1502 г. в Великобритании, когда леди Маргарет Бюфорт, бабушка короля Генриха VIII, внесла пожертвования на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа.
В США, где эндаументы существуют уже более 350 лет, первопроходцем стал Гарвардский университет, когда в 1649 г. четыре выпускника завещали альма-матер небольшой участок земли. Наиболее известный эндаумент-фонд — Нобелевский, созданный в конце XIX в. Практически каждый вуз США имеет свой эндаумент-фонд.
В России фонды целевого капитала стали появляться после принятия Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее - Закон № 275-ФЗ). В настоящее время в России создано более 100 фондов целевого капитала, в том числе 60 в сфере образования: МГИМО (1,1 млрд руб.), МФТИ (1 млрд руб.), СПбГУ (946 млн руб.), Финансовый университет (64 млн руб.). Объем активов всех российских фондов целевого капитала в настоящее время составляет около 23 млрд руб. Динамика создания фондов целевого капитала представлена на рис. 1.
По целевому назначению, исходя из опыта функционирования эндаумент-фондов за рубежом, фонды можно довольно условно сгруппировать, разделив на «классические» эндаументы и энда-умент-подобные фонды. Следует выделить группу фондов, которую можно отнести к срочным эн-даументам (Term Endowment), так как именно они представляют наибольший интерес. При учреждении Term Endowment устанавливается определенный срок либо условие, до момента наступления которого фонд функционирует как «классический» эндаумент. По истечении этого срока/выполнении условия основная сумма фонда может быть либо израсходована, либо возвращена жертвователям. Варианты такого фонда предусматривают постепенное расходование основной суммы эндаумента (Capital Depletion), а также фонд, создаваемый под покрытие дефицита оборотного капитала (Working Capital Reserve) [2].
Таким фондом в соответствии с российским законодательством может являться фонд целевого капитала, созданный на срок 10 лет и более. Закон № 275-ФЗ дает исчерпывающий перечень случаев, в которых целевой капитал подлежит расформированию (статья 14, а также пункт 15 статьи 16):
• достижение целей, предусмотренных договором пожертвования или завещания;
• истечение срока формирования целевого капитала;
• реорганизация некоммерческой организации - собственника целевого капитала;
• ликвидация некоммерческой организации -собственника целевого капитала;
• снижение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;
• по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства о целевом капитале;
• отсутствие действующего договора доверительного управления [3].
Кроме того, жертвователь может прописать порядок расформирования фонда целевого капитала в договоре пожертвования. Например, указать, что имущество, составляющее фонд, при его расформировании передается другой (прямо называемой или нет) некоммерческой организации или благополу-чателю специализированного целевого капитала. Однако жертвователь не вправе требовать возвращения имущества, образовавшегося в результате расформирования фонда целевого капитала.
Привлечение средств через систему фондов целевого капитала позволяет образовательным организациям получать дополнительные финансовые ресурсы на длительной основе и планировать долгосрочные перспективы своей деятельности. Однако в России аккумулирование средств в фондах целевого капитала сталкивается с рядом серьезных трудностей.
Анализ состояния отечественных фондов целевого капитала позволяет выделить следующие основные проблемы их создания и функционирования.
1. Закрытость и низкая информационная прозрачность фондов целевого капитала. Как правило, руководство вуза рассматривает перспективы пополнения фондов целевого капитала только за счет крупных «доноров». При этом коллектив вуза, студенты и выпускники практически полностью исключены из процесса фандрайзинга1. В зарубежной практике эндаумент-фонды в сфере образования формируются по иной модели, нацеленной прежде всего на активное сотрудничество и взаимодействие со всеми категориями партнеров, включая студентов, выпускников вуза и др.
2. Высокая стоимость первоначальных затрат на создание фонда целевого капитала. В связи с тем что для начала работы фонда в соответствии с Законом № 275-ФЗ минимальный размер целевого капитала должен быть сформирован в течение года в объеме не менее 3 млн руб., руководство вуза стоит перед проблемой вывода достаточно большой суммы денег из оборота на длительный срок, что особенно затруднительно для небольших коммерческих организаций. Поэтому небольшой вуз не может самостоятельно сформировать целевой капитал и вынужден рассчитывать исключительно на помощь со стороны богатого спонсора, что в современной экономической ситуации пробле-
1 Фандрайзинг (от англ.fundraising) - процесс привлечения денежных и иных средств в фонд целевого капитала.
Рис. 2. Схема функционирования объединенного срочного фонда целевого капитала
матично. К этому необходимо добавить затраты на содержание фонда, что при слабом фандрайзинге делает данный механизм финансирования вуза убыточным продолжительное время.
3. Слабое представление руководства вузов о принципах функционирования фонда целевого капитала, восприятия его как варианта банковского депозита, непонимание того, что центр экономической деятельности фонда сосредоточен в фандрай-зинговой деятельности.
4. Отсутствие в руководстве вузов специалистов, которые могли бы правильно организовать фандрайзинг, дополнив им воспитательную работу в вузе, умело используя необходимые инструменты и технологии.
5. Отсутствие систем мотивации сотрудников вуза для участия в фандрайзинге.
6. Неразвитость в современной России культуры и традиций благотворительности. Это вызвано низким уровнем доходов значительной части населения и отсутствием доверия к благотворительным организациям.
7. Налоговые льготы для жертвователей не предусмотрены. Такая ситуация весьма спорна с точки зрения отдачи на капитал, являющийся целью любого бизнес-проекта, в том числе и в форме благотворительности.
Таким образом, пакет законов о целевом капитале и соответствующие изменения в налоговом законодательстве не обеспечивают дополнительное
экономическое стимулирование жертвователей. Несмотря на это, фонды целевого капитала обеспечивают повышение финансовой самостоятельности некоммерческих организаций в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов.
Если коротко обобщить все проблемы, которые стоят на пути бурного развития фондов целевого капитала в России, то их можно свести к двум ключевым обстоятельствам.
1. Высокая стоимость входа в проект и довольно долгий период выхода на приемлемые уровни рентабельности.
2. Отсутствие эффективной системы фандрай-зинга, основанной на принципах морального и материального стимулирования сотрудников и студентов вузов, а также «доноров».
Преодолеть эти сложности реально в рамках нового формата фонда целевого капитала, создание которого возможно в полном соответствии с существующим российским законодательством. Таким финансовым механизмом может быть объединенный срочный фонд целевого капитала. В настоящий момент достаточно большое количество целевых капиталов имеют срочный характер. Примером является фонд «Образование и наука ЮФО», учрежденный коммерческим банком «Центр-инвест» и группой лиц.
Целью объединенного срочного фонда целевого капитала является формирование через зара-
Рис 3. Механизм функционирования SIB-программы [4]
нее определенный период времени (в соответствии с российским законодательством - минимум 10 лет) индивидуальных целевых капиталов для каждого из учредителей фонда при минимальных первоначальных затратах. Задачей такого фонда является создание условий для формирования индивидуальных целевых капиталов и создание эффективной системы фандрайзинга каждого вуза с учетом его специфики.
По экономическому содержанию объединенный срочный фонд целевого капитала представляет собой фонд, учрежденный с целью поддержки сразу нескольких вузов. При этом каждый вуз в рамках целевого капитала формирует свой собственный накопительный счет, на котором аккумулирует средства, получаемые в процессе фандрайзинга. Доход от этих средств может быть использован так же, как и при создании «обычного» индивидуального фонда целевого капитала. Схематично такая организация работы фонда изображена на рис. 2.
В рамках объединенного срочного фонда целевого капитала возникает эффект экономии на масштабе, благодаря которому при небольших первоначальных затратах появляется возможность в течение короткого срока наполнить фонд целевого капитала с выводом его на самоокупаемость.
Например, в процессе самостоятельного фандрайзинга вуз привлекает до 1 млн руб. в год, что не имеет решающего значения для быстрого выхода на самоокупаемость индивидуального фонда. При участии в объединенном фонде 20 вузов с годовым фандрайзингом 1 млн руб. можно за три года собрать порядка 60 млн руб., что даст объединенному фонду возможность быстрого выхода на самоокупаемость.
Таким образом,объединенный срочный фонд целевого капитала может стать своеобразным «инкубатором» индивидуальных фондов вузов. Сотрудничество в рамках объединенного фонда позволит администрации вузов получить хороший опыт в области фандрайзинга и управления фондом целевого капитала для того, чтобы в последующем уже развивать свой индивидуальный фонд.
Другим инструментом, который также может быть использован для привлечения дополнительных внебюджетных средств в целях финансирования высшего образования, является SIB (Social Impact Bonds) — облигации социального воздействия. Этот финансовый инструмент появился совсем недавно благодаря методам финансовой инженерии. В настоящее время его применяют только в Англии, США и Австралии. Анализ этого инструмента
Рис. 4. Финансовая модель экономики SIB-программы [5]
позволяет сделать вывод, что он может использоваться для финансирования как организаций высшего образования,так и отдельных образовательных программ.
Кратко описать SIB можно так: это - ценная бумага, которая содержит договор займа, основанный на определенных взаимовыгодных условиях сотрудничества нескольких организаций разного профиля деятельности, стремящихся достичь определенного социально значимого результата. В своей простой изначальной форме SIB является облигационным займом, который организован инвестиционным банком и направлен на привлечение филантропических средств. Деньги, полученные при размещении этого займа, должны быть направлены на реализацию определенной социальной программы, которая осуществляется некоммерческой организацией. Важным участником договора является государство, которое берет на себя определенные обязательства. Например, если финансируемая социальная программа будет успешно реализована, государство компенсирует инвесторам их затраты, а также выплатит премию. Но если поставленные цели достигнуты не будут, то и возврат средств не предусмотрен. Поэтому SIB имеет и другое название - pay for success («плата за успех»).
Итак, в данном инвестиционном продукте участвует одновременно несколько сторон.
1. Объекты социального воздействия.
2. Государство.
3. Инвестиционный банк.
4. Инвесторы.
5. Некоммерческая организация (НКО).
6. Независимый социальный аудитор.
7. Инвестиционный консультант.
От их слаженного взаимодействия во многом зависит эффективность инвестиций, которая тем выше, чем успешнее, по мнению всех участников инвестиционной программы, решены задачи в рамках этих инвестиций. Механизм функционирования SIB-программы представлен на рис. 3.
Главным преимуществом данной формы финансирования социальных проектов, в отличие от прямых грантов, является повышение ответственности всех участников программы за достижение намеченных целей. В рамках программы появляется заинтересованное лицо - инвестор, который заинтересован в том, чтобы проект, финансируемый в рамках SIB-программы, был реализован с максимальной отдачей.Если при получении обычного гранта НКО может ограничиться «хорошим отчетом», то в данном случае возникает конфликт
интересов, который приводит к контролю за деятельностью НКО как со стороны инвестора, заинтересованного в возврате средств, так и со стороны гаранта (государства), который должен быть уверен, что проект реализован в полном объеме.
Финансовое моделирование и задачи социального анализа имеют решающее значение для реализации проекта с использованием SIB-облигаций. В финансовой модели экономики SIB находят отражение:
• текущие затраты государства на решение социальной проблемы, с которой сталкивается целевая группа населения;
• предполагаемое воздействие на целевую группу населения планируемых мероприятий;
• стоимость реализации планируемых мероприятий, которая может включать затраты, связанные с оценкой социальной программы, услугами аудиторов и т.д.;
• оценка финансовых доходов инвесторов;
• потенциальная экономия для государства.
Стоимость планируемых мероприятий определяет объем средств инвесторов на каждый год (т.е. основная сумма займа с каждым годом уменьшается). Этот этап включает в себя три ключевые задачи для организации SIB-программы.
Необходимо оценить текущую стоимость для государства имеющейся социальной проблемы, с которой сталкивается целевая группа населения, а также эффективность планируемых мероприятий, которые по предварительному подсчету должны снизить стоимость затрат для государства при реализации SIB-программы. При этом необходимо вычислить разность между текущими и будущими затратами в зависимости от положения дел.
Следует установить, как экономия распределяется между государственными ведомствами. Разница между выгодами для государства и общей стоимостью SIB-программы определяет чистую экономию финансовой модели. Сэкономленные бюджетные средства могут быть разбиты на выгоду для налогоплательщиков, выплаты для инвесторов и гонорары успеха для инвестиционного банка или других заинтересованных сторон.
Если изначальные инвестиционные платежи реинвестируются в фонд НКО, требуемые инвестиции могут быть меньше общей стоимости поставки услуг НКО. При расчете следует также принять во внимание инфляцию и другие факторы, которые могут повлиять на стоимость поставки услуг в течение срока действия SIB-программы.
В обобщенном виде финансовая модель экономики SIB-программы представлена на рис. 4.
Преимущества SIB-финансирования можно обобщить следующим образом.
1. Государство может значительно увеличить объемы финансирования различных социальных проектов, сохраняя контроль над расходованием средств. По сути, государство получает долгосрочный кредит, который оно вернет только в том случае, если SIB-программа будет успешной. При этом социальные программы получают еще один качественный уровень контроля со стороны инвесторов.
2. Для инвестиционного сообщества данная схема позволяет сделать благотворительность формой инвестирования с умеренным уровнем доходности. При этом вложенные средства не выводятся из хозяйственного оборота компании, в отличие от предоставления гранта, так как SIB-облигации могут быть средством залога, а могут быть проданы на фондовом рынке как обычная ценная бумага.
3. НКО (вуз) значительного расширяет возможности по привлечению средств, причем как за счет филантропического сообщества, так и фондового рынка.
Наиболее перспективным направлением финансирования через SIB-программы представляются такие проекты, как создание лабораторий и исследовательских центров при университетах, строительство новых зданий, а также целевые образовательные программы, имеющие перспективу коммерческого развития. Поскольку ход реализации проекта контролирует инвестор, преследующий долгосрочные коммерческие цели, SIB-программы открывают возможность гораздо эффективнее использовать денежные средства государства.
Потенциальными инвесторами SIB-программ являются:
• отраслевые предприятия, заинтересованные в исследованиях вуза;
• предприятия, заинтересованные в долгосрочных программах подготовки и переподготовки кадров;
• инвесторы, заинтересованные в развитии вуза и активно проводящие социальные и филантропические программы.
Примером такого инвестора может служить банк «УРАЛСИБ», который тратит до 26% своего дохода на благотворительные программы.
Первый и, по мнению многих экспертов, успешный опыт SIB-инвестирования был проведен в Великобритании в сентябре 2010 г. в сфере уголовного судопроизводства. Он был инициирован некоммерческой финансовой организацией Social Finance и называется One. Целью проекта является привлечение финансирования для долгосрочной программы реабилитации осужденных с широким
использованием образовательных технологий обучения новым профессиям и позитивным социальным коммуникациям.
Программа направлена на уменьшение количества «возвратов» в тюрьму города Питерборо мужчин, осужденных на срок не более одного года лишения свободы. Реализацией проекта занимаются четыре НКО, которые оказывают активную индивидуальную поддержку трем тысячам осужденных на протяжении шести лет (как во время заключения, так и после освобождения).
Условия для инвесторов следующие: если через шесть лет число повторных преступлений среди освобожденных из тюрьмы снизится на 7,5% и более, то инвесторы получат от государства через Министерство юстиции возврат вложенных средств, плюс проценты. Чем меньше число рецидивов преступлений, тем больше будет доход инвесторов. Если минимальная планка не достигается, инвесторы не получают компенсации расходов.
Организаторам SIB One удалось привлечь инвестиции в размере 5 млн фунтов, что само по себе стало определенным достижением. Если проект успешно реализуется, то инвесторы получат около 8 млн фунтов от Министерства юстиции и Big Lottery Fund («Фонд большой лотереи»). Таким образом, доход от инвестиций составит примерно 7,5% годовых. По результатам исследования британской благотворительной организации St. Giles Trust, работающей с правонарушителями, каждый фунт, вложенный в программу, сэкономит 10 фунтов для бюджета. Этот проект еще не завершен, но в том, что он будет успешным, уже нет никакого сомнения, и это подтверждают промежуточные статистические данные. Успех уже привел к тому, что в настоящее время десять аналогичных программ в различных областях социальной жизни реализуются по методологии SIB-инвестирования.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что современный этап развития российского высшего образования со всей остротой поставил на повестку дня задачу поиска нетрадиционных источников внебюджетного финансирования. Изменения в российском законодательстве открывают новые возможности финансовой деятельности высших учебных заведений. Такие инструменты, как облигационные займы и фонды целевого капитала, могут стать важными источниками стабильного финансирования вузов и самым положительным образом повлиять на материально-техническое обеспечение высшей школы.
Опыт подобной деятельности в России еще невелик, а по облигациям он вообще отсутствует. Но
это не умаляет важности применения методов финансового инжиниринга для создания таких продуктов, привлекательных для инвесторов и соответствующих нормам современного российского законодательства.
Необходимо отметить, что прежнее понимание благотворительной деятельности исключительно как безвозвратного дарения претерпевает определенные изменения не только в России, но и во всем мире. В мировом филантропическом сообществе начинает доминировать взгляд на сферу социальной благотворительности как форму инвестиционной деятельности с умеренным уровнем доходности. В западном, особенно англо-саксонском, инвестиционном сообществе появляется все больше финансовых инструментов, которые дают возможность филантропу не просто выделять гранты на благотворительные проекты, а проводить социальные инвестиции. Они оказывают все более существенное влияние на положение дел в социальной сфере, в том числе в образовании. Данные инструменты развиваются как в сфере частной инициативы, так и в сфере частно-государственного партнерства. Все больше таких проектов относится к образовательной сфере, хотя непосредственно проектов, относящихся к высшему образованию, пока нет.
Благодаря новым финансовым инструментам сфера благотворительности может перестать быть сферой безвозвратных грантов, а станет сферой активного инвестирования, обладающей самой высокой степенью надежности и привлекательности.
литература
1. Форум Доноров программа «Целевые капиталы». http://www. donorsforum.ru.
2. Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) государственных и муниципальных образовательных учреждений: организация деятельности, состояние и перспективы развития: практическое руководство / Я.М. Миркин (руководитель проекта) (при участии Т.В. Жуковой). М.: Финансовый университет, 2010. 144 с.
3. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Российская газета. № 4265. 11.01.2006. http:// www.rg.ru/2007/01/11/nko-kapital-dok.html.
4. Callanan L., Law J., Mendonca L. From potential to action: Bringing social impact bonds to the US, 2012. URL: http://mckinseyonsociety. com/downloads/reports/Social-Innovation/McKinsey_Social_ Impact_Bonds_Repor t.pdf (дата обращения: 10.06.2014).
5. Social Impact Bond Technical Guide for Service Providers. MaRS, 2013. URL: http://payforsuccess.org/sites/default/files/mar-sib6939_social-impact-bond-technical-guide-for-providers_final-electronic1.pdf providers_final-electronic1.pdf (дата обращения: 10.06.2014).