Научная статья на тему 'Местная архитектура в иконографии омских святых рубежа ХХ–XXI вв.'

Местная архитектура в иконографии омских святых рубежа ХХ–XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Никольский казачий собор / Успенский кафедральный собор / Стефан Омский / Сильвестр Омский / Сергий Радонежский / Крутогорский образ / Собор Омских святых. / St. Nicolas Cossack Cathedral / Assumption Cathedral / Stefan of Omsk / Sylvester of Omsk / Sergius of Radonezh / Krutaya Gorka image / Council of All Saints of Omsk.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минин Егор Павлович

В статье рассмотрена храмовая архитектура в иконографии ряда омских святынь рубежа XX–XXI вв., а также определена ее роль и место. В научный оборот вводятся редкие изводы как омских, так и сибирских святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local architecture in iconography of the Omsk Saints of XX–XXI centuries

This article considers temple architecture in the iconography of a number of Omsk shrines of XX–XXI centuries and defines its role and place. Rare iconographic versions of the Omsk and Siberian Saints are put into the scientific use.

Текст научной работы на тему «Местная архитектура в иконографии омских святых рубежа ХХ–XXI вв.»

Е. П. Минин

Местная архитектура в иконографии омских святых рубежа XX-XXI вв.

В статье рассмотрена храмовая архитектура в иконографии ряда омских святынь рубежа XX-XXI вв., а также определена ее роль и место. В научный оборот вводятся редкие изводы как омских, так и сибирских святых. Ключевые слова: Никольский казачий собор; Успенский кафедральный собор; Стефан Омский; Сильвестр Омский; Сергий Радонежский; Крутогорский образ; Собор Омских святых.

E. P. Minin

Local Architecture in Iconography of the Omsk Saints of XX-XXI Centuries

This article considers temple architecture in the iconography of a number of Omsk shrines of XX-XXI centuries and defines its role and place. Rare iconographic versions of the Omsk and Siberian Saints are put into the scientific use. Key words: St. Nicolas Cossack Cathedral; Assumption Cathedral; Stefan of Omsk; Sylvester of Omsk; Sergius of Radonezh; Krutaya Gorka image; Council of All Saints of Omsk.

Храмовое искусство города Омска имеет не столь впечатляющую историю в сравнении с Тобольском или Иркутском, поскольку город был образован в эпоху Петра Великого [1, с. 237]. А в результате трагических событий XX в. было утрачено большинство омских святынь. Таким образом, мы располагаем сравнительно небольшим числом памятников искусства, характеризующих Омск как один из сибирских центров иконописания.

С конца 1980-х гг. ситуация начинает меняться. Количество действующих приходов в Омской области сегодня превышает 130. Соответственно храмовое искусство оказывается необычайно востребованным. Омскими мастерами была проделана колоссальная работа: разработаны образ Пресвятой Богородицы как покровительницы земли Омской, иконография восьми омских святых, постепенно расширенная житийными композициями. Некоторые храмы митрополии освящены в честь омских подвижников Православия.

В работе над иконографией местных святых омским художникам часто приходится обращаться к опыту мастеров Центральной России разных времен. Схожесть сюжетных композиций в иконографии местных и общероссийских святых одного и того же исторического периода проявляет взаимосвязь местных событий с общим ходом истории России. В рамках данной публикации рассмотрен лишь один из аспектов иконописи Омска - роль и место архитектуры Омского края в современных иконах. Первым среди омских храмов на иконах появляется Свято-Никольский казачий собор в начале 1990-х гг., когда в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси архиепископ Омский и Тюменский Феодосий благословляет освящение трех церквей, в Омске, Новосибирске и Тюмени, в честь «Всех святых, в земле Сибирской просиявших».

Введение храма в иконографию Собора Сибирских святых предшествует его возвращению Церкви. Никольский собор - это один из немногих храмов в Омске, переживших годы лихолетья: его закрывали, приспосабливали под кинотеатр и органный зал, он неоднократно претерпевал перепланировку. В 1986 г. на Омскую кафедру приходит владыка Феодосий. Одной из первых он ставит себе задачу вернуть Свято-Никольский собор в лоно Церкви, которая в итоге решается в несколько этапов: с 1991 г. храм используется епархией совместно с управлением культуры. Затем в 1993 г. его передают верующим, и лишь в 1998 г. здание собора полностью передается епархиальному управлению [7, с. 87].

За основу храмовой иконы взят образ избранных Сибирских святых начала XX в. Подобные иконы хранятся в храмах

Омска и Новосибирска. Композиционным центром иконы является Абалакский образ Пресвятой Богородицы, к которому святые обращены в молитвенной позе с воздетыми руками. Отличительной особенностью омской иконы является изображение Свято-Никольского казачьего собора под Богородичной иконой. Традиционно храмы на иконах изображаются с одной стороны, а в данном случае собор представлен в ракурсе с юго-западной стороны в реалистичной манере, что вводит в извод композиционную разобщенность. Кресты на соборе представлены подчеркнуто большими, ведь долгое время храм использовался не по назначению. Упрощенная трактовка образов святых по стилистике в целом напоминает народное письмо XIX в. Данные особенности рассматриваемой иконы можно обусловить временем ее написания - рубеж 1980-1990-х гг., когда у художников только появилась возможность заниматься иконописью открыто, и многому приходится учиться заново.

В контексте возрождения Православия в постсоветской России данный извод представляет большой интерес, являя собой редкое сочетание храма, пострадавшего и уцелевшего в годы лихолетий XX в., и святых покровителей земли Сибирской, живших задолго до этих трагических событий. Будучи в центре композиции, собор символизирует собой восстановление прерванной традиции веры Православной.

Период времени с 1999 по 2007 г. в жизни Омской митрополии ознаменован восстановлением в центре Омска Успенского кафедрального собора, разрушенного в 1935 г. В это время данный собор появляется в комплексе житийных икон для нижнего храма Успенского собора Ачаирского женского Крестового монастыря. Этот пещерный храм символизирует собою Сибирскую Голгофу, т. к. монастырь располагается на месте кладбища колонии № 8 СИБЛАГа, где пострадали сотни тысяч наших сограждан.

Стоит сказать несколько слов об истории Успенского собора. Омские краеведы сравнивают его с церковью Спаса на Крови в Петербурге, т. к. оба храма связаны с событиями, касающимися

царских особ: императора Александра II и цесаревича Николая [9, с. 42]. Собор был освящен в 1891 г., особую торжественность этому мероприятию придал визит в Омск цесаревича Николая Александровича. С целью увековечить это событие южный придел Успенского собора был освящен в честь Николая Чудотворца - покровителя последнего русского императора, а северный - в честь Марии Магдалины - покровительницы матери Николая II [5]. Как и многие других храмы в России, Успенский собор разрушают в 1935 г. Таким образом, он пережил царя-мученика всего на 17 лет. Если храм Христа Спасителя в Москве символизирует страдания Русской Православной Церкви в XX в., то Успенский собор - это символ мученичества омских подвижников.

Автором концепции художественного убранства Сибирской Голгофы является омский иконописец Людмила Яковлева. В 2001-2003 гг. ею было выполнено 18 большеформатных работ, посвященных мученическому подвигу как российских (киевских, московских, петроградских, казанских и др.), так и сибирских подвижников. В основу сюжетов большей части «житийных» икон взяты клейма «Собора новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» работы ведущих иконописцев Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В работе над сюжетами житий сибирских святых Л. Яковлева консультировалась у руководителя Епархиальных иконописных мастерских Геннадия Адаева [2].

Из всего ансамбля монументальных икон наибольший интерес для нас представляют две иконы: «Убиение мученика Николая (Цикуры) Омского» и «Помяни, Господи, всех новомучени-ков, их же имена веси», события на которых проходили в Омске и его области. Колористическое решение фонов на первой иконе строится на нюансах оттенков охры и красного, за счет чего фон контрастирует с темно-зелеными фигурами карателей, придавая всей композиции напряжение и трагическое настроение. Цветовое единство небес, фонов и позема уводят собор на второй план, а отсутствие перспективы придает ему легкость и не отвлекает

от композиционного центра иконы. На момент написания иконы храм еще не был восстановлен, и художница вынуждена была работать по фотографиям, поэтому извод собора отличает условность. Вместе с тем довольно высокая степень деталировки делает собор узнаваемым.

В основу иконы «Помяни, Господи, всех новомучеников, их же имена веси» легли трагические события, развернувшиеся на севере Омской области в поселке Кулай и КАРЛАГе в Казахстане, куда были согнаны и где погибли десятки тысяч наших соотечественников. По просьбе митрополита Омского и Тарского Феодосия, иконописец изображает на горках ели, подчеркивая тем самым, что события разворачивались в Сибири [2].

На иконе схематично изображен восьмиконечный Поклонный крест, установленный в апреле 2002 г., с тем лишь отличием, что в действительности крест увенчан терновым венцом и надписью, гласящей: «Дань потомков вере и памяти жертв Кулая» [3]. Стоит отметить, что степень детализации фона в композициях: постройки, природа - делает работы епархиальных мастеров узнаваемыми и говорит о формировании их общей стилистики.

В 2005 г. появляются две иконы с четырьмя житийными сценами сщмч. Сильвестра Омского. Их выполняет епархиальный иконописец Мария Лысенко для раки с мощами владыки Сильвестра, расположенной в нижнем храме Успенского кафедрального собора. Эти иконы вместе с поясным изображением святого правомерно называть образом Сильвестра Омского «в деянии» [8, с. 210].

В целом иконописцы Епархиальных мастерских придерживаются классических традиций древнерусской живописи. Образ храма предстает в обобщенном виде. Тем не менее, он остается узнаваемым по куполам - соблюдается цветовая символика - центральный купол собора золотой, а боковые окрашены в синий цвет. Изображение сцен из житий на фоне Успенского кафедрального собора обобщает тему подвижничества омских святых.

Окончательно изображение Успенского собора формируется в иконографии «Собора новомучеников, в земле Омской

просиявших», разработанной Г. Адаевым в 2009 г. Икона была выполнена уже после восстановления храма в 2007 г., поэтому парадная представительность фасада: сочетание кирпичной кладки с декоративной отделкой и расцветка куполов - соответствует действительности. Икона «Собор Омских святых» - это итог 12-летней работы Г. Адаева над иконографией новопрославленных святых Омска, и в этом смысле она является знаковой как для художника в частности, так и для Омска в целом.

Еще одним примером введения омского храма-мученика в иконографию святого является образ праведного Стефана Омского с Воскресенским крепостным собором в руках. В наше время на фоне прославления мучеников XX в. канонизация праведника - случай довольно редкий. Стефан Омский - это первый святой от города Омска. Несмотря на то, что его прославили в Соборе Сибирских святых в 1984 г., иконография праведника начинает складываться далеко не сразу, только к концу 2000-х гг. На иконах «Собора Сибирских святых» (Иконописные мастерские Московской Патриархии, 1984, и Тобольск, до 2007) отец Стефан изображается в последних рядах, причем виден только его лик. На сегодняшний день существует всего два извода этого праведника, выполненные в Омске в 2008 и 2012 г. Именно на них в лике святого появляются портретные сходства. В работе над образом художники пользовались его прижизненными портретами и житием, в котором указано, что «платье о. Стефан носил приличное его сану, но никогда не надевал богатой одежды: единственную черную атласную рясу можно было на нем видеть в высокоторжественные дни» [6]. Отсюда складывается иконографическая особенность изображать святого в черной рясе.

В 2012 г. по инициативе протоиерея Владимира Игнатюка появляется изображение святого с собором в руках, разработанный омским иконописцем Ириной Самойловой. Связь батюшки с Воскресенским собором очевидна: после переезда в Омск в 1853 г. он становится настоятелем Воскресенского собора до ухода на пенсию в 1868 г. Отец Стефан представлен в черной атласной рясе с наградным наперсным крестом, в камилавке,

в левой руке он держит четки и храм, а правая - в благословляющем перстосложении.

С Воскресенским крепостным собором связаны многие эпизоды из истории Омска. Именно он стал «прародителем» Омского архива, епархиальной библиотеки и музея. В нем хранилось Евангелие, пожертвованное Омску императрицей Екатериной II. В 1856 г. здесь крестился известный впоследствии русский художник М. А. Врубель. Именно этот собор вошел на страницы бессмертного произведения Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома» [4].

Автором образа Ачаирской иконы Божьей Матери покровительницы земли Омской является известный иконописец Г. Адаев. За основу его был взят современный вариант Ахтырского образа, написанный в греческим стиле. Омский мастер переводит его в традиционный для себя древнерусский стиль. Существует несколько вариантов Ачаирской иконы. Первый был исполнен к Рождеству 2002 г., поэтому растительность вокруг церквей монастыря представлена в синих тонах и покрыта снегом. В других вариантах икон встречаются изводы с изображением природы в летнее время года.

Тема покровительства Богородицы ясно решена в композиции иконы. Монастырский ансамбль располагается между берегом Иртыша и трассой, ведущей к южным пределам Омской митрополии. В композиции иконы воды Иртыша отделяют фигуру Богородицы от монастыря. Горка с Распятием Господним символизирует Сибирскую Голгофу. На полоске земли в нижнем регистре иконы представлены уже созданные храмы Ачаирского Крестового монастыря. В изображении построек отсутствует пространственная перспектива. Художник изобразил храмы с той стороны, с которой их фасады имеют симметричный вид. В этом видится стремление художника избегать излишней детализации. Например, Успенский собор изображен с западной стороны, а колокольня с приделами святых Кирилла и Мефодия и Константина и Елены - с восточной. Данные пределы - это поздние пристройки, поэтому на ранних вариантах иконы они отсутствуют.

К 2001 г. на общецерковном уровне были прославлены местные святые (Сильвестр, Николай, Михаил и Иоанн Омские). Г. Адаев их решает в полный рост на полях иконы. На верхнем поле в медальонах изображены Иоанн Тобольский, наиболее почитаемый святой Сибири, и его учитель Феодосий Черниговский. Последний является небесным покровителем митрополита Феодосия, правящего архиерея на момент написания первого образа. С целью достижения общего стилистического единства образы святых Иоанна Тобольского и Феодосия Черниговского, традиционно выполняемые в академическом стиле, также были переведены в древнерусский стиль.

С момента своего появления Ачаирская икона Божией Матери стала принимать участие в крестных ходах не только в епархии, но и за ее пределами, а также в выставках православного искусства. В качестве Богородичной иконы в местном ряду иконостасов Омская Покровительница была выполнена для нижних храмов Успенского кафедрального и Христорождественского соборов. В 2005 г. омские резчики переводят этот образ в объем.

Еще один пример изображения омских церквей на иконах работы местных мастеров - это храмовый комплекс, расположенный в поселке Крутая Горка Омского района Омской области. Данный образ выполнен омским иконописцем Татьяной Голубевой в середине 2000-х гг. По инициативе епископа Калачинского и Муромцевского Петра, бывшего настоятелем крутогорской церкви в 1996-2012 гг., художница разрабатывает образ Сергия Радонежского, который держит в руках данный ансамбль церквей. Если на Ачаирской иконе отображены уже построенные храмы, то на Крутогорском образе из четырех зданий комплекса выстроено только два: церковь Рождества Христова и Прп. Сергия Радонежского и уменьшенная копия колокольни Ивана Великого.

В заключение можно сказать, что все рассмотренные изображения храмов можно условно поделить на три группы. Первая группа связана с темой восстановления самих храмов, а также прерванной в XX в. традиции Православия. На иконах

они словно восстают из небытия, их иконография постепенно уточняется. Отсюда образуется другая группа - храмы-мученики: их формы воспроизведены упрощенно, но вместе с тем они узнаваемы. На их фоне изображаются сцены из житий святых подвижников. С одной стороны, наличие такого храма в том или ином сюжете говорит о предрешенности судьбы святого, а с другой - они придают сцене документальность: по храму всегда можно определить место, с которым связано то или иное событие.

С 2001 г. появляется еще одна группа икон, на которых омские иконописцы изображают храмы, построенные в течение последних 20 лет. Здесь они обычно являются смысловым центром образа. Именно через них раскрывается тема покровительства того или иного святого. На сегодняшний день к этой группе относятся всего две иконы: Ачаирская икона Божьей Матери и Крутогорский образ Сергия Радонежского.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Еременко Т. В. «Бысть явлено в Сибири...» // Тобольск и вся Сибирь. Омск : Альманах. № 7. Тобольск, 2006. С. 237-246. ISBN 5-98178-025-8.

2. Еременко Т. В. Храмовый цикл омского иконописца Людмилы Яковлевой. К истории создания иконных образов «Новомучеников и исповедников Российских» / Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля; науч. ред. Ф. Буреева // Православная культура Сибири. Исторические, этнографо-археологические, искусствоведческие и культурологические аспекты изучения : Материалы науч. семинара. 30 сентября 2009 г. [URL]: http://www.vrubel.ru/scince/rio/eremenko.htm/ (дата обращения 26.08.2013).

3. Кулай // Омские епархиальные ведомости. Омск. 2004. Апр. № 4 (176). С. 5.

4. Лосунов А. М. Был в Омской крепости собор во имя Воскресения. Он был снесен, но возродится вновь // Омские епархиальные ведомости. Омск. 2003. Окт. № 10 (170). С. 7.

5. Лосунов А. М. История первого освящения Успенского собора // Омские епархиальные ведомости. Омск. 2008. Сент. № 9 (230). С. 3.

6. Лосунов А. М. Пастыри земли Омской // Омские епархиальные ведомости. 2003. Нояб. № 11 (171). С. 6.

7. Лосунов А. М. Свято-Никольский казачий и Крестовоздвиженский соборы г. Омска: из истории их строительства и приходской жизни // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / Сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева; Омский государственный историко-краевед-ческий музей. Омск. 2011. № 16. С. 77-97 : ил.

8. Минин Е. П. Иконография священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского / Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина // Научные труды. СПб. 2013. Январь/март. Вып. 24 : Проблемы развития отечественного искусства. С. 204-216, XXXVHI-XLII. ISSN 1998-2453.

9. Успенский кафедральный собор. Омская святыня / Глав. ред. В. В. Радул; Правительство Омской области; Министерство культуры Омской области. Омск : Русь, 2007. 240 с. : ил. ISBN 5-85540-542-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.