Е. П. Минин
Иконография священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского
В статье рассмотрена иконография новопрославленного священномученика Сильвестра Омского, разработанная омским иконописцем Геннадием Анатольевичем Адаевым.
Ключевые слова: священномученик; Сильвестр Омский; иконография; честные мощи; житийные иконы; Омск; Собор Омских новомучеников; Геннадий Адаев; Мария Лысенко; иконопись.
Е. P. Minin
Iconography ofHieromartyr Silvester (Olshevsky), Archbishop of Omsk and Pavlodar
The following article is dedicated to the iconography of newly glorified hieromartyr Silvester of Omsk developed by Omsk icon painter Gennady Adaev.
Key words: Hieromartyr; Silvester of Omsk; iconography; precious relics; hagiographic icons; Omsk; Synaxis of New Martyrs of Omsk; Gennady Adaev; Maria Lysenko; icon painting.
В наше время в Омске, как и в любом другом городе России, ведутся работы по восстановлению разрушенных храмов и строительству новых. Все больше россиян проявляют интерес к вере своих предков. На этой почве возникает закономерный вопрос: кто может стать примером в жизни христианина в наше время?
204
Им может быть только образцовый христианин - святой. И если он является местным святым, то причастность верующего к нему усиливает стремление к идеалу. Поэтому неудивительно, что омичи проявляют интерес к местным святыням и подвижникам Православия. Кто может быть Омским святым, и в каком образе предстает он в сонме всех святых?
В первую очередь, стоит определить характерные отличия святого XX столетия. В разное время образ святости менялся. Первыми святыми становятся пророки, праведники, ветхозаветные праотцы. В последней четверти I в. образом святости становится мученик - столп веры, преследуемый язычниками [12, с. 112]. Он отстаивает идеалы веры ценой своей жизни. Затем его сменяет иноческий образ и таковым остается вплоть до XI в. Далее инок «вытесняется» князем, образ которого становится востребованным в XI в., олицетворяя собой заступника и покровителя своего княжества. А в XIII в., объединившись против татаро-монгольского ига, князья становятся защитниками русского народа в целом. В ХУ-ХУН вв. идеал святости опять обретает монашеский образ. В Синодальный период Церковь прославляет святителя как представителя высшей власти Церкви. Выходит, что русские святые, канонизированные до XX в., большей частью представляют монашеский идеал святости [7, с. 45].
С наибольшей силой богоборчество обрушается на РПЦ в XX в. Теперь мученичество принимается от единоверцев: «Принимаешь смерть от тех, за кого молишься» [15, с. 5]. В это время в большинстве своем страдает белое духовенство, а также миряне, среди которых много женщин [7, с. 142].
Если принадлежность к Омску не указана прямо, то местным святым можно считать подвижника, чей жизненный путь связан с Омской епархией с конца XIX в., т.к. она образовалась путем выделения из Тобольско-Томской епархии в 1895 г. Таким образом, большинство омских подвижников являют собой мученический лик святости пострадавших за Христа.
По старинной русской традиции наш регион продолжает обретать новых Небесных покровителей, но уже среди современников.
205
Ярким примером пути омского подвижничества можно считать священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского. Своей жизнью и подвигами он стал идеалом для верующих.
Будучи мирянином, он издал свой труд по борьбе с сектантством, который переиздавался как методическое пособие для духовенства в миссионерском деле. Владыка Сильвестр был талантливым проповедником, за это омичи почитали его еще при жизни. При жизни в его честь был назван район города Омска, была учреждена стипендия Сильвестра Ольшевского, т.к. он проявлял особую заботу и внимание к образовательным и воспитательным заведениям. А после его прославления эта традиция возобновилась: теперь в его честь освящают церкви, воскресные школы, православные общества. Стоит упомянуть, что в июле 2007 была учреждена награда - медаль святителя Сильвестра Омского трех степеней. Она вручается Омской митрополией за заслуги в возрождении Православия в Омском Прииртышье как лицам духовного звания, так и мирянам [11, с. 4].
Св. Сильвестр был восьмым по счету архиепископом, именно ему было суждено первым среди архиереев омских пострадать за Христа. Первым его образ написал омский иконописец Геннадий Анатольевич Адаев.
Стоит сказать несколько слов о нем. В Омске он считается ведущим иконописцем. Родом Геннадий Анатольевич из города Ельца Липецкой области. В 1986 г. он окончил Орловское художественное училище, затем в 1994 г. - Красноярский художественный институт. С 1996 г. по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия он работает в Иконописных мастерских при Омско-Таврической епархии. За 16 лет Геннадием Анатольевичем сделано многое: спроектированы храмы и иконостасы, написано большое количество икон, расписано несколько храмов. «Это редкий пример, когда в одном лице совмещаются специальности храмостроителя и иконописца» [12, с. 59].
Благодаря митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию иконописные мастерские объединяют под своей крышей мастеров раз-
206
ных специальностей иконного ремесла: левкасчиков, позолотчиков, резчиков по дереву, иконописцев, проектировщиков. Порой туда приходят люди без художественного образования. В принципе, все новые иконописцы обучаются у Адаева. В целом епархиальные мастерские придерживаются классических традиций древнерусской иконописи как в технике, так и в стилистике иконописи.
Собираемая информация о подвижниках обладает рядом характерных особенностей. Во-первых, события начала XX в. прошли не так давно, поэтому живы очевидцы служения владыки в Успенском соборе до его разрушения. С их слов можно составить представление о характере святого. Во-вторых, за счет технического прогресса мы можем располагать как житием и опубликованными трудами подвижника, так и его портретами, фотографиями, аудио- и видеозаписями. Подобный материал являет собой документальную достоверность физического облика [3, с. 54].
Так происходит со многими святыми XX в. Например, прп. Серафим Саровский был прославлен РПЦ в 1903 г., хотя уже с 40-х гг. XIX столетия издавались различные материалы, посвященные описанию жизни и духовному подвигу святого. Важным источником для разработки иконографии стали литографии святого, изготовленные в мастерских Серафимо-Дивеевского монастыря, а также живописные портреты, гравюры и книжные иллюстрации из его жития [3, с. 10].
В результате прижизненного почитания владыки Сильвестра среди верующих распространились его фотографические портреты. Иконописцу предстояла большая работа по преобразованию портрета в лик. Во-первых, нужно было проанализировать все индивидуальные особенности и внешние отличительные черты (возраст, черты лица, облачения и проч.) и синтезировать отрешенный от мирского образ святого - «из сиюминутного сделать вечное» [3, с. 60]. Во-вторых, как отмечает Геннадий Анатольевич, работа осложнялась тем, что на тот момент он располагал всего одной фотографией владыки {илл. 38).
Наиболее распространенной композицией является его поясное изображение в фас. Первая икона св. Сильвестра (илл. 39)
207
была выполнена Адаевым в 1998 г. для местного прославления. Иконописец подчеркивает мученический лик святости: красные облачения Владыки на однотонном охристом фоне поддерживаются красным цветом опуши. Стилю Адаева характерна сдержанность во всем. Золотой или охристый фон всегда однороден. В поздних работах иконописец увеличивает насыщенность цвета облачений зеленым цветом фона. Орнамент вводится в редких случаях, и то он ненавязчив. Чаще всего это чеканка или резьба по левкасу.
Владыка изображен в полном архиерейском облачении с крестом в левой руке. Иконописец отказывается от традиционной архиерейской иконографии синодального периода, заменяя архиерейский посох в левой руке - символ власти Духа, утверждения и спасения людей [12, с. 116] - на закрытое Евангелие. За счет изменения в иконографии появляется двойной смысл. С одной стороны, наличие креста в деснице придает святому мученический образ [2, с. 7], а сочетание креста с Евангелием вносит в извод образ миссионера - с другой. В период жизни в Украине святитель возвращал в лоно Церкви целые волости и уезды, погрязшие в сектантстве. А в годы Первой мировой войны, уже в Омске, владыка убедил принять православие около 500 военнопленных поляков, чехов и русинов [4, с. 7].
Все детали данного образа проработаны в необходимой степени: Деисусный чин на митре и наперсные иконы не отвлекают от самого главного - взгляда святителя. Отсутствие излишней детализации говорит о чувстве вкуса мастера.
Именно этот образ Владыки с частицей мощей вручается дорогим гостям нашей митрополии и распространяется по миру среди верующих, иными словами, его миссионерский путь продолжается до сих пор. Такие иконы хранятся на Афоне, в Чехии и на Родине святителя, наУкраине.
Постепенно информация о владыке пополняется. Так, в 2008 г. в библиотеке Томского государственного университета была найдена статья «У архиепископа Сильвестра» журналиста А. Матвеева, давшего краткое описание внешности владыки: «Архиепископ
208
Сильвестр - высокий крепкий старик с длинной патриархальной бородой, со строгими чертами лица» [3,с.4].
Со временем появляются вариации образов владыки. В 2000-е гг. для иконостаса нижнего придела в честь святого Сильвестра в церкви Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Ачаирского монастыря Адаевым был написан поясной образ владыки. По настоянию митрополита Омского и Тарского Феодосия традиционные красные облачения святого были заменены на фиолетовую мантию, а митра - на черный клобук [10, с. 65].
Для местного ряда иконостаса Успенского кафедрального собора Адаев пишет ростовую икону святого с розами у его ног. По мнению искусствоведа Т. В. Еременко, «они похожи на цветы знаменитых плафонов М. А. Врубеля, хранящиеся в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля» [10, с. 66]. Подобный прием был использован иконописцами Н. и Н. Богдановыми (Санкт-Петербург) для придания торжественности и чистоты образу сщмч. Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского [12, с. 116].
Один из вариантов иконографии появляется благодаря двум событиям. 16 июля 2005 г. на раскопках разрушенного Успенского собора в Омске были обнаружены тайное захоронение неизвестного человека в архиерейском облачении, а также - вмонтированный в стену Киево-Братский образ Божьей Матери на месте его захоронения [9, с. 6]. На тот момент предполагали, что это может быть прах св. Сильвестра, но доказательств тому не было, т.к. он был замучен в застенках карательных органов, и дальнейшая судьба владыки была неизвестна. Позднее был обнаружен портрет владыки с непокрытой головой, который, являясь подлинником, поставил точку в опознании мощей [13, с. 5].
Благодаря находке последовал ряд уточнений и дополнений в иконографии. Так, на поздних иконах работы Адаева лик становится лаконичнее: исчезли лишние детали, морщины, уточнена форма бороды. Выражение лица стало более спокойным, а взгляд -менее строгим и напряженным. Появляется еще один извод святого: владыка держит в руках Киево-Братскую икону Божьей Матери.
209
Введение Богородичной иконы в иконографию делает ее разнообразнее. Данный вариант чаще встречается на ростовых иконах владыки, а также в многофигурных композициях.
В 2010 г. Адаев пишет владыку с Богородичной иконой во весь рост (илл. 40) на дьяконских вратах для иконостаса центрального придела в нижний храм Успенского кафедрального собора. Придел освящен в его честь [ 14, с. 5]. Орнаментика на полях играет вспомогательную роль: с дальнего рассмотрения резьбу левкаса под позолотой сразу не заметно, тем самым создается ощущение глубины.
Тогда же еще один омский иконописец, С. Н. Патрахин, написал ростовую икону для иконостаса южного придела в честь св. Сильвестра Омского Воскресенского кафедрального собора Ка-лачинско-Муромцевской епархии (Омская область). На диаконских вратах владыка изображается с посохом правой руке, в левой он держит закрытое Евангелие.
Случай обнаружения мощей святого, прославленного в Соборе новомучеников и исповедников Российских, единичен. В 2009 г. под руководством Адаева в епархиальных мастерских была спроектирована и изготовлена сень под мощи св. Сильвестра, над которой впоследствии была установлена икона с четырьмя житийными клеймами. Их иконография была разработана в Иконописных мастерских, а написала их одна из иконописцев епархиальных мастерских, матушка Мария Лысенко. С темой омских мучеников она хорошо знакома. Ею был написан ряд икон страстотерпцев, пострадавших за Христа в 1918-1937 г., для иконостаса южного придела Киево-Братской иконы Божьей Матери нижнего храма Успенского кафедрального собора [8]. Клейма расположены попарно на отдельных досках по бокам поясного образа владыки с Евангелием.
Житие святого намеренно сокращено до нескольких важных эпизодов, связанных с Омском. Отсутствуют клейма, повествующие о его жизни до переезда сюда. Показаны подвиги владыки как миссионера и заступника православия, а также его мученическая кончина и обретение мощей на раскопках Успенского собора. Образ владыки с клеймами на сени правомерно называть не житийным, а иконой святого «в деянии» [5, с. 45].
210
Прославленного в Соборе новомученнков и исповедников Российских в 2000 г., житийные клейма икон владыки стоит изучать по клеймам иконы «Собор новомученнков и исповедников Российских», образцу иконографии нового периода жизни Церкви.
Житийные сцены святого многофигурны и различны по композиции, единство и ритм в них задает цветовое решение одеяний: на верхних клеймах он изображен в белых одеяниях, а на нижних - в красных. Повествование идет сверху вниз, слева направо. В надписях клейм, сделанных полууставом на церковно-славян-ском языке, видны аккуратность и усердие матушки Марии.
В работе над образом владыки иконописцам помогает тот самый обретенный портрет, на котором он изображен без головного убора. На клейме «Просветительский труд сщмч. Сильвестра» (илл. 41) святой изображен в белом балахоне - подчеркнута праведность его жизни: владыка по жизни был известным нестяжателем и не имел ничего из имущества [16, с. 25]. Сдержанная обстановка комнаты архиерейского дома напоминает келью. Мало кому известно, что св. Сильвестр был рукоположен в сан священника с разрешением на безбрачие. И на вопрос, сколько в его семье детей, отвечал, что «насчитывает у себя до пятидесяти тысяч богоданных детей» [16, с. 10]. Ничто не отвлекает владыку от его подвига миссионера: здесь только стол, стул, письменные принадлежности, на стене Киево-Братская икона Божьей матери. В дверях, словно в преддверии своей Небесной жизни, стоит св. Николай (Цикура) Омский. Владыка был убит именно здесь, в этом доме, вооруженным отрядом карателей в феврале 1918 г. Во время ареста, по одной из версий, св. Николай закрыл его своей грудью от стрелявшего в него главаря отряда [16, с. 74].
В основу клейма «Крестный ход в Омске» {илл. 41) взят крестный ход 4 февраля 1918 г., в котором участвовали все городские приходы. Отсутствие других прославленных архиереев говорит о том, что данная композиция - не просто собирательный образ крестного хода, а вполне конкретное историческое событие. Незадолго до него был обнародован декрет советской власти об отделении Церкви от государства, который церковными людьми
211
был справедливо расценен как начало открытых гонений Русской Православной Церкви безбожными властями. Подобные крестные ходы были организованы во многих городах России по призыву Поместного собора. Опыт изображения этого события уже имеется: на иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских» существует клеймо, повествующее о расстреле такого крестного хода в Астрахани. Грандиозный крестный ход прошествовал по улицам Омска, возглавленный владыкой Сильвестром. Останавливаясь у каждого храма, владыка служил молебен и обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке грозит разорение [6].
Это клеймо весьма символично. Его можно назвать «Крестным ходом новомучеников Омских». Здесь матушка Мария изображает святых в прославленном виде, как на поясных иконах. Красный цвет облачений обретает смысл непреклонности Веры. Действие проходит на фоне Успенского кафедрального собора, он узнаваем по куполам. Вся процессия направляется в сторону противоположного клейма «Тайное погребение» (илл. 42). Эта сюжетная линия говорит о том, что участь их уготована. Первым идет мч. Николай с крестом. Это первенство неслучайно. Ему, эконому архиерейского дома, было суждено стать первым мучеником земли Омской. Его убили буквально через день после этого крестного хода. За св. Николаем идет сщмч. Сильвестр Омский, замученный в 1920 г. Владыка изображен с архиерейским посохом, символизирующим его путеводную силу [ 12, с. 116]. За ним идут сщмчч. Иоанн (Куминов) и Михаил (Пятаев) Омские, расстрелянные в 1930 г., в руках у них кресты.
Резкой границей красного и синего отделяются безымянные мученики от уже прославленных. Имена этих святых неизвестны еще, либо мы о них никогда не узнаем. Толпа мучеников обозначена головами так, как принято обозначать множественность неизвестных подвижников - нимбами, возвышающимися над рядами святых на соборных иконах.
Многие новомученики были подвергнуты зверским пыткам в застенках карательных органов, к ним относится и владыка Силь-
212
вестр. По ряду причин обстоятельства кончины св. Сильвестра неизвестны. По одному из вариантов, он был прикован к полу, распят и убит проникающим ранением раскаленного штыка в грудь, так ли это было на самом деле, доказать уже сложно. Эта ужасная сцена насилия над владыкой запечатлена на клейме «Убиение сщмч. Сильвестра» (илл. 42).
Уже традиционным стало изображение палачей в шинелях болотисто-землистого цвета, создающего негативную ассоциацию с демоническими силами. Иконница изображает начальника отряда в три четверти, обращенного к солдатам. Он отдает приказ. Его действие изображено символически - в его правой руке находится свиток, на котором только одно слово «Приказ», а по канонической традиции слово на свитке или открытой книге символизирует речь его держащего. Этот приказ выполняют три солдата, изображенные в профиль. Неизбежность происходящего подчеркивается обреченностью в глазах остальных заключенных. На лице владыки царит спокойствие, его глаза закрыты. Несмотря на то, что он прикован к полу, возникает ощущение парения - вознесения, он уже вне времени, вне этой суеты.
Безусловно «Тайное погребение сщмч. Сильвестра» проходит под сводами Успенского собора. Тело владыки уложено в гроб в полном архиерейском облачении. Именно в них будут обретены его честные мощи. На месте тайного захоронения будет найден именно этот образ Божьей Матери, хранивший владыку на протяжении 85 лет. Ниспадающая линия крышки гроба в руках отрока ассоциируется с концом земной жизни владыки. Тело святого отпевает священник в присутствии нескольких человек.
Через 85 лет после смерти св. Сильвестра, в 2005 г. будут обретены его честные мощи на месте раскопок Успенского кафедрального собора. Это обретение можно назвать очередным явлением святого, именно очередным. Дело в том, что приход храма образовался еще во время восстановительных работ. Службы проводил сам митрополит Омский и Тарский Феодосий прямо под открытым небом. Среди этих прихожан были те, кто посещал службы владыки в Успенском соборе до его разрушения. Одна
213
из них - Н. И. Лазарева, бывавшая на этих службах в возрасте пяти лет. По ее словам, каждый раз ее охватывало изумление, когда владыка выходил из алтаря, не входя при этом во входные двери - он имел обыкновение появляться на службе в Успенском соборе через подземный ход, соединяющий храм и архиерейский дом [1, с. 3].
Ознакомившись с житием св. Сильвестра, понимаешь, что в его жизни было много ярких моментов, достойных изображения на клеймах. К ним можно отнести «Совместную службу владыки с прав. Иоанном Кронштадтским», «Обретение мощей владыки», особенно теперь, когда празднование дня обретения мощей было установлено на общецерковном уровне в2011 г., «Приведение адмирала А. В. Колчака к присяге», «Восемь суток владыки с солдатами в теплушке» или даже «Рукоположение сщмч. Михаила (Пятаева) Омского в сан диакона».
Условным критерием почитания того или иного святого в Омске можно считать введение его в иконографию «Собора новомуче-ников земли Омской», разработанную Адаевым. Владыка занимает в ней центральное место, будучи изображенным в полный рост с Киево-Братской иконой Божьей Матери в руках. Туда же входят сщмчч. Алексий (Орлов), архиеп. Омский и Павлодарский, и Андроник (Никольский), архиеп. Пермский и Кунгурский, а также иереи Иоанн (Куминов), Михаил (Пятаев) и мч. Николай (Цикура). Все святые изображены на фоне Успенского кафедрального собора. Он несет ту же смысловую нагрузку, что и московский храм Христа Спасителя на среднике «Собора новомучеников и исповедников Российских», являя собой образ страдания Церкви в годы лихолетий и возрождения Ее в наши дни. На данный момент омских святых всего шестеро: они известны в Омске и прославляются как Омские. Но постепенно появляется информация и о других подвижниках православия, чей жизненный путь проходил через Омск. Так, например, нам стало известно, что мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев) из Орехово-Зуево пострадали в Омской области. Думается, что подобные находки повлияют на развитие иконографии Собора новомучеников Омских.
214
Каждый святой предстает нам в определенном образе. Серафим Саровский (|1833) - в образе старца, неиссякаемого источника сердечной доброты и любви в личных отношениях между людьми. А Феодосий Печерский (|1074) - это идеальный образ инока, отца русского монашества. Сергий Радонежский (|1392) - идеал русской общественной и национальной жизни. Тихон Задонский (|1783) -истинный пастырь и святитель [7]. Мученик Сильвестр обретает образ миссионера и борца с ересью. Омским художникам удается выделить образ владыки среди сотен других подобных, в то же время «не выпадающим» из этого ряда святых [10, с. 66]. Сщмч. Сильвестр Омский прославлен на общецерковном уровне. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в месяцеслов были внесены дни преставления святого и обретения его мощей, а также святой почитается в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Балабонкин И. Прихожанки Успенского кафедрального собора // Омские епархиальные ведомости. 2005. № 8 (193). Авг. С. 3: илл.
2. Брюсова В. Г. Андрей Рублев и московская школа живописи. М. : Вече, 1998. 191 е.: илл.
3. БуркинА. И. Иконография Серафима Саровского : Дисс.... канд. искусствоведения : 17.00.04. М., 2004. 277 с. : илл.
4. Васильева С. Индустрия духа // Омские епархиальные ведомости. 2007. № 12 (209). Дек. С. 6-7: илл.
5. Гра Е.А. Иконопись Сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых // Музей 4: худож. собр. СССР / Е. А. Гра; сост. Л. М. Срибнис. М. : Советский художник, 1983. С. 45-57: илл.
6.Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Февраль / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь, 2005. С. 191-216.
7. Емельянов К. С. Канонизация святых русской церкви как объект социологического исследования : Дисс. ... канд. социологических наук: 22.00.06. М., 2005. 154 е.: илл.
8. Еременко Т. В. Живописное убранство Успенского Собор. Иконы матушки Марии // Музейный вестник / Т. В. Еременко; Омск. обл. музей
215
изобразит, искусств им. М. А. Врубеля. Омск, 2007. Вып. № 4 (34). Дек. С. 12-13: илл.
9. Еременко Т. В. Киево-Братская икона Божьей Матери // Омские епархиальные ведомости. 2010. № 1 (246). Янв. С. 6: илл.
10. Еременко Т. В. Образ священномученика Сильвестра в творчестве Г. А. Адаева. 1998-2007 годы // Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур: от века XX к веку XXI / Т. В. Еременко; Омск. обл. музей изобразит, искусств им. М. А. Врубеля, Сиб. филиал. Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Вып. 5. Омск : Наука, 2009. С. 63-69: илл.
11. За миссионерское служение на Сибирской земле // Омские епархиальные ведомости. 2008. № 1 (222). Янв. С. 4: илл.
12. Кутейникоеа Н. С. Иконописание России второй половины XX века. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Знаки, 2005. 192 е.: илл.
13. Москвина Л. А. Почти век фотография святителя ждала своего часа//Омские епархиальные ведомости. 2005. № 9 (194). Сент. С. 5: илл.
14. Николаева Н. В пещерном храме Успенского собора освящен новый иконостас // Омские епархиальные ведомости. 2011. № 1 (258). Янв. С. 5: илл.
15. Полещук Н. След омский восхождения на голгофу // Омские епархиальные ведомости. 2005. № 3 (188). Март. С. 4-5: илл.
16. Феодосии (Процюк), митроп. В вере ли вы? : Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского / Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк). М. : Воскресенье, 2006. 607 е.: илл.
216