Научная статья на тему 'Иконография иконы Божьей Матери «Материнское услышание»'

Иконография иконы Божьей Матери «Материнское услышание» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
икона Божьей Матери «Материнское Услышание» / явление Пресвятой Богородицы / Великая Отечественная война / Ачаирский монастырь. / icon of the Mother of God “Motherly Hearing” / Appearance of the Most Holy Theotokos / Great Patriotic War / Achair nunnery.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минин Егор Павлович

Публикация посвящена истории и проблематике сложения новой иконографии Богородичного цикла - иконе Божьей Матери «Материнское услышание», созданной омским иконописцем Людмилой Яковлевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iconography of the Icon of the Mother of God “Motherly Hearing”

The article is devoted to the history and problems of new iconography formation of Theotokos image series – the icon of the Mother of God “Motherly Hearing”. The icon was made by Omsk icon painter Lyudmila Yakovleva.

Текст научной работы на тему «Иконография иконы Божьей Матери «Материнское услышание»»

УДК 75.046

Е. П. Минин

Иконография иконы Божьей Матери «Материнское услышание»

Публикация посвящена истории и проблематике сложения новой иконографии Богородичного цикла - иконе Божьей Матери «Материнское услышание», созданной омским иконописцем Людмилой Яковлевой. Ключевые слова: икона Божьей Матери «Материнское Услышание»; явление Пресвятой Богородицы; Великая Отечественная война; Ачаирский монастырь.

Egor Minin

Iconography of the Icon of the Mother of God "Motherly Hearing"

The article is devoted to the history and problems of new iconography formation of Theotokos image series - the icon of the Mother of God "Motherly Hearing". The icon was made by Omsk icon painter Lyudmila Yakovleva. Keywords: icon of the Mother of God "Motherly Hearing"; Appearance of the Most Holy Theotokos; Great Patriotic War; Achair nunnery.

120-летний юбилей Омской епархии стал поводом оглянуться назад и осмыслить прошедшее. К сожалению, Омская епархия не имеет многовековой традиции, однако за это время в ее истории сформировался круг собственных преданий. Одно из них связано с явлением Пресвятой Богородицы девице Екатерине Бороденко во время Великой Отечественной войны [1], на его основании сложилась иконография иконы Божьей Матери «Материнское услышание» (ил. 1).

Касаясь анализа иконографии нового извода, необходимо рассмотреть само предание, записанное со слов монахини Евгении (Бо-роденко). Это произошло в 1942 г. в полутора километрах от деревни Тамбовка (Саргатский район Омской области), когда Екатерина Тихоновна Бороденко1 возвращалась домой в деревню Новопокровка с уборочной в Тамбовке. Ее путь пролегал через «гривы». Так ме стные жители называли холмы, покрытые лесом. Во время войны здесь, в «гривах», скрывались вооруженные дезертиры. Был известен случай, когда они застрелили мужчину, односельчанина Екатерины, поэтому здесь не ходили поодиночке. В дороге девочка увидела, как на березу в ближайшем лесу опускается фигура женщины со скрещенными руками на груди. Коснувшись вершины березы, видение исчезло. Екатерина подумала, что ей это показалось. Через мгновение из того леса к ней вышла женщина. Она была босая, одета в серую юбку до земли, кофту с длинными рукавами на пуговицах и черный платок. Женщина быстро пошла к ней. Испугавшись, что это цыганка, Екатерина продолжала идти и молиться. Здесь важно отметить, что она молилась с того момента, как увидела женщину выходящей из леса. Услышав ее чистую русскую речь, Екатерина остановилась. Женщина ей сказала: «Через гривы не ходи - там волки». Со слов Екатерины, это была женщина с доброй улыбкой, очень молодая и красивая. Она проводила девушку в обход тех мест, где ей грозила опасность. Они беседовали. На вопрос: откуда она? женщина не отвечала, сказав, что идет в колхоз № 46 (село Преображеновка).

Когда Екатерина вернулась домой, выяснилось, что ее матушка молилась за дочь и была удивлена, что Екатерине удалось пройти опасные места невредимой. Екатерина побоялась рассказывать матери о случившемся.

В 1957 г., когда Екатерина переехала в Омск, стоя перед иконой св. Пантелеимона Целителя в Крестовоздвиженском соборе, она услышала разговор двух женщин о том, ходят ли святые по земле нашей? «И тут вдруг мне и открылось: да тогда ведь была Матерь Божья!» [2]. Долгие годы Екатерина держала это в тайне, лишь в начале 2000-х решилась поведать о случившемся митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию.

В зрелом возрасте Екатерина Бороденко приняла постриг с именем Евгения и стала насельницей Ачаирского Крестового женского монастыря. Монахиня дала обет поставить часовню на месте явления. Незадолго до своей смерти2 она его выполнила: в Тамбов-ке поставили деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери, а на месте встречи стоит крест с надписью на ограде «Поклонный крест на месте явления Божьей Матери». Позже возле леса, откуда вышла Богородица, была выстроена часовня во имя иконы Божьей Матери «Материнское услышание».

В 2013 г. по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия над новым изводом Пресвятой Богородицы потрудилась Людмила Яковлева. Многие годы работая в Омских епархиальных мастерских, она уже имела опыт в создании новых тем и сюжетов. На сегодняшний день к таковым относятся поясной образ мученика Николая (Цикуры)3 Омского (2001), а также цикл житийных икон (2001-2003) для нижнего храма Успенского собора Ачаирского монастыря4. В работе над новой иконографией вопросы, касающиеся исторической и богословской составляющих изводов, художница решает в тесном сотрудничестве со священнослужителями Омской митрополии. Художественная часть некоторых упомянутых икон прорабатывалась при участии руководителя епархиальных мастерских Геннадия Адаева.

К 2015 г. Яковлева выполнила всего три таких иконы. Первая из них была написана в 2013 г. (ил. 2) для часовни в честь иконы Божьей Матери «Материнское услышание» на месте явления. Вторая икона, первой половины 2014 г., находится в частной коллекции. Третья икона (ил. 1) была выполнена в 2014 г. для местного ряда иконостаса часовни Цесаревичей-мучеников Димитрия и Алексея (Романова)5. В последнем случае художница изменяет пропорции на более вытянутые по вертикали (с 2:1 на 3:1), подчиняя образ общей композиции алтарной преграды.

Извод Богородицы складывается сразу, поскольку о том, как Она выглядела, гласит само предание. Прототипом ростового изображения послужила келейная икона преподобного Серафима Саровского - поясной образ Божьей Матери «Всех радостей Радость»,

также известная как «Серафимово Умиление»6. Традиционно исполняемый в реалистичной манере извод был переведен в стилистику, близкую к традициям древнерусского искусства. Богородица изображена в чепце и синей тунике, покрытых коричнево-красным мафорием, и сапожках.

Кардинальные изменения касаются нижнего регистра всей композиции (ср.: ил. 1-2). На первых двух иконах видны поиски равновесия в композиции, подбор художественных средств, наиболее точно отражающих суть предания. В итоге художница приходит к композиции, в которой мандорла располагается по вертикальной оси. Девица Екатерина и ее матушка разведены на правую и левую стороны соответственно. Упрощена трактовка «грив». В колористическом решении извода 2014 г. Яковлева апеллирует к творчеству мастеров золотого века иконописи: здесь в качестве общего фона используется охра. Изначально в иконописи этот цвет, так же, как и золото, ассоциируется с мистическим пространством горнего мира. Однако в данном случае охра призвана символизировать собой именно дольний мир.

Особый интерес представляет изображение пространства по аналогии с новгородской иконой «Успение Пресвятой Богородицы» конца XIV в., приписываемой Феофану Греку. По церковному преданию, на ней изображены кончина Богородицы в окружении скорбящих апостолов и взятие Ее души Христом, т. е. два события, одновременно проходящих в разных измерениях [4, с. 234]. Чтобы представить эти события в одном пространстве, художник отделяет линией дольний мир (светлый фон, умирающая Мария на ложе, апостолы, постройки) от мистического пространства (Христос с душой Марии на фоне синей мандорлы). Важно, что «эти два пространства связаны лишь через мистическое действие - взятие души Марии. Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, и никто не смотрит на Христа, хотя совершенно очевидно, что его появление среди учеников потрясло бы их» [4, с. 234].

В нашем случае тем же приемом решается другая творческая задача: изображение стоящей на облаке Богородицы в мандорле символизирует факт Ее явления, т. е. момент, когда Екатерина уви-

дела Богородицу нисходящей на землю. В нижнем регистре иконы -в дольнем мире - на фоне упомянутых выше «грив» представлены коленопреклоненные фигуры мирян с воздетыми руками, символизируя тем самым молитвенное обращение к Богородице.

В целом рассматриваемая композиция включает в себя ряд событий, произошедших в разных местах практически одновременно, а именно: молитва Екатерины в пути, молитва матери дома о своей дочери и, наконец, само явление Пресвятой Богородицы. Эти три составляющие раскрывают нам суть самого предания - силу материнской молитвы, и вместе с тем - смысл названия иконы.

В заключение можно лишь отметить, что за последние тридцать лет омскими мастерами была проделана колоссальная работа в развитии храмового искусства Омской области. Отрадно видеть успехи омичей в создании новой иконографии, к которым, несомненно, относится создание местночтимого образа Божьей Матери «Материнское услышание», ставшей, по сути, воплощением местного предания в красках. Немаловажную роль в этом сложном процессе играет тесное сотрудничество иконописцев и духовенства.

Автор выражает сердечную благодарность за помощь в сборе материалов и написании настоящей публикации епископу Тарскому и Тюкалинскому Савватию (Загребельному), иеромонаху С., протоиерею Вячеславу Суховицкому, иконописцу Людмиле Яковлевой и Евгении Осоченко.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Монахиня Евгения в миру.

2 Матушка Евгения преставилась 1 июня 2003 г.

3 В скобках указана фамилия мирянина.

4 Комплекс икон включает 18 монументальных композиций: «Безбожники разграбляют Троицкую Сергееву Лавру и оскверняют св. мощи», «Безбожники осуждают сщмч. Вениамина и иже с ним на смерть», «Заключение в зимовье Хе и убиение сщмч. Петра», «Закрытие Саровского монастыря и похищение св. мощей прп. Серафима», «Помяни, Господи, всех новомучеников ихже имена веси», «Сщмч. Владимира Киевского берут на казнь. Обретение тела сщмч. Владимира», «Св. патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре», «Сщмч. Серафим (Звездинский)»,

«Убиение мч. Николая Омского», «Убиение праведников в Бутове», «Убиение прмц. Елисаветы и иже с нею», «Убиение свв. мчч. Андроника и Ермогена», «Убиение сщмчч. Михаила и Иоанна Омских», «Убиение свв. царственных мучеников и иже с ними», «Убиение сщмч. Кирилла Казанского и иже с ним», «Явление Пресвятой Богородицы прп. Серафиму», «Пленение мучеников в Вятке», «Убиение сщмч. Сильвестра Омского». [Подробный анализ некоторых из них см.: 3].

5 Часовня выстроена на месте разрушенного Никольского собора 1835 г. постройки (п. Саргатское Омской области).

6 Термин «Умиление» для данного извода не совсем уместен, поскольку Богородица изображается без Младенца. В этом смысле наиболее правильным считается именование «Всех радостей Радость».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гончаренко В. Храм на месте чуда // Омские епархиальные ведомости. 2012. № 3 (272). Март. С. 8.

2. Полещук Н. Матерь Божья спросила: «Что, испугалась?» // Омские епархиальные ведомости. 2003. № 4. Апр. С. 7.

3. Еременко Т. В. Храмовый цикл омского иконописца Людмилы Яковлевой : К истории создания иконных образов «Новомучеников и исповедников Российских» // Православная культура Сибири. Исторические, этнографо-археологические, искусствоведческие и культурологические аспекты изучения : Мат. науч. семинара., 30 сент. 2009. [URL]: http:// www.vrubel.ru/scince/rio/eremenko.htm/ (дата обращения 26.08.2013).

4. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб. : Азбука-Классика, 2001. 320 с. : ил.

■не'1

JK

1. Икона Божьей Матери «Материнское услышание». Л. Яковлева. 2014 Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. 144*55

2. Икона Божьей Матери «Материнское услышание» (незаконченная). Л. Яковлева. 2013. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.