Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 19 (348).
Право. Вып. 39. С. 65-68.
Т. А. Фабрика
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Освещены основные меры по пресечению каналов поступления наркотических средств в учреждения уголовно-исправительной системы. Предложены различные варианты предупреждения такого вида преступности.
Ключевые слова: профилактика, наркотические средства, учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), канал поступления наркотических средств.
Отрицательной тенденцией современной наркопреступности является неуклонный ее рост. Анализ динамики преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории России за период с 2007 г. по декабрь 2012 г.1 позволил выявить достаточно высокий уровень данного вида преступности. В частности за 2012 г. число таких преступлений увеличилось на 1,75 % (с 215 214 до 218 974). Высокие показатели и рост рассматриваемого вида преступности дает основание сделать заключение о недостаточной работе государственных органов по профилактике наркомании, социальной работе с населением, деятельности правоохранительных органов по выявлению и предупреждению наркопреступлений, о несовершенстве законодательства в области незаконного оборота наркотических средств.
В 2012 г. на территории РФ из незаконного оборота было изъято более 35 т наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. При этом больше всего изъято наркотических средств опийной группы, в том числе маковой соломки, опия, героина, дезоморфина — 5 т, наркотических средств каннабисной группы (марихуана, гашиш) — 28 т, наркотических средств амфета-миновой группы (амфетамин, метамфетамин) — 393 кг, кокаина и его производных — 67,9 кг, синтетических наркотических средств — 1,2 т, психотропных веществ — 4 т, сильнодействующих веществ — 811,3 кг, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ — 60,2 кг.
Указанные тенденции в распространении наркопреступности по территории России напрямую влияют (негативно) на ее состояние в пенитенциарных учреждениях.
Реализация системы мер по пресечению незаконного оборота наркотических средств в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России предусматривает участие в этом многих федеральных органов исполнительной власти РФ, что в полной мере возможно только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем правового и организационного характера.
Предупреждение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях имеет свою специфику, определяемую прежде всего режимным характером учреждений, что позволяет их персоналу при профессиональном и комплексном использовании исправительных, карательных и предупредительных функций режима, а также мер общей и индивидуальной профилактики наркомании в среде осужденных успешно противостоять процессу наркотизации.
Вместе с тем в осуществлении оперативно-служебной деятельности в данном направлении остается ряд проблем. Так, оставляет желать лучшего техническое оснащение пенитенциарных учреждений. Наркопреступность в России с каждым годом становится все более масштабной. Изготавливаются новые виды наркотических веществ, способы их доставки становятся все более изощренными. На смену обычным наркотикам, произведенным на основе опия-сырца, приходят наркотические средства на синтетической основе. Вместе с тем сотрудники исправительных учреждений в своем распоряжении имеют инструментарий для биологического определения только узкого круга наркотиков. Современной аппаратуры для обнаружения мест хранения современных наркотических препаратов в учреждениях не имеется.
Эффективная организация сотрудниками пресечения доставки осужденным наркотиков вызвана не только необходимостью предупреждения распространения наркомании, но и теми последствиями, которые наступают в результате их преступной деятельности (осложнение оперативной обстановки, противодействие процессу исполнения наказания). В систему мер по предупреждению доставки осужденным наркотиков сотрудниками исправительных учреждений входят:
1) выявление лиц, намеревающихся приобрести запрещенные предметы, в том числе наркотические средства, установить неконтролируемые каналы отправки и получения корреспонденции, а также склонить сотрудников и других лиц к реализации этих замыслов;
2) организация воспитательной работы с лицами, поступающими на работу в исправительные учреждения, оказание им помощи в профессиональном становлении, разъяснение их прав и обязанностей, а также положений законов и нормативных актов, привитие им качеств профессиональной убежденности и преданности интересам службы;
3) стажировка лиц, принятых на службу, закрепление за ними наставников из числа наиболее квалифицированных сотрудников;
4) предание широкой огласке фактов изобличения сотрудников в доставке осужденным наркотиков, принятие к ним мер уголовно-правового воздействия.
Практика показывает, что для доставки осужденным наркотических средств преступники используют и постоянно функционирующую систему питания осужденных и торговли. В столовые и магазины (ларьки) исправительных учреждений поставляются продукты питания и предметы первой необходимости. Наркотики в специальных упаковках могут находиться в молоке, томатной пасте, растительном и сливочном масле, маргарине, хлебобулочных и мясных изделиях, в пачках чая и др.
Наркотические вещества могут попадать к осужденным путем их перебрасывания через основные ограждения жилых и промышленных зон, объектов работ осужденных за пределами исправительных учреждений. Наиболее уязвимы в этом отношении учреждения, располагающиеся в городах и других крупных населенных пунктах. Здесь трудно наблюдать за подходом посторонних к ограждению исправительного уч-
реждения, устанавливать лиц, намеревающихся перебросить наркотики. Перебросчики, как правило, прибывают в район дислокации исправительного учреждения, соблюдая конспирацию, предварительно изучив окружающую обстановку. В большинстве случаев доставщики наркотиков имеют в своем распоряжении автотранспортные средства. Преступники могут быть вооружены. Они тщательно продумывают варианты отхода в случае их обнаружения. При возникновении реальной угрозы задержания они обычно освобождаются от находящихся при них наркотических средств, других запрещенных предметов, предназначавшихся для переброса осужденным.
Организация борьбы с перебросами наркотических средств должна включать меры, предусматривающие всестороннее изучение окружающей исправительное учреждение территории, выявление мест, которые могут использовать преступники для осуществления своих замыслов.
На предупреждение перебросов осужденным наркотиков и других запрещенных предметов направлена деятельность специализированных групп сотрудников исправительного учреждения. Создание таких групп имеет целью осуществление патрулирования вдоль внешней стороны периметра учреждения, наблюдение за местами, уязвимыми в перебросовом отношении, пресечение перебросов путем задержания лиц, намеревающихся их совершить.
Надежным средством предупреждения перебросов наркотиков осужденным являются заградительные противоперебросовые устройства. Они сооружаются на тех участках периметра, которые наиболее уязвимы в перебросовом отношении. Установка таких заграждений предполагает предварительное проведение инженерных расчетов с целью обеспечения их эффективности. Распространенным вариантом конструкции противоперебросовых устройств являются металлические мачты, к которым прикрепляются проволочные сетки. Противоперебросовые заграждения могут устанавливаться как внутри охраняемого объекта перед основным ограждением, так и с внешней стороны маскировочного ограждения.
Для недопущения поступления в исправительные учреждения наркотиков проводятся досмотры завозимых грузов, входящего транспорта, поступающих осужденным посылок, бандеролей, передач, а также лиц, прибывающих на дли-
Меры профилактики по пресечению каналов поступления наркотических средств ..
67
тельные свидания, осужденных, возвращающихся по окончании свиданий, с объектов работ, расположенных за пределами учреждений. Однако при организации данной работы, как правило, задействуются недостаточные силы, что не позволяет обеспечить высокое качество досмотра. Кроме того, исправительные учреждения испытывают острую потребность в собаках, специально обученных для обнаружения наркотиков, а также в технических средствах, предназначенных для этих целей.
Технико-криминалистические средства, как и любая техника, совершенствуются в соответствии с определенными объективными закономерностями. К этим закономерностям относятся: улучшение используемых материалов, конструкции, структуры и функции техники; взаимосвязь и взаимодействие различных отраслей техники в их развитии2.
Для обнаружения наркотических веществ применяются технические средства контроля (осветительный прибор Super Beam фирмы Inter (Турция); прибор Intralux 6000-1-F фирмы Volpi (Швейцария) и др.), действие которых основано на приборных физических и физико-химических методах (рентгеноскопия, метод ядер-но-квадрупольного резонанса, хромато-масс-спектрометрия (масс-спектрометры используются для анализа органических и неорганических соединений. Органические вещества в большинстве случаев представляют собой многокомпонентные смеси индивидуальных компонентов. Например, показано, что запах жареной курицы составляют 400 компонентов, то есть, 400 индивидуальных органических соединений. Задача аналитики состоит в том, чтобы определить, сколько компонентов составляют органическое вещество), спектроскопия ионной подвижности). Используются также специально подготовленные собаки3. Оптимальным вариантом является комбинация нескольких методов.
К достоинствам вышеперечисленных технических средств, как отмечает О. С. Лайчук, относится то, что они могут применяться любым сотрудником правоохранительных органов, даже не имеющим специального образования или подготовки; однако правовую основу использование такой техники приобретает только тогда, когда она применяется уполномоченными на то специалистами. В ином случае результаты исследования будут носить ориентирующий характер4.
Все приборы для обнаружения наркотических средств можно разделить на два основных класса — детекторы и анализаторы. Детекторы определяют присутствие наркотических средств без дальнейшей идентификации обнаруженного вещества. Анализаторы позволяют не только обнаруживать, но и с высокой достоверностью идентифицировать наркотические средства5. Таким образом, каждый класс приборов имеет свои плюсы и минусы, от чего зависят целесообразность и возможность применения аппарата в каждом конкретном случае в процессе организации профилактических мер на территории исправительного учреждения по обнаружению наркотических средств.
Также к числу основных направлений профилактики и пресечения поступления в исправительные учреждения наркотиков, а также их изготовления, хранения, сбыта и потребления относится организация обысковой работы. Обыски в местах лишения свободы имеют целью обнаружение и изъятие запрещенных к использованию осужденными предметов, в том числе наркотических и других одурманивающих средств, приспособлений для их изготовления кустарным способом и немедицинского применения (шприцы, иглы и т. д.), каналов и источников их поступления, установление лиц, которым принадлежат запрещенные предметы, принятие мер воздействия к виновным. При организации обысковой работы должны учитываться следующие факторы:
1) вид исправительного учреждения;
2) криминологическая характеристика содержащихся в нем осужденных;
3) количество состоящих на учете лиц, предрасположенных к приобретению, изготовлению, хранению, сбыту, распространению, потреблению наркотических средств, численное соотношение этих категорий осужденных в отрядах, на местах работы;
4) профиль производства, частота грузооборота, используемые транспортные средства, сменяемость лиц, обеспечивающих перевозки, потребители и поставщики продукции, сырья, материалов;
5) количество осужденных, работающих на объектах, находящихся за пределами учреждения;
6) месторасположение учреждения, его уязвимость в перебросовом отношении;
7) особенности внутреннего расположения объектов жилой и промышленной зон исправительного учреждения.
Основной объем работы по противодействию незаконному обороту наркотических средств в учреждениях УИС проводится оперативными аппаратами. Однако не менее важную роль в поиске и обнаружении наркотических и психотропных веществ играют сотрудники кинологической службы со специальными собаками. Выявлено, что и собаки, и электронные приборы распознают запах спрятанного наркотика. Однако электронные детекторы реже фиксируют наркотики и чаще объявляют ложную тревогу, собаки же делают это быстрее и почти без ошибок. Практика свидетельствует: способности собак во всем, что касается запахов, неограниченны. Изучение опыта зарубежных стран показал, что собаки удивительно сконцентрированы на поиске одного определенного запаха и их трудно сбить с толку более резкими запахами.
Предложения по улучшению принимаемых мер в сфере незаконного оборота наркотических средств:
1. Предлагается реализовать программу «Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Челябинской области на 2013-2016 годы» по обеспечению учреждений УИС области аппаратурой для обнаружения мест хранения современных наркотических препаратов, а также служебными специально обученными собаками, способными обнаруживать наркотические средства.
2. В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия проникновению наркотических средств в исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, в действующее уголовное законодательство предлагается ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет не только наркотических средств, но всех видов
обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов. Так, в гл. 32 Уголовного кодекса РФ включить новую ст. 321.1 «Проникновение запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения» и изложить ее в следующей редакции: «Попытка передачи или передача любым способом лицам, находящимся под охраной и надзором пенитенциарных учреждений, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, если это деяние совершено:
а) из корыстных побуждений;
б) лицом с использованием своего служебного положения».
Примечания
1 См.: Состояние преступности в России за 2007 г. : стат. сб. М. : Юристъ, 2008. С. 24; Состояние преступности в России за 2008 г. : стат. сб. М. : Юристъ, 2009. С. 24; Состояние преступности в России за 2009 г. : стат. сб. М. : Юристъ, 2010. С. 24; Состояние преступности в России за 2010 г. : стат. сб. М. : Юристъ, 2011. С. 24; Состояние преступности в России за 2011 г. : стат. сб. М. : Юристъ, 2012. С. 24; Состояние преступности в России за 2012 г. : стат. сб. М. : Юристъ, 2013. С. 24.
2 Волынский, В. А. Закономерности и тенденции развития криминалистической техники (исторический, гносеологический и социальный аспект проблемы) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М. : Юристъ, 2001. С. 11.
3 Федоров, Ю. А. Индикация наркотических веществ [Электронный ресурс] // Антитеррор : сайт. URL: http://antiterror.com.ru/index.php?route=information/ news&news_id=25
4 Лайчук, О. С. Современные технические средства, используемые правоохранительными органами для обнаружения и исследования наркотических средств // Вестн. криминалистики. 2010. № 1. С. 155.
5Аксенов, В. А. Аппаратные средства обнаружения наркотических средств // Вестн. МВД России. 2002. № 5. С. 52.