12. Криминология : учебник / 2-е изд.; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 630 с.
13. Криминология : учебник / 3-е изд.; под ред. А.И. Долговой - М.: Норма, 2005. - 912 с.
14. Криминология : учебник / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, издательство юридического факультета С.-Петерб. Гос.ун-та, 2005.
15. Криминология : учебник / изд. 5-е; под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Норма, 2014. - 800 с.
16. Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / под ред. Д.А. Шестакова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 353 с.
17. Состояние преступности по России за январь-декабрь 2013, 2014 гг. - М.: ЦСИ ГИАЦ МВД России, 2014, 2015.
18. Старков, О. В. Криминопенология. - М.: Экзамен, 2004. - 480 с.
19. Старков, О. В., Башкатов, Л. Д. Криминотеология: религиозная преступность : учебно-практическое пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 386 с.
20. Стебенева, Е. В. Основные меры противодействия коррупции на общесоциальном уровне профилактики // Преступность, девиантность и социальный контроль в эпоху постмодерна : материалы международной научно-практической конференции 2014 / под. ред. Н.А. Исаева, А.В. Комарницкого. - СПб.: ИД «Алеф-Пресс», 2014. - С. 289-292
21. Токарев, А. Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности : учебное пособие. - М.: Акад. МВД РФ,1993. - 73 с.
22. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : курс лекций / МГЮА: сост. А.И. Рарог и др.; ред. А.И. Рарог.; 2- е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011.
23. Ферри, Э. Уголовная социология / сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 658 с.
24. Хохряков, Г. Ф. Криминология : учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
УДК 343.976
А.А. Малыгина*
О некоторых аспектах профилактики наркомании
В статье раскрывается понятие профилактики наркомании, рассматривается общая, специальная и индивидуальная профилактика наркомании, а также медицинская и социальная реабилитация больного наркоманией как вид профилактики. Предлагается внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации относительно субъектов профилактики.
Ключевые слова: общая, индивидуальная, специальная профилактика, больной наркоманией, реабилитация, наркомания, незаконный оборот наркотиков.
A.A. Malygina*. On some aspects of drug abuse prevention. The article reveals the notion of drug abuse prevention considered general, special and individual drug prevention, as well as medical and social rehabilitation of drug addict as a form of prevention. It is proposed to amend the legal acts of Russian Federation concerning the subjects of prevention
Keywords: general, individual, special prevention, drug addict, rehabilitation, drug abuse, drug trafficking.
В настоящее время одной из актуальных проблем является наркотизация населения. Немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов создает большую угрозу безопасности государства, губительно влияет на здоровье нации. Как отмечает Я.И. Гилинский, под наркотизмом необходимо понимать социальное явление, которое выражается в относительно распространенном, статистически устойчивом потреблении частью населения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, которое влечет за собой определенные медицинские и социальные последствия [1, c. 410]. В свою очередь, Л.В. Готчина считает, что молодёжный наркотизм - это социально-правовое явление, которое выражается в относительно распространенном, статистически устойчивом потреблении частью несовершеннолетних и молодёжи наркотиков, влекущее за собой распространение наркомании, преступлений, правонарушений и иные негативные психологические, медицинские и социальные последствия [2, c. 42]. Противодействие данному социальному явлению осуществляется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями и даже волонтерами.
* Малыгина, Александра Александровна, адъюнкт кафедры уголовного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: +79516412780. E-mail: yoloka@mail.ru.
* Malygina, Alexandra Alexandrovna, postgraduate of the Department of criminal law. Sankt-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (+79516412780. E-mail: yoloka@mail.ru.
© Малыгина А.А., 2015
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 июля 2010 г. № 690 к основным стратегическим задачам Стратегии государственной антинаркотической политики относится создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ, которая представляет собой совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного характера, осуществляемых с целью сокращения масштабов немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ, формирования негативного отношения к потреблению наркотиков, снижения спроса на них [3]. В российской науке существует немало мнений по поводу того, что же такое профилактика. Так, С.И. Ожегов под профилактикой понимает совокупность мер по предупреждению, которые направлены на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [4, с. 480]. Однако Б.П. Михайлов отмечает, что это комплекс мер, осуществляемых государством и общественностью, направленных на выявление, изучение и устранение причин и условий, которые способствуют немедицинскому потреблению и распространению наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, совершению противоправных деяний и возникновению других негативных последствий [5, с. 132]. Между тем, А.М. Щукин, Д.А. Бражников считают необходимым включать мероприятия, которые направлены на нейтрализацию и минимизацию причин и условий наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков [6, с. 24].
Согласно Федеральному закону № З-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [7], профилактика незаконного потребления наркотиков и наркомании представляет собой совокупность политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, культурных, физкультурно-спортивных и иных мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
На наш взгляд, наиболее полное и точное определение дано Л.В. Готчиной. Так, под профилактикой молодежного наркотизма, по её мнению, следует понимать систему политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, культурных, физкультурно-спортивных и иных мер, осуществляемых различными социальными институтами, включающих в себя воздействие, которое направлено на блокирование потребности несовершеннолетних и молодежи в наркотиках, на минимизацию или нейтрализацию влияния факторов наркотизма, на предупреждение возникновения и распространения наркомании, преступлений, правонарушений и иных социальных проявлений в этой сфере[2, с. 156; 8, с. 60].
Применительно к болезни наркомании Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Такая классификация является общепринятой, и многие российские ученые придерживаются ее. Первичная профилактика представляет собой совокупность мер, которые направлены на предупреждение употребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов [9, с. 166-167]. Данные мероприятия проводятся со здоровыми людьми и группой риска. Под ней следует понимать группу людей, в ближайшем окружении которых имеются потребители наркотиков. Также к группе риска можно отнести и лиц, которые воспитываются в неблагоприятных семейных и социальных условиях.
Так, Л.В. Готчина указывает, что первичная профилактика наркомании выражена в виде общесоциальных мер, с помощью которых необходимо сократить социально-экономическое неравенство населения, предоставить доступность для молодёжи в получении образования, медицинских услуг и социальной помощи [10, с. 28].
Цель вторичной профилактики - предотвращение формирования наркотической зависимости у потребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги в немедицинских целях. Необходимо отметить, что к данной категории лиц не относятся больные наркоманией.
При третичной профилактике меры применяются к больным наркоманией с целью предотвращения рецидива заболевания.
По объему и направленности применения выделяют общую, специальную (особенную) и индивидуальную профилактику наркотизма и наркопреступности.
Общая профилактика близка по своему смыслу первичной. Её цель заключается в выявлении и устранении факторов, способствующих совершению противоправных деяний и немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. В результате осуществления мер общей профилактики, по мнению Я.И. Гилинского, происходит «воздействие на среду, экологию, экономические, социальные, политические условия жизни населения в целях их улучшения, гармонизации» [1, с. 513-514].
По мнению Л.В. Готчиной, профилактика наркомании должна базироваться на следующих принципах: долгосрочность, непрерывность, комплексность, дифференцированность, аксиологичность, многоаспектность, последовательность, легитимность, инициативность, системность, научность, ситуативность, современность, инновационность [10, с. 28].
Многие ученые акцентируют свое внимание только на отдельных принципах профилактики наркомании. Так, например, Ш.И. Спектор выделяет среди них: профессионализм субъектов, осуществляющих профилактику, межведомственное взаимодействие, информационное обеспечение, осуществление постоянного контроля за эффективностью профилактических мер, комплексность профилактических мероприятий и программ [11, с. 34]. При этом, по его мнению, основой эффективности профилактических мероприятий и программ является межведомственное взаимодействие.
Согласно ч. 1 ст. 53.1 Федерального закона № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [7], к субъектам, осуществляющим профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, относятся федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления, организации и граждане наделяются правом осуществлять самостоятельные профилактические мероприятия либо участвовать в проводимых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Стратегии государственной антинаркотической политики [3] антинаркотическую деятельность осуществляют Государственный антинаркотический комитет (далее ГАК), антинаркотические комиссии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН), Министерство здравоохранения и социального развития, другие федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, высшие должностные лица, осуществляющие антинаркотическую деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Также вправе участвовать в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации, лиц, признанных больными наркоманией, общественные объединения и религиозные организации [3]. При этом под антинаркотической деятельностью следует понимать деятельность федеральных органов государственной власти, ГАК, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, лечение и реабилитацию лиц, признанных больными наркоманией [3].
Согласно ч. 3 ст. 2 проекта Федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [12], к субъектам проведения профилактики правонарушений относятся федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, которые реализуют права в сфере профилактики правонарушений.
При анализе вышеуказанных положений нормативных правовых актов возникает вопрос об отнесении органов местного самоуправления к субъектам, осуществляющим профилактику немедицинского потребления наркотиков и наркомании, т.к. Федеральный закон № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» наделяет их только правом в осуществлении профилактики, а не обязанностью.
Согласно ст. 14, 15, 16, 16.2 гл. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [13], к вопросам местного значения относятся принятие участия в профилактике терроризма и экстремизма, межнациональных (межэтнических) конфликтов, создание условий для организации досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры, для массового отдыха жителей, а также организация и проведение мероприятий с детьми и молодёжью, в частности, обеспечение условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта, организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и др. Таким образом, по нашему мнению, органы местного самоуправления обязаны наравне с вышеуказанными мероприятиями осуществлять профилактику наркомании. Именно органам местного самоуправления под силу контролировать обстановку в границах муниципального образования, организовывать и осуществлять мероприятия, направленные на развитие у населения здорового образа жизни.
В связи, с этим мы полагаем необходимым органы местного самоуправления относить к субъектам, осуществляющим профилактику наркомании. Предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 53.1 Федерального закона № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», добавив слова «органы местного самоуправления», исключив их из ч. 2 ст. 53.1, и изложить ст. 53.1 в следующей редакции: «1. Профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ наркомании осуществляют: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. 2. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Таким образом мы устраним разногласия между Федеральным законом № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Указом Президента РФ от 3 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и проектом Федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
При осуществлении профилактики наркотизма и наркопреступности, по нашему мнению, особая роль отводится правоохранительным органам.
Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» образован ГАК [14]. Основные его задачи:
- разработка мер, которые направленны на противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров и профилактику немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, лечение и медико-социальную реабилитацию больных наркоманией, а также на повышение эффективности реализации федеральных и региональных целевых программ в этих областях;
- осуществление мониторинга и оценки развития наркоситуации в Российской Федерации, подготовка предложений по улучшению наркоситуации в Российской Федерации и другие задачи [14].
Сотрудники следствия, дознания, оперативных подразделений МВД России, в компетенцию которых входят раскрытие, расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних вносят вклад при осуществлении специальной профилактики наркотизма и наркопреступности. Так, согласно ч. 2 ст. 11 проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», она представляет собой меры административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного характера, которые осуществляются правоохранительными органами и направлены на предупреждение и выявление правонарушений, устранение причин и условий их совершения [12].
В соответствии с Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по делам по предупреждению преступлений» участковые уполномоченные полиции выявляют лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотики, занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркосодержащих растений, устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотиков, а также лиц, вовлекающих в совершение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, информируют об этом заинтересованные подразделения и принимают в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности [15]. В результате проведенных мероприятий участковыми уполномоченными полиции анализируется сложившаяся оперативная обстановка на обслуживаемой территории, руководству территориального органа МВД России вносятся предложения по повышению эффективности профилактической работы. Таким образом, ими пресекаются преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, пополняются «группы риска», реализуются меры по профилактике.
Сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних осуществляется работа по выявлению подростков, которые допускают немедицинское потребление наркотиков, места их концентрации, возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в их потребление [15]. Проводятся мероприятия и с их родителями с целью устранения факторов, способствующих антиобщественному поведению детей.
Сотрудники оперативных подразделений, дознания и следствия осуществляют мероприятия в отношении лиц, совершивших преступление, выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению. При производстве дознания и следствия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в соответствии с ч. 3.2 ст. 196 УПК РФ дознаватель либо следователь обязан назначать судебную экспертизу в случае, если имеются основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый является больным наркоманией. На основании заключения судебной экспертизы суд вправе назначить меры медицинского характера и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со ст. 721 и 821 УК РФ.
Индивидуальная профилактика направлена на лиц, которые совершают правонарушения и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, «стоят на грани нарушения антинаркотического законодательства» [2, с. 160], потребляют в немедицинских целях наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, а также больных наркоманией, в частности, для которых предусмотрены ст. 721 и 821 ук рф. Меры индивидуальной профилактики наркотизма и наркопреступлений реализуются с целью недопущения повторного употребления наркотиков и совершения преступлений и правонарушений. К таким мерам, по нашему мнению, можно отнести медицинскую и социальную реабилитацию больных наркоманией, предусмотренную ст. 721 и 821 уК рф.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» закреплено, что реабилитация больных наркоманией - это совокупность медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, которые направлены на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотиков [3].
Целями реабилитации являются возвращение больного наркоманией к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, его отказ от употребления
наркотических средств, психотропных веществ, восстановление личного и социального статуса. Стратегической целью государственной политики в сфере реабилитации больных наркоманией, определенной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, обозначено формирование многоуровневой системы, которая обеспечивает доступность к эффективным программам реабилитации больных наркоманией, восстановление их социального и общественного статуса, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных наркоманией [3]. Как отмечает Е.А. Соборникова, реабилитация является необходимым элементом в противодействии наркомании, т.к. при этом адекватное использование реабилитационных мероприятий повышает эффективность работы с больными наркоманией до 70 % [16, с. 2].
Мы считаем, реабилитация как вид профилактики наркомании должна базироваться на принципе комплексности. Так, по мнению Л.В. Готчиной, «комплексность заключается в согласованности взаимодействия на межведомственном уровне - ведомств и учреждений, на профессиональном уровне - специалистов различных профилей (педагогов, школьных и медицинских психологов, врачей-наркологов, социальных педагогов и работников, юристов), и закрепляется в целевых программах» [2, с. 163]. Возвращение больного наркоманией к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, его отказ от употребления наркотических средств, психотропных веществ, восстановление личного и социального статуса возможны при совместной работе всех субъектов, осуществляющих медицинскую и социальную реабилитацию больных наркоманией.
Таким образом, медицинская и социальная реабилитация больного наркоманией, которому назначено лечение в соответствии со ст. 721 и 821 УК РФ, может способствовать приспособлению к нормальной социальной жизни, включению в систему общественных отношений, приобретению социально значимых качеств, восстановлению его психофизиологического и социально-психологического статуса, расширению всех сфер жизнедеятельности, а также профилактике наркомании, ряда преступлений и правонарушений, совершаемых преимущественно наркоманами.
Список литературы
1. Гилинский, Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / 3-е изд., перераб. и доп. - СПб: Алеф-Пресс, 2014. - 574 с.
2. Готчина, Л. В. Молодёжный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика : дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. - 455 с.
3. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Российская газета. - 2010. - № 5207.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. - Москва: Мир и Образование, 2013. - 735 с.
5.Михайлов, Б. П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков. - М.: Граница, 2003. - 359 с.
6. Щукин, А. М., Бражников, Д. А. О некоторых проблемах выявления и раскрытия преступлений, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов и склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - № 3. - С. 21-35.
7. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
8. Готчина, Л. В. Некоторые оценки понятийного аппарата проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 3 (30). - С. 58-63.
9. Кокин, В. И., Мурзин, В. А., Абдрахманов, Д. М. Статус личности больных наркоманией: социальные и правовые аспекты : учебное пособие. - Уфа: Информреклама, 2010. - 400 с.
10. Готчина, Л. В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика : автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08. - СПб: СПбУ МВД России, 2011. - 46 с.
11. Спектор, Ш. И. Научное обоснование системы комплексной профилактики наркомании и алкоголизма в субъекте Федерации : автореф. дис. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - М., 2008. - 48 с.
12. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : проект Федерального закона № 421465-6 (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.03.2014 г.) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа к изд.: www.consultant.ru.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 октября. - № 202.
14. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров : Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 43. - Ст. 5167.
15. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа к изд.: www.consultant.ru.
16. Соборникова, Е. А. Амбулаторная реабилитация пациентов наркологического профиля : автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.01.27. - М., 2012. - 23 с.