.«agb. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И МИНИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
И.М. КУПШИНОВ,
соискатель кафедры криминологии Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются отдельные вопросы предупреждения и оптимизации деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, актуальные вопросы минимизации социальных последствий преступности в этой сфере.
Ключевые слова: наркопреступность, незаконный оборот наркотиков, антинаркотическая пропаганда, долгосрочная антинаркотическая стратегия.
TOPICAL ISSUES OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY AND MINIMIZATION OF SOCIAL CONSEQUENCES OF CRIME IN THE SPHERE OF ILLEGAL TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
I.M. KUPSHINOV,
competitor of chair of criminology Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. In article are considered some issues of prevention and optimization of activity of law enforcement bodies in the sphere of illegal turnover of narcotic drugs and psychotropic substances, topical questions of the minimization of social consequences of crime in this field.
Keywords: drug crime, illegal turnover of drugs, anti-drug propaganda, long-term drug strategy.
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ — один из тех немногих видов преступности, показатели которого, несмотря на всю предупредительную работу правоохранительных органов и общую тенденцию снижения зарегистрированной преступности, продолжают расти. Преступный оборот наркотических средств и психотропных веществ в структуре зарегистрированной преступности занимает одно из лидирующих мест (около 8,5% по итогам 2011 г.). При этом, основные усилия правоохранительных органов в истекшем году были направлены на пресечение каналов крупных оптовых поставок и сбыта наркотиков (перехвачено более 12 тыс. оптовых партий наркотиков). Было пресечено более 220 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, из них более 150 тыс. тяжких и особо тяжких, пресечено почти 16 тыс. преступлений, совершенных в организованных формах. Ликвидировано 45 преступных сообществ и более тысячи организованных преступных групп, дейст-
вующих в сфере НОН. Ликвидировано семь тыс. наркопритонов, почти 4,5 тыс. технологических пунктов по производству наркотиков и 43 специально оборудованных подпольных лаборатории. Всего изъято из незаконного оборота более 60 т наркотических средств, к уголовной ответственности за причастность к наркотрафику в России в 2011 г. привлечены более 100 тыс. человек.
Отдавая должное регулярным оперативно-профилактическим операциям в качестве реагирования на конкретные преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, нельзя говорить о том, что это единственная объективная возможность в борьбе с наркопреступностью.
Так, например, согласно Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.1 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом
1 Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. N° 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ». 2010. № 24. Ст. 3015.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
Таблица
Года МВД ФСКН
Количество зарегистрированных преступлений, тыс. % от всех преступлений в сфере НОН Количество зарегистрированных преступлений, тыс. % от всех преступлений в сфере НОН
2009 145,1 61,5 90,7 38,5
2010 135,7 61,8 83,9 38,2
наркотиков, является субъектом, обеспечивающим выполнение функций по реализации государственной антинаркотической политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
К сожалению, эффективность реагирования ФСКН России на незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и борьбу с ним явно недостаточна. В частности, в настоящее время недооценивается значимость выявления и привлечения к уголовной ответственности сбытчиков наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, склоняющих граждан, особенно несовершеннолетних, к их потреблению. Каждый наркоман, занимающийся сбытом наркотических средств и психотропных веществ, в течение года вовлекает в их потребление в среднем пять—шесть человек2.
Еще одна проблема — отсутствие в России системы мер профилактики наркомании, лечения и социальной адаптации наркоманов. Чаще всего в оперативной деятельности ФСКН России не принимается во внимание влияние наркотической зависимости на совершение наркоманами других, в том числе корыстных, преступлений, а также отсутствует система мер профилактики таких преступлений. Широко распространена практика назначения лицам, впервые совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наказания не связанного с лишением свободы (по полученным нами данным, из 254 изученных уголовных дел, в 46,9% случаев было назначено наказание не связанное с лишением свободы). Как следствие — с этими лицами, как правило, не проводится профилактическая работа, и в результате в дальнейшем они повторно совершают аналогичные преступления.
Следует отметить, что в конце 2011 г. МВД России предложило проект Государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»3. В паспорте к данной программе «прогнозируется, что в ближайшие три—пять лет не-
благоприятные криминогенные факторы продолжат проявлять себя усилением криминальной опасности для населения страны, увеличением массива преступлений, совершаемых в общественных местах, ростом отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальной алкоголизацией и наркотизацией населения, разрастанием коррупции». Однако, все заявленные показатели деятельности полиции носят декларативный характер, не имеющий под собой реальных мер по противодействию преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Все это лишний раз говорит о необходимости принятия самостоятельной программы противодействия негативным последствиям наркопреступности, которая продолжает распространять свое действие на все сферы и уровни общества.
Важнейшую роль, также как и ФСКН РФ, в сфере предупреждения НОН играет Министерство внутренних дел, которое, согласно федеральным законам и ведомственным приказам и распоряжениям, наделено обязанностью заниматься выявлением, расследованием и пресечением любой преступной деятельности, а также профилактикой преступлений в РФ. В настоящее время в составе всех территориальных органов в субъектах РФ присутствуют отделы, специализирующиеся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для уяснения эффективности ФСКН И МВД приведем статистические данные о фактически выявленных преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (табл.).
Из представленных данных видно, что количество выявленных преступлений, а как следствие — и правоохранительная нагрузка, распределяются на эти два ведомства неравномерно. С учетом того, что между любыми правоохранительными органами идет «негласное соревнование» за показатели выявленных
2 Лошкарев В.В. Антинаркотизм в России: теоретический и историко-правовой анализ: моногр. Самара. 2011. С. 138.
3 Проекты государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и распоряжения Правительства РФ об ее утверждении. URL://-http://www.mvd.ru/mvd/documents/expprojects/show_100129.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
и раскрытых преступлений, это отрицательно сказывается и на общей борьбе с преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. И как нельзя лучшим подтверждением данного факта будет являться все ухудшающаяся ситуация с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, рост латентно-сти этого вида преступности, а также рост числа лиц, вовлекаемых в их потребление и сбыт.
Важной составляющей правоохранительной деятельности является противодействие вовлечению в потребление наркотических средств и психотропных веществ. Ежегодно выявляется около 350 преступлений, связанных со склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, основным объектом которых становятся, прежде всего, несовершеннолетние. Нередки случаи пресечения преступной деятельности сбытчиков наркотических средств и психотропных веществ, действующих в учебных заведениях, в местах проведения молодежного досуга, а также в непосредственной близости от них. За последние пять лет правоохранительными органами выявлено около 170 тыс. правонарушений, связанных с появлением несовершеннолетних в общественных местах в состоянии опьянения (в том числе наркотического). За этот же период времени правоохранительными органами выявлено до полумиллиона правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ). При этом ежегодное увеличение количества выявленных административных правонарушений и наркопреступлений, а также числа лиц, привлеченных к ответственности за их совершение, не влечет за собой снижения количества лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Представляется, что важным компонентом профилактики наркопотребления среди детей раннего подросткового возраста, посещающих школу, является просвещение с целью повышения уровня их информированности об опасностях потребления наркотических средств и психотропных веществ. Наиболее перспективные модели такого школьного просвещения предусматривают предоставление точной и сбалансированной информации об опасностях и последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ в контексте изучения социальных факторов и обучения жизненно важным навыкам.
При этом в рамках просвещения о рисках, связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, важно применять интерактивные подходы, поскольку, как показала практика, простое информирование оказывается нередко безрезультатным.
По отношению к несовершеннолетним необходимо применять как универсальные профилактические подходы, так и пресечение потребления на ранней стадии, когда ребенок уже подозревается в употреблении наркотических средств и психотропных веществ. Например, идею тестирования на потребление наркотиков для лиц этой категории поддержали 79,6% опрошенных нами сотрудников ФСКН и 77,5% сотрудников наркологических диспансеров. Основными причинами положительного ответа на необходимость тестирования являлись «возможность выявление на ранних этапах, лечение и профилактика» — 161 респондент, 149 — «контроль над детьми, дети будут бояться, что узнают о том, что они пробовали наркотические средства и психотропные вещества», 137 — «школа и вузы — места распространения наркотических средств и психотропных веществ, «омоложения» наркомании».
В последние годы повышенное внимание уделяется глобальному подходу к коррекции поведенческих отклонений. Например, законодательство многих европейских государств по злоупотреблению наркотическими веществами акцентируется на ограничении торгового оборота легальных веществ (табака и алкоголя) и социальном воздействии (вмешательстве) на несовершеннолетних, совершивших наркопреступления. В странах, где предусмотрено рассмотрение подобных дел в суде, лечение часто предлагается как альтернатива уголовному наказанию. Многие дети, проходящие курс лечения, направляются на него судебными органами. Специализированное лечение, ориентированное на детей, пока еще редкость, но в последние годы создан ряд целевых структур, позволяющих лучше удовлетворять специфические потребности различных социальных групп.
Бесспорно, на все предлагаемые антинаркотические меры потребуется немало средств и времени, которые придется, возможно, отрывать у общества, урезая другие важные социальные программы, обеспечивающие его эффективное развитие. Но в условиях экономического, политического и нравственно-психологического кризиса, переживаемого нашей страной и гражданским обществом, экономия на здоровье
-íí.^'fc--
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
подрастающего поколения перед лицом великой опасности, которую таят в себе все формы наркомании и наркотизма, слишком дорого обойдется государству4. Успех же возможен только в результате дальнейшего совершенствования нормативной базы, хорошо скоординированной работы заинтересованных министерств и служб, наступательной тактики, рассчитанной на опережение этих преступных проявлений, совершенствования форм и методов противодействия, высокого оперативного искусства со стороны руководящего и оперативного состава5.
В заключении следует отметить, что успех в предупреждении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, и, как следствие, минимизация социальных последствий этого оборота, в первую очередь зависит от снижения спроса на них и сокращения количества их потребителей. Вместе с тем, к примеру, отсутствие законодательного закрепления ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача не позволяет в полной мере реализовать это направление.
Представляется, что оптимизация деятельности правоохранительных органов по минимизации социальных последствий преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предполагает решение комплекса взаимосвя-
занных задач по созданию системы выявления наркозависимых лиц, а также осуществление контроля за распространением наркотических средств в учебных заведениях. Преодоление негативных явлений, способствующих наркотизации общества, возможно только путем комплексного анализа, который важно проводить без отрыва теории от практики, используя при этом всю научно-методологическую базу в рамках предупредительной деятельности преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Однако, главным направлением предупреждения и преодоления социальных последствий незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ остается совершенствование материальных и социальных условий жизни людей. Поэтому комплексное использование экономических, социально-культурных, правовых и воспитательных мер является основным условием эффективной государственной политики. Все это должно найти закрепление в государственных программах и реали-зовываться в долгосрочной российской антинаркотической стратегии.
4 Романова Л.И. Наркомания и наркотизм. СПб., 2003. С. 359.
5 Петров В.В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: моногр. М., 2005. С. 107.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРОРИЗМА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI вв.
М.У. МЕДОВ,
докторант Академии управления МВД России, генерал-майор полиции Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются различные подходы к определению характеристики преступности. Ключевые слова: терроризм, преступление, юридический словарь.
CONDITION OF THE PROBLEM OF TERRORISM IN COUNTRIES OF WESTERN EUROPE AT THE END OF THE XX BEGINNING OF THE XXI CENTURIES
M.U. MEDOV,
doctoral candidate of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, major general of police
Annotation. In article various approaches to definition of the characteristic of crime reveal. Keywords: terrorism, crime, legal dictionary.
Существуют различные подходы к определению криминологической характеристики преступности. Так, в юридическом словаре под криминологической характеристикой понимается описание свойств,
закономерностей, факторов и последствий преступности, а также свойств личности преступника.
Среди отечественных и за рубежных ученых также нет единства взглядов на этот счет. Ю.И. Авдеев счи-