A.I. KAPLUNOV*, L.S. BUTORINA
**
УДК 342.9 ББК 67.401.133.12 К20
MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION APPLIED AGAINST THE JUVENILE OFFENDERS WHICH AREN'T THE SUBJECTS TO CRIMINAL RESPONSIBILITY
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные особенности и недостатки правового регулирования мер административного принуждения, применяемых в отношении несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния и не подлежащих уголовной ответственности.
Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность; меры административного принуждения, доставление; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
АНДРЕИ ИВАНОВИЧ КАПЛУНОВ*, ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА БУТОРИНА**
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫЕ ДЕЯНИЯ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права (Санкт-Петербургский университет MB Д России); ** инспектор отдела исполнения административного законодательства (УМВД России по г. Архангельску) E-mail: [email protected].
Annotation: in the article the author considers some particular features and shortcomings of legal regulation of measures of the administrative coercion applied against the juvenile offenders which aren't the subjects to criminal responsibility.
Key words: minors, criminal responsibility, measures of administrative coercion, bringing, detention centers for juvenile offenders, special educational establishments of the closed type.
Административное принуждение, применяемое в отношении несовершеннолетних, как отраслевой вид государственного принуждения является реакцией не только на административные правонарушения, но и на отдельные виды девиантного поведения, подпадающего под признаки уголовно наказуемого деяния. Речь идет о совершении несовершеннолетним так называемого объективно противоправного общественно опасного деяния, когда лицо, его совершившее, еще не достигло возраста уголовной ответственности и поэтому не подлежит данному виду ответственности.
В отношении несовершеннолетних, которые к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает применение следующих мер административного принуждения:
1) «доставление должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение» (п. 1 ч. 2 ст. 21);
2) «помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» (ст. 22);
ь
а §
с
1
с
0
1
ш
2 с
со
I £
1
ш
I
с 1
§
Ü
го &
(б I
00
го
t
0
1 §
3) «помещение несовершеннолетних с деви-антным (общественно опасным) поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» (гл. 3).
Как представляется, первые две из перечисленных мер принуждения относятся к мерам административно-процессуального обеспечения, третья мера является принудительной мерой административного предупреждения.
Рассмотрим отдельные особенности правового регулирования применения указанных мер принуждения.
Достаеление в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру административно-процессуального обеспечения, если она применяется в случае совершения несовершеннолетним действий, подпадающих под признаки административного правонарушения, к административной ответственности за которое привлекаются его родители или лица, их заменяющие (например, по ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1), либо совершения административного правонарушения лицом, не достигшим возраста административной ответственности; либо в случае совершения общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.
Правом доставления несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» наделяет не все категории сотрудников органов внутренних дел (ОВД), а только должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних и должностных лиц подразделений ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних. Учитывая потребности практики, предлагается предоставить право доставлять в подразделения ОВД несовершеннолетних, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», всем сотрудникам полиции, осуществляющим охрану правопорядка и оперативно-розыскную деятельность. Несовершеннолетние могут содержаться в подразделениях ОВД не более трех часов.
* Это, на наш взгляд, очень важная процессуальная составляющая.
Помещение несовершеннолетних в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП) применяется прежде всего с целью обеспечения возможности совершения в отношении их последующих процессуальных действий.
Анализ оснований применения к несовершеннолетним данной принудительной меры, закрепленных в подп. 1-6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики...», позволяет сделать вывод о том, что помещение и содержание в течение установленного времени несовершеннолетнего в ЦВСНП необходимо, чтобы обеспечить:
- направление его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, если вынесен соответствующий приговор суда или постановление судьи;
- контролируемое ожидание и участие несовершеннолетнего при рассмотрении судьей вопроса о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (СУВУЗТ);
- решение вопроса о дальнейшей судьбе несовершеннолетнего в случае его самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;
- установлене личности (места жительства, места пребывания)* несовершеннолетнего (и передачу его родителям); а) совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; б) совершившего правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; в) совершившего правонарушение, влекущее за собой административную ответственность. Помещение в ЦВСНП таких несовершеннолетних осуществляется, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов.
Таким образом, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП с учетом целей, которые при этом достигаются, является мерой административно-процессуального обеспечения, поскольку обеспечивает разбирательство с несовер-
шеннолетним правонарушителем в рамках соответствующего производства или процедуры, в ходе которых принимается решение о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, обеспечивается направление (возвращение) его туда, оформление материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, установление места жительства несовершеннолетнего и передача его родителям (законным представителям).
Не совершеннолетние могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.
Справедливость нашей позиции об отнесении помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП к мерам процессуального обеспечения подтверждается выводом, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 690, в котором указывается, что применение к несовершеннолетним, совершившим правонарушение, влекущее за собой административную ответственность, данной меры государственного принуждения направлено на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по нему постановления2.
Однако необходимость решения указанных выше процессуальных вопросов не исчерпывает целевого назначения помещения несовершеннолетних в ЦВСНП. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:
- обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
- проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответ-
ствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;
- доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
Таким образом, в период нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП наряду с процессуальными вопросами решаются воспитательно-профилактические задачи, что свидетельствует о комплексном характере данной меры административного принуждения. Должностные лица, уполномоченные производить процессуальные действия по делам (материалам) в отношении несовершеннолетних, перечисленных в подп. 1-6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», решают соответствующие процессуальные вопросы, а должностные лица ЦВСНП, обеспечивающие содержание несовершеннолетнего, - воспитательно-профилактические задачи.
Помещение несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера принуждения в науке административного права относится к числу принудительных мер административного пре-дупреждения3, своевременное применение которой является действенным средством по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Задачи указанных учреждений - получение соответствующего уровня образования, психолого-медико-педагогическая реабилитация, включая коррекцию поведения, и проведение индивидуальной профилактической работы.
Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа согласно ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»4 созданы для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по судебному решению. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются постановление судьи или приговор суда.
ь
а §
с
С
0
1
ш
2 с
cd §
1
Ш
I
С 1
2
Ü
ГО &
(S
I
CD
го
t
0
1 §
В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет в случаях, если они:
- не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- достигли возраста ответственности и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
- осуждены за совершение преступлений средней тяжести, а также тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ.
Статистические данные позволяют проанализировать ситуацию, связанную с помещением лиц в возрасте от 8 до 18 лет в СУВУЗТ. Например, численность помещенных в специальную образовательную школу закрытого типа № 1 г. Санкт-Петербурга на 01.01.2012 составляла 28 человек (на аналогичный период 2011 г. - 35 детей, 2010 г. - 38), из них поступили из Санкт-Петербурга 17 чел., Ленинградской области -8 чел., Нижегородской области - 3 чел. Средний возраст воспитанников - 14 лет. Наполняемость классов - 4-5 чел., групп - 7 чел. В 2011 г. в спецшколе прошли реабилитацию 42 воспитанника, в том числе обучавшихся по программе общей школы - 21 чел., по коррекционно-разви-вающей программе (VIII вида) - 21 чел. (аналогичные показатели в 2010 г. - 54/28/26). В 2011 г. в школу приняты 7 несовершеннолетних, 5 - из Санкт-Петербурга, 2 - из Ленинградской области. Контингент школы характеризуется деви-антным поведением, при этом многие подростки совершили более двух преступлений, 93 % подростков имеют психиатрические диагнозы, более 70 % - длительный опыт бродяжничества, а также большие пробелы в знаниях. Из всех воспитанников поступили в школу по постановлению судьи 26 чел., или 93 %, по приговору суда - 2 человека. До поступления в спецшколу несовершеннолетние совершили несколько общественно опасных деяний, в большинстве случаев в отношении них органами предварительного следствия было вынесено 3-4 постановления об отказе в возбуждении уголовного
дела, но есть и несколько человек, у которых их более 10. Основной причиной направления подростков в спецшколу является совершение ими краж и грабежей. В последнее время в школу стали чаще поступать несовершеннолетние, совершившие угоны автотранспорта5.
Ограничением для помещения несовершеннолетних в СУВУЗТ являются заболевания, препятствующие содержанию и обучению несовершеннолетних в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 5186. Помещение в СУВУЗТ применяется как принудительная мера административно-правового воздействия в целях воспитания несовершеннолетнего. В указанное учреждение несовершеннолетний может быть направлен до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
В литературе высказываются разные точки зрения о правовой природе самой этой меры и процессуального порядка ее применения. Так, И. Н. Померанцев и М. С. Белоковыльский, поскольку дела о помещении в СУВУЗТ рассматривает судья, задаются вопросом: в порядке какого из конституционных видов судопроиз-водств надлежит рассматривать данную категорию дел?7 Анализ уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства привел авторов к выводу о том, что дела о применении мер воздействия (в том числе -помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста наступления уголовной ответственности, не могут рассматриваться ни в порядке гражданского, ни в порядке уголовного судопроизводства.
Поддерживая мнение авторов, рассматривающих спецшколы и специальные ПУ как составную часть отечественной пенитенциарной сис-темы8, И. Н. Померанцев и М. С. Белоковыльс-кий считают, что «логично было бы включение порядка производства в отношении совершивших общественно опасное деяние несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в качестве отдельной гл. 51.1 в Уголовно-процессуальный кодекс РФ»9.
Иной подход к оценке роли рассматриваемой меры в механизме правоохраны представлен Ю. В. Помогаловой, которая исходит из того, что при применении Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выстраивается целая система мер, по своей
природе профилактических. Содержание деятельности подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) ОВД по их применению в совокупности и является осуществлением «административной профилактики»10. Одной из мер административной профилактики, предупреждающей совершение правонарушений несовершеннолетними, является, по ее мнению, направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием11.
Как представляется, мнение Ю. В. Помога-ловой в большей степени соответствует природе рассматриваемой меры принудительного воздействия, букве и духу Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которым она предусмотрена. Помещение несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВУЗТ - это, на наш взгляд, не альтернативная «кара» за совершение им общественно опасного деяния, а мера, позволяющая оказать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, с целью предупредить совершение в дальнейшем новых общественно опасных деяний.
В качестве меры уголовно-правового воздействия в литературе рассматривается помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, и освобожденного судом от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса (УК) РФ12: «Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления (выделено нами. - Авт.) несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода».
На наш взгляд, точка зрения В. Давыденко спорна. Даже в отношении указанной категории несовершеннолетних применение данной меры в качестве альтернативы уголовного наказания не трансформирует ее в уголовно-правовую меру. Упоминание в ст. 92 УК РФ рассматриваемой меры принуждения и конкретизация сроков ее применения к указанной категории несовершеннолетних, а также уголовно-процессуальный порядок применения (ч. 2-8 ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ)13, не меняют ее правовой природы как административно-предупредительной (про-
филактической) меры принуждения, а указывают на то, что для исправления конкретного несовершеннолетнего целесообразно применить не уголовно-правовое, а административно-правовое средство воздействия.
Дело о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВЗТ по пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возбуждается после процессуального оформления решения о прекращении в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, уголовного дела, либо отказе в его возбуждении, и по своей юридической природе, на наш взгляд, является «административным делом», вытекающим из административно-правовых отношений, поскольку в его рамках решается вопрос о применении административно-правовой меры принуждения. В свою очередь, производство по данному делу также будет административным, ярким подтверждением чего является то, что правовая основа данного производства закреплена в гл. 3 Закона о системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, а не в уголовно-процессуальном или гражданско-процессуальном законодательстве. Данное производство входит в структуру административного процесса. В связи с этим для применения данной меры административного принуждения должен использоваться административно-процессуальный, а не уголовно-процессуальный правовой инструментарий (порядок), как это предлагают И. Н. Померанцев и М. С. Белоковыльский.
К сожалению, следует признать, что вопросы процедурно-процессуального порядка применения рассматриваемой меры административного принуждения, за редким исключением14, находятся на периферии внимания ученых-адми-нистративистов, исследующих вопросы теории и практики административного принуждения и административного процесса, что, в свою очередь, отражается на качестве ее правового регулирования, а также отдельных мер административного-процессуального принуждения.
Например, недостаточно четко законодательством определена роль органов внутренних дел в обеспечении принятия судьей своевременного и правильного решения о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП. Как справедливо отмечает В. Н. Вельяминов, в случае неявки в судебное заседание при надлежащем извещении несовершеннолетнего и его законных представителей суд должен принять меры для их
ь
а §
с
С
0
1
ш
2 с
cd §
1
Ш
I
С 1
2
Ü
ГО &
(S
I
CD
го
t
0
1 §
участия, обязав ОВД обеспечить явку указан- риваются материалы о помещении их в специ-
ных лиц, кроме того, вправе подвергнуть их при- альные учебно-воспитательные учреждения
воду, предусмотренному п. 5 ст. 26 Закона о закрытого типа, а также явку в суд их родите-
системе профилактики правонарушений несо- лей или иных законных представителей. вершеннолетних15. Однако заметим, что при- Подводя итог, можно сделать вывод о
каз МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об том, что правовое регулирование рассмотрен-
утверждении Инструкции о порядке осуществ- ных мер административного принуждения,
ления привода»16 регламентирует применение применяемых в отношении несовершеннолет-
привода либо как меры процессуального при- них, совершивших уголовно наказуемые де-
нуждения, осуществляемой в соответствии со яния и не подлежащих уголовной ответствен-
ст. 111, 113 УПК РФ, либо как меры обеспече- ности, имеет межотраслевой характер,
ния производства по делу об административ- однако процедурно-процессуальный порядок
ном правонарушении, осуществляемой в соот- их реализации в отношении несовершенно-
ветствии с ч. 1 ст. 27.1, 27.15 КоАП РФ. В летних, указанных в подп. 1, 2 п. 4 ст. 15 Фе-
связи с этим Инструкция о порядке осуществ- дерального закона «Об основах системы
ления привода, утвержденная приказом МВД профилактики безнадзорности и правонарушений
России от 21 июня 2003 г. № 438, должна быть несовершеннолетних», должен оставаться
дополнена положением о применении привода предметом регулирования административно-
как меры, обеспечивающей явку в суд несо- го и административно-процессуального за-
вершеннолетних, не подлежащих уголовной от- конодательства и должного внимания уче-
ветственности, в отношении которых рассмат- ных-административистов.
Список использованной литературы
1 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.
2 См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Назармамадова Диора Гулмамадовича на нарушение его конституционных прав подп. 6 п. 2 ст. 22 и п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 14 мая 2013 г. № 690-О.
3 См.: Административное право: учебник / под общ. ред. А. И. Каплунова. М., 2011. С. 195; Административно-процессуальное право : курс лекций. М., 2009. С. 214-215.
4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7598.
5 См.: Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр "Семья"» : аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2011 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.homekid.ru/kidinspb2011/index.htm.
6 См.: Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием : Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 июля 2002 г. № 518 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28. Ст. 2873.
7 См.: Померанцев И. Н., Белоковыльский М. С. Некоторые проблемы применения процессуальных норм закона о профилактике безнадзорности // Рос. юстиция. 2012. № 7. С. 57-60.
8 См.: Дети в тюрьме / гл. ред. и сост. В. Абрамкин. 2-е изд. М., 2003. Вып. 1. С. 20-21.
9 См.: Померанцев И. Н., Белоковыльский М. С. Указ.соч. С. 59-60.
10 См.: Помогалова Ю. В. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования: процессуальный и профилактический аспекты // Административное право и процесс. 2007. № 6. С. 17-23.
11 См.: Помогалова Ю. В. Указ. соч. С. 18.
12 См., напр.: Давыденко В. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия // Уголовное право. 2011. № 5. С. 9-12.
13 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.
14 См.: Помогалова Ю. В. Указ. соч.; Буторина Л. С. Административное принуждение, применяемое в отношении несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
15 См.: Вельянинов В. Н. О судебной практике помещения несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел // Рос. юстиция. 2009. № 11. С. 68-73.
16 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 47.
Статья публикуется по решению редакционной коллегии.