Научная статья на тему 'Ментально-нравственная аспектность концепта «Грех» в русской лингвокультуре'

Ментально-нравственная аспектность концепта «Грех» в русской лингвокультуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ДИСКУРС / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бушакова М. Н.

Концепт характеризуется как многоаспектное словесно-деривационное единство. Ментальные и нравственные аспекты концепта «грех» определяются во взаимных связях с элементами толкования. Значимость данного концепта статистически подтверждается словообразовательными признаками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ментально-нравственная аспектность концепта «Грех» в русской лингвокультуре»

М 2 (27), 2008

жизнь Юга России "

-127

логической регуляции их отличие от воспитанников колонии невелико. Следовательно, то, что одни юноши находятся на свободе, а другие - за стенами колонии выглядит во многом как случайный факт.

Полученные нами результаты показывают продуктивность исследования личностных регулятивных механизмов высокого уровня и возможность применения сделанных выводов в различ-

ных задачах социального и психолого-педагогического проектирования.

Литература

1. Markus И., Fryberg S. On Being American Indian: Current and Possible Selves // Self and Identity. 2003. № 2. P. 325-344.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

F. G. LOVPACHE. PURPOSE AS ONE OF THE REGULATION MECHANISMS OF LAW-RESPECTING AND DEVIATED YOUNG MEN

One of the central elements of imagination of future is a purpose. Purposes are considered as definite desired and escaped future. The results of this research show important differences in formal dynamic and content particulars of functioning of some personal regulation mechanisms of deviated and law-respecting young men.

Key words: desired future, escaped future, subjective states, the state of social context.

M. HI, БУШАК0ВА

МЕНТАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ АСПЕКТНОСТЬ КОНЦЕПТА «ГРЕХ»

В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Концепт характеризуется как многоаспектное словесно-деривационное единство. Ментальные и нравственные аспекты концепта «грех» определяются во взаимных связях с элементами толкования. Значимость данного концепта статистически подтверждается словообразовательными признаками.

Ключевые слова: концепт, дискурс, лингвокультура, языковая картина мира.

К началу XXI века одной из наиболее актуальных проблем в лингвокультурологии становится изучение концептов.

В лингвокультурологии как науке о взаимосвязи культуры и языка в качестве объективных элементов культуры выступает вся совокупность традиционно выделяемых языковых единиц (слов, фразеологизмов, текстов и т. д.). Субъективные элементы культуры, реализованные в языке, получили название лингвокультурных концептов (1). О. Г. Савельева считает, что в лингвистике культурный концепт является основной единицей, интегрирующей в себе язык и культуру в их взаимопроникновении. Концепт характеризуется комплексом значений, которые приобретает языковой знак, эксплицируя национально значимый смысл (2).

При исследовании функционирования концепта «грех» в русской религиозной картине мира наиболее адекватным нам видится определение концепта, представленное в работах Л. Ю. Буяновой. Она предлагает трактовать концепт как сложное вербалъно-деривационное единство, содержанием которого выступает вся совокупность тех имеющихся в языке смыслов, которые, так или иначе, связаны со всеми однокоренными словами той или иной лексемы, являющейся именем концепта. При таком подходе языковая картина мира предстает структурированной по деривационно-генетическому принципу, отражающему все богатство и многообразие языковой концептуали-

зации мира посредством постоянного развития, семантико-ассоциативного «разветвления» одно-коренных слов (3).

На основе этого подхода под концептом мы подразумеваем совокупность всех значений и понятий, возникающих при произнесении и осмыслении любой однокоренной лексемы в словообразовательном континууме конкретного культурного концепта в индивидуальном сознании личности, а также систему представлений, образов и ассоциаций, рождающихся в результате восприятия и ассоциирования действительности и отражающихся через призму менталитета.

Как отмечают исследователи, к ключевым концептам русской культуры (или базовым единицам русской картины мира) относится и такое абстрактное понятие, как «грех».

Если обратиться к истории культуры русского народа, то необходимо отметить, что русская нация в большинстве своем является носительницей православной веры. Религиозность и набожность считаются основополагающими характеристиками русского народа и его языковой картины мира.

В ходе анализа «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова было выявлено, что лексема «грех» имеет достаточно большое количество словообразовательных связей (4). Это наименование является производящим для 40 производных, среди которых насчитывается 15 имен существительных (в словообразователь-

"Культурная жизнь Юга России " 128 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

М> 2 (27), 2008

ном гнезде «грех» - это самая богатая часть речи), 10 глаголов, 9 имен прилагательных и 6 наречий. Количество производных от слова «грех» дает нам основание утверждать, что данное понятие широко используется в современном русском языке.

По нашему мнению, наиболее полное и соответствующее современному определению толкование дает словарная статья «Грех» в словаре В. И. Даля: «1) поступок, противный закону Божию; вина перед Господом; 2) вина или проступок; ошибка, погрешность; 3) беда, напасть, несчастье, бедствие (подразумевая: за грехи наши); 4) перен.: распутство; 5) наречие - грешно, греховно» (5).

Наиболее активной сферой функционирования и суггестивного воздействия концепта «грех» являются сакральные тексты.

Как справедливо отмечает Е. В. Бобырева, религиозному дискурсу присуща особая система ценностей: признание Бога, понятие греха, добродетели, спасения души и др. Все его концепты исследователь разделяет по степени принадлежности религиозной сфере на первичные, первоначально принадлежавшие религии, а затем перешедшие в нерелигиозную область («Бог», «ад», «рай», «грех», «душа»), и вторичные, охватывающие как религиозную, так и светскую сферу с явным превалированием в последней («закон», «наказание», «любовь»). Понятие греха Е. В. Бобырева отнесла к концептам религиозной сфе-

ры, ассоциативное поле которых замыкается религиозным дискурсом или неизбежно остается в рамках религиозных ассоциативных границ (6).

Проведенное исследование языковой концептуализации понятия греха в лингвокультурном плане подтверждает идею о том, что концепт «грех» в русском национальном сознании опирается на религиозное понимание.

Литература

1. Слышкии Г. Г. От текста к символу: лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2004.

2. Савельева О. Г. Концепт «еда» как фрагмент языковой картины мира: лексико-семантический и этнокультурный аспекты (на материале русского и английского языков): дис. ... канд. филолог, наук. Краснодар, 2006.

3. Буяьова Л. Ю. Понятие, слово, концепт: от простого к сложному // Континуальность и дискретность в языке и речи. Краснодар, 2007. С. 49-52.

4. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. Т. 1. М., 1985.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: в 4 т. Т. 1. М . 2001. С. 647-648.

6. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): автореф. дис. ... д-ра филолог, наук. Волгоград, 2007.

M. N. BUSHAKOVA. MENTAL-ETHIC ASPECTIZATION OF CONCEPT «SIN» IN RUSSIAN LINGUOCULTURAL SPHERE

Concept is characterized as a poliaspect verbal-derivational unit. Mental and ethic aspects of the concept «sin» are defined in the connection with lexicographical interpretation. The value of this concept is statistically verified with derivational signs.

Key words: concept, discourse, lingoculture, language world-outlook.

А. Р. УСМАН0ВА

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯДОВО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЮРТОВСКИХ

ТАТАР И НОГАЙЦЕВ-КАРАГАШЕЙ

При типологическом сходстве и генетической общности этномузыкальных культур юртовских татар и ногайцев-карагашей сохранились их обрядовые и жанрово-стилевые диалектные особенности, которые рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: обряд, магия, фольклор, традиция.

Расселение на территории Астраханского края в ХУ1-ХУШ веках тюркских этногрупп преимущественно кыпчакского происхождения (юртов-ских татар, средневолжских татар-переселенцев, ногайцев-карагашей, казахов) с общей языковой основой и конфессиональной идентичностью способствовало возникновению интенсивных межэтнических контактов и взаимной этнокультурной адаптации. Многовековые межэтнические взаимодействия явились результатом струк-

турно-обрядовой общности с сохранением у каждой из этногрупп специфических, диалектных особенностей.

Содержательную общность и сходство ритуальных, магических действий демонстрируют обряды перехода. В свадебной обрядности она проявляется в разделении действа на два равнозначных блока: на стороне невесты - кыяуесый тугыз туй дмашес той и на стороне жениха -кияу ягында зур туй. Общесмысловыми функци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.