тантПлюс : офиц. сайт. 27.11.2009. URL: https://www. consultant.ru/popular/custom_eaes/112_1 .html#p20 (дата обращения: 05.09.2015).
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ : ред. от 13.07.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс : офиц. сайт. 13.07.2015. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 107181 (дата обращения: 03.09.2015).
3. План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 20102011 годы (утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 35 от 19 декабря 2009 года). М., 2009.
4. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности : утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 65 от 9 декабря 2010 года. М., 2010.
5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) [Электронный ресурс] // Всемирная организация интеллектуальной собственности : офиц. сайт. 15.04.1995. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/ text.jsp?file_id=329636 (дата обращения: 04.09.2015).
References
1. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse
Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosu-darstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 № 17) [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant-Pljus [ofic. sajt]. 27.11.2009. URL: https://www.consul-tant.ru/popular/custom_eaes/112_1.html#p20 (data obra-shhenija: 05.09.2015).
2. Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311-FZ (red. ot 13.07.2015) "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.09.2015) [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tantPljus [ofic. sajt]. 13.07.2015. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_107181 (data obrashhenija: 03.09.2015).
3. Plan dejstvij po formirovaniju Edinogo jekono-micheskogo prostranstva Respubliki Belarus', Respubliki Kazahstan i Rossijskoj Federacii na 2010-2011 gody (utverzhden Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva № 35 ot 19 dekabrja 2009). M., 2009.
4. Soglashenie o edinyh principah regulirovanija v sfere ohrany i zashhity prav intellektual'noj sobstvennosti (utverzhdeno Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva № 65 ot 9 dekabrja 2010 goda). M., 2010.
5. Soglashenie po torgovym aspektam prav intellek-tual;noj sobstvennosti (Soglashenie TRIPS) [Jelektronnyj resurs] // Vsemirnaja organizacija intellektual'noj sobstvennosti [ofic. sajt]. 15.04.1995. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=329636 (data obrashhenija: 04.09.2015).
© Pygb C. H., 2015
УДК 330.108
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АО «КРАСМАШ»
Б. Д. Санданова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены результаты анализа инновационной деятельности предприятия оборонно-промышленного комплекса, определена инновационная стратегия, присущая изученному предприятию, а также выделены проблемы, связанные с реализацией стратегии.
Ключевые слова: анализ инновационной деятельности, показатели инновационной деятельности.
ANALYSIS OF INNOVATION INDICATORS OF JSC "KRASMACH"
B. D. Sandanova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article analyses the results of innovative performance of the enterprises of defense-industrial complex, the research defines innovation strategy inherent to the studied company, and it also highlights the problems associated with the implementation of the strategy.
Keywords: analysis of innovative activity, indicators of innovative activity.
Решетнеескцие чтения. 2015
Технологическая модернизация экономики России и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий требуют от предприятий оборонно-промышленного комплекса повышения инновационной активности [1; 2]. Принятие управленческих решений в инновационной сфере невозможно обеспечить без использования достоверной информации. Для решения данной проблемы необходимо определить перечень показателей, позволяющих отслеживать на предприятии изменения в инновационной деятельности.
В статье представлены результаты анализа отчетности предприятия оборонно-промышленного комплекса - АО «Красмаш» [3; 4]. Исследованный документ позволяет получить представление об основных
аспектах состояния инновационной деятельности организации. В ходе исследования было определено, что одним из важнейших показателей является показатель уровня затрат на инновационную деятельность.
Анализ структуры затрат на инновационную деятельность предприятия (см. таблицу) позволяет сделать вывод об ориентации на приобретение и освоение результатов НИОКР, выполненных сторонними организациями. Так, если доля затрат на исследования и разработки с 2009 по 2011 гг. незначительно снизилась с 51,8 до 40,8 % и доля затрат на приобретение машин и оборудования снизилась до 8,4 %, то доля затрат на приобретение программных средств возросла за тот же период с 9 до 50,4 %.
Изменение структуры затрат на технологические инновации (в процентах к 2009 г.)
Показатели 2009 2011
Затраты на технологические инновации, тыс. руб. В том числе: 100 100
исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 51,6 40,8
производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 20,4
приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 19 8,4
приобретение новых технологий - -
из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей - -
приобретение программных средств 9 50,4
другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) - -
обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями - 0,4
маркетинговые исследования - -
прочие затраты на технологические инновации - -
Ориентация на стратегию приобретения и освоения результатов НИОКР, выполненных сторонними организациями, имеет целый ряд следующих негативных моментов [5].
1. Приобретая результаты НИОКР других предприятий и организаций, предприятие рискует остаться без собственной научно-исследовательской базы, так как финансовые ресурсы направляются на проведение НИОКР за рамками организации.
2. Приобретенные результаты (объекты промышленной собственности) могут использоваться и другими субъектами рынка, и, как следствие, меньше экономический эффект от применения.
3. Предприятие оказывается в роли «догоняющего», и, как следствие, снижаются шансы на эффективное использование результатов НИОКР в результате непрерывного сокращения жизненного цикла продуктов (товаров).
4. Предприятие попадает в зависимость от организаций, осуществляющих НИОКР, так как не может влиять на ход их проведения, а также осуществлять их корректировку в зависимости от собственных интересов и целей.
Таким образом, ориентация в инновационной деятельности только на внешнюю среду предприятия в плане приобретения результатов НИОКР, техники и
оборудования чревато многими негативными последствиями для исследуемого предприятия и отрасли в целом, особенно в долгосрочной перспективе.
Библиографические ссылки
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1 (дата обращения: 29.08.2015).
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_123444/?frame=1 (дата обращения: 29.08.2015).
3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasm.com/ Files/2010-Паспорт ПИР на 2012-2016 годы.pdf (дата обращения: 30.08.2015).
4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://krasm.com/ innovactivities/innov.aspx (дата обращения: 30.08.2015).
5. Рогов А. В. Мотивация инновационной деятельности в промышленности : дис. ... канд. экон. наук / СГСЭУ. Саратов, 2000. 154 с.
References
1. RF Government Edict "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation the period till 2020" of November 17, 2008 № 1662-p. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_90601/?frame=1 (accessed: 29.08.2015).
2. RF Government Edict "About approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020" of December 8, 2011 № 2227-p. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123444/?frame= 1/ (accessed: 29.08.2015).
3. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://www.krasm.com/ Files/2010-Паспорт ПИР на 2012-2016 годы^ (accessed: 30.08.2015).
4. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://krasm.com/ innovactivities/innov.aspx (accessed: 30.08.2015).
5. Rogov A. V. Motivatsiya innovatsionnoy deya-tel 'nosti v promyshlennosti : Dis. kand. ekon. nauk [Motivation of innovative activity in the industry. Cand. econ. sci. diss]. Saratov, SGSEU Publ., 2000. 154 p.
© Санданова Б. Д., 2015
УДК 350
О РЕФОРМИРОВАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Л. Б. Сидорова, Е. О. Бабинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются организационно-экономические проблемы ракетно-космической отрасли, преимущества и недостатки создаваемой государственной корпорации «Роскосмос».
Ключевые слова: государственная корпорация, конкуренция, интеграция, экономическая эффективность, частный космос.
TO REFORMING THE ROCKET-SPACE INDUSTRY
L. B. Sidorova, E. O. Babinova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article considers the organizational and economic problems of the rocket-space industry; the advantages and disadvantages created by the state corporation "Roscosmos ".
Keywords: state corporation, competition, integration, economic efficiency, private space.
Россия находится в процессе поиска оптимальной структуры управления своей ракетно-космической отраслью. Вместо «двухголовой» структуры управления - Объединенной ракетно-космической корпорации и Федерального космического агентства «Роскосмос» - создается интегрированная структура -Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (госкорпорация «Роскосмос»). Целью образования госкорпорации является создание принципиально новой ракетно-космической отрасли, соответствующей шестому технологическому укладу.
Необходимость перестройки управления ракетно-космической отраслью вызвана ее кризисным состоянием, о чем свидетельствуют участившиеся аварии с разгонными блоками, ракетными носителями, спутниками. Немаловажную роль сыграл также внешнеполитический фактор. Прежняя система управления признается неэффективной. Государство в лице Федерального космического агентства было заказчиком,
т. е. предъявляло спрос на продукцию. Со стороны предложения выступала Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), в которую входило сорок предприятий ракетно-космической отрасли. Управленческие и хозяйственные функции в такой структуре были разделены. Получение госзаказа осложнялось бюрократическими проволочками. В частности, официальный представитель госкорпорации «Роскосмос» И. Буренков отмечает, что «такая двухголовая конструкция привела только к росту бюрократических издержек, волоките и бесплодной административной конкуренции» [1].
Создание госкорпорации «Роскосмос» неоднозначно оценивается научным сообществом. Так, академик А. Железняков считает, что «госмонополия может работать эффективно только в экстраординарных условиях. То есть только в краткосрочном периоде» [2].
Образование госкорпорации приведет к устранению внешней конкуренции, когда предприятия отрас-