№ 1, 2004
тельное пространство», которое включает в себя множество качественно разных образовательных систем: дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы, межпредметное образовательное пространство. Моделированием образовательной системы педагог занимается постоянно, так как он разрабатывает учебный план, лекции, выстраивает их ход. Существенными недостатками таких моделей являются их громоздкость, низкий коэффициент полезного действия.
Педагог вынужден обрабатывать значительные массивы информации, переконструировать их, затрачивая при этом большие усилия. Сторонники теории интеграции образования считают, что наиболее целесообразно начинать не с содержания, а с принципов, научно-теоретического понятия образовательной системы как таковой, с ее инвариантной структуры или количественной модели. При таком подходе преподаватель, просчитав интеграционные механизмы, сможет соединить их и создать количественную модель занятия, которую можно будет постоянно совершенствовать, добав-
ляя к ней или изымая из нее интеграционные механизмы в зависимости от того, на какой уровень на заданном этапе он хотел бы вывести свое занятие5. Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, педагог переходит к ее содержательному наполнению, дополняя количественное моделирование качественным, что повышает уровень научно-теоретической, методологической культуры педагога, открывает перед ним реальные возможности оперативного моделирования образовательного пространства вуза.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М., 1998. С. 64.
2 См.: Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д, 2000.
3 См.: Поваляева М.А. Интегративные связи и коррекционная педагогика // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. Ростов н/Д, 2002.
4 См.: Берулава М.Н. Указ. соч. С. 67.
5 Там же. См. также: Поваляева М.А. Указ. соч.; Чепиков М.Г. Интеграция науки (философский очерк). М., 1981.
Поступила 25.11.03.
«МЕНЕДЖМЕНТ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Ф. Поляков, зав. кафедрой валютно-кредитных и финансовых отношений Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации, профессор,
П.А. Левчаев, доцент кафедры финансов и кредита МГУ им. Н.П. Огарева
В статье рассматриваются возможности введения курса «Менеджмент финансовых ресурсов» для студентов, обучающихся специальности «Финансы и кредит». Приводятся цель, задачи, направленность, содержание данного курса, а также формы контроля самостоятельной работы студентов. Кроме того, показывается взаимосвязь курса с другими экономическими дисциплинами, перспективные направления его развития.
In article aspects of introduction of a course «Management of financial resources» are considered. The discipline is intended for students-economists of «Finance and Credit» specialty. In this article problems, an orientation, the maintenance of given course, and also the form of control of independent work of students are shown. Besides the interrelation with other economic disciplines, possible prospects of development and specificity of given directions is shown.
Подготовка высококлассного специ- ным, ведь именно от того, в каком каче-
алиста во все времена считалась делом стве происходит воспроизводство чело-
многотрудным, ответственным и затрат- веческого потенциала, какими способно-
© А.Ф. Поляков, П.А. Левчаев, 2004
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
стями, знаниями, квалификацией будет наделен тот или иной профессионал, зависит будущее, и в частности будущее нашей страны в международном сообществе. К названным требованиям к специалисту в настоящее время добавилась необходимость оперативного реагирования на происходящие в условиях международной интеграции всех сфер государственного сотрудничества изменения. Таким образом, в ситуации глобализации, динамичного развития и построения в России экономики инновационного типа, перманентных процессов соответствия критериям будущего возрастают и требования к высококвалифицированным специалистам (экономистам, финансистам, менеджерам и пр.), которые должны понимать многообразие и тенденции развития экономических процессов, уметь решать нестандартные задачи, разрабатывать направления совершенствования и чувствовать собственную ответственность за принимаемые управленческие решения.
С обозначенной точки зрения рассмотрим целесообразность разработки такого учебного направления научноприкладного характера, как «Менеджмент финансовых ресурсов»1. По поводу употребляемой терминологии отметим, что, по нашему убеждению, наряду с наукой, изучающей финансовые отношения и известной на сегодня под названием «Финансовый менеджмент», существует и такое научное направление, как «Менеджмент финансовых ресурсов», предметом изучения которого являются непосредственно финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Следовательно, речь идет о вполне правомочном, с позиции методического аспекта и предмета изучения, выделении из состава финансового менеджмента блока вопросов, непосредственно относящихся к ведению менеджмента финансовых ресурсов. Такая тенденция детализации и специализации на определенном этапе эволюции характерна для любой науки в силу формирования объективных предпосылок, обусловливающих необходимость предметного изучения ставшей самостоятельной категории.
Основными утверждающими тезисами положим следующие:
1) менеджмент финансовых ресурсов может считаться факультативной или специальной дисциплиной экономической специальности 060400 «Финансы и кредит»;
2) методика изучения дисциплины предполагает использование системного подхода;
3) использование в предмете базовой категории финансов «финансовые ресурсы» позволяет органично, логично взаимоувязать базовые и другие экономические дисциплины специальности, от начальных курсов обучения до выпускных, сохраняя при этом профилирующую направленность специальности;
4) перспективным направлением развития дисциплины может быть ее включение в состав курсов специализации, например по подготовке финансовых менеджеров для банков, предприятий, страховых компаний и т.д.
Целью преподавания дисциплины «Менеджмент финансовых ресурсов» является подготовка специалистов, имеющих комплексное представление о финансовых ресурсах различных экономических субъектов и обладающих знаниями теоретических вопросов, прикладных методов их рационального использования.
Характеризуя место дисциплиныг в учебном процессе, отметим, что она должна формировать у студентов навыки наиболее целесообразного и прибыльного использования финансовых ресурсов, имеющихся у субъектов хозяйствования. При этом решается задача подготовки специалистов высшей квалификации по вопросам в первую очередь практического их использования. Отсюда следует, что материал дисциплины органически связан с материалами таких курсов, как «Экономическая теория», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансы предприятий», «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет» и др.
Приведем перечень знаний и умений, приобретаемых студентом при изучении дисциплины. Прежде всего он должен знать методы:
№ 1, 2004
— оценки денежных потоков субъектов хозяйствования;
— оценки рисков и доходности различных финансовых активов;
— управления структурой привлекаемых ресурсов;
— оперативного управления денежными средствами субъектов хозяйствования;
— стратегического, долгосрочного и краткосрочного финансового планирования;
— отбора и применения наиболее целесообразных бюджетов.
Студент должен уметь решать задачи:
— по использованию всего комплекса финансово-кредитных инструментов и методов рационального управления финансовыми ресурсами;
— по оценке текущей финансово-кредитной конъюнктуры и складывающихся тенденций рынка;
— по оценке и рационализации денежных потоков субъекта хозяйствования;
— по нивелированию влияния инфляции на принятие решений и результаты деятельности хозяйствующего субъекта;
— по оценке и минимизации финансовых рисков различной природы;
— по рационализации структуры используемых финансовых ресурсов;
— по рационализации используемых субъектом хозяйствования форм расчетов;
— по предупреждению, страхованию и минимизации возможных финансовых потерь.
Обозначив важнейшие концептуальные положения курса и требования к знаниям, перейдем непосредственно к рассмотрению его специфики. Безусловно, этот вопрос может считаться открытым, ибо особенность происходящих в экономической жизни страны процессов такова, что уже, казалось бы, хорошо известные понятия приобретают уточняющие характеристики, а новые положения занимают по праву полагающееся им место. Интерес к изучению финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов на современном этапе эволюции экономической и финансовой мысли весьма закономерен и логичен. Обоснуем это утверждение.
Обратившись к истории, увидим, что после Второй мировой войны ситуация
в финансовой сфере меняется: с одной стороны, получают развитие местные финансы, финансы специальных (внебюджетных) фондов, а с другой — возрастает роль финансов предприятий, корпораций, рынка капиталов. Таким образом, наблюдается тенденция развития и детализации всех сфер финансовых отношений, обусловленная усложнением экономических взаимоотношений. Акцент в исследованиях в отличие от предыдущего этапа переносится на финансы предприятий, поведение на фондовом рынке. Процессы динамичного развития, интернационализации и глобализации рынков капитала, повышение роли транснациональных корпораций в создании стоимости и перемещении капиталов, «усиление значимости финансового ресурса как основополагающего в системе ресурсного обеспечения любого бизнеса привели в середине XX в. к необходимости теоретического осмысления роли финансов на уровне основной системообразующей ячейки любой экономической системы, т.е. на уровне хозяйствующего субъекта»2.
Открытость финансовых рынков означает практически неограниченное взаимодействие предприятий в плане получения либо приложения финансовых ресурсов в рамках мировой финансовой системы. В этих условиях финансовые рынки выступают мультипликатором финансовых результатов деятельности транснациональных корпораций.
Именно в таких условиях происходит становление нового этапа эволюции финансовых отношений — неоклассического. Главная роль в теоретическом осмыслении данной направленности, логики ее развития и трактовки содержания принадлежит ученым англо-американской школы. Отметим, что многие разработки, явившиеся основой оформившегося научного направления, велись уже в начале XX в., позднее они были углублены, доработан их практический инструментарий.
Изучением функционирования рынка капитала и теории поведения на фондовом рынке еще в конце XIX в. занимались Ч. Доу, Э. Джонс, Ч. Бергштрассер
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(основавшие компанию «Dow, Jones & Co», специализировавшуюся на предоставлении финансовой информации.). В настоящее время индекс Доу — Джонса публикуется ежедневно и является одним из наиболее известных фондовых индексов-индикаторов прогнозного характера деловой конъюнктуры. Напротив, французский математик Л. Башелье, изучая поведение цен на фондовом рынке, пришел к убеждению, что наука прогнозирования цен на фондовой бирже не может быть точной. Важность данной проблемы обусловила в дальнейшем интерес к ней представителей Эконометрического общества, которыми под руководством А. Коулза в 1932 г. были разработаны и сформулированы рекомендации в отношении поведения фондовых рынков.
Специалисты в области систематизированного анализа финансовой отчетно-сти3 также весьма активно изучали финансовые аспекты деятельности хозяйствующих субъектов. Так, представители школы мультивариантных аналитиков Д. Блисс, А. Винакора в 1920-е гг. рассматривали связь частных показателей, характеризующих финансовое состояние компании, и обобщающих показателей ее деятельности с целью построения системы взаимосвязанных показателей. В 1930-х гг. аналитики школы прогнозирования банкротства А. Винакор, Р. Смит, а в последующем Э. Альтман, делали акцент на возможности предсказывания банкротства компании.
Исследования в области инструментария оценки финансовых активов для работы на фондовых рынках вели Дж. Уильямс (конец 30-х гг. XX в.), X. Марковиц (разработавший в начале 50-х теорию структуры портфеля ценных бумаг4), У. Шарп (ученик X. Марковица, предложивший практическую модель управления портфелем). Изучением взаимосвязи цены финансового актива и доступной информации о тенденциях фондового рынка занимался в конце 50-х гг. Ю. Фама.
Одним из существеннейших научных достижений 1960-х гг. явилось создание У. Шарпом, Дж. Литнером, Дж. Мосси-ном модели оценки доходности финансовых активов, известной как САРМ.
Данная модель предполагала увязку риска и доходности.
Работа по исследованию структуры капитала (начатая Дж. Уильямсом) активизировалась в 50-х гг. XX в. Считается, что наибольший научный вклад в этой сфере принадлежит Ф. Модильяни и М. Миллеру. Именно этот этап оценивается специалистами теории финансов как начало неоклассического этапа теории финансов. В 60-х гг. новое направление систематизированного анализа финансовой отчетности — школа фондового рынка — исследует возможность использования отчетности для прогнозирования эффективности инвестирования финансовых ресурсов и оценки связанного с этим риска.
Потребность изучения прикладного аспекта финансов обусловливает формирование нового научно-практического направления теории финансов — финансового менеджмента, объектом внимания которого являются методология и техника управления финансами компании. Здесь известны имена таких ученых, как Т. Коуплэнд, Дж. Уэстон, Р. Брейли, Ю. Бригхем и др. Именно направление финансового менеджмента служит исходным для выделения более конкретного и специального — менеджмента финансовых ресурсов, в котором акцент делается не столько на изучении общефинансовых вопросов управления, сколько на предметном исследовании объекта управления — материальных носителей финансовых отношений, или, другими словами, финансовых ресурсов.
Итак, отличительные черты неоклассической теории финансов можно определить следующим образом.
1. Сфера финансовых отношений расширяется, включая в себя централизованные (государственные) и децентрализованные (финансы1 хозяйствующих субъектов) сферы.
2. Акцент исследования, разработки прикладного инструментария переносится на сектор децентрализованные финансов и рынок капиталов. Усиливается осознание значимости крупной формы организации капитала — транснациональных компаний — в векторе экономи-
№ 1, 2004
ческого развития государства и складывающемся мировом порядке.
3. Происходит унификация применяемого инструментария, стандартов, форм представления информации с целью деятельности в едином поле мировыгх финансов.
Резюмируя сказанное, можно так охарактеризовать логику эволюции финансовой науки, определившей на сегодня интерес к предметному исследованию, разработке инструментария практического использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов:
1-й этап— становление и развитие государственных (централизованных) финансов;
2-й этап — становление и развитие финансов хозяйствующих субъектов (децентрализованных финансов;
3-й этап — разработка категории «финансовые ресурсы» (материальные носители финансовых отношений).
Роль финансовых ресурсов в экономическом мироустройстве трудно переоценить. Это практически единственный вид ресурсов, который с минимальным временным лагом может быть трансформирован в любой другой, а его мобильность означает возможность перегруппировки факторов производства в территориальном измерении. Ведь нередко именно наличие необходимых финансовых ресурсов означает потенциальные возможности приобретения факторов производства и предопределяет пространственное расположение и специализацию предприятий. В масштабах мировой экономики, в условиях централизации капитала, недоучет подобного аспекта грозит ослаблением или потерей экономической независимости государства.
Как было отмечено ранее, методика изучения дисциплины «Менеджмент финансовых ресурсов» предполагает использование системного подхода. Данное положение обусловлено в первую очередь тем, что методология познания, изучения явлений действительности и использования их результатов на практике имеет важнейшее значение для любой науки, тем более это актуально в совре-
менном мироустройстве, когда происходят перманентный рост, накопление знаний и их активное применение в преобразующей деятельности человека. Очевидно, что решение возникающих вопросов и задач должно опираться на стройную теоретическую основу и методологию.
Системное познание возникло не в последние годы, ведь человек с давних времен познавал и осваивал этот мир системно. Однако уровень, характер и качество познания постоянно совершенствовались, пока не возникло целое «системное движение». И сейчас мы уже можем говорить о системности организации материи, системности человеческого мышления и, наконец, системности творческой и практической деятельности человека. В любом случае эффективность теоретического познания, изучения и практики тем выше, чем более системными и целостными они становятся.
Необходимость применения системного подхода в менеджменте финансовых ресурсов и, следовательно, системного рассмотрения сущности изучаемых явлений и процессов в современном мире обусловлена прежде всего увеличением объемов специальных знаний и усложнением межпредметных взаимосвязей. Поэтому именно в системном рассмотрении (подходе) видятся решение многих существующих проблем и противоречий и недопущение возможных. Следует отметить, что для современной науки и практики системность характерна в силу стремления более точно определить не только объект исследования, но и его местоположение, взаимосвязи и тенденции развития. Обратив внимание на развитие компьютерных технологий, возникновение междисциплинарных связей, факторных методов исследования, легко убедиться в том, что только с позиций системного исследования, представления, классификации возможны дальнейшее развитие и сосуществование самых различных отраслей знаний. Более того, системность рассматривается как атрибутивное свойство материи, как форма ее существования. Отметим, что наука о системном познании прошла достаточно
длительный путь развития, но до сих пор еще имеются дискуссионные вопросы, требующие своего решения. Вместе с тем существуют и общепризнанные подходы системного исследования и представления.
Процесс системного познания и преобразования мира строится на определенных закономерностях, овладение которыми означает овладение методологией познания и преобразования любых систем, в том числе и в сфере экономики и финансов, поскольку научное познание не может осуществляться беспорядочно: оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям. И это, как уже отмечалось, важно тем более сейчас, когда умножаются человеческие знания, усложняются экономические отношения, в частности в области распределения имеющихся в государстве финансовых ресурсов.
Что же позволит реализовать системный подход в области менеджмента финансовых ресурсов? Речь должна идти прежде всего о выделении элементов системы (а значит, о возможности их дальнейшего предметного исследования и установления оптимальных пропорций организации), об определении системообразующих факторов (а значит, о возможности предвидеть их влияние), об изучении законов развития и функционирования системы (а значит, об эффективном использовании их на практике), что в конечном счете обусловливает их наиболее полное рассмотрение и исследование. В этой связи используемый системный подход позволит не только конкретизировать местоположение системы финансовых ресурсов того или иного экономического субъекта, но и обозначить и предупредить возможные негативные проявления, предвидеть тенденции развития.
Системный подход будет являться не только основой построения дисциплины и методикой ее изучения, но и своего рода инструментом обеспечения взаимодополняемости, построения и дальнейшего развития базовых категорий специальности. Нередко студенты, изучая экономические, общепрофессиональные и специальные дисциплины, к концу уче-
бы еще недостаточно четко понимают взаимосвязь и взаимозависимость понятий. Решающими моментами, на наш взгляд, в таком случае выступают:
1) выявление основополагающих категориальных понятий специальности, вокруг которых в последующем будет выстраиваться системная взаимосвязь;
2) очерчивание круга предметов, связанных с установленными базовыми понятиями;
3) определение предметов специальности, отдаленно, опосредованно связанных с выделенными понятиями, которые тем не менее «усиливают», всесторонне показывают аспекты развития этих понятий, что дополняет их категориальные признаки.
В нашем случае применение системного подхода позволит наиболее наглядно показать студентам развитие базовой категории, которой являются финансовые ресурсы. Так, например, если на начальных курсах дается лишь определение этого понятия, то на последующих курсах оно дополняется и конкретизируется, «обрастает» дополнительными уточняющими характеристиками. Так понятие «превращается» в категорию, а его специальная направленность помогает будущему специалисту в дальнейшем со всей очевидностью чувствовать «природу» понятия и видеть его трансформацию в дисциплинах экономического блока с позиции, в первую очередь, финансиста.
Что касается содержательной стороны дисциплины, то в настоящий момент у нас сложилось следующее видение ее тематики.
Т е м а 1. Понятийный аппарат, сущность и роль финансовых ресурсов в финансовой системе.
Т е м а 2. Экономические законы функционирования финансовых ресурсов.
Т е м а 3. Факторные составляющие финансовой работы.
Т е м а 4. Структура и характеристика системы финансовых ресурсов.
Т е м а 5. Характер и особенности управленческого воздействия на систему финансовых ресурсов.
Т е м а 6. Влияние факторов внешней среды на систему финансовых ресурсов.
№ 1, 2004
Т е м а 7. Механизм функционирования финансовой системы хозяйствующего субъекта.
Т е м а 8. Аналитические показатели системы финансовых ресурсов как основа принятия управленческого решения.
Т е м а 9. Приемы рационального формирования и использования финансовых ресурсов.
Т е м а 10. Бюджетирование как механизм рациональной организации и управления финансовыми ресурсами.
Приведенные темы могут быть дополнены также за счет тех, которые выделяются в составе финансового менеджмента, однако относятся все же к предмету рассмотрения менеджмента финансовых ресурсов, а именно: оценка денежных потоков; методы оценки финансовых активов; управление движением денежных средств; теория цены и структуры капитала и др.
Перспективным направлением развития дисциплины представляется ее адаптация к деятельности различных экономических субъектов: страховых институтов, предприятий, инвестиционных институтов и т.д. Такой акцент позволит на основе уже сформированных знаний (в рамках менеджмента финансовых ресурсов) уточнить специфику и особенности применения управленческой науки применительно к конкретному объекту, что в целом будет знаменовать методическую законченность учебного направления. С практической же точки зрения обучающиеся получат наиболее полный объем знаний и умений как в сфере профессиональной деятельности, так и в данной сфере специализации.
Изучение дисциплины предполагает самостоятельную работу студентов, которая проходит в форме подготовки выступления на семинарском занятии, написания доклада, реферата, экономического сочинения.
Формой периодической самостоятельной работы является выступление на семинарском занятии по заранее заданным вопросам темы, что в целом способствует наиболее полной усваиваемости и раскрытию текущего планового учебного материала. Подготавливаемые вопро-
сы обычно относятся к темам, которые изучаются в настоящее время.
Эпизодически студенты подготавливают сообщения, доклады, рефераты, экономические сочинения. Необходимость в этих формах самостоятельной работы определяется спецификой изучаемого учебного материала. Темы рефератов и докладов, как правило, определяются преподавателем заранее. По желанию студенты могут подготовить доклад или реферат на оригинальную тему. Тематика этих работ требует предварительного согласования с преподавателем и должна отвечать критериям актуальности, научной новизны, специфики специальности и способствовать более качественному усвоению материала.
Сообщение представляет собой устный краткий ознакомительный доклад по отдельному вопросу, который рассматривается на семинарском занятии, либо по заранее согласованной с преподавателем теме. Оптимальное время сообщения — 5—7 мин. Целесообразно посвящать его современному состоянию рассматриваемой проблемы, ее законодательному обеспечению, а также междисциплинарным связям курса. Сообщение должно максимально полно раскрывать конкретный вопрос.
Доклад — более серьезная, чем сообщение, форма письменной отчетности студентов. Его оптимальный объем — 7—10 страниц машинописного текста, при этом обязательно наличие списка использованных источников. В отличие от предыдущей формы контроля доклад затрагивает довольно широкий круг рассматриваемых вопросов или раскрывает отдельную проблему. При выборе темы прежде всего следует руководствоваться ее актуальностью.
Реферат — наиболее существенная и ответственная форма письменной исследовательской самостоятельной работы студентов по данному курсу. Его оптимальный объем — 15—20 страниц машинописного текста. Рекомендуется оформлять реферат в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ. Реферат, претендующий на высокую оценку, должен содержать
аргументированные выводы и отражать собственную точку зрения студента по затронутой проблеме. Целесообразно посвятить реферат раскрытию зарубежного опыта.
Экономические сочинения пишутся на заранее заданную преподавателем тему. Отметим, что это — более свободная форма самостоятельной работы, требующая творческого подхода и умения мыслить нестандартно. Именно сочинение позволяет сделать заключение о степени самостоятельности студента в изучении материала, его текущей подготовленности, кругозоре, умении логически мыслить. Подобная форма работы позволяет контролировать усвоение всего текущего материала, как по изучаемому курсу, так и по пройденным и параллельно изучаемым дисциплинам, т.е. весь «багаж» приобретенных знаний и их умелое использование.
Самостоятельная работа в комплексе с другими видами работ способствует более полному качественному усвоению студентами текущего материала, а также
формированию у них навыков самостоятельно творчески мыслить и применять полученные умения в дальнейшей научной и практической деятельности.
Вопрос о выделении дисциплины «Менеджмент финансовых ресурсов» в качестве факультативной или учебной пока остается открытым и требует дальнейшего всестороннего рассмотрения, однако правомочность и целесообразность этого шага нам представляются очевидными.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. об этом: Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода / Науч. ред. П.В. Шичкин. Саранск, 2002. В работе уделяется внимание наполненности данного научного направления, вместе с тем окончательная структура менеджмента финансовых ресурсов еще не совсем оформилась.
2 Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М., 2002.
3 См.: Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М., 1996.
4 См.: Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: прикладные вопросы с анализом деловых ситуаций. Киев, 2001.
Поступила 18.12.03.
ОПЫТ ПОСТАНОВКИ КУРСА «СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Б.Л. Свистунов, профессор кафедры физики Пензенского государственного университета, член-корреспондент РАЕН
Рассматриваются цели, задачи курса «Современное естествознание» и реализующая их учебная программа, рассчитанная на изучение дисциплины студентами социально-экономических специальностей вузов в течение двух семестров. Особенностью построения курса является его интегративный характер. На базе концептуальных положений естествознания у студентов формируется представление о современной естественно-научной картине мира, взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук, о достижениях естественных наук, определяющих прогресс современной техники и технологий.
Aims and goals of the course and its syllabus for two terms are described. The integrated course aims at formation of a modern natural scienific outlook, concepts of interralation of fundamental and applies sciences and gives a broad picture of present-day scientific and technological achievements.
Один из важнейших аспектов разви- вость этой проблемы неоднократно отме-
вающегося на современном этапе про- чались специалистами1, а ее актуаль-
цесса фундаментализации высшего обра- ность подтверждена включением пред-
зования заключается в органичном вклю- мета «Концепции современного есте-
чении основных естественно-научных ствознания» (КСЕ) в государственные
концепций современности в образование образовательные стандарты гуманитар-
гуманитариев. Сложность и многоплано- ных и социально-экономических направ-
© Б.Л. Свистунов, 2004