Л.В. Кипнес*, Е.О. Сереие**
Мемуарная литература и ее коммуникативная особенность
Ьв
й г*
Знаменитый русский художник Ю .П. Анненков в своей книге «Дневник моих встреч», вышедшей в 1966 году в Париже, говорит, что «единственный груз», который начинает тяготить человека на ?
протяжении жизни, - это «груз воспоминаний». «Когда воспоминания становятся слишком ^
обременительными, мы сбрасываем их по дороге, где придется и сколько удастся. И мы облегченно вздыхаем... Однако бывают воспоминания, которые не только внешне отлагаются... на поверхности нашей памяти, загромождая ее, но органически дополняют и обогащают нашу личную жизнь. Их мы §
не отдаем и не сбрасываем, мы только делимся ими»1. Под воспоминаниями Ю.П. Анненков ?!
подразумевает «.впечатления и чувства, сохранившиеся от. встреч, дружбы, труда, надежд, безнадежности и расставаний»2. В «Классической литературной энциклопедии» под мемуарами понимается «повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, ^
участником или очевидцем которых он был»3. В «Словаре литературоведческих терминов» это понятие рассматривается более подробно. Здесь под мемуарной литературой подразумеваются «записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали. К ним принадлежат
^5
автобиографии, дневники и т. д. Основным условием для отнесения подобных записей к мемуарной ^ литературе является установка их авторов на образное воспроизведение жизни»4. ^
Хотя истоки мемуарного жанра кроются еще в древнерусской литературе, история его в России ^
начинается с XVIII в., когда мемуары становятся самостоятельной разновидностью прозы. Своеобразная ^
закономерность времени - вхождение авторов в литературу не своими художественными ^
произведениями, а мемуарными сочинениями. Достаточно вспомнить А.Т. Болотова или Е.Р. Дашкову, ^
которых обычно считают авторами первых мемуаров. Созданные в этот период мемуарные тексты ^
рассматривались только как художественные, тогда как современная традиция предусматривает Й
видение в них уникального литературного и исторического материала. Сегодня не принято изучать ^
воспоминания без учета профессиональной и общественной принадлежности их авторов. Отсюда и ^
деление мемуаров на писательские, театральные, военные и прочие. Современные исследователи ^
считают мемуары писателей отдельной разновидностью художественной прозы, где мемуарнобиографическое произведение, лирическая повесть, литературный портрет, повесть о детстве и ^ некоторые другие выделяются как самостоятельные компоненты литературного творчества.
Самостоятельное существование писательских мемуаров обусловлено живым авторским воображением, особым, более глубоким видением и ощущением действительности. Обращение писателей к прошлому вызвано разнообразием жизненных впечатлений и необходимостью их осмысления. Однако им (писателям) свойственна беллетризация прошлого. Отметим, что в автобиографическом произведении нельзя исключить вымысел, поскольку писатель изначально обладает большей творческой свободой. «Понятие автобиографичность не следует воспринимать ^
буквально, а скорее как литературную условность, как своеобразное личностное отношение к й
событиям»5. й
В современном литературоведении наиболее актуальной проблемой остается проблема Й
мемуарного жанра, определение его особенностей, рассмотрения мемуаров как самостоятельной ^
разновидности литературы. ^
Мы полагаем, что основным качеством мемуарной прозы следует считать «присутствие» в структуре произведений автобиографических элементов, что способствовало появлению мемуаристики как самостоятельного образования в системе прозаических жанров, элементы которой, Оо
повторим, существовали и в древнерусской литературе в пределах уже существовавших жанров: поучений, молений, проповедей или житий.
В древнерусской литературе жанровые особенности мемуаров проявлялись в границах одного ^
конкретного произведения. Автобиографические элементы проникли и в исторические сочинения, ^
посвященные событиям Смуты, а во второй половине XVII в. появляется уже непосредственно жанр автобиографии, вобравший в себя элементы житийного и исторического повествования.
К)
* Доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.
** Соискатель кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета МВД России.
Педагогика, психология, философия
*!
£
Среди подобных сочинений Д. С. Лихачев выделяет «Житие протопопа Аввакума», в котором очевидно стремление автора описать свою жизнь как не менее значимую, чем исторические события, отразить внутренние переживания, собственную реакцию на события6. Заметим, что автор жития описывает как собственную роль в обществе, так и внутреннюю, духовную жизнь. В последующих работах7 «Житие...» рассматривается как памятник, в котором можно найти признаки мемуарного жанра - строгий отбор фактов, постепенное совершенствование формы произведения, использование лирических и ^ авторских отступлений, художественных деталей. Однако приемы изображения личности и особенности конструирования произведений, открытые Аввакумом, в XVII в., оставались практически нереализованными, т.к. текст памятника не был известен (впервые он был напечатан только в 1861 году). ^ И только в самом конце петровского времени появляются произведения И.А. Желябужского,
Сильвестра Медведева, А.А. Матвеева, которые повествуют о своем жизненном пути, передавая его через описания тех явлений, которые они видели собственными глазами. Так постепенно события личной жизни авторов входят в повествование. В основном они определяли последовательность, в которой автор рассказывал о пережитом. Впервые появившийся взгляд из настоящего в прошлое, 3 содержащий элементы ретроспекции, является показателем начала нового литературного мышления. ^ В то же время развитие мемуаристики в XVIII в. определяется влиянием классицизма.
^ Жизненный путь оценивался обществом как выполнение долга перед Отечеством. События частной жизни волновали людей лишь в связи с общественными явлениями. Человек осознавался прежде всего как гражданин, участник общественного процесса, а не как неповторимая личность. Данная точка зрения представлена в мемуарах Е.Р. Дашковой, Н.Б. Долгоруковой. Мемуаристы XVIII в. четко отбирали пережитые события - в книгу включались лишь те явления, через которые можно было показать общественное значение личности, - и одновременно сохраняли беспристрастный взгляд на самого себя. Поэтому в описываемое время доминирующим становится восприятие собственной биографии как опыта поколения. «Не за любочестие свое, не за праздную себе хвалу, но для общей памяти о том потщился сей малый труд принять», - замечает, в частности, А.А. Матвеев8.
Постепенно усиление авторского начала проявилось и в обращении к внутренней стороне жизни 15 автора, что, в свою очередь, привело к появлению совершенно нового для русской литературы жанра 5^ - автобиографии.
^ В отличие от мемуаров, автобиография становится рассказом не столько об исторических
^ событиях, сколько о собственном жизненном пути. Личные переживания, наблюдения, впечатления 2
^ и оценки впервые оказываются включенными в повествование как равноправные составляющие наряду ^ с историческими событиями. Позже автобиографию стали воспринимать и как самостоятельную ^ разновидность мемуарной прозы.
В XVIII в. была создана основа для последующего развития мемуарного жанра. От описания и хронологического изложения материала писатели постепенно переходили к исследованию психологии личности. Одним из первых к описанию собственного внутреннего мира обратился в «Письмах ^ русского путешественника» Н.М. Карамзин. Постоянные перемещения героя, видение мира «из окон кареты», множество происходящих с ним событий обусловили нарастание повествования9.
^ В середине XIX в. тема путешествия входит в повествование как одна из составляющих. Так, в
мемуарах А.И. Герцена «Былое и думы» географическое перемещение совершается одновременно с ^ временным мысленным перемещением героя в собственную юность. Он отправляется из Москвы в Покровское и одновременно с передвижением по дороге мысленно переносится в собственную юность. Впечатления автора и становятся содержанием отдельной части книги10.
За первые пятьдесят лет XIX в. писатели и критики осознали, что история формирования человеческой личности ничуть не менее интересна, чем описание деяний взрослого человека. В ^ автобиографической трилогии Л.Н. Толстого основное внимание сосредоточено на «движении ^ внутреннем». Поэтому хронологические рамки первой повести «Детство» охватывают три дня, за ^ которые герой проходит значительный путь внутреннего развития. Внешний мир для него находится 5 на втором плане, поскольку сначала герой познает себя, а потом уже входит в мир. Собственный ^ опыт автора оказывается главной составляющей повествования. Л.Н. Толстой первым описал вселенную детства. (Отметим, что еще в середине XVIII в. считалось, что детство не может стать ^ предметом изображения). Впоследствии он переходит от автобиографического повествования (трилогии «Детство. Отрочество. Юность») к биографическому («Воспоминания»), делая собственную личность и факты ее жизни основным объектом типизации11.
Автобиографическая составляющая является необходимым компонентом мемуарного повествования. Таким образом, на наш взгляд, проявляется основная коммуникативная цель мемуаров - сохранение во времени и пространстве информации о жизни, события которой служат предметом воспоминаний.
£
В начале XX в. внешней причиной общественного интереса к живым свидетельствам времени по аналогии с ЧУИИИ в. становятся социальные события: Первая мировая война, революционные потрясения, которые обусловили интерес к прошлому. В это время происходит утверждение новых форм искусства, представители которых обосновывали свою эстетическую программу, в т.ч. и в мемуарной форме.
Так, например, автобиографический характер носят многие произведения Андрея Белого. К рассказу о своей жизни А. Белый приступает в 1915 г. и занимается воссозданием прошлого в ^
художественной форме практически до смерти, создавая разнообразные по форме мемуарные ^
сочинения: дневниковые записи, роман в письмах, путевые заметки, повесть о детстве, мемуарную трилогию12. ^
Ьв
я
*
Однако, начиная с 1918 г., в русской литературе вообще и в мемуарной литературе в частности появляется такое явление, как эмигрантская литература, но это предмет отдельного разговора.
На рубеже 20-30-х гг. ЧЧ в. по инициативе М. Горького был основан «Кабинет мемуаров». Ряд мемуарных книг был издан в основанной им серии «История фабрик и заводов». Однако вследствие ^
ожесточения цензуры и репрессий к концу 30-х гг. ЧЧ в. поток мемуарной литературы стал уменьшаться ?!
Развитие мемуаров в 40-е гг. ЧЧ в. определялось обстановкой военного времени. Основными формами произведений стали дневники, письма, записки. Обстоятельства в значительной мере ^
определили и характер мемуарных произведений тех лет. «Это, как правило, были произведения небольших жанров - очерки, некрологи. Необходимая оперативность создания таких произведений приводила, естественно, к строгой их лаконичности, сжатости и одновременно к большой
^5
Й\
концентрированности материала»14.
После Великой Отечественной Войны мемуаристика начинает восстанавливать утраченные ^
позиции. В 1948 г. начала выходить серия «Литературные мемуары». Но настоящее возрождение мемуаристики началось после XX съезда КПСС. В конце 50-х гг. появляются и другие серии - ^
«Театральные мемуары», «Военные мемуары», «Писатели о себе». ^
В. Кардин впервые рассматривает мемуары как жанр художественной прозы. На большом ^
фактическом материале автор показывает, что на мемуаристику распространяются законы и ^
особенности, свойственные любому литературному жанру15. 55
Во второй половине XX в. началось и исследование отдельных жанров. Так, в работе Г. Волгина ^
предпринята попытка систематизировать, классифицировать мемуары на основе извлечений из ^
дневников и записных книжек писателей16. ^
В 60-е гг. Ю.Н. Тынянов размышлял об общих проблемах литературного процесса, о законах движения литературы во времени. Новая литературная эпоха меняет сложившуюся ранее шкалу ^
ценностей: «.Текучими. оказываются не только границы литературы, её “периферия”, ее пограничные области - нет, дело идет о самом “центре”., новые явления занимают именно самый центр, а центр съезжает на периферию. В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается в периферию, а на его месте из мелочей литературы, из ее задворков и низин выплывает в центр новое явление.»17. Л.Я. Гинзбург, продолжая размышления Ю.Н. Тынянова, пишет: «Непрерывная связующая цепь существует между художественной прозой и историей, мемуарами, биографиями, в конечном счёте - бытовыми, “человеческими документами”. ^
Соотношение это в различные эпохи было сложным и переменным. Литература, в зависимости от й
исторических предпосылок, то замыкалась в особых, подчеркнуто-эстетических формах, то й
сближалась с нелитературной словесностью»18. Таким образом, Л.Я. Гинзбург свела воедино 2!
литературные и исторические предпосылки выдвижения жанра мемуаров в центр литературного
Я
К)
К концу 70-х гг. XX в. писательская мемуаристика впервые становится предметом отдельного разговора, в котором была предпринята попытка определить место такого рода прозы в литературном процессе и выявить ее отдельные особенности. Оо
На заседании литературных критиков, проведённом журналом «Вопросы литературы» в 1974 г. и посвященном мемуарной литературе, был отмечен упадок интереса к ней читателей19. Но уже в ^
конце 80-х годов Л.Я. Гинзбург отмечала в своих дневниках, что уходит на второй план традиционная проза, а «. прямой разговор о жизни - в разных его формах и косвенные формы прямого разговора - ^
единственное, что пока современно»20. Одна из форм такого разговора - это мемуарная литература. ^
С 90-х гг. XX в. интерес современных читателей к мемуарному жанру вновь возрастает. Неслучайно в это время А.И. Солженицын основывает уникальную «Всероссийскую мемуарную библиотеку» - центр, где собираются и хранятся, каталогизируются и готовятся к печати воспоминания наших соотечественников, живущих в России и за рубежом.
и постепенно почти сошел на нет13
Педагогика, психология, философия
Итак, можно сделать вывод о том, что отечественная мемуарная литература имеет долгую и нелегкую историю развития, впитавшую в себя многовековые проблемы народа и ставшая одним из возможных средств передачи духовного опыта поколениями.
Мемуарный жанр обладает сложной структурой, в которой соединяются элементы других различных жанровых форм, таких как лирическая повесть, биографическое повествование, литературный портрет, путевые заметки, дневниковые записи, эссе и др. Также этот жанр включает в себя исследование психологии личности, позволяя понять читателю ход движения мысли автора.
Таким образом, можно говорить о том, что мемуары являются не просто «зеркалом истории», а прежде всего «зеркалом души», пропустившей через себя историю. Данное обстоятельство тем более важно сегодня в условиях, когда дефицит духовности, к сожалению, становится характерным явлением, а литература, и прежде всего русская, может в очередной раз стать средством ее сохранения, и немаловажное место здесь принадлежит мемуарам, поскольку именно они во многом являются связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.
1 Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. Т. 1. Л., 1991. С. 16.
2 Там же.
3 Классическая литературная энциклопедия: В 10 т. Т. 4. М., 1967. С. 624.
4 Словарь литературоведческих терминов // Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974. С. 205-206.
5 Цит. по: Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. М., 1998. С. 26.
6 См.: Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1980. С. 78.
7 См., напр.: Н.С. Демкова, А.Н. Робинсон и др.
8 См.: Литературные направления и стили / Под ред. Н. Николаева, М. Рудневой. М., 1976. С. 147.
9 См.: Кардин В. (Кардин Э.В.). Сегодня о вчерашнем: Мемуары и современность. М., 1961. С. 167.
10 См. там же. С. 200.
11 См.: Колядич Т.М. Указ. соч. С. 152.
12 См. там же. С. 207.
13 Авторы настоящей статьи не ставили своей задачей выяснение специфики взаимоотношений некоторых представителей
советской и эмигрантской литературы в рамках интересующего нас жанра.
14 Николаев Н. Русские литературные мемуары Великой отечественной войны // Вопросы русской литературы. 1970. Вып. 1 (13). С. 62.
15 См. Кардин В. Указ. соч. С. 87.
16 См.: Волгин Г. (Волгин И.Л.). Самое заветное: Записные книжки писателей. Воронеж, 1974. С. 52.
17 Тынянов Ю.Н. Литературный факт. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1972. С. 257-258.
18 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1963. С. 39.
19 См.: Идельсон О.А. “Небеса поэзии” и “Земля нравственности”. О мемуарах Л.К. Чуковской. Самара, 1996. С. 148.
20 Гинзбург Л.Я. Претворение опыта. Л., 1991. С. 171.
УДК 154.4 О.А. Марченко*
Исследование стилевых характеристик взаимодействия сотрудников ОВД
В работе описываются основные подходы к исследованию особенностей поведения человека. Стилевые особенности рассматриваются как фактор, который формируется во взаимодействии человека с профессиональной средой. Описываются основные различи стилевых особенностей поведения в различных профессиональных выборках. Дается сравнительный анализ указанных особенностей.
In this work is written the main kinds of the persons behaviour. The style options can be seen like a option that makes in relations between a human and professional environment. There had also written about the main differents style options of the human’s behaviour in different kinds of professional group. Is given compare analyse.
Ключевые слова: общение, взаимодействие, стиль деятельности, деформация личности.
* Адъюнкт кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.