Научная статья на тему '99. 03. 011. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М. :Мегатрон, 1998. - 276с'

99. 03. 011. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М. :Мегатрон, 1998. - 276с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
461
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ПОЭТИКА03 / МЕМУАРЫ / ПИСАТЕЛИ РУССКИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 011. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М. :Мегатрон, 1998. - 276с»

РОССИЙСКАЯ АКАДШШ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.7

МОСКВА 1999

93

99.03.(Щ

оформленного комплекса поведенческих реакций. Исследователь считает, что родовую жизнь (т.е. начало человеческой истории) можно рассматривать в качестве "процесса создания, сохранения и передачи от поколения к поколению совокупности запретов в форме ритуалов и особых предметов" (с. 134). Эффективным средством регуляции человеческого поведения оказалось слово, первой функцией которого было и до сих пор остается его использование в качестве "тормозов" и "возбудителей" реакции другого человека. Автор доказывает, что вне своего социально-исторического контекста слова-мифы теряют функцию регуляторов поведения.

Статья Н.И.Бокачевой — это научная полемика с современными апологиями мифа, стремящимися "вернуть" миф в сознание и бытие людей, абсолютизируя его роль в современном знании.

Типичный и выразительный пример апологии мифа — книга современного немецкого философа К.Хюбнсра "Истина мифа" (М., 1996). Исследователь настаивает на "неизбывности и неуничтожимое™ мифа". Исходя из этого, "важную стратегию для жаждущих "высших сил" в нашей стране" он формулирует так: "Сегодня Россия плывет к новым духовным берегам... это новое станет своего рода возвращением к древним, давно засыпанным истокам ее мифов, породившим все богатство великой русской литературы прошлого века" (К.Хюбнер "Истина мифа", с.5,6).

"Защита и восхваление тех или иных мифов, — обобщает Н.Бокачева, — лишь идеализирует привычную способность людей понимать жизнь традиционными средствами. Стражи мифа протестуют как раз против нетрадиционных средств и уже тем самым воспроизводят реликтовую функцию табелировать "чужое", непривычное" (с. 129). "Апологии мифа, — продолжает автор статьи, — любопытный феномен во многих отношениях... В качестве идеологических практик апологии мифа осуществляют "политический" надзор над любыми идеями, вызревающими в общественной жизни, с одной целью — пресечь" (с. 130).

А.Р.Аринина

99.03.011. КОЛЯДИЧ Т.М. ВОСПОМИНАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ: Проблемы поэтики жанра. М-Мегатрон, 1998. — 276с.

Предметом исследования в монографии Т.М.Колвдич (доц.

МПГУ) являются воспоминания писателей, которые, по мнению автора, представляют собой самостоятельный жанр.

Во "Введении" Т.Колядич дает краткий экскурс в Историю жанра, относя начало русской мемуаристики к XVIII в. Процесс просматривается в русле художественных открытий своего времени -как поиск средств выражения личностного начала (произведения А.Болотова и Е.Дашковой). Характеризуя особенности развития мемуарно-биографического жанра, автор отмечает, Что "от описания и хронологического изложения материала писатели постепенно переходили к исследованию психологии личности" (с. 13).

Исследователи обычно рассматривают мемуары как пограничный или контаминационнЫй жаНр, В котором находят черты разных стилевых систем, т.е. мемуары определяются как сложная структура, в которой соединяются элементы лирической Повести, биографического повествования, литературного портрета и т.п. Такая форма перерастает рамки одного Жанра (образования), и поэтому, обобщает Т.Колядич, "для удобства анализа в ряде случаев и приходится говорить о понятии метажанра" (с. 8).

"Автобиографическая составляющая является необходимым компонентом мемуарного повествования" (с. 16), — утверждает Т.Колядич, опираясь на примеры автобиографической прозы Н.Карамзина ("Письма русского путешественника"), Л.Толстого ("Детство", "Отрочество", "Юность"), С.Аксакова ("Семейная трилогия"). Вместе с тем следует различать автобиографический и биографический типы повествования; обе указанные Традиций восходят к мемуаристике XIX в.

В XX в. у истоков жанра Воспоминаний писателя находятся произведения М.Горького, искавшего разные формы воплощения собственного "я" (таковы трилогия Писателя "Детство", "В людях", "Мои университеты" и литературные Портреты).

Во введении также указаны направления развития критической мысли по поводу мемуаристики (первый профессиональный обзор такого характера принадлежит В.Белинскому1); обозначены подходы

1 См.: Белинский В.Г. Записки о походах 1812 И 1813 Годов... // Белинский В Г-Собр. соч.: В 9 т. - М., 1976. - Т.1; Его же. ВэГлйд На русскую литературу 1846 гоДа //Белинский В.Г. Полное собр. соч. - М.,1956, - Т.10.

95

99.03.011

к мемуарам исследователей XX в.: Н.Бельчикова, Ц.Вольпе, Г.Гюбиевой, Г.Елизаветиной, С.Травникова, Г.Токаревой, дТартаковского, В.Кардина, Н.Банк, М.Кузнецова, Л.Гинзбург, д.Гаранина, В.С.Барахова, В.Пискунова, А.Галича, И.Шайтанова, М. рилинкиса, Е.Николаевой.

Этапы развития мемуаров рассматриваются в первой главе "Основные формы мемуарного жанра". Автор монографии использует термины "мемуары" и "воспоминания" как равнозначные и обязательными внешними признаками организации мемуарного текста называет следующие: "Наличие ярко выраженного авторского начала, своеобразная система пространственно-временных отношений, обусловленная использованием проспекции и ретроспекции, психологическое раскрытие индивидуальности в субъективно воспринятых событиях, примат ассоциативного способа организации действия над причинно = следственным. Кроме того, мемуарный текст отличает постоянная оппозиция тогда/теперь, влияющая не только на систему координат, но и на создание четкой противоположности автора-повествователя и героя, нередко выступающих как конкретные образы" (с.40).

Основными формами мемуарного жанра являются письма, дневники, .литературный портрет, записки, воспоминания, мемуарно = биографический роман (повесть). Для более точного определения мемуарных форм следует, "с одной стороны, проследить историю их развития и бытования. С другой стороны, необходимо провести различие мемуаров и тех форм, где авторское начало также определяет повествовательную структуру. К подобным формам можно, например, отнести путевые очерки и лирическую повесть" (с.48). Автор предлагает выделять разновидности мемуарной формы "по доминанте того или иного повествовательного начала", учитывая, что "внутренняя жанровая чистота проявляется далеко не во всех произведениях" (с.51).

В качестве предшественников мемуарной формы Т.Колядич Называет анекдот и биографию, встречавшиеся еще р античной культуре и отличавшиеся "четкой повествовательной установкой". "Их основой становились случаи или конкретные истории, изложенные с позиций нравственных норм своего времени" (с.51).

Опираясь на суждения других исследователей, Т.Колядич конструирует собственную концепцию. По ее убеждению,

повествовательная система письма Используется во всех разновидностях мемуарного жанра, основывающегося На прямом обращении к читателю. Письма становятся фрагментами повествовательной структуры, своеобразными новеллами, из которых и строится основное повествование. В этом случае они начинают тяготеть к текстовому единству в виде конструкции ИЗ глав = новелл, объединенных общей сюжетной линией, раскрытием основной идеи, определенной тональностью повествования (чаще всего лирической) и ярко выраженным образным рядом (с.62). При введении образных зарисовок, ассоциативных связей, сложной системы времен повествование перестает быть одноадресным и приобретает эпические качества, образует самостоятельное художественное целое" (с.62). Из писем составлены, например, "Zoo", или Письма не о любви" (1923) В.Шкловского, "Повесть о Вере" (1967) и "Другая Вера" (1968) Б.Зайцева, "Голос из хора" (1973) А.Терца. Даты указываются по времени публикации произведений.

Дневниковая форма является "первичной в ряду мемуарной литературы" (с.63). Дневник был распространен во все времена; в XX в. — особенно в кругу символистов, для которых главным было исследование внутреннего мира личности. "Теперь — эпоха публикования всякого рода дневников...," — писал, например, А. Белый1.

Косвенным подтверждением установки авторов дневников на их публикацию можно считать композиционную завершенность дневниковых записей, например, воспоминаний М.Пришвина2, КЛуковского3. Подобные произведения представляют собой композиционное целое ("Ни дня без строчки" Ю.Олеши).

В монографии прослеживается возникновение и эволюция в русской литературе жанра путешествий: от древних "хожений" до современных "путевых очерков". Автор отмечает возможность использования "путешествия" как приема, обосновывает различие

1 Белый А. Африканский дневник // Российский архив (Историй Отечества в свидетельствах и документах. XVIII-XX вн.). - М., 1991. - Вып.1. - С. 38.

2 Пришвин М. Дневники: 1914-1917. -М., 1991; Его же: Дневники: 1918-1919. - М., 1994.

3 См., например, издания: Чуковский К Дневник (1901-1929). - М,, 1991; Его же: Дневник (1930-1969). - М., 1994.

97

99.03.011

л,сжду мемуарами И лирической повестью, раскрывает своеобразие реконструкции воображаемого путешествия. В качестве примера приводятся "Африканский дневник" ("путевые записи") А.Белого, «путешествие" И.Шмелева "Старый Валаам" (1935), повесть

A.Битова "Уроки Армении. Путешествие в небольшую страну" (1976), роман ВЛихоносова "Ненаписанные воспоминания: Наш маленький Париж" (1983). Т.Колядич считает путешествие контаминационным жанром, где встретилась русская и европейская традиции.

Исходным материалом для размышлений о жанре литературного портрета служит созданная М.Горьким "галерея современников" (ВЛенин, Н.Каронин, Л.Толстой, А.Чехов,

B.Короленко, Л.Андреев, С.Есенин, А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, В.Чертков и др.), представляющая собой "коллективный портрет интеллигенции" (с.77). Отмечая разнообразие созданных писателем форм (мемуарные очерки, портретные зарисовки, этюды, наброски, шаржи), автор говорит об органичности жанра литературного портрета для творчества М.Горького. Своеобразие интерпретации современников писателем, использование им различных форм литературного портрета и принципов повествования — все это оказало влияние на развитие данного жанра в произведениях М.Алигер1, Б.Зайцева2..

Длительная история бытования литературного портрета и широкие выразительные возможности привели к его выделению на уровне особой жанровой разновидности и, как следствие, к существованию внутрижанровых модификаций: литературный портрет, портрет = биография, эссе, портретная зарисовка (эскиз), шарж. Таковы литературные портреты В.Каверина, его книга "Новое зрение. Книга о Ю.Тынянове3", а также его мемуарно-биографические романы и повести ("Освещенные окна"4,

1 АлИгер М. Тропинка во ржи // Алигер М. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1985. -С. 251 - 594.

2 Зайцеи Б. Далекое // Зайцев Б. Собр. соч.: В 3 т. - М„ 1993,- Т.2.— С.341-

' См.: Каверин В., Новиков Вл. Новое зрение. - М., 1988.

4 Каверин В. Освещенные окна: Избр. произведения: в 2 т. - М., 1977. - Т. 2.

"Эпилог"1). Примером развернутого портрета = биографии могут служить книги И.Одоевцевой "На берегах Невы" (1967), ' На берегах Сены" (1989). В первой воссоздается портрет Н.Гумилева, во второй — Г. Иванова.

Иногда литературный портрет принимает форму свода воспоминаний, книги = портрета, включаюшей не только самые разнообразные сведения о человеке, но и яркий образ той эпохи, в которую жил портретируемый. Такова, например, книга Вс. Рождественского, посвященная А.Блоку2, а также воспоминания М.Щагинян о С.В.Рахманинове3.

Биографическая разновидность мемуаров писателей представлена двумя основными типами произведений — автобиографией и мемуарно-биографическим романом. Автобиографии чаще всего создавались по просьбам издателей. Так, в частности, появились автобиографии многих писателей, вошедшие в "Русский биографический словарь" А.Венгерова.

Примером биографических мемуаров стал сборник "Писатели об искусстве и о себе" (1924). Традиция такого рода публикаций сохранилась и в последующее время: в 1959 г. издательство "Художественная литература" выпустило в свет второй том — автобиографии ста тридцати советских писателей (составители Б.Брайнина и Е.Никитина); в 1966 и 1972 гг. увидели свет третий и четвертый тома (составители Б.Брайнина и А.Дмитриева); в 1988 — пятый том (составитель С.П.Козлов).

Тенденция к укрупненному изображению событий собственной жизни в форме биографического повествования -таковы "История моего современника" (1905-1921) В.Короленко и "Воспоминания" (1925-1936) В.Вересаева — получает продолжение в конце 20-х и в 30-е годы, когда публикуются воспоминания видных деятелей модернистского движения: "Роман без вранья" (1927) А.Мариенгофа, "Первые среды" (1929) В.Пяста, "Годы странствий:

1 Каверин В. Эпилог: Мемуары. - М., 1989.

2 Рождественский В. Страницы жизни. Из литературных воспоминаний. - М ,

1974.

5 Шагинян М. Москва маленькая // Шагинян М. Человек и время. История человеческого становления. - М., 1980. - С. 451 - 537.

99

99.03.011

0 книги воспоминаний" (1930) Г.Чулкова, "Юность Маяковского" (1931) и "Путь энтузиаста" (1931) В.Каменского, "Полутораглазый сТреЛеи" (1933) БЛифшица, "Литературные воспоминания" (1933) р.ПерЦова1. Известно, что готовилась Публикация "фрагментов" из воспоминаний Д.Бурлюка (первая объемная публикация в России состоялась только в 1994 г.2). В указанных произведениях была воссоздана картина возникновения и развития модернистских течений в русской литературе и культуре начала XX в.

Во второй половине 50-х годов под влиянием публикаций классических произведений мемуарной прозы прошлого появились трилогия Ф.Гладкова "Повесть о детстве" (1949), "Вольница" (1950), "Лихая година" (1954) и "Повесть о жизни" (1945-1963) К.Паустовского, а также мемуарная эпопея И. Эренбурга "Люди. Годы. Жизнь" (1961-1966). В монографии дана краткая характеристика произведений.

Период 50-60-х годов отмечен появлением крупных произведений в мемуаристике русского зарубежья, переизданных на исходе 80-х и в 90-е годы: Дон-Аминадо "Поезд на третьем пути" (1954; М„ 1991), "Курсив мой" (1969; М„ 1996) Н.Берберовой, "Москва" (1960; ) и "Далекое" (1965; М„ 1991) Б.Зайцева, "Петербургские зимы" (1954; М., 1990) Г.Йванова, "Другие берега" (1954; М., 1989) В.Набокова, "Портреты современников" (1955; М., 1990), "На Парнасе "Серебряного века" (1962; М., 1990) С.Маковского; "На берегах Невы" (1967; М., 1988) и "На берегах Сены" (М„ 1989) И.Одоевцевой; "Встречи" (1953; М., 1990) Ю.Терапйано.

Рассматривая произведения, появившиеся в конце 60-х-начале 70-х годов в русской литературе (книги В.Каверина "Освещенные

1 В конце 80-х и в 90-е годы многие произведения были переизданы и републикованы: Мариенгоф А. Роман без вранья... - Л., 1988; Лифшиц Б. Полутораглазый стрелец. - Л., 1989, С.309 - 546; Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. - М., 1990; Каменский В. Путь энтузиаста: Автобиографическая книга//Каменский В. Сочинения. - М., 1990; Пяст В. Встречи. - М., 1997; Чулков Г. Годы странствий // Чулков Г. Валтасарово Царство. - М„ 1998. - С. 447 - 558.

2БурлюкД. Воспоминания. - СПб., 1994.

99.03.011

100

окна", "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона" В.Катаева, "На Ельнинской земле" М.Исаковского, "Воздушные фрегаты" Л.Мартынова, "О моей жизни, книгах и читателях" В.Пановой, "Человек и время" М.Шагинян.) Т.Колядич обосновывает различие между мемуарно-автобиографическими и мемуарно-биографическими книгами.

В главах "Сюжет и приемы его конструирования" ("Как и почему возникает мемуарный текст", "Повествовательные планы и приемы их организации"), "Концепция времени" и "Своеобразие организации повествования" рассматриваются конкретные особенности мемуарного повествования. Автор выделяет общую сюжетную основу мемуарных текстов: практически все воспоминания писателей строятся "по одной и той же сюжетной схеме, где в заданной последовательности, направленной обычно из прошлого в настоящее, но с разной степенью полноты воспроизводятся те или иные периоды биографии или этапы жизни автора, прежде всего события, относящиеся к детству, отрочеству, юности или занятиям литературной деятельностью (зрелости)" (с. 102).

В мемуарном повествовании можно выделить несколько видов повествовательных планов — это "внешние" планы (бытовой, исторический, эпический) и "внутренние" (в частности, мифологический). Анализируя каждый вид, Т.Колядич выделяет функции и роль детали, ее основные разновидности; раскрываются способы построения повествования (переход и смена повествовательных планов), роль символов и постоянных образов, формы проявления авторской оценки.

Каждому повествовательному плану соответствует свое время (историческое, эпическое, биографическое и мифологическое) я формы его выражения (ретроспекция, "память", ассоциация, метафора, аллюзия). Показано, как происходит соединение разнообразных повествовательных планов и приемов организации вставных (внесюжетных) элементов. Тематическое разнообразие "отступлений" обусловлено их сюжетообразующей ролью. При этом чаще других используются "лирические отступления". Самыми сложными по построению являются "отступления документального характера" (с.257).

Воспоминания писателей занимают свое, особое место в

99.Q3.0J1

истории русской культуры XX в. "Именно в этом столетщ они не т0лько подтвердил« свою жизнестойкость, но и окончательно оформились в самостоятельную эстетическую систему со своими приемами организации текстового пространства, повествовательной, „ременной и образной системами" (с-263).

Е.Ф. Трущенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.