Научная статья на тему 'Механизмы инновационного развития предпринимательских структур'

Механизмы инновационного развития предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПО СОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА / ENTREPRENEURAL POLICY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕН ЦИАЛ / BUSINESS POTENTIAL / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ НОВШЕСТВО / BUSINESS INNOVATION / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ЭФФЕКТИВ НОСТЬ / EFFICIENCY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Анна Леонидовна, Шогенова Зарема Хажмуратовна

Инновационный механизм представляет собой сложную систему, которая включает следующие структурные элементы: предпринимателей, пред приятия, регионы, экономики; факторы производства, которые могут стать предпринимательскими новшествами и составляют объекты ин новационного механизма. Элементы этой системы взаимосвязаны меж ду собой, подчиняются действию жестких законов рынка и конкуренции и, кроме того, находятся под постоянным влиянием и взаимодействуют с факторами и условиями внешней и внутренней предпринимательской среды. Разработка стратегических управленческих решений, обеспечива ющих инновационное развитие предпринимательских структур в совре менных условиях, по нашему мнению, является необходимым условием обе спечения успешности и эффективности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF ENTREPRENEURAL STRUCTURES INNOVATIVE DEVELOPMENT

Innovative mechanism is a complex system that includes the following structural elements: entrepreneurs, enterprises, regions, economies; the factors of production which can become entrepreneural innovations and are the objects of innovative mechanism. The elements of this system are interrelated, subject to strict market and competition laws, and, in addition, are under constant influence and interact with the factors and conditions of internal and external business environment. Developing strategic management decisions ensuring entrepreneural structures innovative growing in current conditions is a necessary condition to ensure success and efficiency of a firm, in our opinion.

Текст научной работы на тему «Механизмы инновационного развития предпринимательских структур»

механизмы инновационного развития предпринимательских структур

MECHANISMS OF ENTREPRENEURAL STRUCTURES iNNOVATiVE DEVELOPMENT

УДК 001.895: 338.22

ЗАЙцЕВА Анна Леонидовна

доцент кафедры экономики, учета и финансов Национального минерально-сырьевого университета «Горный», кандидат экономических наук, [email protected]

ZAITSEVA Anna Leonidovna

Associate Professor, Department of Economics, Accounting and Finances, National Mineral Resource University (University of Mines), Candidate of Economic Sciences, [email protected]

ШоГЕНоВА Зарема Хажмуратовна

доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

SHOGENOVA Zarema Hazhmuratovna

Associate Professor, Department of State and Municiple Management, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

Инновационный механизм представляет собой сложную систему, которая включает следующие структурные элементы: предпринимателей, предприятия, регионы, экономики; факторы производства, которые могут стать предпринимательскими новшествами и составляют объекты инновационного механизма. Элементы этой системы взаимосвязаны между собой, подчиняются действию жестких законов рынка и конкуренции и, кроме того, находятся под постоянным влиянием и взаимодействуют с факторами и условиями внешней и внутренней предпринимательской среды. Разработка стратегических управленческих решений, обеспечивающих инновационное развитие предпринимательских структур в современных условиях, по нашему мнению, является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности фирмы.

Ключевые слова: глобализация, инновация, конкуренция, конкурентоспособность, предпринимательская политика, предпринимательский потенциал, предпринимательское новшество, механизм, стратегия, эффективность.

Abstract.

Innovative mechanism is a complex system that includes the following structural elements: entrepreneurs, enterprises, regions, economies; the factors of production

which can become entrepreneural innovations and are the objects of innovative mechanism. The elements of this system are interrelated, subject to strict market and competition laws, and, in addition, are under constant influence and interact with the factors and conditions of internal and external business environment. Developing strategic management decisions ensuring entrepreneural structures innovative growing in current conditions is a necessary condition to ensure success and efficiency of a firm, in our opinion.

Key words: globalization, innovation, competition, competitiveness, entrepreneural policy, business potential, business innovation, mechanism, strategy, efficiency.

В современных условиях при организации любого предпринимательского дела необходимым условием является анализ факторов, препятствующих или способствующих инновационной деятельности. Ряд авторов, рассматривая характеристики стратегии внедрения предпринимательских новшеств, указывают на необходимые рыночные условия, которые способствуют успеху инноваций (наличие финансовых и прочих ресурсов, законодательные меры, общественное и моральное поощрение), и на дестабилизирующие факторы (недостаток средств, ограничения законодательства и т. д.). В качестве необходимых условий выделены два основных: во-первых, отсутствие аналогов продукции и, во-вторых, наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества и крупных предприятий, готовых поддержать инновацию.

Изучая указанные факторы, американские исследователи пришли к выводу, что пока еще невозможно построить некую унифицированную единую систему управления предпринимательскими новшествами. Видимо, на основании знаний и здравого смысла в каждом отдельном случае должна строиться своя система, соответствующая конкретной ситуации и процессу.

Авторы предлагают в качестве факторов, определяющих успех инновационной деятельности предпринимательских структур, рассматривать следующие:

1) широкий временной горизонт управления, формирующий стратегический подход к

выработке управленческих решений развития предпринимательских структур;

2) человеческий фактор (эффективная организационная структура и профессиональная культура, максимальная отдача каждого специалиста);

3) использование профессиональных приемов управления;

4) эффективное освоение практического опыта.

Вышеперечисленные факторы существенно влияют и определяют предпринимательский потенциал той или иной предпринимательской структуры.

Предпринимательский потенциал фирмы характеризует готовность (способность) выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели развития, т. е. является мерой готовности к реализации проекта или стратегических изменений. Предпринимательский потенциал фирмы - главный критерий целесообразности их существования. Предпринимательский потенциал фирмы имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к предпринимательским новшествам. Поэтому его оценка - необходимая операция разработки стратегических управленческих решений, обеспечивающих развитие предпринимательских структур. Задача состоит в том, чтобы перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели. Развитие предпринимательского потенциала предприятия как целого может осу-

ществляться только через развитие компонентов его внутренней среды.

Компоненты внутренней среды («внутренние рамочные условия») включают несколько блоков (или «срезов»): кадры; организация общего управления; маркетинг; производство; финансы и учет [1]. Ряд авторов (например, М. Мескон) под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации, созданные в результате управленческих решений (цели фирмы, ее организационная структура, задачи, технологии, трудовые ресурсы) [2]. Все элементы внутренней среды организации взаимосвязаны. Очевидно, что в случае оптимизации работы всех структурных элементов внутренней среды создаются наиболее благоприятные усло-

вия для деятельности предпринимательских структур, в том числе и в инновационной сфере.

На наш взгляд, в качестве компонентов предпринимательского потенциала следует определить стратегию, предпринимательскую политику и цели фирмы, маркетинг и менеджмент, производственный и технологический уровень, финансовое состояние предприятия и др.

Предпринимательская политика и предпринимательский потенциал характеризуют внутреннюю предпринимательскую среду, а также предпринимательский климат, характеризующий состояние внешней среды, формируют общую предпринимательскую среду фирмы (рисунок 1).

Рисунок 1

Компоненты предпринимательской среды фирмы

Рассматривая факторы и условия, стимулирующие процессы развития предпринимательских структур, по нашему мнению, особое внимание следует уделить такому

фактору, как конкуренция и потенциал конкурентоспособности фирмы.

Конкуренция - это есть процесс экономического соревнования, соперничество между

отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [3].

Очевидно, что в рыночной экономике такое столкновение неизбежно, так как оно порождается объективными условиями: наличием множества равноправных субъектов рынка, полной экономической обособленностью каждого из них, зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Таким образом, именно конкуренция является тем механизмом, который обеспечивает динамичное развитие фирмы, отрасли и экономики.

С понятием «конкуренция» тесно связана другая экономическая категория, а именно -«конкурентоспособность». Конкурентоспособность - это многоплановое понятие, определяющее потенциальную и/или реальную способность данного предмета выдержать конкуренцию, а конкурентоспособность страны как способность страны производить больше материальных ценностей, чем конкуренты на мировых рынках. Некоторые авторы полагают, что конкурентоспособность -это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции [2]. Это говорит о том, что по поводу этой категории нет единого мнения.

О конкурентоспособности можно говорить в отношении различных экономических категорий - товаров, предпринимательских структур, отраслей, регионов и наций. И потенциал конкурентоспособности того или иного субъекта будет зависеть от наделен-ности им (или возможности развития и приобретения) конкурентных преимуществ, т. е. свойств, способных обеспечить лидерство субъекту хозяйствования. В отечественной и зарубежной экономической литературе распространена классификация конкурентных преимуществ на две группы - базисные (ресурсные) и вторичные (технологические).

Нас, прежде всего, интересуют технологические преимущества, поскольку именно они

обеспечивают высокую конкурентоспособность в современной экономике за счет инновационной составляющей.

В рыночной среде достижение долгосрочных положительных результатов предпринимательской деятельности невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих и заготови-тельно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Выявление экономического содержания понятия «предпринимательское новшество» позволяет определить его как все изменения (нововведения), которые впервые нашли применение в ходе деятельности предпринимательских структур и приносят им конкретную экономическую выгоду. Данное определение учитывает предпринимательский характер современной экономической деятельности.

Определяющими для предпринимательских новшеств являются следующие признаки: они всегда связаны с практическим использованием оригинальных организационных, технических и иных решений; дают конкретную экономическую выгоду для предпринимателя; могут не являться первичными новшествами, т. е. не являться результатом инновационной деятельности данной предпринимательской структуры; нуждаются в творческом подходе и связаны с предпринимательскими рисками; по уровню и сфере разработки и применения являются микроэкономическими (внутри предпринимательской структуры).

В системе принятия стратегических решений предпринимательские новшества являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех предпринимательской деятельности компании и достижение целей в долгосрочном периоде.

Таким образом, предпринимательские новшества представляют собой изменения функционирования предпринимательских структур, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды. В условиях статичной

внешней среды предпринимательские новшества ограничивались бы повышением внутрихозяйственной эффективности, а их цикл был бы конечным - до момента достижения предела эффективности.

Предпринимательские новшества, являясь инструментом стратегического управления, затрагивают сферы текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, вызывают изменения во всех ее областях.

С точки зрения стратегического управления предпринимательские новшества служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством постоянного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее деятельности. Решение стратегических задач, стоящих перед фирмой, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов (так называемых «рутин») или на основе изменения существующих и создания новых процессов (нововведений).

Для решения актуальных проблем развития предпринимательских структур особенно важным является исследование системы механизмов, позволяющих реализовать их инновационную составляющую.

Инновационные механизмы существуют на трех основных уровнях: макроуровне, мезоу-ровне (региональном уровне), микроуровне (уровне предпринимательских структур). И в укрупненном виде могут быть представлены системой из пяти компонентов: механизмами организации, механизмами разработки и внедрения, механизмами финансирования и стимулирования, механизмами технологического трансферта и механизмами интеллектуальной собственности.

По нашему мнению, инновационный механизм представляет собой сложную систему, которая включает следующие структурные элементы: предпринимателей, предприятия, регионы, экономики (составляющие субъекты данного механизма); факторы производства (рабочая сила, продукция, технологии, управленческая деятельность), которые могут стать предпринимательскими новшествами и составляют объекты инновационного

механизма. Элементы этой системы взаимосвязаны между собой, подчиняются действию жестких законов рынка и конкуренции и, кроме того, находятся под постоянным влиянием и взаимодействуют с факторами и условиями внешней и внутренней предпринимательской среды.

В последнее десятилетие достижение весомых конкурентных преимуществ часто рассматривают в связи с перспективами глобализации предпринимательской деятельности. Как правило, преимущества, получаемые за счет глобализации деятельности, являются дополнением к преимуществам, получаемым в стране базирования, и предают им более длительный характер. Кроме того, размещение видов деятельности в других странах с цепью использования конкурентных преимуществ этих стран позволяет компенсировать неблагоприятные условия в стране базирования предприятия.

С этих позиций под глобальной стратегией следует понимать стратегию, ориентированную на мировой рынок и реализацию стандартизированной продукции или услуг на этом рынке; координацию и интеграцию видов деятельности в масштабах всего мирового сообщества с цепью использования возможностей международного разделения труда, преимуществ крупномасштабного производства и т. п. Необходимость формирования глобальной стратегии предпринимательской структуры определяется в первую очередь степенью глобализации отрасли.

Сфокусированность руководства предпринимательской структуры на временном факторе конкуренции позволяет говорить о конкурентной стратегии временной ориентации, которая может быть направлена на удовлетворение требований потребителей в отношении четкости и пунктуальности сроков доставок, временной гибкости и своевременности. На практике, как правило, указанная стратегия носит косвенный характер, дополняя основную конкурентную стратегию предприятия. Следует отметить, что в последнее время увеличивается число рынков, развитие которых тесно увязано с фактором времени, способствуя развитию перспектив приме-

нения концепции конкурентной стратегии, ориентированной на фактор времени.

Основополагающие решения относительно стратегической ориентации предпринимательской структуры разрабатываются на высшем уровне руководства и носят самый общий характер. Конкретизация стратегического выбора применительно к реальной конкурентной ситуации в рыночных сегментах, реальным ресурсным и организационным возможностям фирмы осуществляется не среднем уровне руководства в рамках формирования функциональных стратегий.

В рыночной экономике организациями в основном разрабатываются следующие функциональные стратегии: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия качества, инновационная стратегия (или стратегия НИОКР), стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия.

Однако хотелось бы отметить, что понятие функциональной стратегии предпринимательской структуры связано с ее функциональными службами (отделами) и используется для обозначения направлений деятельности той или иной функциональной службы или отдела в рамках инновационной стратегии развития.

Таким образом, разработка стратегических управленческих решений, обеспечивающих инновационное развитие предпринимательских структур в современных условиях, по нашему мнению, является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности фирмы. Предпринимательская политика связывает воедино функциональные области предпринимательской структуры и определяет место каждой из них. Нами предлагается следующая взаимоувязка всех компонентов предпринимательской политики фирмы в виде схемы (рисунок 2).

Рисунок 2

Взаимосвязь компонентов предпринимательской политики фирмы

Обобщая имеющийся научный опыт, авторы предлагают следующий подход к определению факторов стратегического успеха фирмы, которые необходимо учитывать при формировании стратегических управленческих решений, обеспечивающих развитие предпринимательских структур. Учет факторов развития предпринимательских структур осуществляется по следующей факторной цепочке:

1) внешние факторы развития предпринимательских структур - дифференциация и маркетинговое ноу-хау - внешнее конкурентное преимущество;

2) внутренние факторы развития предпринимательских структур - организационные и производственные ноу-хау - внутреннее конкурентное преимущество (рисунок 3).

Рисунок 3

Факторный подход к развитию предпринимательских структур

На наш взгляд, на этапе подготовки к формированию стратегических управленческих решений, обеспечивающих развитие предпринимательских структур необходимо провести тщательное обследование рынка и оценить вероятность и степень влияние на деятельность фирмы условий риска и неопределенности. Анализ и оценка рисков занимают важное место в системе анализа предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Учет рисков, связанных с предпринимательскими новшествами, необходим не только при про-

ведении анализа и принятии управленческих решений, но и при осуществлении предварительного и последующего контроля их выполнения. Организация анализа и контроля рисков предпринимательских новшеств особенно важна также потому, что они представляют собой наиболее рискованный вид предпринимательской деятельности.

Прежде чем решение о принятии стратегических управленческих решений развития предпринимательских структур будет принято, необходимо также произвести предвари-

тельный расчет эффективности их реализации и, если потребуется, внести соответствующие корректировки. В этом случае процесс разработки стратегических управленческих решений, обеспечивающих развитие предпринимательских структур, по нашему мнению, может включать следующие этапы:

1) постановка целей развития предпринимательских структур;

2) выявление задач и направлений предпринимательской деятельности;

3) определение бюджета и порядка финансирования программы развития предпринимательских структур;

4) расчет прогнозных показателей экономической эффективности от реализации стратегических управленческих решений развития предпринимательских структур;

5) определение рисков программы развития предпринимательских структур;

6) корректировка и внесение изменений в программу развития предпринимательских структур;

7) окончательное решение о принятии стратегических управленческих решений развития предпринимательских структур.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что успех предпринимательских структур на рынке зависит от многих факторов. Определяющими из них являются предпринимательский потенциал, который характеризует состояние внутренней среды фирмы, и предпринимательский климат, дающий представление о состоянии внешней среды. Совокупность всех факторов, определяющих предпринимательский потенциал и климат, дает представление о предпринимательской среде фирмы. Особым фактором, влияющим на предпринимательскую активность на рынках, выступает конкуренция. Конкурентное преимущество фирмы складывается с учетом рыночных условий и эффективности (состояния предпринимательского потенциала) самой фирмы.

Умение внедрять новое и лучшее по всей цепочке создания стоимости - это необходимый навык менеджмента. В России, к сожалению, компании не уделяют внимания такой работе. Ни качество российской продукции, ни уровень российских кадров, как правило, не достигают лучших мировых значений.

Список литературы

1. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1999. 296 с.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. 704 с.

3. Светуньков С. Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2000. 256 с.

4. Стратегическое планирование в регионах и городах России: Стратегии модернизации и модернизация стратегий / Под ред. Б. С. Жихаревича. СПб.: Леонтьевский центр, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.