УДК 378.14 (072)
МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
© 2016
Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет, Сургут (Россия)
Аннотация. Сложившаяся к настоящему времени, традиционная система подготовки педагогических кадров, направленная на изучение предметного содержания, и готовых методических разработок и рекомендаций, в условиях выбора и применения разнообразных технологий обучения, перестает удовлетворять преподавателей профессиональной школы. Рассматривая возможности применения современных образовательных технологий для оптимизации содержания и качества образования, необходимо опираться на системный подход в профессиональном образовании. В статье обосновывается необходимость разработки методической системы интегративно-модульно-го обучения будущих учителей, основанной на объединении двух составляющих - модульной и интегративной, в совокупности определяющих направленность развития содержания и технологии образования. Цель модульного обучения заключается в содействии развития самостоятельности обучаемых. Интеграция необходима для создания системы обучения, обладающей целостностью. Раскрываются нормативно-правовой, организационный, мотива-ционный и мониторинговый механизмы функционирования методической системы, обеспечивающие целостность образовательной деятельности. Преобразования педагогического процесса носят системный характер, что достижимо при управленческо-организационных, образовательно-технологических и мотивационно-личностных условиях. Представленный материал позволяет сделать вывод, что механизмы и условия способствуют функционированию и нацелены на создание эффективно работающей системы.
Ключевые слова: модульное обучение, интеграция, междисциплинарная интеграция, профессиональная подготовка, система, методическая система, интегративно-модульное обучение, механизмы, условия.
THE MECHANISMS AND CONDITIONS OF THE INTEGRATIVE-MODULAR METHODICAL SYSTEM OF FUTURE TEACHERS TRAINING FUNCTIONING
© 2016
Nasyrova Elmira Fanilevna, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, professor of the chair «Theory and Methodology of Professional Education» Surgut State University, Surgut (Russia)
Abstract. The situation to date is so, that the traditional system of teacher training ceases to meet the teachers of the professional school, because it aims at examining the substantive content and ready methodological developments and recommendations in conditions of a choice and application of varied technologies of training. When considering the application of modern educational technology to optimize the content and quality of education, it is necessary to rely on the system approach in professional education. The article substantiates the necessity of the integrative-modular methodical system of future teachers training development based on the combination of two components - modular and integrative, in case of accumulation determining the direction of the education contents and technologies development. The objective of modular training is to promote the development of learners independence. Integration is necessary for creating a training system with integrity. There are disclosed normative-legal, organizational, motivational and monitoring mechanisms of the methodical system functioning ensured the educational activities integrity. The pedagogical process transformation is system-related, that is achieved in management-organizational, educational, technological and motivational personality conditions. The submitted material is allowed for the conclusion that the mechanisms and conditions are conductive to the functioning and are determined for the creation of full-fledged system.
Keywords: modular training, integration, interdisciplinary integration, professional training, system, methodical system, integrative-modular training, mechanisms, conditions.
Профессиональная школа должна стремиться функционировать в режиме опережения изменений общественного устройства. Динамичное развитие высшего профессионального образования в России, вызванное социальными потребностями общества и вхождением в европейское и мировое образовательное пространство, обусловило изменение главных ориентиров образовательной деятельности в вузе. Одной из важнейших черт современного педагогического процесса является его технологичность.
Психолого-педагогическая литература содержит большое количество материала по разработке и внедрению современных инновационных технологий, над которыми работали М.М. Левина, В.М. Монахов; Е. С. Полат; В.С. Кукушина; Н.В. Бордовская и др. [1].
Расчлененность обучения на этапы, уровни, определение эффективных способов сочетания приемов, методов обучения, применение мультимедийных технологий, мастерство преподавателя - все это на практике может создать условия для внедрения современных технологий обучения. В этом случае меняется не только содержание педагогической и учебной деятельности, но и происходят существенные преобразования в структурах учебной информации и в формах передачи для усвоения студентов, в частности как при интегративно-модуль-ном обучении._
Исследованиям в области модульного обучения посвящено много работ отечественных педагогов-ученых (А.Н. Алексюк и С.А. Кашин; П.И. Третьяков и И.Б. Сенновский; М.А. Чошанов; Т.И. Шамова; П.А. Юцявичене и другие [1]).
Современные исследователи (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова и др.) подчеркивают, что модульное обучение (модульная технология) преобразует образовательный процесс так, что обучаемый самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала [2].
Мы разделяем точку зрения П.А. Юцявичене, которая сравнительно глубоко разработала модульную систему обучения. Она отмечает, что сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся
более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей, до консультативно-координирующей [3].
Идею междисциплинарного подхода к образованию уже много лет пропагандируют ученые разных стран, как основополагающего принципа обучения. Среди них Н.Н. Щукина (идея координирования учебных дисциплин), Ю.А. Кустов (идея преемственности и непрерывности образования), М.Н. Берулава (феномен межпредметной интеграции), В.С. Безрукова, Л.В. Тарасов, Н.К. Чапаев (сущность интеграции как педагогический феномен), Г.И. Батурина, С.В. Васильева, Ю.И. Дик, А.В Усова, Г.Ф. Федоров (средства и виды интеграции при изучении отдельных дисциплин), И.Д. Зверев, В.Н. Максимова (межпредметные связи как один из путей интеграции образования), и другие [4].
Теоретические основы педагогической интеграции рассмотрены учеными И.Д. Зверевым, В.Н. Максимовой, Н.И. Никитиной, Ю.С. Тюнниковым и др. [5].
Сущность понятия «интеграция» идет от латинского integration (восстановление, восполнение). Интеграция означает объединение дифференцированных частей и функций системы организма в единое целое [6].
Интеграция, как методологическая категория, представляет собой способ познания, анализа и преобразование действительности [7].
Ю.С. Тюнников отмечает, что интеграция возникает в том случае, если, во-первых, имеются ранее в чем-то разобщенные элементы, во-вторых, есть объективные предпосылки для их объединения, в-третьих, объединяются они посредством синтеза, наконец, в-четвертых, результатом объединения является система, обладающая свойствами целостности. При таком понимании интеграции ее ключевыми моментами выступают какие-либо ранее разрозненные элементы, объективные предпосылки их объединения, процесс объединения этих элементов, целое как результат интеграции. Именно на эти ключевые моменты и должны в первую очередь указывать сущностные признаки интеграции [8].
В нашем исследовании мы акцентируем внимание на повышении качества профессиональной подготовки студентов путем междисциплинарной интеграции и модульной технологии обучения.
Интегративно-модульное обучение объединяет в учебном процессе две относительно автономные области педагогической науки - модульную и интегративную, в совокупности определяющие направленность развития содержания и технологии образования. Оно представляет собой модульное построение каждого учебного курса, а также учебных курсов по циклам и по решаемым задачам, и ориентировано на обеспечение интегративности, с учетом потребностей профессионального образования выпускника [9].
Любой процесс обучения реализуется в рамках педагогической системы, структура, состав и связь компонентов которой должны осознаваться преподавателями. Системный подход в решении различных проблем в профессиональном образовании базируется на положениях теории систем. Основным понятием для данной теории является понятие «система».
Система (от греч. systema - целое, состоящее из частей) - нечто целое, сложное, единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом; определенный порядок расположения, связи; особенности построения, организации [10].
В.Г. Афанасьев рассматривает систему как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» [11]. В этом определении остаются неучтенными
связь со средой, функционирование и управление. Функционирование рассматривается как процесс реализации системой своих функций, действие системы во времени.
По мнению Н.В. Кузьминой, педагогическая система
- это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования подрастающего поколения и взрослых людей [12].
Анализ исследований показывает, что значительный вклад в разработку теории методических систем обучения будущих учителей внесли В.В. Краевский [13], А.М. Новиков [14], А.М. Пышкало [15], Г.П. Стефанова [16], А.П. Тряпицина [17] и др.
Методическая система профессиональной подготовки учителей представляет собой методически обусловленную последовательность обучения циклам дисциплин учебного плана, имеющих общую направленность обучения. Такая система на основе интегратив-но-модульного обучения представляет собой методически обусловленный, последовательный, систематичный порядок модулей образовательной программы, обеспечивающих интегративность, находящихся в определенной зависимости и составляющих единую целостность в профессиональной подготовке учителей в соответствии с потребностями ФГОС ВО [18].
Любая образовательная система, как и все социальные системы, является динамической, то есть она непрерывно функционирует, что представляет собой результат деятельности большого числа субъектов. Соответственно, важным моментом функционирования образовательной системы выступают механизмы и условия, обеспечивающие целенаправленность образовательной деятельности.
Механизмы - набор правил, процедур, алгоритмов, определяющих действие, поведение всех элементов системы и взаимодействие системы с окружающей средой [19].
Методическая система, как любая система, имеет свои механизмы функционирования. К ним относятся: нормативно-правовой, организационный, мотиваци-онный и мониторинговый механизмы. Нормативно-правовой - определяется нормативными документами, регламентирующими функционирование образовательной деятельности вуза (ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, Положение об организации учебной работы в вузе, Положение о научно-исследовательской работе студентов и т.д.). Организационный
- предусматривает последовательные управленческие действия со стороны учебно-методического управления, кафедр по реализации интегративно-модульного обучения. Мотивационный - стимулирование и мотивация субъектов образовательной деятельности, заинтересованность участников системы в процессе и результате. Мониторинговый - предусматривает оценку динамики профессионально-личностного роста студентов и коррекцию образовательной деятельности [18].
На начальном этапе осуществляется разработка образовательной программы, учебного плана, рабочих программ дисциплин с учетом междисциплинарной интеграции, разработка внутридисциплинарных модулей в соответствии с нормативно-правовой базой. Затем необходимы последовательные управленческие действия со стороны учебно-методического управления, кафедр по реализации интегративно-модульного обучения. В то же время необходимо поддержание интереса профессорско-преподавательского состава к функционированию и совершенствованию системы, их стимулирование и мотивация. По мере дальнейшего внедрения методической системы интегративно-модульного обучения студентов, необходимо произвести оценку динамики профессионально-личностного или профессионально-функционального роста студентов и коррекцию образовательной деятельности.
Посредством планирования учебно-методическое управление, кафедры и профессорско-преподавательский состав стремятся установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех исполнителей.
Организационный механизм подразумевает создание некой структуры, состоящей из ряда элементов, посредством определения видов деятельности, необходимых для достижения целей. Учебно-методическое управление дает задание кафедрам вуза, кафедры подбирают преподавателей и работников, делегируя им задания и полномочия использовать ресурсы университета. Основная задача организационного механизма - координация действий исполнителей и их взаимоотношений в процессе осуществления различных видов деятельности.
Мотивация необходима для того, чтобы деятельность выполнялась людьми эффективно и результативно. Источником мотивации профессорско-преподавательского состава в эффективной реализации методической системы интегративно-модульного обучения выступают как внутренние, так и внешние побудительные воздействия. Когда мотивы деятельности возникают под воздействием внешнего субъекта, то они основываются на вознаграждениях. Компонентами таких вознаграждений (внешняя мотивация) являются надбавки: за усердие, за интенсивность труда; премия за выполненную работу и т.д. В целом же необходимо развивать у преподавателей внутреннюю мотивацию, то есть удовлетворенность такой организацией учебного процесса, которая дает положительные результаты освоения учебного материала студентами.
Мониторинговый механизм предполагает отслеживание того, что деятельность людей действительно достигает своих целей, разработанных в процессе планирования. Основная цель мониторинга - добиться такого положения, при котором процесс управления учебным процессом действительно заставлял бы всех его участников функционировать в соответствии с планом. Ни нормативно-правовой, ни организационный, ни мотива-ционный механизмы нельзя рассматривать в отрыве от мониторинга. Измеряется то, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение полученного результата с ожидаемым, то есть осуществляется обратная связь и коррекция. Смысл корректировки состоит в том, чтобы понять причины отклонения, и сделать выводы на будущее.
Преобразования педагогического процесса в соответствии с заданной целью будут успешными, если они будут носить системный характер, что достижимо при определенных условиях.
Условия, необходимые для обеспечения развивающего характера методической системы на основе инте-гративно-модульного обучения учителей, определяются через следующие группы: управленческо-организацион-ные, образовательно-технологические и мотивационно-личностные. Управленческо-организационные - через руководство учебно-методическим управлением университета модульного построения учебного процесса, обеспечивающего интегративность. Образовательно-технологические - через объединение кафедр университета общими интегративными связями в контексте интегративно-модульного обучения, его дидактическое и методическое обеспечение, педагогический мониторинг уровня профессиональной подготовки учителей. Мотивационно-личностные - через интерес и мотивацию профессорско-преподавательского состава на создание методического обеспечения и реализацию ин-тегративно-модульного обучения будущих учителей, подготовку и активность студентов в модульном усвоении учебного материала. Названные условия и их соблюдение делают концепцию развивающей, тем самым обеспечивая ее целостность [18].
Для успешного внедрения интегративно-модуль-
ного обучения необходимо правильное руководство всей этой системой со стороны учебно-методического управления, которое должно скоординировать всю деятельность кафедр университета в области модульного построения учебного процесса, обеспечивающего ин-тегративность. Кафедры обеспечивают дидактическое и методическое обеспечение этого процесса, проводят педагогический мониторинг уровня подготовки будущих учителей. Обмен информацией по горизонталям и вертикалям между различными подразделениями систематически осуществляется через учебно-методическое управление университета. Результаты работы обсуждаются и принимаются решения по повышению эффективности применения методической системы интегратив-но-модульного обучения, отражаются в принимаемых постановлениях, которые через приказы и распоряжения доводятся до коллектива кафедры, каждого преподавателя и сотрудника.
Ключевым элементом всякой методической системы В.М. Монахов считает фактор управления системой, без которого она просто не сможет функционировать. Управленческий элемент методической системы позволяет решать учебно-методические задачи, а также определять технологию решения этих задач [20, 21].
Таким образом, названные механизмы и условия и их соблюдение делают методическую систему интегратив-но-модульного обучения будущих учителей развивающей, тем самым обеспечивая ее целостность.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов, сложной многогранной проблемы реализации методической системы на основе интегративно-модульного обучения в профессиональной подготовке учителей. Дальнейшими направлениями исследования могут быть: применение информационных технологий в проектировании и реализации методической системы интегративно-модульного обучения студентов; повышение роли профессорско-преподавательского состава вуза в проектировании и реализации задач интегратив-но-модульного обучения; мотивирование и активизация деятельности студентов при интегративно-модульном обучении.
Современный этап научно-технического прогресса характеризуется динамизмом идей и решений, междисциплинарным характером решаемых задач. Это предъявляет к выпускнику вуза новые требования. Высокая степень обновляемости знаний, внедрение современных форм обработки и хранения информации, широкое использование средств вычислительной техники требуют изменений в технологии педагогического труда, а, следовательно, изменений в содержании, формах и методах подготовки педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Насырова, Э.Ф. Интегративно-модульное обучение студентов университета. Омский научный вестник, 2010. № 4 (89). С. 168-171.
2. Шамова, Т.И. Управление образовательными процессами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. М.: Академия, 2002. 384 с.
3. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. Каунас, 1989. 271 с.
4. Никулина, Т.В. Интеграция содержания общеобразовательных программ подготовки учащихся системы начального профессионального образования : Автореф. дисс...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 27 с.
5. Насырова, Э.Ф. Интеграция научных знаний в профессиональной подготовке учителей технологии. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. № 4 (106). С. 76-78
6. Тюников, Ю.С. Систематика. / Ю.С. Тюников. Сочи: СГУТиКД, 2003. 190 с.
7. Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования / В.Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000. 83 с.
8. Тюнников, Ю.С. Политехнические основы подго-
товки рабочих широкого профиля / Ю.С. Тюников. М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
9. Насырова, Э.Ф. Концепция методической системы профессиональной подготовки учителей технологии на основе интегративно-модульного обучения. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2012. 140 с.
10. Краткий словарь современных понятий и терминов / под общ. ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. 510 с.
11. Afanasjev, W.G. Über Bertalanffys «organismische Konzeption» // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. Bd. 10. 1962. S. 1033-1040.
12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб.: СПбГУ, 1993. 63 с.
13. Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В.В. Краевский // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 77-82
14. Новиков, А.М. О законах педагогики / А.М. Новиков // Педагогика. 2011. № 3. С.3-7.
15. Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. докт... дисс. Москва, 1975. 32 с.
16. Стефанова, Г.П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике: Пособие для учителя. / Г.П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. 184 с.
17. Зеленко, Н.В. Взаимосвязь проектирования и самопроектирования методических компетенций в системе общетехнической и методической подготовки учителя технологии: дисс.доктора пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. Астрахань, 2006. 410 с.
18. Насырова Э.Ф. Методическая система интегра-тивно-модульного обучения в профессиональной подготовке учителей технологии. Сургут: Изд-во СурГУ, 2015. 280c.
19. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: «Соврем. слово», 2005. 720 с.
20. Монахов, В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами в высшей школе. Педагогика, 2011. № 6. С. 43-46.
21. Монахов, В.М., Ярыгин, А.Н., Коростелев, А.А., Васекин, С.В., Зелик, О.Н., Власов, Д.А., Никулина, Е.В., Грачев, О.Б. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии. Учебное пособие / Тольятти, 2004.