ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.145
РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Н.А. Ореховская
Аннотация. Автор анализирует модульный подход в системе образования. В статье проводится сравнение российского и зарубежного опыта. Представлены особенности и задачи модульного обучения, а также особо отмечается изменение роли и статуса преподавателя при модульном обучении. Целью модульного обучения, по мнению автора, является создание предпосылок для полноценного усвоения знаний. Также он призван сформировать конкретные умения, навыки, профессиональные и личностные качества, необходимые при строительстве успешной карьеры.
Ключевые слова: образование, образовательные модули, преподаватель, модульное обучение.
DIFFERENCES IN APPROACHES TO THE FORMATION
OF EDUCATIONAL MODULES
N. Orekhovskaya
Abstract. The author analyzes the modular approach in the education system. The article compares Russian and foreign experience. The features and tasks of modular training are presented, and the change in the role and status of the teacher with modular training is especially noted. The purpose of modular training, according to the author, is the creation of prerequisites for the full mastery of knowledge. Also, he is called upon to form specific skills, skills, professional and personal qualities necessary for building a successful career.
Keywords: education, educational modules, teacher, modular training.
Учебные программы осваиваемых дисциплин методично насыщаются новой и дополнительной информацией. Этот процесс является объективным фактором, существенно усложняющим освоение учащимися как некоторых тем, так и всего курса. Поэтому педагогическая наука приступила к разработке более совершенных технологий, которые позволили бы сделать труд преподавателя предельно эффективным.
Сегодня создаются методические приложения и пособия, помогающие педагогам группировать и подавать учебный материал таким образом, чтобы студент смог планомерно и качественно его усваивать. Эта схема взаимосвязи учащегося и преподавателя называется модульным обучением. Первоочередным аргументом в пользу этой системы в практике российского образования служит то, что модульный принцип дает возможность совместить в органическое целое все дисциплины - от фундаментальных теорий до прикладных наук.
Анализируя иностранную и отечественную научно-педагогическую литературу, становится ясно, что сама методика не столь молода. Она зародилась еще в конце 60-х - начале 70-х годов минувшего века. Одним из основателей этой теории считается Дж. Рассел. Ученый
представлял учебный модуль специальным обучающим пакетом, содержащим в себе и концептуальную единицу преподаваемого материала, и действия, предписываемые учащимся для его лучшего усвоения. «Модуль -блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [1]. Такое определение дала модулю известный исследователь в этой области - П.А. Юцявичене.
Целью модуля в роли структурной единицы учебной программы по отдельным дисциплинам является создание предпосылок для полноценного усвоения знаний. Также он призван сформировать конкретные умения, навыки, профессиональные и личностные качества, необходимые при строительстве успешной карьеры [2].
В список задач модульного обучения входят:
- рациональная организация деятельности студентов, направленной на получение профессиональных знаний, умений и навыков;
- стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
- создание условий для развития и раскрытия потенциала, творческих способностей и
мышления студентов, в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Жесткая структуризация учебной информации, а также ее содержания - это основа модульного обучения. С помощью этой методики создаются полные, логически завершенные блоки данных и действий. В каждом модуле содержатся определенные самостоятельные порции знаний, формирующие умения, необходимые для усвоения последующих обучающих блоков [3, с.124]. Чтобы получить четкое видение готовности студентов к постижению очередного модуля, рекомендуется проведение входного контроля знаний и навыков. Изучив текущий обучающий блок, учащиеся получают рекомендации педагога, касающиеся дальнейшей работы.
В наши дни существует два подхода к построению учебного модуля, и они принципиально отличаются друг от друга.
Так, в российских университетах предлагается замена устаревших курсов лекций (например, по общей социологии) новым учебным комплексом.
Обновленный цикл включает:
- занятия в аудитории - 4 - 6 часов;
- семинары - 8 - 10 часов;
- самостоятельная работа и консультации с куратором - 18 - 20 часов.
Важное условие - хорошо прописанные компетенции. Студент должен знать, чему ему необходимо научиться к окончанию очередного комплекса занятий по данному предмету [4].
Курс подразделяется на три модуля, соответствующих уровням социологии:
1. Общая теория. Обучающий блок раскрывает вопросы методологии, используемой в социологической науке. Он рассматривает фундаментальные знания о развитии мирового человеческого социума, изучает действие законов в различных областях жизни общества.
2. Частная социология. Обучающий модуль включает в себя исследование отдельных социальных сообществ и институтов. Он изучает социологию наций, экономики, труда, семьи.
3. Методология и теория определенных социологических исследований - отрасль прикладной социологии. Учебный модуль для этого уровня объясняет студентам, как на основе своих профессиональных интересов разработать программу и провести корректное социологическое исследование.
Схема модульного обучения частично задействована в системах образования Швеции и Великобритании. Характерные особенности методики в этих странах:
- законченность материала, внесенного в модуль;
- интеграция различных форм и подходов к обучению.
Нужный эффект выражается в достижении учащимся поставленных перед ним дидактических задач. Успех гарантирован за счет динамичности обучения. Она заключается в возможности свободно изменять
последовательность освоения элементов модулей. Особенность данной системы в европейских университетах в том, что учебный блок затрагивает не одну дисциплину, а учебные курсы нескольких смежных предметов.
В Германии модули состоят из трех уровней. На первом предусмотрено одно или двух семестровое обучение (продолжительность зависит от объема самого обучающего блока, а также от значимости, которая ему отводится в структуре образовательной программы).
1. Базовый уровень посвящен освоению одной-двух фундаментальных дисциплин, входящих в тематическое поле модуля.
2. Учебные курсы второго уровня больше ориентированы на доминирование таких дидактических приемов, как семинары, практические занятия, самостоятельные работы и курсовые. Лекция отходит на второй план.
3. Третий уровень характеризуется меняющейся структурой дисциплин. В нем отражается содержание научных изысканий, проводимых на текущий момент и подходящих модулю по тематике [5, с.28].
Продвигаясь от учебных блоков низших уровней к высшим, студент осуществляет целенаправленное, осознанное движение от фундаментальных, систематических,
преимущественно лекционных знаний к специальным, прикладным и семинарским курсам.
Нет лучшего способа реализовать личностно ориентированный педагогический процесс, чем воспользоваться плюсами модульного обучения. Преимущества - в строгом содержании учебного материала, алгоритмизации учебы, а также в четких требованиях к знаниям и способам их освоения.
Ведущие принципы модульного обучения - это:
1. Построение обучения на базе отдельных функциональных узлов-модулей. Предназначение каждого - достижение конкретных целей.
2. Структурированность учебного материала, представленного в рамках модуля в виде единого целого. Это нужно для решения интегрированных целей.
3. Динамичность модульного содержимого. Оно может изменяться в зависимости от социального заказа. Этот принцип позволяет разбираться с противоречиями между
стабильным содержанием учебных пособий и изменяющейся частью материала.
4. Эффективность. Цели модульного обучения формулируются в терминах способов действий и деятельности. Преподнесение знаний строится на базе проблематичности их усвоения.
5. Структурная гибкость модуля. Она обеспечивает легкость приспособляемости содержания курса к индивидуальным особенностям студентов.
6. Осознаваемая перспектива. Учащемуся на каждом этапе программы индивидуального обучения назначается дидактическая комплексная цель, которую он воспринимает как ожидаемый и лично для него значимый результат.
7. Разностороннее методическое консультирование плюс паритетность отношений между педагогом и студентом.
Роль и статус преподавателя при модульном обучении принципиально меняются. Педагог выступает в качестве тренера или консультанта, помогающего учащимся строить траекторию собственного развития. Учитель больше не является носителем готовых знаний, он стал навигатором в море самообразования. Студенты включаются в процесс самостоятельного добывания информации, выстраивания запросов на свое образование и поиска ответов на них.
Главная консультационно-координирующая функция преподавателя - вычерчивание индивидуального подхода к каждому подопечному. Он снимает с себя чисто информационные обязанности, делегирует некоторые управленческие функции модульной программе и создает студенту возможности для
самоуправления [6]. Педагог задает учащимся нужный темп. Нагружает их разнообразными креативными заданиями, предполагающими самостоятельное изучение тематической литературы, работу парами и группами. Преподаватель должен дифференцировать материал - привести его в форму, максимально пригодную для эффективного усвоения.
Так как трансформировались функции педагога, изменились и технологии его подготовки. Сверхзадача современного учителя заключается не в доходчивом объяснении материала, а в управлении деятельностью студентов. Необходимо отметить, что многим прекрасным преподавателям с приличным стажем и высокой репутацией отойти от устаревшей версии подачи материала достаточно сложно. Им приходится преодолевать серьезную психологическую проблему. Педагоги старой школы больше привыкли к роли диктаторов, нежели терпеливых, чутких, внимательных наставников, уважающих личность и всегда готовых предложить свою помощь.
В виде заключения можно отметить, что модульное преподавание материала позволяет реализовывать самые разнообразные концепции. Преподаватель имеет возможность выстроить образовательный процесс так, чтобы он идеально подходил профилю факультета. При этом традиционное для нашей страны поле академического образования, которое в структуре модуля обеспечивается идеальным балансом между фундаментальными и прикладными курсами, сохраняется.
1. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. - 219 с.
2. Блохин Н.В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н. В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.
3. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера / Ю.Ф. Тимофеева // Высшее образование в России. - 1999. -№ 4. - С. 119-125.
4. Суворова Г.М. Модульное обучение как технология
Литература:
[Электронный ресурс] / Г.М. Суворова // Информационная «копилка» опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания. - Режим доступа: Шр://Шс-gw.edu.yar.ru
5. Родина В.В. Опыт разработки модульно-блочной системы обучения: сб. трудов. научно-методич. конф. Ставропольской госсельхоз академии / В.В. Родина. -Ставрополь, 2005. - №> 58. - С. 28-29.
6. Конышева А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов / А.В. Конышева // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. -С. 18-25.
Сведения об авторе:
Ореховская Наталья Анатольевна (Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: orehovskaya@yandex.ru
Data about the author:
N. Orekhovskaya (Moscow, Russia), Ph.D., Associate Professor, Department of Sociology Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: orehovskaya@yandex.ru