Механизмы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе*
Б.Е. Шишков директор федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» (ФГБУ «ФАПРИД»), кандидат технических наук (г. Москва)
Борис Евгеньевич Шишков, [email protected]
Современные реалии в развитии оборонно-промышленного комплекса (далее также - ОПК) нашей страны ставят такие задачи, для решения которых требуется внедрение новых или адаптация уже действующих финансово-экономических и организационных механизмов. В числе важнейших задач - оперативное импортозаме-щение технологий, которые до сих пор поставлялись из-за рубежа; разработка новых, а также модернизация существующих вооружения и военной техники как в целях повышения обороноспособности страны, так и в целях реализации договоренностей в рамках военно-технического сотрудничества.
Очевидно, что все это требует выполнения масштабных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), а результаты интеллектуальной деятельности (далее также - РИД) должны быть объектом правовой охраны.
Существенно меняются не только задачи, но и условия развития оборонно-промышленного комплекса. Вялый рост глобальной экономики и введение западными странами санкций против России тормозят рост ВВП и поступлений в бюджет. Ужесточается контроль над использованием бюджетных средств. При этом, поскольку доминирующие позиции в промышленности, как
и в экономике в целом, занимают частные компании, возникают возможность и целесообразность в определенных случаях использовать внебюджетное финансирование и механизмы государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП) для реализации проектов ОПК. Более того, упрощение процесса создания новых производств в ОПК, в том числе посредством использования механизмов ГЧП, - одно из важных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, которое должно осуществляться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».
При грамотном выборе модели ГЧП, правильной организации проекта и квалифицированном экспертном сопровождении использование этих механизмов позволяет на долговременной основе разделить финансовые и технологические риски, объединить сильные стороны и компетенции партнеров, значительно увеличить объем РИД. Все это - при соблюдении государственных интересов и осуществлении надлежащей правовой охраны РИД.
Первую публикацию материала статьи см.: журнал «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность». 2015. № 2. С. 4-13.
*
Опыта реализации ГЧП-проектов в России пока немного, хотя в гражданских отраслях экономики для этого уже создана вполне солидная нормативная правовая база. На достаточном для использования механизмов государственно-частного партнерства уровне находится правовое регулирование статуса публичных субъектов как участников ГЧП, а также нормативное регулирование контрактных форм ГЧП. Проделана большая работа по развитию нормативной базы, касающейся управления интеллектуальной собственностью. В первом чтении принят проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Разработан большой набор типовых концессионных соглашений для разных отраслей экономики (за исключением ОПК).
Вместе с тем уже готовится закон «О государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны». Военно-промышленная комиссия одобрила Концепцию применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, а Министерством промышленности и торговли Российской Федерации составлен план по ее реализации. Также Военно-промышленной комиссией утверждены Правила разработки (модернизации) вооружений и военной техники за счет средств организаций и частных инвесторов. Центром развития государственно-частного партнерства выпущено краткое руководство «Государственно-частное партнерство -эффективный инструмент повышения обороноспособности страны» 1.
Тем не менее, как справедливо отметил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г. Никитин, о государственно-частном партнер-
стве в ОПК «много говорится на разных уровнях», однако «реальных действий пока мало» 2.
По мнению автора настоящей статьи, в стране в основном уже сложились условия для того, чтобы в некоторых конкретных проектах оборонно-промышленного комплекса использовались механизмы ГЧП, ранее опробованные в иных сферах экономики. И сделать это можно, не дожидаясь, пока закон «О государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны» окончательно пройдет все необходимые стадии согласования и одобрения. Представляется, что реализация проектов в ОПК возможна при внесении незначительных изменений и дополнений в уже действующую нормативную базу ГЧП.
Однако привлечь бизнес к участию в проектах ГЧП (как и в любой иной сфере) можно только при условии выработки понятного, четко выстроенного и надежного в долгосрочном плане механизма возврата вложенных внебюджетных средств и получения прибыли.
По оценке В.Г. Варнавского, в Российской Федерации используются следующие основные формы ГЧП:
• государственные контракты с инвестиционными обязательствами;
• участие в капитале;
• концессионные соглашения (концессии);
• соглашения о разделе продукции;
• контракты, сочетающие различные виды работ и отношений собственности 3.
Государственные контракты с инвестиционными обязательствами
С одной стороны, в федеральных законах от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ
1 См.: Государственно-частное партнерство в России // ГЧП-инфо. 2013. № 2. С. 31-37.
2 Там же.
3 См.: Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. М. : ГУ-ВШЭ, 2010.
«О государственном оборонном заказе» и от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» отсутствует прямое указание на использование механизмов государственно-частного партнерства. С другой стороны, в указанных законах упоминается возможность привлечения внебюджетных источников для удовлетворения федеральных нужд, в том числе для выполнения государственного оборонного заказа. Следовательно, не исключается сочетание государственного и частного финансирования проектов. По мнению автора настоящей статьи, такая форма ГЧП требует серьезной нормативной доработки и пока не может быть использована в целях управления результатами интеллектуальной деятельности.
Участие в капитале
ему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное (ст. 1229 ГК РФ).
Доходы от совместного распоряжения исключительным правом на РИД распределяются в равных долях. Это не всегда соответствует интересам частного инвестора, поскольку обычно именно на него ложится основная нагрузка по вводу РИД в экономический оборот.
Таким образом, государственно-частное партнерство в форме совместного участия в капитале накладывает определенные ограничения на самостоятельное использование частным партнером полученных РИД. В некоторых случаях именно это может служить причиной для отказа потенциальных бизнес-партнеров участвовать в ГЧП-проекте. Весьма важным условием при этом является юридическая чистота проекта ГЧП.
Создание акционерных обществ - наиболее испытанная на практике модель взаимодействия различных участников хозяйственной деятельности. В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций и не отвечают по обязательствам общества.
Важно, что в этой форме ГЧП государство может постоянно иметь своих представителей в обществе с правом голоса в объеме прав, соответствующих количеству акций. Следовательно, государство может и непосредственно влиять на административно-хозяйственную деятельность акционерного общества (что, как показывает практика, далеко не всегда положительно сказывается на ее результатах).
В соответствии с изменениями части четвертой ГК РФ, вступившими в силу с 1 октября 2014 года, если исключительное право на РИД принадлежит нескольким лицам совместно, то каждый из правообладателей может использовать такой результат по сво-
Концессионные соглашения
Эту модель ГЧП целесообразно использовать в проектах, цель которых - осуществление НИОКТР по модернизации существующих образцов вооружений и военной техники. В таких случаях имеется единая технология (сложный объект), передаваемая в концессию и состоящая из РИД, часть которых является интеллектуальной собственностью. Соответственно, требуется принятие решений о дальнейшем использовании объектов после их модернизации.
Следует учитывать, что современная редакция Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) не рассматривает единые технологии и РИД военного, специального и двойного назначения в качестве объекта соглашения. Автором настоящей статьи предлагается внести дополнение в закон, включив подобные объекты в его перечень.
Предположим, что такие изменения уже осуществлены, и попробуем в общих чертах спрогнозировать действия по подготовке и
реализации гипотетического проекта ГЧП в форме концессии на основе контракта жизненного цикла. В этом случае предприятие вступает в концессию с публичным партнером на весь период разработки, проектирования, создания опытного образца, пуска серии, использования, обслуживания и утилизации.
Согласно статье 11 Закона о концессионных соглашениях исключительные права на РИД, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, то есть государству, если иное не установлено концессионным соглашением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» в редакции от 12 декабря 2012 года (далее - Постановление Правительства № 1132) устанавливается, что права на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если до вступления в силу этого постановления они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной 4.
Дальнейшее управление правами осуществляют государственные заказчики в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и
4 См. ияи http://base.garant.rU/179469/#block_14
двойного назначения» (далее - Постановление Правительства № 233). Этим документом определено, что решение о правовой охране и дальнейшем использовании полученных РИД принимает государственный заказчик. Однако все необходимые действия по оформлению прав приходится оплачивать исполнителю за счет собственных средств. Какие-либо бюджетные средства для этого исполнитель не получает. И для многих исполнителей это является проблемой.
В связи с этим автором настоящей статьи предлагается в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» (далее - Постановление Правительства № 342) предусматривать в контракте на выполнение НИОКТР условия об осуществлении расходов по обеспечению правовой охраны результатов научно-технической деятельности. Это значительно увеличит возможности государства при подготовке проектов ГЧП.
Согласно Постановлению Правительства № 233 государственный заказчик не реже одного раза в год, то есть в принципе сразу после оформления прав на РИД, имеет возможность в рамках ГЧП распорядиться ими одним из следующих способов:
• права могут быть отчуждены частному инвестору на часть срока их действия или на весь срок;
• права могут быть предоставлены частному инвестору для использования на основе лицензионного договора.
При определении условий государственных контрактов государственные заказчики должны руководствоваться требованиями Постановления Правительства № 342. Как указано в этом документе, государственные контракты должны, в частности, предусматривать следующие условия:
«а) о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау):
• ...по решению государственного заказчика совместно за Российской Федерацией и организацией, выполняющей научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (исполнителем), - если данные результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства;
• за исполнителем на условиях, определяемых государственным контрактом, - в иных случаях».
Другими словами, на начальном этапе подготовки проекта ГЧП необходимо экспертным путем проработать вопрос о связи его потенциальных результатов с обеспечением обороны и безопасности государства. Уже на этом этапе разработчику необходимо готовить рекламный паспорт на вновь создаваемые (модернизируемые) образцы вооружения и военной техники и в установленном министром обороны порядке 5, утверждать и передавать рекламный паспорт в работу государственному посреднику («Рособоронэкспорт») для проведения маркетинговых мероприятий.
Из изложенного можно сделать общий вывод о том, что концессионные соглашения в принципе могли бы применяться для реализации проектов в сфере ОПК и быть привлекательными для частных инвесторов. У государства же появилась бы возможность, не привлекая бюджетные средства, получать новые знания и упростить создание новых производств для выпуска продукции военного назначения. Безуслов-
но, для этого необходимо создать определенные условия, в том числе следующие:
1) внести изменения в статью 4 Закона о концессионных соглашениях, включив в него новый объект концессионного соглашения, а именно «единые технологии и результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»;
2) разработать типовое концессионное соглашение для объектов ОПК, определяющее:
а) порядок распределения расходов по оформлению прав на РИД между государством и бизнесом;
б) механизм отчуждения исключительных прав от государства частному инвестору и обратно;
в) дальнейшее использование РИД;
3) определить, какое государственное учреждение будет выполнять следующие функции:
• создание рынка и оформление портфеля проектов ГЧП в ОПК, разработка конкурсных процедур по привлечению исполнителей НИОКТР;
• разработка документации, необходимой для создания партнерства и передачи объектов исключительных прав в концессию;
• проведение маркетинговых и патентных исследований на зарубежных рынках, осуществление консультирования по вопросам зарубежного патентования);
• обеспечение интересов государства в ходе реализации проекта ГЧП;
• проведение мониторинга исполнения обязательств и соблюдения прав частного партнера, при необходимости оказание ему помощи;
4) обеспечить разработчикам и потенциальным инвесторам оперативный доступ к базе РИД, полученных ранее. Такая база
5 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008 года № 300 «О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам» (в редакции от 30 октября 2010 года).
должна содержать объем информации, достаточный для принятия решения инвестором (разработчиком) о возможности дальнейшего использования внесенных в нее РИД (этот вопрос особенно важен, поэтому требует более детальных разъяснений и будет рассмотрен далее).
Отметим, что ФГБУ «ФАПРИД» имеет 16-летний опыт защиты интересов государства при вводе в экономический оборот РИД военного, специального и двойного назначения. Сегодня «ФАПРИД» обеспечивает интересы государства при выполнении предприятиями обязательств по лицензионным договорам, заключенным до вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1292 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В настоящее время на долю договоров о совместном (государство и разработчик) зарубежном патентовании, в которых со стороны государства участвует ФГБУ, приходится около 5 процентов от общего количества зарубежных патентов, полученных всеми российскими организациями. «ФАПРИД» является оператором Федеральной государственной информационной системы учета результатов научно-исследовательских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
Следует еще раз подчеркнуть, что для применения механизма концессии в рамках государственно-частного партнерства в ОПК необходимо внести в перечень объектов концессионного соглашения особый объект - РИД военного, специального и двойного назначения, а также определить государственное учреждение, осуществляющее функции сопровождения проектов ГЧП в ОПК.
Также необходимо учитывать, что не менее важно создать нормативно закрепленный механизм замещения средств бюджета средствами частных лиц при проектировании, создании и эксплуатации объектов государственной собственности. А это,
в свою очередь, потребует дополнения и изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Соглашение о разделе продукции
Такая форма ГЧП, как соглашение о разделе продукции, отчасти похожа на модель концессионного соглашения, но в то же время эти формы имеют ряд принципиальных отличий.
По соглашению о разделе продукции (далее - СРП) частному партнеру может принадлежать (или быть передана) только некоторая часть исключительных прав на РИД, полученные при осуществлении НИОКТР. В концессии же концессионеру должен принадлежать такой объем исключительных прав, который при необходимости (например в случае нарушения интересов частного инвестора) позволил бы ему влиять на производство образцов вооружений и военной техники.
До сих пор РИД военного, специального и двойного назначения никогда не были объектом соглашений о разделе продукции. В нашей стране в подавляющем большинстве случаев СРП использовались в сфере поиска, разведки и добычи сырья. В принципе эту форму ГЧП можно было бы использовать при разработке новых образцов вооружения и военной техники. Однако объем действующих типовых документов, которые требуют доработки, значительно больше того, который необходим для применения концессионных соглашений.
Контракты, сочетающие различные виды работ и отношений собственности
Такие формы партнерства, по мнению автора настоящей статьи, наиболее приме-
нимы, когда речь идет о создании новых образцов вооружений и военной техники, что называется, с нуля. Существует несколько схем взаимодействия государства и бизнеса в таких проектах (далее приведены наиболее часто применяемые в мировой практике схемы).
Необходимо отметить, что в России накоплен определенный опыт взаимодействия частного инвестора и органов государственного и муниципального управления по модели «создание - владение - аренда - передача» в строительной отрасли 6. Создана и успешно функционирует государственная корпорация «Ростех», целью деятельности которой является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций -разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс 7.
Об успешной реализации иных моделей ГЧП в России автору статьи неизвестно. Иногда к числу проектов ГЧП в нашей стране относят передачу в аренду частному оператору государственного имущества на определенный срок. Однако реальный проект ГЧП обязательно предполагает разделение расходов и рисков между сторонами.
Представляется, что указанные далее модели государственно-частного партнерства можно было бы использовать в России в целях реализации проектов в ОПК при необходимой проработке типовой документации, согласующейся с действующей нормативной правовой базой.
Разработка - владение - управление -передача (по общепринятой международ-
ной классификации сокращенно - ВООТ, от англ. build - own - operate - transfer).
При использовании этой модели частный инвестор может одновременно быть разработчиком. В этом случае он разрабатывает единую технологию (сложный объект), привлекая как собственные, так и заемные средства. Исключительные права на РИД частный инвестор оформляет на себя. Он производит сложный объект самостоятельно или предоставляет право производства другим производителям на основе лицензионного договора. Государство организует реализацию новых образцов вооружений и военной техники (далее - ВВТ).
По окончании срока действия контракта инвестор возвращает затраченные в ходе разработки средства с прибылью и передает исключительные права государству. Возврат вложенных средств происходит за счет получения роялти и (или) доходов от реализации.
Разновидностью этой модели ГЧП является модель «разработка - владение -управление» (по международной классификации сокращенно - ВОО). Согласно этой модели по окончании срока действия контракта частный партнер не передает государству исключительные права на РИД, оставаясь их владельцем до истечения срока действия охранных документов или раскрытия секрета производства.
Разработка - управление - передача (по международной классификации сокращенно - ВОТ). Частный инвестор (разработчик) привлекает собственные и заемные средства, разрабатывает новый образец ВВТ. Исключительные права на РИД оформляются на государство. Частный партнер осуществляет производство на основе лицензионного договора. Государство организует реализацию нового ВВТ, производимого частным партнером. Возмещение частных
6 См. сайт «Государственно-частное партнерство в России» Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». 111^: http://www.pppinrussia.ru/main/metodicheskie_materiali/organizatsiya_proekta_gchp/bolt
7 Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
инвестиций происходит за счет доходов от реализации продукции. Государство получает роялти.
Разработка - передача - управление (по международной классификации сокращенно - ВТО). Частный инвестор (разработчик), привлекая собственные и заемные средства, разрабатывает новый образец ВВТ. Исключительные права на полученные РИД оформляются на государство, которое может организовать производство на любом предприятии или на основе кооперации группы предприятий. Государство организует реализацию вновь созданных ВВТ и получает роялти. Частному инвестору возмещается его доля расходов по проекту и выплачивается оговоренная контрактом прибыль.
Совершенствование автоматизированной информационной системы учета результатов интеллектуальной деятельности
Важное значение в организации проектов ГЧП имеет доступ потенциальных инвесторов и разработчиков к информации о РИД, полученных ранее. В настоящее время ФГБУ «ФАПРИД» осуществляет модернизацию федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система учета результатов интеллектуальной деятельности» (далее - ФГИС «АИС учета РИД»).
Главные цели проводимой модернизации:
1) привести ФГИС «АИС учета РИД» в соответствие с требованиями действующей нормативной базы;
2) повысить эффективность информационного обеспечения деятельности исполнителей работ, в том числе частных инвесторов, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Фонда перспективных исследований.
Чтобы увеличить масштабы использования РИД в гражданско-правовом обороте, необходимо следующее:
• расширить сервисы и состав входной и выходной информации;
• автоматизировать процедуры интеграции информационных ресурсов и предоставления сведений, содержащихся в Едином реестре РИД военного, специального и двойного назначения (далее - РИД ВСДН) во взаимодействующие федеральные и ведомственные системы;
• унифицировать эксплуатируемые программные комплексы.
К настоящему времени уже предприняты некоторые важные шаги для совершенствования ФГИС «АИС учета РИД».
Изменен основной нормативный документ, регулирующий процесс учета результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения - вышла в свет новая редакция постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения». В соответствии с обновленной редакцией учету подлежат все РИД и единые технологии военного, специального и двойного назначения, созданные в ходе НИОКТР или приобретенные для государственных заказчиков в целях обеспечения государственных нужд. Ранее учет был обязателен только для тех РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1132 [8] ФГБУ «ФАПРИД» осуществляет комплекс работ по техническому и информационно-аналитическому обеспечению полномочий Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) по ведению Единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации. Разработано и согласовано с Роспатентом техническое задание по модернизации ФГИС «АИС учета РИД».
В настоящее время в этом реестре зарегистрировано более 22 000 РИД ВСДН, о чем выданы соответствующие регистрационные свидетельства. Предполагается сопряжение АИС с государственной автоматизированной системой гособоронзаказа.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 [1] разработан план создания Единой информационной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ВСДН, а также конструкторской документации на продукцию военного назначения для их использования при создании инновационной продукции двойного и гражданского назначения. В соответствии с разработанными «ФАПРИД» методическими рекомендациями по ведению единого реестра предполагается осуществить следующее:
• сформировать и поддерживать сводный каталог разделов Единого реестра РИД ВСДН на базе программно-технического комплекса «ФАПРИД», содержащего основные сведения распределенных баз данных государственных заказчиков;
• осуществлять информационное обеспечение, связанное с правовой защитой интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
• организовать информационно-аналитическое обеспечение заинтересованных в использовании РИД ВСДН лиц при создании военной техники и вооружений, а также их передачи в гражданский сектор экономики на основе данных интегрированного реестра Роспатента и разделов единого реестра государственных заказчиков;
• обеспечивать сопряжение на уровне интерфейсных файлов с иными государственными информационными системами.
Таким образом, в настоящее время создаются необходимые условия для обеспе-
чения потенциальных частных инвесторов информацией для принятия решения об участии в проектах ГЧП в ОПК.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1.О реализации планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603.
2. Государственно-частное партнерство в России // ГЧП-инфо. 2013. № 2.
3. О государственном оборонном заказе : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ : в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года.
4. О поставках продукции для федеральных государственных нужд : Федеральный закон от 1 3 декабря 1 994 года № 60-ФЗ : в редакции Федерального закона от 20 апреля 2014 года.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 1 8 декабря 2006 года № 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. О концессионных соглашениях : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.
8. О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 : в редакции постановления от 12 декабря 2012 года. URL: http://base. garant.ru/179469/#block_14
9. Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управ-
ления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233.
10. О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 342.
11. О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам : приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008 года № 300 : в редакции приказа от 30 октября 2010 года.
12. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1292.
13. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд :
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ : в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года.
14. Сайт «Государственно-частное партнерство в России» Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». URL: http://www.pppinrussia.ru/main/ metodicheskie_materiali/organizatsiya_proek ta_gchp/bolt
15. О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» : Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ.
16. О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года № 131 : в редакции постановления от 20 мая 2014 года.
17. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. М. : ГУ-ВШЭ, 2010.
ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ
IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях»*
26 ноября 2015 года, Москва
26 ноября 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - ТПП РФ, Палата) прошла IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях». Мероприятие посетили 374 участника, в том числе из регионов России и стран СНГ, - представители органов государственной власти, общественных организаций, научных и образовательных учреждений, специалистов по вопросам антикризисного управления, представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражные управляющие, представители ассоциаций российских и региональных банков России, операторы электронных торговых площадок, организаторы и участники торгов, члены Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и иные заинтересованные лица.
Деловая программа была открыта пленарным заседанием, модератором которого выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он напомнил, что в составе Комитета ТПП РФ по
__Продолжение на с. 109
Информация предоставлена ответственным секретарем подкомитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по антикризисному управлению Воробьёвой Е.Э.
* * *
*