Научная статья на тему 'Механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС'

Механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / импорт / нетарифное регулирование / механизм совершенствования / EAEU / import / non-tariff regulation / mechanism of improvement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясов Петр Владимирович

Статья направлена на изучение необходимости совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС. Необходимость вызвана усилением протекционизма и санкционной конфронтации. В этих условиях совершенствование механизмов регулирования торговли представляется актуальным вопросом для достижения внешнеэкономических целей интеграции. Обосновывается необходимость введения механизма совершенствования и определяются его ключевые компоненты. Цель механизма заключается в достижении сбалансированного подхода к регулированию нетарифных мер в отношении импорта ЕАЭС. Рассматриваются элементы механизма, выделяются его задачи, функции и эффекты. Оценивается возможность улучшить импорт: повысить безопасность и качество импортируемых товаров, сократить существующий ряд барьеров и препятствий, которые могут оказывать влияние на объемы и качество импорта в ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism for Improving Non-Tariff Regulation of EAEU Imports

The article examines the need to improve non-tariff regulation of imports in the EAEU. The need is caused by increased protectionism and sanctions confrontation. Under these conditions, the improvement of trade regulation mechanisms seems to be an urgent issue for achieving foreign economic integration goals. The necessity of introducing an improvement mechanism is substantiated and its key components are determined. Thе purpose of the mechanism is to achieve a balanced approach to the regulation of non-tariff measures in respect of EAEU imports. The elements of the mechanism are considered; its tasks, functions and effects are highlighted. The opportunity to improve imports is assessed: to improve the safety and quality of imported goods; to reduce the existing number of barriers and obstacles that may affect the volume and quality of imports to the EAEU.

Текст научной работы на тему «Механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС»

Механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС

(620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29) - ведущий экономист; E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья направлена на изучение необходимости совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС. Необходимость вызвана усилением протекционизма и санк-ционной конфронтации. В этих условиях совершенствование механизмов регулирования торговли представляется актуальным вопросом для достижения внешнеэкономических целей интеграции. Обосновывается необходимость введения механизма совершенствования и определяются его ключевые компоненты. Цель механизма заключается в достижении сбалансированного подхода к регулированию нетарифных мер в отношении импорта ЕАЭС. Рассматриваются элементы механизма, выделяются его задачи, функции и эффекты. Оценивается возможность улучшить импорт: повысить безопасность и качество импортируемых товаров, сократить существующий ряд барьеров и препятствий, которые могут оказывать влияние на объемы и качество импорта в ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, импорт, нетарифное регулирование, механизм совершенствования.

Mechanism for Improving Non-Tariff Regulation of EAEU Imports Petr Vladimirovich IL YASOV,

Institute of Economics, the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg)

(620014, Russia, Yekaterinburg,Moskovskaya St., 29) - Leading economist, E-mail: [email protected]

The article examines the need to improve non-tariff regulation of imports in the EAEU. The need is caused by increased protectionism and sanctions confrontation. Under these conditions, the improvement of trade regulation mechanisms seems to be an urgent issue for achieving foreign economic integration goals. The necessity of introducing an improvement mechanism is substantiated and its key components are determined. The purpose of the mechanism is to achieve a balanced approach to the regulation of non-tariff measures in respect of EAEU imports. The elements of the mechanism are considered; its tasks, functions and effects are highlighted. The opportunity to improve imports is assessed: to improve the safety and quality of imported goods; to reduce the existing number of barriers and obstacles that may affect the volume and quality of imports to the EAEU.

Keywords: EAEU, import, non-tariff regulation, mechanism of improvement.

Петр Владимирович ИЛЬЯСОВ,

Институт экономики УрО РАН

УДК:339.562; ББК:65.428; JEL:F10 DOI: 10.24412/2072-8042-2023-9-54-72

Abstract

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

ВВЕДЕНИЕ

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является региональным интеграционным объединением, основная цель которого - формирование общих экономических процессов, в том числе торговых. Нетарифные меры (НТМ) являются инструментом внешнеторговой политики для ограничения или стимулирования импорта товаров. В ЕАЭС, как и в других интеграционных объединениях, например НАФТА и АСЕАН, нетарифные меры играют особую роль в связи с реализацией совместной экономической политики и снижением импортных рисков1. НТМ влияют на конъюнктуру рынка как для импортеров, так и для экспортеров. НТМ охватывают широкий спектр инструментов, которые могут быть ограничительными или стимулирующими.

В условиях усиления протекционизма и санкционной конфронтации совершенствование механизмов торгового регулирования представляется актуальным вопросом для достижения целей интеграции. Под влиянием динамичности и нестабильности мировой экономической конъюнктуры2 возникают новые проблемы и вызовы, которые требуют пересмотра и улучшения нетарифного регулирования. Введение механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС является необходимой мерой, которая может существенно улучшить импортные торговые потоки, повысить безопасность и качество импортируемых товаров. Это позволит сократить долю сертификационных и контрольных мер, проводимых государственными органами. Одновременно участники ВЭД смогут сократить расходы на соблюдение соответствия продукции требованиям НТМ. Также введение механизма позволит сократить существующий ряд барьеров и препятствий, которые могут оказывать влияние на объемы и качество импорта в страны ЕАЭС.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕАЭС

Вопрос совершенствования нетарифного регулирования имеет крайне ограниченное освещение в отечественной научной литературе. Так, например, Джураев А. в исследовании отмечает особенности нетарифного регулирования внешней торговли России и среди основных проблем в механизме нетарифного регулирования выделяет два негативных обстоятельства: длительный срок рассмотрения изменений и небольшое количество изменений по сравнению с необходимыми. Однако Джураев А. рассматривал нетарифное регулирование на начальных этапах формирования таможенного союза. С того времени механизм нетарифного регулирования в ЕАЭС уже претерпел значительные изменения и необходимость совершенствования нетарифного регулирования ЕАЭС обуславливается новыми дополнительными факторами.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

55 ^

Необходимость введения механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС обусловливается следующими факторами:

1. Уравновешивание социально-экономических и экологических целей. При повышенном внимании к социальному обеспечению, общественному здравоохранению и окружающей среде нетарифные меры защищают граждан ЕАЭС от потенциальных негативных последствий свободной торговли. Совершенствуя механизм нетарифного регулирования, ЕАЭС может создать и сбалансировать свой локальный рынок с ростом торговли со свойственными ему ценностями и пониманием экологической устойчивости3.

2. Обеспечение разумного соответствия международным стандартам: торговые партнеры ЕАЭС постоянно пересматривают свои стандарты и требования. Таким образом, для ЕАЭС важно поддерживать адаптивный механизм нетарифного регулирования импорта, чтобы обеспечить соответствие международным нормам, однако, не в ущерб своим интересам.

3. Повышение предсказуемости и прозрачности рынка: обновляя механизм нетарифного регулирования, ЕАЭС может повысить прозрачность процесса, тем самым привлекая иностранных поставщиков более свободным доступом к евразийскому рынку. Это улучшение дает предприятиям возможность быстрее адаптироваться к меняющимся условиям.

4. Устранение технических барьеров в торговле или протекционистских мер. Эффективный механизм нетарифного регулирования может помочь ЕАЭС избежать риска протекционистских мер со стороны его членов4. Создание справедливой торговой среды предотвращает искажения и позволяет более эффективно распределять ресурсы между торговыми партнерами.

5. Адекватное изменение структуры НТМ, в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и условиями международной торговли. Например, исследование ЕЭК ООН о влиянии нетарифных мер, вызванных СОУГО-19 показывает, что НТМ не используются в полной мере из-за ограниченного применения мер по упрощению процедур торговли5.

Предлагаемая структура механизма совершенствования представлена на рисунке 1.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

Рис. 1 - Структура механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС

Fig. 1 - Structure of the mechanism for improving non-tariff regulation of EAEU imports

Цель механизма - достижение сбалансированного подхода к регулированию импортных НТМ в ЕАЭС. Таким образом, предложенный механизм направлен на выполнение нескольких задач, в том числе: 1. Классификация и категорирование НТМ по силе и направлению их воздействия на импорт/ 2. Выявление конкретных НТМ, оказывающих ограничительное воздействие на импорт; 3. Исследование возможного ущерба качеству ввозимых товаров из-за снятия НТМ; 4. Сравнение влияния одного и того же вида НТМ на разные коды ТН ВЭД для определения возможности сужения перечня товаров, подпадающих под данную меру.

Механизм состоит из следующих элементов: Классификация и категоризация НТМ; Анализ воздействия НТМ; Оценка качества импортируемых товаров; Сравнение влияния НТМ на товарном уровне.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ НТМ

Выявление и классификация НТМ по-прежнему представляет собой сложную задачу из-за ограниченных данных: полнота, диверсификация, отсутствие точности, размерность, измерение времени6. Отделить информирующие потребителя мотивы НТМ от протекционистских мотивов сложно, поскольку наличие и интенсивность НТМ, вероятно, будут зависеть от объемов импорта7. Механизм совершенствования позволяет разделить НТМ, применяемые в ЕАЭС, на классы и категории в зависимости от их целей и их влияния на торговлю.

Классификация НТМ в ЕАЭС преследует четыре широкие цели: защиту здоровья и безопасности человека, животных и растений; защиту окружающей среды; защиту прав потребителей; защиту национальных экономических интересов и поддержание общественной и культурной безопасности. Эти цели составляют основу для классификации НТМ, которые далее подразделяются на две категории: способствующие меры и ограничительные меры.

Способствующие меры - это меры, направленные на поддержку упомянутых выше целей без создания излишних барьеров для торговли. Примеры способствующих мер в ЕАЭС включают требования к маркировке экологически чистой продукции, а также санитарно-гигиенические нормы для импортируемых продуктов питания и других товаров8.

Ограничительные меры предназначены для ограничения торговли и часто приводят к дополнительным расходам для импортеров. Эти меры могут быть реализованы для защиты отечественной промышленности или для решения других политических задач9. Примеры ограничительных мер в ЕАЭС включают запреты на ввоз отдельных материалов или продукции, которые считаются вредными для окружающей среды, а также ограничения на ввоз товаров, не соответствующих определенным санитарно-гигиеническим нормам10.

С точки зрения воздействия на торговлю НТМ можно классифицировать как технические или нетехнические. К техническим мерам относятся стандарты продукции, требования к испытаниям и сертификации, а также правила маркировки11. Эти меры могут быть особенно обременительными для малых и средних предприятий, у которых недостаточно ресурсов для их соблюдения. Нетехнические меры включают ограничительные квоты, лицензионные требования12 и политику государственных закупок13.

В целом категоризация и классификация НТМ в механизме призваны сбалансировать необходимость торговой защиты с необходимостью минимизировать негативное влияние НТМ на экономический рост и развитие. Благодаря правильной категоризации и классификации НТМ, торговая политика в ЕАЭС может обеспечить эффективность этих мер для достижения их мотивов и целей, не создавая излишних барьеров в торговле.

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ НТМ НА ОБЪЕМ ИМПОРТА

Основной целью введения НТМ является защита потребителей от некачественной продукции. Тем не менее, НТМ могут препятствовать импорту товаров и использоваться как средство защиты от импорта, в том числе для противодействия демпингу и субсидированию14.

Одним из видов НТМ является оценка соответствия техническим регламентам и стандартам. Эта мера имеет целью защиту здоровья и безопасности людей, животных и растений, а также окружающей среды. Однако она также может ограничивать импорт, если процедуры оценки соответствия слишком длительны или сложны, что недопустимо исходя из базовых принципов подтверждения соответствия15. Другой вид НТМ - это правила, основанные на происхождении товара. Их цель заключается в стимулировании развития отдельных отраслей экономики, но они также могут иметь ограничительный характер. Если процедуры определения происхождения товаров слишком сложны, то могут возникнуть проблемы с импортом товаров16. Такие меры как маркировка и сертификация товаров могут оказывать негативное воздействие на импорт, если процедуры сложны или продолжительны. Однако имеются доказательства того, что «... обязательная маркировка ... явилась весьма эффективным методом повышения конкурентоспособности безопасных с точки зрения экологии товаров и услуг .. ,»17.

Ряд исследователей отмечают, что изменение торговли в связи с введением НТМ либо имеет слабый ограничительный характер (Аксенова Е. В. (2021))18, либо имеет положительное направление (Cipollina M. и Demaria F. (2020))19. Однако существуют и обратные результаты (Kinzius L. и др. (2019)20, Grundke R. и Moser C. (2019)21). В связи с разнородностью имеющихся оценок, необходимо отслеживать эффекты и совершенствовать процедуры НТМ22, уменьшать их ограничительный характер, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для развития международной торговли.

На основе имеющихся исследований и данных о торговых потоках и специализации торговли, проведенный анализ влияния НТМ показал, что некоторые меры могут оказывать ограничительный эффект на объем импорта, даже при наличии объективных мотивов. Выяснилось, что из-за наличия большого количества многогранных НТМ, трансграничные потоки товаров затруднены, что осложняет торговлю. Необходимо создание и реализация механизма, который направлен на выявление потенциально ограничительных НТМ, а также проверку и получение результатов воздействия НТМ на торговые потоки.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НТМ НА КАЧЕСТВО ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ

Нетарифные меры также могут оказать значительное влияние на качество импортируемых товаров. Например, требования к маркировке и упаковке могут при-

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

вести к повышению стоимости товаров и снижению доступности более высококачественных продуктов. Также возможны случаи, когда нормы и технические требования, установленные НТМ, не соответствуют международным стандартам и приводят к снижению качества товаров23. В свете этого, проведение оценки влияния НТМ на качество импортируемых товаров является важной задачей для механизма совершенствования нетарифного регулирования и создания более прогрессивных условий торговли.

Одним из подходов к оценке влияния НТМ на качество импортируемых товаров является анализ степени соответствия эффектов от НТМ заявленной цели ее введения. Это позволяет определить наличие потенциальных проблем с качеством и подготовить рекомендации для улучшения качества продукции. Также важным аспектом проведения оценки влияния НТМ на качество импортируемых товаров является анализ экономических последствий изменения НТМ. Изменение НТМ может привести к снижению качества импортируемых товаров и повышению стоимости для потребителей. Поэтому необходимо проанализировать вероятную стоимость изменения НТМ и изучить возможность компенсации экономического убытка.

Таким образом, оценка влияния НТМ на качество импортируемых товаров в ЕАЭС является важным шагом для создания более прогрессивных условий торговли и нетарифного регулирования. Для успешного проведения оценки необходим выбор правильной методологии анализа и подготовка рекомендаций для улучшения соответствия НТМ цели повышения качества продукции.

СРАВНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НТМ НА ТОВАРНОМ УРОВНЕ

В этом разделе обсуждается сравнение влияния одного и того же типа нетарифных мер на товары различных кодов ТН ВЭД. Цель - определить возможность сужения перечня товаров, подпадающих под действие одной и той же НТМ. Анализ имеющихся оценок показал, что влияние НТМ на различные коды ТН ВЭД зависит от характера продукта и его специфики24. Например, НТМ, требующие сертификации и тестирования продукта, могут быть более значимыми для одних групп продуктов, чем для других: подтверждение соответствия товаров требованиям СФС значительнее влияет на сельскохозяйственные пищевые и химические группы товаров, а воздействию ТБТ мер наиболее подвержены химические продукты, металлы и оборудование (см. таблицу 1).

Сравнение влияния НТМ на товарном уровне подтвердило, что необходимо рассматривать специфику каждого продукта и оценивать влияние каждой НТМ индивидуально25. Сокращение перечня товаров, подпадающих под действие одной и той же НТМ, может уменьшить административную нагрузку на бизнес, особенно для малых и средних предприятий, которые испытывают большие сложности с соответствием международным стандартам безопасности и качества.

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

Выводы показывают, что сравнение влияния одного и того же типа НТМ на товары разного кода ТН ВЭД является важным аспектом для механизма совершенствования нетарифных мер, позволяющим сократить перечень товаров, подпадающих под действие одной и той же НТМ. Оценка влияния каждой НТМ индивидуально, в зависимости от специфики продукта, помогает регулирующим органам принимать обоснованные решения и содействует развитию международного торгового законодательства.

ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НТМ НА ИМПОРТ ЕАЭС

Целью настоящего раздела механизма является анализ и разделение эффектов влияния НТМ на импорт ЕАЭС по направлению. Основными задачами раздела являются: выявление эффектов по объему импорта (ограничивающие и стимулирующие); выявление эффектов по качеству импорта (понижающие и повышающие).

Выявление эффектов по объему импорта. Ограничивающие эффекты являются результатом введения барьеров торговле и ограничений на импорт. Данные эффекты приводят к снижению объема импорта в страну и увеличению цены на импортируемые товары2627. В ЕАЭС ограничивающие эффекты связаны с использованием квот и других ограничений на импорт товаров28. Стимулирующие эффекты являются результатом увеличения объема импорта за счет использования нетарифных мер, таких как снижение технических барьеров и установление стандартов качества. Данные эффекты приводят к увеличению объема импорта и снижению цены на импортируемые товары.

Выявление эффектов по качеству импорта. Понижающие эффекты являются результатом мер, которые устанавливают низкие стандарты качества и безопасности товаров, либо слабо соответствуют целям их введения. Такие меры могут приводить к снижению качества импортируемых товаров, что отрицательно сказывается на потребителях и экономике в целом. Повышающие эффекты являются результатом использования технических мер, дополнительной сертификации и установления высоких стандартов качества товаров. Данные эффекты приводят к повышению качества импортируемых товаров и укрепляют доверие к международной торговле, что также положительно влияет на объем импорта29.

Для анализа эффектов нетарифных мер использовалась база данных Ghodsi М. (2021), построенная при помощи эконометрического анализа панельных данных. Данные были обновлены по состоянию на декабрь 2022 года и включают информацию по влиянию НТМ на импорт стран-членов ЕАЭС30. Данные по Беларуси отсутствуют поскольку оценки проводились только по государствам-членам ВТО. В таблицах 1 и 2 представлены результаты влияния технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных (СФС) мер на объем и качество импорта в зависимости от импортера. В таблицах представлены средние результаты по каждой товарной группе.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

61 ^

Таблица 1

Влияние ТБТ и СФС мер на объем импорта в зависимости от импортера, средние коэффициенты по товарной группе, на основе данных за 1996-2022 гг.

Импортер Армения Казахстан Киргизия Россия Мин. по ТБТ Мин. по СФС

№ группы по ТН ВЭД ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС

I -0,26 -0,12 0,86 1,02 0,62 -0,98 -0,28 -0,25 -9,83 -9,29

II -0,65 0,30 - -0,61 0,61 0,36 -0,60 0,15 -9,55 -6,57

III -2,27 -1,13 - - 1,76 0,05 -1,22 -0,15 -5,79 -4,10

IV -0,45 -0,17 - -2,72 0,05 -0,57 -0,82 0,20 -9,77 -8,75

V 0,30 1,67 0,11 - -0,98 -0,42 -0,49 1,10 -8,07 -8,38

VI -1,62 -0,23 0,62 -1,09 -0,34 -0,62 0,26 -0,10 -7,65 -9,91

VII 0,06 -1,53 - - -0,50 -1,12 0,15 -0,73 -5,64 -6,04

VIII - -0,59 - -1,45 - 1,38 - -1,10 - -9,21

IX - -0,94 - - - -1,67 0,00 -1,99 -0,77 -8,50

X - 0,49 - - - -0,45 -1,48 - -5,80 -7,14

XI -1,13 -0,35 - - - -0,11 -0,73 -2,70 -4,79 -8,82

XII - 0,85 - - - 2,58 - - - -3,20

XIII -1,33 0,24 -0,63 - -1,31 -2,54 0,02 -0,80 -6,82 -4,96

XIV - 0,92 - - - - - - - -3,05

XV -0,29 -1,17 - - -0,55 -1,34 0,42 -1,55 -4,46 -9,43

XVI -0,04 -0,54 0,28 - 0,26 -0,60 -0,09 -1,20 -9,77 -9,97

XVII 0,52 -0,69 -0,61 - 0,48 -1,13 -2,68 -1,37 -8,63 -6,15

XVIII -0,45 1,04 - - 1,03 -0,67 -0,09 -1,34 -5,28 -5,91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XIX - 3,92 - - - - -2,27 - -5,97 3,92

XX 0,07 -0,65 1,15 - 1,43 -0,24 -0,89 - -2,73 -6,41

XXI - -3,99 - - - - 1,49 - 1,49 -6,60

Среднее влияние -0,41 -0,32 0,15 0,29 0,21 -0,57 -0,25 -0,74 -6,10 -6,59

Источник: составлено автором по 31

Примечание. Расшифровка кодов ТН ВЭД: I - Живые животные; II - Продукты; III -Жиры и масла; IV - Пищевые продукты; V - Минеральные продукты; VI - Химическая пром.; VII - Пластмассы; VIII - Шкуры, кожа; IX - Древесина; X - Масса из древесины; XI - Текстильные; XII - Обувь; XIII - Изделия из камня; XV - Металлы; XVI - Машины, оборудование; XVII - Транспорт; XVIII - Инструменты; XX - Разные пром. Товары; XXI - Предметы искусства.

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

Исходя из имеющихся оценок (см. таблицу 1), наиболее ограничивающее влияние на объем импорта ТБТ меры в среднем оказывают в Армении и в России со средними результатами -0,41 и -0,25 соответственно. Экстремумы наблюдаются по товарным группам: I) живые животные (-9,83), II) продукты растительного происхождения (-9,55), IV) готовые пищевые продукты (-9,97), XVI) машины, оборудование и механизмы (-9,77).

Отрицательное воздействие на объем импорта СФС меры в среднем оказывают в Армении, Киргизии и России: -0,32, -0,57 и -0,74. Пиковые отрицательные значения наблюдаются по товарным группам: I) живые животные (-9,29), VI) продукция химической промышленности (-9,91), VIII) шкуры, кожа, мех (-9,21), XV) недрагоценные металлы (-9,43), XVI) машины, оборудование и механизмы (-9,97).

Таблица 2

Влияние ТБТ и СФС мер на качество импорта в зависимости от импортера, средние коэффициенты по товарной группе, на основе данных за 1996-2022 гг.

Импортер Армения Казахстан Киргизия Россия Мин по ТБТ Мин по СФС

№ группы по ТН ВЭД ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС

I -0,17 -0,05 -0,02 -0,14 -0,43 0,00 0,14 0,00 -9,97 -9,67

II 0,42 -0,08 - 0,14 -0,04 -0,16 0,14 0,00 -7,37 -9,74

III 0,54 0,57 - - 0,18 0,09 0,26 0,05 -2,02 -2,56

IV 0,03 -0,27 - 0,89 0,00 0,11 0,10 -0,02 -9,11 -8,31

V -0,23 -0,52 0,40 - 0,43 -0,13 -0,75 - -5,19 -8,28

VI 0,37 0,28 0,19 0,04 0,42 -0,15 0,08 -0,08 -3,71 -9,74

VII 0,45 0,37 - - 0,33 -0,01 0,08 0,13 -0,74 -5,09

VIII - -0,13 - 0,08 - 0,29 - 0,09 -0,29 -5,36

IX - 0,61 - - - 0,36 -0,05 0,54 -0,42 -1,19

X 0,45 0,00 - - - -0,03 0,34 - -1,03 -4,24

XI -0,19 0,46 - - - -0,04 0,26 0,48 0,43 -9,16

XII 0,43 0,57 - - - 0,21 - - -2,19 -0,65

XIII 0,35 0,01 0,46 - 0,80 0,13 0,22 0,21 -3,64 -8,34

XIV - 1,20 - - - - - - -7,79 -2,37

XV 0,13 0,10 - - 0,07 -0,22 -0,16 0,22 -1,67 -7,34

XVI 0,07 0,20 0,03 - -0,20 0,04 0,15 0,24 -4,08 -7,99

XVII -0,06 0,56 -0,02 - -0,26 0,15 -0,37 0,20 -0,47 -7,65

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

63 ^

Импортер Армения Казахстан Киргизия Россия Мин по ТБТ Мин по СФС

№ группы по ТН ВЭД ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС

XVIII -0,10 0,37 - - -0,15 0,14 0,11 0,07 -1,74 -8,08

XIX - - - - - - 0,43 - - -1,25

XX 0,31 0,53 -0,25 - -0,60 -0,01 0,15 0,31 0,31 -1,11

XXI - 0,68 - - - - 0,41 - - -

Среднее влияние 0,13 0,23 0,10 -0,03 -0,03 -0,03 0,11 0,11 -3,19 -5,91

Источник: составлено автором по 32

Примечание. Расшифровка кодов ТН ВЭД указана в примечании к таблице 1.

Анализ оценок влияния НТМ на качество импорта (см. таблицу 1) показал, что в среднем ТБТ оказывают наиболее негативное воздействие в Киргизии со средним результатом -0,03. Нижние экстремумы наблюдаются по товарным группам: I) живые животные (-9,97) и IV) готовые пищевые продукты (-9,11). Отрицательное среднее воздействие на качество импорта СФС меры оказывают в Казахстане и Киргизии: -0,03 и -0,03 соответственно. Наиболее сильное негативное воздействие наблюдается по товарным группам: I) живые животные (-9,67), II) продукты растительного происхождения (-9,74), VI) продукция химической промышленности (-9,74), XI) текстильные материалы и изделия (-9,16).

Анализ эффектов влияния нетарифных мер на импорт ЕАЭС показал, что они могут являться инструментом для ограничения или стимулирования объема им-порта33, а также понижения и повышения качества импортируемых товаров. В зависимости от их типа и использования, нетарифные меры могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на объем и качество импорта ЕАЭС. Для достижения наилучших результатов в использовании нетарифных мер механизм совершенствования должен функционировать в двух плоскостях: по количеству и по качеству; и учитывать необходимость поддержки положительных эффек-тов34 и сокращения отрицательных эффектов от НТМ.

ФУНКЦИИ МЕХАНИЗМА

Механизм призван выполнять определенные функции, которые задают его объем и границы. Этими функциями являются: 1. Поддержание суверенитета ЕАЭС; 2. Обеспечение наличия импортных товаров; 3. Сохранение качества импортируемых товаров; 4. Специфика регулирования НТМ.

Важнейшей функцией механизма является поддержание суверенитета ЕАЭС35. Механизм помогает ЕАЭС защитить свой суверенитет по отношению к любой

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

международной организации. В рамках этой задачи механизм позволяет произвести мониторинг и учет изменений в правилах торговли в других регионах мира и на основе полученных выводов разработать соответствующие меры ответной реакции. Это особенно актуально в условиях санкционных ограничений и влияния экономических и политических отношений государств-членов ЕАЭС3637. «Отраслевая картина подстройки промышленности к санкциям остается неоднородной, поэтому меры, направленные на адаптацию отдельных отраслей к новым условиям, требуют избирательного подхода»38.

Другой важной функцией механизма является обеспечение наличия импортных товаров. Например, Н.И. Букавнёва и соавторы показали, что меры нетарифного регулирования являются действенным инструментом предотвращения дефицита товаров на рынке ЕАЭС39. Механизм должен учитывать доступность импортных товаров, особенно в контексте растущей тенденции к протекционизму40. В данном контексте, установление торговых барьеров и других необоснованных ограничений на импорт может привести к сокращению доступности импортных товаров и повышению их стоимости для потребителя41. Механизм совершенствования НТМ должен быть направлен на обеспечение доступности импортных товаров безопасного качества.

Также одной из главных функций механизма совершенствования НТМ является сохранение качества импортируемых товаров. Механизм обязан функционировать по принципу обеспечения безопасности и качества импортируемых товаров. Таким образом, потребители могут быть уверены в том, что товары, которые они приобретают, отвечают стандартам безопасности и качества, установленным на территории ЕАЭС.

Наконец, механизм совершенствования нетарифного регулирования должен учитывать особенности регулирования НТМ в рамках ЕАЭС, включая политические, социальные и экономические факторы, формирующие экономическую среду региона. Более того, механизм должен иметь возможность адаптироваться к изменяющимся условиям в мировой экономике, за счет введения дополнительных объясняющих переменных, например, для моделирования потенциального влияния от введения новой НТМ.

Таким образом, механизм совершенствования нетарифных мер импорта в ЕАЭС должен функционировать в рамках определенных функций, которые определяют его объем и границы. Поддержание суверенитета ЕАЭС, обеспечение наличия импортных товаров, сохранение их качества и учет специфики регулирования НТМ в ЕАЭС - эти функции составляют коридор функционирования механизма. При этом, механизм должен непрерывно адаптироваться к изменяющейся экономической обстановке в мире.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

65 ^

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование обнаруживает разнородное влияние НТМ на объем и качество ввозимой продукции, зависящее от импортера, что проливает свет на некоторые недостаточно структурированные компоненты нетарифного регулирования. Механизм совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в ЕАЭС является важнейшим инструментом достижения сбалансированного подхода к управлению НТМ и ключевым инструментом регулирования торговых отношений государств-членов с третьими странами. Структура и рамки функционирования механизма обеспечивают всестороннюю основу для анализа и оценки влияния НТМ на импорт ЕАЭС и разработки мер, минимизирующих связанные с ними искажения и затраты. Механизм направлен на содействие разработке изменяющих стандартов и норм по НТМ, поддерживающих экономическое развитие региона. Реализация механизма имеет решающее значение для достижения прозрачной, эффективной и предсказуемой регуляторной среды для внешней торговли в ЕАЭС.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Филькевич И. А. Нетарифные меры в торговой политике стран и интеграционных объединений / И. А. Филькевич, Г. В. Турбан // Горизонты экономики. - 2022. - № 2(68). -С. 98. - EDN GICPVZ.

2 Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Аналитическая записка. ЯНВАРЬ 2023 ОГРАНИЧЕНИЯ НА ИМПОРТ СДЕРЖИВАЮТ ЭКСПОРТ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРЕДПРИЯТИЙ // Центральный банк Российской Федерации, 2022. - С. 6.

3 Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» - С. 5.

4 Точин А.В. и др. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени: доклад № 84. / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД 2023. — СС. 14-15.

5 Влияние нетарифных мер, вызванных COVID-19, на структуру торговли стран СПЕКА // ЕЭК ООН Женева, Швейцария. 2020. - С. 31.

De Melo J. "Non-tariff Measures: Data and Quantitative Tools of Analysis." // UNCT-AD. - 2018. - СС. 6-9.

7 Филькевич И. А. Нетарифные меры в торговой политике стран и интеграционных объединений / И. А. Филькевич, Г. В. Турбан // Горизонты экономики. - 2022. - № 2(68). -СС. 96-97. - EDN GICPVZ.

Non-tariff measures. Impacts, trends and effects on exports from New Zealand. 2022 —

С. 3.

Зыбенко С.В. Анализ российской практики применения нетарифных мер регулирования в условиях членства Евразийского Экономического Союза // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. - № 3(22). - С. 40.

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

10 Поляков А. Е. Особенности реализации мер нетарифного регулирования в целях защиты окружающей среды / А. Е. Поляков, Н. В. Полякова // Человек и окружающая среда : сборник докладов X Всероссийской молодёжной научной конференции (Сыктывкар, 20-23 апреля 2022 г.). - Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Пи-тирима Сорокина, 2022. - С. 59. - DOI 10.34130/9785876617439_58. - EDN ZIWVIV.

11 Кириллов Ю.Г., Енза Э.К., Коновалов И.А., Кузнецов В.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2020. - С. 13.

12 Джураев А., Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Особенности таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России.

- 2018. - СС. 23, 25.

13 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N616 (ред. от 27.03.2023)

14 Высоцкая В. Г. Практика применения нетарифных мер государственного регулирования международной торговли / В. Г. Высоцкая, В. Е. Богачева // Hypothesis. - 2019. - № 1(6). - С. 17. - EDN SADPCU.

15 Матушкина И. Ю. Подтверждение соответствия и аккредитация : учебное пособие / сост. И. Ю. Матушкина, А. В. Матушкин. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.

— С. 8. ISBN 978-5-7996-2159-9

16 Трофимов К. А. Международно-правовое определение страны происхождения товаров в таможенных целях // Дипломная работа. — 2016. - С. 63, 64.

17 Поляков А. Е. Особенности реализации мер нетарифного регулирования в целях защиты окружающей среды / А. Е. Поляков, Н. В. Полякова // Человек и окружающая среда : сборник докладов X Всероссийской молодёжной научной конференции (Сыктывкар, 20-23 апреля 2022 г.). - Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. - С. 59. - DOI 10.34130/9785876617439_58. - EDN ZIWVIV.

18 Аксенова Е. В. Анализ влияния нетарифных мер регулирования на импорт в странах постсоветского пространства / Е. В. Аксенова // . - 2021. - Т. 11, № 6-1. - С. 128. - DOI 10.34670/AR.2021.13.63.011. - EDN ODZEEI.

19 Cipollina M., Demaria F. "The Trade Effect of the EU's Preference Margins and Non-Tariff Barriers." // J Risk Financial Manag. - 2020. - С. 12. doi: 10.3390/jrfm13090203.

20 Kinzius L., Sandkamp A., Yalcin E. "Trade Protection and the Role of Non-tariff Barriers." // Rev World Econ. - 2019. - С. 26. doi: 10.1007/s10290-019-00341-6.

21 Grundke R., Moser C. "Hidden Protectionism? Evidence from Non-tariff Barriers to Trade in the United States." // J Int Econ. - 2019. - С. 13. doi: 10.1016/j.jinteco.2018.12.007.

22 Волков Р.Г.. «Основные подходы к оценке влияния нетарифных мер на международную торговлю» Международная торговля и торговая политика, т. 6, № 3 (23), 2020, - С. 107.

23 Акматалиева А. С. Особенности применения нетарифных мер регулирования внешней торговли в отношении российских товаров / А. С. Акматалиева // Геоэкономика энергетики. - 2022. - Т. 18, № 2. - СС. 165, 166. - DOI 10.48137/26870703_2022_18_2_15. -EDN UGYWFS.

24 Го Ш. Нетарифные меры в современной торговой политике / Ш. Го, Г. Турбан. -2021. - № 3(21). - С. 28. - EDN CHERIY.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

25 Овсянников В.А. Масштаб и сферы применения нетарифных мер в Меркосур и АСЕАН // Горизонты экономики. - 2018. - № 4(44). - СС. 57, 59. - EDN YNAWYP.

26 Кириллов Ю.Г., Енза Э.К., Коновалов И.А., Кузнецов В.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2020. - СС. 12-13.

27 Хапилин С. А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — 2015. - С. 114.

28 Зыбенко С.В. Анализ российской практики применения нетарифных мер регулирования в условиях членства Евразийского Экономического Союза // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. - № 3(22). - С. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Cipollina M., Demaria F. "The Trade Effect of the EU's Preference Margins and Non-Tariff Barriers." // J Risk Financial Manag. - 2020. - С. 8. doi: 10.3390/jrfm13090203.

30 Ghodsi M. "Exploring 'Non-Tariff Measures Black Box': Whose Regulative NTMs on Which Products Improve the Imported Quality?" // Wien Institut für Internationale Wirtschaftsvergleiche Working Paper. - 2021. - p. 195.

31 Ghodsi M. "Exploring 'Non-Tariff Measures Black Box': Whose Regulative NTMs on Which Products Improve the Imported Quality?" // Wien Institut für Internationale Wirtschaftsvergleiche Working Paper. - 2021. - p. 195.

32 Ghodsi M. "Exploring 'Non-Tariff Measures Black Box': Whose Regulative NTMs on Which Products Improve the Imported Quality?" // Wien Institut für Internationale Wirtschaftsvergleiche Working Paper. - 2021. - p. 195.

33 Метляхин А.И., Ярыгина Л.В., Орлова Э.О. Оценка временных эффектов влияния нетарифных мер регулирования внешней торговли на ее объем // Социальные и экономические системы. - 2020. - № 5(17). - С. 118.

34 Высоцкая В. Г. Практика применения нетарифных мер государственного регулирования международной торговли / В. Г. Высоцкая, В. Е. Богачева // Hypothesis. - 2019. - № 1(6). - С. 18. - EDN SADPCU.

35 Полежаева Н. В. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности страны / Н. В. Полежаева, А. П. Шерстнева // Решетневские чтения : материалы XXVI Международной научно-практической конференции (Красноярск, 09-11 ноября 2022 г.) / под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Том 2. - Красноярск : ФГБОУ ВО «СибГУ имени академика М.Ф. Решетнева», 2022. - С. 737. - EDN MYEAZW.

36 Акматалиева А. С. Особенности применения нетарифных мер регулирования внешней торговли в отношении российских товаров / А. С. Акматалиева // Геоэкономика энергетики. - 2022. - Т. 18, № 2. - С. 165. - DOI 10.48137/26870703_2022_18_2_157. - EDN UGYWFS.

37 Пантак А.В. Роль и назначение нетарифных мер регулирования во внешней торговле // // Форум молодёжной науки. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 58.

38 Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Аналитическая записка. Январь 2023 Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий // Центральный банк Российской Федерации, 2022. - С. 5.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

39 Букавнева Н., Сазанец В., Морозова О. Теоретические и практические подходы к оценке эффективности нетарифных мер внешнеторгового регулирования // Экономика. Право. Инновации. 2020. №. 4. - С. 18.

40 Го Ш. Нетарифные меры в современной торговой политике / Ш. Го, Г. Турбан. -2021. - № 3(21). - С. 25. - ББМ СНИЩУ.

41 Хапилин С. А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - 2015. - СС. 114, 488.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Акматалиева А. С. Особенности применения нетарифных мер регулирования внешней торговли в отношении российских товаров / А. С. Акматалиева // Геоэкономика энергетики. - 2022. - Т. 18, № 2. - С. 157-170 @@ Akmatalieva A. S. Osobennosti primeneniya netarif-nyx mer regulirovaniya vneshnej torgovli v otnoshenii rossijskix tovarov / A. S. Akmatalieva // Geoekonomika e'nergetiki. - 2022. - T. 18, № 2. - S. 157-170. - DOI 10.48137/26870703_202 2_18_2_157. - EDN UGYWFS.

Аксенова Е. В. Анализ влияния нетарифных мер регулирования на импорт в странах постсоветского пространства, 2021. - Т. 11, № 6-1. - С. 122-130 @@ Aksenova E. V Analiz vliyaniya netarifnyx mer regulirovaniya na import v stranax postsovetskogo prostranstva, 2021. - T. 11, № 6-1. - S. 122-130. - DOI 10.34670/AR.2021.13.63.011. - EDN ODZEEI.

Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» @@ Analiticheskij doklad «O makroe'konomicheskoj situacii v gosu-darstvax-chlenax Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza i predlozheniyax po obespecheniyu ustojchivogo e'konomicheskogo razvitiya» URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ b59/Analytical_report_2022.pdf (дата обращения: 26.04.2023)

Букавнева Н., Сазанец В., Морозова О. Теоретические и практические подходы к оценке эффективности нетарифных мер внешнеторгового регулирования // Экономика. Право. Инновации. 2020. №. 4. С. 12-24 @@ Bukavneva N., Sazanecz V., Morozova O. Teoreticheskie i prakticheskie podxody' k ocenke effektivnosti netarifnyx mer vneshnetorgovogo regulirovaniya // Fkonomika. Pravo. Innovacii. 2020. №. 4. S. 12-24.

Влияние нетарифных мер, вызванных COVID-19, на структуру торговли стран СПЕКА // ЕЭК ООН Женева, Швейцария. 2020 @@ Vliyanie netarifnyx mer, vyzvannyx COVID-19, na strukturu torgovli stran SPEKA // EE'K OON Zheneva, Shvejczariya. 2020. URL: https:// unece.org/fileadmin/DAM/trade/workshop/2020_Nov_SPECAWG/COVID-ConsolidatedRe-port_Rus.pdf (дата обращения: 26.04.2023)

Волков Р.Г. «Основные подходы к оценке влияния нетарифных мер на международную торговлю» Международная торговля и торговая политика, т. 6, № 3 (23), 2020, сс. 97-112 @@ Volkov R.G. «Osnovnye podxody' k ocenke vliyaniya netarifnyx mer na mezhdunarod-nuyu torgovlyu» Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, t. 6, № 3 (23), 2020, ss. 97112.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

Высоцкая В.Г., Богачева В.Е. Практика применения нетарифных мер государственного регулирования международной торговли II Hypothesis. - 2019. - № 1(6). - С. 11-19 @@ Vysoczkaya V.G., Bogacheva VE. Praktika primeneniya netarifny'x mer gosudarstvennogo regulirovaniya mezhdunarodnoj torgovli II Hypothesis. - 2019. - № 1(6). - S. 11-19. - EDN SADPCU.

Го Ш., Турбан Г. Нетарифные меры в современной торговой политике. - 2021. - № 3(21). - С. 22-35 @@ Go Sh., Turban G. Netarifny'e mery' v sovremennoj torgovoj politike. -2021. - № 3(21). - S. 22-35. - EDN CHERIY.

Джураев А., Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Особенности таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России, 2018. - 105 с. @@ Dzhuraev A., Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk: Osobennosti tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya vneshnej torgovli Rossii, 2018. - 105 s.

Зыбенко С.В. Анализ российской практики применения нетарифных мер регулирования в условиях членства Евразийского Экономического Союза II Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. - № 3(22). - С. 39-46 @@ Zy'benko S.V. Analiz rossijskoj praktiki primeneniya netarifny'x mer regulirovaniya v usloviyax chlenstva Evrazijskogo E'konomicheskogo Soyuza II Aktual'ny'e problemy' i per-spektivy' razvitiya e'konomiki: rossijskij i zarubezhny'j opy't. - 2019. - № 3(22). - S. 39-46.

Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Аналитическая записка. Январь 2023 Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий II Центральный банк Российской Федерации, 2022. - 34 с. @@ Karlova N., Morozov A., Puzanova E. Analitich-eskaya zapiska. Yanvar' 2023 Ogranicheniya na import sderzhivayut e'ksport: rezul'taty' oprosa predpriyatij II Central'ny'j bank Rossijskoj Federacii, 2022. - 34 s.

Кириллов Ю.Г., Енза Э.К., Коновалов И.А., Кузнецов В.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2020. - 252 с. : ил. @@ Kirillov Yu.G., Enza E'.K., Konovalov I.A., Kuzneczov V.V. Zaprety' i ogranicheniya vneshnetorgovoj deyatel'nosti. Uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. i dop. - Omsk: Izdatel'stvo OmGTU, 2020. - 252 s. : il.

Матушкина И. Ю. Подтверждение соответствия и аккредитация: учебное пособие I сост. И. Ю. Матушкина, А. В. Матушкин. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 107, [1] с. @@ Matushkina I. Yu. Podtverzhdenie sootvetstviya i akkreditaciya: uchebnoe posobie I sost. I. Yu. Matushkina, A. V Matushkin. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2017. — 107, [1] s. ISBN 978-5-7996-2159-9

Метляхин А.И., Ярыгина Л.В., Орлова Э.О. Оценка временных эффектов влияния нетарифных мер регулирования внешней торговли на ее объем II Социальные и экономические системы. - 2020. - № 5(17). - С. 117-152 @@ Metlyaxin A.I., Yary'gina L.V., Orlova E'.O. Ocenka vremenny'x e'ffektov vliyaniya netarifny'x mer regulirovaniya vneshnej torgovli na ee ob''em II Social'ny'e i e'konomicheskie sistemy'. - 2020. - № 5(17). - S. 117-152.

Овсянников В. А. Масштаб и сферы применения нетарифных мер в Меркосур и АСЕАН II Горизонты экономики. - 2018. - № 4(44). - С. 56-61 @@ Ovsyannikov VA. Masshtab i sfery' primeneniya netarifny'x mer v Merkosur i ASEAN II Gorizonty' e'konomiki. - 2018. - № 4(44). - S. 56-61. - EDN YNAWYP.

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

Пантак А.В. Роль и назначение нетарифных мер регулирования во внешней торговле // Форум молодёжной науки. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 55-59 @@ Pantak A.V. RoF i naznachenie netarifny'x mer regulirovaniya vo vneshnej torgovle // Forum molodyozhnoj nauki. - 2021. - T. 2, № 2. - S. 55-59.

Полежаева Н. В. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности страны / Н. В. Полежаева, А. П. Шерстнева // Решетневские чтения: материалы XXVI Международной научно-практической конференции (Красноярск, 09-11 ноября 2022 г.) / под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Том 2. - Красноярск: ФГБОУ ВО «СибГУ имени академика М.Ф. Решетнева», 2022. - С. 735-737 @@ Polezhaeva N. V. Mery' netarifnogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deyateFnosti kak instrument obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti strany' / N. V. Polezhaeva, A. P. Sherstneva // Reshetnevskie chteniya: materialy' XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Krasnoyarsk, 09-11 noyabrya 2022 g.) / pod obshhej redakciej Yu.Yu. Loginova. Tom 2. - Krasnoyarsk: FGBOU VO «SibGU imeni akademika M.F. Reshetneva», 2022. - S. 735-737. - EDN MYEAZW.

Поляков А.Е., Полякова Н.В. Особенности реализации мер нетарифного регулирования в целях защиты окружающей // Человек и окружающая среда: сборник докладов X Всероссийской молодёжной научной конференции (Сыктывкар, 20-23 апреля 2022 г.).

- Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина,

2022. - С. 58-62 @@ Polyakov A.E., Polyakova N.V. Osobennosti realizacii mer netarifnogo regulirovaniya v celyax zashhity' okruzhayushhej // Chelovek i okruzhayushhaya sreda: sbornik dokladov X Vserossijskoj molodyozhnoj nauchnoj konferencii (Sy'kty'vkar, 20-23 aprelya 2022 g.). - Sy'kty'vkar: Sy'kty'vkarskij gosudarstvenny'j universitet im. Pitirima Sorokina, 2022. - S. 58-62. - DOI 10.34130/9785876617439_58. - EDN ZIWVIV.

Точин А.В. и др. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени: доклад № 84. / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД 2023.

- 78 с. @@ Tochin A.V. i dr. Razvitie EAE'S 2022+: strategicheskie zadachi i trebovaniya vre-meni: doklad № 84. / Rossijskij sovet po mezhdunarodny'm delam (RSMD). - M.: NP RSMD

2023. - 78 s.

Трофимов К. А. Международно-правовое определение страны происхождения товаров в таможенных целях // Дипломная работа. — 2016. - 72 с. @@ Trofimov K. A. Mezhdunarod-no-pravovoe opredelenie strany' proisxozhdeniya tovarov v tamozhenny'x celyax // Diplomnaya rabota. — 2016. - 72 s.

Филькевич И. А., Турбан Г.В. Нетарифные меры в торговой политике стран и интеграционных объединений // Горизонты экономики. - 2022. - № 2(68). - С. 92-103 @@ Fil'kev-ich I.A., Turban G.V. Netarifny'e mery' v torgovoj politike stran i integracionny'x ob''edinenij // Gorizonty' e'konomiki. - 2022. - № 2(68). - S. 92-103 . - EDN GICPVZ.

Хапилин С. А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — 2015. - 510 с. @@ Xapilin S. A. Razvitie evrazijskoj e'ko-nomicheskoj integracii na osnove modernizacii mexanizma tamozhennogo regulirovaniya // Dis-sertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk. — 2015. - 510 s.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

71 Q

Cipollina M., Demaria F. "The Trade Effect of the EU's Preference Margins and Non-Tariff Barriers." // J Risk Financial Manag. - 2020. - 13(9):203. doi: 10.3390/jrfm13090203.

De Melo J. "Non-tariff Measures: Data and Quantitative Tools of Analysis." // UNCTAD. -2018. - p. 36.

Ghodsi M. "Exploring 'Non-Tariff Measures Black Box': Whose Regulative NTMs on Which Products Improve the Imported Quality?" // Wien Institut für Internationale Wirtschaftsvergleiche Working Paper. - 2021. - p. 195.

Grundke R., Moser C. "Hidden Protectionism? Evidence from Non-tariff Barriers to Trade in the United States." // J Int Econ. - 2019. - 117: PP. 1-19. doi: 10.1016/j.jinteco.2018.12.007.

Kinzius L., Sandkamp A., Yalcin E. "Trade Protection and the Role of Non-tariff Barriers." // Rev World Econ. - 2019. - 155: PP. 603-643. doi: 10.1007/s10290-019-00341-6.

Non-tariff measures. Impacts, trends and effects on exports from New Zealand. 2022 URL: https://www.mfat.govt.nz/assets/Trade-General/Trade-stats-and-economic-research/Non-tariff-measures-Impacts-trends-and-effects-on-exports-from-New-Zealand-January-2022.pdf (дата обращения: 26.04.2023)

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.