Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА В ЕАЭС'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ИМПОРТ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясов П. В.

В статье проводится эмпирический анализ и оценка результатов применения механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Рассматриваются различные аспекты, включая изменения в объемах импорта, структуре импорта и качестве импортируемых товаров. Делается вывод о том, что механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС способствует сокращению ограничивающего влияния нетарифных мер без ущерба качеству импортируемой продукции, что подтверждает его эффективность. Важным результатом применения механизма является упрощение процедур импорта, сокращение административных барьеров и повышение эффективности внешнеторговых операций за счет выявления и сокращения излишнего и неоправданного нетарифного давления в тех товарных группах, в которых СФС и ТБТ меры не способны достигать своих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT THE EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTING THE IMPROVING MECHANISM OF NON-TARIFF IMPORT REGULATION IN THE EAEU

The article presents an empirical analysis and assessment of the results of implementing the mechanism for improving non-tariff import regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU). Various aspects are examined, including changes in import volumes, import structure, and the quality of imported goods. The conclusion is drawn that the mechanism for improving non-tariff import regulation in the EAEU contributes to reducing the restrictive impact of non-tariff measures without compromising the quality of imported products, confirming its effectiveness. An important outcome of applying the mechanism is the simplification of import procedures, reduction of administrative barriers, and increased efficiency of foreign trade operations by identifying and reducing excessive and unjustified non-tariff pressures in those commodity groups where SPS and TBT measures fail to achieve their objectives.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА В ЕАЭС»

Оценка эффективности применения механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС

Ильясов Петр Владимирович,

ведущий экономист, Институт экономики УрО РАН, [email protected]

В статье проводится эмпирический анализ и оценка результатов применения механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Рассматриваются различные аспекты, включая изменения в объемах импорта, структуре импорта и качестве импортируемых товаров. Делается вывод о том, что механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС способствует сокращению ограничивающего влияния нетарифных мер без ущерба качеству импортируемой продукции, что подтверждает его эффективность. Важным результатом применения механизма является упрощение процедур импорта, сокращение административных барьеров и повышение эффективности внешнеторговых операций за счет выявления и сокращения излишнего и неоправданного нетарифного давления в тех товарных группах, в которых СФС и ТБТ меры не способны достигать своих целей. Ключевые слова: ЕАЭС, импорт, нетарифное регулирование, совершенствование, механизм.

Введение

На основе проведенных ранее исследований [1,5,6] в данной области автором формируется гипотеза о том, что механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС оказывает положительное влияние импортную торговлю региона. Он способствует существенному повышению объемов импорта в рассматриваемых разделах ТН ВЭД и группах товаров за счет сокращения ограничивающего влияния нетарифных мер. Применение улучшенного механизма регулирования импорта способствует переходу от скрытого протекционизма к прозрачным инструментам нетарифного регулирования. Изменения в объемах импорта могут оказывать влияние на цены товаров. Важным результатом применения механизма является упрощение процедур импорта, сокращение административных барьеров и повышение эффективности внешнеторговых операций за счет выявления и сокращения излишнего и неоправданного нетарифного давления в тех товарных группах, в которых СФС и ТБТ меры не способны достигать своих целей.

Результаты исследования позволяют подтвердить вывод о положительных эффектах механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС на различные аспекты экономики и внешней торговли. Однако, необходимо продолжать исследования и анализировать ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения.

Определение индикаторов для анализа эффектов механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта

В исследовании использовались следующие переменные и индикаторы для анализа эффектов механизма регулирования импорта в ЕАЭС:

1. Объем и структура импорта: Использовался показатель объема импорта в разрезе товарных групп с точностью до 6 знаков кода ТН ВЭД. Он отражает изменения в суммарных объемах импорта по каждой товарной группе и позволяет оценить влияние механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта на его динамику.

2. Качество импортируемых товаров: Использовались оценки воздействия ТБТ и СФС мер качество торговли в зависимости от страны-импортера, основанные на таких показателях как соответствие стандартам и сертификации, уровень рисков и претензий к качеству импортных товаров. Анализ качества товаров позволяет механизму совершенствования нетарифного регулирования сопоставить положительное влияние на обеспечение безопасности и качества импортируемой продукции с негативными эффектами ограничения торговли.

Определение этих переменных и индикаторов обеспечивает ясность и понимание используемых показателей в исследовании. Каждый из них является важным элементом анализа эффектов механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС и служит основой для эмпирического анализа и оценки результатов применения улучшенного механизма регулирования импорта.

X X

о

го А с.

X

го т

о

Оценка эффективности применяемых мер нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС

м о м

Сл>

со сч

0 сч

01

0 ш 00

1

<

00

0

1 I

На первом этапе исследования автор проводит выявление товарных групп, в отношении которых наблюдается наименьшая степень достижения целей и эффективности мер нетарифного регулирования технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарно-фитосанитарных мер (СФС). Этот шаг направлен на определение узких сегментов товарного рынка, где меры нетарифного регулирования не достигают своих целей и не обеспечивают необходимую эффективность. Для анализа эффектов нетарифных мер использовалась база данных Ghodsi М. (2021)[9], с оценками СФС и ТБТ мер на объем импорта и на качество импортируемых товаров. Данные были обновлены по состоянию на декабрь 2022 года и включают информацию по влиянию НТМ на импорт стран-членов ЕАЭС. Данные по Беларуси отсутствуют поскольку оценки проводились только по государствам-членам ВТО.

После сбора данных автором рассчитываются индикаторы эффективности, которые отражают степень достижения целей мер нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС. Эти индикаторы предназначены для количественной оценки результатов и эффективности данных мер.

Как отмечает Букавнева Н.[2], существующие методы позволяют оценить степень распространенности нетарифных мер, частоту их применения, воздействие на цену товара, однако их нецелесообразно использовать для оценки эффективности применения нетарифных мер во внешней торговле. Поэтому автором предлагается собственная методика оценки эффективности нетарифных мер. Методика заключается в возможности рассматривать нетарифные меры по двум направлениям: по ограничивающему влиянию на доступ импортных товаров и по стимулирующему влиянию на качество импортируемой продукции. Основная идея заключается в том, что по своей сути СФС и ТБТ меры не должны оказывать ограничивающего влияния на импорт и при этом должны повышать качество товаров. Ограничение объема импорта оценивается как отрицательный эффект[8], а содействие качеству импорта - как положительный.

Исходные данные представляют собой относительные оценки эластичности объема и качества импорта по влиянию ТБТ и СФС мер и принимают значения от -10% до +10%. Это позволяет вычислить равновесный эффект с позиции соблюдения баланса между положительными и отрицательными эффектами. В рамках этой методики индикатор эффективности рассчитывается сложением оценки влияния нетарифной меры на объем импорта с оценкой влияния на качество импорта. В результате матрица возможных значений индикатора представляет вид, представленный на Рисунке 1.

Качество импорта

-10

Ограничивающее Эффективные

воздействие НТМ

на объем импорта меры

-10 +10

Слабая связь

Неэффективные между НТМ и

меры качеством импорта

-10

Объем импорта

Рисунок 1 - Матрица возможных значений индикатора эффективности, %

Использование такого индикатора позволяет провести детальную и количественную оценку эффективности применяе-

мых мер нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС. Результаты расчетов и анализа помогают определить эффективность механизма регулирования и выделить области, требующие дальнейших улучшений и реформ для достижения желаемых результатов в импортной торговле.

Исходя из рассмотренных оценок в отношении объема и качества были выявлены неэффективные санитарно-техниче-ские меры и определено, в отношении каких товарных групп они показывают низкую эффективность. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Оценка степени достижения поставленных целей и эффективности применяемых мер нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС

Импортер Армения Казахстан Киргизия Россия Среднее в ЕАЭС по ТБТ Среднее в ЕАЭС по СФС

№ группы по ТН ВЭД ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС ТБТ СФС

I -0,43 -0,17 0,84 0,88 0,19 -0,98 -0,14 -0,25 0,12 -0,13

II -0,23 0,22 - -0,47 0,57 0,2 -0,46 0,15 -0,04 0,03

III -1,73 -0,56 - - 1,94 0,14 -0,96 -0,1 -0,25 -0,17

IV -0,42 -0,44 - -1,83 0,05 -0,46 -0,72 0,18 -0,36 -0,64

V 0,07 1,15 0,51 - -0,55 -0,55 -1,24 - -0,30 0,30

VI -1,25 0,05 0,81 -1,05 0,08 -0,77 0,34 -0,18 0,00 -0,49

VII 0,51 -1,16 - - -0,17 -1,13 0,23 -0,6 0,19 -0,96

VIII - -0,72 - -1,37 - 1,67 - -1,01 - -0,36

IX - -0,33 - - - -1,31 -0,05 -1,45 -0,05 -1,03

X - 0,49 - - - -0,48 -1,14 - -1,14 0,01

XI -1,32 0,11 - - - -0,15 -0,47 -2,22 -0,90 -0,75

XII - 1,42 - - - 2,79 - - - 2,11

XIII -0,98 0,25 -0,17 - -0,51 -2,41 0,24 -0,59 -0,36 -0,92

XIV - 2,12 - - - - - - - 2,12

XV -0,16 -1,07 - - -0,48 -1,56 0,26 -1,33 -0,13 -1,32

XVI 0,03 -0,34 0,31 - 0,06 -0,56 0,06 -0,96 0,12 -0,62

XVII 0,46 -0,13 -0,63 - 0,22 -0,98 -3,05 -1,17 -0,75 -0,76

XVIII -0,55 1,41 - - 0,88 -0,53 0,02 -1,27 0,12 -0,13

XIX - - - - - - -1,84 - -1,84 -

XX 0,38 -0,12 0,9 - 0,83 -0,25 -0,74 - 0,34 -0,19

XXI - -3,31 - - - - 1,9 - 1,90 -3,31

Среднее влияние -0,4 -0,06 0,37 -0,77 0,24 -0,41 -0,43 -0,77 - -

Источник: составлено автором Примечание. Расшифровка разделов ТН ВЭД: I - Живые животные; II - Продукты; III - Жиры и масла; IV - Пищевые продукты; V - Минеральные продукты; VI - Химическая пром.; VII - Пластмассы; VIII - Шкуры, кожа; IX - Древесина; X -Масса из древесины; XI - Текстильные; XII - Обувь; XIII - Изделия из камня; XV- Металлы; XVI - Машины, оборудование; XVII - Транспорт; XVIII - Инструменты; XX - Разные пром. Товары; XXI - Предметы искусства.

Полученные данные показывают, в каких разделах ТН ВЭД СФС и ТБТ меры имеют низкую эффективность. Следует отметить, что данные являются средними по всем товарным группам из раздела ТН ВЭД, однако детализация исходных данных позволяет сделать оценки с точностью до 6 знаков товарной номенклатуры. Более того, полученные оценки индикатора свидетельствуют о различной степени эффективности СФС и ТБТ мер в разрезе по странам-членам ЕАЭС.

Анализ изменений в объемах и структуре импорта

Далее автором проводится сравнительный анализ объемов импорта до и после внедрения улучшенного механизма регулирования на основе полученных оценок. Данный анализ позволяет оценить эффекты и изменения, произошедшие в сфере импорта в результате применения механизма совершенствования.

Автор предлагает снизить ограничивающее влияние в отношении тех товарных групп, в которых просматривается вы-

сокая отрицательная связь между нетарифной мерой и качеством импортного товара из соображений излишнего и неоправданного нетарифного давления.

Для проведения анализа использовались данные, полученные автором в статье «Методический подход к оценке влияния мер нетарифного регулирования на импорт ЕАЭС»[5]. Для получения оценок были использованы коэффициенты для объясняющих переменных А (-153,90) и Б (-147,85) для СФС и ТБТ мер соответственно. При помощи уравнения регрессии, полученного в ходе эконометрического анализа, были вычислены оценки изменения объема импорта по товарным группам при сокращении ограничивающего влияния СФС и ТБТ мер на 1% и на 5 %. Полученные оценки представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Расчетные значения изменения объема импорта ЕАЭС по товарным группам при сокращении ограничивающего влияния СФС и ТБТ

Раздел ТН Группа ТН Изменение объема Изменение объема

ВЭД ВЭД импорта по товарной группе при сокращении ограничивающего влияния СФС и ТБТ мер на 1% импорта по товарной группе при сокращении ограничивающего влияния СФС и ТБТ мер на 5%

VII 39 114,91% 174,57%

40 109,98% 149,92%

IX 44 115,09% 175,47%

45 101,21% 106,07%

46 100,28% 101,42%

X 47 100,06% 100,30%

48 107,94% 139,70%

49 101,34% 106,70%

XI 50 100,67% 103,37%

51 104,49% 122,44%

52 101,84% 109,18%

53 101,96% 109,81%

54 101,07% 105,35%

55 102,18% 110,91%

56 101,83% 109,17%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 101,92% 109,58%

58 103,34% 116,70%

59 101,43% 107,16%

60 100,75% 103,77%

61 108,67% 143,36%

62 109,49% 147,44%

63 105,45% 127,24%

XIII 68 104,93% 124,64%

69 102,73% 113,64%

70 106,71% 133,55%

XV 72 101,56% 107,80%

73 114,69% 173,46%

74 103,64% 118,21%

75 101,91% 109,56%

76 105,13% 125,67%

78 100,81% 104,04%

79 100,88% 104,42%

80 100,40% 101,98%

81 106,44% 132,19%

82 104,96% 124,80%

83 104,02% 120,09%

XVII 86 105,30% 126,49%

87 115,91% 179,54%

89 101,45% 107,24%

XXI 97 101,09% 105,43%

Источник: составлено автором

Примечание. Расшифровка разделов ТН ВЭД указана в примечании к Таблице 1.

Полученные данные и результаты сравнительного анализа объемов импорта позволяют сделать выводы о влиянии улучшенного механизма регулирования импорта в ЕАЭС. Данные указывают на общее увеличение объемов импорта, изменение структуры импорта по разделам и кодам ТН ВЭД, а также другие существенные изменения, связанные с применением механизма.

Анализ изменений в объемах импорта позволяет сделать несколько выводов о влиянии применения улучшенного механизма нетарифного регулирования на экономику ЕАЭС.

Во-первых, наблюдается существенное повышение объемов импорта в рассматриваемых разделах ТН ВЭД и группах товаров. Это свидетельствует о том, что механизм нетарифного регулирования импорта оказывает существенное влияние на доступ товаров. Различия в значениях изменения объема импорта говорит о неоднородном ограничивающем эффекте СФС и ТБТ мер на товарном уровне (жесткости ограничения импорта товара), а также о неоднородной степени конкретности механизма применения самой нетарифной меры[4].

Во-вторых, Применение улучшенного механизма регулирования импорта способствует переходу от скрытого протекционизма к прозрачным инструментам нетарифного регулирования. Улучшенный механизм регулирования импорта способствует повышению прозрачности внешнеторговых операций. Он предусматривает установление четких правил и процедур, которые регулируют импортные операции. Такой подход снижает возможность для скрытого протекционизма, так как все требования и ограничения становятся ясными и доступными для всех участников рынка. Улучшенный механизм нетарифного регулирования импорта способствует повышению эффективности внешнеторговых операций. Прозрачные инструменты позволяют более точно определить требования к импортируемым товарам и установить механизмы проверки и контроля их соответствия.

В-третьих, в результате совершенствования механизма регулирования импорта может происходить упрощение процедур импорта, сокращение административных барьеров[3] и повышение эффективности внешнеторговых операций за счет выявления и сокращения излишнего и неоправданного нетарифного давления в тех товарных группах, в которых СФС и ТБТ меры не способны достигать своих целей.

В-четвертых, изменения в объемах и структуре импорта становятся более заметными и могут оказывать влияние на цены товаров. Увеличение импорта в некоторых секторах может привести к снижению цен на импортные товары. Это может быть положительным фактором для импортеров промежуточной продукции и комплектующих. Так, согласно опросу, проведенному ЦБ РФ в январе 2023 г., «...в условиях необходимости замещения выбывшего под влиянием санкций импорта предприятия переключаются прежде всего на аналогичную импортную и в меньшей степени на отечественную про-дукцию»[7].

Идентификация ключевых разделов ТН ВЭД, подвергшихся изменениям в структуре импорта, является важным аспектом анализа эффектов механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта. Этот анализ позволяет определить товарные группы, которые наиболее сильно откликнулись на внедрение улучшенного механизма. Особенно чувствительными оказалась группа разделов ТН ВЭД, для которых при снижении ограничивающего влияния СФС и ТБТ мер на 1% объем импорта увеличился более чем на 5%. Раздел VII - Пластмассы: Группа 39 пластмассы (114,91%); Группа 40 каучук, резина (109,98%); IX - Древесина: Группа 44 древесина; древесный уголь (115,09%); X - Масса из древесины: Группа 48 бумага и картон (107,94%); XI - Текстильные: Группа 61 предметы одежды, трикотажные машинного или

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Сл>

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

ручного вязания (108,67%); Группа 62 предметы одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания (109,49%); Группа 63 прочие готовые текстильные изделия (105,45%); Группа 70 стекло (106,71%); XV- Металлы: Группа 73 изделия из черных металлов (114,69%); Группа 76 алюминий (105,13%); Группа 81 прочие недрагоценные металлы; металлокерамика (106,44%); XVII - Транспорт: Группа 86 железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав; путевое оборудование (105,30%); Группа 87 средства наземного транспорта (115,91%). Выделение ключевых секторов, подвергшихся изменениям, помогает более детально изучить влияние механизма на развитие импортной торговли ЕАЭС. Эта информация полезна для принятия решений и разработки стратегий развития экономики региона на основе результатов внедрения улучшенного механизма регулирования импорта.

Таким образом, сравнение объемов импорта до и после внедрения механизма совершенствования нетарифного регулирования позволяет оценить его эффекты и влияние на сферу импорта в ЕАЭС. Эти результаты могут быть использованы для принятия решений и дальнейшего улучшения механизма регулирования импорта.

Заключение

Исходя из проведенного анализа изменений в объемах импорта, можно сделать вывод, что совершенствование механизма нетарифного регулирования импорта имеет важное значение для формирования нетарифной торговой политики в рамках ЕАЭС. Однако необходимо учитывать, что эффекты механизма регулирования импорта должны быть балансированы с интересами потребителей и не создавать излишней административной нагрузки на бизнес.

В заключение исследования эффектов применения механизма совершенствования нетарифного регулирования импорта в ЕАЭС, следует сделать несколько завершающих замечаний и сформулировать заключительные рекомендации.

Во-первых, результаты исследования подтверждают положительное влияние улучшенного механизма регулирования импорта на доступность импортируемых товаров без ущерба качеству. Они свидетельствуют о необходимости продолжения и усиления данного механизма в рамках ЕАЭС. Рекомендуется обеспечить стабильность и прозрачность правил регулирования импорта.

Во-вторых, необходимо уделять особое внимание контролю качества импортируемых товаров и содействовать переходу к международным стандартам. Рекомендуется укрепить механизмы сертификации и аккредитации, а также повысить эффективность мониторинга и надзора за качеством импортируемых товаров. Такие меры способствуют защите прав потребителей и повышению доверия к импортируемой продукции.

В-третьих, для дальнейшего совершенствования механизма регулирования импорта и достижения еще более положительных результатов, рекомендуется проводить дополнительные исследования в области нетарифного регулирования импорта, учитывая аспект качества продукции. Такие исследования могут включать глубокий анализ конкретных факторов, влияющих на качество импортируемых товаров, оценку эффектов долгосрочного применения механизма регулирования и изучение опыта других стран и регионов.

Литература

1. Андреева, Е. Л., Ильясов П.В. Проблемы совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - № 2. - С. 21-38. - DOI 10.24412/2072-80422021-2-21-38. - EDN STWXMF.

2. Букавнева Н., Сазанец В., Морозова О. Теоретические и практические подходы к оценке эффективности нетарифных мер внешнеторгового регулирования // Экономика. Право. Инновации. 2020. №. 4. С. 12-24.

3. Гомон И.В., Квитько Е.К. "Оценка применения мер нетарифного регулирования внешней торговли" Естественно-гуманитарные исследования, no. 1 (27), 2020, pp. 60-63. doi:10.24411 /2309-4788-2020-00011

4. Идрисова, В.В. Теоретические вопросы применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле / В. Ид-рисова. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. - 152 с. : ил. -(Научные труды / Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара; № 150Р). - ISBN 978-5-93255-311-4.

5. Ильясов П.В., Андреева Е.Л. Методический подход к оценке влияния мер нетарифного регулирования на импорт ЕАЭС // Международная торговля и торговая политика. - 2023. - Т. 9, № 2 (34). - С. 152-171.

6. Ильясов, П. В. Механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС / П. В. Ильясов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2023. - № 8. - С. 21 -38.

7. Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий // Департамент исследований и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации, - 2023. - 34 с.

8. Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. - ЦИИ ЕАБР, 2015. - 72 с.

9. Ghodsi M. "Exploring 'Non-Tariff Measures Black Box': Whose Regulative NTMs on Which Products Improve the Imported Quality?" // Wien Institut für Internationale Wirtschaftsvergleiche Working Paper. - 2021. - p. 195.

Assessment the effectiveness of implementing the improving mechanism of

non-tariff import regulation in the EAEU Ilyasov P.V.

Institute of Economics (Ural Branch) of the Russian Academy of Sciences

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The article presents an empirical analysis and assessment of the results of implementing the mechanism for improving non-tariff import regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU). Various aspects are examined, including changes in import volumes, import structure, and the quality of imported goods. The conclusion is drawn that the mechanism for improving non-tariff import regulation in the EAEU contributes to reducing the restrictive impact of non-tariff measures without compromising the quality of imported products, confirming its effectiveness. An important outcome of applying the mechanism is the simplification of import procedures, reduction of administrative barriers, and increased efficiency of foreign trade operations by identifying and reducing excessive and unjustified non-tariff pressures in those commodity groups where SPS and TBT measures fail to achieve their objectives. Keywords: EAEU, import, non-tariff regulation, improvement, mechanism. References

1. Andreeva, E. L., Ilyasov P. V. Problems of improving non-tariff regulation of

international trade within the framework of the EAEU // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2021. - No. 2. - S. 21-38. - DOI 10.24412/2072-8042-20212-21-38. -EDN STWXMF.

2. Bukavneva N., Sazanets V., Morozova O. Theoretical and practical approaches to

assessing the effectiveness of non-tariff measures of foreign trade regulation // Economics. Right. Innovation. 2020. no. 4. P. 12-24.

3. Gomon I.V., Kvitko E.K. "Assessment of the application of measures of non-tariff

regulation of foreign trade" Natural Humanitarian Studies, no. 1 (27), 2020, pp. 60-63. doi:10.24411/2309-4788-2020-00011

4. Idrisova, V.V. Theoretical issues of application of non-tariff measures of regulation

in foreign trade / V. Idrisova. - M.: Publishing House of the Gaidar Institute, 2011.

- 152 p. : ill. - (Scientific works / E.T. Gaidar Institute of Economic Policy; No. 150Р). - ISBN 978-5-93255-311-4.

5. Ilyasov P.V., Andreeva E.L. A methodological approach to assessing the impact of

non-tariff regulation measures on EAEU imports // International Trade and Trade Policy. - 2023. - V. 9, No. 2 (34). - S. 152-171.

6. Ilyasov, P. V. Mechanism for improving the non-tariff regulation of EAEU imports /

P. V. Ilyasov // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2023. - No. 8. - S. 21-38.

7. Karlova N., Morozov A., Puzanova E. Import restrictions constrain exports: results

of a survey of enterprises // Department of Research and Forecasting of the Central Bank of the Russian Federation, - 2023. - 34 p.

8. Estimation of the economic effects of the abolition of non-tariff barriers in the EAEU.

- CII EDB, 2015. - 72 p.

9. Ghodsi M. "Exploring 'Non-Tariff Measures Black Box': Whose Regulative NTMs on

Which Products Improve the Imported Quality?" // Wien Institut für Internationale Wirtschaftsvergleiche Working Paper. - 2021. - p. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.