Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС'

Проблемы совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2993
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нетарифные меры / НТМ / проблемы нетарифного регулирования / нетарифное регулирование в ЕАЭС / классификация нетарифных мер / влияние НТМ на международную торговлю / совершенствование НТМ / механизм нетарифного регулирования. / non-tariff measures / NTM / problems of non-tariff regulation / non-tariff regulation in the EAEU / classifi cation of non-tariff measures / the impact of NTMs on international trade / improvement of NTMs / mechanism of non-tariff regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Ильясов Петр Владимирович

Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования нетарифного регулирования международной торговли, в т.ч. в рамках ЕАЭС, как одного из факторов развития внешней торговли в условиях ее стагнации по причине глобальных вызовов. Цель: развитие теоретических основ нетарифного регулирования, выявление проблем его применения и обоснование перспектив развития в рамках ЕАЭС. Разработана классификация мер нетарифного регулирования и представлена динамика развития отдельных видов НТМ за период с 2009 по 2020 гг. Обоснован механизм их влияния на международную торговлю. Выявлены особенности использования НТМ в торговле. Обозначены мировые тенденции и проблемы в сфере применения нетарифных мер, а также проблемы, специфичные для ЕАЭС. Определены направления совершенствования НТМ исходя из цели сокращения торговых издержек, связанных с НТМ, без ущерба для здоровья населения и защиты окружающей среды. Сформулированы основные рекомендации в отношении НТМ для внедрения в государствах-членах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Ильясов Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAEU and International Trade: Issues of Non-Tariff Regulation Improvement

The article is devoted to the topical issue of non-tariff regulation improvement, in particular within the EAEU, as one of the drivers of international trade in the context of its stagnation due to global challenges. The study aims at developing a theoretical framework for non-tariff regulation, identifying problems of its application and justifying the prospects within the EAEU. A classifi cation of non-tariff regulation measures (NTMs) was worked out and the changes in their application over the period 2009-2020 with the impact on international trade were analyzed. The features of using NTMs in trade are revealed. Global trends and problems in the application of NTMs as well as issues specifi c to the EAEU are outlined. Given the priority to reduce trade costs associated with NTMs the areas for improving NTMs without aff ecting adversely public health and environmental protection were determined. The key suggestions regarding implementation of NTMs in the EAEU are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС»

Проблемы совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС

УДК 339.5(100) + 061.1ЕАЭС ББК 65.428(0) А-655

DOI: 10.24411/2072-8042-2021-2-21-38

Петр Владимирович ИЛЬЯСОВ,

Институт экономики УрО РАН (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29) - аспирант; +7 (343) 371-45-36; E-mail: [email protected]

Елена Леонидовна АНДРЕЕВА,

доктор экономических наук, профессор, Институт экономики УрО РАН (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д.29) - руководитель центра; +7(343)371-38-15;

E-mail: [email protected]

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования нетарифного регулирования международной торговли, в т.ч. в рамках ЕАЭС, как одного из факторов развития внешней торговли в условиях ее стагнации по причине глобальных вызовов. Цель: развитие теоретических основ нетарифного регулирования, выявление проблем его применения и обоснование перспектив развития в рамках ЕАЭС. Разработана классификация мер нетарифного регулирования и представлена динамика развития отдельных видов НТМ за период с 2009 по 2020 гг. Обоснован механизм их влияния на международную торговлю. Выявлены особенности использования НТМ в торговле. Обозначены мировые тенденции и проблемы в сфере применения нетарифных мер, а также проблемы, специфичные для ЕАЭС. Определены направления совершенствования НТМ исходя из цели сокращения торговых издержек, связанных с НТМ, без ущерба для здоровья населения и защиты окружающей среды. Сформулированы основные рекомендации в отношении НТМ для внедрения в государствах-членах ЕАЭС

Ключевые слова: нетарифные меры, НТМ, проблемы нетарифного регулирования, нетарифное регулирование в ЕАЭС, классификация нетарифных мер, влияние НТМ на международную торговлю, совершенствование НТМ, механизм нетарифного регулирования.

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

EAEU and International Trade: Issues of Non-Tariff Regulation Improvement

Elena Leonidovna ANDREEVA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Institute of Economics, the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg) (620014, Russia, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29) - the Head of the Centre, E-mail: [email protected]; Petr Vladimirovich IL YASOV,

Institute of Economics, the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg) (620014, Russia, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29) - Postgraduate student, E-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the topical issue of non-tariff regulation improvement, in particular within the EAEU, as one of the drivers of international trade in the context of its stagnation due to global challenges. The study aims at developing a theoretical framework for non-tariff regulation, identifying problems of its application and justifying the prospects within the EAEU. A classification of non-tariff regulation measures (NTMs) was worked out and the changes in their application over the period 2009-2020 with the impact on international trade were analyzed. The features of using NTMs in trade are revealed. Global trends and problems in the application of NTMs as well as issues specific to the EAEU are outlined. Given the priority to reduce trade costs associated with NTMs the areas for improving NTMs without affecting adversely public health and environmental protection were determined. The key suggestions regarding implementation of NTMs in the EAEU are presented.

Keywords: non-tariff measures, NTM, problems of non-tariff regulation, non-tariff regulation in the EAEU, classification of non-tariff measures, the impact of NTMs on international trade, improvement of NTMs, mechanism of non-tariff regulation.

ВВЕДЕНИЕ

Нетарифные меры (НТМ) - это меры государственного регулирования, отличные от таможенных тарифов, которые потенциально могут создавать экономический эффект на международную торговлю товарами.1 Для экспортеров и импортеров НТМ представляют собой серьезную проблему. Хотя многие НТМ нацелены в первую очередь на охрану здоровья населения или окружающей среды, они также существенно влияют на торговлю посредством доступа к информации, соблюдения требований и процедурных затрат. Возможность получения выгоды от доступа на рынок все больше зависит от соблюдения мер регулирования торговли, таких как санитарные требования и стандарты на товары. Оптимизация НТМ может укрепить потенциал торговых переговоров в сфере достижения баланса между снижением торговых издержек и сохранением общественных целей.

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

КЛАССИФИКАЦИЯ НТМ

В большинстве исследований используется Международная классификация НТМ ЮНКТАД, в которой систематизированы наиболее используемые в международной торговле меры2. Классификация считается постоянно развивающейся, адаптируемой к реальности международной торговли и потребностей в сборе данных. Поскольку перечень НТМ достаточно широк, на практике они могут классифицироваться по различным подходам.

По характеру нетарифные меры подразделяются на две группы:

• технические меры, которые представляют собой требования к конкретным продуктам, в основном разработанные для целей государственной политики по защите здоровья, безопасности и охране окружающей среды, такие как требования к упаковке, максимальное содержание химических веществ и соответствующие испытания и сертификация; а также

• нетехнические меры, которые представляют собой широкий спектр мер регулирования торговли, таких как квоты, неавтоматическое импортное лицензирование, правила происхождения и меры контроля над ценами.

К числу технических относятся санитарные и фитосанитарные меры (эти меры отвечают за безопасность пищевых продуктов, обеспечение здоровья человека, отсутствие вредителей), технические барьеры в торговле (применяются для достижения целей национальной безопасности, предотвращения обманных действий, охраны здоровья или безопасности человека), а также предотгрузочная инспекция. Нетехнические меры включают остальные 12 групп, за исключением мер, связанных с экспортом.

По объекту регулирования НТМ условно делятся на торговые и неторговые (например, СФС и ТБТ часто преследуют неторговые цели и направлены на исправление рыночных диспропорций, решение вопросов здоровья и безопасности потребителей и загрязнения окружающей среды).

По сферам применения, выделяют НТМ, связанные с сельским хозяйством. В эту категорию включаются три типа НТМ, определяемые в годовых периодах: специальные защитные меры, тарифные квоты и экспортные субсидии.

По степени принятия НТМ классифицируются на разрабатываемые, принятые, действующие и обязательства перед ВТО. Этап «в разработке» начинается, когда о мере становится известно другим участникам международной торговли, но она еще не вступила в силу (относится к СФС и ТБТ). Этап «принятые» - это период, в который о готовящейся мере доводится до сведения других участников международной торговли (относится к с/х НТМ). Этап «вступили в силу» или «действующие» определяет временной интервал, когда мера действует. Последний этап «прекращен» определяет период, который начинается с момента отзыва меры.

Согласно статистике ВТО, применяемые в мире НТМ можно разделить на 4 группы: меры торговой защиты (в которой сгруппированы три типа мер: антидемпинговые, компенсационные и защитные), технические меры (СФС и ТБТ),

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

нетарифные меры из Соглашения по сельскому хозяйству и прочие (количественные ограничения и информация о государственных торговых предприятиях). Из таблицы 1 видно, что количество инициируемых НТМ неуклонно растет с каждым годом. В период с 2009 по 2020 гг. стало известно о 33156 шт. новых подготавливаемых мерах, в том числе СФС в количестве 10782 шт. и ТБТ в количестве 18595 шт. Стабильно инициируются антидемпинговые меры - в среднем по 197 шт. ежегодно.

Таблица 1

Количество инициированных НТМ, 2009-2020 гг., шт. в год3

Класс НТМ 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

СФС <N <N in 3 о 5 ОО 6 5 5 2 in 6 2 m 8 1018 9 7 1001 1316 1224 1515

ТБТ 1350 1266 1139 1478 1535 1428 1222 1443 1734 2041 1986 1973

Антидемпинговые 204 171 164 195 262 230 221 277 246 193 198 0

Компенсационные 28 10 25 21 29 44 30 33 41 50 35 0

Защитные меры 21 18 10 22 18 18 15 20 12 21 38 0

Специальные меры безопасности 16 20 24 17 17 2 15 0 0 0 0 0

Квоты 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Экспортные субсидии 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Количественные ограничения 0 5 2 98 1 196 0 445 1 0 0 0

Государственные торговые предприятия 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Анализ динамики вступивших в силу НТМ показал, что имеет место общий нисходящий тренд введения новых мер (см. таблицу 2). Однако накопительным итогом группа СФС насчитывает 2882 шт. по состоянию на 2020 г. Общее число ТБТ на тот же год составляет 2966 шт. Две другие группы со значительным количеством действующих мер - антидемпинговые и количественные ограничения по 1804 шт. и 1992 шт. соответственно.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

Таблица 2

Количество вступивших в силу НТМ, 2009-2020 гг., шт. в год4

Класс НТМ 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

СФС 313 418 360 345 346 368 287 328 114 3 0 0

ТБТ 254 291 225 236 206 194 469 452 223 113 143 160

Антидемпинговые 155 136 104 130 179 168 195 182 192 209 154 0

Компенсационные 9 19 10 10 13 12 14 26 18 28 35 0

Защитные меры 9 5 11 6 5 19 18 6 9 12 21 0

Специальные меры безопасности 119 72 75 81 39 21 3 0 0 0 0 0

Квоты 3 0 0 2 4 0 0 0 0 0 0 0

Экспортные субсидии 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Количественные ограничения 500 487 453 443 66 31 12 0 0 0 0 0

Го сударственные торговые предприятия 1 1 0 0 0 15 0 0 0 1 0 0

С одной стороны, участники ВЭД должны соблюдать все более многочисленные процедуры и требования. Даже если НТМ не нацелены на торговлю непосредственно, они могут изменить объем, направление и структуру международной торговли. Необходимость оптимизации НТМ для облегчения торговли и сокращения коммерческих расходов приобрела особую важность в последние годы. С другой стороны, для регулирующих целей НТМ теперь играют главную роль, поскольку тарифы были значительно снижены в результате торговых соглашений. Исследования ЮНКТАД и ЦИИ ЕАБР показывают, что НТМ стали более ограничивающими для торговли, чем существующие тарифы5,6.

МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НТМ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ

1 января 2020 года вступил в силу ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». Настоящая НТМ направлена на достижение цели государственной политики по защите здоровья человека. Однако в то же время этот технический регламент предъявляет дополнительные требования по его соблюдению к компаниям в торгующих странах. Хотя эти меры являются законными, лица, принимающие решения, не всегда достаточно осознают объем упущенной торговли7.

Для производителей экспорт в ЕАЭС будет сопряжен с дополнительными издержками. А учитывая сроки осуществления оценки соответствия, выход на рынок ЕАЭС может сильно затянуться по времени. В результате, нетарифное регулиро-

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

вание может ограничить торговлю, что приведет к снижению доходов в странах-экспортерах и повышению потребительских цен в странах-импортерах8. Мелкие экспортеры и бедные страны выражают особую озабоченность по той причине, что НТМ оказывают на них непропорционально сильное воздействие9. Затраты, связанные с соблюдением требований нетарифного регулирования, по-разному влияют на малые и крупные фирмы, а также НТМ изменяют структуру конкуренции или размер потенциальных рынков, влияя на наценку10,11.

Среди главных особенностей, связанных с использованием НТМ, можно отметить следующие:

• НТМ влияют на стоимость торговли в 2-10 раз сильнее, чем тарифы12;

• НТМ непрозрачны, что делает торговлю менее предсказуемой;

• от 80% до 90% объема мировой торговли подвержены влиянию НТМ13;

• в ЕАЭС принято 48 технических регламентов, которые охватывают практически 85% продукции, обращаемой на территории Союза.

Понимание методов использования НТМ имеет значение для формулировки и реализации эффективных стратегий достижения целей устойчивого развития ЕАЭС. Крайне важно найти баланс между стоимостью внедрения НТМ и их регулирующими преимуществами. Однако их сложность стала препятствием для проведения реформ. С учетом вышеописанного необходимо определить направления совершенствования НТМ исходя из цели сокращения торговых издержек, связанных с НТМ, без ущерба для здоровья населения и защиты окружающей среды.

ОБЩЕМИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР

1. Проблема непрозрачности и ограниченного доступа к информации о применяемых НТМ. Исчерпывающая и сопоставимая информация о НТМ ограничена, и ее трудно получить. Это делает торговлю менее предсказуемой. Во многих странах отсутствует единый перечень товаров, по которому определялись бы товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу. Сложность планирования экспортно-импортных операций и таможенных процедур препятствует установлению эффективной международной торговли. Проблемы также могут заключаться в текущем состоянии диалога между государством и частным сектором. Государственные учреждения, как правило, работают изолированно, не доводя до сведения частного сектора информацию о многих текущих инициативах. Информационные издержки высоки и существует общая потребность в улучшении доступности и прозрачности НТМ.

По мере исполнения обязательств перед ВТО по обеспечению прозрачности международной торговли, ее участники сталкиваются с новой проблемой - количество уведомлений ТБТ и СФС кратно увеличивается. Общее количество уведомлений ТБТ достигло 40272 к 2020 г., а количество СФС уведомлений выросло

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

до 2785414. Учитывая большой объем и разнообразие регулирующих мер, для заинтересованных сторон становится затруднительно отслеживать и реагировать на меняющиеся требования к продукции.

2. Проблема чрезмерного увеличения затрат на ведение бизнеса вследствие внедрения НТМ. Неэффективные НТМ создают административное и финансовое бремя для частного сектора и государственных учреждений. Это негативно влияет на международную торговлю в виде более высоких цен на продукцию15. Экономе-трические оценки показывают, что технические меры могут повысить импортные цены на с/х продукцию на 15%, большая часть из которых связана с ограничениями по ТБТ или СФС16. Требуется пересмотр НТМ с целью минимизации затрат на соблюдение требований, улучшения структуры регламентов и повышения эффективности процессов внедрения.

Соблюдение НТМ может означать для предприятий финансовые и процедурные требования. Может потребоваться приобрести оборудование, внедрить новые производственные процессы, нанять и обучить дополнительный персонал, заплатить за получение лицензии и т.д. Кроме того, административные расходы на отправку уведомлений, публикацию информации и ведение документации могут стать дополнительным источником давления для частного сектора. Необходимость оценки проблем, связанных с соблюдением требований, становится критически важной для улучшения разработки и внедрения НТМ, устранения процедурных препятствий и минимизации затрат17.

Нетарифные барьеры (НТБ) существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС. Эксперты ЦИИ ЕАБР, используя метод опросов, установили эффекты воздействия нетарифных барьеров на торговлю по состоянию на 2015 г. Российские предприятия оценивают свои издержки от НТБ в среднем в 37,7% от стоимости продукции при экспорте в Беларусь и в 42,4% - при экспорте в Казахстан.18

3. Проблема отклонения НТМ от целей государственного регулирования. Чтобы НТМ успешно достигала целей регулирования, касающихся здоровья, безопасности или защиты, процесс их проектирования должен начинаться с четкого определения проблемы, которую необходимо решить. Рассмотрение международных стандартов, мнений экспертов и заинтересованных сторон необходимо для того, чтобы НТМ достигла своей цели и приносила пользу.

Важные потенциальные преимущества достигаются в процессе изучения существующих НТМ для выяснения их влияния на участие отечественных фирм на международных рынках. Являются ли существующие правила ясными, прозрачными и предсказуемыми? Применяются ли НТМ последовательно как к отечественным, так и к иностранным фирмам? Основаны ли существующие НТМ на лучшей имеющейся научной или другой технической информации? Соразмерны ли преследуемым целям?

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

4. Проблемы внедрения и контроля над применением НТМ. Качественно спроектированная НТМ может по-прежнему не достичь желаемых целей, если ее не применять должным образом. Учреждения, отвечающие за внедрение, должны иметь четкое представление о целях НТМ, а затем планировать их реализацию, выделяя необходимые ресурсы - финансовые, человеческие и технологические. Иногда само внедрение может оказаться дорогостоящим процессом, требующим значительных инвестиций в инфраструктуру, технологии или повседневное администрирование. Плохо спланированный подход к внедрению и отсутствие надлежащего мониторинга процессов внедрения могут стать источником дополнительных издержек.

ПРОБЛЕМЫ, СПЕЦИФИЧНЫЕ ДЛЯ ЕАЭС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Проблема расхождения НТМ между государствами-членами ЕАЭС. В рамках ЕАЭС все ещё присутствует возможность самостоятельного установления мер нетарифного регулирования странами-участницами на национальном уровне. Расхождение НТМ между странами приводит к удорожанию торговли. Положения, разработанные в странах ЕАЭС по применению НТМ, имеют различную терминологию, что приводит к значительным затруднениям в работе. Это создает серьезные проблемы для участников международной торговли, которым необходимо соблюдать требования к товарам и производственным процессам в конкретной стране.

В настоящее время действуют как стандарты ЕАЭС, так и национальные стандарты. При этом последние разрабатываются национальным органом по стандартизации. Каждое государство-член ЕАЭС может использовать эти стандарты, но они более активно используются в стране, где был разработан стандарт, особенно когда публикуются только на местном языке. Несмотря на то, что национальный стандарт является общедоступным, участникам иностранного рынка труднее применять его, чем участникам внутреннего рынка19: в некоторых случаях затраты на адаптацию являются непомерно высокими20.

Неоднородность национальных стандартов, охватывающих одну и ту же тему, но разрабатываемых разными странами, приводит к дополнительным расходам. Участники рынка должны реагировать дублированием процессов, чтобы соответствовать различным требованиям стандартов21. Необходимо придерживаться разумной политики, способствующей сближению нормативных требований, для достижения целей государственного регулирования без ограничения экономического развития22.

2. Проблема упущенной торговли. «В ЕАЭС на серийно производимую продукцию выпущено более 500 тыс. сертификатов соответствия и более пяти млн деклараций о соответствии. Это довольно значительное количество документов»23. НТБ

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

препятствуют торговле как внутри Союза, так и импорту из третьих стран24. Оценки ЕАБР показывают, что на НТБ приходится 15% стоимости внутрисоюзных торговых потоков. Многие из затрат, возникают из-за избыточности процессов, таких как переоснащение производственных циклов для различных рыночных спецификаций. Когда они устранены, фирмы могут обслуживать больше рынков с существующим или даже меньшим использованием ресурсов. Ранее использовавшиеся ресурсы перераспределяются на другие виды деятельности, где их можно использовать более продуктивно. Снижение фактических затрат, связанных с обслуживанием внешних рынков, напрямую ведет к снижению цен, которое в свою очередь ведет к увеличению спроса и увеличению использования ресурсов.

Эксперты ЦИИ ЕАБР установили, что НТБ оказывают значительное негативное влияние на торговлю. В докладе рассматривается ряд сценариев снижения НТБ и соответствующий эффект. По базовому сценарию, в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от снижения барьеров у Беларуси: ее реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние на 7,3% накопленным итогом. В Казахстане благосостояние вырастет на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7%. Эффекты для России менее значительны: благосостояние вырастет на 0,5% кумулятивно, а реальный ВВП - на 0,2%25.

3. Проблема ограничивающего влияния технических барьеров. Существенное ограничивающее влияние технических барьеров на территории государств-членов ЕАЭС можно объяснить унаследованной от СССР системой стандартов ГОСТ. Стандарты ГОСТ зачастую предъявляют обязательные требования к продукции там, где в западных странах используются лишь добровольные стандарты, а риски для жизни и здоровья человека, животных или растений могут отсутствовать26.

По состоянию на 2020 г. в ЕАЭС проделана большая работа по созданию единой системы технического регулирования. Принято 48 техрегламентов, которые охватывают практически 85% продукции, действуют единые правила и процедуры оценки соответствия27. До 80% стандартов, используемых в ЕАЭС, аналогичны международным стандартам, используемым, например, в директивах и регламентах ЕС28. Схожесть стандартов позволила бы устранить барьеры в торговле государств-членов с третьими странами29. Однако до сих пор не реализовано взаимное признание сертификатов и деклараций соответствия, выданных на основании международных стандартов.

По результатам проведенной в 2020 г. ЕЭК работы на внутреннем рынке ЕАЭС было выявлено 59 препятствий. Из которых барьеров - 11, изъятий - 13 и ограничений - 35. Анализ реестра изъятий, ограничений и барьеров в ЕАЭС показал, что препятствия в сфере технического регулирования являются самым распространенным типом препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС и составляют 22% (см. таблицу 3).

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

Таблица 3

Реестр препятствий ЕАЭС в сфере технического регулирования по состоянию на 10.12.202030

Наименование Классификация Страны, в которых действует препятствие

Применение дополнительных требований, установленных в законодательстве Республики Казахстан по отношению к содержащимся в ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) требований Барьер Казахстан

Отсутствие возможности для производителей средств электросвязи, зарегистрированным в других государствах-членах, выступать заявителями при подтверждении соответствия Ограничение Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Невыполнение государствами-членами мероприятий по приведению национальных нормативных правовых актов в соответствие с ТР ТС, по признанию утратившими силу нормативных правовых актов, противоречащих ТР ТС. Барьер Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Одновременное действие на территории Кыргызской Республики ТР ТС и национального законодательства Кыргызской Республики. Изъятие Киргизия

Одновременное действие на территории Республики Армения ТР ТС и национального законодательства Республики Армения Изъятие Армения

Наличие в технических регламентах Союза отсылочных норм на национальное законодательство различные обязательные требования к объектам технического регулирования Изъятие Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Требование таможенных органов РФ маркировки ввозимых товаров единым знаком обращения продукции на рынке Союза до выпуска товаров Ограничение Россия

Отсутствие согласованных подходов по применению национальных (государственных) стандартов государств-членов и межгосударственных стандартов, к которым присоединились не все государства-члены Ограничение Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Установление обязательных требований к продукции, в соответствии с законодательством государств-членов до вступления в силу ТР ТС Ограничение Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Недостаточность гармонизации законодательства государств-членов в области аккредитации, отсутствие взаимных сравнительных оценок с целью достижения равнозначности применяемых процедур Ограничение Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

Наименование Классификация Страны, в которых действует препятствие

Отсутствие принципов и подходов к гармонизации законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия Ограничение Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Отсутствие единых принципов и подходов к гармонизации законодательства государств-членов в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС Ограничение Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Россия

Приведенная в таблице 4 терминология, раскрывает принципиальное различие между видами препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС.

Таблица 4

Определения препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС3'

Термин Определение

Барьеры Препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза

Изъятия Предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза

Ограничения Препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза

Анализ, проведенный на основе тематических исследований и работ по сотрудничеству в области регулирования на уровне ЕАЭС, а также руководящих принципов по оптимизации НТМ, позволил обобщить следующие основные проблемы применения НТМ в ЕАЭС: высокие затраты на соблюдение требований НТМ; непрозрачность и ограниченная доступность информации о действующих НТМ; сложность в понимании механизма применения НТМ; упущенная выгода в результате использования НТМ; недостаточная гармонизация требований к процедурам по оценке соответствия; отклонение от принципов единой системы технического регулирования; отсутствие действующего механизма межгосударственной стандартизации.

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

31 ^

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НТМ В СТРАНАХ ЕАЭС

На основе анализа нами выделены следующие основные направления совершенствования нетарифного регулирования в государствах-членах ЕАЭС, с целью продвижения интеграции и повышения конкурентоспособности, которая поддерживает их устойчивое экономическое развитие, а также глобальную интеграцию:

• продвижение механизмов повышения прозрачности и доступности;

• гармонизация нормативно-правовой базы государств-членов ЕАЭС;

• комплексные меры по развитию межгосударственной стандартизации.

Повышение прозрачности и доступности НТМ

Для повышения прозрачности требуется собирать исчерпывающие и сопоставимые данные о НТМ, основываясь на международной классификации. Работа ОЭСР показала, что повышения прозрачности может быть достаточно для снижения торговых издержек32. Транспарентная информация необходима также для любых переговоров, направленных на обеспечение унификации и взаимного признания и тем самым на укрепление торговли.33

Доступ к этим данным должен быть публичным, чтобы снижать информационные издержки. Интерфейс, который обеспечивает доступ к базам данных, должен быть понятен пользователям. Наличие общедоступных, четко сформулированных и последовательно применяемых нормативных требований повышает предсказуемость и определенность для участников международной торговли. Это особенно важно в сегодняшнем взаимосвязанном мире, характеризующемся международной фрагментацией производства в рамках глобальных цепочек создания стоимости34.

Требуется укрепление и продвижение платформ для диалога между государственным и частным секторами по регуляторным и процедурным требованиям. Например, ePing - общедоступный онлайн-инструмент, разработанный Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (UNDESA) и Международным торговым центром (ITC), способствует отслеживанию уведомлений и своевременному реагированию на них. Запуск подобного сервиса в ЕАЭС мог бы разрешить серьезную проблему в отслеживании более 4500 уведомлений ТБТ и СФС ежегодно. Если стороны международной торговли осведомлены об изменениях, они могут представлять свои комментарии и использовать возможности обсуждения и сотрудничества35.

Содействие гармонизации нормативно-правовой базы

Необходимо минимизировать расхождения в сфере НТМ между государствами-членами ЕАЭС. Требуется разумная политика, которая способствует сближению нормативных требований, а не их устранению, для достижения целей государственного регулирования без ограничения экономического развития. Необходимо поддерживать сотрудничество в области регулирования между государствами-чле-

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

нами ЕАЭС с целью конвергенции нормативных требований, установления четких правил формирования современной базы стандартов и выполнения единых обязательных требований к продукции36. Растущий объем данных по этой теме, включая недавние оценки ОЭСР, свидетельствует о том, что снижение неоднородности регулирования может снизить торговые издержки, связанные с НТМ37,38. Затраты и выгоды от уменьшения различий в некоторых подходах к регулированию были определены в ходе работы ОЭСР. Данные показывают сильное положительное влияние на двусторонние торговые потоки, когда страны сотрудничают в целях сокращения ненужных торговых издержек, связанных с такими мерами, как СФС и ТБТ39.

Развитие системы межгосударственной стандартизации

В числе важнейших задач создания единой системы технического регулирования ЕАЭС является развитие межгосударственной стандартизации40. Требуется заменить устаревшие стандарты ГОСТ на современные международные стандарты, учитывающие передовой опыт развитых стран. Национальные стандарты сами по себе препятствуют торговле в евразийских цепочках добавленной стоимости, в то время как международные стандарты способствуют торговле. Технические регламенты ЕАЭС имеют большее влияние на торговлю во внутрисоюзных производственно-сбытовых цепочках, тогда как международные стандарты положительно влияют на торговлю ЕАЭС с третьими странами. Таким образом, технические регламенты сокращают информационную асимметрию между участниками рынка в цепочках добавленной стоимости единого рынка Союза. Международные стандарты служат средством глобальной коммуникации с международными торговыми партнерами.

ВЫВОДЫ

Из настоящего исследования следует, что основной задачей в современных условиях является адаптация механизма нетарифного регулирования к современным условиям международной торговли в рамках функционирования ЕАЭС. Требуется пересмотр механизма НТМ с целью минимизации затрат на соблюдение и повышения эффективности процессов внедрения. Если нормативные и процедурные требования, относящиеся к НТМ, будут более доступными, повысится осведомленность участников ВЭД, с одновременным снижением затрат и издержек, связанных со временем. Снизятся информационные расходы за счет повышения прозрачности. Ресурсы, ранее использовавшиеся для обслуживания избыточных процессов НТМ, перераспределяются на другие виды экономической деятельности, где их можно использовать более продуктивно. Снижение торговых издержек, связанных с НТМ, может повлиять на внутреннее производство двумя способами: за счет повышения эффективности и экономии ресурсов и за счет сокращения за-

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

33 0

трат, непосредственно ведущего к снижению цен41. Эффективная рыночная интеграция также требует разрешения вопросов, связанных с нетарифными мерами. Различные методы анализа, основанные на актуальных данных, позволят количественно оценить влияние НТМ в ЕАЭС и определить потенциальные выгоды от оптимизации и конвергенции нормативных требований. Единые правила обращения товаров на внутреннем рынке ЕАЭС способствуют не только устранению излишних нетарифных барьеров, но и повышению конкурентоспособности и развитию экспортного потенциала товаров и услуг, производимых в ЕАЭС.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 UNCTAD [Electronic resource]. - URL: https://unctad.org/ (дата обращения: 09.01.2021).

2 International Classification of Non-tariff Measures - 2019 version // United Nations: UNCTAD, Geneva, 2019.

3 I-TIP [Electronic resource]. - URL: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/GraphView.aspx-?period=y&scale=ln (дата обращения: 17.01.2021).

4 I-TIP [Electronic resource]. - URL: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/GraphView.aspx-?period=y&scale=ln (дата обращения: 17.01.2021).

5 Non-tariff measures to trade: economic and policy issues for developing countries // Developing Countries in International Trade Studies: UNCTAD, Geneva, 2013.

Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий. — ЦИИ ЕАБР. - 2015. - 96 с.

7 Beghin J.C., Bureau J. Quantitative policy analysis of sanitary, phytosanitary and technical barriers to trade // Economie internationale. 2001. Vol. 87. P. 107-130.

Kee H.L., Nicita A. Trade Frauds, Trade Elasticities and Non-Tariff Measures // World Bank. 2017.

9 Murina M., Nicita A. Trading with conditions: the effect of sanitary and phytosanitary measures on the agricultural exports from low-income countries. The World Economy. 2017. Vol. 40(1). P. 168-181

10 Neven D. Evaluating the Effects of Non-Tariff Barriers: The Economic Analysis of Protection in WTO Disputes // Washington DC: World Bank. 2011.

11 Fischer R., Serra P. Standards and protection // Journal of International Economics. 2000. Vol. 52, P. 377-400.

12 Cadot O., Gourdon J., van Tongeren F. Estimating Ad Valorem Equivalents of Non-Tariff Measures:Combining Price-Based and Quantity-Based Approaches // OECD Publishing, Paris, 2018. Vol. No. 215.

13 The Trade and Development Impact of Non-Tariff Measures: Insights from a new database // United Nations publication: UNCTAD, Geneva, 2017.

14 ePing [Electronic resource]. - URL: https://epingalert.org/ (дата обращения: 16.01.2021).

15 Gourdon J., Cadot O. Non-Tariff Measures, Preferential Trade Agreements, and Prices: New evidence» // Review of World Economics. 2016. Vol. 152(2).

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

16 Gourdon J., Stone S., van Tongeren F. Non-tariff measures in agriculture // OECD Food, Agricultureand Fisheries Papers. Vol. 147, OECD Publishing, Paris, 2020.

17 Kinzius L., Sandkamp A., Yalcin E. Trade protection and the role of non-tariff barriers // Review of World Economics. 2019. Vol. 155(4), P. 603-643.

18 Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий.

— ЦИИ ЕАБР. - 2015. - 96 с.

19 Blind K. The economics of standards: Theory, Evidence, Policy - a Review Article // Homo Oeconomicus. 2004. Vol. 22. P. 111-122.

20 Blind K., Jungmittag A. Trade and the impact of innovations and standards: The case of Germany and the UK // Applied Economics. 2005. Vol. 37(12). P. 1385-1398.

21 Trade in value-added: Concepts, methodologies and challenges: Joint OECD-WTO Note // WTO, Geneva/OECD Publishing, Paris, 2012.

22 Blind R., Mangelsdorf A., Niebel C., Ramel F. Standards in the global value chains of the European Single Market // Review of International Political Economy. 2018. Vol. 25:1, P. 2848.

23 Виктор Назаренко призвал экспертное сообщество активнее участвовать в совершенствовании единой системы технического регулирования. 2020. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/07-10-2020-01.aspx (дата обращения: 23.01.2021).

24 Assessment of Costs and Benefits of the Customs Union for Kazakhstan // World Bank: Washington DC, 2012.

25 Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий.

— ЦИИ ЕАБР - 2015. - 96 с.

26 Tarr G. The Eurasian Customs Union among Russia, Belarus and Kazakhstan: Can It Succeed Where Its Predecessor Failed? // Centre for Economic and Financial Research Policy Paper series. 2012. Vol. 37. p. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 На рынке должны остаться только компетентные и добросовестные органы по оценке соответствия. 2020. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/02-07-2020-05.aspx (дата обращения: 23.01.2021).

28 Кофнер Ю. Система технического регулирования в ЕАЭС. - Партнер ЕАЭС. Вестник Евразийского экономического союза. - 2018. - № 1(8). - С. 76-77.

29 Кондратьева Н. Сравнительный анализ технического регулирования ЕС и ЕАЭС. // Современная Европа. - 2018. - №4, с. 155-163.

30 Реестр препятствий ЕАЭС [Электронный ресурс]. - URL: https://barriers.eaeunion. org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx (дата обращения: 16.01.2021).

31 Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза. Доклад. -Москва: Евразийская экономическая комиссия. - 2016. - 43 с.

32 Facilitating trade through regulatory cooperation: The case of the WTO's TBT/SPS Agreements and Committees // WTO, Geneva/OECD Publishing, Paris, 2019.

33 International Classification of Non-tariff Measures - 2019 version // United Nations: UNCTAD, Geneva, 2019.

34 von Lampe M., Deconinck K., Bastien V. Trade-Related International Regulatory Cooperation: A Theoretical Framework // OECD Trade Policy Papers. Vol 195: OECD Publishing, Paris, 2016.

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

35 Facilitating trade through regulatory cooperation: The case of the WTO's TBT/SPS Agreements and Committees // WTO, Geneva/OECD Publishing, Paris, 2019.

36 ЕАЭС необходимы комплексные меры по развитию межгосударственной стандартизации. 2020. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-06-2020-2. aspx (дата обращения: 23.01.2021).

37 Grundkeab R., Moser C. Hidden Protectionism? Evidence from Non-tariff Barriers to Trade in the United States // Journal of International Economics. 2019. Vol. 117, P. 143-157.

38 Cadot O., Gourdon J., van Tongeren F. Estimating Ad Valorem Equivalents ofNon-Tar-iff Measures:Combining Price-Based and Quantity-Based Approaches // OECD Publishing, Paris, 2018. Vol. No. 215.

39 Disdier A., Stone F., van Tongeren F. Trade and economic effects of IRC - Further empirical evidence from SPS and TBT Provisions // OECD Trade Policy Papers, Forthcoming, 2019.

40 Виктор Назаренко призвал экспертное сообщество активнее участвовать в совершенствовании единой системы технического регулирования. 2020. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/07-10-2020-01.aspx (дата обращения: 23.01.2021).

41 Disdier A., Stone F., van Tongeren F. Trade and economic effects of IRC - Further empirical evidence from SPS and TBT Provisions // OECD Trade Policy Papers, Forthcoming, 2019.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза. Доклад. - М.: Евразийская экономическая комиссия. - 2016. - 43 с. (Bar'ery', iz''yatiya i ogranicheniya Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza. Doklad. - M.: Evrazijskaya e'konomicheskaya komissiya. - 2016. - 43 s.)

Виктор Назаренко призвал экспертное сообщество активнее участвовать в совершенствовании единой системы технического регулирования. 2020. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/07-10-2020-01.aspx (дата обращения: 23.01.2021) (Viktor Nazarenko prizval e'kspertnoe soobshhestvo aktivnee uchastvovat' v sovershenstvovanii edinoj sistemy' texnicheskogo regulirovaniya. 2020).

ЕАЭС необходимы комплексные меры по развитию межгосударственной стандартизации. 2020. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-06-2020-2. aspx (дата обращения: 23.01.2021) (EAE'S neobxodimy' kompleksny'e mery' po razvitiyu mezhgosudarstvennoj standartizacii. 2020)

Кондратьева Н. Сравнительный анализ технического регулирования ЕС и ЕАЭС // Современная Европа. - 2018. - №4. с.155-163 (Kondrat'eva N. Sravnitel'ny'j analiz texnicheskogo regulirovaniya ES i EAE'S // Sovremennaya Evropa. - 2018. - №4. s.155-163)

Кофнер Ю. Система технического регулирования в ЕАЭС. - Партнер ЕАЭС.// Вестник Евразийского экономического союза. - 2018. - № 1(8). - С. 76-77 (Kofner Yu. Sistema texnicheskogo regulirovaniya v EAE'S. - Partner EAE'S.// Vestnik Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza. - 2018. - № 1(8). - S. 76-77).

Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий. -ЦИИ ЕАБР. - 2015. - 96 с. (Ocenka vliyaniya netarifny'x bar'erov v EAE'S: rezul'taty' oprosov predpriyatij. - CII EABR. - 2015. - 96 s.)

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

На рынке должны остаться только компетентные и добросовестные органы по оценке соответствия. 2020. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pag-es/02-07-2020-05.aspx (дата обращения: 23.01.2021) (Na ry'nke dolzhny' ostaf sya tolko kompetentnye i dobrosovestny'e organy' po ocenke sootvetstviya. 2020)

Реестр препятствий ЕАЭС [Электронный ресурс]. - URL: https://barriers.eaeunion. org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx (дата обращения: 16.01.2021) (Reestr prepyatstvij EAE'S [ETektronny'j resurs])

Assessment of Costs and Benefits of the Customs Union for Kazakhstan // World Bank: Washington DC, 2012.

Beghin J.C., Bureau J. Quantitative policy analysis of sanitary, phytosanitary and technical barriers to trade // Economie internationale. 2001. Vol. 87. P. 107-130.

Blind K. The economics of standards: Theory, Evidence, Policy - a Review Article // Homo Oeconomicus. 2004. Vol. 22. P. 111-122.

Blind K., Jungmittag A. Trade and the impact of innovations and standards: The case of Germany and the UK // Applied Economics. 2005. Vol. 37(12). P. 1385-1398.

Blind R., Mangelsdorf A., Niebel C., Ramel F. Standards in the global value chains of the European Single Market // Review of International Political Economy. 2018. Vol. 25:1, P. 28-48.

Cadot O., Gourdon J., van Tongeren F. Estimating Ad Valorem Equivalents of Non-Tariff Measures:Combining Price-Based and Quantity-Based Approaches // OECD Publishing, Paris, 2018. Vol. No. 215.

Disdier A., Stone F., van Tongeren F. Trade and economic effects of IRC - Further empirical evidence from SPS and TBT Provisions // OECD Trade Policy Papers, Forthcoming, 2019.

Facilitating trade through regulatory cooperation: The case of the WTO's TBT/SPS Agreements and Committees // WTO, Geneva/OECD Publishing, Paris, 2019.

Fischer R., Serra P. Standards and protection // Journal of International Economics. 2000. Vol. 52, P. 377-400.

Gourdon J., Cadot O. Non-Tariff Measures, Preferential Trade Agreements, and Prices: New evidence» // Review of World Economics. 2016. Vol. 152(2).

Gourdon J., Stone S., van Tongeren F. Non-tariff measures in agriculture // OECD Food, Agri-cultureand Fisheries Papers. Vol. 147, OECD Publishing, Paris, 2020 - https://www.researchgate. net/publication/346211908_Non-tariff_measures_in_agriculture.

Grundkeab R., Moser C. Hidden Protectionism? Evidence from Non-tariff Barriers to Trade in the United States // Journal of International Economics. 2019. Vol. 117, P. 143-157.

International Classification of Non-tariff Measures - 2019 version // United Nations: UNCT-AD, Geneva, 2019 - https://unctad.org/system/files/official-document/ditctab2019d5_en.pdf.

Kee H.L., Nicita A. Trade Frauds, Trade Elasticities and Non-Tariff Measures // World Bank. 2016 - http://pubdocs.worldbank.org/en/344411480467906265/3-Kee.pdf.

Kinzius L., Sandkamp A., Yalcin E. Trade protection and the role of non-tariff barriers // Review of World Economics. 2019. Vol. 155(4), P. 603-643.

Murina M., Nicita A. Trading with conditions: the effect of sanitary and phytosanitary measures on the agricultural exports from low-income countries. The World Economy. 2017. Vol. 40(1). P. 168-181

Neven D. Evaluating the Effects of Non-Tariff Barriers: The Economic Analysis of Protection in WTO Disputes // Washington DC: World Bank. 2011.

2 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

Non-tariff measures to trade: economic and policy issues for developing countries // Developing Countries in International Trade Studies: UNCTAD, Geneva, 2013 - https://unctad.org/ webflyer/non-tariff-measures-trade-economic-and-policy-issues-developing-countries

Tarr G. The Eurasian Customs Union among Russia, Belarus and Kazakhstan: Can It Succeed Where Its Predecessor Failed? // Centre for Economic and Financial Research Policy Paper series. 2012. Vol. 37. p. 6.

The Trade and Development Impact of Non-Tariff Measures: Insights from a new database // United Nations publication: UNCTAD, Geneva, 2017.

Trade in value-added: Concepts, methodologies and challenges: Joint OECD-WTO Note // WTO, Geneva/OECD Publishing, Paris, 2012 - https://www.ecb.europa.eu/home/pdf/research/ compnet/20140630/Yamano_TiVA_Paper.pdf?75fce7c676623a355aeeab12e9693725.

von Lampe M., Deconinck K., Bastien V. Trade-Related International Regulatory Cooperation: A Theoretical Framework // OECD Trade Policy Papers. Vol 195: OECD Publishing, Paris, 2016 - https://www.oecd-ilibrary.org/trade/oecd-trade-policy-working-papers_18166873?page=3. ePing [Electronic resource]. - URL: https://epingalert.org/ (дата обращения: 16.01.2021). I-TIP [Electronic resource]. - URL: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/GraphView.aspx?peri-od=y&scale=ln (дата обращения: 17.01.2021).

UNCTAD [Electronic resource]. - URL: https://unctad.org/ (дата обращения: 09.01.2021).

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.