16. Seleucus GK Modern Educational Technology: Manual. allowance. - M. Nar. Education, 1998. - 255. Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.
УДК: 796/799
МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДОВ УБЕЖДЕНИЯ И ВНУШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
А. А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ) Пермь
MECHANISMS OF SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY UNDER THE INFLUENCE OF THE INTERACTION OF THE METHODS OF PERSUASION AND SUGGESTION IN THE PROCESS OF PHYSICAL
CULTURE LESSONS
А.А. Opletin - candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture Perm National Research Polytechnic University (PNIPU) Perm
e-mail: opletin. a@yandex. ru
Ключевые слова: личность, саморазвитие, физическая культура, механизм.
Аннотация. В статье представлен механизм саморазвития личности средствами физической культуры. Раскрытие механизма междисциплинарного знания видится через соотношение внутреннего и внешнего факторов личности. В основу положена концепция взаимодействия убеждения и внушения в педагогическом процессе и неосознаваемых процессов психики человека.
Key words: personality, self-development, the physical culture, the mechanism.
Abstract. The article presents the mechanism of self-development of personality by means of physical culture. Disclosure mechanism of interdisciplinary knowledge is seen through the correlation of internal and external factors of personality. It is based on the concept of interaction between persuasion and suggestion in the educational process and the unconscious processes of the human psyche.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, связанными с переходом к рыночной экономике, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно-личностных ценностей в обществе,
которые повлекли за собой коренные изменения в образовании, поставив образовательный процесс в позицию поиска новых путей и средств активизации личности как субъекта собственного самопреобразования, адекватного требованиям жизни и не противоречащего целостной сущности личности. Образовательный процесс, находясь в состоянии свободного творческого поиска, создает благоприятные условия для саморазвивающейся личности, так как ей предоставляется широкая возможность для свободного выбора и более полного удовлетворения потребностей в самореализации, самовыраждении.
Такая постановка вопроса требует модернизации процесса образования, перевода его на рефлективность и ценностные отношения к личности. Необходимость поиска адекватных методов влияния, ставивших личность в позицию самопознания и саморазвития и создание механизма реализации данного процесса.
Цель работы: создание механизма, социальных установок саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой, основанных на концепции осознаваемого и неосознаваемого психики человека.
Гуманистическая ориентированность концепции взаимодействия противоречивых явлений осознаваемого и неосознаваемого психики человека свидетельствует о их многоплановости и многомерности, их неравновестность и нелинейность, а так же создает предпосылки углубленно решать сложные задачи в образовательном процессе.
Следует подчеркнуть, что, не называя прямо элементы синергии, основоположники механизма саморазвития в свое время (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс) признавали активизацию смешения разных видов разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью Р. Бернс, [5,с. 48-69]. Ученые отнесли это явление к одному из видов «фасилитации откровенности».
Физиологи и психологи увидели в этом сочетании и взаимодействии целостность, способную раскрыть истоки создания установок с их достаточно смысловым влиянием на формирование ориентаций, качеств, взглядов в процессе реализации.
Синергетический аспект концепции взаимозависимости осознаваемого и неосознаваемого в психике в теории И. Е. Шварца [18] объединил в себе опыт исследования физиологов, психологов и создал свой механизм решения многих сложных задач в области педагогики.
В основе концепции взаимодействия происходит выражение двух видов взаимодействия. В первом случае - это взаимодействие, как и в любой концепции внешнего и внутреннего, по Л. С. Рубинштейну. Во втором случае взаимодействие происходит на основе синергии, где сам способ воспитания является взаимодействием, взаимовлиянием, взаимозависимостью методов убеждения и внушения на основе взаимовлияющей связи, сознания и бессознательного согласно философской концепции В. Б. Бассина [4], и др. Взаимодействие методов влияния на личность идет в широком плане - на все виды убеждения (в зависимости от решения задач) на сферу неосознаваемого тоже в зависимости от цели решения педагогических задач. С одной стороны - это синергетический аспект, с другой - сам процесс воспитания, в частности саморазвития личности средствами физической культуры основываясь на теории установки по концепции грузинских психологов школы Д. Н. Узнадзе, где тоже при определенных условиях на основе синергии взаимодействуют методы убеждения и внушения. Выбор концепции по определению механизма саморазвития личности средствами физической культуры обусловлен самим влиянием саморазвития, где роль субъекта деятельности чрезвычайно высока, и она выступает в этом своеобразном виде деятельности как самостроение своей личности на разных уровнях сознания.
В этом смысле позиция И. Е. Шварца близка к позиции Н. Д. Узнадзе и отечественных физиологов и психологов, разрабатывающих проблему механизма в разных аспектах жизнедеятельности человека
Следует отметить, что проблема механизма в воспитании, и в частности в области педагогической культуры, разработана слабо и до сих пор остается проблемной дисциплиной.
Научные обоснования этой проблемы, наиболее приемлемые отечественной области научных знаний, привлекли внимание идеи и концепции ученых-психологов Запада в конце 18 и начале 19 века.
Среди многих психологических школ того времени, так или иначе касающихся проблемы механизма саморазвития, выделяется школа гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Так, А. Маслоу видит механизм саморазвития личности в ведущем компоненте его структуры - в самореализации, где, по мнению ученого, идет развитие внутренних возможностей человека. В саморазвитии А. Маслоу видит проявление потребности самоусовершенствования человека, а механизм потребности - по А. Маслоу -важный фактор мотива, направленного на самосовершенствование личности. К. Роджерс, признавая вслед за А. Маслоу механизмом саморазвития самореализацию, уточняя, добавляет, что она реализуется через смысл жизни. В целом гуманистическая школа психологов Запада в качестве механизма саморазвития считает самоактуализацию и самореализацию как факторы, обеспечивающие непрерывное саморазвитие личности. Школа отечественных психологов, основываясь в основном на теории А. Маслоу - К. Роджерса и их последователей и учеников, при наличии разных школ в большинстве своем рассматривает психологические явления с позиции единой системы соотношения внешнего и внутреннего. Л. С. Рубинштейн, [16, с. 312] уточняет некоторые детали этого соотношения в своей концепции. В концепции Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко в качестве механизма саморазвития выступает, как и у Маслоу, самоактуализация и самореализация. В. Г. Маралов видит механизм при взаимодействии таких компонентов саморазвития, как самопринятие и самопрограммирование, так как первый компонент завершает акт самопознания, а второй -предвосхищает события своей внешней и внутренней жизни в области саморазвития (2002).
За последние годы физическая культура вышла на новую стадию осмысления ее сущности, в которой просматривается ее интегральный характер, где явление взаимодействия занимает важное место, т. к. она влияет на комплекс личностных сфер человека, включая не только ценностно-мотивационную, интеллектуальную, но и эстетическую эмоциональную сферу психики человека (И. М. Быховская, 1993; Ю. М. Николаев, 1997; В. И. Столяров, 1986; И. И. Сулейманов, 1991; М. И. Лубышев, 1992 и др. ). Б.М. Коган говорил о взаимосвязи нелинейных структур, биологической сущности человека и его сущности духовной в процессе реализации личности в двигательной деятельности на занятиях физической культурой (1974). Но это только постановка задач.
На современном этапе при изучении явления саморазвития у большинства ученых психологов прослеживается теория A. Маслоу на принципе взаимодействия.
Однако в литературе есть данные, где с дифференцированным подходом раскрыт на основе взаимодействия механизм физического воспитания (В. И. Манжелей, 2008).
Эта позиция наиболее близка нам, так как в отдельных случаях просматривается внушаемое влияние на личность спортсмена. Со стороны педагога - внушение; со стороны субъекта деятельности в овладении физическим воспитанием - самовнушение. И. В. Манжелей в работе «Педагогические модели физического воспитания» (2008) пишет, что выступая как субъект деятельности, человек осваивает ее, овладевает ею, способен быть готовым к творческому преобразованию, осознав ее смысл, быть способным к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию [10, с.31]. Это характеристика субъекта саморазвития, но не вскрытие сущности феномена его.
Автор дает широкую картину механизма как взаимодействия того кто учит и того, кто учится. Через взаимодействие внутренней и внешней активности, двух субъектов деятельности. Взаимодействие стремления по принципу «сверху-вниз». Их механизмы пересекаются и взаимодействуют. Ценность этого интересного подхода в его
дифференцированности. И по многим параметрам он близок нам по представлению механизма саморазвития и введения частично внушения.
Единственное, что не отвечает нашей концепции - это включение переживаний (мы называем их формулами долженствования). По концепции И. Е. Шварца, ведущим звеном выступают тоже два вида - внешнее и внутреннее. Как и у С. Л. Рубинштейна, но переживание долженствования у И. E. Шварца исключено. Как показали исследования А. С. Новоселовой (1998, 2001), при внушающем влиянии занимающиеся плохо воспринимают его. И это как бы зачеркивает предыдущие хочу-могу. Эту концепцию поддерживают психологи школы А. С. Ромена (1973, 1974, 1983), считая, что лучше заканчивать самовнушение переживанием... «пусть будет так!» У А. С. Новоселовой (хочу - могу -делаю - нравится - буду делать).
Итак, в нашей концепции по И. Е. Шварцу А.С. Новоселовой механизм решения задач образовательного характера основан первично на теории установки Д. Н. Узнадзе.
Установка по Д. Н. Узнадзе - это целостное состояние, возникающее у субъекта под воздействием окружающей среды и представляющее непосредственную причину или условие течения поведения. Иногда говоря, установка - состояние предуготовленности субъекта к определенному способу поведения в определенных обстоятельствах, обусловленное потребностями среды (1966).
Психологическая (первичная) установка определяется автором как ориентированная в процессе реализации на «предметное поведение», при котором у субъекта формируется уверенность в себе, пробуждается желание в чем-то стать лучше, уметь тормозить себя, активизировать свое психологическое состояние и т.д. Этот вид установки близок нам своей побудительной силой. Учениками и последователями Д. Н.Узнадзе отмечена возможность установки создавать ее направленность в действии, что выводит ее на более высокий уровень (Ш. Н. Чхарташвили). В своих последних работах Д. Н. Узнадзе вывел установку на довольно высокий ранг, назвав ее личностной установкой. Вслед за ним Ш. Н. Чхарташвили определил психологическую установку как «целостную установку личности».
А. Г. Асмолов, поддерживая концепцию грузинских психологов, рассматривает данные понятия с позиции деятельности, считая, что при реализации она реализуется в действии, т.е. в деятельности человека, и называет первичную психологическую установку «операциональной и смысловой». Автор понимает ее как форму выражения смысла в регуляции деятельности человека, по его мнению, это установка самого высокого уровня [3, с. 68].
В физическом воспитании, как и в физической культуре, механизм авторитарного влияния на личность отрицается, приветствуется механизм гуманистического воздействия через взаимодействие, сотворчество и создание благоприятных условий для самоуправления своим поведением с условием свободы выбора человека, занимающегося физическим развитием личности (И.Г. Фомичева, 2004). Ученые из области физической культуры положительно воспринимают теорию Д.Н. Узнадзе об установке, формирование которой видно при взаимодействии убеждения сверху (по А.Н. Леонтьеву) и снизу по (по А.Г. Асмолову), где называются открыто элементы внушающего влияния, но в тексте они просматриваются «через включение субъекта в специально организованную личностно значимую деятельность.» с «принуждением изнутри», т.е. с разными видами самовоздействия (А.К. Маркова, Т.А. Матис, И.В. Манжелей, А.Б. Орлов и др.). Так, И.В. Манжелей (2008) поддерживает такой подход воспитания и называет его «необходимой интегративной тактикой конструктивного взаимодействия с указанием, что он способствует самоопределению и самосовершенствованию личности»[10].
Вопросу механизма воспитания в области физической культуры в последние годы уделяется серьезное внимание: формирование индивидуальности личности, ее самобытности и самостоятельности, когда в качестве основной цели выступает процесс самосозидания на основе внутренней активности (Л.А. Беляева, И. В. Манжелей, И. Г. Фомичева, Е.В.
Слюсарев). Такой метод близок к категории саморазвития личности, в том числе и механизму установки.
Синергия осознаваемого и неосознаваемого в психике человека в самых разных организационных формах в 70-е годы широко применялась в области разных наук, в том числе в области физической культуры под общим названием, Психическая саморегуляция (1973, 1974, 1983). По этой проблеме прошли две конференции в г. Алма-Ата и симпозиум в г. Москве (1983).
«Психическая саморегуляция» как способ управления психическим состоянием человека широко применяется в спортивной практике (Безбородова Н. Я., Волков И. П., Дашкевич О. В., Дехтяр О. В., Завьялов Д. А., Иванов И. П., Кжевников В. Н., Кондратов А.М., Пуни А. Ц., Рябов А. Ю., Сиваков В. И., Троск В. А., Ханин Ю. Л., Черникова О. А., др.). Такой вид стимулирования психической активности применяется в разных видах спорта в зависимости от решения конкретных задач. [1,7,8,17]. По мнению ученых, работающих в этой области, при включении в процесс влияния на личность такого способа, как психическая саморегуляция, у человека снимается напряжение, дисциплинируются эмоции, что существенно влияет на результат.
Способ влияния на личность, основанный на взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, в практике учебно-воспитательной работы с людьми известен как психическая саморегуляция. Он применяется для стимулирования психической активности человека в разных видах деятельности для решения конкретных задач в конкретных ситуациях.
Известен опыт применения психической саморегуляции в рамках релаксационной психофизической тренировки в оздоровительных занятиях для повышения нервно-психической адаптации (Ф.В. Попова, В.П. Утенко, и др.). Ученые, работающие в этом направлении, отмечают, что психический тонус связан с мышечным тонусом. Между ними установлена взаимосвязь и идет взаимоподкрепление.
В медицинской и психологической практике этот метод применяется для профилактики утомления, для управлением психическим состоянием человека (Беляев Г.С., Иванов Н. В., Лебединский М. С., Лубянская А. И., Мякков И. Ф., Панов И. Г. и др.).
Известны диссертационные исследования в области педагогики (В. А. Бакеев, Л. В. Гашева, Л. К. Гейхман, В. Н. Куликов, А. С. Метельницкая, А. В. Малкова, А. С. Новоселова, М. М. Сировский, А. С. Садовская, Б. М. Чарный, В. А. Часов, И. Е. Шварц, и др.) В области физической культуры на основе этой концепции известны фундаментальные исследования, сделанные уже в начале 21-го века (А. С. Новоселова, 2007; А. А. Оплетин [12, 13, 14]; Л. А. Титова, 2005, 2011; Н. Л. Пономарев, 1992, 2008).
В данных случаях речь идет о первичной психологической установке, ориентированной на предметное поведение.
Однако следует заметить, что некоторые психологи XIX века на Западе, не отрицая в целом концепцию А. Маслоу, механизм саморазвития рассматривал несколько с других позиций, а именно как изменение социальных установок и построение человеком своей собственной жизни (Э. Берн, М. Рокич). Такое понимание механизма саморазвития личности углубляло понятие механизма, так как называлась конкретная цель - создание установок в построении личностью собственной жизни. Однако при всем этом следует отметить, что зарубежные психологи не изучали конкретно ни сам феномен саморазвития, ни механизм в качестве целостного целевого исследования, а раскрывали эти явления в процессе решения проблем общего развития личности.
Отдавая должное концепции механизма саморазвития (А. Маслоу - К. Роджерса) принимая общий подход отечественной психологической школы по рассмотрению явлений с позиции единой системы взаимодействия, мы принимаем и другую точку зрения, более близкую нам в понимании механизма саморазвития с позиции Э. Фрома и М. Рокича - об установке самостроения своей жизни, знаний и самой личности.
Следует заметить, что еще во времена изучения саморазвития А. Маслоу и К. Роджерса, Э. Берн и М. Рокич, не отрицая их учения о механизме саморазвития, указывали на то, что установка в любом виде не без влияния социума, может на определенных условиях считаться установкой, серьезно влияющей на самостроение личности в процессе «широкого круга деятельности», а не только предметного поведения, что позволяет отнести ее к социальному детерминизму.
В отечественной литературе о социальной установке личности заговорили социальные психологи в процессе изучения феномена суггестии в конце хх века (М.Н. Колбановский, 1963; Б.Д. Парыгин, 1968; Поршнев, 1966; Ю.А. Шеркович, 1971; П.Н. Шихарев, 1976; В.А. Ядов, 1978), В.Н. Куликов, 1979.
Современные социальные психологи, в частности П.Н. Шихирев, определяют социальную установку как «едва ли не самый важный психологический механизм включения индивида в социальную систему [19, с. 278].
По мнению В.А. Ядова, специфика социальной установки в том, что она возникает в результате взаимодействия социальной ситуации и социальной потребности - в отличие от первичной психологической установки - от ситуации, складывающейся на уровне потребностей в ситуациях личного характера [20, с. 74-100].
В процессе научной дискуссии по данной теме большинство ученых сошлись во мнении, что социальная установка отличается от психологической первичной -социальностью. Все зависит от конкретных условий, в которых социальные условия создаются и реализуются. П.Н. Шихарев считает социальную установку явлением сложным. С одной стороны, она включает в себя психологические переживания, с другой - налицо факт социальной детерминации и направленности. И это в установке действует одновременно. Перевод психологической первичной установки в систему ценностных ориентаций по существу и есть перевод установки личностной в социальную [19 с. 293]. А.Г. Асмолов подчеркивает, что установка личности, психологическая или социальная, выступает в качестве регулятора поведения в зависимости от задач, которые решаются на основе данной концепции. Кроме того, зарубежные и отечественные психологи отмечают, что обе установки имеют одинаковый механизм - доминанту - и подчиняются созданию самих установок, одним принципам и закономерностям.
Важной характеристикой обеих доминантных установок является принцип подключения самого человека к управлению своим поведением и деятельностью (М.И. Виноградов, К.С. Точлин, 1967). Предметом дискуссий ученых по данной проблеме стал вопрос - насколько установки осознаваемы. Первичная психологическая установка уже учеными грузинской школы была признана неосознаваемой или «предосознаваемой», как отмечают некоторые ученые, поскольку в неё входил личностный сигнал (К. Роджерс, А.Г. Асмолов). Как утверждают большинство психологов в момент реализации она осмысливается, оценивается и при наличии положительного результата включается в опыт предметного поведения.
Относительно социальной установки мнения ученых разделились. Одни утверждают, что социальная установка осознаваема (Ш. Надриашвили, В.А. Ядов). Другие сомневаются и считают, что в ней доминируют и неосознаваемые компоненты (Ш. Чхарташвили). И.П. Шихирев омечает, что неосознаваемые компоненты - лишь психологический фон в социальной установке [19]. В целом большинство психологов пришли к мысли, что социальные установки могут выступать чаще всего как осознаваемые, но не исключая возможность наличия в них и неосознаваемого - все зависит от цели решаемой проблемы. Психологи считают, что при переходе из общепсихологической установки личности в социальную, структура её в целом не меняется, а усиливается социальная направленность. Убеждение в обоих случаях выражено комплексом всех видов, влияющих на формирование изучаемого явления.
В образовательном процессе психологические установки - первичная или социальная - создаются в условиях дискретности социального воспитания.
С выходом в реальный социум, при участии в реальных социально значимых для общества делах и проектах эти установки становятся устойчивыми, смысловыми социальными установками, создавая доминанту и, будучи широко социализированными становятся регуляторами поведения, социальной деятельности в обществе (А.С. Новоселова, 2001).
О формировании установок в области физической культуры пишут А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Они опираются на теорию Н.Д. Узнадзе, идеи А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова. Здесь речь идет уже конкретно о личности. Такой подход близок нашей концепции механизма саморазвития средствами физической культуры.
Экспериментальная практика показала, что в образовательном процессе при обучении студентов саморазвитию личности средствами физической культуры целесообразно с начала создавать первичную психологическую установку с ориентацией на предметное поведение в процессе приобщения студентов к саморазвитию. Это порождает интерес, серьезно влияющий на мотивацию к занятиям, снимает напряжение, создает умение управлять своим психическим состоянием, пробуждает стремление к серьезному овладению упражнениями саморазвития, учит тормозить проявление негативных жизненных состояний, создает уверенность в своих силах. (А. А. Оплетин) [12].
В процессе первичной ориентировки уже на уровне полного сознания осмысливаются и ее цель, и значимость этих занятий для самосовершенствования личности.
Однако в условиях вузовского образования личностная установка, став уже устойчивой и доминантной для саморазвития личности ,недостаточна, хотя и необходима.
Средствами физической культуры в процессе обучения саморазвитию личности студентов решаются одновременно и другие сложные, важные и нужные для специалиста задачи в области профессиональной и гражданской подготовки к самореализации в будущей профессии.
В процессе занятий физической культурой, первичная психологическая установка переводится в другой ее вид - социальную установку личности. Поскольку зарубежные и отечественные психологи считают, что обе установки создаются и действуют в качестве ведущих регуляторов поведения по одним и тем же критериям и закономерностям, это не вызывает необходимости проведения особого исследования.
Методы внешнего влияния остаются прежними: усиливаются методы убеждения в его разных видах, в качестве элементов внушения усиливается роль эмоционального влияния через средство общения, демонстрации, ситуации, СМИ с более глубокой социальной насыщенностью, включение в такие ситуации непосредственно самих студентов.
Социальным становится блок целеполагания, задачи направлены на решение социальных проблем социально насыщенной деятельности. И целый блок понимаю -принимаю - хочу - знаю - умею - могу делать самостоятельно - содержит в себе социальную направленность саморазвития как гуманитарной социальной установки. Условия те же - благоприятные, адекватные целевой установке, востребованность со стороны среды. Существенно увеличивается роль сознательного, хотя, неосознаваемое сопутствует как сопровождающий фон. Убеждение в этом случае - весьма внушающее, а внушение еще более убеждающее. Во взаимодействии они более качественно решают поставленные задачи (А. С. Новоселова, 1998, 2001; А. А. Оплетин, 2005, 2013; Н. Л. Пономарев, 1999, 2008).
Различия в методах: направленность в прямой психологической установке -личностная; во внешней - предельно социальная. Обе остаются психологическими установками, регуляторами поведения (предметного и социльно-значимого), обе являются в основе своей доминантными.
Как показали экспериментальные исследования, социальные установки решают сложные задачи саморазвития как в контексте ресоциализации личности при явлениях социальной дезадаптации (А. С. Новоселова, 2001; Л. А. Титова, 2006), так и при самосовершенствовании личности в области нравственной, социальной и гражданской позиции воспитанности (А. А. Оплетин [13], Е. Г. Коротаева, Н. Л. Пономарев).
Таким образом, механизмом саморазвития личности средствами физической культуры в условиях вузовского образования в нашем исследовании выступает доминанта с первичной общепсихологической и социальной установкой. Механизм основан на философской теории о единстве сознательного и бессознательного, теории установки Д. Н. Узнадзе и педагогической концепции И. Е. Шварца о взаимодействии убеждения и внушения в педагогическом процессе.
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основе концепции взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека в решении проблемы саморазвития личности средствами физической культуры в качестве ведущего механизма - выступает доминанта как комплекс устойчивых психологических первичных социальных установок, что позволяет решать данную проблему в инновационном ключе, представив решение ее под несколько другим углом.
Прежде всего, развитие творческого потенциала у студентов, опираясь на механизмы данной концепции, решает эти вопросы в более широком плане: расширяет поле познания себя и своих возможностей; актуализируя все сферы своей личности, в том числе и неосознаваемого; формирует глубокое стремление к постоянному самосовершенствованию своей личности согласно регулированию на высоком уровне эмоциональной сферы личности через доминанту, подкрепляя это стремление, углубляя эмоции, которые являются в основе своей малоосознаваемыми, по мнению ученых (А. П. Гримак), выступают довольно сильными доминантными регуляторами поведения и деятельности.
Саморазвивающая активность как источник внутренней активности личности под влиянием механизма доминанты стимулирует всю психическую деятельность студентов, многократно усиливает мотивацию к самостроению своей личности, что делает субъекта деятельности предельно активным в этом процессе.
Система саморегуляции на основе механизма доминанты, ведущая к постоянному самосовершенствованию личности средствами физической культуры, выступает и как волевая саморегуляция, регулируя интеллектуальную сферу личности, где убеждение, сознание и критичность психики осознанно решают задачи саморазвития и где внушение создает только благоприятный фон, усиливая убеждение, формируя волевые процессы.
С другой стороны, на основе концепции, где ведущий механизм - доминанта, ведущая к саморазвитию, влияя на всю психику в целом в форме «Психической саморегуляции», основанной на аутотренинге, убеждение и внушение на разных этапах занятий занимают разные позиции. В установочных беседах - убеждение доминирует - в состоянии релаксации, где решаются основные задачи саморазвития - доминирует внушение. В реализации установок в действии, когда они на уровне нового сознания осмысливаются и осознаются, доминирует убеждение.
Механизм доминанты подвижен, что позволяет проводить четкую регуляцию, стимулируя одно, другое, создавая новое, что дает при получении окончательного результата педагогический эффект, который достигается самой личностью, так как весь процесс идет от первого лица, через формулы, что заметно повышает качество окончательного результата.
Определение механизма, адекватно целям и задачам избранной концепции и в целом решает основные задачи исследования, отражающие всю систему саморазвития личности средствами физической культуры на основе концепции взаимовлияния и взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого в психике человека.
Литература
1. Алексеев, А. В. Себя преодолеть! - М.: Физкультура и спорт, 1982
2. Андреев, В.И. Саморазвитие личности менеджера. - Казань, 1992.
3. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка. - М.,1979
4. Бассин, Ф. В. Проблема «бессознательного»: О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. - М.: Медицина, 1968. - 468 с.
5. Бернс, Р. Развитие и концепции воспитания - М., Прогресс, с 86.
6. Виноградов, М.И., Точилов, К.С. Некоторые закономерности доминанты в трудовой деятельности // Механизмы доминанты. - М., 1979
7. Герасименко, В. Г. К применению в фехтовании способа активного самовнушения // Психическая саморегуляция в спорте. -Алма-Ата, 1977.
8. Киреев, А. Я. Применение способа активного самовнушения в фигурном катании на коньках // Психическая саморегуляция в спорте. -Алма-Ата, 1977.
9. Коновалов, Е. Д. Самовнушение в психотерапии и профилактике страха в плавании // Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1974. - Вып. 2. - С. 254-255.
10. И. В. Манжелей в работе «Педагогические модели физического воспитания» . - Москва: теория и практика физической культуры и спорта, 2008.- 143 с.
11. Новоселова, А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. Теория и технология. - Пермь, 1998. - 243 с.
12. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры : учеб. Пособие. - Пермь, 2007. - 139 с.
13. Оплетин, А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента ( на материале физического воспитания) . - Пермь, 2008. - 223 с.
14. Оплетин, А.А. саморазвитие личности студентов вузов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры : монография. - Пермь, 2012. - 190 с.
15. Ромен, А.С. Возможности организма человека, его надежность и вопросы самоуправления и управления // Психологическая саморегуляция. - М., 1983
16. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1959.
17. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. - Л., 1976
18. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе - Пермь, 1971 с.302.
19. Шихирев, Н.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.. 1976
20. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М.,1979.
Literature
1. Alekseev, A.V.Sebya to overcome! - M: Physical culture and sports, 1982
2. Andreev, V.I.Samorazvitiye of the identity of the manager. - Kazan, 1992.
3. Asmolov, A.G.Deyatelnost and installation. - M., 1979
4. Bassin, F.V.Problema "unconscious": About extramental forms of the highest nervous activity. - M: Medicine, 1968. - 468 pages.
5. Burns, R.Razvitiye and education concepts - M, Progress, with 86.
6.Vinogradov, M. And. Tochilov, K.S.Nekotorye of regularity of a dominant in labor activity//dominant Mechanisms. - M, 1979
7. Gerasimenko, Century of. To application in fencing of a way of active auto-suggestion//Mental self-control in sports. - Alma-Ata, 1977.
8. Kireev, A.Ya.Primeneniye way of active auto-suggestion in figure skating on the skates//Mental self-control in sports. - Alma-Ata, 1977.
9. Konovalov, E.D.Samovnusheniye in psychotherapy and fear prevention in swimming//Mental self-control. -Alma-Ata, 1974. - Vyp. 2 . - Page 254-255.
10. I.V. Manzheley in work "Pedagogical models of physical training". - Moscow: theory and practice of physical culture and sport, 2008. - 143 pages.
11. Novoselova, Ampere-second. Psikhologo-pedagogichesky bases of interaction of belief and suggestion as condition of resocialization of the identity of the condemned. Theory and technology. - Perm, 1998. - 243 pages.
12. It is braided, A.A.Samorazvitiye of the identity of the student nonconventional methods of physical culture: studies. Grant. - Perm, 2007. - 139 pages.
13. It is braided, And. And. Pedagogical bases of social and moral self-development of the identity of the student (on a material of physical training). - Perm, 2008. - 223 pages.
14. It is braided, And. And. self-development of the identity of students of higher education institutions by means of universal system of warm-up on occupations of physical culture: monograph. - Perm, 2012. - 190 pages.
15. Romaine, A.S.Vozmozhnosti of a human body, its reliability and self-government and management questions//Psychological self-control. - M, 1983
16. Rubenstein, S.L.Printsipy and ways of development of psychology. - M: Publishing house of Academy of Sciences of the USSR, 1959.
17. Khanin, BB. L. The short management to a scale of jet and personal uneasiness of C.D. Spilberger. - L.
1976
18. Schwarz I.E. Suggestion in pedagogical process - Perm, 1971 pages 302.
19. Shikhirev, N of N. Social installation as subject of social and psychological research//Psychological problems of social regulation of behavior. - M. 1976