ББК 65.04
О. В. Кожевина, О.Ю. Воронкова
Инвестиционная поддержка сбалансированного развития аграрных территорий
O.V. Kozhevina, O.Yu. Voronkova
Investment Support to the Balanced Development of the Agricultural Territories
Выявлена взаимосвязь инвестиционной поддержки и сбалансированного развития АПК. С использованием рейтинговой оценки определен инвестиционный статус Алтайского края в сравнении с регионами агропромышленной специализации. Проведена оценка реализации некоторых государственных и ведомственных целевых программ в Алтайском крае, определены механизмы сбалансированного развития территории и повышения ее конкурентоспособности.
Ключевые слова: национальная и продовольственная безопасность, аграрные территории, устойчивое развитие, инвестиционная поддержка, экономические риски.
The study defines correlation of the investment support and balanced development of the agro-industrial complex. Using the ratings determined by the investment status of the Altai Territory in comparison with the regions of the agro-industrial specialization the researchers assess the implementation of certain public and departmental target programs in the Altai Territory, define mechanisms of balanced development of territories and improvement of its competitiveness.
Key words: national and food security, agricultural territory, sustainable development, investment support, economic risks.
Важной составляющей национальной безопасности России является обеспечение продовольственной безопасности страны. Агропромышленный комплекс России занимает особое место в экономике страны и относится к числу основных народно-хозяйственных отраслей, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Устойчивое развитие АПК - это область экономических отношений, непрерывно обеспечивающих рациональную сбалансированность между факторами аграрного производства и необходимые темпы его движения в условиях хозяйственного риска и изменчивости внешних условий функционирования для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и товарах народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья.
Агропромышленному комплексу нужны инвестиции для того, чтобы отечественные предприятия сохранили свои позиции на внутреннем рынке страны и имели возможность экспортировать качественную продукцию. Ключевым фактором инновационного развития АПК выступает инвестиционный процесс. Согласно пороговым значениям инвестиций, необходимых для обеспечения экономической безопасности России (утверждены научным советом при Совете безопасности РФ), объем инвестиций в основной капитал (% к ВВП) не должен быть ниже 25%, в противном случае процесс воспроизводства нарушается.
Создание благоприятного инвестиционного климата - приоритетная задача федерального и регионального управления на современном этапе. Предпринимательский климат является важнейшим условием привлечения инвестиций для развития аграрных территорий. Инвестиционный рейтинг регионов, разрабатываемый в течение последних двенадцати лет рейтинговым агентством «Эксперт РА», считается единственным комплексным критерием оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведению бизнеса и улучшению жизненного уровня населения (табл. 1-4). Для определения инвестиционной привлекательности регионы рассматриваются в координатах «потенциал - риск».
Отдельной характеристикой инвестиционной привлекательности края является уровень его кредитоспособности. По данным Рейтингового центра «АК&М», за период с 2002 по 2009 г. Алтайский край поднялся с 75-го на 46-е место в оценке кредитоспособности субъектов РФ (см. рис. 1).
В 2009 г. Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» повысило долгосрочные рейтинги Алтайского края в иностранной и национальной валюте с уровня «BB-» до «BB» и национальный долгосрочный рейтинг с «A+(rus)» до «AA-(rus)». Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне «В». Одновременно агентством изменен прогноз по долгосрочным рейтингам в иностранной и национальной валюте по международной шкале и долгосрочно-
му рейтингу по национальной шкале с «позитивного» на «стабильный». Повышение указанных рейтингов международным агентством отражает высокое качество управления бюджетными финансовыми потоками, положительно влияет на формирование имиджа инвестиционно-привлекательного региона, на принятие решений инвесторами о реализации проектов в регионе, свидетельствует о результатах целенаправленной деятельности администрации Алтайского края по решению задач структурной перестройки и переводу секторов экономики на инновационную модель развития для выпуска конкурентоспособной продукции.
Алтайский край традиционно обозначается как житница России. Это первый из регионов России по
Рейтинг инвестиционного
количеству пашни - 6,5 млн га. Алтайский край -это классический зерновой регион. Здесь выращивается большое количество пшеницы, именно продовольственной, которая идет на производство муки как для хлебопечения, так и для макаронных изделий, круп и прочего, поэтому это первый регион в стране по производству муки, макарон, круп, натуральных сыров. Также Алтайский край - это третий регион по поголовью крупного рогатого скота, четвертый - по производству молока. В 2011 г было произведено 1423 тыс. т молока, собрано более 3919,5 тыс. т зерновых. Собранная в Алтайском крае пшеница обладает высоким качеством с уровнем клейковины 28%.
Таблица 1
потенциала Алтайского края
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
23 28 24 26 28 27 27 26 28 26 24 26 26 27 28
Таблица 2
Рейтинг инвестиционного риска Алтайского кра
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
49 54 48 61 45 55 49 56 74 72 71 60 62 37 64
Таблица 3
Рейтинг инвестиционного климата Алтайского края
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1В 1В 2В 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3С1 3С1 3С1 3В1 3С1 3В1 3В1
Таблица 4
Рейтинг агропромышленных регионов по инвестиционной привлекательности за 2010-2011 гг.
Регион
Максимальный потенциал - минимальный риск (1А) Краснодарский край Средний потенциал - минимальный риск (2А) Ростовская область Белгородская область Низкий потенциал - минимальный риск (3А)
Высокий потенциал - умеренный риск (1В)
Средний потенциал - умеренный риск (2В)
Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1) Ставропольский край Воронежская область Курская область Алтайский край Тамбовская область Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)
12002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1
Рейтинг относительной кредитоспособности Алтайского края
Значительная часть продукции не только поставляется собственному населению, но и в другие регионы Сибири, Дальнего Востока, крупные мегаполисы. В последнее время проблема продовольственной безопасности актуализируется в целом в мире и в нашей стране в частности. На территории России не производится в необходимых объемах животноводческая продукция (мясо, молоко и производные продукты из них). Для увеличения производства этой продукции сельскому хозяйству необходимы инвестиционные вложения для технического перевооружения, внедрения новых передовых технологий, модернизации существующих предприятий и строительства новых современных и высокотехнологичных комплексов.
В современных российских экономических условиях отдельному сельхозпредприятию привлечь инвестиционные ресурсы для реализации пусть и реалистичного, рентабельного инвестиционного проекта довольно сложно. Это связано прежде всего с тем, что как отечественные, так и зарубежные инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату вкладываемых средств. Как правило, объем необходимых инвестиций для реализации аграрных инвестиционных проектов значительно превышает объем предоставляемого инициатором проекта обеспечения (залога). Ликвидность предлагаемого обеспечения также имеет крайне низкий уровень. Кроме того, высокие риски, связанные в первую очередь с отсутствием эффективного и современного финансового менеджмента, создают проблему для инвестора по мониторингу реализации проекта.
В целях поддержки АПК в России с 2006 г. действовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который с 2008 г. приобрел формат «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции» на 2008-2012 гг. (далее - Госпрограмма). Алтайский край активно участвует во всех сегментах этой Госпрограммы. В регионе разработаны ведомственные целевые программы, согласно которым осуществляется льготное кредитование и субсидирование затрат на приобретение
техники, оборудования, скота и т.д. В процессе их реализации заметно выросли ассигнования на поддержку и развитие приоритетных направлений аграрного сектора экономики, активизирован инвестиционный процесс. Если в 2008 г. в Алтайском крае общий объем привлеченных в сельское хозяйство кредитов составил около 13867,4 млн руб., то в 2011 г. - уже 24299 млн руб.
Основу кредитно-финансовой поддержки сельского хозяйства края составляет Алтайский региональный филиал ОАО «Российский сельскохозяйственный банк». Являясь агентом Правительства РФ по выполнению федеральных целевых программ в аграрном секторе, филиал выступает основным участником реализации Госпрограммы и занимает лидирующие позиции среди российских банков, предоставляющих услуги сельхозпроизводителям и сельскому населению.
В соответствии с кредитной политикой Россельхозбанк в первоочередном порядке кредитует приоритетные отрасли сельского хозяйства, нацеленные на импортозамещение и развитие отечественного производства продовольствия и сырья в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.
Законодательство, оказывающее влияние на инвестиционную деятельность Алтайского края, можно рассмотреть на двух уровнях: федеральное законодательство и нормативно-правовые акты Алтайского края [1-3]. Общее федеральное законодательство регулирует отдельные аспекты инвестиционной деятельности: Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления и финансирования бюджетных инвестиций (ст. 79); Налоговый кодекс РФ (гл. 9) -льготы по уплате налога на прибыль для организаций (налоговый инвестиционный кредит); Земельный кодекс РФ - правовое регулирование инвестиций в строительство предприятия, здания и сооружения в части установления прав собственности.
Специальное федеральное законодательство устанавливает правовые и экономические основы инвестиционной деятельности - в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации (Федеральный закон №°39-ФЗ [1]), иностранных инве-
стиций (Федеральный закон №160-ФЗ). В этих законах прописаны гарантии защиты прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, даются определения основным понятиям в области инвестиционной деятельности.
Основным нормативно-правовым актом в области инвестиционной деятельности Алтайского края является Закон №61-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», который регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением органами государственной власти мер социально-экономического, правового и организационного характера по стимулированию инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития региона. Закон устанавливает меры стимулирования инвестиционной деятельности, условия, размер и порядок предоставления компенсаций, условия субсидирования налога на прибыль организаций, а также регулирует отношения в области осуществления органами государственной власти края прав инвестора, определяет порядок и условия участия в инвестиционной деятельности региона краевых унитарных предприятий и краевых учреждений.
Региональное законодательство края можно разбить по направлениям поддержки инвестиционной деятельности:
• государственные вложения (бюджетное финансирование региональных инвестиционных программ);
• государственное стимулирование инвестиционной деятельности (порядок субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, затрат по налогу на имущество и налогу на прибыль, залог имущества казны края, предоставление государственных гарантий Алтайского края);
• предоставление средств краевого лизингового фонда;
• содействие инновационному развитию (порядок осуществления инновационной деятельности в АПК края, меры государственного стимулирования инновационной деятельности);
• предоставление особого режима предпринимательской деятельности (нормативно-правовое регулирование проектов, касающихся ОАО ОЭЗ туристско-рекреационного типа);
• предоставление разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне «Сибирская монета»;
• государственная поддержка АПК (порядок предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, краевые и ведомственные программы инвестиционных вложений в АПК края, порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, порядок предоставления субсидий из кра-
евого бюджета на поддержку пчеловодства, мясного и молочного скотоводства, сельского туризма);
• стимулирование жилищного строительства (краевая целевая программа улучшения жилищных условий населения, порядок предоставления государственных гарантий по заимствованиям на цели завершения строительства многоквартирных жилых домов);
• в сфере малого предпринимательства (порядок предоставления начинающим субъектам грантовой поддержки, микрозаймов, поручительства при кредитовании).
Таким образом, действующая на территории Российской Федерации Госпрограмма на 2008-2012 гг. охватывает весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.
При реализации Госпрограммы применяется программно-целевой подход, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов. Целями программы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В целях реализации на территории Алтайского края Госпрограммы утверждены следующие ведомственные целевые программы: «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае» на 2009-2012 гг.; «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае» на 2009-2012 гг.; «Развитие пчеловодства в Алтайском крае» на 2009-2012 гг.; «Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае» на 2009-2012 гг.; «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг.; «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг.
Одним из приоритетных направлений развития Алтайского края, которое определено в Стратегии социально-экономического развития до 2025 г., является сельский туризм. Ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг. (ВЦП) [4] ориентирована на повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости, а также роста доходов на основе развития сельского туризма.
Объем финансирования программы в период 20092012 гг. составляет 205,7 млн руб., в том числе: за счет средств краевого бюджета - 23,9 млн руб., за счет вне-
бюджетных источников - 181,8 млн руб. В рамках программы осуществляются: субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей, создание мест отдыха в сельской местности, размещение государственного заказа на разработку краевых стандартов гостевых домов, охотничьих и рыбацких деревень; размещение государственного заказа на разработку культурно-познавательных программ о народных обычаях местного населения и типовых бизнес-планов организации сельского туризма; субсидирование части затрат на участие представителей Алтайского края в российских и международных выставках и ярмарках с целью продвижения услуг сельского туризма; субсидирование части затрат на выполнение договоров, заключенных гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с туристскими фирмами и агентствами с целью продвижения услуг в сфере сельского туризма на внешний рынок; издание информационнометодической литературы; финансирование создания в Интернете специализированного информационного сайта, посвященного сельскому туризму; освещение в средствах массовой информации положительного опыта развития сельского туризма.
На начало 2012 г. ВЦП профинансирована в размере 2,9 млн руб., что составляет 70,7% от плана по
программе на год. Малым формам хозяйствования предоставлена государственная поддержка в размере 2,7 млн руб., или 74,4% от понесенных ими затрат, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом гостевых домиков, а также на работы, связанные с их газо-, водо- и электроснабжением. 86,4% от профинансированного объема средств направлено личным подсобным хозяйствам, а 13,6% -крестьянским фермерским хозяйствам. На мероприятия по информационному сопровождению развития сельского туризма направлено 199,8 тыс. руб. В результате государственной поддержки в крае зарегистрировано 58 субъектов, участвующих в организации сельского туризма, а также организованы 432 места отдыха [5-7].
Между инвестиционным климатом и сценарием развития экономики региона существует очевидная взаимосвязь. С одной стороны, при выборе любого сценария развития предпочтение должно отдаваться такому, который в большей степени соответствует инвестиционным возможностям региона, обусловленным состоянием и перспективами инвестиционного климата. С другой стороны, реализация каждого сценария регионального развития должна, наряду с основными региональными задачами, преследовать в качестве главной цели улучшение инвестиционной привлекательности региона и формирование его конкурентных преимуществ.
Библиографический список
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон от 25 февраля 1999 г №39-Ф3 // Гарант: Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru/.
2. Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села» до 2010 г. : Закон Администрации Алтайского края от 10 марта 2004 г. №5-ЗС (с изм. от 11 июня 2009 г. №41-ЗС) [Электронный ресурс]. - URL: www. altairegion22.ru.
3. Ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг. : Постановление Администрации Алтайского края от 23 августа 2007 г. №371 [Электронный ресурс]. - URL: www. altairegion22.ru.
4. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-
2012 гг. : Постановление Администрации Алтайского края от 12.03.2009 №88 [Электронный ресурс]. URL: www. altairegion22.ru.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. - URL: http://ak.gks.ru.
6. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края - Информация о реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ в Алтайском крае за 2010, 2011 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. econom22.ru/economy/reg_programms/reality/.
7. Регионы России. Деловой климат. Инвестиционный потенциал. - Информация о реализации краевых и ведомственных целевых программ в Алтайском крае за 2011 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russianeconomy. ru/Investors/Document.aspx?ID=56273&docType=Region&r egionID=76.